Алексей кондратьевич саврасов писал картины природы и преподавал, Сочинение

Сочинение

метки:Саврас, Природа, Картина, Туберовский, Искусство, Проблема, Писать, Алексей

содержание презентации «Сочинение.ppt»

7245080500894″>
Слайд Текст
1

Сочинение

Часть С.

Подготовка к ЕГЭ

Русский язык. 11 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №9» г. Сыктывкар

2013

Выполнила: Шишкина Лариса Константиновна, учитель русского языка и литературы

2

Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы…

…первое дуновение весны. (по тексту О.М. Туберовской)

3

Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»

4

Типичные ошибки при написании сочинения в формате ЕГЭ

5

Ваши ошибки в К1

В тексте О.М. Туберовской поднимается проблема

Понимания

Ценности красоты природы.

В тексте О.М. Туберовской поднимается проблема человеческих чувств к природе

Влияния природы на чувства людей.

В тексте О.М. Туберовской поднимается проблема

(Внимательного, невнимательного, равнодушного,

Потребительского, хищнического, бережного)

Отношения человека к природе.

6

Ключи

слагаемых таланта художника – пейзажиста. Какими качествами должен обладать живописец, чтобы создавать произведения искусства высокого художественного уровня?

художественной значимости пейзажной живописи. Какими качествами должен обладать живописный пейзаж, чтобы картина стала истинным произведением искусства?

В тексте О.М. Туберовской поднимается проблема

7

требовательности педагога

Должен ли преподаватель живописи быть строгим и требовательным?

отличия столичного города от провинциального. В чем заключаются их особенности?

влияния красоты природы на творческое вдохновение художника. Как влияет красота природы на душу истинного живописца?

8

Лариса Константиновна

К1

В тексте О.М. Туберовской поднимается проблема

ответственности художника за свое творчество. Почему важно для живописца предъявлять себе высокие требования? умения видеть красоту в обычном. Способны ли мы подмечать в привычном пейзаже неуловимые изменения? Зачем нам нужно это умение?

9

К2

И что?

На первый взгляд, эта проблема не совсем актуальная, так как ничего глобального в ней нет. Но если вдуматься, то становится ясно, как важно уметь чувствовать природу даже в мелочах. Почему? А потому что на это способны люди с открытой душой, искренние, обладающие эмоциональной чуткостью и наблюдательностью. Эти качества в век компьютерных технологий, урбанизации и огромных скоростей, в век, когда люди оторваны от земли, очень важны.

Они не позволяют ожесточиться и огрубеть душой.

10

К3

И что?

Авторская позиция видна в тех требованиях, которые предъявлял А. К. Саврасов, известный живописец XIX века, к ученикам, себе и к творчеству. Нужно не только «знать природу как свои пять пальцев», но и чувствовать ее, уметь показать «в движении», чтобы картина взволновала не только художника, но и зрителя. О.М. Туберовская уверена, что, как и Саврасову, нам будет интересно подметить печальную иву у воды, веселые сережки на березе, маленькие зеркальца первых лужиц.

И тогда мы сможем находить радость среди серых будней.

11

К4

Я согласна с автором в том, что нужно уметь видеть красоту даже в незначительных деталях природы (а в этом нам обязательно помогут художники – живописцы), так как важно, чтобы душа в соприкосновении с природой наполнялась бодростью, красотой и желанием жить.

12

К4

Вспоминается эпизод из романа – эпопеи Л.

Н. Толстого «Война и мир», когда Андрей Болконский, главный герой произведения, разочарованный в жизни, после поездки в Отрадное полностью изменился. Его душа наполнилась надеждами на будущее, он понял, что жить будет любовью. Любовью к семье, к своему дому и к той юной девушке, которая так страстно восхищалась красотой лунной ночи. Именно эта необыкновенная ночь и встреча со старым дубом в лесу, который так долго сопротивлялся влиянию весны, а потом взял да и раскрылся многочисленными нежными листочками, настроили Андрея Болконского на позитивный лад.

13

К4

Проблема умения видеть красоту природы в обычном поднимается и в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки», написанном на рубеже XIX – XX веков. Революции, войны, противоборство политических сил – все это делало жизнь современников писателя напряженной и нестабильной. Но краски осени и запах яблок, которыми наполнен рассказ, заставляют нас вспомнить о детстве, о своих корнях, почувствовать силы жить и противостоять трудностям.

14

Способность подмечать в привычном пейзаже неуловимые изменения, видеть

движение жизни в природе, уметь оценивать красоту в обычном помогают нам не ожесточиться, не разочароваться в жизни, радоваться всему, что нас окружает.

15

Список используемых источников

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/aleksey-kondratevich-savrasov-pisal-kartinyi-prirodyi-i-prepodaval/

Авторская разработка

Литература: О.М. Туберовская. В гостях у картин. – Л.: Детская литература,1973.

Источники иллюстраций: А.К. Саврасов. Весна. http://stat16.privet.ru/lr/0b0b0fc5666a6a8dccc0c04decd8571a А.К. Саврасов. Грачи прилетели. http://www.paintingselect.com/images/Savrasov/021svrs_Grachi-prileteli.jpg

«Сочинение»

ОГЭ по русскому языку 2023 задание 11: номер 72 | ctjk5

(1)Алексей Кондратьевич Саврасов писал картины природы и преподавал в Московском училище живописи и ваяния. (2)Добрый и уступчивый в жизни, в вопросах искусства он становился требовательным и строгим.
(3)– Ну какая же это верба, юноши? — говорил он, просматривая работы учеников. (4)– Не знаете — посмотрите. (5)Десять раз посмотрите, потом рисуйте. (6)Надо знать природу как свои пять пальцев, чтобы писать пейзажи. (7)Верьте только своим глазам, а не выдумывайте природу.
(8)«Природу надо писать с волнением, с чувством надо писать. (9)Тогда и картина ваша взволнует зрителя», — учил Алексей Кондратьевич Саврасов своих учеников в Московском училище живописи и ваяния.
(10)…В 1871 году, ещё до прихода весны расстался Саврасов с Москвой. (11)И вот он на Волге, в Костроме. (12)Всегда был ему по душе этот старинный русский город. (13)В центре — высокая каланча да каменные ряды — мясные, молочные, табачные — для всякой торговли. (14)А за ними — по пригоркам, по оврагам — лепится серая от времени, деревянная Кострома — настоящая большая деревня. (15)Идёшь от Волги, поднимаешься в гору, плывёт в воздухе далекий звон колоколов Ипатьевского монастыря. (16)Тихо здесь после Москвы, и так легко, так свободно дышится.
(17)Глубокий снег ещё лежал на всех улицах, толстым слоем ровнял овраги, когда художник приехал в город. (18)Разыскав на базаре знакомого мужика, он поудобнее примостился на санках-розвальнях, подложил под голову ящик с красками и холстами, запахнулся в тяжёлую овчинную шубу и отправился в деревню — навстречу весне, навстречу природе.
(19)Художник снял комнатку в мезонине большого деревенского дома. (20)Но первые дни, даже недели, работа не клеилась. (21)Стоял у окошка, смотрел на убогие, занесённые снегом избы, на ветхую каменную церковку, на хмурое небо да на голые берёзы с чёрными прошлогодними гнёздами, старыми шапками торчащими на ветках. (22)Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника. (23)Надев сапоги, шёл по побуревшей дороге, присматривался, прислушивался, но весна не приходила.
(24)И пришла весна, как приходит всегда, — неожиданно, сразу. (25)Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. (26)Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. (27)Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. (28)Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. (29)Вот оно! (30)Началось! (31)Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. (32)Но главное — птицы! (33)С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они кружились в прозрачном воздухе, и унылые чёрные гнезда ожили: вокруг них хлопочут, кричат и радуются прилетевшие из-за моря долгожданные гости. (34)Шаги заскрипели по лестнице.
(35)– Кондратьич, а Кондратьич! (36)Чай будешь пить? (37)Я самовар вскипятила.
(38)– Потом, потом, хозяюшка. (39)Не до того мне сейчас! (40)Грачи прилетели! — весело отозвался художник.
(41)Схватив палитру, так и не захлопнув окна, он стал пристраиваться на подоконнике со своей работой.
(42)– Грачи прилетели! (43)Грачи прилетели! — напевал художник, набрасывая на холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы, и маленькую церковку. (44)Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь… (45)Да что теперь? (46)Пришла весна. (47)Был сон — пробуждается жизнь!
(48)Почему же так долго не мог художник взяться за кисти и краски? (49)Чего он ждал, чего ему не хватало? (50)Он ждал и нашёл наконец долгожданный момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (51)Теперь он мог показать природу в движении. (52)«Грачи прилетели!» — так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (53)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны.
(По О. Туберовской)

Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.

Алексей Кондратьевич Саврасов | Ночная сцена на Волге

Алексей Кондратьевич Саврасов | Ночная сцена на Волге | Метрополитен-музей ×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок: Ночная сцена на Волге

Художник: Алексей Кондратьевич Саврасов (русский, Москва 1830–1897 Москва)

Дата: 1871 г.

Середина: Масло по дереву

Размеры: 12 7/8 x 21 1/2 дюйма (32,7 x 54,6 см)

Классификация: Картины

Кредитная линия: Дар гуманитарного фонда Inc., 1972 г.

Регистрационный номер: 1972.145.4

Узнайте больше об этом произведении

Хронология истории искусств

Публикации музея

Европейские картины в Метрополитен-музее художников, родившихся до 1865 года: сводный каталог

Похожие произведения искусства

  • Алексей Кондратьевич Саврасов
  • Европейские картины
  • Масляная краска
  • Картины
  • Дерево
  • Из Азии
  • Из России
  • С 1800 по 1900 г. н.э.

Ресурсы для исследований

Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.

API Met Collection — это место, где все создатели, создатели, исследователи и мечтатели могут получить доступ к самым последним данным и общедоступным изображениям для коллекции The Met. Данные открытого доступа и общедоступные изображения доступны для неограниченного коммерческого и некоммерческого использования без разрешения или платы.

Обратная связь

Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму. Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.

Европейские картины в Метрополитене

Знаменитая коллекция европейских картин Метрополитен-музея включает более 2500 произведений искусства с тринадцатого по начало двадцатого века.

Алексей Саврасов: правда и поэзия

24 мая 2005 года исполнилось 175 лет со дня рождения одного из самых выдающихся художников-пейзажистов России Алексея Саврасова. Любимый и по сей день Саврасов чаще всего ассоциируется с его шедевром «Грачи прилетели» (1871). Хотя это выдающееся достижение русской реалистической пейзажной живописи, действительный размах и глубина творчества Саурасова гораздо больше. в начале 1850-х, Сб р Асов считался одним из ведущих русских пейзажистов. К двадцати пяти годам он создал много замечательных произведений, большинство из которых сыграло важную роль в развитии русской живописи в целом. Исаак Левитан, любимый ученик и последователь Саврасова, называл своего учителя «творцом русского пейзажа», утверждая, что искусство Саврасова выявляло «лиричность пейзажной живописи», исполненное «безграничной любви к родине».

6 декабря 2005 года в Третьяковской галерее открылась выставка работ Алексея Саврасова. И масштаб, и содержание мероприятия отличались от первоначально запланированных, но, тем не менее, в него был включен широкий спектр картин, в том числе произведения из частных и музейных коллекций, а также известные шедевры из Третьяковской галереи и Русского музея. Некоторые из представленных работ только недавно попали в поле зрения организаторов: они были новыми не только для широкой публики, но и для специалистов. Выставка сыграла жизненно важную роль в демонстрации масштаба и значения творчества Саврасова, одновременно, возможно, возродив в нем часть «безграничной любви» к родине, которой так часто не хватает сегодня.

Сын купца Саврасов провел детские годы в Замоскворечье. Его первые впечатления от изобразительного искусства пейзажной живописи относятся к ранним годам. К нежному возрасту двенадцати лет художник-самоучка создавал романтические картины и дешево продавал их уличным торговцам. Отец был против этого «бесполезного дела», однако с помощью Карла Рабуса, преподавателя пейзажной живописи в Московском училище живописи и ваяния, и просвещенного московского полицмейстера Лужина, талантливый юноша смог продолжить учебу. Впечатленные художественными способностями Саврасова, Рабус и Лужин сумели уговорить его отца, и в 1844 году Саврасов поступил в институт, где преподавал Рабус.

В то время русские и европейские художники-пейзажисты стремились запечатлеть особенности родной местности, подчеркнуть связь человека с родной землей. Не теряя сложившегося в предшествующие периоды чувства природы как единого и прекрасного явления, художники стремились исследовать повседневную жизнь и историю человека в ее связи с конкретным ландшафтом. Москва оказалась идеальным местом для изучения русской деревни и традиций. С конца 18 века и далее в почете было чуткое отношение Николая Карамзина к природе, широко обсуждалась национальная история и народные традиции в искусстве. В Московской школе такие темы также были важной пищей для размышлений. В 1843 г. Рабус стал преподавателем пейзажа в училище, и Саврасов быстро показал себя самым одаренным учеником учителя. В 1848 году его копии с видов Айвазовского получили высокую оценку, а его эскизы признали лучшими в своем классе. В следующем году Саврасов поехал на Украину, создав серию успешных пейзажей: критики приветствовали его как восходящую звезду русского искусства. В 1850 году за «Вид Московского Кремля при лунном свете», от которого сохранилось только название, и два пейзажа, созданные тем летом в имении Лужина Григорово под Дмитровом, правление Московского художественного общества присвоило Саврасову звание художника. Ясно демонстрируя большое уважение Саврасова к традициям Венецианова, Тропинина и Лебедева, эти работы также обладают той непосредственностью, поэтичностью, которая присуща его самым ранним пейзажам. «Скала в лесу у «Разлива»» в Третьяковской галерее наполнена детским удивлением перед миром, напоминая о прекрасных книгах, иллюстрированных в то время художниками абрамцевского кружка. «Вид на Кремль с Крымского моста в ненастье» (1851, ГТГ) демонстрирует мощную способность Саврасова смешивать впечатления от искусства с впечатлениями от реальных видов, создавая новые, естественные художественные структуры, привносящие в русский язык новые образы и смыслы. пейзаж.

Напоминая величественные грозовые пейзажи художников-романтиков, таких как Максим Воробьев и Василий Раев, этот вид, тем не менее, фокусируется на бытовой сцене, сочетая возвышенные чувства с приземленным изображением городской жизни. «Вид Киево-Печерской Лавры со стороны Днепра», созданный в 1852 г. после путешествия Саврасова по Украине, во многом похож. Местонахождение этой большой картины, находящейся сейчас в частной коллекции, лишь недавно стало известно специалистам. Результатом поездки Саврасова на Украину стало множество других замечательных видов ее просторов, в частности «Полдень в степях», хранящийся сейчас в Русском музее.

После выставки, состоявшейся в Московском училище живописи и ваяния в 1854 году, Саврасов добился известности как художник. Президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна не только приобрела на выставке одну из его картин, но и пригласила написать несколько пейзажей с натуры в своей загородной резиденции под Петербургом. В течение нескольких месяцев художник создал множество рисунков и две картины, которые произвели такое впечатление на правление Академии художеств, что 24-летний Саврасов был произведен в академики. Первая, «Берег моря близ Ораниенбаума», ныне находящаяся в частной коллекции, показала Саврасова как талантливого морского пейзажиста. Прекрасный, поэтичный вечерний вид, он показывает холмистую сельскую местность у моря, розовую в лучах заходящего солнца. Во второй картине «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (ГТГ) проявляется интерес Саврасова к будням природы: залитая солнцем поляна изображена в мельчайших подробностях, увлекая зрителя и приобщая ко всем ее маленьким тайнам. .

Хотя картины Саврасова «Петербург» явно имели большое значение, ни одна из них не была куплена Академией или ее президентом Великой княгиней. Возможно, их скромный, «демократический» характер не пришелся по вкусу большим ценителям искусства, которые изначально видели в Саврасове второго Айвазовского, мастера впечатляющих видов и блестящих закатов. Спустя четыре года «Вид в окрестностях Ораниенбаума» был куплен Павлом Третьяковым и стал одним из первых пейзажей в его коллекции.

Вернувшись в Москву, Саврасов вернулся к работе в своих любимых загородных местах в окрестностях города. Одним из любимых мест художника было Кунцево. Очень быстро появился ряд видов, во многом определивших будущее русской пейзажной живописи.

В конце 1850-х Саврасов работал с папье-пеле — особым видом гипсовой бумаги. Превосходный рисовальщик, он стремился сделать эти завораживающие рисунки такими же полными и завершенными, как и его картины, с любовью и точностью передавая богатство природы, красоту стройных деревьев и неподвижных вод, которые он наблюдал. Они напоминают более поздние картины другого выдающегося художника-пейзажиста Ивана Шишкина.

После смерти Карла Рабуса в 1857 году Саврасов занял его место преподавателя пейзажа в Московском училище. В том же году он женился на Софии Герц, сестре своего друга и сокурсника Константина. Второй брат Софьи, искусствовед Карл Герц, считался одним из самых образованных и просвещенных москвичей, основателем кафедры истории искусств Московского университета.

Этот новый этап в жизни Саврасова совпал с периодом реформ, происходивших в России после смерти царя Николая I. В Училище живописи и ваяния Саврасов был активным сторонником новых методов обучения, утверждая, что художники должны действительно образованные, открытые и творческие личности. Некоторые его пейзажи конца 1850-х — начала 1860-х годов полны романтических, поэтических образов, передающих ожидание Саврасова. Как и большинство россиян, художник жил надеждой на благотворные перемены. Другие работы были посвящены гармонии между человеком и природой, среди них «Пейзаж с ветряными мельницами» (1859 г., ГТГ) и «Пейзаж с дубами и пастухом» (1860, ГТГ). Наполненные нежным, задумчивым покоем, эти полотна показывают связь Саврасова с Венециановым и его школой, с возвышенной, идиллической традицией в искусстве и поэзии.

В 1860 году было основано Московское общество любителей художеств, в котором Саврасов сыграл важную роль. Общество объединило художников, ученых, писателей и меценатов, стремившихся продвигать в искусстве «ценности, лежащие в основе новой общественной жизни России»: ценности, которые, по мнению восторженного «доброжелательного русского меньшинства», проистекают из «просвещенного, добрые мысли и желание помочь другим». Общество поддерживало талантливых художников, организовывало выставки, конкурсы и публичные чтения. Ко времени учреждения Румянцевско-общественного музея, в 1862 г., Саврасов отвечал за перевозку в Москву из Петербурга ивановского «Явление Христа народу». Московское общество любителей художеств действительно сыграло важную роль в создании этого музея.

В 1862 году Саврасов посетил Всемирную выставку в Лондоне, после чего отправился в Данию, Францию, Швейцарию и Германию. Выявив широту и разнообразие художественных вкусов Саврасова, эта поездка оказала огромное влияние на его творчество. Творчество старых и новых западноевропейских художников, в том числе Александра Каламе, всегда занимало важное место в подходе Саврасова. В своих путешествиях художника особенно впечатляли работы английских пейзажистов и пейзажи Швейцарии. Он продолжал писать швейцарские горные пейзажи еще несколько лет после поездки в Альпы, хотя, к сожалению, немногие известны российским специалистам. Немногочисленные известные работы позволяют разделить восторг Общества любителей художеств, считавшего швейцарские взгляды Саврасова «одним из самых отрадных плодов» своей деятельности. Столь же далекие от унылой имитации и преувеличенного клише, эти виды дышат жизнью, правдиво показывая разнообразие, богатство красок и фактур горных пейзажей.

Несколько лет на выставках можно было увидеть только западные работы Саврасова. Возможно, решение художника было связано с внутренней потребностью пересмотреть свой подход, переосмыслить задачи, которым должно следовать русское искусство в новых исторических условиях. В 1866 году русские пейзажи Саврасова снова стали появляться на выставках, но теперь уже иной была мера вовлеченности художника, а значит, и зрителя в тему. Внимание Саврасова еще более сосредоточилось на природе и простой деревенской жизни. Его «Пейзаж с деревянной избой» (1866, Башкирский художественный музей им. Нестерова, Уфа) и другие виды того периода, местонахождение которых, к сожалению, неизвестно, свидетельствуют о его уникальной способности не только изображать русскую деревень, лесов и полей, а, по выражению Левитана, изображать «интимные и глубоко пронзительные черты» простейших русских пейзажей, которые «так сильно трогают нашу душу». Лирическое внимание Саврасова к деталям сочеталось с острым чувством пространства и богатством цвета. Важной вехой в его творчестве стал «Деревенский вид», написанный в 1867 году и находящийся в настоящее время в Третьяковской галерее. Скромные цветущие яблони, низенькая избушка и фигура пчеловода у костра компенсируются раскинувшейся гладью на заднем плане. Деревья тянутся вверх, как будто касаясь ясного неба над головой, и зритель получает ощущение интенсивной весенней активности на природе.

Сравнивая этюд с натуры и окончательный вариант картины 1869 года «Лосиный остров в Сокольниках», находящихся сейчас в ГТГ, зритель может лучше понять характер художественных исканий Саврасова. В картине умело сочетаются величественные сосны, грациозно парящие ввысь, с мирной, непритязательной красотой поля, где паслись коровы. В пейзажах Саврасова часто встречается отражение неба в воде: мощный и выразительный образ, поэтическую силу которого мы редко осознаем.

Этот мотив трактуется художником по-разному: ярким примером является, однако, «Лунная ночь на болотах» (1870, ныне Серпуховский историко-художественный музей).

Образный ряд Саврасова продолжал расширяться, особенно в начале 1870-х гг. Художник совершал частые поездки в провинцию, в частности на Волгу. Из городов на реке Саврасов рисовал в Нижнем Новгороде, Юрьевце и Ярославле, вокруг Казани и Жигулях. Сделав десятки этюдов, он создал несколько исключительно сильных картин, изображающих великую реку как образ самой России — «смиренной, но щедрой, смиренной, но могучей». Первая картина волжской серии «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» была закончена в 1870 году и осенью того же года приобретена Третьяковым. Саврасов, однако, внес некоторые изменения, окончательно датировав полотно 1871 годом. Сегодня работа находится в Нижегородском художественном музее. «Волга близ Юрьевца» (1871 г.), крупнейшая картина художника, в настоящее время находится в частной коллекции во Франции и практически недоступна. Один критик так охарактеризовал ее: «Довольно большая картина, шириной более сажени [2,13 м]. Колорит, так сказать, дождливый день. , Юрьевец на склоне холма и группа бурлаков, буксирующих свою баржу: сдержанный, но типичный пейзаж».

Легендарная картина Саврасова «Грачи прилетели» тоже была написана на Волге. Художник начал работу над своим шедевром весной 1871 года в Ярославле, продолжив работу в селе Молвитино, на родине Ивана Сусанина, где сезон наступает поздно. В конце того же года картина была показана на первой выставке передвижников, Саврасов был одним из основателей и членом правления группы «Передвижники».

Сама очаровательная картина известна каждому русскому школьнику. Как писал о Пушкине Андрей Платонов, это часть русской культуры «наряду с лесами и полями». Но что же придает этому произведению поэтическую глубину, или, как выразился Крамской, его «душу»? Ученик Саврасова Лев Каменев называл «Грачей» «священной молитвой», а «западник» Бенуа утверждал, что в них проявляется «могучий темперамент», «священный дар: способность внимать таинственным голосам природы… еще неслыханным». кем-либо из русских живописцев». Константин Коровин напоминает нам, что Саврасов любил говорить своим ученикам, что: «Природа всегда дышит, всегда поет, и песня, которую она поет, полна величия. Созерцать природу — высшее наслаждение. Мир — небо, а жизнь — тайна — прекрасная загадка».

Осознание прекрасной тайны жизни и острое чувство совершенной гармонии природы придают творчеству Саврасова необыкновенное очарование, сближающее его с творчеством лучших русских поэтов. Почитание художником природы, несомненно, можно рассматривать как религиозное, однако было бы неправильно связывать его творчество с верованиями какой-либо одной веры или религиозной традиции. На картинах Саврасова изображены не только русские храмы — вспомните, например, мусульманские мечети в его волжских пейзажах или белоснежный обелиск на могиле Пушкина.

Мировоззрение и философия художника находят, пожалуй, наиболее непосредственное и поэтическое выражение в небольшой картине «Весна» (1870-е годы, ГТГ). Половодье оттепели бирюзово-золотое светом Весеннего утра. Стройные березки тянутся изящными ветвями к сияющему солнцу и отражаются в прозрачной, яркой воде. Эта «неописуемо нежная синева» говорит о таинственном союзе неба и земли в душе человека и в природе. «Проселочная дорога» (1873) — еще один замечательно пронзительный пейзаж, напоминающий слова Третьякова: «Дайте мне лужу в тине, и в ней будет поэзия и правда, потому что правда и поэзия есть во всем, если художник может но открой их». Коллекционер был большим поклонником творчества Саврасова и купил многие его картины.

Лирическое мировосприятие Саврасова и его замечательная чуткость к «нервной системе» природы проявляются в самих сюжетах его картин. Залитые дождем поля, сверкающие на солнце, сельская местность на рассвете и в сумерках, сказочные зимние леса, окраины сонных деревень, летящие на юг птицы. Растения на картинах Саврасова также выразительны и полны жизни. Одни радостно тянутся к небу, а другие мечтательно ждут долгого зимнего сна. Некоторые из них сломаны, срублены или засохли, что передает ощущение тревоги или даже приближающейся смерти («Осенний лес. Проклятое пятно» 1872 г., в музее Ростова-Великого Кремля). Многие работы Саврасова освещены радугой — тем прекрасным явлением природы, которому люди всегда придавали символическое значение («Радуга» и «У монастырских ворот», как 1875 г., так и ныне в Русском музее).

В 1870-е годы Саврасов создал ряд идиллических сценок, показывающих островки простой, естественной жизни в городской сутолоке. С нежной любовью писал уютные дворики и живописные домики, например, «Дом в провинции» (1878, ГТГ). Другие работы этого периода более драматичны: в «Могиле у Волги» (1874, Алтайский краевой художественный музей, Барнаул) художник размышляет о краткости и хрупкости человеческого существования.

Восьмидесятые годы XIX века ознаменовались резким завершением карьерного взлета Саврасова. Художник погрузился в кризис, так как его брак распался, и он запил, потеряв место в Училище живописи и ваяния, где он преподавал 25 лет. Его упадок и уход из общества несут на себе все признаки экзистенциального кризиса, усугубленного, кажется, недостаточным признанием. Его растущее беспокойство хорошо видно на портрете художника, написанном в 1878 году его другом Василием Перовым в Третьяковской галерее. Саврасову, кажется, было трудно принять отход от прежних идеалов, который становился очевидным как в искусстве, так и в обществе. Увеличивающийся разрыв между машинной городской цивилизацией и его любимой природой причинял Саврасову сильную боль. Все это способствовало его упадку, и вскоре его имя стало лишь угасающей памятью в официальном мире искусства. За семь лет до смерти Саврасова в 189 г.0 в булгаковском справочнике «Наши художники» были опубликованы следующие сведения: «Саврасов Константин Алексеевич (1830-1876). Художник-пейзажист, академик». За этим неточным началом последовало несколько строк об этюдах и выставках Саврасова, содержащих дальнейшие ошибки.

Исключенный из современной ему художественной жизни, Саврасов, отмечает Коровин, стал воспринимать мир как гротескную «ярмарку» — «страшный, темный подвал». Тем не менее дух художника не был окончательно сломлен.В 0s в его жизнь вернулась некоторая нормальность с появлением нового партнера и детей, один из которых, Алексей Моргунов, впоследствии стал известным художником-авангардистом. В этот поздний период Саврасовым создано несколько замечательных пейзажей, свидетельствующих о том, что художник еще умел радоваться и удивляться красоте природы. 1893-1894 годы были, пожалуй, самыми продуктивными годами, результатом которых стали такие изыски, как «Весна. Огороды», ныне в Пермской картинной галерее, и рисунок «Вид села Покровское-Фили», в Третьяковской галерее. . Проявляя исключительное мастерство в обращении с простой белой бумагой, Саврасов изображает зимний день, когда вся природа ожидает прихода весны.

В последующие годы появилось много прекрасных рисунков: в 1894 году в Киеве был издан альбом последних рисунков Саврасова, приуроченный к 50-летию его дебюта. Более поздние картины и рисунки, выражающие грусть и тоску художника, оставляют сильное впечатление. На них изображены нежные весенние пейзажи, нарушенные уродливыми раскидистыми фабриками, чей густой черный дым словно отрезает землю от неба. Таковы «Ледоходы: вид с фабрикой» (1890-е, ныне в частном собрании) и «Пейзаж с Волынским селом» (1887, ГТГ). Саврасов, кажется, услышал глухой стук топора в «Вишнёвом саду» гораздо раньше большинства своих современников, предвидя и оплакивая экологическую катастрофу, которую принесёт матушке-Земле XX век.

Несмотря на личную трагедию Саврасова, в последние годы его жизни его надежды и идеи разделяли другие. Многие лучшие русские художники конца XIX века придавали огромное значение чувству «единства» с природой, умиротворенному созерцанию родной природы. Особенно это относилось к Московской школе живописи. Благодаря наследию Саврасова художники московской школы создавали полные духа, эмоций и жизни работы, говорящие об их стремлении охватить самые истоки русской культуры.

 

Спонсорами проекта выступили ОАО «Сургутнефтегаз» и г-н Анатолий Новиков

Иллюстрации

Грачи прилетели. 1871
Холст, масло. 62 на 48,4 см. Третьяковская галерея

Алексей Саврасов
Фотопортрет, 1860-е

Василий ПЕРОВ. Портрет Алексея Саврасова. 1878
Третьяковская галерея

Вид на Киев (на Киево-Печерскую Лавру) со стороны Днепра. 1852
Холст, масло. 91,5 на 129 см. Частная коллекция, Санкт-Петербург

Камень в лесу, автор «Разлив». 1850
Холст, масло. 44,5 на 60 см. Третьяковская галерея

Берег моря у Ораниенбаума. 1854
Холст, масло. 44 на 71 см. Частное собрание, Санкт-Петербург

Пейзаж с деревянной избой. 1866
Холст, масло. 43,5 на 62,5 см. Нестерова Башкирский художественный музей, Уфа

Пейзаж с дубами и пастухом. 1860
Холст, масло. 77,5 на 66,5 см. Третьяковская галерея

Швейцарский пейзаж с лошадьми. До 1868 г.
Холст, масло. 69,5 на 106,5 см. Частная коллекция, Москва

Волга под Юрьевцем. 1871
Коллекция Pivate, Франция

Могила у Волги. Ярославская область. 1874
Холст, масло. 81,3 на 65 см. Алтайский краевой художественный музей, Барнаул

Пейзаж с церковью и колокольней. Начало 1870-х
Эскиз к картине «Грачи прилетели» (1871). Карандаш и черный мел, плоская краска, белила, мокрая кисть на тонированной бумаге, наклеенной на картон.