Автор Елена На чтение 5 мин.
Доброго времени суток! Разберем в данной теме, что такое формирование личности человека, какие бывают стадии, и как происходит становление личности в обществе. Личность подразумевает под собой определение взрослого человека, способного на адекватное поведение в социуме, несущего ответственность за свои действия, со здоровым желанием быть полезным обществу. Личность формируется с рождения индивида и продолжает формироваться на протяжении всей жизни. Основным периодом формирования считается период, который называется детский или подростковый, именно на это время приходится большое количество факторов, влияющих на мировоззрение и отношение человека к окружающему миру.
Формирование и развитие личности
Развитие личности в процессе жизни происходит на протяжении всего периода. Человек постоянно накапливает опыт общения, обучается приспособлению к постоянно новым условиям и обстоятельствам, старается передать свои знания следующему поколению. С взрослением возникает сильное желание выделиться на фоне других людей.
Важно! Зачастую, желание выделиться среди людей и быть им полезным человеком воспринимается, как противоречие.
Индивиду хочется произвести впечатление, поделиться своими знаниями, поставить свой кирпичик в формировании общества. Таким образом работает процесс формирования личности. Условия формирования личности исходят буквально от первых дней новорожденного ребенка, как и факторы, влияющие на его личностное развитие в дальнейшем.
Процесс становления личности
В раннем возрасте ребенок копирует модель поведения с матери и отца. Большее копирование происходит у того родителя, который имеет большее влияние в семье. С взрослением у ребенка возникает потребность в самостоятельности, в психологии данный период называется детский кризис. Самым распространённым признаком является истерика на фоне неумения справляться со своими эмоциями самостоятельно.
Ребенка зачастую сравнивают с губкой, жадно впитывающей все вокруг. При формировании личности человека, его сознание копирует даже рекламу из телевизора или интернета. У него хорошо развита адаптация под изменяющиеся условия жизни. В пример приведу нежелание посещать школьные занятия, но все же при посещении учебного заведения чадо начинает соблюдать школьную дисциплину, как минимум, присутствие на месте во время урока на протяжении 40-45 минут. Школьная пора формирует растущий организм в определенную сторону, которая зависит от восприятия школьника.
Важно! Для более успешного социализирования ребенка ни в коем случае не принуждайте его к нему. Каждый человек должен почувствовать, что его понимают, ему сопереживают, в противном случае он не адаптируется, а будет стараться избегать коллективов.
Более прогрессивная социализация происходит при проявлении ребенком интереса к более тесному общению со сверстниками. Подобное объясняется тем, что в более раннем возрасте, для индивида не так было важно понимание социума. Но во время взросления приходит осознание, что без этого никак не обойтись и начинается наблюдение за группами, примерка ролей, ведущих и ведомых.
Во время нахождения в пограничном состоянии: уже не детство, но еще не взрослая жизнь, ребенок все еще требует педагогического подхода и наставления от родителей. Подростковый возраст направлен на поиск себя в этом мире, сопровождающийся большим количеством взлетов и падений. И только пройдя этот путь, приспособившись к обществу, появляется желание делиться накопленным опытом с окружающими.
Загадать желание, чтобы сбылось: 5 правил и 3 ошибки во время загадывания
Этапы формирования личности
Процесс развития личности проходит в несколько этапов, как хороших, так и плохих.
Если говорить простым языком и кратко, то они имеют следующий вид:
- Адаптация. Навык человека к психологическому приспосабливанию к социальным группам и их деятельности.
- Индивидуализация. Потребность выделяться в группе, демонстрация собственной самостоятельности.
- Интеграция. Объединение с людьми, их деятельностью, укрепление связи с окружающими, для получения в дальнейшем желаемого результата.
- Дезинтеграция. Характеризуется самоизоляцией или отторжением обществом, предпринимаются попытки минимизирования общения с окружающими, что останавливает формирование личности.
- Деградация. Является обратным развитием, при котором человек регрессирует, понижается его работоспособность, уменьшается активность и пропадает адекватное поведение.
Факторы становления личности
Находясь под влиянием множества разных факторов, в результате формируется личность человека. Факторы не могут существовать раздельно, так как от одного исходит другой.
На становление личностью влияют следующие факторы:
- Внутренние – классифицируются развитием темперамента, стремлений, силы воли и мотивации.
- Внешние – влияют природные и психологические особенности, педагогическое и общественное воспитание.
- Социальные – считаются приобретенные навыки, познания, манеры поведения человека.
- Биологические – за категорию отвечают наследственные и врожденные способности.
Становление личности ребенка
Формирование личности в психологии происходит благодаря усвоению компонентов социализации. Компонентами выступают индивид или группа лиц, а может даже целая организация, обладающая влиянием на чередование ребенком социальных ролей.
К таким относят следующие примеры:
- Люди основной социализации – мать, отец, ближайшие родственники, круг друзей.
- Люди вторичной социализации – учителя в школе, священники, сослуживцы в армии и тому подобное.
На протяжении пути жизни люди по своей важности могут меняться.
Родительская роль в формировании личности чада
Важнейшая роль в становлении личности накладывается на отца и мать. Именно в семье закладывается фундамент поведения, понимание внешнего мира, доброты и зла, хорошего и плохого. В первую очередь от образа родителей отталкивается ребенок, при выборе круга общения в будущем. Невзирая на воспитательный процесс, восприниматься родители с течением времени будут по-разному, но фундаментальная база все равно будет браться именно с них.
Если образы отца и матери будут положительными, то и психика ребенка будет здоровой, а поведение адекватным, и он сможет справиться со всеми трудностями по жизни. Наблюдение за отрицательными образами родителей, где царит тотальный контроль, подчинение, может расшатать психику ребенка, да и не только ребенка, а даже у повзрослевшего человека, что негативно скажется на качестве его жизни.
В течение жизни человеку свойственно меняться. Речь идет не только о физиологических процессах, но и о ментальных преобразованиях. С возрастом наши взгляды и ценности претерпевают изменений. Каждый прожитый год несет определенный опыт, мы меняем образ жизни, социальный статус, ухудшается или улучшается физическое самочувствие. Как выглядят эти удивительные трансформации в разрезе с точки зрения каждого временного этапа? Мы поделимся с вами наблюдениями и детально рассмотрим, как меняется мышление с возрастом у человека, идущего вперед по дороге жизни.
Должны ли меняться ценности?
Ответ на этот вопрос однозначен: должны. Согласитесь, человек, которому перевалило за 40 с мышлением студента не вызовет у вас ни доверия, ни уважения. Изменение приоритетов, пересмотр взглядов и способность извлекать опыт из жизненных ситуаций – это признак взросления личности. Не последнюю роль в этом процессе играют знаковые события, а также возрастные кризисы, преодоление которых переводит личность на более высокий уровень осознанности.
Условно этапы смены приоритетов происходят в промежутках:
- Пубертатного периода, когда подростком руководят гормоны;
- 20 лет, когда наступает частичная или полная свобода действий;
- 30 лет, когда человек формирует свой социальный и личный статус;
- 40 лет, когда человек получает дивиденды от инвестиций, вложенных в собственное развитие;
- От 50 лет и старше, когда появляется время на себя и подводятся итоги.
Мы не будем акцентироваться на физиологии и возрастных изменениях организма, хотя они играют не последнюю роль в определении жизненных приоритетов. Статья будет посвящена внутренним душевным трансформациям, которые происходят в человеке по итогу прожитых лет. Наглядно они проявляются каждые 10-20 лет. Как правило, эти жизненные промежутки контрастируют между собой в связи со сменой статуса в карьерной, социальной и семейной нише. Забегая наперед, отметим: контрастировать они должны. Это признак движения вперед. Далее рассмотрим подробно, как ценности меняются с возрастом.
Пубертатный период
«Играй мой гормон!».
Это выражение, как нельзя лучше характеризует этап трансформации ребенка в подростка. Юность неразрывно сопряжена со сложным периодом, когда на плечи неокрепшего духом отрока обрушивается колоссальные объемы информации. Эмоции накаляет не поддающийся контролю всплеск гормонов. Организм перестраивается и запускается механизм превращения утенка лебедя.
Опасности возраста: Именно в это время нам кажется, что весь мир, включая самых близких людей, настроен против, и нет человека, способного в полной мере оценить масштаб наших переживаний. Под воздействием импульса подросток склонен к совершению необдуманных поступков с тяжелыми последствиями.
Перспективы: Мощнейший потенциал при условии, что неуемная энергия будет направлена в конструктивное русло. Пубертатный период – время первой любви, ярких переживаний и формирования первых выводов о том, что такое жизнь. Хочется писать стихи, совершать великие дела и жить, как герой любимого фильма. Как правило, с годами острые углы категоричных суждений отесываются, гормоны прекращают фонтанировать и будоражить, но сейчас, держите меня семеро! Я хочу покорить этот мир!
20 лет и далее
«В каждом возрасте свои прелести, но в молодости еще и чужие».
Именно так можно кратко и емко охарактеризовать возраст, именуемый философами летом жизни. Сексуальный потенциал находится на пике. Появляются перспективы карьерного роста. В возрасте ближе к 30 человек накапливает определенный жизненный опыт, при этом оставаясь физически активным и привлекательным.
Перспективы: В период с 20 лет человек максимально продуктивен в работе, семейных отношениях, социальной и общественной жизни. Он полон сил и энергии к новым свершениям.
Опасности: Синдром «поведенческого старения» и кризис 25 лет. Под первым термином психологи подразумевают эффект заношенности организма вследствие ведения неправильного образа жизни. Результат «на лицо» становится следствием бурной юности, зависимости от вредных привычек, хронических стрессов и ускоренного темпа жизни. Что касается кризиса 25 лет, он может наступить в результате нереализованности. Но, кризис смысла жизни способен дать мощный толчок для пересмотра приоритетов и осознанного выбора более продуктивного жизненного пути.
30 лет и далее
«Если в 30 лет у вас на кассе все еще просят предъявить паспорт, значит, прекрасный повод для гордости!».
Как меняется наше мышление с возрастом в 30? К этому времени большинство людей уже состоят в крепких семейных отношениях, имеют работу, а также накопленный опыт. Сформированные принципы помогают лучше ориентироваться в жизни, утверждают личность, обеспечивают безопасность и стабильность.
Перспективы: возраст от 30 лет – это период, когда человек способен в полной мере ощутить свою состоятельность и получать удовольствие от материальных благ, а также отношений, которыми себя окружил.
Опасности: Кризис среднего возраста. Именно разменяв четвертый десяток, человек рискует прийти к выводам, что все это время тратил свою жизнь впустую. Могут разочаровать семейные отношения. Именно на этот период приходится больше всего разводов. Разочарование в том, что посвятил жизнь не тому делу, иногда толкает в депрессивные состояния. Однако, если сделать правильные выводы и найти в себе храбрость зажить так, как этого всегда хотелось, но было страшно, в 40 лет откроется второе дыхание.
40 лет и далее
«В 40 лет жизнь только начинается».
Как меняются ценности человека с возрастом в 40+? К этому времени все может измениться кардинальным образом, в том числе и сам человек. Эмоциональный фон из возбужденного сменяется уравновешенным. В 40 к нам приходит мудрость, поскольку эмоции уже не заглушают голос здравого рассудка.
Перспективы: Появляется уверенность в себе, а в окружении остаются только проверенные временем люди. При правильном образе жизни и позитивном отношении женщины в этом возрасте расцветают, а мужчины становятся более респектабельными.
Опасности: Последствия неправильного питания, пассивного образа жизни, вредных привычек становятся практически необратимыми. Бороться с морщинами, лишним весом, хроническими и приобретенными недугами будет сложно. Мимическая маска на лице после 40 – это показатель того, какими чувствами был охвачен человек все это время. Поэтому, стоит задуматься об этом уже сейчас, настроив себя на оптимистический лад и активно занявшись собственным здоровьем.
50 лет и далее
«Баба ягодка опять».
В силу изменений взглядов, которые стремительно происходят в современном обществе, это выражение сместилось на пять лет вперед. «Ягодкой» женщина сегодня может быть в 50+. Яркий пример – Дженнифер Лопез, Моника Белуччи, Шэрон Стоун и другие. Моральная зрелость, накопленный багаж опыта и сохраненное здоровье в 50 лет открывают перед человеком множество дверей.
Перспективы: Возможность посвятить жизнь любимому занятию, внукам, приятным хлопотам, связанным с заботой о себе и близких. Это время общения с добрыми друзьями, на которое раньше не хватало времени, а также воссоединения с родственниками.
Опасности: Есть риск скатиться в глубокую депрессию. Если в сознании человека преобладает негативизм, он наверняка отразится на психосоматике, что ухудшит моральное и физическое состояние. Чтобы этого не допустить, проводите больше времени с приятными людьми, освойте интересное хобби, занимайтесь посильными физическими упражнениями и тщательно следите за собственным здоровьем.
Быть счастливым можно в любом возрасте. Важно помнить о том, что жизнь на любом ее этапе способна удивлять, радовать и дарить незабываемые моменты! Замечайте их, и получайте удовольствие от проживания каждого дня. Жизнь оценит ваше стремление получать от нее все самое лучшее и наверняка ответит вам взаимностью!
Спасибо, что помогли сделать качество статей лучше!
Для написания эссе я выбрала высказывание Эриха Фромма «Самый важный плод усилий человека — его собственная личность». В данном высказывании поднимается тема становления личности человека. Автор считает, что самым главным достижением любого человека является он сам, его личность.
Каждый человек на раннем этапе своего развития является индивидом, то есть единичным представителем человеческого рода, просто носителем биологических качеств. И только путем социализации(процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, характерных в конкретном обществе) он может стать личностью — носителем уже социально-значимых качеств.
Только путем этого важного процесс человек может раскрыть свою индивидуальность, что представляет собой неповторимые качества человека, отличающие его от всех остальных людей. Бывает первичная и вторичная социализация, она длится в течение всей жизни человека и обуславливается деятельностью агентов и институтов социализации. Важными психологическими характеристиками формирующейся личности считается характер, темперамент и непосредственно способности. Характер человека так же формируется в процессе социализации. Он представляет собой совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей человека.
Однако каждый человек имеет и задатки к чему-то, то есть склонность к выработке каких-либо качеств и к развитию каких-либо способностей. И только благодаря личностным качествам, например, упорству, силе воли, целеустремленности, такие, казалось бы, незначительные задатки могут перерасти в нечто большее, то есть талант -выдающиеся способности человека, проявляемые в конкретной сфере деятельности, позволяющие добиваться высоких результатов, — и стать отличительной чертой личности.
💥 Читайте также: Как самостоятельно написать эссе по обществознанию на 6/6 баллов →
Таким образом, личность человека представляет собой огромный труд, потому что для ее становления требуется не только влияние общества, но и внутренняя корректировка, ведь, так или иначе, в сознательном возрасте человек сам решает, чем ему заниматься и в каком направлении и продолжать развитие своей личности. А иногда такие решения бывают очень нелегкими и действительно волевыми.
Убедимся в этом на историческом примере. Австрийский психиатр еврейского происхождения Виктор Франкл был действительно сильной личностью. Во время Второй Мировой войны он был узником концентрационного лагеря. Удивительно, но он не только не потерял личность, как это было с другими узниками, попавшими в совершенно нечеловеческие условия, но и продолжил работать, тем самым помогая другим заключенным выжить, подбадривая и напоминая о смысле их жизни. Этот пример действительно показывает, что сильной личностью можно стать только путем собственных усилий.
Другим примером может стать главный герой произведения “Повесть о настоящем человеке” Бориса Полевого, который был летчиком. Его самолет был сбит за линией фронта, и он без воды и еды ранней весной добрался до ближайшей деревни, после чего из-за обморожения были ампутированы обе его ноги. Но даже после пройденных испытаний, долгой реабилитации, и практически невозможного возвращения к любимой профессии, он смог в совершенстве овладеть протезами и в итоге добиться разрешения участвовать в боевых действиях. Данный пример также подтверждает высказывание, героя не сломили множественные испытания, они лишь укрепили его личность.
Таким образом прав был автор, говоря, что “самый важный плод усилий человека — его собственная личность”.
Время чтения 11 минут
Правила психологии, что это и зачем нужны? Мы живём в быстроразвивающемся мире, постоянно контактируем с людьми, стремимся к чему-то или впадаем в апатию, радуемся и грустим, а ведь можно сделать жизнь проще и счастливее. Всё зависит от нашего отношения к жизни, внутренних правил жизни, которые используем на практике каждый день, порою не замечая, что движет нашими действиями. В статье рассмотрим мудрые советы для жизни или правила психологии для счастья, помогающие жить полноценной и счастливой жизнью, радоваться новому дню и достигать любых желаний.
<<Оглавление>>
Золотые правила психологии для счастья
Психология жизни человека очень многогранна, включает психологию успеха, развития, общения, личностного роста. Что же нужно в первую очередь для счастливой жизни? Рассмотрим основные правила психологии для счастливого человека:
1. Наша жизнь — наша мысль, отражение стремлений
Человек не может менять обстоятельства жизни, но способен поменять отношение, мнение, мысли. Жизнь человека движется в направлении наиболее сильной мысли, концентрации внимания, полезно учиться направлять мышление в сторону успеха, процветания, счастья. Думая позитивно, создаём новый мир, а планируя новые достижения, создаём фундамент для новой жизни, будущих успехов.
2. Моя жизнь — мой выбор
Для обретения внутренней гармонии, счастья важно осознать, что наша жизнь зависит от внутреннего выбора, который делаем ежедневно. Только сам человек решает, чем заниматься, с кем общаться, какой деятельности посвятить жизнь, будет ли любовь в жизни. Внутренние протесты могут мешать осуществить желания и планы, важно поверить в себя и возможность самореализации, обретения удовлетворения во всех сферах жизни.
Правила психологии упрощают отношение к жизни, дают возможность верить в собственные силы, учиться создавать жизнь, менять её к лучшему.
3. Правило самоуважения
Ощущение важности собственной личности, признание особенностей и способностей необходимо, тогда возможна и счастливая жизнь. Не нужно быть, как все, важно открыть свой потенциал, научиться использовать особенности в жизни. Наличие высокой самооценки и уважения помогает достигать высоких результатов, психологи утверждают: важно научиться любить и принимать собственную личность для получения ответной реакции общества. Человек неуверенный не может раскрыть свои внутренние таланты, привлечь внимание, получить уважение общества. Процесс имеет прямую взаимосвязь с внутренней оценкой.
4. Право на ошибку
В процессе жизни людям свойственно делать ошибки, неправильные поступки. Это нормальный процесс — только падая и подымаясь, мы учимся ходить, в жизни тоже мудрость приходит с годами, благодаря накопленному опыту, который не возможен без ошибок. Не стоит корить себя, делаем выводы и живём дальше, избегая подобных действий в будущем.
О соблюдении законов речь не идёт, это обязательно, главное — слушать внутренний голос, интуицию и совесть, они не обманут при выборе решения. А мелкие просчёты не должны влиять на самооценку, чем больше шишек, тем больше знаний, главное — продолжать идти вперёд с верой в сердце.
Трудности даны человеку для роста, преодолевая новый рубеж — становимся сильнее, без трудностей ждёт застой в жизни, а для счастливой и успешной жизни необходимо развитие. Проблемы и трудности — задачи жизни, их необходимо решать, а не переживать.
5. Право на самоидентичность
Для счастливой жизни важно понимать: каждый человек уникален, у всех свои особенности, полезно вырабатывать собственный стиль, искать интересы, наклонности, стремления, присущие на внутреннем уровне, искать и находить. Не стоит бояться быть «белой вороной», именно новаторы и люди с нестандартным мышлением достигают высот в жизни, становятся известными писателями, артистами, музыкантами, политиками.
Именно они часто являются лидерами, возглавляют бизнес-компании, организации, партии, группы по интересам. Умение думать, генерировать идеи, находить нестандартные подходы — незаменимы в жизни, как и признание собственных особенностей, преимуществ.
6. Саморазвитие — путь к лучшей жизни
Важно понимать, что изменить других людей крайне сложно, лучше научиться ладить с родственниками, устанавливать хорошие отношения с коллегами, понять, как привнести частичку счастья в свой дом, отношения, отдавая — получаем. Жизнь отвечает взаимностью. В народе говорят: «Что посеешь, то и пожнешь». В данных словах — истина, главное правило успешной коммуникации. Итак, для получения любви — необходимо научиться любить, для улучшения общения — быть открытым и внимательным к людям, для получения помощи — помогать другим.
Правила психологии для счастья логичны и справедливы, соответствуют правилам мироздания.
7. Жить здесь и сейчас
Жизнь — это сегодня, текущее мгновение, вчера — прошлое, завтрашний день — будущее. Секрет счастливой жизни — жить сегодняшним днём, оставляя обиды, неприятности в прошлом. Осознание важности жизни в данный момент времени, делает человека более внимательным, ответственным, позволяет избавиться от тревог прошлой жизни. Прошлое — опыт, нужно его принять и простить себя и других за ошибки, стремиться к лучшему в будущем, нельзя изменить прошлое, но можно создать будущее!
8. Благодарить жизнь
Важно избавиться от ощущения жалости и никчемности, которые возникают у пессимистически настроенных людей. Замечая положительные стороны жизни, легче идти вперёд, верить в лучшее. Жизнь нужно благодарить за хорошее и плохое, без негативного опыта невозможно осознать разницу, почувствовать радость и счастье. Признавая и замечая хорошее в жизни, создаём основу для ещё лучшего, ищем новые пути и способы достижения высоких целей.
9. Мир находится в гармонии
Счастливые люди, например, буддисты точно знают: в мире всё стоит на своих местах — солнце движется, день сменяет ночь, приходят зима и весна, всё меняется и находится в гармонии, согласно законам Вселенной. Такие мысли помогают расслабиться, принять неизбежное, сложно контролировать всё в жизни, только концентрация внимания зависит от человека и мысли. Потому стоит наблюдать прекрасное в жизни и мыслить спокойно, суверенно, позитивно, что обеспечит счастливую жизнь, спешка и нервозность — вредят жизни, снижают эффективность работы.
«Спокойствие, только спокойствие», — как говорил Карлсон. Это наивысшая сила, помогающая человеку во всех жизненных ситуациях.
10. Новый день — новый шанс
Психология жизни становится простой, если рассуждать следующим образом: что бы я делал, будь это мой последний день, какие желания стремился реализовать, больше бы ценил время? Важно осознать свои интересы, стремления, не тратить время впустую. Научиться ценить жизнь, ведь она даётся людям только один раз. Конечно, резко изменить жизнь — сложно. Сначала нужно научиться получать удовольствие от жизни: работы, семьи, извлекать пользу из опыта жизни, а дальше — менять к лучшему, достигать большего.
Правила психологии для счастья простые и важные, часто перекликаются с народной мудростью, люди замечали законы жизни, отражая в поговорках и притчах. Стоит постепенно менять жизнь, внедрять новые правила, установки, меняя себя, делаем шаг навстречу изменениям в собственной жизни, отношениях с окружающим миром, близкими людьми. Шаг за шагом можно выстроить собственную картину мира, стать действительно счастливым человеком.
Хорошая счастливая жизнь — возможна
Жить счастливой жизнью можно, научившись использовать правила психологии, изменив отношение к жизни. Счастье — это состояние души, его нужно культивировать, излучать, а не искать. Люди, способные быть счастливыми в душе, притягивают других, положительно настроенных личностей, легче находят работу, новые шансы, достигают успехов.
Итак, основные принципы жизни счастливого человека
Всё, что происходит, к лучшему
Внутренний настрой на позитивные изменения, помогает поймать волну удачи, увидеть новые возможности. Когда жизнь даёт кислый лимон, умей извлечь из него лимонад. Любое событие, ситуация имеет 2 стороны — положительную и отрицательную, часто светлую сторону сложнее найти, однако она существует.
Забывать обиды
Счастливый человек не держит зла, понимает: прощение помогает в первую очередь тому, кто прощает. Надо быть здоровым, спокойным, радостным. А накопление обид ведёт к заболеваниям и неврозам.
Быть открытым к общению
Счастливые люди любят знакомиться, общаться, умеют слушать и выражать свою точку зрения. Понимают: каждый человек имеет право на различные взгляды, это не помеха для дружбы и общения. Они всегда искренни, доброжелательны, заряжают позитивом. Готовы к сотрудничеству и партнёрству.
Принимать ответственность за жизнь
Прекрасно понимают, что жизнь — результат собственных усилий, желаний, культивируют позитивное восприятие, ставят цели и достигают желаемого. Никогда не обвиняют окружающих и мир в несправедливости, начинают всегда анализ с себя. Спокойно воспринимают промахи и ошибки. Счастливый человек не отчаивается в случае неудачи, а продолжает искать способы получения желаемого или ставит новые задачи: «Всё наладится, добро на нашей стороне».
Уметь отдавать
Для счастливой жизни и гармонии в душе важно уметь отдавать: любовь, внимание, заботу окружающим людям, делиться с другими мыслями, временем, знаниями. Отдавая, человек становится более открытым миру и, в итоге, получает больше — любви, счастья, благополучия. В современном мире культивируется потребительство, однако оно не помогает обрести счастье, а мешает, создаёт систему ценностей для эгоистов. Отдавая часть жизни другим, помогая близким, становимся действительно счастливыми, чувствуем собственную значимость.
Психология поведения человека уделяет особое внимание умению строить взаимоотношения, стремлению изначально понять, проявить интерес к другим, помочь создать почву для общения. Каждый человек думает о собственных интересах, а, чувствуя внимание со стороны окружающих, начинает раскрывать свои лучшие качества, идти на контакт.
Уважать себя и окружающих
Самоуважение необходимое условие успешной и счастливой жизни. Понимая свою ценность, можно научиться уважать и любить других людей, проявлять внимание, быть открытым миру. Уважение собственной личности -значит признание своих особенностей, заслуг, понимание важности собственной жизни. Помогает и наличие миссии, её реализации.
Психология человека — это сложная и простая тема, прежде всего, нужно понимать, что люди похожи, стоит относиться к окружающим, как к себе. Добро, человечность, внимание, понимание — всегда способствовали взаимопониманию.
Уверенность в собственных силах
Психология личности человека говорит о важности уверенности в жизни человека. С верой в свои силы можно свернуть горы, достичь небывалых высот. Счастливые люди верят: могут обрести в жизни всё, что пожелают, необходимы лишь знания, настойчивость и время для осуществления планов. Всё в руках человека. Уверенность можно укреплять при помощи дневника успеха — записывать все достижения в жизни, новые свершения, положительные отзывы. Перечитывать в сложные периоды жизни, понимая, что трудности временны, нужно продолжать действовать.
Излучать любовь
Умение любить окружающий мир связано с любовью к себе, когда человек может заботиться о себе, наполнять собственную жизнь радостью, то и к окружающим людям относится доброжелательно. Естественно, что негативное отношение к себе также проецируется на внешний мир. Важно беречь гармонию в душе, растить добро, радость, уметь снижать влияние стрессов на жизнь, не позволяя срывать злость на других. Есть другие способы разрядки — спорт, музыка, любимые занятия, чтение литературы.
Правила психологии также говорят о взаимности в мире, любовь рождает любовь, а зло лишь разрушает мир и отношения между людьми.
Стремиться к познанию
Счастливые люди читают книги, постоянно стремятся к развитию, познанию мира, обретению новых знаний и навыков. Они осознают важность получения знаний для успешной жизни, кто владеет информацией — владеет миром. Счастливый человек легко обучается, готов к смене работы, обстановки, старается не зацикливаться на одних действиях, ищет новые способы для самореализации. Хотя можно получать радость от жизни, меняя отношение к работе, семье, благодаря поиску положительных сторон, это первый и необходимый шаг.
Не ждать благодарности
Психология поведения человека говорит о склонности людей забывать о благодарности, поэтому, делая добро, не стоит ждать ответной реакции. Она придёт от жизни, не всегда от конкретного человека, нужно научиться получать удовольствие, отдавая энергию, внимание, знания. А благодарность — второстепенное действие, не всегда имеет место в поведении людей и не стоит беспокойства.
Уметь переключаться
Психология жизни человека напоминает, что накапливать стресс вредно, счастливые люди живут настоящим моментом и не хранят в памяти постоянно одни события, мысли. Важно, уходя с работы, забывать про работу, уметь переключаться на домашние дела, не нести проблемы в дом. А на работе концентрироваться лишь на рабочих вопросах. Любое действие должно быть закончено и возможность быстро переключаться помогает сохранить ощущение счастья, здоровья.
Уметь прощать
Счастливый человек не держит обиды в душе, осознавая бесполезность подобных действий, негативные мысли лишь разрушают жизнь и здоровье, проще простить, понять и жить дальше, наслаждаясь хорошими событиями в жизни. Правила психологии также призывают к гармонии и спокойствию, а прощение — путь к обретению внутреннего успокоения.
Любить шутить
Улыбка и смех спасают во многих ситуациях, юмор помогает избежать конфликтов, разрядить обстановку, выйти из неудобной ситуации. Смех, как говорят психологи, продлевает жизнь. Не случайно юмор спасает от неприятностей, помогает поддерживать хорошие отношения с людьми, заряжает позитивной энергией.
Понимать зеркальность мира
Отношение к людям и жизни формирует нашу реальность. К тому же каждый человек нас чему-то учит, если что-то не устраивает или раздражает, стоит понаблюдать за собой, исправить собственные ошибки, отрицательные черты. Честность, пунктуальность и ответсвенность помогают построить доверительные отношения, найти любовь и прекрасных коллег.
Упрощать жизнь
Счастливый человек старается сглаживать углы, избегать конфликтов, минимизировать неприятности, переводить всё в сферу доброго и светлого. Драматизация сложностей жизни лишь усугубляет их состояние, воздействие на человека, а спокойное отношение, — помогает найти решения, быстро ориентироваться в жизненном пространстве, выходить победителем из любой ситуации. Важно понять — наши проблемы не соизмеримы с глобальными масштабами, есть ситуации и сложнее, всё познаётся в сравнении. Главный принцип жизни: «всё хорошо, а задачи жизни — режим».
Правила психологии помогают определить основные принципы жизни для обретения внутреннего счастья.
Важно жить с открытым сердцем, уметь радоваться, замечать светлое в жизни. Создавать счастье — настраиваться каждое утро на позитивную волну, верить в себя, любить близких. Тогда счастье с радостью придёт в дом и будет сопровождать по жизни, ведь человек, излучающий свет, никогда не мёрзнет. Люди и жизнь взаимны — существует круговорот счастья и любви.
Самая счастливая жизнь для каждого — своя, часто говорят о любви, друзьях, детях, благосостоянии, самореализации в любимой сфере. Всё это возможно, соблюдая правила психологии и принципы жизни счастливого человека. Для успеха нужна настойчивость и вера, стремление к знаниям, для любви — умение любить и отдавать, для дружбы — умение понимать, проявлять внимание, поддержку, для здоровья — любовь к себе, забота и спокойствие души, а ещё — занятия спортом.
Меняя подход к нашим желаниям, осознаём: во многом сами определяем жизнь и собственные достижения, а значит любые желания и стремления могут стать реальностью при определённых усилиях. Психология жизни помогает обрести важные знания — понять принципы достижения успехов и состояния счастья. Изначально нужно стать источником счастья, понять, чего не хватает для спокойствия, умиротворения, уверенности. Научиться создавать настроение счастливого, успешного человека.
Как создавать настроения успешного человека?
- Чаще улыбаться, утром, подходя к дзеркалу, говорить: «я замечательный человек и меня ждёт успешный и интересный день», «я легко реализую все желания», «моя жизнь меняется к лучшему». В идеале выбранные фразы повторяються по 20 раз для лучшего восприятия на уровне подсознания;
- полезно слушать позитивную музыку — джаз, классика, мелодичный рок, что-то воодушевляющее на подвиги;
- вести учёт своих успехов, дострижений, записывать в дневник;
- учиться находить возможности решений в любой ситуации;
- помнить — на позитиве живёться легче и эффективнее, отгонять грустные мысли, переключаться на хорошее.
Тема счастливого человека в современном мире обрела новую форму — раньше рассматривался поиск счастья во внешнем мире, искали птицу счастья, сейчас появился новый подход — находить счастье в себе и создавать в окружающем мире. Такие идеи продуктивнее, ведь человек может активно участвовать в создании собственного счастья, а это приятнее, чем ждать на берегу благосклонности фортуны.
Желаем всем только счастья и успехов в жизни!
Каждый человек рано или поздно начинает задумываться о собственном предназначении, смысле жизни, познает себя как личность. Данный психический процесс называется самопознанием. Познание себя начинается с самого рождения, когда ребенок начинает принимать себя как отдельное существо от своей матери. После чего в течение всей жизни самопознание формируется и преобразуется в зависимости от становления личности.
Процесс самопознания глубоко интимный. Некоторые ученые полагают, что самопознание во многом зависит от окружающей действительности. В детском возрасте ребенок выражает себя так, какой пример видит у своих родителей. Поэтому во многом познание самого себя проявляется в соответствии с окружающим миром.
Для того, чтобы понять свое предназначение, достичь баланса и гармонии с самим собой, необходимо реально оценивать степень познания самого себя. До самой старости человек познает глубины своего существования и делает определенные выводы о собственном месте в мире.
Содержание статьи
Самопознание
Процесс познания себя называется самопознанием. Он формируется на протяжении всей жизни, трансформируясь в зависимости от обстоятельств. На самопознание человека влияют различные факторы, такие как социальный статус человека, его социальные роли, характер и темперамент, творческие и физические способности и многое другое.
Формирование личности происходит на протяжении все жизни. Человек рождается, начинает изучать внешний мир и приходит к осознанию себя как отдельной личности. В младенчестве ребенок осознает и принимает себя через свою мать. В последующем он начинает понимать, что является отдельным от нее человеком, начинает учиться принимать и изучать себя, свое тело, поведение, реакцию на него окружающих.
Психологи утверждают, что влияние различных факторов на процесс самопознания необратимо. Поэтому чем больше положительных примеров ребенок увидит в детстве, тем обстоятельнее пройдет процесс самопознания в его жизни.
Психологическая зависимость от различных обстоятельств также может быть связана с какими-то трудностями в детском возрасте.
С процессом становления личности человек начинает понимать, что окружает его, в какой действительности находится, как влияет на него общество и как он сам влияет на общественные процессы.
Самопознание и развитие личности
Для того, чтобы человек смог реализовать себя в жизни, очень важно осознавать свое предназначение и место. Самопознание личности обеспечивает человека потенциальным успехом. От того, насколько глубоко он знает себя, зависит его самореализация и дальнейшая деятельность.
Люди, которые не могут найти свое место в жизни, обычно очень критичны, недоверчивы и придирчивы. Для того, чтобы научиться смотреть на мир реалистично, нужно сначала научиться видеть себя. Для достижения максимальных возможностей в своей жизни, человек должен познать себя.
Самопознание и саморазвитие неразрывно связаны между собой. Развиваясь, человек познает себя. Познавая себя, человек развивается. Эти два фактора всегда идут рука об руку. Невозможно развиваться, не познав свои предпочтения, возможности, таланты. Самопознание личности формирует определенный круг интересов и возможные сферы деятельности человека.
Многие люди уже в детском возрасте знают, кем хотят стать, когда вырастут. Такой процесс самопознания доступен не каждому. Ученые до сих пор не могут ответить на вопрос, почему некоторые дети уверены в своем будущем, а другие — нет. Возможно, определенную роль играет потенциал родителей и их позитивный настрой. От воспитания ребенка очень сильно зависит процесс его самопознания.
Некоторые психологи утверждают, что процесс самопознания формируется по мере способности человека развиваться как личность. Ряд факторов, влияющий на данный процесс, обуславливают успешность развития личности, узнавая свой внутренний мир, темперамент, знакомясь со своими отличительными чертами и возможностями, человек начинает принимать себя таким, какой он есть. Это оказывает большую роль на процесс самореализации.
В зависимости от типа и способа мышления, человек получает определенный ряд качеств, которыми он будет обладать в жизни. От этого также будет зависеть саморазвитие. Кроме того, большую роль здесь имеет уверенность в себе. Закомплексованный человек будет менее востребован в обществе, несмотря на свои умения и таланты. Он не сможет выразить себя так, как хотелось бы ему самому. Поэтому процессы самореализации и самопознания также взаимосвязаны.
Самопознание и саморазвитие не только взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Развитие и прогресс невозможен, если не осознавать свою принадлежность, отличительные черты и качества. Человек развивается, узнавая о себе новое, тем самым использует свои новые качества на свою пользу. В процессе самопознания люди начинают осознавать свою важность, тем самым получая больше возможностей для развития. Человек, который развивается, растет над самим собой, становится мудрее, опытнее и востребованнее в любой сфере.
Виды самопознания
Становление личности претерпевает изменения на протяжении всей жизни человека. Существует несколько видов самопознания, которые играют огромную роль в межличностном и внутри личностном взаимодействии. Виды самопознания отличаются в зависимости от личностных процессов. Очередность данных процессов обусловлена различными факторами: анализ собственного я, принятие себя как личности, оценка своих возможностей и способностей.
Зная некоторые основы своего поведения и поведения окружающих, человеку будет легче развиваться, поскольку он будет понимать многие поведенческие моменты. Существует ряд способов, помогающих заняться самопознанием осознанно.
- Самонаблюдение. Человек преднамеренно фиксирует свой взгляд на поведении, наблюдает за собственными реакциями на разные события, отслеживает свои взгляды и их зависимость от разных факторов. В результате анализа собственной личности, человек получает целостное представление о мире и сопоставление его с собственными ощущениями.
- Самоанализ. Данный процесс тесно связан с самонаблюдением. Проанализировав некоторые моменты можно реально оценить свои возможности и поведенческие реакции, возникающие в процессы реакции на различные факторы.
- Сравнение себя с другими людьми. Сравнивая собственное поведение и поведение окружающих людей можно трезво оценить многие ситуации и работать над исправлением собственных ошибок. Результатом успешного сотрудничества однозначно будет данный процесс. После внимательного изучения собственных реакций и реакций других людей, можно научиться успешно взаимодействовать с ними.
- Моделирование личности. Используя собственные знания о личности, можно контролировать и регулировать многие психологические реакции. Понимая важность самоконтроля формируется ряд представлений о собственной личности и об окружающем мире.
В процесс самопознания человек начинает осознавать свою сущность, принадлежность и смысл собственного существования. Результатом самопознания является принятие себя как личности и умение находить даже в своих недостатках положительные черты.
Помимо того что существуют методы самопознания, есть также и средства самопознания, с помощью которых человек может легче пройти пути признания себя.
- Отчет самому себе. Заключается в письменном или устном ежедневном отчете о пройденном дне, увиденном в течение дня, своем поведении. Обязательно фиксируются даже небольшие моменты. В настоящее время очень популярны блоги, которые ведутся в интернете. В них можно фиксировать все события, произошедшие за день. Если человек не желает выставлять напоказ свою жизнь, можно воспользоваться дневником, в котором будет вестись запись важных событий, происходящих в жизни.
- Психологическая литература и кино. Существует масса полезных документальных фильмов о познании себя, а также профессиональной литература, с помощью которой будет легче разобраться с миропониманием и принять себя как личность. Сравнивая себя с героями фильмов или персонажами книг, можно получить новые знания о собственной персоне.
- Психологические тесты. Они помогают людям выбрать направленность своих талантов, выделить темперамент и явные черты характера. С их помощью можно понять свою принадлежность какой-либо профессии или склонность к той или иной деятельности. Многие компании предлагают пройти не только профессиональные тесты, но также и тесты на изучение самореализации и личностного роста. Подготовленному человеку будет намного проще разобраться с разными ситуациями, предварительно изучив подобные работы.
Кроме того, всегда можно обратиться к психологу, который с помощью специальных методов поможет каждому человеку обрести знания о самом себе, помочь расставить приоритеты и определить функции самопознания для каждого человека. Психологическое консультирование очень развито в большинстве европейских стран. В России в последнее время также стали обширно развиваться центры психологического консультирования, где каждый человек может получить ответы на интересующие его вопросы, в том числе получить консультацию о самопознании.
Тренинги проводятся как в индивидуальном, так и в групповом порядке. В зависимости от пожеланий и возможностей человека, можно подобрать для себя соответствующий метод. Не все люди могут справиться с данным вопросом самостоятельно, поэтому часто обращаются за консультацией к специалисту. Верное решение проблемы не всегда можно отыскать самому, поэтому нет ничего особенного в том, чтобы получить помощь специалиста.
Первичное самопознание
Процесс самопознания начинается с младенчества. На протяжении всей жизни он видоизменяется и приобретает все более очерченные формы. Первичное самопознание обретает свое становление еще в раннем детстве. От него зависит доверие к миру и к самому себе.
Самая первая ступень в самопознании — первичное. Ребенок формирует представление о себе и о других людях, начинает познавать мир, знакомится с реакциями людей и со своими собственными. Процесс самопознания заложен в мозге. С самого рождения человек начинает учиться принимать себя таким, какой он есть.
Благодаря правильно организованной помощи родителей, процесс первичного самопознания будет проходить легче. В связи с большим влиянием родителей на своего ребенка, часть его представлений о себе и об окружающем мире будет неразрывно связана с представлением о нем родителей. В результате похвалы или наоборот, появляющиеся конфликты в семье, ребенок начинает познавать себя и учится принимать мир.
Несмотря на то, что первичное самопознание закладывается в раннем возрасте, кризис данного этапа наступает в более зрелые годы. Встречая на своем пути какие-либо препятствия, несоответствие своим ожиданиям, измененный мир начинает представляться не таким, каким он был в раннем детстве. Подростки часто склонны идеализировать окружающую действительность, однако, в какой-то момент наступает кризис. Это и называется кризисом первичного самопознания, когда собственные представления стали претерпевать некоторые изменения, с которыми нужно смириться.
Конфликт с первичным самопознанием
В результате познания себя и окружающей действительности люди обычно выделяют некоторые факторы, которые в дальнейшем оказывают большое влияние на их жизнь. Так, например, обычно большое значение для индивида имеет отношение к нему других людей. Общее впечатление о самом себе формируется, в том числе, и через взгляды окружающих на его личность.
Способы самопознания предполагают изучение собственного «Я» глазами окружающих. Владея определенной информацией от других людей, человек получает массу полезной информации о своей личности, а также формирует собственное мнение об окружающей его действительности.
Не всегда человек слышит и видит то, что хотелось бы. Поэтому нередко на этой почте образуется конфликт с первичным самопознанием. Люди склонны отмечать в себе лишь положительные качества, забывая о некоторых негативных моментах.
Вторичное самопознание
Целью самопознания является углубленное изучение собственных характеристик и использование их в собственных интересах. В результате становления личности, она претерпевает некоторые изменения, благодаря многим факторам, влияющим на жизнь человека.
С течением времени индивид может терять одни свои качества и приобретать другие. В результате такого процесса начинается частичное стирание представлений о собственном «Я». Претерпевая данные изменения, человек становится вынужден принимать «нового» себя. Через некоторое время начинается принятие себя через взгляд окружающих. Очень часто люди видят себя не такими, как видят их знакомые и родственники. Это тоже является частью самопознания. Принятие себя с разных позиций имеет огромную роль в процессе становления личности.
В процессе становления личности, наступает момент, когда человеку кажется, что он отлично знает себя и собственные реакции на что-либо. Этот период называется вторичным самопознанием. Он формируется после успешно пройденного кризиса первичного самопознания. Человек начинает осознавать собственную независимость, важность своих суждений и реакцию на них окружающих.
Для того, чтобы успешно пройти данный этап, необходимо лишь внимательно относиться к собственной личности на протяжении выбора особенно важных моментов.
5 простых упражнений на самопознание
Процесс самопознания продолжается постоянно, не прерываясь ни на минуту. Не всегда он происходит осознанно. Часть собственных знаний о себе мы получаем подсознательно. Не всегда есть возможность контролировать свои действия, однако большинство людей склонны анализировать свои поступки, даже после того, как прошло много времени. Существуют некоторые простые упражнения, которые помогают принять себя таким, каким есть.
Наблюдение за собой
Процесс самопознания характеризуется массой различных оценочных суждений о себе. Так, например, наблюдая за собой преднамеренно, можно выделить у себя множество качеств, которые ранее совершенно не замечал.
Когда наблюдаешь за своим поведением и начинаешь отслеживать собственные реакции на различные раздражители, появляется чувство удовлетворенности и контроля над действительностью.
Детальное сравнение
Сравнивая себя с другими людьми, индивид получает массу полезных знаний и о собственной личности. Процесс самопознания будет проходить более успешно, если человек пользуется методом сравнения себя с другими людьми.
Процесс самопознания формируется в ряде случаев исключительно благодаря сравнению. Детальное изучение поведения других людей и сравнение их со своими собственными накладывает большой отпечаток на самопознание.
Составление личностного портрета
Данный метод подразумевает углубленное изучение собственной личности путем составления личностного портрета. Этим методом пользуются многие психологи, помогая пройти путь к самореализации на персональном консультировании.
В результате самопознания с помощью данного метода, можно получить много новых знаний о своем поведении, реакции на конфликтные ситуации, а также сделать анализ некоторых поведенческих реакций.
Данный метод помогает строить благополучные отношения с людьми, поскольку в результате составления личностного портрета, человек начинает понимать особенности и реакции собственного «я». Тем самым он получает возможность самоконтроля во многих ситуациях.
Соединение противоположностей
Поскольку человек за свою жизнь сталкивается со множеством различных ситуаций, никогда нельзя исключать то, что он может столкнуться с противоположными объектами. Так, например, предполагая положительную реакцию на поведение другого человека, он может неожиданно увидеть негативный вариант.
Это связано с особенности целостного восприятия самого себя и других людей. Поэтому особенно важно уметь контролировать свои эмоции и отслеживать собственные желания и чувства. В результате принятия себя процесс самопознания становится намного проще.
Оценивание людей с упором на новые знания полученные в процессе саморазвития
Сравнивая себя с другими людьми, можно узнать много нового о собственной личности. Самопознание подразумевает сопоставление и анализ различных ситуаций. Вокруг каждого человека происходит множество изменений. Жизнь не стоит на месте и водоворот событий подразумевает постоянное развитие. Для верной оценки ситуации, человеку всегда следует сравнивать свое поведение и реакции с другими людьми.
Личность претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Самопознание помогает человеку понять, как можно улучшить свою жизнь, ведь благодаря верной реакции в каждой конкретной ситуации можно научиться управлять событиями.
Существующие способы самопознания помогают сформировать верное мнение о собственной личности, чтобы в дальнейшем использовать его для своей выгоды. Благодаря верному познанию и принятию самого себя, человек получает массу новых открытий, становится более открытым окружающему миру и находит гармонию с собой.
Как развить духовность в себе? Что означает – «идти духовным путем»? Возможно ли переложить ответственность за свое духовное развитие на посредников – например, церковь?
Это – те вопросы, на которые тебе стоит ответить, если ты собираешься осознанно двигаться по пути духовного развития.
Главное, что необходимо осознать: духовный путь – это путь, на котором ты находишь и раскрываешь подлинного СЕБЯ. Не благосклонность Бога. Не бессмертие души. Не универсальный моральный кодекс. СЕБЯ.
Раскрыть себя – твоя важнейшая задача в жизни. Ты решаешь ее постоянно. И в решении тебе поможет эта статья.
Что такое духовность и духовный путь?
Прежде всего, нужно понять, что такое вообще духовность и духовный путь.
Мое определение духовности звучит так:
Духовность — это чувство присутствия Высшего начала внутри себя и в окружающем мире, чувство единства с миром через Высшее и стремление максимально раскрыть в себе Высшее.
А если совсем коротко, то духовность – это Любовь.
Духовный путь – это жизнь, наполненная духовностью, то есть чувством Высшего начала и его раскрытием в себе.
Понять, что это означает, очень просто. Ведь Высшее начало внутри – это твои самые чистые, светлые и радостные помыслы и чувства, наполненные Любовью. Значит, духовный путь есть сознательное взращивание собственных самых чистых, светлых, радостных, наполненных Любовью мыслей и чувств, и следование этим мыслям и чувствам в собственной жизни.
Или духовный путь – это путь раскрытия Любви в себе и себя как Любви.
Подробнее о том, почему «духовность» на самом деле значит «Любовь», читай здесь.Подлинно духовные люди наполнены светом и удивительно гармоничны.
Человека, идущего этим путем, очень легко узнать по той незримой атмосфере гармонии, которая его окружает.
Конечно, по большому счету, вся жизнь человека, каждое ее мгновение – это духовный путь. Жизнь, со всеми ее радостями, печалями и прожитым опытом — это постоянная возможность для раскрытия в себе Любви. В этом ее единственная цель и смысл. А все происходящие на жизненном пути события лишь подталкивают человека к реализации этой возможности.
При этом принадлежность к какой-либо религии не делает автоматически твой путь духовным. Только собственные мысли, слова и поступки – то единственное, что определяет тебя в этом мире.
Поэтому духовный путь – это постоянный процесс самоопределения. И в этом процессе самоопределения основную роль играют некоторые из твоих чувств и состояний.
Как развить духовность в себе? Большие духовные ключи
Итак, развить духовность в себе означает раскрыть Любовь в себе и себя как Любовь. Как это сделать?
Благодарность
Прежде всего, человек, чувствующий Любовь как собственную основу и основу мира, испытывает благодарность. Огромную, искреннюю благодарность Миру. Миру с большой буквы.
Благодарность просто за то, что он есть, и наполнен огромным смыслом. Ведь в этом Мире можно проявить свои самые высшие качества, раскрыв Любовь как собственную внутреннюю суть!
Благодарность Миру обычно неотделима от благодарности Творцу, создавшему эту удивительную Вселенную.
Но и для тех, кто в Творца не верит, Мир становится осмысленным. Так человек может идти духовным путем, даже пока не веря в существование Создателя… Достаточно верить в Любовь…
Благодарность миру за предоставленную возможность реализации себя как Любви – основа духовного пути.
Однако благодарность является универсальным состоянием. Она – не только результат чувствования Любви, но и исток такого чувства.
Благодарность – это единственный способ ощутить осмысленность мира и увидеть Высшее начало, ощутить Любовь как основу мира.
Поэтому любое духовное развитие начинается с благодарности. Благодарность – самый прямой путь к благодати!
Подробнее о том, как Благодарность наполняет жизнь смыслом, читай здесь.Осознанность
Почувствовав Любовь как основу мира, увидев его (и собственную!) необозримую высоту — начинаешь искать. Искать Высшее в себе, в людях, в мире. Искать для того, чтобы направлять собственное развитие по пути, который ты полагаешь высоким и светлым. Собирать по крупицам и проращивать в себе зерна того, что считаешь Высшим. Это и есть внутренний поиск.
Заниматься поиском Высшего можно лишь осознанно. Самым подробным образом наблюдая за собой и миром. Следя за своими проявлениями и честно говоря себе о них. Отдавая себе отчет в истоках и мотивах своих действий. Стремясь максимально глубоко проникнуть в суть происходящего.
Лишь осознавая свои мысли, слова и поступки, свои проявления в мир, можно увидеть истинную картину происходящего. Заглянуть в себя.
Осознанность – это способ «проснуться» и убрать самые разнообразные иллюзии.
Будучи осознанным – являешься пробужденным.
Поэтому, если Благодарность – это фундамент подлинного духовного пути, то Осознанность — первый краеугольный камень его здания. Без постоянной работы над повышением собственной осознанности духовное развитие останавливается.
Кстати, на духовном пути все взаимосвязано. И чем глубже ты будешь развивать собственную осознанность, тем сильнее будет становиться твоя благодарность Миру!
При этом ты сам создаешь себя. Что именно ты считаешь высшим, и какой путь светлым – решать тебе.
Тебе придется задавать себе главный вопрос: «А что бы сейчас сделала Любовь?».
Будешь ли ты следовать по этому пути, станешь ли делать высший выбор, или пойдешь привычным путем – решать тебе.
Свобода
Так легко не видеть возможность выбора… Говорить и делать что-то, потому что «так принято», «все так говорят», «я всегда так делал». Только… такие действия – это тоже выбор.
Человек всегда выбирает, и человек всегда свободен – даже если он этого не осознает.
Просто в состоянии неосознанности человек, который на самом деле свободен, чувствует себя рабом – рабом обстоятельств, условностей и внешних ограничений.
Осознанность дает подлинную свободу воли.
Осознанность поможет тебе ощутить свою свободу и научиться пользоваться ей. Выходить из матрицы действий по шаблону внутренних программ и стереотипов. Заменять свои автоматические реакции на осмысленные действия. Превращать реагирование в творчество…
Постепенно, следуя по этому пути, ты будешь трансформироваться из робота, выполняющего заложенные кем-то программы, в человека, чьи мысли, слова и поступки выбраны осознанно. В этом и есть подлинная свобода.
Никто, кроме тебя, не выберет твой путь. Лишь ты можешь сделать высший выбор. Сделать его свободно, по собственной воле. Поэтому Свобода – второй краеугольный камень здания духовного пути.
Ответственность
Осознанно делая свой свободный выбор, ты принимаешь и ответственность за последствия этого выбора. А последствия будут. Будут обязательно. Не бывает выбора без последствий. Не стоит тешить себя иллюзией, что такое возможно.
Любые твои слова и действия создают определенный результат – вместе с ответственностью за него.
Получается, ответственность есть другая сторона свободы.
Если ты сам сделал выбор – то прими ответственность за результат этого выбора на себя. Ну, а если ты считаешь, что за происходящее в твоей жизни отвечает кто-то другой – значит, и выбор был совершен не тобой. За тебя все решили. Ты автоматически расписался в собственном бессилии. И где же твоя свобода?
Если, идя по лестнице, ты споткнулся и упал – то за это отвечает не лестница, а ты. Лестница может быть выщербленная, старая, кривая и горбатая. Однако, если ты решил по ней пойти – то ты выбрал это сам. Куда поставить ногу — ты выбираешь сам. Лестница – это твои жизненные обстоятельства. Они могут быть любыми. А вот как их проходить – решать тебе!
Поэтому не только ответственность есть обратная сторона свободы, но и свобода есть обратная сторона ответственности. Они немыслимы друг без друга. Человек лишь тогда свободен, когда он ПОЛНОСТЬЮ отвечает за свою жизнь.
Как только принимаешь на себя ответственность – то осознаешь собственную свободу. Это работает!
Сила связки «Ответственность – Свобода» огромна. Поэтому Ответственность — третий краеугольный камень духовного пути.
Для увеличения схемы нажмите на нее.Благодарность. Осознанность. Свобода. Ответственность. Эти четыре ключевых элемента создают основу здания духовного пути.
Еще их можно назвать «Большими духовными ключами». Конечно, помимо них, существует множество других ключей. Каждый человек подбирает их для себя индивидуально. Это те категории бытия, те твои состояния, которые помогают развиваться и проявлять себя как Любовь. Однако, работа именно с «Большими духовными ключами», как правило, дает наибольший эффект.
Как работа с Большими духовными ключами помогает выйти из трудных жизненных ситуаций, читай здесь.Духовный путь как путь раскрытия себя
Итак, духовность — это Любовь.
Постоянное стремление к Любви – это и есть поиск Высшего начала, Духа, Бога – суть не в названии. Этим поиском занимается тот, кто стремится сделать высший выбор основой своей жизни, раскрыв себя как Любовь.
Благодарный, свободный и осознанный выбор того, что ты считаешь в каждом случае Высшим – это и есть духовный путь.
Дело в том, что по-настоящему находясь в состоянии Благодарности и Осознанности, Ответственности и Свободы, ты всегда будешь совершать Высший выбор. Будучи погруженным в них, ты просто не сможешь сделать что-то, что не считаешь для себя Высшим, что не проявляет тебя как Любовь. Поэтому, раскрывая в себе эти состояния, ты познаешь собственную высоту.
Твои состояния и чувства, помыслы и действия, которые помогают тебе делать Высший выбор, являются твоими гранями Божественности. Они приближают тебя к состоянию Любви и этим помогают раскрыть Бога в себе!
Каждый раз, когда ты делаешь высший выбор, когда ты думаешь, говоришь и действуешь, как Любовь, знай: ты на верном пути! Ведь именно так ты познаешь собственную божественность. А в таком познании и заключается цель духовного пути.
Для увеличения схемы нажмите на нее.Раскрытие своей божественности – это подлинная Любовь к себе.
Ты есть Любовь. Бог есть Любовь. Ты есть Бог.
Пожалуйста, оцени статью, нажав на звездочки в конце статьи.
Пиши в комментариях о своем опыте Благодарности и Осознанности, Свободы и Ответственности. Пиши о том, каков твой духовный путь. Пиши, как ты раскрываешь себя, как Бога, и Бога в себе!
Постепенное переосмысление своих представлений о жизни приводит к пониманию значения осмысления всего того, что дает нам реальность и собственная жизнь. При возникновении проблемы, отношение к жизни как к процессу познания, понимание этого на уровне своего сознания позволяет минимизировать психоэмоциональные отражения и переживания. Познание приближает к необходимости понимать причинно-следственные связи, изучать обстоятельства и собственные отклики, мотивации и решения. Изучая и понимая причины и возможные последствия, мы лучше понимаем закономерности, можем их использовать в планировании перспективы. Главным в этом, как нам кажется, является возможность создания условий для жизни и деятельности без излишних напряжений и переживаний, закрепляющихся в виде групп напряжений. Это условия для продления жизни, более полной полезной реализации своих индивидуальных способностей сознания. Совершая ошибки, человек способен изменить свои представления об их природе и последствиях, обретая опыт ведения жизни. А процесс ведения жизни невозможен без познания, позволяющего изменять свое мировоззрение, что ведет к обновлению и оптимизации условий деятельности и отношений с окружающим миром. Человек переходит на более высокий уровень организации своего мышления, понимания себя и круга необходимого для продолжения жизни в условиях изменяющейся реальности. Переживание проблемы, постоянные эмоциональные срывы и импульсивность ведут к постепенной блокировке способностей сознания, к консервативному отношению к любым изменениям в себе и в собственных представлениях. Это стимулирует постоянное использование животных управляющих программ, мобилизацию физиологических ресурсов под управлением ИРБ для силового ведения жизни. Что приводит к разрушительным последствиям. Пример. Возник вопрос в отношении причинно-следственных связей, заложенных много лет назад. Основой этого были черты характера человека, связанные с безотказностью, терпимостью и мягкостью до уровня пренебрежения любыми потребностями человека со стороны окружающих. Сейчас, закономерно, ситуация в жизни стала невыносимой для человека из-за вскормленной им же самим вседозволенности и безнаказанности со стороны членов его семьи. Проблема. Много эмоций, неспособность и неготовность вникнуть в природу проблемы, найти в себе ее истоки. Если остаться на уровне описания тягот и невзгод, на уровне сочувствия и перечисления всевозможных безобразий, то решений так и не будет. Если отнестись к сложной и очень тяжелой проблеме как к уроку, работе над большой ошибкой, таящейся в мировоззрении и убеждениях, то приходит понимание причинности. Плохо, когда это приходится делать в период жизни человека, когда все уже свершается и есть заданность процесса. Но, гораздо тяжелее для психики и самой жизни, если все оставлять на уровне описания собственных эмоций и переживаний. Из этого выходит чаще всего сложное стрессовое состояние, оно формируется и закрепляется надолго, пока есть хоть какие-то ресурсы организма, человек несет свою «ношу», не имея никаких вариантов конструктивных решений. Если же он начинает смотреть на тяжелую проблему с позиций познания основ жизни и причинно-следственных связей, то состояние организма и психики постепенно меняется, равновесие позволяет перенаправить ход мыслей в сторону поиска конструктивных решений. Решений тяжелых, но обоснованных всесторонне и, пока еще, своевременных. Познание такой ценой весьма дорогое удовольствие. Желательно воспринимать любую свою проблему сразу — как смысловую задачу, преподнесенную жизненным процессом для познания жизни и себя, своих ошибочных представлений, а не страданий и их постоянного воспроизведения. Страхи ошибочных решений и действий при позитивных качествах. Страхи совершить ошибку, страх подвести людей связаны с программами из детства, когда воспитатели (взрослое окружение) часто говорили и требовали быть ответственными, внимательными и собранными. Это для того, чтобы человек вырос с позитивными качествами ответственности за свои действия, был способным совершенствоваться, поддерживать отношения взаимоуважения с окружающими. Уважение составляется на основе дел и обещаний. Тот кто не подводит других, кто внимателен и совершает мало ошибок заслуживает уважения, на него можно положиться. В ответ на такие проявления можно ожидать соответственного отношения окружающих. Когда нет глубинного понимания природы таких правил и требований (основы в виде установок ИРБ), то приходит восприятие необходимости обязательно воспитывать в себе такие качества, не понимая своих внутренних состояний и процессов формирования высоких избытков. Не отрицая значения этих качеств важно уметь человеку правильно организовывать процесс действий и согласований при коррекции своих внутренних состояний. Но это может приходить потом, в ходе работы по ведению жизни и коррекции личностных комплексов. Иногда эти качества жестко могут требовать взрослые. Тогда страхи «закрепляются» с раннего возраста, а затем переходят в форму восприятия реальных отношений и обстоятельств во внешнем мире. Сквозь призму страхов человек неосознанно формирует восприятие окружающих людей, удерживая управление от ИРБ. Самосохранение вида на подсознательном уровне реализует особенность человека как биосоциальной единицы. В животном мире это стайно-стадный принцип выживания и ведения жизни при коллективном распределении ответственности до момента, пока не начинает преобладать самосохранение особи (смертельная опасность для самого организма «отменяет» принципы и правила самосохранения вида). В человеческом обществе группа этих осознанных проявлений и качеств является позитивной, все дело в контроле со стороны ВК над процессом реализации. Разумная достаточность предполагает высокую самоуправляемость человека и понимание им своих жизненных потребностей. К этому надо добавить и понимание своих реальных возможностей, на основе которых человек может организовывать совместную деятельность с другими и брать на себя определенные функции и обязательства. Страх совершить ошибку существенно возрастает, когда человек не контролирует свои внутренние состояния и эмоции, а ход мыслей его полностью занят умозаключениями об опасности ошибки. Здесь важно изначальное понимание значения производимого действия для себя и окружающих из числа участников совместной деятельности. Для более полного смыслового восприятия и реализации действий необходима предварительная подготовка, когда можно взвешенно оценить реальные возможности и условия реализации поставленных задач, а для себя определить значение совершения ошибки и круг последствий. Это необходимо для внесения более спокойного восприятия в свой внутренний мир (психофизический баланс организма) и избежания избыточности. Чем выше уровень внутренней свободы организма, тем меньше вероятность совершения ошибки. Это важно напоминать себе в ходе предварительной подготовки любой деятельности, не зацикливаясь на последствиях ошибок, доводя их в своем восприятии до рокового и безысходного звучания. Необходима адекватная оценка значения любого действия и результата. Хорошо помогает начальная коррекция внутреннего состояния при абстрагировании на несколько минут от проблемы и выполнения нижнего дыхания. Самым главным процессом здесь является переосмысление личностной основы этих страхов, имеющих корни из далекого детства или периода юности. Человек формирует ожидание будущего и активно включает рефлекторно-личностное мышление, когда множество значимых процессов в каждой сфере жизни им не осмыслены. Ожидание чуда, абстрактно лучшего или только худшего отражает деформации мировоззрения и говорит о неосмысленности в должной мере общих процессов жизни и окружающего мира. Когда человек не рассматривает закономерностей с привязкой к собственным потребностям и возможностям, не учитывает организационные вопросы создания условий для жизни и деятельности, остается программа выжидания благоприятного момента, формируемая от ИРБ. Животная система построена на принципе потребления всего, что дает окружающий мир. В животной системе нет и не может быть мотиваций для изучения закономерностей, обобщения опыта ошибок и прогнозирования. Что можно спрогнозировать, если человек никогда не думал о будущем с точки зрения понимания причин и следствий, изучения значимых закономерностей? Только ожидание того, что подсказывает личный опыт, знание и предчувствия. Для более активного процесса ожидания свойственно включение интуитивно-чувственного аппарата личности, основанного на личностных предпочтениях, ощущениях, вкусе, обидах и способности к мнительности. Домысливание на основе личностных переживаний и убеждений, сформированных много раньше, становится способом восприятия будущей реальности. Здесь личность каждого человека по-своему неповторима. Общим является готовность к ожиданию худшего, а из-за неосмысленности значимых причинно-следственных связей, инстинкт самосохранения диктует правило подготовки к контакту с реальностью — это состояние «готовности ко всему», удобное для того, чтобы не «застигли врасплох». В мышлении это моделируется на уровне подсознательного выбора худшего сценария из известных и понятных без логического всестороннего обоснования. Так работает система мышления, если человек в ходе ведения жизни не оценивает перспективу и не изучает закономерности процессов в окружающем мире. Рефлекторно-личностное мышление срабатывает наподобие «защитного клапана», когда нет информации, адекватно отражающей реальность, а нужно обеспечивать задачи ведения жизни (при этом неосознанно, человек ведет жизнь под управляющим действием ИРБ). Для коррекции этого процесса необходима организация времени и подготовка психофизической системы организма к процессу осмысления текущих дел, задач, перспективного планирования. Для этого необходимо понимание тенденций, процессов во внешнем мире и собственном процессе деятельности. Это означает, что для восприятия реальности и ухода от рефлекторно-личностного мышления необходима организация сознания, подъем до уровня общей картины при задаче оценки будущего. Рассуждения, анализ, подбор необходимой информации на основе общей картины проблемы и значимых закономерностей продиктуют и круг необходимых уточнений и изучения отдельных вопросов и задач. Это уже ближе к познавательному процессу, что позволяет говорить об отношении к жизни как к процессу познания. Помня о том, что восприятие может быть смысловым, а может быть рефлекторным, мы исходили из необходимости анализа начала процесса восприятия негатива. Для смыслового восприятия необходимо не переживание, а рассуждение и анализ. Но беды, невзгоды и т.п. связаны с негативом жизни, который воспринимается ИРБ в обход сознания, как потенциальная опасность. Первичный отклик человека на подобный негатив начинает проявляться под управлением ИРБ, что приводит к появлению переживаний. Если пустить процесс на самотек, то процессы переживаний, в конечном счете, переводят основные системы организма в избыточное состояние, а смысловая деятельность сознания сводится на-нет. Тогда переживания множат переживания, а эмоциональное отражение события закладывается в память как факт, как испытание. При этом отсутствует информация, связанная с изучением круга причин, природы самого негативного события. В этом случае человек находится под управляющим действием ИРБ и без понимания существа проблемы старается это понимание заменить поиском виноватого, собственной вины, выстраивая цепочку переживаний без осмысления самого события. Если человек приступил к ведению жизни от сознания и принял идеи отношения к жизни как к процессу познания, то его первичный отклик на негативные события, в целом, проходит под управлением ВК, и эмоциональные реакции не «раскачивают» слишком сильно психофизический баланс. Тогда отношение к жизни как к процессу познания реализуется на основе не переживания, а рассуждения, которое ведет к изучению и пониманию закономерностей, приведших к негативу. Поняв природу и круг причин своих бед и проблем, человек обретает способность не повторять их причины и в будущем не множить сами беды. Он глубже и полнее воспринимает события окружающего мира, осознает значимые причины и следствия и сохраняет способность своего сознания управлять жизненным процессом. Тогда в отношении будущего человек способен упредить многие из свершившихся бед и проблем, изменив свои ошибочные представления и решения, приведшие к проблемам. Внутреннее состояние организма, в целом, сохраняет сбалансированность, предсказуемость и управляемость. Это и позволяет избегать длительных высоких избытков в психоэмоциональной сфере и обеспечивать смысловую работу сознания для дальнейшего ведения жизни. Изучая мысленным взглядом пройденные этапы жизни, как своей так и окружающих, человек познает закономерности и понимает природу процессов и событий, происходящих с ним и с окружающими людьми. Его польза для окружающих — не только в равновесном сочувствии, но, прежде всего, в понимании и способности упреждать повторение ошибок. Познание причин и следствий, более глубокое понимание процессов собственного восприятия и мышления позволяют человеку развиваться, преобразовывать свою жизнь в более предсказуемый и гармоничный процесс. Очень важно понимать, на наш взгляд, что только эмоциональные отражения и переживания, повторение их многократно, выводят человека из-под управляющего действия разума, оставляя во власти программ ИРБ и избыточных психоэмоциональных состояний. Личные переживания и «обращение к сознанию». Опыт личного переживания — это опыт ИРБ. Смысловая информация отражает взаимосвязи и взаимозависимости. Страхи, «пустота» информационного процесса при безмыслии отражают характер управляющего действия животной основы. Для нее важно выделить и запомнить признак негативного, а значит, опасного. Глубина переживания и длительность определяют объем памяти, который занимается эмоциональным процессом. Ему соответствует биохимическое состояние. Если это отпускается на самотек, а ВК не формирует ориентиров в жизни, то закрепленние опыта, связанного с негативом, может быть всеобъемлющим. Итак, рефлекторно-личностное мышление активно воспроизводит закрепленное раньше состояние, которое соответствовало моменту переживания. Это приводит к потере конструктивных жизненных ориентиров и не формированию новых. К механизму
воспроизведения негативного опыта личности относятся, как активно закрепленные
синаптические связи, так и ассоциации с событием и его признаками. Задача ВК — переосмысление всего процесса и характера переживания. Контроль
над ходом эмоционального переживания, особенно после аварий, крупных изменений
в деловой сфере с потерей работы, утраты близкого человека и т.п., должен
проводиться все более непрерывно со стороны ВК с обращением сознания к
конструктивным жизненным задачам на будущее. «Обращение к сознанию»
— это всегда смысловой запрос, который не провоцирует эмоциональную
составляющую восприятия. Определить обращение к сознанию можно как
комплекс осознанных действий, основанных на восприятии своего внутреннего
состояния и коррекции хода мыслей на текущий момент времени. Следующий вопрос — значение задачи, события, проблемы или воспринимаемой информации. Структура сознания, которая обеспечивает использование знаний и представлений — это более-менее отлаженный II уровень сознания, где выстраиваются умозаключения, формулируются задачи и оцениваются поступившие из внешнего мира данные. Смысловой запрос в виде вопроса о значении чего-либо при внутреннем равновесии организма и психики выводит сознание на необходимость сначала составить общую картину события, задачи, проблемы и определить взаимосвязи с другими задачами жизни и ее сферами. Это выводит сознание на III уровень, где требуется целостная картина задачи, проблемы, и где формируется системный взгляд на них. «Обращение к сознанию» — необходимая мера формирования осознанности отдельной жизненной задачи и целой жизненной сферы, когда нельзя рассматривать лишь отдельный фрагмент проблемы или отдельную часть информации, поступившей извне. Важно выделить значение подъема до вИдения целостной картины и основных взаимосвязей с текущими задачами, другими сферами жизни. На основании понимания взаимосвязей человек формирует вывод о значении стоящей задачи или проблемы или значении полученной информации. «Обращение к сознанию» позволяет избежать первичного отклика в его бесконтрольном виде и не дает возможности ИРБ взять на себя управляющее действие. Если человек понимает привычный рефлекторно-личностный отклик и работает над своими внутренними состояниями, то «обращение к сознанию» будет реализовано в виде достаточно быстрой коррекции внутреннего состояния и перехода к системной картине в целом, как бы со стороны и сверху, без участия доминирующих эмоциональных откликов. Более полно этот механизм можно описать, рассмотрев вопросы конкретного включения из памяти личностного опыта и аналогий, которые хранятся как знания и представления, сформированные ранее. «Обращение к сознанию» — исключение безоговорочной опоры на личностный опыт, впечатления, знания и представления, обретенные раньше. Их использование должно быть осмысленным и являться начальным этапом познавательного процесса анализа стоящей проблемы и формирования всесторонне обоснованных выводов. Уточнение знаний и представлений, их переосмысление возможно только после «обращения к сознанию», как к осмысленной процедуре при доступном на текущий момент внутреннем равновесии. При «обращении к сознанию» целесобразно помнить, что понимание значения той или иной задачи (проблемы) является результатом смысловой работы сознания. Рассматриваются взаимосвязи задачи с другими проблемами и сферами жизни и с задачей ведения жизни. Смысловая работа начинается сразу после первичного отклика, который заключается в реакции организма и рефлекторного мышления на предстоящий процесс работы мышления. ИРБ любой предстоящий процесс деятельности оценивает по-своему. Сначала выясняет признаки опасности, объем и трудоемкость, сравнивая с уже знакомым, хранящимся в памяти. В начале первичного отклика ИРБ слегка сокращается фаза вдоха, приподнимается диафрагма, по мышцам плечевого пояса и шеи начинают формироваться напряжения состояния готовности к преодолению трудностей. Эти напряжения не велики и являются результатом «включения» организма животным способом в подготовку к предстоящей деятельности. ИРБ с недоверием относится к смысловой работе, поэтому в первичном отклике загружает рефлекторное мышление поиском знаний о стоящей задаче из прошлого. ИРБ не формирует неприятия, но состояние готовности для самой ИРБ считается затратным и оправданным крайней необходимостью. Поэтому в первичном отклике от ИРБ интереса к изучению информации нет. Если отпустить этот отклик на самотек, то рефлекторное мышление ограничится поверхностным восприятием и поверхностным ответом из круга личных знаний и опыта. Понимая этот механизм,
изучить суть стоящей задачи и понять ее значение можно, подготовив организм и
психику заранее. Признак начала подготовки — наличие вопроса о значении
задачи или проблемы. Интерес сознания к изучению вопроса возникает тогда,
когда человеку известна хотя бы общая информация о задаче, когда есть общие
представления. Поэтому целесообразно использовать в своих интересах первичный
отклик и рефлекторный поиск в своей памяти аналогичных знаний. Но при этом
необходимо уравновесить внутреннее состояние, передав от сознания мысленно в
область между надпочечниками информацию об отсутствии физической опасности,
испытаний холодом и голодом. Когда перебор известного из памяти заканчивается, от
ВК необходимо обращение к сознанию с задачей: сформировать целостную картину
взаимосвязей изучаемой задачи с другими задачами в основных сферах жизни. |
Leave A Comment