Государственная дума и Совет Федерации. » Сайт администрации Мариинского муниципального округа

 
  • Добро пожаловать!
    • Логин:
    • Пароль (Забыли?):
    •  Чужой компьютер

    Ограниченый доступ

ПОИСК ПО САЙТУ: 

Официальные аккаунты в соцсетях

Навигация по сайту

Главная

 
 
 
Календарь публикаций
  Федеральное собрание в Российской Федерации: Государственная дума и Совет Федерации.
  Просмотров: 1 588   |     

Федеральное собрание в Российской Федерации: Государственная дума и Совет Федерации.

В России высшим органом законодательной власти (парламентом) является Федеральное Собрание.

Согласно статье 94 Конституции РФ «федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации». «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы» (ст. 95).

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Они делегируются в Совет Федерации субъектами РФ. Главы субъектов РФ вошли в Государственный Совет Российской Федерации, возглавляемый Президентом РФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью: не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления.

Совет Федерации РФ и Государственная Дума РФ заседают раздельно. Заседания Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ являются открытыми. Палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

Конституция четко разделяет функции обеих палат Федерального Собрания. Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и др.

К ведению Государственной Думы относятся дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьей 111 (трехкратное отклонение Думой кандидатуры Председателя Правительства РФ) и статьей 117 (несогласие Президента с выраженным Думой недоверием Правительству РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

 

Другие новости по теме:

  • Об администрации
  • ОБЛАДАЮТ ЛИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ПРАВОМ ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ И ОБВИНЯЕМЫЕ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ?
  • Структура


Официальные аккаунты главы Мариинского округа в соцсетях

gif» align=»left» valign=»top»>



                                   ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ                                      652150 г. Мариинск ул. Ленина 38
 

Приемная главы округа: 8 (38443) 5 24 78

Email:

gif» align=»right» valign=»top»> 
 

Федеральное Собрание: история создания и порядок работы

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

00:07 11.01.2019

https://ria.ru/20190111/1549131412.html

Федеральное Собрание: история создания и порядок работы

Федеральное Собрание: история создания и порядок работы — РИА Новости, 11.01.2019

Федеральное Собрание: история создания и порядок работы

11 января 1994 года начал свою работу новый российский парламент – Федеральное Собрание РФ. РИА Новости, 11.01.2019

2019-01-11T00:07

2019-01-11T00:07

2019-01-11T00:07

справки

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152686/81/1526868134_0:160:3076:1890_1920x0_80_0_0_12a80f593ff206a35a8aeefed07cf6a8.jpg

11 января 1994 года начал свою работу новый российский парламент – Федеральное Собрание РФ. Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом России. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.Двухпалатная структура Федерального Собрания имеет глубокие корни в отечественной истории и в общемировых парламентских традициях. В настоящее время двухпалатную структуру имеют парламенты почти 80 стран, имеющих как федеративную, так унитарную форму государственного устройства.В русских землях в качестве постоянных советов при князьях действовали княжеские думы, в которые входили их ближайшие соратники. В условиях Московского царства продолжением княжеской думы стала Боярская дума, которая просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в сенат – орган, который, по замыслу Петра I, должен был стать высшим органом власти на время отсутствия императора.Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло определяющую роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, впоследствии получившие название Земских Соборов (существовали в середине XVI-XVII веках). Первая попытка создания двухпалатного парламента в России приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I выдающийся государственный деятель Михаил Сперанский разработал контуры законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из двух палат – Государственной думы и возглавляемого императором Государственного совета. В 1810 году был образован Государственный совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная дума тогда так и не была создана.Закон об учреждении в Российской империи Государственной думы был подписан в 1905 году императором Николаем II. Последующим манифестом 1906 года император установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы». Таким образом, был создан первый российский двухпалатный парламент. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти – Советы народных депутатов.С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) законодательная и представительная функция de jure принадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты – Союзный Совет и Совет Национальностей.Конституцией СССР 1936 года был учрежден Верховный Совет СССР, состоявший из Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР. На последнем этапе существования РСФСР была учреждена должность президента республики, который стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Впоследствии указом президента РСФСР система советов была ликвидирована.Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила статус Федерального Собрания – двухпалатного парламента России.В Совет Федерации (СФ) входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти; представители РФ, назначаемые президентом, число которых составляет не более 10% от числа членов СФ – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Член СФ – представитель от законодательного или исполнительного органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет.Одно и то же лицо не может одновременно являться членом СФ и депутатом ГД. Депутат ГД не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.СФ и ГД заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только для заслушивания посланий президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Совет Федерации считается верхней, Государственная Дума — нижней палатой парламента России. Понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта начинается как бы «снизу» (в Государственной Думе) и идет «вверх» – в Совет Федерации. К ведению Государственной Думы относятся:а) дача согласия президенту РФ на назначение председателя правительства РФ;б) решение вопроса о доверии правительству РФ;в) заслушивание ежегодных отчетов правительства о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;г) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ;д) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;е) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;ж) объявление амнистии;з) выдвижение обвинения против президента РФ для отрешения его от должности.К ведению Совета Федерации (СФ) относятся:а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;б) утверждение указа президента России о введении военного положения;в) утверждение указа президента РФ о введении чрезвычайного положения;г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами ее территории;д) назначение выборов президента РФ;е) отрешение президента РФ от должности;ж) назначение на должность судей Конституционного Суда и Верховного Суда РФ;з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ и его заместителей;и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Право законодательной инициативы принадлежит президенту и правительству РФ, Совету Федерации, депутатам Государственной Думы, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду и Верховному Суду РФ. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Принятые ГД РФ федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был им рассмотрен. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению ГД.В случае несогласия Государственной Думы с решением СФ федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов ГД.Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется президенту. Президент России в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его.Если президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то ГД и СФ вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей голосов) от общего числа членов СФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию президентом в течение семи дней.Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством – не менее трех четвертей голосов от общего числа членов СФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию президентом РФ и обнародованию.Палаты Федерального Собрания РФ взаимодействуют в процессе осуществления своих задач с президентом РФ, правительством РФ, федеральными судами, генеральным прокурором РФ, государственными органами субъектов РФ.Председатель Государственной Думы VII созыва – Вячеслав Володин.Председатель Совета Федерации – Валентина Матвиенко.Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/152686/81/1526868134_173:0:2904:2048_1920x0_80_0_0_98249a3aafd496b6c5596567d93bb83e.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки

Справки

11 января 1994 года начал свою работу новый российский парламент – Федеральное Собрание РФ.

Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом России. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Двухпалатная структура Федерального Собрания имеет глубокие корни в отечественной истории и в общемировых парламентских традициях. В настоящее время двухпалатную структуру имеют парламенты почти 80 стран, имеющих как федеративную, так унитарную форму государственного устройства.

В русских землях в качестве постоянных советов при князьях действовали княжеские думы, в которые входили их ближайшие соратники. В условиях Московского царства продолжением княжеской думы стала Боярская дума, которая просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в сенат – орган, который, по замыслу Петра I, должен был стать высшим органом власти на время отсутствия императора.

Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло определяющую роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, впоследствии получившие название Земских Соборов (существовали в середине XVI-XVII веках).

Первая попытка создания двухпалатного парламента в России приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I выдающийся государственный деятель Михаил Сперанский разработал контуры законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из двух палат – Государственной думы и возглавляемого императором Государственного совета.

В 1810 году был образован Государственный совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная дума тогда так и не была создана.

Закон об учреждении в Российской империи Государственной думы был подписан в 1905 году императором Николаем II. Последующим манифестом 1906 года император установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы». Таким образом, был создан первый российский двухпалатный парламент.

В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти – Советы народных депутатов.

С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) законодательная и представительная функция de jure принадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты – Союзный Совет и Совет Национальностей.

Конституцией СССР 1936 года был учрежден Верховный Совет СССР, состоявший из Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР.

На последнем этапе существования РСФСР была учреждена должность президента республики, который стал высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Впоследствии указом президента РСФСР система советов была ликвидирована.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила статус Федерального Собрания – двухпалатного парламента России.

В Совет Федерации (СФ) входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти; представители РФ, назначаемые президентом, число которых составляет не более 10% от числа членов СФ – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Член СФ – представитель от законодательного или исполнительного органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями на срок полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом СФ и депутатом ГД. Депутат ГД не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

СФ и ГД заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только для заслушивания посланий президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации считается верхней, Государственная Дума — нижней палатой парламента России. Понятие верхней и нижней палат связано с законодательным процессом. Движение законопроекта начинается как бы «снизу» (в Государственной Думе) и идет «вверх» – в Совет Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия президенту РФ на назначение председателя правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии правительству РФ;

в) заслушивание ежегодных отчетов правительства о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ;

д) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против президента РФ для отрешения его от должности.

К ведению Совета Федерации (СФ) относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;

б) утверждение указа президента России о введении военного положения;

в) утверждение указа президента РФ о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами ее территории;

д) назначение выборов президента РФ;

е) отрешение президента РФ от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда и Верховного Суда РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ и его заместителей;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Право законодательной инициативы принадлежит президенту и правительству РФ, Совету Федерации, депутатам Государственной Думы, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду и Верховному Суду РФ. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Принятые ГД РФ федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был им рассмотрен. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению ГД.

В случае несогласия Государственной Думы с решением СФ федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов ГД.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется президенту. Президент России в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то ГД и СФ вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством (не менее двух третей голосов) от общего числа членов СФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию президентом в течение семи дней.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством – не менее трех четвертей голосов от общего числа членов СФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию президентом РФ и обнародованию.

Палаты Федерального Собрания РФ взаимодействуют в процессе осуществления своих задач с президентом РФ, правительством РФ, федеральными судами, генеральным прокурором РФ, государственными органами субъектов РФ.

Председатель Государственной Думы VII созыва – Вячеслав Володин.

Председатель Совета Федерации – Валентина Матвиенко.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Справки

Сведения о Верховном Суде — Верховный Суд Российской Федерации

Сведения о Верховном Суде Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, по делам о разрешении экономических споров и иным делам, отнесенным к ведению судов, созданных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, созданных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», по рассмотрению гражданских , уголовных и административных дел, дел о разрешении хозяйственных споров и других дел, подведомственных указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций в пределах своей компетенции.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает дела, отнесенные к его ведению, в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. В целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

5. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации».

№ 1-ФКЗ от 31 декабря ст , 1996
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации

 

История Верховный Суд Российской Федерации

До Октябрьской революции 1917 года Правительственный Сенат, созданный Петром Великим, выполнял не только функции центрального органа исполнительной власти, но и являлся высшим судебным органом при российских императорах.

После того как вооруженный мятеж провозгласил власть Советов, судебная система, существовавшая до 1917 года, перестала функционировать. О необходимости создания единого высшего судебного органа впервые заговорили на IV съезде советской судебной власти, состоявшемся в 1922 году. РСФСР) принял постановление о Временном составе Верховного Суда РСФСР. Об этом стало известно 10 января.0017 th , 1923 г., в Приказе № 1 Верховного суда.

Верховный Суд РСФСР осуществлял судебный надзор за всеми судами других республик.

27 октября -го года 1960 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О Судебной системе РСФСР». По закону Верховный суд наделялся правом законодательной инициативы. Судьи избирались Верховным Советом РСФСР сроком на 5 лет. Верховный суд состоял из главного судьи, заместителей главного судьи, судей и присяжных. В его состав входили судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, Президиум и Пленум Верховного Суда РСФСР. Этот суд имел право пересматривать решения всех других судов. Как суд первой инстанции он имел особую компетенцию рассматривать дела исключительной государственной важности.

В 1990-е годы Российская Федерация пережила период коренной перестройки своей политической, экономической и социальной сфер. Была выдвинута и начала реализовываться идея проведения масштабной судебной реформы в стране.

Распад СССР сильно изменил место и роль Верховного суда России. Изменились и приоритеты судебной системы. Права и свободы человека объявлялись высшей ценностью. Принятие, соблюдение и защита прав и свобод гражданина стало главной обязанностью государства.

Изменился и статус обладателя судебной власти, судьи.

 

Верховный Суд Российской Федерации Сегодня

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным, экономическим спорам и другим делам. Он осуществляет судебный надзор и разъясняет различные вопросы судебной практики.

В качестве суда первой инстанции ГКРЧ рассматривает административные дела об оспаривании нормативных или ненормативных актов или действий Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и другие высшие органы государственной власти. Он также разрешает экономические споры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В качестве суда второй (апелляционной) инстанции Верховный Суд Российской Федерации проверяет законность и обоснованность еще не вступивших в законную силу решений верховных судов субъектов Российской Федерации по административным, гражданским и уголовным делам случаи. Также пересматриваются решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими как судами первой инстанции, по делам военных. При этом ГКРЧ пересматривает собственные решения первой инстанции в качестве суда апелляционной инстанции.

В качестве суда третьей (кассационной) инстанции ГКРЧ рассматривает решения президиумов верховных судов субъектов Российской Федерации и президиумов окружных (флотских) военных судов, принятые ими в качестве апелляционных судов.

Наконец, ГКРЧ в качестве надзорного суда вправе отменить или изменить вступившие в законную силу судебные акты, в том числе свои собственные, если будет установлено, что указанные акты:

1) нарушают права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации;

2) нарушать права и законные интересы общества или иные публичные интересы;

3) нарушают единообразие толкования и применения норм права.

Верховный Суд Российской Федерации может возобновить рассмотрение дела в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами.

Роль Верховного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа выражается в его способности давать разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного толкования и применения судами норм права.

Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган вправе выступать с правовыми инициативами в пределах своей компетенции. На основе анализа и обобщения судебной практики Верховный Суд Российской Федерации разрабатывает и вносит законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству законопроекты, вносящие изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации также может решать вопросы международных договоров Российской Федерации в пределах своей компетенции.

 

Состав Верховного Суда Российской Федерации

В состав Верховного Суда Российской Федерации входят следующие органы:

1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

3) Апелляционная палата;

4) Судебная коллегия по административным делам;

5) Судебная палата по гражданским делам;

6) Судебная палата по уголовным делам;

7) Судебная палата по экономическим спорам;

8) Судебная палата по делам военных;

9) Дисциплинарная палата.

Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации» количество судей суда определено в количестве 170 человек. Старшими судьями суда являются Председатель Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель Председателя и шесть других заместителей Председателя, возглавляющих судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации, кроме Апелляционной палаты, имеющей своего председателя.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации состоит из всех судей Верховного Суда под председательством Председателя. Пленарное заседание дает разъяснения судам по вопросам судебной практики, решает вопросы использования права законодательной инициативы и решает иные сложные вопросы осуществления правосудия и функционирования судебной системы Российской Федерации.

По приглашению Председателя ГКРЧ, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Министра юстиции Российской Федерации, их заместителей, судей Конституционного Суда Российской Федерации Российской Федерации, судьи других судов и иные лица могут присутствовать на заседаниях Пленума и высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам.

Постановления Пленума принимаются большинством голосов, если на заседании присутствует не менее двух третей действующих судей Верховного Суда Российской Федерации. Постановления подписываются Председателем Верховного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации являются формой реализации конституционного права суда на разъяснение вопросов судебной практики и в этом качестве учитываются другими судами при осуществлении правосудия.

В соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации Пленум ГКРЧ вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности федеральных законов и иных нормативных актов, международных договоров Российской Федерации, еще не вступивших в силу.

Пленарное заседание утверждает состав Судебных коллегий ГКРЧ, избирает судей Апелляционной и Дисциплинарной палат, а также секретаря Пленума.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей судебной инстанцией в России. В состав Президиума входят Председатель Верховного суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного суда и ряд судей ГКРЧ, назначаемых в состав Президиума суда Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президент Российской Федерации по представлению Председателя ГКРЧ.

В качестве суда надзорной инстанции Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов и решает отдельные вопросы судебной практики. На него также возложена координация деятельности Судебных коллегий и аппарата ГКРЧ и выполнение иных функций, предусмотренных федеральными законами.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Его заседания являются законными, если присутствует большинство его членов.

Апелляционная палата Верховного Суда Российской Федерации состоит из Председателя Апелляционной палаты, заместителя Председателя Апелляционной палаты и десяти других членов. Они избираются Пленумом ГКРЧ сроком на пять лет. Апелляционная палата ГКРЧ рассматривает жалобы на решения ГКРЧ, принятые в первой инстанции. Он также рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и выполняет иные функции, предусмотренные федеральными законами.

Другие судебные коллегии ГКРЧ состоят из судей ГКРЧ под председательством заместителей председателя суда. Судейские коллегии формируются внутри судебных палат исходя из распределения дел и специализации судей. Главный судья ГКРЧ назначает глав судейских коллегий, которые председательствуют в них сроком на три года.

Судебные коллегии ГКРЧ рассматривают дела в качестве судов первой, апелляционной или кассационной инстанций, обобщают судебную практику и выполняют иные функции, предусмотренные федеральными законами.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на шестилетний срок Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, если имеется положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Помимо функций судьи Верховного Суда Российской Федерации, председатель Верховного суда выполняет множество организационных и административных функций, например:

— решает вопросы, отнесенные к его компетенции, по организации деятельности Верховного Суда Российской Федерации, системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов;

— организует изучение и обобщение судебной практики и анализ судебной статистики;

— созывает Пленум и Президиум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует на их заседаниях;

— распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

— представляет кандидатуры на назначение федеральными судьями Президенту Российской Федерации;

— обращается в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации по вопросам аттестации судей ГКРЧ, председателей и заместителей председателей большинства других судов, приостановления или прекращения их полномочий;

 — представляет Верховный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами, международными и межправительственными организациями;

— взаимодействует с Правительством Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов;

— осуществляет общее руководство аппаратом ГКРЧ, назначает и освобождает от должности сотрудников аппарата.

Председатель Правительства Российской Федерации имеет право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, заседаниях их комитетов и комиссий, а также на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Аппарат Верховного Суда Российской Федерации формируется в целях организационного, информационного, документального, финансового и материально-технического обеспечения Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения полного и независимого управление юстиции.

Сотрудники, работающие в управлениях и отделах Верховного Суда Российской Федерации, являются федеральными государственными служащими. У них есть классные чины и другие специальные звания; их права, обязанности и условия службы устанавливаются законами и иными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе.

Научно-консультативный совет создается при Верховном Суде Российской Федерации. Основной целью совета является выработка научно обоснованных рекомендаций по актуальным вопросам судебной практики, а также предложений по совершенствованию законодательства. Совет служит для содействия верховенству закона в отправлении правосудия.

Состав Научно-консультативного совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председательствующего в совете. В состав совета входят высококвалифицированные судьи, представители правоохранительных органов, известные ученые-правоведы и практики.

«Вестник Верховного Суда Российской Федерации» – официальное издание Верховного Суда Российской Федерации. В нем публикуются сведения о работе Пленума ГКРЧ, наиболее важные постановления Президиума ГКРЧ, а также решения нижестоящих судов, которые могут иметь значение для разработки судебной практики, статьи и обзоры по текущей вопросы толкования и применения права.

 

Верховный Суд Российской Федерации и международное право

На рубеже веков значительно возросло значение международного права как инструмента международного сотрудничества членов мирового сообщества. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора.

После распада Советского Союза все его республики стали независимыми и суверенными государствами. Универсальная правовая среда и судебная практика, существовавшие на территории бывшего Советского Союза и поддерживаемые Верховным судом, были нарушены. Но связи, существовавшие между судами разных республик, сохранились благодаря материальному и процессуальному законодательству, выработанному на основе советских норм, а также благодаря тому, что этим странам пришлось столкнуться со схожими проблемами после провозглашения независимости и суверенитета.

Летом 1992 года в Москве состоялась встреча председателей Верховного суда стран Содружества Независимых Государств. В своем вступительном слове Председатель Верховного Суда Российской Федерации выразил надежду, что встреча поможет решить общие проблемы, стоящие перед судами на постсоветском пространстве. Подчеркнуто, что сотрудничество судов стран СНГ должно строиться на договоренности об обмене информацией и совместной борьбе с организованной преступностью. Выражено общее стремление к расширению сотрудничества и развитию отношений равноправного партнерства в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан при соблюдении норм и принципов международного права.

Инициативу Верховного Суда РСФСР поддержали все участники собрания. Председатели предложили руководителям своих стран подписать договор (конвенцию) между государствами-участниками СНГ об оказании правовой помощи и обеспечении соблюдения правоотношений по гражданским и уголовным делам.

22 января 1993 года государствами-участниками СНГ подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 9№ 0022 в Минске, что стало правовой основой для международного сотрудничества судов и правоохранительных органов. Ближе к этому времени теми же субъектами в Киеве было подписано Соглашение о порядке разрешения споров, касающихся предпринимательской деятельности .

С 1990-х годов для граждан стало обычной практикой напрямую обращаться за международной защитой своих прав и свобод. Обязанности, взятые на себя Российской Федерацией, когда она стала членом Совета Европы и приняла юрисдикцию Европейского суда по правам человека, требовали не только достижения соответствия между российским законодательством и Европейской конвенцией о правах человека, но и формировать судебную практику в соответствии с последним.

В этих целях 10 октября 2003 года Пленумом Верховного Суда Российской Федерации принято Определение № 5 «О применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации судов общей юрисдикции».

Верховный Суд Российской Федерации поддерживает постоянные партнерские отношения с высшими судами других стран, международными организациями и институтами правосудия, способствуя тем самым интеграции российской судебной системы в мировое правовое пространство.

Официальные визиты делегаций Верховного Суда и участие судей в международных конференциях и семинарах способствуют обмену судебным опытом и успешной реализации судебной реформы.

По состоянию на 2010 г. Верховный Суд Российской Федерации является участником более 30 соглашений о сотрудничестве с высшими судами иностранных государств, а также Протокола о намерениях о сотрудничестве Верховных судов стран БРИК ( Бразилии, России, Индии и Китая). Ежегодно проводятся встречи по вопросам сотрудничества судебных органов в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

 

Здание Верховного Суда

В настоящее время Верховный Суд Российской Федерации находится в Москве на Поварской улице.

Здание украшено Государственными Флагами Российской Федерации. Каждый зал суда внутри здания также украшен Государственным Флагом Российской Федерации и изображением Государственного Герба.

Территория комплекса здания Верховного суда исторически сложилась в середине XVIII века. Первоначально на Поварской улице располагался 3-х этажный особняк капитана артиллерии Блудова, который погиб в пожаре 1812 года и позже был реконструирован. После смерти следующего владельца, гвардии полковника В. Казакова, в особняке, согласно его последней воле, был открыт приют для обедневших дворян и девиц.

В 1949 году здание было передано Верховному Суду СССР, а в 1957 году за ним была построена 5-этажная пристройка. Современный вид здание обрело в 2006 году, после проведения ремонтных работ и строительства второго линия зданий была завершена.

Широкие лестницы первых этажей теперь украшены мрамором и гранитом, стены покрыты гобеленами ручной работы с судебной символикой.

В здании имеется все необходимое для работы суда: залы Пленума и Президиума, 12 залов судебных заседаний, кабинеты судей и работников суда, актовый зал, помещения для приема граждан, столовые и др.

Зал пленарных заседаний оснащен комплексом современных систем, в том числе системой видеоконференцсвязи, системой электронного голосования, аппаратурой аудио- и видеозаписи, оборудованием для синхронного перевода и др. Такие же системы установлены в зале заседаний Президиум и в конференц-зале.

Залы судебных заседаний также оборудованы системами видеоконференцсвязи, способными связываться с большинством судов субъектов Российской Федерации, а также с изоляторами ряда регионов.

Верховный Суд Российской Федерации имеет большую библиотеку, в которой имеется не только специальная юридическая литература, но и русская и зарубежная классика. Доступ в просторный читальный зал открыт не только для судей и сотрудников, но и для студентов и аспирантов вузов.


Заключительное слово

Созданный в 1923 году Верховный Суд Российской Федерации всегда следовал своей высокой миссии. Сегодня, сохраняя и приумножая лучшие традиции отечественного правосудия, Верховный Суд способствует совершенствованию судопроизводства, обеспечивает более широкий доступ к правосудию и развивает демократические принципы.

Важную роль играет Верховный Суд Российской Федерации посредством пересмотра дел, уже рассмотренных нижестоящими судами. Суд обеспечивает наличие единой судебной практики, тем самым создавая универсальную правовую среду внутри страны. Верховный суд принимает непосредственное участие в управлении кадровой политикой судов и обеспечивает подлинную независимость судей.

Верховный суд поддерживает постоянные отношения со средствами массовой информации. Журналисты посещают судебные заседания и имеют доступ к информационным ресурсам суда, тем самым информируя широкую общественность о его деятельности. Регулярные встречи Председателя Верховного суда Российской Федерации с представителями гражданского общества и СМИ служат гарантией гласности судебных разбирательств и открытости судебной системы.

Верховный Суд Российской Федерации был важнейшим инициатором судебной реформы в стране. В результате судебная власть по праву занимает достойное место среди других ветвей власти. Сегодня национальная система правосудия отвечает всем современным международным требованиям, делая Россию частью мирового правового пространства, укрепляя авторитет судов и завоевывая доверие народа. В этих достижениях решающая и почетная роль Верховного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ | Факты и подробности

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ

Российский парламент — Федеральное Собрание — состоит из двух палат: 450-местная Государственная Дума, нижняя палата, в которой депутаты (представители) избираются сроком на четыре года; и 166-местный Совет Федерации, верхняя палата, состоящая из региональных лидеров. Дума заморских экономических вопросов. Совет Федерации координирует обмены между национальным правительством и региональными правительствами.

Законодательная власть в России слаба. Президент обладает почти всей конституционной властью. Хотя Генеральная Ассамблея имеет право обсуждать вопросы, ее право влиять на решения сомнительно. Например, выдвинутый Ельциным генеральный прокурор трижды отклонялся Собранием, но продолжал исполнять свои обязанности. Согласно конституции, если Дума трижды проголосует против выбора президента на пост премьер-министра, Дума должна быть распущена.

Дума является более влиятельной из двух палат. Название Дума впервые было использовано царями для описания нижней палаты, которая была вынуждена распуститься в последние дни царской России. Лидер партии с наибольшим количеством мест называется народным заместителем лидера.

В 1990-е годы Совет Федерации состоял из губернаторов регионов и глав региональных законодательных органов 89 субнациональных юрисдикций, на которые разделена Россия. В 2000 году Путин усилил свой контроль над Советом Федерации, приняв закон об изменении состава верхней палаты от местных выборных должностных лиц до законодателей, назначаемых Москвой. Совет Федерации, как и следовало ожидать, в целом идет навстречу пожеланиям российского руководства. Его члены назначаются областным советом. Он мало участвует в разработке политики и в целом одобряет все, что ему дает Кремль.

Описание законодательной власти: двухпалатное Федеральное Собрание или Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации или Совета Федерации (166 мест; по 2 члена от каждой из 83 федеральных административно-территориальных единиц — областей, краев, республик, автономных округов и областей, городов федерального значения) Москвы и Санкт-Петербурга — назначаются высшими должностными лицами исполнительной и законодательной власти; члены избираются сроком на 4 года) и Государственная Дума или Государственная Дума (450 мест; с февраля 2014 г. избирательная система вернулась к смешанной избирательной системе на 2016 г.). выборы, на которых половина членов избирается прямым голосованием простым большинством голосов, а половина избирается прямым голосованием на основе пропорционального представительства; члены избираются на 5-летний срок). [Источник: CIA World Factbook =]

Дума и законодательные органы советской эпохи

В царские времена Дума была совещательным советом при князьях Киевской Руси и царях Российской империи. Дума (полностью Государственная дума — Государственное собрание) — нижняя палата законодательного собрания России, учрежденная Николаем II после революции 1905 г. и действовавшая до 1917 г. В отличие от совещательных органов, таких как боярская дума Киевской Руси. периода и городской думы XIX и начала ХХ веков Дума первоначально должна была быть всенародным представительным органом с правом утверждения законодательства. Первые два Думы (1905-07) были быстро распущены, так как выступали против царской политики; следующие два (1907–1917) были более консервативными и отбывали полные пятилетние сроки.

Съезд народных депутатов, учрежденный в 1988 году конституционной поправкой, является высшим органом законодательной и исполнительной власти в Советском Союзе. Таким образом, он избрал Верховный Совет, постоянный законодательный орган Советского Союза. Съезд народных депутатов, избранный в марте-апреле 1989 г., состоял из 2250 депутатов. Конгресс прекратил свое существование с распадом Советского Союза.

Выборы в законодательные органы России

Выборы в законодательные органы: Государственная Дума — последние состоялись 4 декабря 2011 г. (следующие состоятся в декабре 2016 г.) . Итоги выборов 2011 г.: Государственная Дума – «Единая Россия» 49,6%, КПРФ 19,2%, «Справедливая Россия» 13,2%, ЛДПР 11,7%, прочие 6,3%; места по партиям — «Единая Россия» 238, КПРФ 92, «Справедливая Россия» 64, ЛДПР 56. В Государственную Думу теперь входят по 2 представителя от Республики Крым и города федерального значения Севастополя, двух аннексированных областей Украины, которые Соединенные Штаты не признают. часть России.=

Законодательный орган России образован Конституцией, принятой на референдуме в декабре 1993 года. В то же время были проведены первые выборы в Федеральное собрание — процедура, которую некоторые россияне критикуют как показатель неуважения Ельцина к конституционным тонкостям. По конституции депутаты, избранные в декабре 1993 г., назывались «переходными», поскольку они должны были избираться только на двухлетний срок. В апреле 1994 года законодатели, правительственные чиновники и многие видные бизнесмены и религиозные деятели подписали «Гражданское согласие», предложенное Ельциным, обязуясь в течение двухлетнего «переходного периода» воздерживаться от насилия, призывов к досрочным президентским или парламентским выборам и попытки изменить конституцию. Это соглашение, а также воспоминания об ожесточенном противостоянии предыдущего парламента с правительственными войсками в определенной степени смягчили политическую риторику в течение следующих двух лет. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 июля. 96 *]

Первые выборы в законодательные органы в соответствии с новой конституцией включали несколько нарушений. Республики Татарстан и Чечня и Челябинская область бойкотировали голосование; это действие, наряду с другими несоответствиями, привело к избранию только 170 членов в Совет Федерации. Однако к середине 1994 года все места были заполнены, кроме Чечни, которая продолжала провозглашать свою независимость. Все федеральные юрисдикции участвовали в парламентских гонках в декабре 1995 года, хотя справедливость голосования в Чечне была поставлена ​​под угрозу продолжающимся там конфликтом.

На выборах в Думу в декабре 2003 года сильное большинство голосов (222 места) получила партия Путина «Единая Россия», которая набрала в три раза больше голосов, чем Коммунистическая партия Российской Федерации, занявшая второе место. Между этими выборами и серединой 2006 года «Единая Россия» получила 87 мест, поскольку делегаты сменили партийную принадлежность. В 2006 г. у «Единой России» было 309 мест; Коммунистическая партия, 45 мест; Либерально-демократическая партия России — 35 мест; блок региональных партий «Родина» — 29 мест; и Народная партия, 12 мест. Независимые занимали 18 мест, а два места были вакантными. Около 45 членов Думы и шесть членов Совета Федерации были женщинами. [Источник: Библиотека Конгресса, октябрь 2006 г. **]

Обязанности Законодательного собрания России

Российские дома имеют разные обязанности; Думе принадлежит более могущественная роль первичного рассмотрения всего законодательства. Хотя Совет Федерации имеет право пересматривать и добиваться компромисса в отношении законодательства, на практике его роль сводилась в основном к совещательному и контрольному органу. Дума может выразить недоверие действующему правительству, но президент может проигнорировать голосование и распустить Думу, если в течение трех месяцев будет проведено второе такое голосование. Изменения в конституции требуют двух третей голосов в Думе. [Источник: Библиотека Конгресса, октябрь 2006 г. **]

Совет Федерации, как следует из его названия и состава, занимается в первую очередь вопросами, относящимися к субнациональным юрисдикциям, такими как корректировка внутренних границ и указы президента о введении военного или чрезвычайного положения. Как верхняя палата, она также несет ответственность за утверждение и снятие с должности генерального прокурора и утверждение судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда по рекомендации президента. На Совет Федерации также возлагается окончательное решение, если Госдума рекомендует отстранить президента от должности. Конституция также предписывает, чтобы Совет Федерации рассматривал законопроекты, принятые нижней палатой по бюджетным, налоговым и другим налоговым мерам, а также вопросы, касающиеся войны и мира и ратификации договоров. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]

Федеральное Собрание предписано как постоянно действующий орган, что означает его непрерывную сессию, за исключением очередного перерыва между весенней и осенней сессиями. Такой график работы отличает новый парламент от «штампованных» законодательных органов советской эпохи, которые собирались всего несколько дней в году. Новая конституция также предписывает, чтобы две палаты собирались отдельно на заседаниях, открытых для публики, хотя совместные заседания проводятся для важных выступлений президента или иностранных лидеров. [Источник: Библиотека Конгресса, 1996 *]

Несмотря на свой «переходный» характер, Федеральное Собрание 1994-95 гг. приняло за два года около 500 законодательных актов. Когда в январе 1996 года был созван новый парламент, депутатам был предоставлен каталог этих законов, и им было поручено работать в назначенных им комитетах для заполнения пробелов в существующем законодательстве, а также для разработки новых законов. Главным достижением парламентских сессий 1994-1995 годов стало принятие первых двух частей нового Гражданского кодекса, крайне необходимого для обновления устаревших положений советской эпохи. Новый кодекс включал положения о договорных обязательствах, арендной плате, страховании, ссудах и кредитах, партнерстве и опеке, а также другие правовые нормы, необходимые для поддержки создания рыночной экономики. В новом органе возобновилась работа над несколькими законопроектами, которые находились в комитете или обсуждались в зале заседаний в предыдущем законодательном органе. Точно так же новый законодательный орган снова принял к рассмотрению несколько законопроектов, на которые наложил вето Ельцин. *

Структура Федерального Собрания

Состав Совета Федерации обсуждался незадолго до выборов 1995 года. Законодательство, принятое в декабре 1995 г. вопреки возражениям Совета Федерации, прояснило формулировку конституции по этому вопросу, предоставив ex officio места в советах главам местных законодательных органов и администраций в каждой из восьмидесяти девяти субнациональных юрисдикций, то есть всего 178 мест. В состав Совета Федерации в 1996 г. входило около пятидесяти руководителей субъектов федерации, назначенных на свои должности Ельциным в течение 19 лет.91-92, а затем выиграл всенародные выборы непосредственно в этот орган в декабре 1993 года. Но закон 1995 года предусматривал всенародные выборы глав исполнительной власти во всех субнациональных юрисдикциях, включая те, которыми до сих пор управляют назначаемые президентом. Лица, избранные на этих выборах, затем занимали места ex officio в Совете Федерации. [Источник: Библиотека Конгресса, 1996 г. *]

Каждая законодательная палата избирает председателя для контроля внутренних процедур палаты. Палаты также формируют комитеты и комиссии для решения конкретных вопросов. В отличие от комитетов и комиссий прежних российских и советских парламентов, те, что действовали при XIX93 Конституции несут значительную ответственность за разработку законодательства и осуществление надзора. Они подготавливают и оценивают законопроекты, сообщают о законопроектах своим палатам, проводят слушания и наблюдают за исполнением законов. На начало 1996 г. в Государственной Думе действовало 28 комитетов и несколько внеочередных комиссий, в Совете Федерации — 12 комитетов и 2 комиссии. Совет Федерации создал меньше комитетов из-за неполного рабочего времени его членов, которые также занимают политические посты в субнациональных юрисдикциях. В 1996 Большинство комитетов в обеих палатах были сохранены в базовой форме от предыдущего парламента. Согласно внутренней процедуре ни один депутат не может заседать более чем в одном комитете. К 1996 г. во многих комитетах Государственной Думы были созданы подкомитеты.

Должности в комитетах распределяются при формировании новых парламентов. Общая политика предусматривает распределение председательства и членства в комитетах между партиями и фракциями примерно пропорционально размеру их представительства. Однако в 1994 году Либерально-демократической партии России Владимира Жириновского (Либерально-демократическая партия России — ЛДПР), занявшей второе место по количеству мест на недавних выборах, было отказано во всех ключевых постах, кроме одного Комитет Государственной Думы по геополитике.

Законодательная власть в России

Однако при рассмотрении и решении большинства законодательных вопросов Совет Федерации имеет меньше полномочий, чем Государственная Дума. Все законопроекты, даже предложенные Советом Федерации, должны предварительно рассматриваться Государственной Думой. В случае отклонения Советом Федерации законопроекта, принятого Государственной Думой, две палаты могут сформировать согласительную комиссию для выработки компромиссного варианта законодательства. Затем Государственная Дума голосует за компромиссный законопроект. Если Государственная Дума возражает против предложений верхней палаты в согласительном процессе, она может большинством в две трети голосов направить свою версию на подпись президенту. Неполный характер работы Совета Федерации, его менее развитая структура комитетов и меньшие полномочия по отношению к Государственной Думе делают его скорее консультативно-контрольным органом, чем законотворческой палатой. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]

Поскольку в Совете Федерации изначально было много региональных администраторов, назначенных Ельциным, этот орган часто поддерживал президента и возражал против законопроектов, одобренных Государственной Думой, в которой было больше антиельцинских депутатов. Полномочия верхней палаты рассматривать законопроекты, принятые нижней палатой, привели к ее неодобрению примерно половины таких законопроектов, что потребовало уступок со стороны Государственной Думы или голосования для преодоления возражений верхней палаты. В феврале 1996 г. главы двух палат пообещали побороть эту привычку, но в последующие месяцы споры усилились. *

Государственная Дума утверждает назначение премьер-министра, но не имеет права утверждать министров правительства. Полномочия утверждать или отклонять премьер-министра строго ограничены. Согласно конституции 1993 года, Государственная Дума должна в течение одной недели принять решение об утверждении или отклонении кандидата после того, как президент внес имя этого человека в выдвижение. Если он отклоняет трех кандидатов, президент имеет право назначить премьер-министра, распустить парламент и назначить новые выборы в законодательные органы. *

Полномочия Государственной Думы по принуждению к отставке Правительства также сильно ограничены. Он может выразить вотум недоверия Правительству большинством голосов всех членов Государственной Думы, но Президент вправе не принимать во внимание это голосование. Если же Государственная Дума повторно вынесет вотум недоверия в течение трех месяцев, президент может отправить Правительство в отставку. Но вероятность повторного вотума недоверия практически исключается конституционной нормой, позволяющей президенту распускать в такой ситуации Государственную Думу, а не Правительство. Позиция Правительства подкрепляется еще одним конституционным положением, позволяющим Правительству в любое время потребовать от Государственной Думы вотума доверия; отказ является основанием для роспуска Думы президентом. *

Российский законодательный процесс

У Думы мало полномочий для принятия законодательства без поддержки президента, но она может блокировать законодательство, вносимое президентом, который может обойти это, издав указы. Законопроект нуждается в одобрении Думы и Совета Федерации. Две трети голосов в Думе могут отменить отказ Совета Федерации.

Законопроекты могут исходить от любой законодательной палаты или быть представлены президентом, правительством, местными законодательными органами, Верховным судом, Конституционным судом или Высшим арбитражным судом. Законопроекты сначала рассматриваются в Государственной Думе. После принятия большинством голосов от полного состава Государственной Думы законопроект рассматривается Советом Федерации, у которого есть четырнадцать дней для внесения законопроекта в свой календарь. Согласительные комиссии представляют собой установленный порядок отработки разногласий в законопроектах, рассматриваемых обеими палатами. [Источник: Библиотека Конгресса, 19 июля.96 *]

Положение Конституции о том, что проекты законов о доходах и расходах могут рассматриваться «только при наличии выводов Правительства», существенно ограничивает контроль Федерального Собрания над государственными финансами. Однако законодательный орган может изменить финансовое законодательство, представленное правительством позднее, что обеспечивает определенный уровень традиционного законодательного контроля над кошельком. Две палаты законодательного собрания также имеют право преодолевать президентское вето на закон. Однако конституция создает высокие препятствия для отмены, требуя не менее двух третей голосов от общего числа членов обеих палат. *

Авторитарные изменения Путина

Путин укрепил власть, осуществив авторитарные изменения в соответствии со своей системой «управляемой демократии» и «вертикали власти». Выборы губернаторов регионов в декабре 2004 г. были сорваны. Вместо этого губернаторы выбирались президентом и утверждались региональными собраниями, которые в основном были лояльны Кремлю. Запад раскритиковал этот шаг как эрозию демократии. Путин утверждал, что это необходимо для национального единства. Вместо того, чтобы расстроиться, многие региональные лидеры похвалили это предложение. Причиной этих изменений стала резня в школе Бесланда, в результате которой сотни школьников погибли от рук мусульманских экстремистов.

Путин также заменил прямые выборы для половины членов парламента системой партийных списков, в которой люди голосовали за партии, а партии выбирали, кто займет места в парламенте. В соответствии с этой системой члены парламента избирались пропорционально на основе партийных списков, составленных основными партиями, все из которых были сосредоточены в Москве и подвержены влиянию Кремля. Это фактически сделало Думу штампованным органом.

Другие изменения включали запрет на создание коалиций между более мелкими партиями, запретив им слияние своих партийных списков и повышение минимального количества голосов, необходимого для вступления партии, с пяти процентов до семи процентов. Для официальной регистрации политической партии необходимо, чтобы в каждом из 89 регионов России было 50 000 членов.провинции. Ни один сектор правительства не был пощажен. Вся система сдержек и противовесов была скомпрометирована, если не подорвана. Контроль, казалось, был центральной темой изменений, и тот факт, что демократия была слишком грязной и неуправляемой, и ею нужно было управлять.

Сенатор США Джон Маккейн обвинил Путина в организации «ползучего переворота» Путин сказал, что изменения были необходимы создать стабильную, многопартийную систему в России. «Если не создавать условий для роста авторитета партий, у нас никогда не будет настоящей многопартийности». Он добавил, что необходимо создать «партии, способные принимать реальное участие в политической жизни страны и обеспечивать единые национальные интересы». О демократии Путин сказал: «Если под демократией понимать роспуск государства, то кому нужна демократия. Зачем нужна демократия? Сделать жизнь людей лучше, сделать их свободными. Я не думаю, что в мире есть люди, которые хотят демократии, которая приведет к хаосу».

Члены Думы

Члены обеих палат избираются на четырехлетний срок. Депутаты Государственной Думы работают полный рабочий день, выполняя свои законодательные обязанности; им не разрешается одновременно работать в местных законодательных органах или занимать государственные должности. Однако переходная статья в конституции позволяла депутатам, избранным в декабре 1993 года, сохранять свою работу в правительстве, что позволяло многим чиновникам администрации Ельцина работать в парламенте. После 19 декабря95 выборов в законодательные органы девятнадцать правительственных чиновников были вынуждены уйти в отставку, чтобы приступить к своим законодательным обязанностям. [Источник: Библиотека Конгресса, 1996 г. *]

Половина членов Думы избирается по партийным спискам. Партии, набравшие не менее пяти процентов голосов, делят 225 фунтов на пропорциональной основе. Остальные 225 мест занимают лица, баллотирующиеся от одномандатных округов. Многие из них были независимыми. В системе партийных списков люди голосуют за партии, и партии выбирают, кто займет места в парламенте. Члены были выбраны пропорционально на основе партийных списков, составленных основными партиями, все из которых сосредоточены в Москве и подвержены влиянию Кремля. Это фактически сделало Думу штампованным органом.

Проблемы с Думой

Российский парламент в значительной степени рассматривался как препятствие для реформ и убежище для особых интересов, местничества и коммунистов. За выборами традиционно следовали раунды торговли лошадьми, в которых партийная лояльность не всегда была главным приоритетом. Члены перешли на сторону оппонента, если это отвечало их потребностям и амбициям.

В середине 1990-х были кулачные бои на полу камеры, ночные барные вечеринки, пьяные дебоши в столовой. Охранникам пришлось настоять на том, чтобы некоторые депутаты проверили свое оружие перед входом в парламент. Были кулачные бои между коммунистами и либералами. 19 июня95, депутат, одетый в красные солнцезащитные очки и футболку Megadeath, размахивал игрушечным пистолетом во время дебатов о вотуме недоверия. Примерно в то же время голоса в Думе, как сообщается, продавались по 30 000 долларов за штуку.

В 1997 году Сергей Семенов, заместитель председателя Комитета российского парламента по делам женщин, семьи и молодежи, предложил принять закон, узаконивающий полигамию. Семенов жил с тремя женщинами, которых называл своими женами. Однажды он сказал, что полигамия улучшит «качество населения», поскольку «только самые приспособленные смогут иметь несколько жен — это будет формой естественного отбора».

В своем предложенном законопроекте Семенов написал, что мужчина, имеющий более одной жены, должен «поддерживать всех своих женщин материально и эмоционально, удовлетворять их физически, относиться к ним с большим уважением, чем сейчас, и не позволять им работать во вредных условиях.