1. Что из перечисленного ниже является предметом изучения макроэкономики?

Тесты по экономической теории

  1. Рост количества покупок автомобилей “Жигули” вследствие роста доходов потребителей.

  2. Образование нехватки на рынке жилья вследствие введения государством верхнего предела платы за аренду жилья.

  3. Влияние изменения моды в Европе на спрос на импортную обувь в России.

  4. Рост уровня безработицы в Иркутской области вследствие принятия Госдумой России Закона “О банкротстве”

2. В чем отличие нормативной экономики от позитивной экономики?

  1. Позитивная экономика изучает положительные результаты экономической деятельности, а нормативная экономика изучает влияние принятия нормативных актов на экономику страны.

  2. В отличие от нормативной экономики, позитивная экономика не изучает незаконные виды деятельности.

  3. Позитивная экономика изучает “то, что есть”; нормативная экономика исследует “то, что должно быть” (т. е. то, какой должна быть экономика и какая конкретно мера экономической политики целесообразна в той или иной экономической ситуации).

  4. Позитивная экономика — это раздел макроэкономики, а нормативная экономика — этораздел микроэкономики.

3. Какое из приведенных определений лучше отражает суть экономической теории?

  1. Экономическая теория разрабатывает рекомендации, непосредственно применяемые в хозяйственной практике.

  2. Экономическая теория описывает и изучает рыночные отношения.

  3. Экономическая теория изучает различные формы организации бизнеса и предпринимательства.

  4. Экономическая теория имеет дело с анализом и принятием решений для наилучшего удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов.

4. Проблему ограниченности ресурсов можно решить…

  1. если люди будут экономить ресурсы;

  2. если все добровольно ограничат свои потребности;

  3. лишь в будущем, когда уровень развития науки и техники позволит существенно увеличить производство товаров.

  4. Нет верного ответа.

5. Если страна использует все человеческие, капитальные и природные ресурсы, то большее количество какого-либо продукта…

  1. может быть произведено только частными предпринимателями, но не государством;

  2. может быть произведено только при сокращении производства каких- либо иных товаров;

  3. может быть произведено только при общем снижении цен;

  4. не может быть произведено.

6. Из-за нехватки денег вы вынуждены купить несколько дорогих, но красивых тетрадей и несколько тетрадей более дешевых. Вы столкнулись…

  1. с проблемой ограниченности ресурсов;

  2. с проблемой ограниченности ресурсов и необходимостью компромиссного выбора;

  3. с проблемой ограниченности ресурсов, необходимостью компромиссного выбора и оценкой альтернативной стоимости;

  4. с проблемой ограниченности ресурсов и оценкой альтернативной стоимости.

7. Старик Хоттабыч внимательно исследовал свою бороду и обнаружил, что волоски, которые ему приходится вырывать для исполнения своих желаний, тут же отрастают заново. Есть ли у старика Хоттабыча, который очень не любит учиться, необходимость в изучении экономики?

  1. Есть, потому что изучение экономики поможет ему получать максимальную прибыль.

  2. Нет, так как для него не существует проблемы ограниченности ресурсов.

  3. Есть, поскольку знание экономики поможет ему освоить наиболее эффективные способы экономить.

  4. Есть, поскольку для него действует закон спроса.

8. Какие из приведенных ниже экономических понятий можно непосредственно проиллюстрировать при построении кривой производственных возможностей?

  1. Спрос и предложение.

  2. Совокупный спрос и совокупное предложение.

  3. Ограниченность производственных ресурсов, компромиссный выбор, альтернативная стоимость.

  4. Наилучший способ удовлетворения потребностей при имеющихся производственных возможностях.

9. Имея возможность добираться до места работы либо на автобусе, либо на электричке, вы предпочитаете электричку. Компания, осуществляющая автобусные перевозки, вывела на линию новые, более комфортабельные машины, увеличив при этом тарифы за проезд. Как изменится альтернативная стоимость вашего решения пользоваться электричкой?

  1. Возрастет.

  2. Нельзя определить.

  3. Уменьшится.

  4. Никак не изменится.

10. Родители предложили сыну выбрать подарок на день рождения; либо магнитофон, либо лыжи, либо джинсовый костюм. Сын выбрал магнитофон, но в случае возникновения затруднений с его покупкой был согласен на джинсовый костюм; с наименьшим энтузиастом он отнесся к идее подарить ему лыжи. Что является альтернативной стоимостью выбора магнитофона?

  1. Цена джинсового костюма.

  2. Джинсовый костюм.

  3. Джинсовый костюм и лыжи.

  4. Альтернативную стоимость невозможно определить, так как неизвестны цены, по которым могут быть совершены покупки.

11. Родители на день рождения подарили сыну некую сумму денег. Сын обдумал возможность купить на эти деньги либо магнитофон, либо лыжа, либо джинсовый костюм. Ему необязательно было тратить на каждый из этих товаров все подаренные деньги, но из трех наиболее привлекательных для него вещей он мог позволить себе купить лишь одну. Сын решил, что джинсовый костюм для него нужнее, чем лыжи, однако магнитофон ему хотелось иметь больше всего. Магнитофон в итоге и был куплен. Что является альтернативной стоимостью выбора магнитофона?

    1. Цена джинсового костюма.

    2. Джинсовый костюм.

    3. Джинсовый костюм и лыжи.

    4. Альтернативную стоимость невозможно определить, так как неизвестны цены, по которым могли быть совершены покупки.

12. В какой из вариантов ответа включены основные вопросы экономики?

  1. Что производится, как производится, кем потребляется.

  2. Что потребляется, как производится, кто производит.

  3. Что производится, как потребляется, кто производит.

  4. Что потребляется, как производится, кто приобретает.

13. Для решения математической задачи вам требуется 10 минут, решение задачи по физике занимает 15 минут. Ваш друг на задачу по математике тратит 15 минут, а задачу по физике он решает не быстрее чем за 20 минут. Можно сказать, что…

  1. ваш друг имеет абсолютное преимущество в решении задач по физике;

  2. вы имеете сравнительное преимущество в решении задач как по физике, так и по математике;

  3. вы имеете сравнительное преимущество в решении задач по физике;

  4. ваш друг имеет сравнительное преимущество в решении задач по физике.

14. При рыночной экономической системе средний уровень заработной платы программистов определяется…

    1. количеством работников, имеющих профессию программиста и готовых работать по этой специальности при существующем уровне оплаты труда;

    2. спросом на работников, имеющих профессию программиста;

    3. взаимодействием предложения и спроса на работников, имеющих профессию программиста;

    4. трудовым законодательством.

15. Что из перечисленного ниже может стать основной причиной того, что специализация двух стран не принесет выгоды ее участникам?

    1. Отсутствие возможности добровольного обмена.

    2. Существование торговых барьеров.

    3. Отсутствие денег.

    4. Отсутствие рыночных механизмов.

16. Из предложенных ниже определений понятия “альтернативная стоимость” выберите наилучшее.

Альтернативная стоимость — это…

    1. ценность следующей наилучшей альтернативы, от которой приходится отказываться, когда ограниченные ресурсы используются для выбранной цели;

    2. стоимость всех альтернатив, от которых приходится отказываться, когда ограниченные ресурсы используются для выбранной цели;

    3. сумма всех затрат фирмы на производство данного товара, выраженная к денежной форме;

    4. денежные затраты, которые придется понести, если будет принято данное решение.

17. Принципиальная неразрешимость проблемы ограниченности ресурсов связана с тем, что…

    1. часто возникают ситуации, когда имеющихся товаров не хватает на всех потребителей, например, невозможно поровну поделить 7 видеокассет между 10 желающими их получить

    2. большинство природных ресурсов человечества исчерпаемо;

    3. рынок не может произвести все необходимые людям товары и услуги;

    4. в каждый конкретный момент времени человеческие потребности превышают возможности их удовлетворения за счет доступных ресурсов.

18. Из двух производителей сравнительное преимущество имеет тот, который…

    1. производит больше товаров и услуг, используя такое же, как второй, количество ресурсов;

    2. производит какой-либо товар или услугу с меньшей альтернативной стоимостью;

    3. производит какой-либо товар или услугу с большей альтернативной стоимостью;

    4. производит товары или услуги лучшего качества.

19. Проблема компромиссного выбора стоит…

    1. только перед отдельными людьми;

    2. только перед фирмами;

    3. только перед государственными органами;

    4. и перед отдельными людьми, и перед фирмами, и перед государственными органами.

20. При построении кривой производственных возможностей предполагается, что полностью будут использоваться следующие виды ресурсов:

    1. трудовые ресурсы и капитал;

    2. трудовые ресурсы, природные ресурсы и капитал;

    3. капитал и природные ресурсы;

    4. трудовые ресурсы.

21. Четыре типа экономических систем — это…

    1. традиционная, рыночная, централизованная и смешанная;

    2. демократическая, анархическая, авторитарная и тоталитарная;

    3. рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая;

    4. развивающаяся, развитая, стагнирующая и загнивающая.

22. В модели кругового потока рассматривается кругооборот…

    1. ресурсов;

    2. товаров и услуг;

    3. денег;

    4. всего перечисленного выше.

23. В качестве экономического стимула может выступать…

    1. величина прибыли;

    2. размер заработной платы;

    3. величина банковского процента по депозиту;

    4. все перечисленное выше.

24. Примером разделения труда является с когда…

  1. завод А производит автомобили “Лада”, а завод Б — мотоциклы “Иж”;

  2. область А производит животноводческую продукцию, а область Б — продукцию растениеводства;

  3. завод А производит мясные консервы, а завод Б — молочные;

  4. завод А производит кузова автомобилей Волга, а завод Б — колеса для автомобилей “Волга”

25. Если Тайвань имеет сравнительное преимущество перед Испанией в производстве бытовой электроники, то…

    1. альтернативная стоимость производства бытовой электроники в Тайване ниже, чем в Испании;

    2. альтернативная стоимость производства бытовой электроники в Тайване выше, чем в Испании;

    3. нет смысла в специализации и торговле между Тайванем и Испанией;

    4. Тайваню будет выгодно снижение спроса на бытовую электронику.

26. Какое из приведенных ниже определений НЕ используется для характеристики типов экономических систем?

    1. Традиционная.

    2. Централизованная.

    3. Капиталистическая.

    4. Смешанная.

27.Признаки какого из типов экономических систем НЕЛЬЗЯ было найти в экономике СССР в 1970-х гг.?

  1. Традиционной.

  2. Рыночной.

  3. Централизованной.

  4. В экономике СССР в 1970-х гг. можно было найти признаки всех пере­численных выше типов экономических систем.

28. На рисунке изображена кривая производственных возможностей. Точка В представляет такую комбинацию объемов выпуска одежды и обуви, ко­торая…

  1. соответствует полному использованию всех произ­водственных ресурсов;

  2. может быть достигнута и при неполном использо­вании всех производственных ресурсов;

  3. может быть достигнута только в случае увеличения количества и качества производственных ресурсов;

  4. не может быть достигнута никогда.

29. Схема кругооборота ресурсов, товаров и услуг, денежных платежей

иллюстрирует…

  1. процесс формирования рыночных цен;

  2. взаимодействие между Центральным банком, коммерческими банками, вкладчиками банков и теми, кто берет у банков деньги в кредит;

  3. взаимосвязи основных экономических субъектов;

  4. взаимодействие факторов экономического роста.

30. Что из перечисленного ниже является примером компромиссного выбора?

    1. Время, потраченное на принятие решения, сколько сливочного и сколько растительного масла купить.

    2. Решение о покупке 1 литра растительного масла в 0,5 кг сливочного масла.

    3. Затраты на покупку растительного масла по сравнению с затратами на покупку сливочного масла.

    4. Все перечисленное выше.

31. На протяжении последних десятилетий в Краснодарском крае с каждого гектара собиралось намного больше пшеницы, чем в Брянской области. Из этого однозначно следует, что…

A) Краснодарский край обладает сравнительным преимуществом в выра­щивании пшеницы;

Б) Брянская область обладает сравнительным преимуществом в выращива­нии ржи;

B) пшеница, произведенная в Краснодарском крае, должна поставляться в Брянскую область.

Г) Однозначного вывода сделать нельзя.

32.Российский хоккеист, заключив контракт с НХЛ, купил на свои средства комплект хоккейной формы для детской команды клуба. В такой же ситуации его товарищ по команде потратил деньги на приобретение квартиры в центре Москвы. С экономической точки зрения…

    1. оба поступили нерационально;

    2. второй поступил рационально, а первый нет;

    3. оба поступили рационально;

    4. первый поступил рационально, а второй нет

33.Введение правительством субсидий на каждый выпущенный автобус, ско­рее всего, приведет…

A) к уменьшению предложения автобусов;

Б) к увеличению предложения автобусов;

B) к росту спроса на автобусы;

Г) к повышению эластичности предложения автобусов.

34. В каком утверждении слово “спрос” следует заменить выражением “величина спроса”? А) Когда были повышены цены на авиабилеты, спрос на проезд железнодорожным транспортом вырос. Б) Летом 1991 ожидаемое увеличение цены на хлеб вызвало резкое увеличение спроса на макаронные изделия. В) Летом после Чернобыльской аварии спрос на клубнику в Центральном гастрономе г. Киева резко упал. Г) Когда были повышены цены на авиабилеты, спрос на услуги Аэрофлота упал.

что это такое? – Новости – Институт дополнительного профессионального образования – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Что изучает микроэкономика, какие задачи решает и чем отличается от макроэкономики? Тяжело ли её изучать тем, кто далёк от экономики? Каков формат её изучения в Вышке? На эти и другие вопросы нам ответила Татьяна Александровна Анисовец, старший преподаватель департамента экономики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.


Татьяна Александровна, Вы преподаёте микроэкономику для студентов программы «Финансы» второго высшего образования. О чём этот предмет?

Несмотря на распространённое мнение, что экономика – описательная наука, в ней постоянно используются математические подсчёты. Микроэкономика изучает функционирование отдельных индивидов, фирм и рынков: как они устроены, почему и как на них влияют внешние факторы, что с ними будет происходить в дальнейшем. Так, например, мы узнаем, что случится с деятельностью производителя, если государство решит повысить для него налоги или, наоборот, даст возможность взять субсидию.

 

А в чём заключается отличие микро- от макроэкономики?

Микроэкономика рассматривает выпуск продукции отдельной фирмы, цены на конкретные товары и т. п., а макроэкономика изучает экономику в целом и исследует проблемы, которые касаются всех: безработица, валовый внутренний продукт, инфляция, банковская деятельность, фискальная и денежно-кредитная политика.

Когда государство планирует перейти к прогрессивной шкале налогообложения – это макроэкономика, а когда оно вводит новый акциз на конкретный товар – микроэкономика, хотя и то и то – налоги для государственного бюджета. Например, рынок нефти или сахарной свеклы – тоже микроэкономика.

 

На каком курсе и как долго изучается эта дисциплина?

Студенты программы второго высшего образования «Финансы» изучают её на первом курсе. Это один из базовых предметов, который длится два первых модуля.

 

Какой формат обучения Вы используете?

Я провожу занятия в форме презентаций, предварительно выкладывая их в систему LMS (англ. Learning Management System, система управления учебной деятельностью, используемая для совместного доступа к учебным онлайн-материалам).

На лекции мы обсуждаем прочитанный материал и разбираем наиболее важные пункты. Таким образом, студенты приходят подготовленными и заранее знают, на каких разделах темы хотели бы остановиться. Перед экзаменами они также получают тренировочные тесты и могут заблаговременно проверить уровень знаний, чтобы в дальнейшем лучше подготовиться.

Такой формат удобен и для тех, кто по каким-то причинам не смог посетить все лекции. Студент может изучить их дома, а потом прийти на решение контрольных, то есть задания будут для него уже знакомы.

 

Вы даёте рекомендации по выбору обучающей литературы?

Да, у нас есть программа, которая рекомендует к прочтению базовый учебник. Но у нас практикуется индивидуальный подход, поэтому тем, кто «дружит» с математикой, советуем дополнительную литературу. Всё зависит от начальной подготовки студента.

 

Какие задачи решают студенты на практических занятиях?

50 % обучения занимают лекции, а 50 % — семинары, на которых я стараюсь дать им комплексное понимание экономических процессов. Вместе мы анализируем графики, функции, а также факторы, которые на них влияют.

Постоянно решаем задачи из реальной жизни. Например, сколько нужно выпустить единиц продукции, чтобы получить безубыточное производство? Сколько государство получит налоговой выручки, если введет акциз на определенный товар? И другие вопросы.

 

На программу «Финансы» часто приходят люди из сфер, не связанных с экономикой. Насколько им тяжело понять этот предмет?

В микроэкономике много цифр и уравнений. Здесь нужно понимать математику и правильно считать, поэтому она может показаться для них достаточно сложной. Например, работая кредитным специалистом, нужно уметь читать бизнес-план: понимать, откуда взялись приведённые цифры; проверять, правильно ли посчитана предполагаемая выручка и т. д.

Однако в моей группе сейчас много тех, кто пришёл из неэкономической отрасли, например, юристов. И хочу заметить, что они очень старательно учатся. Да, им тяжело, но они хотят разобраться, задают вопросы. Пятеро уже получили экзамен «автоматом».

Вообще я всегда за то, чтобы студенты задавали вопросы. На лекциях можно сидеть и кивать головой, и будет казаться, что всё понятно, но потом лишь шаг в сторону – и всё. Поэтому пока есть возможность, как только захотелось что-то уточнить, нужно спрашивать, не стесняясь.

Кроме того, студенты читают учебники, а затем разбирают со мной отдельные моменты на семинарах. Таким образом, любая непонятная для них информация не остаётся без внимания.

 

Чему научатся слушатели курса микроэкономики?

Они будут понимать, что и почему происходит на том или ином рынке, а также объяснять и прогнозировать экономические процессы. Например, почему страны ОПЕК ограничивают добычу нефти, и как это повлияет на конкретный рынок? Почему сотовые операторы вместе поднимают цены на услуги, а Федеральная Антимонопольная Служба снова собирается их «наказать»?

Владельцы собственного бизнеса научатся устанавливать экономически оправданную цену на товар, что на самом деле не так уж и просто. Многим ведь кажется, что для увеличения прибыли нужно просто увеличить цену, но это часто не работает. Дело в том, что на рынке действует закон спроса – чем выше цена, тем меньше продукции мы хотим приобрести. И если товар сам по себе мне не очень важен и ему есть хорошая альтернатива, то я смогу от него отказаться. Поэтому собственник бизнеса должен понимать, что при повышении цен выручка может даже сократиться.

В общем, мы стараемся дать студентам полную картину экономических событий и явлений, научить их прогнозированию и грамотному обоснованию дальнейших действий.

С нетерпением ждём всех, кто также хочет получить знания в области экономики и финансов!

Спасибо!

Материалы по теме:
«Второе высшее: о курсе «Теория финансов»
«Программа второго высшего образования «Финансы»: мнение студента»
«Финансист будущего: какой он?»

Узнайте подробнее о программе второго высшего образования: «Финансы»

Изучите четыре уровня вопросов – Университет 101: учитесь, разрабатывайте стратегию и добивайтесь успеха

Еще одна модель создания эффективных вопросов для самостоятельного изучения делит вопросы на четыре уровня. Уровни переходят от более поверхностных/фактических вопросов к более глубоким, более аналитическим вопросам. Чтобы быть уверенным, что ваши вопросы для самостоятельного изучения достаточно глубоко затрагивают содержание курса для подготовки к тестам и экзаменам университетского уровня, вы захотите включить в свой обзор вопросы каждого уровня.

Изображение предоставлено: Rawia Inaim
Уровень 1. Подведение итогов/определения/фактические вопросы Эти вопросы дают вам словарный запас и охват предмета.
  • Что такое определение…?
  • Кто сделал…?
  • Когда… произошло?
  • Сколько/сколько…?
  • Что является примером…?
Уровень 2. Вопросы анализа/интерпретации Здесь вы ищете контекст и влияние, подтвержденное доказательствами.
  • Как…произошло?
  • Почему… происходит?
  • Каковы причины…?
  • Какие бывают виды…?
  • Как… работает?
  • Как происходит процесс?
  • Каковы мои собственные примеры…?
  • Что вызывает …происходит?
  • Что происходит, когда… происходит?
  • Какая связь между… и…?
  • Чем…похож/отличается от…?
  • Как… влияет или относится к…?
  • Что значит…?
  • Какие выводы можно сделать из… информации?
  • В чем проблема(ы), конфликт(ы), вопрос(ы)?
  • Каковы возможные решения/разрешения этих проблем, конфликтов, вопросов?
  • Каков главный аргумент или тезис автора?
  • Как развивается этот аргумент?
  • Какие доказательства, доказательства, поддержка предлагается?
  • Какие еще теории, аргументы других авторов?
Уровень 3. Вопросы по гипотезе/прогнозу Эти вопросы помогут вам разработать гипотезу и рассмотреть возможные результаты.
  • Если… произойдет, то что произойдет?
  • Если… изменится, то что изменится?
  • Что предсказывает теория x?
  • Какая гипотеза или теория объясняет эти данные или данную информацию?
Уровень 4. Вопросы критического анализа/оценки/мнения Используйте эти вопросы, чтобы проанализировать дифференциацию и сделать выбор в отношении предмета в контексте и с подтверждающими доказательствами.
Это…
  • Хорошо/плохо? Почему?
  • Верно или неверно? Почему?
  • Эффективно или неэффективно? Почему?
  • Актуально или неактуально? Почему?
  • Логично или нелогично? Почему?
  • Применимо или не применимо? Почему?
  • Доказано или не доказано? Почему?
  • Этично или неэтично? Почему?
  • Каковы преимущества или недостатки…? Почему?
  • Какое лучшее решение проблемы, конфликта, вопроса?
  • Почему он лучший?
  • Что должно или не должно происходить? Почему?
  • Я согласен или не согласен? Почему?
  • Каково мое мнение? В чем моя поддержка моего мнения?

Как вы можете использовать эти вопросы?

Возьмите любое понятие или утверждение, поставьте перед ним один из этих вопросительных «ключей», поставьте знак вопроса в конце, и у вас есть вопрос!

А теперь поищи ответ.

Помните, что эти вопросы на этих уровнях уже могут быть в конце ваших глав, в вашем учебном пособии или учебных целях. Поэтому просмотрите главу, найдите и используйте их, если они имеют отношение к вашему обучению. [1] [2]

 


  1. Адаптировано из: Salustri, F. (2015). Четыре уровня вопросов . Получено 23 апреля 2018 г. с http://deseng.ryerson.ca/dokuwiki/design:four_levels_of_questions. Используется с разрешения. ↵
  2. Университет Макмастера. (2005). Какие вопросы интересуют учащихся? Получено 23 апреля 2018 г. с http://cll.mcmaster.ca/resources/pdf/what_questions_engage_students.pdf ↵

Генерация хороших вопросов для исследования — Методы исследования в психологии — 2-е канадское издание

Глава 2. Начало исследований

  1. Опишите некоторые распространенные источники исследовательских идей и создайте исследовательские идеи, используя эти источники.
  2. Опишите некоторые методы превращения исследовательских идей в эмпирические исследовательские вопросы и используйте эти методы для создания вопросов.
  3. Объясните, чем интересен исследовательский вопрос, и оцените исследовательские вопросы с точки зрения их интереса.

Хорошее исследование должно начинаться с хорошего исследовательского вопроса. Тем не менее, постановка хороших исследовательских вопросов — это то, что начинающим исследователям часто кажется трудным и напряженным. Одна из причин заключается в том, что это творческий процесс, который может показаться загадочным — даже волшебным — когда опытные исследователи, кажется, извлекают интересные исследовательские вопросы из воздуха. Однако психологические исследования креативности показали, что она не столь таинственна и волшебна, как кажется. Это в значительной степени продукт обычных стратегий мышления и настойчивости (Weisberg, 19).93) [1] . В этом разделе рассматриваются некоторые довольно простые стратегии поиска общих исследовательских идей, превращения этих идей в эмпирически проверяемые исследовательские вопросы и, наконец, оценка этих вопросов с точки зрения того, насколько они интересны и насколько осуществимы ответы на них.

Исследовательские вопросы часто начинаются с более общих исследовательских идей, обычно фокусируясь на некоторых поведенческих или психологических характеристиках: разговорчивости, обучаемости, депрессии, банджи-джампинге и так далее. Прежде чем рассматривать, как превратить такие идеи в эмпирически проверяемые исследовательские вопросы, стоит в первую очередь выяснить, откуда берутся такие идеи. Три наиболее распространенных источника вдохновения — это неформальные наблюдения, практические проблемы и предыдущие исследования.

Неформальные наблюдения включают в себя прямые наблюдения за своим поведением и поведением других, а также наблюдения из вторых рук из ненаучных источников, таких как газеты, книги, блоги и т. д. Например, вы можете заметить, что всегда находитесь в самой медленной очереди в продуктовом магазине. Может быть, большинство людей думают так же? Или вы можете прочитать в местной газете о людях, жертвующих деньги и еду местной семье, чей дом сгорел, и начать задаваться вопросом, кто делает такие пожертвования и почему. Некоторые из самых известных исследований в области психологии были вдохновлены неформальными наблюдениями. Известное исследование Стэнли Милграма о подчинении властям, например, было частично вдохновлено журналистскими отчетами о судебных процессах над обвиняемыми нацистскими военными преступниками, многие из которых утверждали, что они всего лишь подчинялись приказам. Это заставило его задуматься о том, до какой степени обычные люди совершают аморальные поступки просто потому, что им приказывает сделать это авторитетная фигура (Милгрэм, 1963) [2] .

Практические проблемы также могут вдохновлять исследовательские идеи, ведущие непосредственно к прикладным исследованиям в таких областях, как право, здравоохранение, образование и спорт. Улучшает ли ведение конспектов лекций от руки успеваемость студентов на экзаменах? Насколько эффективна психотерапия депрессии по сравнению с медикаментозной терапией? В какой степени сотовые телефоны ухудшают способность людей управлять автомобилем? Как мы можем научить детей читать более эффективно? Что является лучшей психологической подготовкой к марафону?

Читать в печатном виде? Отсканируйте этот QR-код, чтобы просмотреть видео на мобильном устройстве. Или перейдите на https://youtu.be/nXNztCLYgxc

Однако, вероятно, наиболее распространенным источником вдохновения для новых исследовательских идей являются предыдущие исследования. Напомним, что наука — это своего рода крупномасштабное сотрудничество, в котором множество разных исследователей читают и оценивают работу друг друга и проводят новые исследования, опираясь на нее. Конечно, опытные исследователи знакомы с предыдущими исследованиями в своей области знаний и, вероятно, имеют длинный список идей. Это говорит о том, что начинающие исследователи могут черпать вдохновение, консультируясь с более опытными исследователями (например, студенты могут консультироваться с преподавателем). Но они также могут найти вдохновение, взяв копию почти любого профессионального журнала и прочитав заголовки и рефераты. В одном типичном выпуске 9 0154 Психологическая наука , например, вы можете найти статьи о восприятии форм, антисемитизме, полицейских очередях, значении смерти, изучении второго языка, людях, ищущих отрицательных эмоциональных переживаний, и многих других темах. Если вы можете сузить свои интересы до определенной темы (например, памяти) или области (например, здравоохранение), вы также можете просмотреть более конкретные журналы, такие как Memory & Cognition  или Health Psychology .

Когда у вас появится идея для исследования, вам нужно использовать ее для создания одного или нескольких эмпирически проверяемых исследовательских вопросов, то есть вопросов, выраженных в терминах одной переменной или связи между переменными. Один из способов сделать это — внимательно изучить раздел обсуждения в недавней исследовательской статье по этой теме. Это последний крупный раздел статьи, в котором исследователи обобщают свои результаты, интерпретируют их в контексте прошлых исследований и предлагают направления для будущих исследований. Эти предложения часто принимают форму конкретных исследовательских вопросов, на которые вы затем можете попытаться ответить с помощью дополнительных исследований. Это может быть хорошей стратегией, потому что вполне вероятно, что предлагаемые вопросы уже были определены опытными исследователями как интересные и важные.

Но вы также можете создать свои собственные исследовательские вопросы. Как вы можете это сделать? Во-первых, если вы имеете в виду конкретное поведение или психологическую характеристику, вы можете просто концептуализировать ее как переменную и спросить, насколько она часта или интенсивна. Сколько слов в среднем говорят люди в день? Насколько точны наши воспоминания о травмирующих событиях? Какой процент людей обращался за профессиональной помощью при депрессии? Если этот вопрос никогда не изучался с научной точки зрения (о чем вы узнаете из обзора литературы), то он может быть интересен и заслуживает внимания.

Если научные исследования уже дали ответ на вопрос о том, насколько частым или интенсивным является поведение или характеристика, то вам следует подумать о том, чтобы превратить его в вопрос о статистической связи между этим поведением или характеристикой и какой-либо другой переменной. Один из способов сделать это — задать себе следующую серию более общих вопросов и записать все ответы, которые вы можете придумать.

  • Каковы возможные причины поведения или характеристики?
  • Каковы некоторые возможные эффекты поведения или характеристики?
  • Какие типы людей могут демонстрировать большее или меньшее поведение или характеристику?
  • Какие типы ситуаций могут вызвать большее или меньшее поведение или характеристику?

В общем, каждый ответ, который вы записываете, можно представить как вторую переменную, предполагающую вопрос о статистической взаимосвязи. Например, если вас интересует болтливость, вам может прийти в голову, что возможной причиной этой психологической характеристики является размер семьи. Существует ли статистическая связь между размером семьи и разговорчивостью? Или вам может прийти в голову, что люди кажутся более разговорчивыми в однополых группах, чем в смешанных. Есть ли разница в среднем уровне разговорчивости людей в однополых группах и людей в смешанных группах? Этот подход должен позволить вам генерировать множество различных эмпирически проверяемых вопросов практически о любом поведении или психологической характеристике.

Если в ходе этого процесса вы сформулируете вопрос, который никогда не изучался с научной точки зрения (что, опять же, вы узнаете из своего обзора литературы), тогда он может быть интересным и заслуживающим изучения. Но что, если вы обнаружите, что это изучено с научной точки зрения? Хотя на этом этапе начинающие исследователи часто хотят сдаться и перейти к новому вопросу, это не обязательно хорошая стратегия. Во-первых, тот факт, что вопрос изучен научно и опубликованы исследования, говорит о том, что он представляет интерес для научного сообщества. С другой стороны, вопрос почти наверняка можно уточнить, так что ответ на него все равно внесет что-то новое в исследовательскую литературу. Опять же, хорошей стратегией будет задать себе ряд более общих вопросов о статистических отношениях.

  • Существуют ли другие способы оперативного определения переменных?
  • Существуют ли типы людей, для которых статистические отношения могут быть сильнее или слабее?
  • Существуют ли ситуации, в которых статистические отношения могут быть сильнее или слабее, включая ситуации, имеющие практическое значение?

Например, исследования показали, что женщины и мужчины произносят примерно одинаковое количество слов в день, но это было при измерении разговорчивости с точки зрения количества слов, произнесенных в день среди студентов университетов США и Мексики. Мы все еще можем спросить, дают ли другие способы измерения разговорчивости — например, количество разных людей, с которыми разговаривают каждый день — тот же результат. Или мы можем спросить, дают ли такие же результаты изучение пожилых людей или представителей других культур. Опять же, этот подход должен помочь вам сгенерировать множество различных исследовательских вопросов практически для любых статистических взаимосвязей.

Исследователи обычно задают гораздо больше исследовательских вопросов, чем пытаются на них ответить. Это означает, что у них должен быть какой-то способ оценки исследовательских вопросов, которые они генерируют, чтобы они могли выбирать, какие из них использовать. В этом разделе мы рассмотрим два критерия оценки исследовательских вопросов: интересность вопроса и возможность ответа на него.

Интересность

Как часто люди завязывают шнурки на ботинках? Чувствуют ли люди боль, когда вы бьете их в челюсть? Женщины чаще пользуются косметикой, чем мужчины? Люди предпочитают ванильное или шоколадное мороженое? Хотя разработать исследование и собрать данные, чтобы ответить на эти вопросы, было бы довольно просто, вы, вероятно, не захотите этого делать, потому что они неинтересны. Мы говорим здесь не о том, интересен ли исследовательский вопрос лично нам, а интересен ли он людям в целом и, особенно, научному сообществу. Но что делает исследовательский вопрос интересным в этом смысле? Здесь мы рассмотрим три фактора, которые влияют на вопрос исследования: ответ вызывает сомнения, ответ заполняет пробел в исследовательской литературе и ответ имеет важные практические последствия.

Во-первых, исследовательский вопрос интересен в той мере, в какой ответ на него вызывает сомнения. Очевидно, что вопросы, на которые были даны ответы научными исследованиями, уже не интересны как предмет новых эмпирических исследований. Но тот факт, что на вопрос не ответили научные исследования, не обязательно делает его интересным. Должен быть какой-то разумный шанс, что ответ на вопрос будет чем-то, чего мы еще не знали. Но как вы можете оценить это до фактического сбора данных? Один из подходов состоит в том, чтобы попытаться придумать причины, по которым можно ожидать разных ответов на вопрос, особенно тех, которые кажутся противоречащими здравому смыслу. Если вы можете придумать причины ожидать как минимум двух разных ответов, тогда вопрос может быть интересным. Если вы можете придумать причины ожидать только одного ответа, то, вероятно, это не так. Вопрос о том, являются ли женщины более разговорчивыми, чем мужчины, интересен тем, что есть основания ожидать обоих ответов. Само существование стереотипа предполагает, что ответ может быть «да», но тот факт, что вербальные способности женщин и мужчин довольно схожи, предполагает, что ответ может быть «нет». Вопрос о том, чувствуют ли люди боль, когда вы бьете их в челюсть, неинтересен, потому что нет абсолютно никаких оснований полагать, что ответ может быть чем-то иным, кроме твердого «да».

Второй важный фактор, который следует учитывать при принятии решения об интересе исследовательского вопроса, заключается в том, заполнит ли ответ пробел в исследовательской литературе. Опять же, это отчасти означает, что на этот вопрос еще нет ответа в научных исследованиях. Но это также означает, что вопрос в некотором смысле естественен для людей, знакомых с исследовательской литературой. Например, вопрос о том, может ли ведение конспектов лекций от руки помочь улучшить успеваемость студентов на экзаменах, вероятно, возникнет у любого, кто знаком с исследованиями в области конспектирования и неэффективности поверхностной обработки при обучении.

Последний фактор, который следует учитывать при принятии решения о том, интересен ли исследовательский вопрос, заключается в том, имеет ли его ответ важные практические последствия. Опять же, вопрос о том, улучшает ли ведение записей от руки обучение, имеет важные последствия для образования, включая политику в классе, касающуюся использования технологий. Вопрос о том, влияет ли использование мобильного телефона на вождение, интересен, поскольку он имеет отношение к личной безопасности каждого, кто путешествует на автомобиле, и к дискуссии о том, должно ли использование мобильного телефона быть ограничено законом.

ТЭО

Вторым важным критерием оценки вопросов исследования является успешность ответов на них. На осуществимость влияет множество факторов, включая время, деньги, оборудование и материалы, технические знания и навыки, а также доступ к участникам исследования. Очевидно, что исследователи должны принимать во внимание эти факторы, чтобы не тратить время и силы на исследования, которые они не могут успешно завершить.

Просмотр выборки профессиональных журналов по психологии обнаружит множество исследований, которые сложны и трудны для выполнения. К ним относятся лонгитюдные планы, в которых участники отслеживаются в течение многих лет, нейровизуализационные исследования, в которых измеряется активность мозга участников, когда они выполняют различные умственные задачи, а также сложные неэкспериментальные исследования, включающие несколько переменных и сложный статистический анализ. Имейте в виду, однако, что такие исследования, как правило, проводятся группами высококвалифицированных исследователей, чья работа часто частично поддерживается государственными и частными грантами. Имейте также в виду, что исследование не обязательно должно быть сложным или трудным, чтобы получить интересные и важные результаты. Просматривая выборку профессиональных журналов, вы также обнаружите исследования, которые относительно просты и легко выполнимы, возможно, с использованием удобной выборки студентов университета и бумажно-карандашного задания.

И последнее замечание: обычно рекомендуется использовать методы, которые уже успешно применялись другими исследователями. Например, если вы хотите манипулировать настроением людей, чтобы сделать некоторых из них счастливыми, было бы неплохо использовать один из многих подходов, которые успешно использовались другими исследователями (например, сделать им комплимент). Это хорошо не только с точки зрения осуществимости — подход «опробован и верен», — но и потому, что он обеспечивает большую преемственность с предыдущими исследованиями. Это облегчает сравнение ваших результатов с результатами других исследователей и понимание последствий их исследований для ваших, и наоборот.

  • Исследовательские идеи могут исходить из различных источников, включая неформальные наблюдения, практические проблемы и предыдущие исследования.
  • Исследовательские вопросы, выраженные в терминах переменных и взаимосвязей между переменными, могут быть предложены другими исследователями или сгенерированы путем постановки ряда более общих вопросов об интересующем поведении или психологических характеристиках.
  • Важно оценить, насколько интересен исследовательский вопрос, прежде чем планировать исследование и собирать данные для ответа на него. Факторами, влияющими на интерес, являются степень сомнения в ответе, заполняет ли он пробел в исследовательской литературе и имеет ли он важные практические последствия.
  • Также важно оценить, насколько осуществимым будет ответ на исследовательский вопрос. Факторы, влияющие на осуществимость, включают время, деньги, технические знания и навыки, а также доступ к специальному оборудованию и участникам исследования.
  1. Практика: сгенерируйте пять исследовательских идей на основе каждого из следующего: неформальные наблюдения, практические проблемы и темы, обсуждавшиеся в последних выпусках профессиональных журналов.
  2. Практика: составьте пять эмпирических исследовательских вопросов о каждом из следующих поведенческих или психологических характеристик: бег на длинные дистанции, татуировка, социальная тревожность, издевательства и воспоминания о событиях раннего детства.
  3. Практика. Оцените каждый из вопросов исследования, созданных вами в упражнении 2, с точки зрения его интереса на основе критериев, обсуждаемых в этом разделе.
  4. Практика: найдите выпуск журнала, в котором публикуются краткие отчеты об эмпирических исследованиях (например, Psychological Science , Psychonomic Bulletin and Review , Personality and Social Psychology Bulletin ). Выберите три исследования и оцените каждое из них с точки зрения того, насколько осуществимо для вас повторить его с имеющимися у вас ресурсами прямо сейчас.