Олимпиада по обществознанию 7 класс. Школьный этап.

Школьный этап олимпиады по обществознанию. 7 класс

(РАБОТА РАССЧИТАНА НА 1 ЧАС 20 МИНУТ  )

 

 

Ф.И.О. учащегося (полностью)_________________________________________

 

Задания части А  ( 1 балл за каждый правильный ответ)

 

 

1. К отличиям человека от животных не относится:

А) способность к целеполаганию (постановке целей)

Б) членораздельная речь

В) целесообразный характер деятельности

Г) систематическое осуществление трудовой деятельности с применением специально изготовленных орудий труда

2. Нормы права регулируют:

А) мысли человека

Б) совесть человека

В) действия человека

Г) все варианты верны

3. К какой из сфер общественной жизни относится семья?

А) экономической

Б) социальной

В) политико-правовой

Г) духовной

Д) ни к одной из выше перечисленных

4. Государственный суверенитет – это:

А) право народа на выбор социального и политического строя

Б) принцип, характеризующий господство государства над обществом

В) наличие в государстве избирательной системы

Г) самостоятельность государства в проведении внешней и внутренней политики

5. Программист трудится над разработкой новой программы, в данной деятельности программа выступает:

А) как мотив

Б) как средство

В) как объект

Г) как субъект

6. В Российской Федерации государственной религией является (являются):

А) христианство

Б) православие

В) традиционные религии России — православие, христианство, ислам, буддизм, иудаизм

Г) ни один из ответов не верен

7. Право – это система обязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государством, которая поддерживается:

А) авторитетом президента

Б) принуждением власти

В) совестью человека

Г) традициями общества

8. Какому из приведенных понятий соответствует следующее определение: «Строго соблюдаемый порядок выполнений действий, совершаемых в определенных особо значимых случаях»?

А) обычай

Б) ритуал

В) этикет

Г) традиция

9. Что из перечисленного не рассматривается законодательством в качестве конституционной обязанности граждан Российской Федерации?

А) уплата налогов государству

Б) соблюдение законов

В) забота о сохранении исторического и культурного наследия

Г) участие в выборах

10. Первым в европейской истории документом, закрепившим права человека на защиту от произвола государственной власти, считается:

А) «Великая хартия вольностей»

Б) Всеобщая декларация прав человека

В) Декларация прав человека и гражданина

Г) Билль о правах

 

 

 

Часть В

1. Что из перечисленного не входит в систему органов государственной власти Российской Федерации? Отметьте «лишние» элементы (элемент) и кратко обоснуйте свое решение.

1) Министерство здравоохранения и социального развития РФ

2) Федеральная налоговая служба

3) Управление образования и науки Тамбовской области

4) Глава Администрации Тамбовской области

5) Тамбовская Городская дума

6) Мэр Москвы

7) Законодательное собрание Красноярского края

8) Генеральный прокурор Российской Федерации

 

2. Подберите общее понятие к каждому из следующих рядов:

А) речь, жесты, мимика, взгляд

Обобщающее понятие: __________________________

Б) игра, труд, учение

Обобщающее понятие: ____________________________________

В) компромисс, сотрудничество, избегание, приспособление

Обобщающее понятие: _________________________________________________

 

3. Одним из главных международных документов о правах человека является Всеобщая декларация прав человека. Укажите точную дату ее принятия (день, месяц, год). Объясните, какие события стали побудительной причиной принятия данного международного документа именно в это время.

_______________________________________________

 

4. 17-летний А. является студентом одного из вузов. Получив первую стипендию, он решил «отметить» это событие. Домой после этого А. пришел в нетрезвом состоянии. Родители заявили сыну, что вынуждены будут в случае повторения подобного поставить вопрос о лишении сына права самостоятельно распоряжаться стипендией. Правы ли родители А. с точки зрения законодательства? Ответ обоснуйте.

 

 

 

5. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да»,

если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

 

1. Межличностный конфликт может быть вызван стремлением партнеров по

общению отстоять противоположные взгляды.

2. Штраф является мерой только уголовно-правовой ответственности. 3.

Руководство внешней политикой Российской Федерации осуществляет

Президент РФ.

4. Суверенитет государства означает его способность выполнять свои

функции без вмешательства других государств.

5. Этносы формируются одновременно с возникновением государства.

 

1

2

3

4

5

да

нет

да

да

нет

 

6.   Соотнесите сферы общественной жизни с ситуациями, которые с ними связаны.

 

 

А  экономическая

 

1.Представитель партии принял участие в теледебатах

Б  политическая

 

В социальная

2. В Третьяковской галерее открылась выставка работ В. М. Васнецова

Г духовная

3. Благодаря развитию интернет-технологий образование стало доступно большему числу людей с ограниченными возможностями

 

4. На химическом предприятии открыт новый цех

5. В школе состоялся литературный вечер.

6. Государственная дума приняла новый Закон об образовании

7. Фермер собрал большой урожай пшеницы

 

 А

Б

В

Г

4 ,7

1,6

3

2,5

 

Максимальный бал — 7

7.  Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ ( по 2  балла)

1.      край, область, автономный округ, республика – это ________субъекты РФ__

2.      .Мораль, обычай, право – это        социальные нормы____________________

3.      . Герб, гимн, флаг – это __символы государств

 

 

8. Решите правовую задачу.  ( по 2 балла)

В юридическую консультацию обратился четырнадцатилетний Антон с просьбой разъяснить ему, как поступить в следующей ситуации. Его родители при вступлении в брак оставили свои добрачные фамилии. При рождении ему была присвоена фамилия отца, на которую он получил паспорт. В настоящее время его отец осужден за совершение тяжкого преступления и отбывает наказание.

1)    Может ли он изменить свою фамилию на фамилию матери? ______

      ____________________________________________________________

      ____________________________________________________________

 

2)    Куда ему следует обратиться с такой просьбой?________________

      ___________________________________________________________

      ___________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Решите обществоведческий кроссворд

 

 

 

По горизонтали:

1. Совокупность традиционных действий, сопровождающих важные

моменты жизни человека, установленные обычаем или ритуалом

2. «Делание добра», помощь нуждающимся, полезная общему благу

деятельность

4. Ручательство; условие, обеспечивающее что-либо

7. Социально и духовно развитый человек

10. Ценная бумага, свидетельствующая об участии ее владельца в капитале

выпустившего ее предприятия и дающая ему право на получение части

прибыли этого предприятия

По вертикали:

2. Обмен одного товара на другой без помощи денег

3. Процесс приобретения человеком знаний

5. Устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чем-либо

6. Денежная единица страны

8. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания

организма и развития личности

9. Представления о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе

11. Союзное государство, составными частями которого являются

относительно самостоятельные государственные образования

Ответ

По горизонтали:

1. Обряд

2. Благотворительность

4. Гарантия

7. Личность

10. Акция

По вертикали:

2. Бартер

3. Познание

5. Стереотип

6. Валюта

8. Потребность

9. Мораль

11. Федерация

По 1 баллу за каждое верное слово.

Максимум за задание 12 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы

__________________________________________________________________

Тестовое задание

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Ответ

В

В

Б

Г

В

 

Тестовое задание

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

Ответ

Г

Б

Б

Г

А

 

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1: (1 балл)

В систему органов государственной власти не входит Тамбовская Городская дума (5). Она является органом местного самоуправления, а согласно Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Ответ на вопрос 2: (3 балла)

А) средства общения

Б) виды деятельности

В) способы поведения в конфликте

Ответ на вопрос 3: (3 балла)

10 декабря 1948 г.

Побудительной причиной стали массовые зверства и нарушения прав человека нацистской Германией и ее союзниками в годы Второй мировой войны и стремление создать условия, которые исключили бы их повторение.

Ответ на вопрос 4: (3 балла)

Родители вправе поставить вопрос о лишении сына права самостоятельно распоряжаться стипендией. По действующему законодательству, при наличии достаточных оснований (напр., когда несовершеннолетний тратит эти деньги на покупку алкогольных напитков) суд по ходатайству родителей может принять такое решение.

 

 Общий балл -60

Тема «человек»

С1–С4. Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания С1–С4

Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде – воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы…

Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность…

Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического» – наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

…Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.

Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т.е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов… Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т.е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.

К.Х. Момджян

1.Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Какими отличительными характеристиками автор наделяет сознание (мышление) человека, сравнивая с психикой животных?

2.Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики.

3. Какое из двух понятий – целенаправленность и целесообразность – следует отнести к деятельности человека? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения.

4.Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей.

С1–С4. Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания С1–С4

Мне кажется, те, кого приводят в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. …машина не цель. Самолет – не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг.

…Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу – прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям…

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека – создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели, наконец, первозданную чистоту и плавность линий… Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным – уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития – это уже почти не машина.

Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина – пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

А. де Сент-Экзюпери

1.Найдите в тексте и выпишите любые три примера преобразовательной деятельности человека.

2.Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

3.Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

4.Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

С5.

Укажите четыре отличия человека от животного.

С5.

Назовите любые три фактора социализации личности. (Другой вариант: Перечислите любые три общественных института, способствующих социализации личности).

С5.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о свободе человека.

С6. Задание на конкретизацию.

По мнению ряда исследователей, интеллект человека характеризуют ряд способностей. К ним, в частности, относится способность к дедуктивному мышлению.

Приведите два примера дедуктивного рассуждения. Какую еще интеллектуальную способность человека вы можете назвать?

С6. Задание на конкретизацию.

Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.

С6. Задание на конкретизацию.

К характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми. Раскройте различные проявления этих отношений с помощью трех примеров из жизни вашего ровесника. В каждом случае сначала укажите вид отношений, а затем приведите пример.

С7. Задание-задача.

Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

С7. Задание-задача.

Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма наследственности»? Сформулируйте три утверждения.

С7. Задание-задача.

Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

С7. Задание-задача.

Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс и социальный опыт, приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.

С8. Составление плана ответа.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

С8. Составление плана ответа.

Вам предстоит выступить на школьной конференции на тему «Деятельность человека в ее многообразии». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

С8. Составление плана ответа.

Вы готовитесь к зачету по обществознанию на тему «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

2 Умственные способности отделяют людей от животных

Почему мы, а не гориллы, управляем зоопарками?

Другие приматы незаметно живут в сокращающихся средах обитания, но люди расширились и изменили наше окружение в поразительной степени. Наше превосходство, очевидно, не является результатом наших физических способностей; другие животные сильнее и быстрее и имеют более острые чувства. Это связано с нашими умственными способностями. Тем не менее определение когнитивных черт, которые делают нас такими особенными, оказалось чертовски сложным вопросом, на который еще больше запутывает частый приход новых исследований, которые, кажется, показывают, что животные, от птиц до шимпанзе, могут соответствовать многим когнитивным навыкам человека.

В прошлом году, например, в исследовании, опубликованном в журнале Science , смело утверждалось, что вороны могут планировать будущее так же, как и люди. Пять птиц научились выбирать камень и бросать его в ящик, чтобы получить награду. Впоследствии эти вороны выбирали камень из отвлекающих предметов за несколько минут или даже часов до того, как коробка была им доступна. Исследователи пришли к выводу из этого достижения, а также из аналогичного задания, в котором птицы могли обменивать крышки от бутылок на вознаграждение, что вороны «думали наперед» гибкими способами, а эта способность является ключом к человеческому мозгу.

Однако достижения воронов, а также когнитивные способности обезьян в других исследованиях можно объяснить более простыми способами. Выясняется также, что познание животных и человека, хотя и во многом сходное, различается в двух глубоких измерениях. Одним из них является способность формировать вложенные сценарии, внутренний театр разума, который позволяет нам представлять и мысленно манипулировать многими возможными ситуациями и предвидеть различные результаты. Второе — это наше стремление обмениваться мыслями с другими. Взятые вместе, появление этих двух характеристик изменило человеческий разум и поставило нас на путь изменения мира.

Птичьи мозги

Давайте начнем с более внимательного изучения эксперимента с вороном. Еще до начала испытаний птицы в ходе нескольких испытаний научились распознавать, что целевой предмет, камень, приводит к вознаграждению, а отвлекающие предметы — нет. Так что неудивительно, что когда начались настоящие испытания, вороны отобрали то, что уже было подкреплено.

Это веская причина, по которой ученые, прежде чем делать поспешные выводы о «богатых» способностях животных, должны тщательно исключить более простые или «худощавые» альтернативные объяснения. Им также необходимо проводить независимые репликации. В моей лаборатории мы попытались сделать это, проводя исследования с детьми, которые тщательно ограничивали возможность ошибочного принятия поведения, обусловленного механизмами бережливого производства, за продукты богатого познания. Мы использовали одиночные испытания с новыми задачами для наших испытуемых, чтобы не давать им возможности обучения, которые возникают при многократном воздействии. Мы также изменили временной и пространственный контекст тестов, чтобы не подсказывать детям о решении, и придумали задачи, включающие использование различных навыков для смягчения последствий поведения, которое может быть результатом узкой врожденной предрасположенности.

Например, мы показывали детям коробку с пазлами в одной комнате, а затем отводили их в другую комнату, где они были заняты посторонними делами. Через 15 минут им дали возможность выбрать один из нескольких новых предметов, чтобы вернуться в первую комнату. Трехлетние дети выбирали случайным образом, а четырехлетние, как правило, выбирали объект, который впоследствии мог помочь решить загадку, которую им изначально дали. Мы использовали эту базовую парадигму для оценки способности к преднамеренной практике, которая представляет собой репетицию действий, направленных на улучшение результатов в будущем [см. «Развитая уникальность»]. Например, у детей была возможность потренироваться в ловле мяча на веревочке чашкой, готовясь к возвращению в первую комнату, где они могли получить вознаграждение за успех в аналогичном задании. Мы обнаружили, что дети могут намеренно формировать свои будущие способности — они будут практиковать соответствующий навык во второй комнате — после четырех-пяти лет, но не раньше.

Эти задания предназначены для демонстрации базовых способностей в таких областях, как предвидение, и не отображают верхние пределы этих способностей. Например, когда моему сыну было четыре года, мы дали ему вариант этой задачи, и он справился. Позже в тот же день, когда мы сидели дома на кровати, он положил руку мне на бедро и сказал: «Папа, я не хочу, чтобы ты умер». Когда я спросил, почему он об этом подумал, он сказал, что вырастет, и я стану дедушкой, а потом умру. У него была изощренная способность предвидеть будущее, которое привело к этой нежелательной экзистенциальной реализации. Наше исследование просто продемонстрировало, что он обладал ментальным предвидением, и исключило более скудные объяснения.

Исследование ворона и другие исследования на животных не соответствовали таким же строгим критериям для установления предвидения, а также не продемонстрировали преднамеренной практики. Означает ли это, что мы должны заключить, что животные вообще не обладают соответствующими способностями? Это было бы преждевременно. Как говорится, отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия. Установление компетентности у животных затруднено; установление отсутствия дееспособности еще сложнее.

Рассмотрим следующее исследование, в котором мы с моим коллегой Джоном Редшоу из Университета Квинсленда в Австралии пытались оценить один из самых фундаментальных аспектов мышления о будущем: признание того, что оно в значительной степени неопределенно. Когда человек понимает, что события могут развиваться более чем одним путем, имеет смысл подготовиться к различным возможностям и составить планы на случай непредвиденных обстоятельств. Охотники-люди демонстрируют это, когда расставляют ловушку перед всеми потенциальными путями отхода своей добычи, а не только перед одним из них. Наша простая проверка этой способности заключалась в том, чтобы показать группе шимпанзе и орангутангов вертикальную трубу и бросить награду сверху, чтобы они могли поймать ее внизу. Мы сравнили поведение обезьян с поведением группы детей в возрасте от двух до четырех лет, выполняющих то же самое. Обе группы с готовностью ожидали, что награда снова появится на дне пробирки: они просунули руку под выход, готовясь к уловке.

Затем, однако, мы немного усложнили прогнозирование событий. Прямая трубка была заменена перевернутой Y-образной трубкой с двумя выходами. Готовясь к падению, обезьяны и двухлетние дети, как правило, покрывали только один из возможных выходов и, таким образом, получали награду только в половине испытаний. А вот четырехлетки сразу и последовательно прикрыли руками оба выхода, продемонстрировав тем самым способность подготовиться как минимум к двум взаимоисключающим вариантам грядущего события. В возрасте от двух до четырех лет мы могли наблюдать увеличение частоты этого планирования на случай непредвиденных обстоятельств. Мы не видели такой способности у обезьян.

Однако этот эксперимент не доказывает, что человекообразные обезьяны и двухлетние люди не понимают, что будущее может разворачиваться по-разному. Как я уже упоминал, существует фундаментальная проблема, когда дело доходит до демонстрации отсутствия дееспособности. Возможно, животные не были мотивированы, не понимали основной задачи или не могли координировать действия двух рук. Или, может быть, мы просто протестировали не тех особей, и более компетентные животные могли пройти тест.

Чтобы действительно доказать отсутствие этой способности, ученый должен постоянно проверять всех животных на какой-нибудь надежной задаче. Понятно, что это не практично. Все, что мы можем сделать, это дать людям возможность продемонстрировать свою компетентность. Если они постоянно терпят неудачу, мы можем стать более уверенными в том, что они действительно не обладают рассматриваемой способностью, но даже в этом случае будущая работа может доказать, что это неправильно. Споры между богатыми и худыми интерпретациями поведения животных в сочетании с этой фундаментальной проблемой доказательства того, что способность всегда отсутствует, затрудняют установление того, что отличает, а что не отличает людей.

Следите за разрывом

Трудно, но не невозможно. В моей книге «Разрыв: наука о том, что отличает нас от других животных » я рассмотрел доказательства когнитивных способностей, которые чаще всего считаются явно человеческими, и обнаружил, что животные умнее, чем принято считать. Например, шимпанзе могут решать проблемы с помощью проницательности, утешать других в беде и поддерживать социальные традиции. Тем не менее, в человеческом языке, предвидении, интеллекте, культуре и морали, а также в способности представлять мысли другого человека (мы обычно говорим о том, чтобы поставить себя на чье-то место) есть что-то глубоко отличное. И в каждой из этих областей снова и снова появлялись две основные характеристики, создающие критическое различие между человеком и животным. Один из них — это то, что я называю «построением вложенных сценариев», т. е. наша способность представлять альтернативные ситуации, размышлять над ними и встраивать их в более масштабные повествования о связанных событиях. Другой — это «стремление к соединению», которое является нашим глубоко укоренившимся стремлением и способностью обмениваться своими мыслями с другими, когда мы объединяем наши умы, чтобы создать нечто большее, чем то, что один человек может сделать в одиночку.

Создание вложенных сценариев позволяет нам представить ситуации других людей, моральные головоломки или полностью вымышленные истории. В контексте мышления наперед это позволяет нам представлять потенциальные будущие события, размышлять о возможностях и встраивать их в более масштабные истории разворачивающихся событий. Это, в свою очередь, позволяет нам планировать и готовиться к возможностям и угрозам до того, как они материализуются.

Другие животные, даже бактерии, настроены на долгосрочные закономерности, такие как ритмы дня и ночи, и многие из них также могут приспосабливаться к локальным закономерностям. Благодаря ассоциативному обучению животные могут предсказывать, что награда или наказание последуют после определенного события. Но люди могут мысленно разыгрывать ситуации, даже совершенно новые сценарии без внешних триггеров, комбинируя и рекомбинируя в нашем уме основные элементы, такие как актеры, действия и объекты, и мы можем сделать разумные выводы из этих умственных упражнений. Простой пример: вы можете представить себе блеф вслепую на оживленной улице и понять, что это опасное занятие, даже если вы никогда не были в такой ситуации. Построение вложенных сценариев зависит от множества сложных способностей, работающих согласованно, включая воображение, память, размышления и исполнительное принятие решений.

Думайте о создании вложенных сценариев как о внутреннем театре, в котором мы можем воплощать ситуации в жизнь. Как и в пьесе, построение сценария зависит от определенных компонентов, которые должны собраться вместе. Существует «сцена» для представления событий, которые на самом деле не происходят в данный момент. В этих событиях участвуют «актеры» и их «множество»: люди и объекты, связанные в повествовании. Мы также используем способности, подобные «режиссёру», который оценивает сцены и управляет ими, и «исполнительному продюсеру», который принимает окончательные решения о том, что делать дальше. Эти компоненты сопоставляются с психологическими конструкциями, такими как рабочая память, рекурсивное мышление и исполнительная функция, черты, которые развиваются с разной скоростью в детстве человека. В результате компетентность в предвидении появляется медленно по мере взросления. И, будучи взрослыми, мы все еще часто не можем точно предвидеть будущие ситуации — я, безусловно, делаю это. Мы не ясновидящие.

Таким образом, поскольку построение вложенных сценариев является рискованным способом принятия решений, люди должны сочетать его со второй характеристикой: объединением нашего разума. Психолог Майкл Томаселло описал эту способность как общую интенциональность [см. «Истоки морали»]. Ведь лучший способ узнать о будущем — это спросить того, кто уже как бы там побывал.

Если вы действительно хотите узнать, на что похож отпуск в Новой Зеландии или что влечет за собой карьера в области психологии, вы можете вообразить все сценарии, которые хотите, но лучше всего спросить кого-нибудь, кто был в этой стране или занимался такая карьера. Человеческий язык идеально подходит для такого обмена; большинство наших разговоров о событиях, смещенных во времени. Таким образом, мы можем учиться на опыте, размышлениях и планах друг друга. Мы задаем вопросы и даем советы, и в процессе мы строим глубокие связи. Более того, мы также можем формировать будущее более обдуманно, координируя наши действия для достижения общих целей. Мы часто делаем это, комментируя стратегию компаньона, анализируя прогресс, а затем направляя человека к следующему шагу.

Большая часть наших экстраординарных способностей, если подумать, проистекает из нашего коллективного ума. Учтите, что все мы извлекаем выгоду из инструментов и технологий, изобретенных другими людьми. Многие животные используют орудия труда, а некоторые даже изготавливают их, но чтобы превратить их в инновацию, нужно признать, что они снова пригодятся в будущем. После этого осознания у человека есть причина сохранить инструмент, усовершенствовать его и поделиться им с другими.

Мы видим эту эволюцию в наших изобретениях все более эффективных способов причинения вреда на расстоянии. Это, вероятно, было жизненно важной способностью для наших ранних предков, которые делили землю с опасными саблезубыми кошками. Сначала наши предки, возможно, бросали камни, чтобы отгонять хищников, но со временем они вооружились копьями, потом изобрели копьеметатели, а затем луки и стрелы. Однако новые инструменты — это только прогресс, если их можно эффективно использовать, что возвращает нас к осознанной практике. Сообщается, что шимпанзе в Сенегале делают примитивные копья, которые они втыкают в дупла деревьев, чтобы убить детенышей кустарника. Но до сих пор нет наблюдений, чтобы они практиковали уколы, не говоря уже о метаниях. В отличие от людей, они не могли извлечь выгоду из изобретения метателя копий. Вы можете смело дать им один из наших; они не будут использовать его, как мы.

Самым ранним свидетельствам преднамеренной практики более миллиона лет. Ашельские каменные орудия Homo erectus около 1,8 миллиона лет назад уже предполагают значительную предусмотрительность, поскольку они, по-видимому, переносились из одного места в другое для многократного использования. Изготовление этих инструментов требует значительных знаний о камнях и о том, как с ними работать. В некоторых местах, таких как Олоргесайли в Кении, земля до сих пор усеяна фигурными камнями, что поднимает вопрос о том, почему наши предки продолжали делать больше инструментов, когда их было много. Ответ заключается в том, что они, вероятно, практиковались в изготовлении этих инструментов. Получив навыки, они могли бродить по равнинам, зная, что смогут сделать новый инструмент, если старый сломается. Эти предки были вооружены и готовы к перезарядке.

Большинство видов животных можно отнести либо к специалистам, либо к универсалам, но люди относятся к обоим категориям: мы способны быстро адаптироваться к местным требованиям, даже к ожидаемым требованиям, приобретая соответствующий опыт. Более того, благодаря сотрудничеству и разделению труда мы можем извлечь выгоду из взаимодополняющих навыков, что позволит нам доминировать в самых разнообразных средах обитания. Мы можем держать в наших зоопарках даже самых свирепых хищников, потому что можем предвидеть, что им нужно и что они могут и чего не могут делать. До сих пор нет очевидных свидетельств того, что другие виды совершают мысленные путешествия во времени или обмениваются участками для скоординированного побега из зоопарка, когда условия будут подходящими следующим летом.

Благодаря построению вложенных сценариев и стремлению объединить свои разумы наши предки в конечном итоге породили цивилизации и технологии, изменившие облик Земли. Наука — это дисциплинированное использование нашего коллективного ума, и мы можем использовать его, чтобы лучше понять происхождение нашего места в природе. В дальнейшем мы можем использовать его для систематического и еще более четкого моделирования будущего. Предвидя последствия наших действий, мы также сталкиваемся с моральным выбором между различными вариантами. Мы можем предсказать последствия продолжающегося загрязнения или разрушения среды обитания животных, информировать о них других и, как ярко демонстрирует Парижское соглашение по климату, договариваться о глобально скоординированных действиях, направленных на достижение более желаемых результатов.

Ничто из этого не является оправданием высокомерия. На самом деле это призыв к осторожности. Мы единственные существа на этой планете с такими способностями. Как заявил дядя Бен из Человека-паука, делясь сложными идеями со своим племянником-супергероем, «с большой силой приходит большая ответственность».

Эта статья была первоначально опубликована под названием «Внутри наших голов» в журнале Scientific American 319, 3, 42-47 (сентябрь 2018 г.)

doi:10.1038/scientificamerican0918-42

БОЛЬШЕ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ

Разрыв: наука о том, что отличает нас от других животных. Томас Зуддендорф. Основные книги, 2013.

Естественная история человеческого мышления. Майкл Томаселло. Издательство Гарвардского университета, 2014.

.

Гибкое планирование в Ravens? Джонатан Редшоу, Алекс Х. Тейлор и Томас Суддендорф в Trends in Cognitive Sciences , Vol. 21, № 11, стр. 821–822; Ноябрь 2017.

Наследие и естественный отбор. Т. Суддендорф, А. Булли и Б. Милоян в Current Opinion in Behavioral Sciences , Vol. 24, страницы 26–31; Декабрь 2018.

ИЗ НАШИХ АРХИВОВ

Если бы у меня был молот. Ян Таттерсолл; Сентябрь 2014 г.

ОБ АВТОРАХ

    Томас Суддендорф — профессор психологии Квинслендского университета в Австралии. Он изучает развитие умственных способностей у маленьких детей и нечеловеческих приматов, чтобы ответить на фундаментальные вопросы о природе и эволюции человеческого разума. Кредит: Ник Хиггинс

    Человеческое воображение и наша способность делиться творческими сценариями с другими.

    В некоторых случаях способности человекообразных обезьян сравнимы со способностями человеческих детей в возрасте от 18 до 24 месяцев. Но после 2 лет они у нас есть.

    Фото Ромео Гакада/AFP/Getty Images

    Адаптировано из Разрыв: наука о том, что отличает нас от других животных Томаса Суддендорфа, сейчас из Basic Books.

    Как и многие ученые до и после, Бертран Рассел уверенно утверждает, что определенные черты — «речь, огонь, земледелие, письмо, инструменты и крупномасштабное сотрудничество» — отличают людей от животных. Хотя нам кажется, что мы преуспеваем во многих областях, такие заявления обычно не основаны на каком-либо тщательном сравнении. На самом деле, если вы понизите планку, вы можете сделать вывод, что попугаи могут говорить, муравьи занимаются сельским хозяйством, вороны делают инструменты, а пчелы сотрудничают в больших масштабах. Нам нужно копнуть глубже, чтобы понять, чему мы обязаны своим уникальным успехом — что отличает нас от других животных в области языка, мысленных путешествий во времени, теории разума, интеллекта, культуры и морали. В каждой области разные нечеловеческие виды обладают компетенциями, но человеческие способности в некоторых отношениях особенные — и у них много общего.

    Во всех шести областях я неоднократно обнаруживал две основные черты, которые отличают нас друг от друга: нашу неограниченную способность воображать и размышлять над различными ситуациями, а также наше глубоко укоренившееся стремление связать воедино наши мозги, строящие сценарии. По-видимому, в первую очередь именно эти два атрибута помогли нашим предкам преодолеть пропасть, превратив общение животных в неограниченный человеческий язык, память в мысленное путешествие во времени, социальное познание в теорию разума, решение проблем в абстрактное мышление, социальные традиции в совокупную культуру. , а эмпатия в мораль.

    Люди умеют строить сценарии. Мы можем рассказывать истории, изображать будущие ситуации, представлять опыт других, обдумывать возможные объяснения, планировать, как учить, и размышлять над моральными дилеммами. Построение вложенных сценариев относится не к одной способности, а к сложной способности, построенной на множестве сложных компонентов, которые позволяют нам моделировать и размышлять.

    Базовая способность к симуляции, по-видимому, существует и у других животных. Когда крысы находятся в хорошо известном лабиринте, последовательное возбуждение так называемых клеток места в гиппокампе предполагает, что крысы могут когнитивно двигаться вперед, обдумывая один путь, а затем другой, прежде чем принять решение о том, куда идти. Соответствующие последовательности клеток места также были зарегистрированы во время сна и отдыха, что указывает на нейронную основу для изучения схемы лабиринта и его вариантов. Проблемы навигации вполне могли быть выбраны в качестве основы построения ментальной сцены. Более того, человекообразные обезьяны продемонстрировали несколько других соответствующих способностей. Они могут думать о скрытых движениях, изучать и интерпретировать человеческие символы,

    решают некоторые проблемы с помощью умственных, а не физических вычислений, имеют сложную социальность и некоторые традиции, утешают друг друга, узнают себя в зеркалах и демонстрируют признаки притворства в игре и обмане. Человекообразные обезьяны обладают базовой способностью представлять альтернативные ментальные сценарии мира. В определенных контекстах их способности сравнимы со способностями человеческих детей в возрасте от 18 до 24 месяцев.

    Человеческое развитие умственного построения сценариев резко возрастает после 2 лет, в то время как способности человекообразных обезьян этого не делают. Дети проводят значительную часть своей бодрствующей жизни в фантазийных играх. Они придумывают и неустанно повторяют сценарии с такими реквизитами, как куклы и игрушки. Мышление, по сути, представляет собой воображение действий и восприятий, и утверждалось, что в игре дети проверяют гипотезы, рассматривают вероятности и делают причинно-следственные выводы, мало чем отличающиеся от (взрослых) ученых. Игра, безусловно, дает возможность практиковаться, формировать ожидания и проверять их. Дети берут на себя роли и разыгрывают рассказы о том, что происходит в определенных ситуациях. Постепенно они учатся преднамеренно представлять себе сценарии и их последствия, не разыгрывая их. Они учатся моделировать мысленно. Они учатся думать.

    В конце концов, дети могут представить почти безграничный набор событий. Они начинают использовать контрфактические рассуждения, противопоставляя то, что произошло, сценариям того, чего не произошло. Они все больше думают о том, что может произойти в будущем. Ключом к нашей неограниченной генеративной способности является наша способность рекурсивно встраивать одну вещь в другую, поскольку

    она позволяет нам комбинировать и рекомбинировать основные элементы, такие как люди, объекты и действия, в новые сценарии. Такое вложение также важно для рефлексии: нашей способности думать о собственном мышлении. Вложенное мышление позволяет нам рассуждать о ментальных сценариях, которые мы развлекаем (точно так же, как мы можем нарисовать себя, рисуя картину).

    Мы можем объединить различные сценарии в более крупные сюжеты. Нарративы дают нам объяснения того, почему вещи такие, какие они есть, и дают возможность предсказать, как они будут развиваться. Мы можем сравнивать альтернативные маршруты в будущее и сознательно предпочитать один план другому, что дает нам ощущение свободы воли и преимущество перед менее предусмотрительными существами. Мы можем подготовиться к тому, что нас ждет впереди, и активно формировать будущее по нашему замыслу. Однако эта способность также обременяет нас ответственностью за то, чтобы сделать все правильно.

    Индивидуальное моделирование является гибким и мощным, но также и рискованным способом принятия решений, которые могут привести нас к фатальному заблуждению. В жарком севере Австралии река может показаться привлекательной для купания — пока вы не заметите знак с крокодилами. По отдельности мы часто просчитываем, лелеем ложные ожидания и теряемся в том, какой вариант выбрать. Построение вложенных мысленных сценариев — это не хрустальный шар и не логический суперкомпьютер. Чтобы гибкое построение сценариев действительно стало главной стратегией выживания, требовалась вторая опора, на которую можно опереться.

    Наши предки обнаружили, что могут значительно повысить точность своих ментальных сценариев, все больше связывая свой разум с другими. Мы даем друг другу советы, например, вывешивая знаки о возможном присутствии крокодилов. Мы можем транслировать нашу воображаемую игру не только в нашу собственную систему, но и на окружающих. Мы обмениваемся идеями и даем обратную связь. Мы спрашиваем других и информируем их, например, рассказывая, как это было, когда мы были в похожей ситуации. Мы проявляем интерес, даже не зная, выйдет ли из этого что-нибудь важное или полезное. Существуют индивидуальные различия в том, насколько люди проявляют интерес к тому, что говорят некоторые другие, но обычно мы склонны связывать свой разум с теми, кто нас окружает. Наши ожидания и планы впоследствии намного лучше, чем они могли бы быть, если бы мы не слушали. Как правило, это хороший совет — прислушиваться к советам — предпочтительно из разных источников, прежде чем принимать собственное решение.

    Создатели вложенных сценариев могут извлечь выгоду из сотрудничества с другими разработчиками сценариев многими другими способами. Например, нашу аудиторию можно набирать для общих целей. Мы можем вынашивать сложные планы, разделять труд и обещать сотрудничество. Мы можем накапливать наши достижения и передавать их следующему поколению. Чтобы гарантировать, что все это произойдет, мы, кажется, запрограммированы с ненасытным стремлением соединить наши умы.

    Приматы — социальные существа, и доказательств того, что социальное давление способствовало эволюции интеллекта приматов, становится все больше. Люди подняли эту социальность на другой уровень. В отличие от других приматов, дети плачут, чтобы привлечь внимание и сочувствие. Мы спрашиваем, что не так, и пытаемся исправить ситуацию. Мы смотрим друг другу в глаза, делимся тем, что у нас на уме, и впитываем то, что думает другой. Это стремление к общению, должно быть, имело решающее значение для установления знаков и слов, которые позволяют нам эффективно читать мысли других и выражать свои собственные.

    Как продемонстрировали Майкл Томаселло и его коллеги, мы ставим и преследуем общие цели, чего не делают наши ближайшие родственники-животные. Даже двухлетние дети превосходят человекообразных обезьян в задачах социального обучения, общения и чтения намерений. Другие животные могут издавать сигналы тревоги и крики о еде, но в остальном они не проявляют особых признаков стремления делиться своим опытом и знаниями с другими. Опять же, во всех шести областях это стремление к сотрудничеству очевидно и играет важную роль. Язык является основным средством, с помощью которого мы обмениваемся мыслями. Мы говорим друг с другом о прошлом и строим планы на будущее. Мы читаем и рассказываем друг другу, что у нас на уме. Мы рассуждаем и решаем проблемы коллективно. Мы строим социальные нарративы, которые объясняют мир вокруг нас. Мы учим и учимся друг у друга. И мы спорим о том, что правильно и что неправильно. Эти примеры служат для того, чтобы напомнить нам, насколько всепроникающим является стремление к общению. Те, у кого отсутствует это стремление, имеют серьезные социальные трудности (и им может быть поставлен диагноз аутизм). Наше стремление к общению было необходимо для создания кумулятивных культур, которые формируют наш разум и наделяют нас нашими удивительными способностями.

    Наша способность создавать вложенные сценарии даже позволяет нам, опираясь на прошлый опыт, внутренне воображать советы других. (Слышать голоса — это вполне нормально. Расслабьтесь. Проблемы начинаются, когда вы приписываете эти внутренние голоса внешним источникам.) Итак, вы можете спросить себя, что сказала бы ваша мать о ситуации, в которой вы оказались. , герои или боги гордились бы тем, что мы делаем, даже если бы их больше не было (или никогда не было). Мы можем подумать, чем нас могут запомнить другие. Эти мысли могут быть важными движущими силами, побуждающими нас идти дальше удовлетворения сиюминутных личных интересов в погоне за «высшими» представлениями о чести, доблести и славе.

    Мы можем стремиться к благородству в характере и добродетели в поступках. Мы можем вкладывать значительные средства в бескорыстные действия, такие как борьба с угнетением или загрязнением окружающей среды или помощь клубу, человеку или животному. Когда мы беремся за какое-то дело, нам кажется, что мы становимся частью чего-то большего, и из таких усилий можно извлечь глубочайшее ощущение смысла. Одна из самых замечательных вещей в людях заключается в том, что мы можем стремиться что-то изменить. Мы можем сознательно практиковать случайные добрые дела, распространять информацию, бороться с несправедливостью, учить следующее поколение или начинать революцию. Без стремления соединить наши умы такие черты не могли бы существовать.

    В общем, построение вложенных сценариев и стремление связать наши мозги, создающие сценарии, превратили качества обезьяны в человеческие качества. Они создали мощные петли обратной связи, которые динамически изменили большую часть человеческого состояния. Они несли нас туда, куда не могли пройти другие животные.