Проявляет ли серебро пластичность хрупкость эластичность. План описания физических свойств вещества. Вопросы и задания
Тело из любого материала при малых деформациях ведет себя как упругое. Его размеры и форма восстанавливаются при снятии нагрузки. В то же время почти все тела в той или иной мере могут испытывать пластические деформации.
Механические свойства материалов разнообразны. Такие материалы, как резина или сталь, обнаруживают упругие свойства при сравнительно больших напряжениях и деформациях. Для стали, например, закон Гука выполняется вплоть до а для резины до значительно больших с, порядка десятков процентов. Поэтому такие материалы называют упругими.
Пластичность. У мокрой глины, пластилина или свинца область упругих деформаций мала. Материалы, которых незначительные нагрузки вызывают пластические деформации, называют пластичными.
Деление материалов на упругие и пластичные в значительной мере условно. В зависимости от возникающих напряжений один и тот же материал будет вести себя или как упругий, или как пластичный. Так, при очень больших напряжениях сталь обнаруживает пластичные свойства. Это широко используют при штамповке стальных изделий с помощью прессов, создающих огромную нагрузку.
Холодная сталь или железо с трудом поддаются ковке молотом. Но после сильного нагрева им легко придать посредством ковки любую форму. Пластичный при комнатной температуре свинец
приобретает ярко выраженные упругие свойства, если его охладить до температуры ниже -100 °С.
Хрупкость. Большое значение на практике имеет свойство твердых тел, называемое хрупкостью. Материал называют хрупким, если он разрушается при небольших деформациях. Изделия из стекла и фарфора хрупкие: они разбиваются на куски при падении на пол даже с небольшой высоты. Чугун, мрамор, янтарь также обладают повышенной хрупкостью. Наоборот, сталь, медь, свинец и т. д. не являются хрупкими.
У всех хрупких материалов напряжение очень быстро растет с увеличением деформации, и они разрушаются при весьма малых деформациях. Так, чугун разрушается при относительном удлинении 0,45%. У стали же при деформация остается упругой и разрушение происходит при
Пластические свойства у хрупких материалов практически не проявляются.
Механизм пластических деформаций. При упругих деформациях в кристаллических телах — атомы лишь незначительно смещаются друг относительно друга.
При пластических деформациях смещения атомов или молекул могут во много раз превышать расстояния между ними. Однако нарушения всей кристаллической структуры тела не происходит. Отдельные слои кристаллической решетки проскальзывают друг относительно друга. На рисунке 90 изображен маленький кристалл меди после растяжения. Хорошо видны следы скольжения слоев.
Характерно, что у всех кристаллов скольжение атомных слоев происходит не сразу по всему объему кристалла, а осуществляется за счет передвижения дислокаций. Перемещение же дислокаций связано с перестройкой решетки, затрагивающей одновременно лишь небольшую группу атомов вдоль одной линии. Этот процесс подобен перемещению складки по ковру: складку перемещать легче, чем весь ковер, а в результате ковер в целом сдвигается на некоторое расстояние.
Итак, пластические деформации связаны с наличием дислокаций в кристаллах и возможностью их перемещений. Эти перемещения тормозятся различными препятствиями: атомами примесей, твердыми микроскопическими включениями, границами кристаллических зерен в поликристаллах. Кроме того, дислокации тормозятся при «взаимных пересечениях».
Наиболее прочными были бы кристаллы, совершенно лишенные дислокаций. Но в реальных кристаллах они всегда имеются. Если число дислокаций сравнительно невелико. то они практически перемещаются без торможения и прочность кристалла
невелика. Упрочение кристалла может быть достигнуто включением в него примесей или уменьшением зерен в поликристаллах, а также увеличением числа дислокаций.
В технике широко используют повышение прочности металлов путем введения в них специальных добавок: никеля, вольфрама, ванадия и др.
Пластические деформации сами могут приводить к увеличению количества дислокаций и тем самым увеличивать прочность кристаллов. Этот способ повышения прочности называют наклепом. Наклеп осуществляют, протягивая металлические заготовки между валками или другими способами. Однако чрезмерное увеличение числа дислокаций делает кристаллическую решетку неустойчивой, и материал теряет прочность.
Таким образом, изучение структуры твердого тела улучшение на этой основе механических свойств материалов приводит к повышению их прочности и тем самым к уменьшению веса машин и механизмов, увеличению их надежности.
1. Перечислите основные виды деформаций твердых тел. 2. Что называют механическим напряжением? 3. Как связано механическое напряжение с относительным удлинением? 4. Чем отличаются упругие деформации от пластических? 5. Что называют пределом прочности? 6. Какие материалы называют хрупкими? 7. Каким образом дислокации влияют на пластические деформации и прочность кристаллов?
Вы начинаете знакомиться с новым учебным предметом — химией. А что изучает химия?
Как вам известно из курса физики, многие вещества состоят из молекул, а молекулы — из атомов. Атомы так малы, что на острие иглы их может поместиться многие миллиарды. Тем не менее различают всего 114 видов атомов.
Из отдельных изолированных атомов состоят такие вещества, как неон, аргон, криптон, гелий. Их ещё называют благородными или инертными газами, потому что их атомы не соединяются друг с другом и почти не соединяются с атомами других химических элементов. Совсем другое дело — атомы водорода. Они могут существовать поодиночке (рис. 4, а), как на Солнце, которое более чем наполовину состоит из отдельных атомов водорода. Могут соединяться в молекулы по два атома (рис. 4, б), образуя молекулы самого лёгкого газа, который, как и химический элемент, называют водородом. Атомы водорода могут также соединяться с атомами других химических элементов. Например, два атома водорода, соединяясь с одним атомом кислорода (рис. 4, в), образуют молекулы хорошо известного вам вещества — воды.
Рис. 4.
Формы существования химического элемента водорода:
а — атомы водорода; б — молекулы водорода; в — атомы водорода в молекуле воды
Аналогично, понятие «химический элемент кислород» объединяет изолированные атомы кислорода, кислород — простое вещество, молекулы которого состоят из двух атомов кислорода, и атомы кислорода, входящие в состав сложных веществ. Так, в состав молекул углекислого газа входят атомы кислорода и углерода, в состав молекул сахара — атомы углерода, водорода и кислорода.
Следовательно, каждый химический элемент существует в трёх формах: свободные атомы, простые вещества и сложные вещества (см. рис. 4).
Понятие «химический элемент» более широкое, и его не нужно путать с понятием «простое вещество», особенно если названия их совпадают. Например, когда говорят о том, что в состав воды входит водород, то имеют в виду химический элемент, а когда говорят о том, что водород — экологически чистый вид топлива, то имеют в виду простое вещество.
Различные вещества отличаются друг от друга своими свойствами. Так, водород — это газ, очень лёгкий, без цвета, запаха, вкуса, имеет плотность 0,00009 г/см 3 , кипит при температуре -253 °С, а плавится при температуре -259 °С и т. д. Эти свойства вещества называют физическими.
Описать физические свойства вещества можно, воспользовавшись следующим планом:
- В каком агрегатном состоянии (газообразном, жидком, твёрдом) находится вещество при данных условиях?
- Какого цвета вещество? Имеет ли оно блеск?
- Имеет ли вещество запах?
- Какова твёрдость вещества по относительной шкале твёрдости (шкале Мооса) (рис. 5)? (См. справочники.)
Рис. 5.
1kingvape.ru
Практическая работа №2 Распознавание пластмасс и волокон Задание 1 Вам предложены образцы двух пластмасс из следующего перечня: полиэтилен, поливинилхлорид
Практическая работа №2Распознавание пластмасс и волокон
Задание 1 Вам предложены образцы двух пластмасс из следующего перечня: полиэтилен, поливинилхлорид, фенопласт. Используя таблицу 10, определите, какие именно пластмассы вам выданы. Напишите формулы структурных звеньев выданных вам пластмасс.
СВОЙСТВА ПЛАСТМАСС-Таблица 10
Название пластмассы | Физические свойства,определяемые органолептически | Отношение к нагреванию | Характер горения |
Полиэтилен | Жирный на ощупь. В виде пленки,прозрачный, эластичный | Размягчается, в размягченном состоянии легко меняет форму, вытягивается в нити | Горит ярким пламенем с запахом расплавленного парафина. Продолжает гореть вне пламени |
Поливинилхлорид | Эластичный, в толстых слоях жесткий. Прозрачный или непрозрачный | Размягчается и разлагается с выделением хлороводорода | Горит коптящим пламенем.Вне пламени гаснет |
Фенолоформальдегидная смола | Непрозрачная, неэластичная, хрупкая | Не размягчается, разлагается | Загорается, при длительном пребывании смолы в пламени ощущается характерный запах фенола |
Задание 2 Вам предлагаются образцы-нити или ткани-трех волокон из следующего перечня: хлопок, шерсть, натуральный шелк, вискозное волокно, ацетатное волокно, капрон. Используя таблицу 11, определите, какие именно волокна вам выданы.
СВОЙСТВА волокон Таблица 11
Название волокна | Характеристика горении и его результат | Отношение к концентрированным кислотам и щелочам | ||
HNO3 | H2SO4 | NaOH | ||
Хлопок | Быстро сгорает, ощущается запах жженой бумаги. После сгорания остается серый пепел | Растворяется, раствор бесцветный | Растворятся | Набухает, но не растворяется |
Вискозное | То же | Растворяется. раствор бесцветный | Растворяется. Раствор красно-коричневый | Растворяется |
Шерсть и шелк натуральный | Горит, ощущается запах паленого пера. Образуется хрупкий черный шарик | Желтый окрас | Разрушается | Растворяется |
Ацетатное | Горит в пламени, вие его гаснет. Спекается темный нехрупкий шарик | Растворяется, раствор бесцветный | Растворяется | Желтеет и растворяется, |
Капрон | При нагревании размягчается, плавится, образуя твердый нехрупкий блестящий шарик. Из расплава вытягиваются нити. В пламени горит с неприятным запахом | Растворяется, раствор бесцветный | Растворяется, раствор бесцветный | Не растворяется |
Для просмотра изображения в полном размере нажмите на него
Для просмотра изображения в полном размере нажмите на него
online-tusa.com
Общество и экономика «старого порядка». Огораживания
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
resheba.me
География населения мира. Демографический переход
- ГДЗ
- 1 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- 2 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Природоведение
- Основы здоровья
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Технология
- 3 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Музыка
- Литература
- Окружающий мир
- Человек и мир
- Испанский язык
- 4 Класс
- Математика
- Английский язык
- Русский язык
- Немецкий язык
- Белорусский язык
- Украинский язык
- Информатика
- Основы здоровья
- Му
resheba.me
Ответы на тему 5 — moychebnik.ru
Блок добывания знаний и умений
Задание 1.
Про анализируйте рисунок 23. Охарактеризуйте изменения, произошедшие в мировом потреблении первичных энергоресурсов на протяжении ХХ в., установите границы этапов ето развития.
Дополнительное задание (ycложненное).
Пользуясь таблицей 22 в «Приложениях», проведите сравнение стран по показателю душевого потребления первичных энергоресурсов. Подберите яркие примеры для иллюстрации положения учебника о больших различиях между странами по этому показателю.
Задание 2.
На основе текста учебника, данных таблиц 1 и 4, и рисунков 24 и 25, а также карты мировой энергетики в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую характеристику мировой нефтяной промышленности. Выделите «первую десятку» нефтедобывающих стран, «нефтяные мосты». Подумайте, о чем они свидетельствуют. Используйте типовой план характеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).
Задание 3.
На основе текста учебника, данных таблиц 1 и 4, рисунка 26, а также таблицы 20 в «Приложениях» и карты мировой энергетики в атласе дайте развернутую характеристику мировой тазовой промышленности. Bыделите «первую десятку» газодобывающих стран. Используйте типовой план характеристики отрасли мировото хозяйства (см. план на с. 177).
Дополнительное задание (ycложненное).
Пользуясь рисунком 26, охарактеризуйте главные «газовые мосты». Какие из них осуществляются с помощью газопроводов, а какие путем морской тpaнспортировки сжиженного природного газа?
Задание 4.
На основе текста учебника, данных таблицы 4 и рисунка 27, а также карты мировой энергетики в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую xaрактеристику мировой угольной промышленности. Bыделите «первую десятку» угледобываюших стран. Главные «угольные мосты». Какие сравнения у вас возникают в связи с этим? Используйте типовой план xaрактеристики отрасли мирового хозяйства (см. план на с. 177).
Задание 5.
Пользуясь текстом учебника, таблицей 4, таблицами 20, 23 и 24 в «Приложениях» и картой мировой энергетики в атласе, дайте характеристику мировой электроэнергетики. Сравните страны Севера и Юга, выработку электроэнергии на ТЭС, ГЭС и АЭС.
Задание 6.
Проанализируйте рисунок 28 и охарактеризуйте главные «железорудные мосты», сложившиеся в мировой горнодобываюшей промышленности.
Задание 7.
На основе текста учебника, данных таблицы 5 и рисунков 28 и 29, а также карты черной металлургии мира в атласе и таблицы 20 в «Приложениях» дайте развернутую характеристику мировой черной металлургии. Используйте типовой план характеристики отрасли мировото хозяйства (см. план на с. 177).
Дополнительное задание (ycложненное).
Пользуясь картой мировой черной металлургии в атласе, подберите по тричетыре примера районов и центров, ориентируюшихся на: 1) сочетание запасов кaменното угля и железной руды, 2) запасы каменного угля, 3) запасы железной руды, 4) грузопотоки угля и руды.
Задание 8.
По мировой карте цветной металлургии в атласе определите главные страны выплавки тяжелыхцветных металлов. По той же карте приведите при м еры ориентации алюминиевой промышленности: 1) на собственное сырье, 2) на привозное сырье. Сделайте возможные выводы на основе этого анализа. Используйте так же таблицы 20, 25 в «Приложениях».
Задание 9.
По карте мирового машиностроения в атласе и дaнным таблицы 6 и таблиц 20 и 26 в «Приложениях» конкретизируйте положения учебника. Приведите примеры, характеризуюшие неравномерность размешения этой отрасли в мировом хозяйстве.
Дополнительное задание (ycложненное).
По той же карте в атласе составьте в тетради систематизируюшую таблицу «группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделите четыре группы стран.
В каждую графу впишите пятьшесть названий стран в качестве примеров. Подумайте, какую информацию можно извлечь из этой таблицы.
Задание 10.
По карте мировой химической промышленности в атласе раскройте основные черты размешения этой отрасли, конкретизируйте положения учебника. Используйте также таблицу 27 в «Приложениях».
Задание 11.
По карте мировой текстильной промышленности в атласе раскройте основные черты размещения этой отрасли, конкретизируйте положения учебника. Используйте также таблицу 28 в «Приложениях».
Задание 12.
На основе текста учебника, данных таблицы 7, рисунков 32, 33, карты мирового сельского хозяйства в атласе и таблиц 20 и 29 в «Приложениях» конкретизируйте положения учебника о размещении зерновых культур. Выделите «первую десятку» стран по производству пшеницы и риса.
Задание 13.
Используя текст учебника, рисунок 36 и карту мирового сельского хозяйства в атласе, составьте в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» по следующей форме:
Отрасли животноводства | Главные страны распространения |
а) скотоводство б) свиноводство |
Как бы вы объяснили причины такого распространения отдельных отраслей животноводства?
Задание 14.
Используя карту мирового транспорта в атласе, cpaвните страны Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании по показателю обеспеченности транспортной сетью. Приведите примеры стран, где железные дороги вообще отсутствуют.
Задание 15.
С помощью таблицы 32 в «Приложениях» oxapaктеризуйте «первую десятку» стран мира по тоннажу мopcкoгo тopгoвoгo флота. По рисунку 37 определите основные направленря мopcкoгo судоходства. Приведите примеры мировых портов и попробуйте объяснить их географию.
Дополнительное задание (для удовольствия).
Пользуясь данными о длине морских трасс на политической карте мира, подсчитайте, насколько сокращается водный путь между Лондоном и Токио при использовании Суэцкого канала. На той же карте найдите наибольшие по протяженности морские трассы.
Задание 16.
Используйте рисунки 4344 и таблицу 33 в «Приложениях» для конкретизации текста учебника. Покажите масштабы туристского бума в мире. Охарактеризуйте распределение туристов по крупны регионам.
Задание 17 (итоговое).
1. (Работа в тетради.) На основе текстa учебника, таблиц и рисунков темы 5 и карт атласа составьте диaгpaмму «Страны, занимающие первоетретье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции». Какие вопросы можно поставить в связи с анализом этой диаграммы?
2. Проанализируйте карты учебника и атласа, которыми вы пользовались при изучении данной темы. Определите, какие способы картографического изображения применены на них. Какую информацию они могут дать?
3. (Работа в тетради и на контурной карте.) На основе текста учебника, таблиц и рисунков темы 5 и карт атласа составьте таблицу «главные страны-экспортеры
промышленной и сельскохозяйственной продукции». Как повашему, можно ли считать, что перечисленные экспортные товары определяют отрасли международной специализации соответствующих стран? Нанесите эти страны на контурную карту.
4. (Работа в тетради.) Используя знания по данному курсу, а также по предшествующим курсам гeoгpaфии, составьте систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду» по следующей форме:
1 я группа отраслей | 2-я группа отраслей | Зя группа отраслей | 4-я группа отраслей |
Воздействие на все или большинство компонентов окружающей среды | Преим ущественное загрязнение воздуха | Преим уществен ное загрязнение воды | Преимущест венное нарушение земель |
Пользуясь текстом учебника, про иллюстрируйте данные таблицы конкретными географическими примерами.
5. Сформулируйте по тексту одного из параграфов темы 5 два-три вопроса, на которые в тексте нет прямoгo ответа. Попробуйте дать эти ответы.
6. Составьте краткий реферат одной из книг (или ее главы, раздела), рекомендованных по данной теме.
Блок самоконтроля и взаимного контроля
Как вы объясните:
1. Какие сдвиги и почему про изошли в структуре миpовoгo топливноэнергетического баланса на протяжении ХХ в.?
2. Почему особенно большой территориальный разрыв возник между районами добычи и потребления нефти?
3. Почему на мировой карте машиностроения и химической промышленности развивающиеся страны образуют почти сплошное «белое пятно»?
4. Каковы основные черты размещения зерновых культур?
Как вы думаете:
1. Какая связь существует между сохранением высокой доли добывающих отраслей в структуре экономики развивающихся стран и их резким снижением в структуре
экономики развитых стран Запада? О чем она свидетельствует?
2. Можно ли утверждать, что крупный, особенно мировой, порт это своеобразный барометр, который отражает состояние экономики страны, да и мирового хозяйства?
3. Почему именно Атлантический океан стал, по выражению Ф. Энгельса, «великим путем мировой торговли»?
Знаете ли вы:
1. Какие из перечисленных ниже стран занимают два первых места в мире по добыче угля: Канада, Китай, Beликобритания, Россия, Польша, США?
2. Какие из перечисленных ниже стран имеют значительную выплавку: а) черных металлов, б)цветных металлов, в) черных и цветных металлов Россия, Украина,
Канада, Замбия, Чили, Малайзия, Япония, США?
3. Какие из стран, отмеченных на данной картосхеме буквами, являются крупнейшими в мире производителями: 1) картофеля, 2) сои, 3) подсолнечника, 4) сахарной
свеклы, 5) caxapHoгo тростника, 6) чая, 7) кофе, 8) какао, 9) хлопкаволокна?
4. Какие пять из перечисленных ниже стран являются важнейшими экспортерами пшеницы на мировой рынок: Аргентина, Великобритания, США, Индия, Франция, Канада, Австралия, Бразилия, Индонезия, Египет?
5. По какому из видов поголовья скота перечисленные ниже стpaны занимают первые места в мире: Китай, Индия, Австралия?
6. Под флагами каких из перечисленных ниже стран плавают самые крупные в мире морские флоты: США, Великобритания, Греция, Франция, Япония, Либерия, Панама, Норвегия?
Можете ли вы:
1. Нанести на контурную карту мира по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Польшу, Румынию, грецию, Филиппины, Малайзию, Республику Корею, Либерию, Замбию, Чили, Панаму?
2. Дать определение следующим терминам: новейшая отрасль, нетрадиционный (альтернативный) источник энергии, контейнеризация, свободная экономическая зона?
3. Расположить пять главных нефтедобывающих стран по величине добычи (по убывающей): 1) Мексика, 2) Иран, 3) Россия, 4) США, 5) Саудовская Аравия?
4. Расположить пять главных странпроизводителей электроэнергии (по возрастающей): 1) Россия, 2) Япония, 3) США, 4) Китай, 5) Индия?
5. Привести по два примера стран с высоким, средним и низким уровнем развития машиностроительной промышленности?
6. Назвать и показать на карте крупнейший порт мира и по два мировых порта в Европе, Азии и Северной Америке?
7. Про верить, насколько верны следующие утверждения, и, если нужно, дать правильный ответ: ( 1) большая часть добываемой в мире нефти потребляется странами- производителями этого вида топлива; 2) Япония является крупнейшим среди экономически развитых стран производителем стали; 3) примерно 9/10 мирового сбора риса приходится на страны Азии; 4) общая протяженность мировой железнодорожной сети растет очень быстро; 5) в экспорте Австралии преобладают машины и оборуование?
8. Заполнить пропуски в следующих предложениях?
1 ) В своем развитии мировая энергетика прошла ____________ главных этапа.
2) В мире сложились ____________ главных региона машиностроительной промышленности.
3) Зерновые культуры занимают ______________ всей обрабатываемой площади, среди них особо выделяются .
4) Яркими примерами странобладательниц «дешевых флагов» могут служить _______________.
moychebnik.ru
Ответы на тему 6 — moychebnik.ru
Блок добываний знаний и умений
Задание 1.
Пользуясь картами атласа, дайте характеристику экономико-географического положения одной из стран зарубежной Европы (по выбору). Используйте типовой план характеристики эгп страны (см. план на с. 222).
Дополнительное задание (для удовольствия).
По политической карте в атласе определите, какая из стран региона имеет наибольшее число стpaн-coceдей. Какое это может иметь значение?
Задание 2.
С помощью «визитной карточки» стран зарубежной Европы на форзаце учебника конкретизируйте xapaктeристику их государственного строя. Объясните, почему ни в одной другой части мира не сохранилось столько конституционных монархий, сколько в Западной Европе. Нанесите республики и монархии на контурную карту.Используйте также таблицу 2 в «Приложениях».
Задание 3.
Пользуясь картой полезных ископаемых зарубежной Европы в атласе, сравните страны региона по богатству и разнообразию топливных, рудных инерудных
полезных ископаемых. Примените типовой план xapaктеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (региона) (см. план на с. 222).
Используйте также таблицы 35 в «Приложениях».
Дополнительное задание (для удовольствия).
По карте атласа определите, в пределах каких широт располагается территория Великобритании, ФРГ, Франции, Италии. Подберите наглядные сравнения со странами CHГ.
Задание 4.
Используя рисунок 47, дайте характеристику зарубежной Европы как главного региона иммиграции нaселения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эмиграцией населения. Добудьте из рисунка 47 столько сведений, сколько возможно.
Задание 5.
По карте народов зарубежной Европы в атласе охарактеризуйте распространение народов индоевропейской и уральской семей. Определите страны с однонaциональным, двунациональным и многонациональным составом населения.
Задание 6.
По рисунку 48 составьте в тетради таблицу «Агломерации-миллионеры» зарубежной Европы» и сравните отдельные страны по числу таких городов. Как вы дyмаете, можно ли утверждать, что в зарубежной Европе наглядно проявляются три главные общие черты процесса урбанизации?
Дополнительное задание (ycложненное).
Используя рисунок 48 и физическую карту зарубежной Европы в атласе, про ведите классификацию гopoдов-миллионеров региона по их эгп. Определите гoрода, расположенные: 1) на морских побережьях, 2) в устьях рек, 3) вдали от морей, но на судоходных реках, 4) вдали от морей. Результаты классификации отразите в таблице. В каких странах столицы находятся поблизости от географических центров этих стран?
Дополнительное задание (для удовольствия).
Составьте кроссворд «Столицы стран Европы».
Задание 7.
Пользуясь текстом и рисунками учебника, картами атласа и таблицами 2328 в «Приложениях», конкретизируйте характеристику одной из отраслей промышленности зарубежной Европы (по выбору). Укажите главные районы и крупнейшие центры или главные бассейны, определите их распределение по странам. По рисункам 25-29 установите, откуда в зарубежную Европу поступают нефть, природный газ, уголь, железная руда, сталь.
Дополнительное задание (ycложненное).
Пользуясь картой зарубежной Европы в атласе, приведите примеры ориентации районов и центров черной металлургии на: 1) каменноугольные бассейны, 2) железорудные бассейны, 3) грузопотоки каменнoгo угля и железной руды (в том числе морские).
Задание 8.
С помощью рисунка 52 определите сельскохозяйственные культуры, наиболее характерные для стран, относящихся к cpeднe и южноевропейскому типам сельcкoгo хозяйства. Установите черты сходства и различия. Для объяснения используйте также агроклиматическую карту в атласе.
Задание 9.
Используя текст учебника и карту транспорта зарубежной Европы в атласе (врезка к карте мирового транспорта), схематически нанесите на контурную карту главные железнодорожные магистрали, судоходные реки и морские порты региона. Приведите примеры стран с одноцентровой (радиальной) и многоцентровой конфигурацией транспортной сети. Подумайте над причинами их формирования.
Задание 10 (творческое!).
Используя планы центральных частей Лондона и Парижа в атласе и дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно-исторических достопримечательностях этих городов. Почему они стали крупными центрами туризма?
Дополнительное задание (для удовольствия).
Составьте план проведения двухнедельных каникул в зарубежной Европе, посвященных знакомству с объектами Всемирного культурного наследия. Предложите один-два варианта маршрутов.
Задание 11.
Проанализируйте карту Pурскoгo промышленного района в атласе. Определите главные отрасли eгo промышленности и промышленные центры. Какие из отраслей относятся к старым, какие — к новым?
Задание 12.
Пользуясь «визитной карточкой» стран зарубежной Европы на форзаце учебника и подборкой диаграмм на с. 203-205, сделайте краткое сообшение об одной из стран (по своему выбору).
Дополнительное задание (ycложненное).
Пользуясь картами атласа, нанесите на контурную карту главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и морские порты одной из стран зарубежной Европы (по своему выбору). Про ведите анализ полученной картосхемы и дополните им сделанное сообщение.
Задание 13 (творческое!).
Просмотрите материал части 1 учебника и темы 6 «Зарубежная Европа». а также таблиuы «Приложений» и выпишите в тетрадь все сведения и цифровые дaнные, относящиеся к ФРГ. Используйте свой конспект для более полной характеристики экономической и coциальной географии этой страны.
Задание 14 (итоговое).
1. (Работа в тетради.) Сгруппируйте страны зарубежной Европы по следующим критериям: 1) величина территории, 2) численность населения, 3) уровень урбанизации. Сделайте выводы.
2. (Работа в тетради.) Пользуясь таблицами, рисунками и текстом темы 5, опрсделите, какие страны региона входят в «первую лесятку» стран мира по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Полученные данные оформите в виде таблицы.
3. Определите способы картографического изображения на картах, которыми вы пользовались при изучении темы 6. Какие из них являются новыми для вас?
4. Подготовьте краткую реuензию на книгу (главу), рекомендованную по данной теме.
Блок самоконтроля и взаимного контроляПроверьте знание конкретoгo материала:
1. Какие из перечисленных стран зарубежной Европы являются конституuионными монархиями: Норвегия. Великобритания, Швеция, Финляндия, Испания, греция, ФРГ? 2. Какие из перечисленных ниже стран используют дунайский водный путь для выхода к морю: Югославия, Хорватия, Словения, Албания, Румыния, Польша, Beнгрия, ФРГ? 3. Какие из перечисленных ниже портов зарубежной Европы относятся к категории мировых портов: Осло, Глазго, Лондон, Гамбург, Роттердам, Марсель, Барселона, Афины, гданьск, Констанца? 4. Какие из перечисленных ниже районов относятся к числу высокоразвитых: Мидленд, Южный Уэльс, Лондонский, Парижский, Лотарингия, Южно-Германский?
Найдите в тексте учебника ответы на вопросы:
1. Каковы характерные черты западноевропейского гoрода?
2. В чем заключаются специфические черты топливноэнергетического хозяйства стран Восточной Европы?
3. В чем основное различие между северной и южной частями зарубежной Европы по набору полезных ископаемых?
4. Каковы характерные черты транспортной системы зарубежной Европы?
Используйте карты для ответов на вопросы:
1. В каких странах зарубежной Европы роль столицы выполняет не крупнейший город данной страны?
2. Какие страны региона имеют наибольшую плотность населения?
3. Как можно попасть из CeBepHoгo в Балтийское море водным путем, не огибая полуостров Ютландия?
4. Какие отрасли наиболее характерны для промышленных районов и узлов, сформировавшихся: 1) в столичных городах, 2) в городахпортах, 3) в угольных бассейнах?
5. Какие металлургические комбинаты работают на заморском сырье и топливе?
Объясните:
1. Когда и почему зарубежная Европа превратилась в мировой очаг иммиграции населения?
2. Почему во Франции и Великобритании наблюдается резкий перевес столицы над другими городами, а для ФРГ и Италии это не характерно?
3. Почему в структуре водопотребления Великобритании, ФРГ, Бельгии, Швеции 60-80% приходится на промышленность, а в Испании, Португалии, Италии, Гpeции на сельское хозяйство?
4. Почему нефтяные монополии ведут разведку и дoбычу нефти в Северном море, хотя ее себестоимость вомнoгo раз выше, чем в странах Ближнего и Среднего Востока?
5. Почему Норвегия имеет больший доход от рыболовства, чем от сельского хозяйства?
6. Почему по грузообороту река Рейн превосходит все другие речные системы мира?
7. Почему именно Европа была и остается главным районом международного туризма?
8. Почему в депрессивных старопромышленных районах состояние окружающей среды. как правило, наиболее угрожающее?
Укажите:
1. В каких из перечисленных ниже стран население гoворит на языках германской группы индоевропейской ceмьи: Италия, Австрия, Греция, ФРГ, Финляндия, Великобритания?
2. Для каких из перечисленных ниже стран характерен приток иммигрантов: Италия, Испания, ФРГ, Великобритания, Франция. Швейцария?
3. Какие из приведенных ниже утверждений правильны для следующих стран?
Страны | Утверждения |
Польша Венгрия Франция ФРГ Швейцария Финляндия Италия | 1. Однонациональная страна 2. Страна со значительной долей национальных меньшинств 3. Многонациональная страна 4. Страна с унитарным административно-территориальным устройством |
1. Нанести на контурную карту по памяти следующие страны, упоминаемые в тексте и на текстовых картах: Исландию, Данию, Финляндию, Ирландию, Люксембург, Австрию, Венгрию, Болгарию, Албанию, Португалию?
2. По памяти определить страны, которые имеют cyхопутные границы: 1) только с ФРГ, 2) только с Испанией, 3) с ФРГ, Швейцарией, Италией, Словенией, Beнгрией, Чехией, Словакией?
3. Показать на карте» следующие города. упоминаемые в тексте и на картах: глазго, Роттердам, Марсель, Брюссель, Мюнхен, Неаполь, Краков, 3агреб?
4. Назвать страну зарубежной Европы, где практически нет сельского населения?
5. Из приведенного ниже перечня:
а) исключить однонациональные страны: Бельгия, Испания, Норвегия, Португалия, ФРГ, Великобритания;
б) исключить страны, для которых не характерна ocoбенно высокая концентрация промышленного производства в столичных районах: Чехия, Словакия, Венгрия, Aвстрия, Италия, Франция, Дания?
Из готовых ответов выберите правильный:
1. Франция граничит с: а) тремя странами, б) пятью странами, в) шестью странами.
2. Самая большая городская агломерация зарубежной Европы: Лондонская, Парижская, Рейнско-Рурская, Голландская.
3. Из столичных городов региона на морском побережье находятся: Мадрид, Париж, Рим, Вена, Стокгольм, Копенгаген, Прага, София, Афины.
4. Больше вceгo нефти в зарубежной Европе добывается в: Испании, Австрии, Норвегии, Великобритании, Румынии, Албании.
moychebnik.ru
Ответы на тему 9 — moychebnik.ru
Блок добывания знаний и умений
Задание 1.
Используя текст учебника и карты атласа, дайте xaрактеристику ЭГП США. Действительно ли оно является выгодным? Почему вы так думаете? Примените типовой план характеристики эгп страны (региона) на с. 222.
Задание 2 (творческое!).
Используя текст учебника и рисунки 83-86, дайте характеристику крупнейших городских агломераций и мегалополисов США. Рассчитайте долю трех мегалополисов в площади и нас<лении страны, сравните показатели плотности населения в мегалополисах со cpeдним по стране, сделайте выводы. Выберите из текста и рисунков темы 3 те положения и цифровые данные, которые целесообразно использовать при характеристике урбанизации в США.
Дополнительное задание (для удовольствия).
Составьте кроссворд «Штаты и города США».
Задание 3.
Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений»), сделайте необходимые расчеты, составьте в тетради столбиковую (полосовую) или кpyгoвыe диаграммы, показывающие долю США в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве по отдельным видам продукции. Проанализируйте их.
Задание 4.
Используя текст учебника и карту минеральных peсурсов США в атласе, докажите, что минеральные pecypсы США способствуют развитию многоотраслевой промышленности. Проиллюстрируйте следующую фразу учебника: «главное богатство восточной части — топливные полезные ископаемые, западной — рудные».
Примените типовой план характеристики природных предпосылок для развития промышленности страны (peгиона) на с. 228-229.
Дополнительное задание (ycложненное).
Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, железной руды в США, рассчитайте обеспеченность ими (в [‘одах). Пользуясь дaнными в тексте учебника и в таблице 1, рассчитайте дoлю США в мировых разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды. Какие выводы можно сделать из этого анализа?
Задание 5.
Используя рисунок 87, назовите пять главных «нефтяных» штатов США. Определите, в каких из них добыча нефти ведется и на континентальном шельфе. Попробуйте объяснить конфигурацию сложившейся системы нефтепроводов, причины сооружения Трансаляскинского нефтепровода, который был построен в 70-e гг. По рисунку 25 определите, откуда США импортируют нефть и нефтепродукты. Чем это объясняется? Примените типовой план характеристики отpacли промышленности страны (региона).
Задание 6.
Используя рисунок 88, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «главные районы черной металлургии США» по следующей форме:
Название района | Тип ориентации | Главные центры |
По рисунку 28 определите, из каких стран США ввозят железную руду. Чем это вызвано?
Задание 7.
Используйте экономическую карту США и карту мaшиностроения мира в атласе для конкретизации xapaктеристики машиностроения, содержашейся в тексте учебника. Определите по ним крупнейшие центры этой отрасли. Проиллюстрируйте положение учебника о том, что главные машиностроительные районы совпадают с мегалополисами США.
Дополнительное задание (ycложненное).
Используя те же карты, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Структура машиностроения в крупнейших центрах этой отрасли в США».
Задание 8.
Пользуясь текстом. рисунком 89 и другими рисунками учебника, а также экономической картой США в атласе, составьте в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:
Название пояса | Ведущие отрасли промышленности | Главные центры |
Сформулируйте и запишите выводы.
Задание 9.
По рисунку 90 опишите размещение растениеводства США. Способом наложения рисунка 90 и карты aдминистративно-территориального деления США в aтласе определите: 1) два главных «пшеничных» штата (один по яровой, другой по озимой пшенице), 2) главный «кукурузный» штат.
Задание 10 (творческое!).
Используя планы центральных частей Нью-Иорка и Вашингтона в атласе и дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о культурно-исторических и архитектурных достопримечательностях одногo из этих городов. В качестве «гида» про ведите небольшую «экскурсию» по городу.
Задание 11 (творческое!)
На основе текста и рисунков учебника и карт aтласа дайте краткое письменное описание одного из макрорайонов США (по собственному выбору).
Дополнительное задание (для удовольствия).
Представьте, ч:то вы предприняли «путешествия» по США — вдоль параллели 400 с. ш. и вдоль меридиана 1000 з. д. Опишите маршруты. Используйте дополнительную литературу.
Задание 12 (творческое!).
Внимательно просмотрите текст и рисунки части 1 учебника и таблицы «Приложений». Выберите из них все, относящееся к Канаде. Используйте карты атласа по Канаде. На основе этих материалов дополните краткую социально-экономическую характеристику этой страны, данную в учебнике. Примените типовой план характеристики отдельной страны на с. 329.
Задание 13 (итоговое).
1. (Работа в тетради.) Пользуясь материалами темы 9, назовите основные типологические черты населения и хозяйства США и Канады. Представьте их в виде следующей таблицы:Поработайте с этой таблицей, сделайте обобщение.
2. (Работа по контурной карте.) Нанесите на контурную карту Северной Америки (по выбору): 1) наиболее крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железные дороги. Можете pacширить этот перечень по собственному усмотрению.
3. Определите, какими видами тематических карт в учебнике и атласе вы пользовались при изучении данной темы. Какие из них явились для вас новыми?
4. По тексту учебника и рисунку 81 дайте описание Центрального делового района американского города.
Блок самоконтроля и взаимного контроля
Объясните почему:
1. Ceвepo-Bосток США получил наименование «Macтерская нации».
2. Значительная часть тяжелой промышленности США и Канады концентрируется в районе Великих озер.
3. Алюминиевые заводы США находятся в долинах рек Теннесси и Колумбия.
4. Специализация сельского хозяйства США и Канады изменяется по мере продвижения с востока на запад.
5. Флорида, Калифорния и гавайи привлекают наибольшее число туристов.
6. В США и Канаде в последние десятилетия повысился интерес к освоению районов Севера.
Какие проблемы возникают:
1. В связи с ускоренной индустриализацией Юга и Запада США?
2. В связи с тем, что экономика США начинает все более зависеть от импорта нефти, железной руды и других видов сырья и топлива?
Согласны ли вы со следующими утверждениями:
1. Мегалополис «Босваш» — самая большая урбанизированная зона в США.
2. В последнее время Аляска стала важным районом добычи нефти в США.
3. В США и Канаде господствует фермерский тип сельcкoгo хозяйства.
4. Транспортная система США относится к тому же типу, что и транспортная система зарубежной Европы.
5. Река Св. Лаврентия соединяет Великие озера с Нью-Йорком.
6. В Атланте находится крупнейший аэропорт мира.
7. Население Канады составляет 1/2 населения США
Можете ли вы:
1. Найти на карте города США, упоминаемые в основном тексте темы 9, и по памяти расположить их с востока на запад?
2. Привести примеры «молочного», «кукурузного», «пшеничного», «апельсинового», «aHaHacoBoгo», «яблочного», «хлопкового» штатов США?
3. Нанести на контурную карту Новую Англию, Дальний Запад, Калифорнию?
4. Сказать, какой из приведенных ниже показателей характеризует долю Запада в площади всей страны (в %): 20, 36, 49, 64?
5. Перечислить виды минерального сырья, по которым Канада является мировым производителем и экспортером?
Используйте текст учебника и карты для ответа на вопросы:
1. В каких частях США наиболее вероятна занятость людей в: 1) добыче нефти, 2) авиаракетно-космической промышленности, 3) выращивании цыплят-бройлеров?
2. По каким трансконтинентальным железным дорогам можно пересечь США и Канаду в широтном направлении?
3. Какие природные, социально-экономические и исторические причины способствовали развитию Ceвepo-Bocтока США?
Представьте себе:
1. Что вы посетили один из больших городов США или Канады. Опишите eгo.
2. Что вы захотели познакомиться с промышленностью США. Какие города вам нужно посетить, чтобы побывать на: 1) авиационном заводе, 2) крупном предприятии по производству электронных изделий, 3) автомобильном заводе, 4) нефтехимическом комбинате, 5) комбинате черной металлургии?
3. Что у вас появилась возможность поработать на: 1) скотоводческом ранчо, 2) табачной плантации, 3) лесопильном заводе. В какие штаты США или провинции Канады вам следовало бы для этого направиться?
Заполните про пуски в следующих фразах:
1. Экономической столицей США считается …, но с ним все более конкурирует …
2. Большая часть территории Среднего Запада выходит к … и …, двум главным водным артериям Северной Америки.
3. К числу важных сельскохозяйственных культур Юга США относится … .
4. В канадской провинции … большинство жителей говорят по-французски.
moychebnik.ru
Leave A Comment