как религия влияет на поведение и моральные качества людей

Нравственность часто считают синонимом религиозности, хотя ученые утверждают, что никакой разницы между моральными качествами верующих и атеистов нет. The Conversation разобрал несколько исследований о таких стереотипах. «Теории и практики» пересказывают главное.

Предрассудки по отношению к атеистам встречаются у людей по всему миру. К такому выводу в ходе исследования пришел психолог Уилл Джервейс. Жители всех континентов предполагают, что аморальные поступки (включая даже серийные убийства) чаще совершаются неверующими. По данным опросов, американцы доверяют атеистам меньше, чем представителям любой другой социальной группы. Поэтому для большинства политиков поход в церковь — это отличный способ обеспечить себе народную поддержку на выборах, а заявление о том, что ты неверующий, может разрушить карьеру. И, конечно, неслучайно в Конгрессе США нет ни одного открытого атеиста.

Несомненно, в основных мировых религиях значительное внимание уделяется нравственности. Отсюда многие делают вывод о том, что религиозные убеждения — это признак добродетели. Другие вообще утверждают, что без религии не существует и морали. Однако оба эти утверждения можно поставить под вопрос.

Во-первых, этические убеждения одного течения могут быть неприемлемыми с точки зрения другого. Так, в XIX веке мормоны считали полигамию своим моральным долгом, в то время как для католиков она была смертным грехом. Более того, нравственное поведение членов определенной группы часто включает агрессию по отношению к другим. Скажем, в 1543 году один из основателей протестантизма Мартин Лютер опубликовал трактат «О евреях и их лжи», в котором излагались антисемитские идеи, популярные среди представителей различных течений на протяжении столетий. Эти примеры также доказывают, что религиозная мораль должна меняться с течением времени. И она действительно меняется: например, относительно недавно Англиканская церковь разрешила контрацепцию и венчание однополых пар, появились женщины-епископы.

В любом случае, религиозность лишь отдаленно соотносится с теологией. То есть убеждения и поведение верующих людей не всегда полностью соответствуют официальной религиозной доктрине. Например, официально буддизм — это религия без Бога, но большинство исповедующих его относятся к Будде как к божеству. Католическая церковь активно выступает против контрацепции, но большинство католиков все равно предохраняются. И подобные отклонения от доктрины скорее норма, чем исключение.

Кадр из фильма «Сомнение». 2008 год

Ученые провели исследование, в ходе которого участникам предложили оценить собственный характер и поведение. Результаты опроса показали, что религиозные респонденты считают себя более самоотверженными, участливыми, честными, милосердными, чем атеисты. Такая динамика сохранялась даже в случае близнецов, один из которых более религиозен, чем другой. Но если посмотреть на реальное поведение, оказывается, что никаких различий не существует.

Об этом свидетельствует, например, классический эксперимент «Добрый самаритянин», в ходе которого исследователи отслеживали, кто из прохожих остановится, чтобы помочь раненому человеку на улице. Ученые пришли к выводу, что религиозность не играла никакой роли в поведении участников. Интересно, что некоторые из них как раз шли на выступление на тему этой притчи, но это также никак не повлияло на их действия.

С другой стороны, на поведение человека могут влиять различные традиции и сигналы, связанные с религией. Например, исследования американских христиан показали, что по воскресеньям они жертвуют больше денег на благотворительность и смотрят меньше порно. Однако в остальные дни недели они компенсируют ситуацию по обоим пунктам, так что в усредненных результатах религиозных людей и атеистов никакой разницы нет.

К тому же разные религии по-разному воздействуют на тех, кто их придерживается. Например, если люди считают, что их Бог дает какие-то моральные установки и карает за несоблюдение правил, то они стараются быть более справедливыми и даже реже мошенничают при заключении сделок. Это результаты международного исследования. То есть если человек верит в то, что все его помыслы известны Богу, который наказывает грешников, то он пытается лучше себя вести.

Но нужно отметить, что к более нравственному поведению может привести не только религия, но и вера в силу закона, честный суд и надежную полицию. И, как правило, если законы строго соблюдаются, то религия уже не так влияет на людей и недоверие по отношению к атеистам тоже снижается.

Ксения Донская

Теги

#религия

#мораль

#атеизм

#исследования

  • 33 248

Нормы морали, права, религии как регуляторы поведения Текст научной статьи по специальности «Право»

УДК 340.13:17

НОРМЫ МОРАЛИ, ПРАВА, РЕЛИГИИ КАК РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ

Е.Н. Тогузаева

Саратовский государственный университет, кафедра государственно-правовых дисциплин E-mail: [email protected]

В статье автор анализирует нормы морали, религии и права как регуляторов поведения людей, сравнивая их появление, взаимодействие, способы воздействия на поведение людей, эффективность и динамику развития.

Rules of Moral, Law and Religion as Regulators of Behavior E. N. Toguzaeva

The article is devoted to analyze of moral, religious and law rules as regulators of human’s behavior. The author of the article also pays attention to the comparison and analyze of such rules’s appearance, interaction, and methods of the influence to the human’s behavior.

Повседневная жизнь человека сталкивает его ежедневно с множеством разнообразных ситуаций, в связи с чем люди вынуждены руководствоваться множеством различных норм и правил, которые призваны обеспечивать целостность системы общества, стабильность и общественный порядок, регулируя отношения между людьми. Эти правила разнообразны и далеко не всегда являются правовой нормой, так как в обществе существует целый ряд нормативных систем. И до возникновения права поведение людей регулировалось другими социальными нормами, такими как нормы морали, нравственности, религии, обычаев и т.д., они имели внутреннюю направленность. Большинство из этих норм, выражая волю всего общества, были направлены на поддержание целостности первобытного коллектива через воздействие на духовное состояние человека.

Возникновение права обусловлено появлением относительно самостоятельной, автономной личности. Данное обстоятельство стало возможным благодаря переходу человечества от присваивающей экономики к производящей, что выразилось в трех крупных общественных разделениях труда. Специализированный труд был настолько производительным, что отдельный человек мог жить и даже содержать семью автономно от общества, но не было норм, учитывающих баланс объективно необходимых интересов во взаимоотношениях с другими индивидами и сообществом в целом.

Право же закрепило формальное равенство субъектов в социально значимых отношениях. Каждому предоставленному праву соответствует корреспондирующая ему обязанность. Государ-

ство выступает гарантом обеспечения таких прав и обязанностей. Право устанавливается государством и гарантируется им, вплоть до государственного принуждения. Оно согласовывает поступки людей с интересами государства, поддерживая баланс интересов, во имя благополучия всех и каждого в отдельности. Как и в других системах социальных норм, у лиц есть непосредственная обязанность подчиняться праву, только в праве такая обязанность обеспечивается возможностью государственного принуждения.

Но, несмотря на такие приоритеты права и на его значимость, оно все же становится лишь одним из социальных регуляторов, а вся совокупность социальных норм представляет собой опыт всех поколений, сосредоточенный в социальных правилах.

Любая нормативная система связана с существующей системой ценностей. Система ценностей одна, а нормативных систем много, они являются социальными регуляторами, используя различные подходы, среду воздействия, методы воздействия и цели. Роль информации, ее проявление и ценность зависят от сложности системы. С повышением меры сложности и устойчивости социальной нормативной системы повышается ценность извлекаемой информации (по аналогии с биосистемами)1.

Наиболее мощными и эффективными регуляторами, тесно связанными между собой и взаимодействующими, являются право и мораль.

Кроме них, среди других социальных норм можно назвать политические нормы, религиозные, семейные, экономические, корпоративные, нормы культуры и т.д. Степень значимости каждой из социальных норм зависит напрямую от остроты и масштабности проблем, стоящих перед социальной системой. И значимость таких норм, как правило, мы начинаем ощущать лишь тогда, когда общество сталкивается с конкретной проблемой (например, в последнее десятилетие внимание всего общества сосредоточено на проблемах терроризма, наркомании и морального состояния общества).

Мораль выражает представление о таких незыблемых ценностях, как добро, зло, справедливость, честь и т.д. Так же как и право, она устанавливает варианты поведения, которые вызывают одобрение общества и негативно реагирует на

© Е.Н. Тогузаева, 2GG7

Е.Н. Тогузаева. Нормы морали, права, религии как регуляторы поведения

поведение, не соответствующее ее нормам. И говорить категорично о том, что нормы права более действенны, так как обеспечены государственной гарантией, нельзя. Мораль, в отличие от права, распространяет свое действие на более широкую сферу социального регулирования. Она жестоко наказывает порицанием общества за аморальное поведение, что может быть больнее психологически для лица, совершившего проступок. Например, мораль категорично и однозначно осуждает любую, даже самую мелкую, ложь, корысть, зависть, а право на такое поведение реагирует не всегда, многие межличностные отношения не подпадают под действие права, которое относится к ним безразлично. Тем не менее, мораль и право теснейшим образом взаимодействуют, взаимопроникают друг в друга. «Мораль не отделима от права, является одной из сторон правовых отношений. Моральность права — проявление его ценностной характеристики»2.

Исторически в нашей стране сложилось так, что нормы морали даже несколько веков назад внушали личности больший трепет, нежели право. Было стыдным совершить что-либо, что осуждает общество, вплоть до того, что общество «отворачивалось» и человек становился неугодным, изгоем. Нужно отметить, что сейчас нормы морали перестали быть столь категоричными для личности, они носят более рекомендательный характер и не в такой степени имеют сдерживающий фактор от простых (можно сказать, «легких») аморальных проступков, мораль стала более терпима. Например, ситуация с таким явлением, как спекуляция, которая прежде даже каралась уголовным законодательством и осуждалась нормами морали. Несколько десятков лет назад при таком случае человек мог понести не только уголовную ответственность, но его также могли вызвать на «суд коллектива», разглядеть в таком поступке асоциальные и даже крайне опасные для общества и государственного строя черты, демонстративно осудить человека. Сейчас уже можно не бояться того, что общество осудит за такой поступок. Явление не то чтобы изжило само себя, оно если существует, то в новых формах, с переходом к рыночной экономике и системе свободного предпринимательства многие товары перестали быть дефицитом, само явление в настоящее время не противоречит законодательству (декриминализовано) и не осуждается моральными нормами. Даже само слово «спекулянт» уже не звучит столь обидно и оскорбительно как раньше, более того, оно стало иметь еще и дополнительный аспект в значении, например, так называют участников сделок на бирже, участников валютных рынков.

Понятие о том, что морально, а что аморально, что нравственно, а что безнравственно крайне изменчиво. Эта изменчивость общественных взглядов находит объяснение в том, что прави-

ла нравственного поведения устанавливаются обществом, а общественная оценка находится в зависимости от совокупности тех условий, при которых устраивается жизнь общества. Меняются условия — изменяется оценка3.

Являясь регуляторами поведения, и право, и мораль призваны упорядочить общественные отношения, формировать у личности правильное осознание своих поступков, воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям.

«Право и мораль в процессе упорядочения общественных отношений теснейшим образом взаимодействуют. Часто правовые конфликты разрешаются между сторонами “по совести” и одновременно безупречно с правовой точки зрения. Однако общественная жизнь столь многообразна, многогранна и сложна, что нередко встречаются такие жизненные ситуации, когда возникший конфликт не поддаётся одновременному разрешению и по закону, и “по совести”, то есть согласуясь с нормами морали»4. А будет ли законным и обоснованным решение суда, если оно вступает в противоречие с требованиями морали?

Не всегда те факторы, которые важны для морали, являются таковыми и для права. Например, в случае правомерного поведения лица, для морали важно знать мотив такого правомерного поведения: духовный порыв, чувство долга или страх и боязнь осуждения. А для права в большинстве случаев такой мотив безразличен, важен результат — правомерное поведение. Но если с точки зрения права оценивается противоправное поведение, то установление такого мотива будет не только важным, но и обязательным. Поэтому здесь право, как и мораль, выясняет и внутренние мотивы лица, а не только внешние поступки.

Зачастую право довольствуется определенным минимумом, в то время как мораль требует от субъекта наивысшей степени сознательности. Как верно отмечает В.С.Соловьев, есть чисто нравственные требования (например, требование любви к своим врагам), которые требуют наивысшей степени сознательности и нравственного совершенства, в то время как право таких требований не выдвигает, «вместо совершенства оно довольствуется низшей степенью нравственного состояния, требует лишь фактической задержки известных крайних проявлений злой воли… Право — есть низший предел, или некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный»5. Право требует от субъекта проявления минимума порядка и добра, в то время как моральные нормы ориентированы на максимум.

Прослеживая исторический путь взаимодействия права и морали, необходимо заметить, что они зачастую расходились в оценках: мораль осуждала — право не запрещало; мораль не запрещала — право отрицало. В идеале решение правоприменителя будет истинно справедливым лишь тогда, когда оно будет верным и с точки зрения права, и с точки зрения морали, лишь в этом

случае будет достигнута справедливость и назначено соответствующее правильное наказание без неодобрений общества и государства.

Русское право, в отличие от западного, в большей мере учитывало нравственно-моральные ценности своего времени6.

В последнее время в России наблюдается значительный рост влияния религии на жизнь и сознание граждан. Часто, уже не замечая для себя, встречая новых людей (к примеру, политиков), мы оцениваем их и с точки зрения религиозной принадлежности. И обратное: для влияния на общество и на отдельных граждан часто избирается тактика учета религиозного настроения населения и отдельных личностей. Религия стремительно начала проникать в политику (вплоть до создания религиозных партий и обращения политиков к религиозным ценностям в периоды избирательных кампаний), хотя демонстративная религиозность никогда не находила и не находит поддержки в России, скорее всего потому, что сказываются особенности характера истинно русского человека, его изначально благоговейное отношение к вере, сформированное образом жизни и воспетое классиками, многие из которых были искренне верующими людьми, обращавшимися в своих произведениях к религиозным темам.

Религиозный фактор всегда играл и играет по настоящее время в многоконфессиональной России не последнюю роль, его никогда нельзя полностью исключать ввиду полиэтничности нашего общества. Это становится особенно заметно при возникновении острых конфликтов, даже тогда, когда религиозный фактор не выступает на первом плане, он все равно играет важную роль, но «за кулисами». Чрезвычайно наболевшим в последнее время стал конфликт с Чечней, где религиозный фактор сыграл далеко не последнюю роль. Отчасти результатом именно исламского фактора, вытекающего из этого конфликта, стали такие негативные трагические последствия, как возникновение ненависти и враждебности ко всему мусульманскому народу (в том числе и к мирным жителям), обострение противоречий и конфликтов между верующими двух на сегодняшний день самых сильных религиозных верований — православными и мусульманами, увеличение количества преступлений, совершенных на почве национальной вражды и ненависти и т.д. Информация, которая содержится в религиозных источниках, особенно быстро проникает в сознание людей, так как если закон направлен на поведение, то религия, прежде всего, направлена на подсознание. Пропагандируя единые ценности, различные религиозные течения все-таки идут к ним разными путями. Преступление — это зло, безусловно, осуждаемое во всех религиозных течениях, но разве в настоящее время мусульманство не допускает кровную месть, которая считается долгом, честью родственников?

Издревле в Русском государстве Церковь целенаправленно вовлекали в правление государством, в законодательный и судебный процесс. Церковь имела мощное преобразующее влияние на общественную нравственность. Церковный суд полностью контролировал все брачно-семейные дела и дела, касающиеся нравов, регулировал отношения родителей и детей, мужа и жены. И будучи духовным учреждением, Церковь активно вмешивалась во все светские дела, а церковные труды являлись источником права.

Нельзя утверждать, что процесс политизации религии характерен только для современного времени. На любых этапах развития мировой истории религия никогда не была аполитична, исторический опыт показывает, что религия всегда оказывала влияние на политику и сама испытывала на себе воздействие политики в различных формах. Курс марксистко-ленинского мировоззрения, направленный на противоборство религиозному мировоззрению, построение атеистической личности и представление «религии как пережитка прошлого в сознании части советских людей»7 не прижился в нашей стране, остался не принятым российским народом, этап «преодоления» религии был чужд для исконно русского человека.

Религия позволяет человеку ответить на вопросы о смысле жизни, о его предназначении, о его месте в мире. Тесно взаимосвязаны религия и мораль, так как долгое время, пока право не завоевало такой значительный вес, именно они являлись главными регуляторами общественной жизни. Религия оказывает огромное влияние на нормы морали.

Даже в настоящее время многие религиозные нормы лежат в основе юридических, а в странах религиозных правовых систем основные религиозные книги содержат совокупность норм как юридических, так и религиозных. В таких случаях социально необходимое поведение людей обеспечивается одновременно санкциями как правовой, так и религиозной нормы, как государственным, так и церковным принуждением.

Зачастую религиозные нормы становятся основой норм морали, а потом эти нормы морали ввиду своей значимости, типичности и ценности тех отношений, которые они регулируют, могут быть введены законодателем как общеобязательные юридические нормы. Религия целенаправленно, не спеша, делает и мораль религиозной, в связи с чем получает возможность влиять на общество и на историю развития общества в целом (по крайней мере, христианству это удалось).

Можно даже проследить переход информации, содержащейся в правиле поведения, от одной системы социальных норм к другой. Но, как правило, для того чтобы заметить этот переход, необходим очень большой отрезок времени, поэтому проследить зачастую бывает крайне сложно. Такая информация находится в постоянном движении, преобразовании, она непрерывно

48

Научный отдел

Е.Н. Тогузаева. Нормы морали, права, религии как регуляторы поведения

обрабатывается обществом, что-то принимается, что-то отвергается и может быть принято только спустя многие десятилетия. Данная информация постоянно циркулирует в социальной среде, так как «формой бытия информации является дви-жение»8.

В религиозных и моральных нормах кроются общечеловеческие нормы, правила поведения, о которых якобы «договорились» члены общества. Религиозные нормы обеспечиваются авторитетом какой-либо Всевышней силы, в отличие от правовых норм, обеспечиваемых государственным принуждением.

Статья 3 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» гарантирует свободу вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Таким образом, человек, выбирая себе определенную религию, выбирает и свод тех социальных (религиозных) норм, которых он будет придерживаться, то есть, помимо обязательного соблюдения правовых норм, он добровольно налагает на себя еще одну обязанность по соблюдению и религиозных норм, а соответственно всех тех правил, которых они требуют.

И наоборот, не исповедуя никакой религии, человек освобождает себя от обязанности подчиняться этим дополнительным правилам, несмотря на то, что данный свод социальных (религиозных) норм существует, и его поведение все равно может быть оценено с позиций этих норм. Информацию о специфике религиозного фактора и национальной культуры должен учитывать не только законодатель, но и правоприменитель, иметь в виду, что в каждом регионе могут быть свои сложившиеся традиции,особенности.

Вышеупомянутые регуляторы общественных отношений, будь то религия, мораль, политика или право, тесно взаимосвязаны между собой и с той или иной степенью интенсивности проникают друг в друга, оставляя заметный отпечаток своего влияния. Выбор правовой или политической позиции у религиозного человека может заметно отличаться от позиции, занимаемой человеком нерелигиозным. Оказывая влияние на политическую и право-

вую культуру конкретного человека, религия влияет на политическое и правовое поведение данного лица, оказывая влияние и на культуру всего общества.

Например, в настоящее время религия не позволяет политике быть свободной полностью от нравственных и религиозных убеждений и обязательств, религия очень часто оказывается втянутой в политические игры. Так ли уж это плохо, как мы привыкли говорить об этом? Наверно, однозначного ответа дать нельзя, так как авторитет Церкви может сыграть, например, положительную роль в урегулировании этнических, региональных конфликтов. Если политика — это искусство, искусство управления людьми во имя их объединения ради достижения общих целей, решения остро стоящих задач, реагирования на насущные проблемы, конфликты, то религия должна быть в контексте с политикой, так как это полезно для последней, ввиду того, что религия опирается на общепризнанные принципы, высшие ценности человечества, обойдя которые политика не сможет быть нравственной, гуманной, справедливой, уважающей свой народ.

Примечания

1 См.: Братко А.А., Кочергин А.Н. Информация и психика. Новосибирск: Наука, 1977. С.44-45, 49.

2 Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М.: Наука, 1986. С.86.

3 См.: ШершеневичГ.Ф. О праве и государстве II Юрид. консультант. 2004. №3. С.40.

4 Аверин А.В. Правоприменительная деятельность суда и формирование научно-правового сознания судей: Проблемы теории и практики I Под ред. М.И. Байтина. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003. С.39.

5 Соловьев В.С. Определение права в его связи с нравственностью II Власть и право: Из истории русской правовой мысли I Сост.: А.В. Поляков, И.Ю. Козлихин. Л.: Лениздат, 1990. С.107-108.

6 См.: Рогов В.А. История государства и права России ІХ-начала ХХ веков. М.: Зерцало, 1995. С.152.

7 Актуальные вопросы атеистического воспитания на современном этапе I Сост. Н.А.Трофимчук. М.: Знание, 1986. С.5.

8 Закупень Т.В., Соболь С.Ю. Информация и ее правовое регулирование II Журн. рос. права. 2004. №1. С.34.

Влияние религиозных аспектов и личных убеждений на психологическое поведение: внимание к тревожным расстройствам

1. Koenig HG. Религия, духовность и здоровье: исследования и клинические последствия. ISRN Психиатрия. 2012;2012:278730. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

2. Поллак Д. Была ли это религия? Проблема определения [Что такое религия? Проблемы определения] Zeitschrift für Religionswissenschaft. 1995;3(2):163–190. Немецкий. [Google Scholar]

3. Кениг Х.Г., Маккалоу М.Е., Ларсон Д.Б. Справочник по религии и здоровью. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2001. [Google Академия]

4. Feil E.Religio (Том 3): Die Geschichte Eines Neuzeitlichen Grundbegriffs im 17. und Frühen 18. Jahrhundert [Religio (Том 3): История современной базовой концепции в 17-м и начале 18-го веков] Геттинген, Германия: Ванденхук и Рупрехт; 2001 German [Google Scholar]

5. Bochinger C. Religiosität [Религиозность] В: Betz HD, Browning DS, Janowski B, Jüngel E, editors. Религия в Geschichte und Gegenwart. Handwörterbuch für Theologie und Religionswissenschaft [Религия прошлого и настоящего. Краткий словарь теологии и религиоведения] Тюбинген, Германия: Мор Зибек; 2004. Немецкий. [Академия Google]

6. Хант Р.А., Кинг М. Внутренне-внешняя концепция: обзор и оценка. J Sci Study Relig. 1971: 339–356. [Google Scholar]

7. Allport GW, Ross JM. Личная религиозная ориентация и предрассудки. J Pers Soc Psychol. 1967; 5 (4): 432–443. [PubMed] [Google Scholar]

8. Паргамент К.И. Психология религии и совладания: теория, исследования, практика. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 1997. [Google Scholar]

9. Широкий компакт-диск. Актуальность психических исследований для философии. В: Людвиг Й.К., редактор. Философия и парапсихология. Буффало, Нью-Йорк: Книги Прометея; 1978. [Google Scholar]

10. Тобацик Дж.Дж. Пересмотренная шкала паранормальных явлений. Международный журнал трансперсональных исследований. 2004;23(23):94–98. [Google Scholar]

11. Маркл Д.Т. Магия, которая нас связывает: магическое мышление и инклюзивный фитнес. J Soc Evol Cult Psychol. 2010;4(1):18–33. [Google Scholar]

12. Уэйн О., Спинелла М. Исполнительные функции в морали, религии и паранормальных явлениях. Int J Neurosci. 2007;117(1):135–146. [PubMed] [Академия Google]

13. Оренштейн А. Религия и паранормальные явления. J Sci Study Relig. 2002;41(2):301–311. [Google Scholar]

14. Тобацик Дж., Милфорд Г. Вера в паранормальные явления: разработка инструмента оценки и последствия для функционирования личности. J Pers Soc Psychol. 1983;44(5):1029–1037. [Google Scholar]

15. Кларк Д. Вера в паранормальные явления: исследование Новой Зеландии. J Soc Psychic Res. 1991; 57: 412–425. [Google Scholar]

16. Маселко Ю., Кубзанский Л.Д. Гендерные различия в религиозных практиках, духовном опыте и здоровье: результаты Общего социального исследования США. соц. мед. 2006;62(11):2848–2860. [PubMed] [Академия Google]

17. Эллисон К.Г., Гей Д.А., Гласс Т.А. Способствует ли религиозная приверженность удовлетворенности жизнью? Соц Силы. 1989;68(1):100–123. [Google Scholar]

18. Кениг Х.Г., Квале Дж.Н., Феррел К. Религия и благополучие в дальнейшей жизни. Геронтолог. 1988;28(1):18–28. [PubMed] [Google Scholar]

19. Эллисон К.Г. Религиозная вовлеченность и субъективное благополучие. J Health Soc Behav. 1991;32(1):80–99. [PubMed] [Google Scholar]

20. Левин Дж. С., Маркидес К. С., Рэй Л. А. Религиозная посещаемость и психологическое благополучие американцев мексиканского происхождения: панельный анализ данных трех поколений. Геронтолог. 1996;36(4):454–463. [PubMed] [Google Scholar]

21. Ким Дж. Защитное влияние религиозности на дезадаптацию среди детей, подвергшихся и не подвергавшихся жестокому обращению. Жестокое обращение с детьми Негл. 2008;32(7):711–720. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

22. Koenig HG, Larson DB, Larson SS. Религия и борьба с серьезным заболеванием. Энн Фармакотер. 2001;35(3):352–359. [PubMed] [Google Scholar]

23. Baetz M, Bowen R, Jones G, Koru-Sengul T. Как духовные ценности и посещение богослужений связаны с психическими расстройствами у населения Канады. Can J Психиатрия. 2006;51(10):654–661. [PubMed] [Академия Google]

24. Коннор К.М., Дэвидсон Дж.Р., Ли Л.С. Духовность, устойчивость и гнев у переживших насильственную травму: опрос сообщества. J Травматический стресс. 2003;16(5):487–494. [PubMed] [Google Scholar]

25. Hackney CH, Sanders GS. Религиозность и психическое здоровье: метаанализ последних исследований. J Sci Study Relig. 2003;42(1):43–55. [Google Scholar]

26. Чаттерс Л.М., Буллард К.М., Тейлор Р.Дж., Вудворд А.Т., Соседи Х.В., Джексон Дж.С. Религиозное участие и расстройства DSM-IV среди пожилых афроамериканцев: результаты Национального исследования американской жизни. Am J Гериатр Психиатрия. 2008;16(12):957–965. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

27. McCullough ME, Larson DB. Религия и депрессия: обзор литературы. Твин рез. 1999;2(2):126–136. [PubMed] [Google Scholar]

28. Морейра-Алмейда А., Нето Ф.Л., Кениг Х.Г. Религиозность и психическое здоровье: обзор. Преподобный Брас Псикиатр. 2006;28(3):242–250. [PubMed] [Google Scholar]

29. Вонг Ю.Дж., Рью Л., Слайкеу К.Д. Систематический обзор недавних исследований подростковой религиозности/духовности и психического здоровья. Вопросы Ment Health Nurs. 2006;27(2):161–183. [PubMed] [Академия Google]

30. Кинг М., Марстон Л., Макманус С., Бруга Т., Мельцер Х., Беббингтон П. Религия, духовность и психическое здоровье: результаты национального исследования английских семей. Бр Дж. Психиатрия. 2013;202(1):68–73. [PubMed] [Google Scholar]

31. Koenig HG, Cohen HJ, Blazer DG, et al. Религиозный копинг и депрессия у пожилых, госпитализированных больных мужчин. Am J Психиатрия. 1992;149(12):1693–1700. [PubMed] [Google Scholar]

32. Koenig HG. Религия и депрессия у пожилых пациентов медицинского стационара. Am J Гериатр Психиатрия. 2007; 15(4):282–29.1. [PubMed] [Google Scholar]

33. Stein D, Witztum E, Brom D, DeNour AK, Elizur A. Связь между отношением подростков к самоубийству и их психосоциальным фоном и суицидальными наклонностями. Подростковый возраст. 1992;27(108):949–959. [PubMed] [Google Scholar]

34. Сисаск М., Варник А., Колвес К. и соавт. Является ли религиозность защитным фактором от попытки самоубийства: кросс-культурное исследование случай-контроль. Arch Suicide Res. 2010;14(1):44–55. [PubMed] [Google Scholar]

35. Miller WR. Исследование духовных аспектов алкоголя и других проблем, связанных с наркотиками. Зависимость. 1998;93(7):979–990. [PubMed] [Google Scholar]

36. Desmond DP, Maddux JF. Религиозные программы и карьера хронических потребителей героина. Am J Злоупотребление алкоголем. 1981;8(1):71–83. [PubMed] [Google Scholar]

37. Edlund MJ, Harris KM, Koenig HG, et al. Религиозность и снижение риска расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ: опосредуется ли эффект социальной поддержкой или состоянием психического здоровья? Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2010;45(8):827–836. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

38. Braam AW, Beekman AT, Deeg DJ, Smit JH, van Tilburg W. Религиозность как защитный или прогностический фактор депрессии в более позднем возрасте; результаты общественного опроса в Нидерландах. Acta Psychiatr Scand. 1997;96(3):199–205. [PubMed] [Google Scholar]

39. Стерлинг Р.С., Вайнштейн С., Хилл П., Готтейл Э., Гордон С.М., Шори К. Уровни духовности и результаты лечения: предварительное обследование. Джей Стад Алкоголь. 2006;67(4):600–606. [PubMed] [Google Scholar]

40. Мота Н.П., Медведь М., Уитни Д., Хиберт-Мерфи Д., Сарин Дж. Защитные факторы при психических расстройствах и психологическом дистрессе у женщин в сравнении с мужчинами-военнослужащими в репрезентативной выборке. Can J Психиатрия. 2013;58(10):570–578. [PubMed] [Академия Google]

41. Нельсон П.Б. Этнические различия внутренней/внешней религиозной ориентации и депрессии у пожилых людей. Арх психиатр Нурс. 1989;3(4):199–204. [PubMed] [Google Scholar]

42. Ано Г.Г., Васконселлес Э.Б. Религиозное преодоление и психологическая адаптация к стрессу: метаанализ. J Clin Psychol. 2005;61(4):461–480. [PubMed] [Google Scholar]

43. Kendler KS, Liu XQ, Gardner CO, McCullough ME, Larson D, Prescott CA. Измерения религиозности и их связь с пожизненными психическими расстройствами и расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ. Am J Психиатрия. 2003;160(3):496–503. [PubMed] [Google Scholar]

44. Braam AW, Schrier AC, Tuinebreijer WC, Beekman AT, Dekker JJ, de Wit MA. Религиозное преодоление и депрессия в мультикультурном Амстердаме: сравнение между коренными голландскими гражданами и турецкими, марокканскими и суринамскими/антильскими мигрантами. J Аффективное расстройство. 2010;125(1–3):269–278. [PubMed] [Google Scholar]

45. Хеберт Р., Зданюк Б., Шульц Р., Шайер М. Положительное и отрицательное религиозное преодоление и благополучие у женщин с раком молочной железы. Дж Паллиат Мед. 2009 г.;12(6):537–545. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

46. Himle JA, Taylor RJ, Chatters LM. Религиозная вовлеченность и обсессивно-компульсивное расстройство среди афроамериканцев и чернокожих карибцев. J Тревожное расстройство. 2012;26(4):502–510. [PubMed] [Google Scholar]

47. Boelens PA, Reeves RR, Replogle WH, Koenig HG. Влияние молитвы на депрессию и тревогу: сохранение положительного влияния через год после молитвенного вмешательства. Int J Psychiatry Med. 2012;43(1):85–98. [PubMed] [Академия Google]

48. Тонеатто Т., Нгуен Л. Улучшает ли медитация осознанности симптомы тревоги и настроения? Обзор контролируемого исследования. Can J Психиатрия. 2007;52(4):260–266. [PubMed] [Google Scholar]

49. Bosworth HB, Park KS, McQuoid DR, Hays JC, Steffens DC. Влияние религиозной практики и религиозного преодоления на гериатрическую депрессию. Int J Geriatr Psychiatry. 2003;18(10):905–914. [PubMed] [Google Scholar]

50. Johnstone B, Yoon DP. Взаимосвязь между кратким многомерным показателем религиозности/духовности и последствиями для здоровья гетерогенной реабилитационной популяции. реабилитационный психол. 2009 г.;54(4):422–431. [PubMed] [Google Scholar]

51. McConnell KM, Pargament KI, Ellison CG, Flannelly KJ. Изучение связей между духовной борьбой и симптомами психопатологии в национальной выборке. J Clin Psychol. 2006;62(12):1469–1484. [PubMed] [Google Scholar]

52. Mohr S, Perroud N, Gillieron C, et al. Духовность и религиозность как прогностические факторы исхода шизофрении и шизоаффективных расстройств. Психиатрия рез. 2011;186(2–3):177–182. [PubMed] [Академия Google]

53. Dew RE, Daniel SS, Goldston DB, et al. Проспективное исследование религии/духовности и депрессивных симптомов среди психически больных подростков. J Аффективное расстройство. 2010;120(1–3):149–157. [PubMed] [Google Scholar]

54. Agorastos A, Metscher T, Huber CG, et al. Религиозность, магические идеи и паранормальные убеждения при тревожных расстройствах и обсессивно-компульсивном расстройстве: перекрестное исследование. J Нерв Мент Дис. 2012; 200(10):876–884. [PubMed] [Google Scholar]

55. Чепмен Л.К., Стегер М.Ф. Раса и религия: дифференциальное предсказание симптомов тревоги с помощью религиозного преодоления у молодых людей афроамериканцев и американцев европейского происхождения. Подавить тревогу. 2010;27(3):316–322. [PubMed] [Академия Google]

56. Zwingmann C, Müller C, Körber J, Murken S. Религиозная приверженность, религиозное преодоление и тревога: исследование немецких пациентов с раком молочной железы. Eur J Cancer Care (англ.) 2008;17(4):361–370. [PubMed] [Google Scholar]

57. Cannon WB. Телесные изменения боли, голода, страха и гнева: отчет о недавних исследованиях функции эмоционального возбуждения. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: D Appleton and Company; 1915. [Google Scholar]

58. Эндлер Н.С., Коцовский Н.Л. Пересмотр состояния и личностной тревожности. J Тревожное расстройство. 2001;15(3):231–245. [PubMed] [Академия Google]

59. Штейн Д.Дж. Психобиология тревожных расстройств и расстройств обсессивно-компульсивного спектра. Спектр ЦНС. 2008; 13 (9 Приложение 14): 23–28. [PubMed] [Google Scholar]

60. Martin EI, Ressler KJ, Binder E, Nemeroff CB. Нейробиология тревожных расстройств: визуализация мозга, генетика и психонейроэндокринология. Психиатр Clin North Am. 2009;32(3):549–575. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

61. Шрив-Нейгер А.К., Эдельштейн Б.А. Религия и тревога: критический обзор литературы. Clin Psychol Rev. 2004; 24 (4): 379.–397. [PubMed] [Google Scholar]

62. Фрейд С. Будущее иллюзии. В: Strachey J, редактор. Стандартное издание полного собрания психологических сочинений Зигмунда Фрейда. Том. 21. Лондон: Хогарт Пресс; 1927. С. 1–56. (1961b) [Google Scholar]

63. Тренхольм П., Трент Дж., Комптон В.К. Негативный религиозный конфликт как предиктор панического расстройства. J Clin Psychol. 1998;54(1):59–65. [PubMed] [Google Scholar]

64. Бейкер М., Горсуч Р. Черта тревоги и внутренняя-внешняя религиозность. J Sci Study Relig. 1982:119–122. [Google Scholar]

65. Бергин А.Е., Мастерс К.С., Ричардс П.С. Переосмысление религиозности и психического здоровья: исследование чисто религиозного образца. Дж. Каунс, психолог. 1987;34(2):197–204. [Google Scholar]

66. Тапанья С., Ники Р., Джарусавад О. Беспокойство и внутренняя/внешняя религиозная ориентация среди буддистов (тайцев) и христиан (канадцев) пожилых людей. Int J Aging Hum Dev. 1997;44(1):73–83. [PubMed] [Google Scholar]

67. Чепмен Л.К., Стегер М.Ф. Раса и религия: дифференциальное предсказание симптомов тревоги с помощью религиозного преодоления у молодых людей афроамериканцев и американцев европейского происхождения. Подавить тревогу. 2010;27(3):316–322. [PubMed] [Академия Google]

68. Bowen R, Baetz M, D’Arcy C. Самооценка важности религии предсказывает исход через год у пациентов с паническим расстройством. Подавить тревогу. 2006;23(5):266–273. [PubMed] [Google Scholar]

69. Торсон Дж. А., Пауэлл ФК. Значения смерти и внутренней религиозности. J Clin Psychol. 1990;46(4):379–391. [PubMed] [Google Scholar]

70. Kaczorowski JM. Духовное благополучие и тревога у взрослых с диагнозом рак. Хосп Дж. 1989; 5 (3–4): 105–116. [PubMed] [Академия Google]

71. McCoubrie RC, Davies AN. Есть ли связь между духовностью и тревогой и депрессией у больных раком на поздних стадиях? Поддержите уход за раком. 2006;14(4):379–385. [PubMed] [Google Scholar]

72. Koenig HG, Ford SM, George LK, Blazer DG, Meador KG. Религия и тревожное расстройство: исследование и сравнение ассоциаций у молодых, средних и пожилых людей. J Тревожное расстройство. 1993;7(4):321–342. [Google Scholar]

73. Frenz AW, Carey MP. Связь между религиозностью и личностной тревожностью: фактор или артефакт? Психолог Репутация 1989; 65 (3 ч. 1): 827–834. [PubMed] [Google Scholar]

74. Пфайфер С., Уэлти У. Психопатология и религиозные убеждения – контролируемое исследование. Психопатология. 1995;28(2):70–77. [PubMed] [Google Scholar]

75. Shiah YJ, Chang F, Chiang SK, Lin IM, Tam WC. Религия и здоровье: тревога, религиозность, смысл жизни и психическое здоровье. J Relig Health. 2013 17 октября; Электронная почта [PubMed] [Google Scholar]

76. Schätzing E. Die Ekklesiogene Neurose: Wege zum Menschen. Геттинген, Германия: Ванденхек и Рупрехт; 1955. Немецкий. [Google Scholar]

77. Higgins NC, Pollard CA, Merkel WT. Связь между религиозными факторами и обсессивно-компульсивным расстройством. Курс психол. 1992;11(1):79–85. [Google Scholar]

78. Steketee G, Quay S, White K. Религия и чувство вины у пациентов с ОКР. J Тревожное расстройство. 1991;5(4):359–367. [Google Scholar]

79. Abramowitz JS, Deacon BJ, Woods CM, Tolin DF. Связь между протестантской религиозностью и обсессивно-компульсивными симптомами и познаниями. Подавить тревогу. 2004;20(2):70–76. [PubMed] [Академия Google]

80. Yorulmaz O, Gençöz T, Woody S. Когниции и симптомы ОКР в различных религиозных контекстах. J Тревожное расстройство. 2009;23(3):401–406. [PubMed] [Google Scholar]

81. Сика С., Новара С., Санавио Э. Религиозность и обсессивно-компульсивные познания и симптомы у итальянского населения. Behav Res Ther. 2002;40(7):813–823. [PubMed] [Google Scholar]

82. Инозу М., Каранчи А.Н., Кларк Д.А. Почему религиозные люди более одержимы? Роль убеждений ментального контроля и чувства вины у мусульман и христиан. J Behav Ther Exp Психиатрия. 2012;43(3):959–966. [PubMed] [Google Scholar]

83. Рахман С. Лечение навязчивых идей. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2003. [Google Scholar]

84. Рахман С. Когнитивная теория обсессий. Behav Res Ther. 1997;35(9):793–802. [PubMed] [Google Scholar]

85. Толин Д.Ф., Абрамовиц Дж.С., Козак М.Дж., Фоа Э.Б. Фиксированность убеждений, аберрация восприятия и магическое мышление при обсессивно-компульсивном расстройстве. J Тревожное расстройство. 2001;15(6):501–510. [PubMed] [Академия Google]

86. Расмуссен С.А., Цуанг М.Т. Клинические характеристики и семейный анамнез обсессивно-компульсивного расстройства DSM-III. Am J Психиатрия. 1986;143(3):317–322. [PubMed] [Google Scholar]

87. Tek C, Ulug B. Религиозность и религиозные навязчивые идеи при обсессивно-компульсивном расстройстве. Психиатрия рез. 2001;104(2):99–108. [PubMed] [Google Scholar]

88. Gartner J, Harmatz M, Hohmann A, Larson D, Gartner AF. Влияние идеологии пациента и клинициста на клиническое суждение: исследование идеологического контрпереноса. Психотерапия (Шик) 1990;27(1):98–106. [Google Scholar]

89. Йосифова М., Лёвенталь К.М. Религия и осуждение обсессивности. Психическое здоровье, религия и культура. 1999;2(2):145–152. [Google Scholar]

90. Сиев Дж., Чамблесс Д.Л., Юпперт Дж.Д. Слияние моральных мыслей и действий и симптомы ОКР: сдерживающая роль религиозной принадлежности. J Тревожное расстройство. 2010;24(3):309–312. [PubMed] [Google Scholar]

91. Льюис, Калифорния. Религиозность и навязчивость: связь между «религиозными практиками» Фрейда J Psychol. 1994;128(2):189–196. [PubMed] [Google Scholar]

92. Зоар А.Х., Гольдман Э., Каламари Р., Машиах М. Религиозность и обсессивно-компульсивное поведение у израильских евреев. Behav Res Ther. 2005;43(7):857–868. [PubMed] [Google Scholar]

93. Hermesh H, Masser-Kavitzky R, Gross-Isseroff R. Обсессивно-компульсивное расстройство и еврейская религиозность. J Нерв Мент Дис. 2003;191(3):201–203. [PubMed] [Google Scholar]

94. Незироглу Ф.А., Ярюра Тобиас Дж.А., Лемли Дж.М., Ярюра Р.А. Демографическое исследование обсессивно-компульсивного расстройства. Acta Psiquiatr Psicol Am Lat. 1994;40(3):217–223. Испанский язык. [PubMed] [Google Scholar]

95. Кеннеди Дж. Э., Кантамани Х. Исследовательское исследование влияния паранормальных и духовных переживаний на жизнь и благополучие людей. J Am Soc Psych Res. 1995;89(3):249–264. [Google Scholar]

96. Гулдинг А. Аспекты психического здоровья паранормальных явлений и переживаний, связанных с пси [диссертация] Гётеборг, Швеция: Гетеборгский университет; 2004. [Google Scholar]

97. Вольфрадт У. Диссоциативные переживания, личностная тревожность и паранормальные убеждения. Перс. Индивид. Диф. 1997;23(1):15–19. [Google Scholar]

98. Тобацик Дж. Вера в паранормальные явления и тревога. Psychol Rep. 1982; 51 (3 Pt 1): 861–862. [PubMed] [Google Scholar]

99. Талбурн М.А., Данбар К.А., Делин П.С. Исследование коррелятов веры в паранормальные явления. J Am Soc Psychic Res. 1995;89(3):215–231. [Google Scholar]

100. Болтон Д., Дирсли П., Мадронал-Люк Р., Барон-Коэн С. Магическое мышление в детстве и юности: развитие и связь с обсессивным принуждением. Бр Дж Дев Психол. 2002;20(4):479–494. [Google Scholar]

101. Emmelkamp PMG, Aardema A. Метапознание, специфические обсессивно-компульсивные убеждения и обсессивно-компульсивное поведение. Клин Psychol Psychother. 1999;6(2):139–145. [Google Scholar]

102. Эйнштейн Д.А., Мензис Р.Г. Роль магического мышления в обсессивно-компульсивных симптомах в студенческой выборке. Подавить тревогу. 2004;19(3):174–179. [PubMed] [Google Scholar]

103. Эйнштейн Д.А., Мензис Р.Г. Наличие магического мышления при обсессивно-компульсивном расстройстве. Behav Res Ther. 2004;42(5):539–549. [PubMed] [Google Scholar]

104. Эйнштейн Д.А., Мензис Р.Г. Магическое мышление при обсессивно-компульсивном расстройстве, паническом расстройстве и в целом. Behav Cogn Psychother. 2006;34(3):351–357. [Google Scholar]

105. Фонсека-Педреро Э., Лемос-Хиральдес С., Пайно-Пиньейро М., Вильясон-Гарсия У., Муньис Дж. Шизотипические черты, обсессивно-компульсивные симптомы и социальное функционирование у подростков. Компр Психиатрия. 2010;51(1):71–77. [PubMed] [Google Scholar]

106. Вест Б., Уилнер П. Магическое мышление при обсессивно-компульсивном расстройстве и генерализованном тревожном расстройстве. Behav Cogn Psychother. 2011;39(4): 399–411. [PubMed] [Google Scholar]

107. Йорулмаз О., Инозу М., Гюльтепе Б. Роль магического мышления в симптомах обсессивно-компульсивного расстройства и познании в аналоговой выборке. J Behav Ther Exp Психиатрия. 2011;42(2):198–203. [PubMed] [Google Scholar]

108. Kingdon BL, Egan SJ, Rees CS. Опросник иллюзорных убеждений: новая мера магического мышления и его связи с обсессивно-компульсивным расстройством. Behav Cogn Psychother. 2012;40(1):39–53. [PubMed] [Академия Google]

109. Виссер Х.А., ван Меген Х.Дж., ван Оппен П., ван Балком А.Дж. Новая объяснительная модель обсессивно-компульсивного расстройства. Tijdschr Psychiatr. 2009;51(4):227–237. Голландский. [PubMed] [Google Scholar]

110. Боччи Л., Гордон П.К. Вызывает ли магическое мышление нейтрализующее поведение? Экспериментальное расследование. Behav Res Ther. 2007;45(8):1823–1833. [PubMed] [Google Scholar]

111. Moritz S, Fricke S, Jacobsen D, et al. Положительные шизотипические симптомы предсказывают исход лечения обсессивно-компульсивного расстройства. Behav Res Ther. 2004;42(2):217–227. [PubMed] [Академия Google]

112. Пирутинский С., Розмарин Д.Х., Паргамент К.И., Мидларский Е. Сопровождает ли депрессию у ортодоксальных евреев, предшествует или следует за ней негативный религиозный копинг? J Аффективное расстройство. 2011;132(3):401–405. [PubMed] [Google Scholar]

113. Танака К. Ограничения измерения религии в другом культурном контексте – пример Японии. Soc Sci J. 2010;47(4):845–852. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

114. MacDonald DA, LeClair L, Holland CJ, Alter A, Friedman HL. Обзор мер трансперсональных конструктов. J Transpers Psychol. 1995;27(2):171–235. [Google Scholar]

115. Ларсон Д.Б., Паттисон Э.М., Блейзер Д.Г., Омран А.Р., Каплан Б.Х. Систематический анализ исследований религиозных переменных в четырех крупных психиатрических журналах, 1978–1982 гг. Am J Психиатрия. 1986;143(3):329–334. [PubMed] [Google Scholar]

116. Аснаани А., Ричи Дж. А., Димайте Р., Хинтон Д. Е., Хофманн С. Г. Межэтническое сравнение показателей распространенности тревожных расстройств в течение жизни. J Нерв Мент Дис. 2010;198(8):551–555. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

117. Агорастос А. Религия и миграция [Религия и миграция] В: Махлейдт В., Хайнц А., редакторы. Praxis der Interkulturellen Psychiatrie und Psychotherapie: Migration und Psychische Gesundheit [Практика межкультурной психиатрии и психотерапии: миграция и психическое здоровье] Мюнхен, Германия: Urban and Fischer Verlag/Eslevier GmbH; 2011. С. 85–91. Немецкий. [Google Scholar]

118. Агорастос А., Хаасен С., Хубер С.Г. Тревожные расстройства с транскультурной точки зрения: последствия для мигрантов. Психопатология. 2012;45(2):67–77. [PubMed] [Академия Google]

119. де Бильбао Ф., Яннакопулос П. Влияние религиозной культуры на симптоматику обсессивно-компульсивного расстройства. Транскультурное исследование монотеистических религий. Преподобный Мед Свисс. 2005;1(43):2818–2821. Французский. [PubMed] [Google Scholar]

120. Рафаэль Ф.Дж., Рани С., Бэйл Р., Драммонд Л.М. Религия, этническая принадлежность и обсессивно-компульсивное расстройство. Int J Soc психиатрия. 1996;42(1):38–44. [PubMed] [Google Scholar]

121. Кениг Х.Г., Забен Ф.А., Халифа Д.А. Религия, духовность и психическое здоровье на Западе и Ближнем Востоке. Азиатский J Психиатр. 2012;5(2):180–182. [PubMed] [Академия Google]

122. Хупперт Дж.Д., Сиев Дж., Кушнер Э.С. Когда сталкиваются религия и обсессивно-компульсивное расстройство: лечение щепетильности у ультраортодоксальных евреев. J Clin Psychol. 2007;63(10):925–941. [PubMed] [Google Scholar]

123. Гринберг Д., Вицтум Э. Влияние культурных факторов на обсессивно-компульсивное расстройство: религиозные симптомы в религиозном обществе. Isr J Psychiatry Relat Sci. 1994;31(3):211–220. [PubMed] [Google Scholar]

124. Williams AD, Lau G, Grisham JR. Слияние мысли и действия как медиатор религиозности и обсессивно-компульсивных симптомов. J Behav Ther Exp Психиатрия. 2013;44(2):207–212. [PubMed] [Академия Google]

125. Хассан Г., Руссо С., Моро Н. Этническая и религиозная дискриминация: многогранная роль религиозности и коллективной самооценки. Транскульт психиатрии. 2013;50(4):475–492. [PubMed] [Google Scholar]

126. Seyringer ME, Friedrich F, Stompe T, Frottier P, Schrank B, Frühwald S. «Вопрос Гретхен» для психиатрии – важность религии и духовности в психиатрическом лечении. нейропсихиатр. 2007;21(4):239–247. Немецкий. [PubMed] [Google Scholar]

127. Koenig HG, Cohen HJ, Blazer DG, Kudler HS, Krishnan KR, Sibert TE. Религиозное преодоление и когнитивные симптомы депрессии у пожилых пациентов. Психосоматика. 1995;36(4):369–375. [PubMed] [Google Scholar]

128. Koszycki D, Bilodeau C, Raab-Mayo K, Bradwejn J. Многоконфессиональное духовное вмешательство в сравнении с поддерживающей терапией при генерализованном тревожном расстройстве: экспериментальное рандомизированное контролируемое исследование. J Clin Psychol. 2013 Эпублик. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

129. Shafranske EP, Malony HN. Религиозно-духовные ориентации клинических психологов и их психотерапевтическая практика. Психотерапия (Chic) 1990; 27 (1): 72–78. [Академия Google]

130. Ажар М.З., Варма С.Л., Дхарап А.С. Религиозная психотерапия у пациентов с тревожным расстройством. Acta Psychiatr Scand. 1994;90(1):1–3. [PubMed] [Google Scholar]

131. Берри Д. Избавляет ли религиозная психотерапия от тревоги и депрессии у религиозных взрослых? Обзор рандомизированных контролируемых исследований. Int J Psychiatr Nurs Res. 2002;8(1):875–890. [PubMed] [Google Scholar]

132. Паукерт А.Л., Филлипс Л., Калли Дж.А., Лобопрабху С.М., Ломакс Дж.В., Стэнли М.А. Интеграция религии в когнитивно-поведенческую терапию гериатрической тревоги и депрессии. J Psychiatr Pract. 2009 г.;15(2):103–112. [PubMed] [Google Scholar]

133. Розмарин Д.Х., Паргамент К.И., Пирутинский С., Махони А. Рандомизированная контролируемая оценка духовно интегрированного лечения субклинической тревоги в еврейской общине, проведенная через Интернет. J Тревожное расстройство. 2010;24(7):799–808. [PubMed] [Google Scholar]

134. Stanley MA, Bush AL, Camp ME, et al. Предпочтения пожилых людей в отношении религии/духовности при лечении тревоги и депрессии. Старение психического здоровья. 2011;15(3):334–343. [PubMed] [Академия Google]

135. Верхаген П.Дж. Дело о более эффективных отношениях между психиатрией, религией и духовностью. Курр Опин Психиатрия. 2010;23(6):550–555. [PubMed] [Google Scholar]

Религия и поведение человека

Тип бумаги: Бесплатное эссе Тема: Английский язык
Количество слов: 856 слов Опубликовано: 1 января 2015 г.

Ссылка на это

Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp 

Я просыпаюсь каждый день, одетый в веру, этику, убеждения, готовясь уйти из дома с этими нравами, одетыми во мне. Как и любимый берет большинства девушек, мой аксессуар — хиджаб. Это моя вера, завернутая в маленькую ткань. Я ношу его, потому что меня принуждает религия, принуждает то, что написано в священном Коране, принуждает признание Бога. Власть — это влияние, а религия — это величайшее влияние, влияющее на людей.

Получите помощь в написании эссе

Если вам нужна помощь в написании эссе, наша профессиональная служба написания эссе всегда готова помочь!

Служба написания эссе

Эта ткань, покрывающая мою голову, является не принуждением со стороны родителей, а скорее влиянием ислама на меня. Этот выбор, который я сделал, был основан на моих знаниях об исламе. На людей обычно влияют действия или решения после получения знаний. Вот как знание – сила, потому что благодаря этому знанию можно принимать серьезные решения в жизни.

Когда человек, наделенный властью, доминирует над вами — родители, например, — он может определенным образом управлять вашими мыслями. Мои родители считают, что религиозные ценности поддерживают самое ядро ​​цивилизации.

Они говорят мне, что я должен изучить свою религию, чтобы стать лучше, поскольку они верят, что религия учит порядочности и нравственности. Религия говорит мне, что Бог всезнающий, тем самым побуждая меня следить за своими действиями, чтобы убедиться, что они «хороши», и избегать неправильных поступков. Религия, конечно же, само по себе знание, поскольку, чтобы следовать своей религии, я должен усвоить ее учения и ценности. За моими действиями наблюдает Бог, сильно влияющий на мою повседневную деятельность.

Однако не только моим родителям приписывают формирование моих мыслей, но и моей старшей сестре. Сижу на диване, смотрю телевизор, мысли о мыслях, ищу, наблюдаю, пытаюсь занять глаза, ум и скучное окружение, пока моя сестра идет ко мне, с каждым шагом все ближе, крупнее, широкие плечи загораживают обзор. обо всем впереди, затмив мои прежние мысли своими собственными. Она страстно объясняет важность молитвы и своим знанием внушает страх перед Богом, из-за чего я боюсь делать то, что она говорит.

Религия может ограничить свободу. Религия контролирует действия с помощью набора правил и указаний, ограничивая возможности верных последователей. Например, в исламе заповедано не есть свинину и не употреблять алкоголь, что запрещает мусульманам есть его. Это может быть воспринято как положительно, так и отрицательно, но в любом случае оно определенно может заставить некоторых людей — если не всех — выбрать определенный путь.

Религия влияет на человеческое поведение во всех аспектах нашей жизни, заставляя жить в соответствии с этими кодексами, моралью и правилами. В наш мозг имплантировано, что религия — это то, как мы думаем, как мы действуем, как мы выбираем. Обычно люди склонны искать руководства у Бога, если проблемы превышают их возможности. Осложнения влияют. Это может быть во время экзамена, когда вдруг многие мои друзья начинают молиться Богу, потому что только Он может контролировать результат их оценок. Это означает, что только у Него есть контроль, у них есть только молитвы и усилия.

Так возникают религиозная вера и практика; религия влияет на людей, пытаясь повлиять на их жизнь, чтобы они поверили, что они не обладают значительной индивидуальной властью.

Фундаментальное влияние религии на человеческое поведение — это сам акт поклонения. Молитва обладает силой, потому что, когда вы находитесь в состоянии молитвы, вы контролируете свои собственные мысли и свое собственное существо. Это способ сбежать из мира стресса в мир святилища, где правила устанавливаются только вами. Молитва происходит в вашей личной жизни, где никто не может это контролировать, и независимо от того, насколько физически, умственно, эмоционально силен другой человек, он не может помешать вам молиться. И только в молитвах вы имеете полный контроль над своим телом и душой. Это единственный раз, когда вы чувствуете власть над всем миром, потому что можете убежать от него.

Безрелигиозные люди находятся под влиянием всепоглощающей силы религии. Это потому, что моральные нормы, существующие сегодня в обществе, которые определенно разделяют атеисты и нерелигиозные люди, являются прямым результатом религии.

В истории совершалось множество поступков, которые теперь сочли бы неправильными даже самые безбожные люди. Примером этого может быть инцест. Инцест не был редкостью среди людей прошлого, но он был прямо запрещен религией и назван порочной практикой. Сегодня вам будет трудно найти человека, который не считает инцест неправильным. Таким образом, религиозные учения повлияли даже на людей, которые не верят в Бога, устанавливая моральные стандарты для общества.

Независимо от того, создал ли Бог человека или человек изобрел Бога, религиозные верования доказали свою способность постоянно влиять на человеческое поведение. Он регулирует действия, предпринимаемые людьми для принятия более обоснованных решений. Религия сильна, потому что она контролирует не только одного человека, но и господствует над кланами, стадами, группами и сообществами. Знание религии и власть положительно связаны, поскольку знания увеличиваются, так же увеличивается и сила, которую вы можете контролировать и влиять.

 

Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp

Процитировать эту работу

Чтобы экспортировать ссылку на эту статью, выберите стиль ссылки ниже:

  • АПА
  • ГНД
  • МЛА-7
  • Гарвард
  • Ванкувер
  • Википедия
  • ОСКОЛА

UKEssays. (ноябрь 2018 г.). Религия и поведение человека. Получено с https://us.ukessays.com/essays/english-language/religion-and-human-behaviour.php?vref=1 Ссылка скопирована в буфер обмена.

«Религия и поведение человека». ukessays.com. 11 2018. UKEssays. 04 2023 . Ссылка скопирована в буфер обмена.

«Религия и поведение человека». UKEssays. ukessays.com, ноябрь 2018 г. Интернет. 20 апреля 2023 г.

php?vref=1>. Ссылка скопирована в буфер обмена.

UKEssays. Ноябрь 2018. Религия и поведение человека. [В сети]. Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/english-language/religion-and-human-behaviour.php?vref=1 [Проверено 20 апреля 2023 г.]. Ссылка скопирована в буфер обмена.

UKEssays. Религия и поведение человека [Интернет]. Ноябрь 2018 г. [По состоянию на 20 апреля 2023 г.]; Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/english-language/religion-and-human-behaviour.php?vref=1. Ссылка скопирована в буфер обмена.

{{цитировать веб|последний=ответы |первый=все |url=https://us.ukessays.com/essays/english-language/religion-and-human-behaviour.php?vref=1 |title=Religion и поведение человека |publisher=UKEssays.com |date=ноябрь 2018 |accessdate=20 апреля 2023 |location=Ноттингем, Великобритания}} Ссылка скопирована в буфер обмена.

All Answers ltd, «Религия и человеческое поведение» (UKEssays.com, апрель 2023 г.)