Психология мышления план: Понятие мышления в психологии
скачать ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯПлан:
1. Понятие мышления в психологии.
2. Виды мышления.
3. Мышление как процесс.
4. Мышление как решение задач.
5. Мышление и личность. Индивидуальные различия мышления.
Основные термины и понятия по теме: мышление, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, анализ, синтез, обобщение, сравнение, понятие, суждение, умозаключение, дедукция, индукция, мыслительный стереотип, мыслительная установка, брейнсторминг, синектика.
1. Понятие мышления в психологии
В широком смысле мышление человека понимается как его активная познавательная деятельность, а также как внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности. Вопрос о том, как мы мыслим, с этой точки зрения, означает, как мы видим, представляем и понимаем окружающий мир и себя в нем и как используем эти знания для управления своим поведением. Такое понимание мышления позволяет учитывать его связь с другими психическими процессами.
Всякое познание начинается с ощущений, восприятия, но достаточно ли оно? Нет. В чувственной картине непосредственно наблюдаемой нами действительности почти не расчленены сложнейшие взаимодействия различных предметов, событий, явлений, их причин и следствий взаимопереходов друг в друга.
Например: ощущение тепла, которое дает рука, прикасающаяся к какому-либо телу, неоднозначно характеризует тепловое состояние этого тела. Это ощущение определяется, во-первых, тепловым состоянием данного предмета, во вторых, состоянием самого человека (во втором случае всё зависит от того, к каким телам — более тёплым или более холодным -прикасался до этого человек). Как видите, в ощущении дан общий, суммарный результат взаимодействия человека с познаваемым объектом.
Но чтобы жить и действовать, надо, прежде всего, знать каковы внешние предметы сами по себе, т.е. независимо от того какими они выступают для человека. Необходим переход от ощущений и восприятия к мышлению, в процессе которого осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. В результате удается расчленить, распутать сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями.
Используя данные ощущений, восприятия, представлений человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятии и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Так, элементарные частицы невозможно увидеть даже с помощью самого мощного микроскопа. Они непосредственно не воспринимаются, их нельзя видеть, о них можно только мыслить. О том, что они существуют, мы имеем доказательства, полученные опосредствованным путем, т.е. путём мышления.
В самом общем своем принципе этот путь состоит в том, что мы подвергаем вещи испытанию другими вещами, и по изменениям в них в процессе взаимодействия судим о свойствах этих вещей, непосредственно скрытых от нас. Мышление рождено материальной деятельностью людей и первоначально вплетено в неё. Испытание вещи другой вещью рождается с изготовлением и употреблением орудий труда. Непосредственно на ощупь невозможно определить: что твёрже — дерево или камень. Удар одного о другое безошибочно определит это.
Такое опосредованное познание свойств, недоступных непосредственному чувственному отражению, первоначально является непреднамеренным результатом действий, направленных на практические цели. Лишь вслед за этим такое познание может отвечать специальной задаче, например, оценить пригодность исходного материала путём предварительного испытания, практического «примеривания» его. Такого рода действия, подчинённые познавательной цели, то есть такие, результатом которых являются добываемые посредством их знания, представляют собой уже настоящие мышление в его внешней практической форме. Мыслительная задача решается с привлечением действия. С этого вида начинается развитие мышления и в истории отдельного человека.. Первоначально ребёнок решает задачи, непосредственно действуя с предметом.
Было бы ошибочным считать, что практически действенное мышление является какой-то примитивной формой мышления. Возникнув на заре человечества, и появляясь у каждого человека в первые годы жизни, оно сохраняется и развивается на протяжении всей истории человечества на всех возрастных ступенях. Этот вид мышления оказывается необходимым и незаменимым во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности. Вряд ли кто-нибудь из нас, подойдя к двери своей квартиры, вставив ключ и убедившись в том, что ключом сразу не удаётся открыть замок, вынимает ключ и начинает рассуждать о возможных вариантах проникновения в квартиру. Обычно мы поступаем иначе: пытаемся продвинуть ключ на разную глубину, поворачиваем его в разные стороны, нажимаем или притягиваем дверь, т.е. пытаемся решить задачу, действуя практически, проверяя выдвигаемые гипотезы.
2. Виды мышления
1. Наглядно — действенное мышление
Оно характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности. С этого вида начинается развитие мышления у ребёнка. Ребёнок в возрасте до двух лет познаёт объекты по мере того, как он руками практически разъединяет, расчленяет и вновь объединяет друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри?».
Многие задачи вообще продуктивнее и экономичнее могут быть решены только в процессе практической деятельности.
2. Наглядно — образное мышление
Занимается предметами и событиями известного нам мира. В процессе практического мышления эти предметы должны присутствовать и быть объектами действия. По сути дела обращение с предметами — мышление руками. У ребёнка, достигшего возраста четырёх лет, связь мышления с практическими действиями ослабевает. Ему уже далеко не всегда необходимо потрогать руками заинтересовавший его предмет. Но во всех случаях необходимо отчётливо воспринимать этот предмет. При этом ребёнок фиксирует своё внимание на внешней видимости вещей, которая сама бросается в глаза. Дети часто терпят неудачу в решении мыслительной задачи из-за того, что используют для этого внешние признаки.
Детям шести лет демонстрируют два одинаковых стакана, с одинаковым количеством воды. Затем воду из одного переливают в другой, более узкий и высокий. На вопрос, в каком стакане воды больше, дети указывают на второй, узкий и длинный. Но ведь воду переливали на глазах у детей, не добавляя ни капли! Мышление ребёнка подчинено его восприятию, следует за ним. Уровень воды в узком стакане выше, следовательно, воды в нём больше, делают они заключение. Ребёнок ещё не владеет такими отвлечёнными понятиями, как объём, форма. Орудием «думания» у него являются наглядные образы.
Как идёт интеллектуальное развитие дальше? Петру и Павлу задали одну и туже задачу: «Сейчас 3 часа 40 минут. Сколько времени будет через полчаса?». Пётр поступает так: он помнит, что полчаса = 30 минутам, поэтому прибавляет 30 минут к 40. Так как в часе только 60 минут, то остаток в 10 минут перейдёт в следующий час. Так он приходит к ответу: 4 часа 10 минут. Для Павла час — это круглый циферблат часов, а полчаса — половина круга. В 3 часа 40 минут минутная стрелка стоит под косым углом слева на расстоянии двух пятиминутных делений от вертикали. Взяв стрелку за основу, Павел разрезает диск пополам и попадает в точку, которая находится в двух делениях справа от вертикали на противоположной стороне. Полученный ответ он переводит в числовую форму: 4 часа 10 минут.
И Пётр, и Павел решали задачу мысленно. Причём Пётр — оперируя числами, мыслил «интеллектуально». Павел же применил в этой задаче визуальный образ. В мышлении Павла связь с чувственным опытом сохранена, в то время, как у Петра мы видим полнейший отрыв мышления от опыта чувств.
Что понимаем мы под чувственным опытом? Предметы, отсутствующие физически, могут быть представлены косвенно образами памяти. В силу этого мы можем в отсутствие этих предметов оперировать их образами. Очень ярким «умо-зрительным» мышлением обладал Ш., описанный А.Р. Лурией в «Маленькой книжке о большой памяти». Термин «умо-зрительный» в данном случае означает ум, который работает с помощью зрения. То, о чём другие думают или смутно представляют, Ш. видит. Перед ним возникают целые образы, ощутимость которых граничит с реальностью, и все его мышления — это дальнейшие операции с этими образами. Он оперирует с ними так, как если бы оперировал с реальными вещами.
Это вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями и суждениями.
Различают также и другие виды мышления, например теоретическое и практическое мышление.
Интуитивное мышление («инсайт») противопоставляется аналитическому, все этапы которого чётко осознаются человеком.
Различают конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентное мышление связано с решением задач, имеющих одно правильное решение. Выстраивается цепь умозаключений, приводящая к решению. Если в цепи не достает какого-либо звена, правильного решения уже не получить. Дивергентное или творческое мышление имеет место при решении задач, имеющих множество решений. Такие задачи называют творческими. Например: придумать проект памятника.
3. Мышление как процесс
Мышление осуществляется посредством ряда мыслительных операций:
Анализ — мысленное разделение явления на части, выделение отдельных сторон, признаков в объекте. При обучении детей грамоте мы выделяли в речи предложения, в предложении — слова, в слове — слоги, в слоге — буквы, в буквах — элементы.
Синтез — мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Анализ и синтез взаимосвязаны. Основной формой мышления является анализ через синтез.
Сравнение — соотнесение предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.
К.Д. Ушинский считал, что «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Всё в мире мы изучаем не иначе как через сравнение. И если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не смогли бы ни к чему приравнять и не от чего отличить … то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли, не могли бы сказать о нём ни одного слова». (Собрание сочинений М., 1979, т.7, с.332.).
Сравнение производится по разным признакам, для учащихся необходим план сравнения, то есть последовательное указание сравниваемых признаков. Многие дети не умеют сравнивать, их надо этому учить. Ученик рассказал всё об Онегине, затем — всё о Печёрине и считает, что дал сравнительную характеристику героев.
Обобщение – операция выделения общих, существенных свойств у группы предметов, в результате которой рождаются понятия.
Обобщение невозможно без абстрагирования, отвлечения от несущественных признаков.
Обобщение ведёт к классификации и систематизации. Обобщение протекает вместе с конкретизацией – иллюстрированием общего правила частными примерами.
Основные формы, продукты мышления: понятия, суждения, умозаключения.
Понятие есть мысль, в которой отражаются общие существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Пример: человек; труд; речь и т.д.
В суждении раскрывается связь между предметами и явлениями действительности или между их свойствами, это высказывание о чём-то отрицательного или утвердительного характера («Земля вращается вокруг солнца»). С точки зрения истинности суждения могут быть истинными и ложными.
Суждения бывают общими, частными, единичными. Общие суждения утверждают или отрицают что-либо относительно всех объектов конкретного класса. Частные — относительно некоторых, единичные суждения относятся только к единичным явлениям.
Например:
• Все рыбы дышат жабрами
• Некоторые студенты отличники
• Этот ученик плохо выучил урок
Суждения образуются двумя способами:
1. Непосредственно: «Этот стол коричневый»
2. Опосредованно, путём умозаключения. «Все сланцы горючи, данное вещество — сланец, следовательно, оно горюче».
Умозаключение – операция соотнесения нескольких исходных суждений. когда из их содержания рождается новое суждение. Исходные суждения именуется посылками, а вывод -заключением.
Умозаключения бывают двух основных видов:
1. Индуктивные – от частных случаев к общему правилу. Золото – электропроводно. Медь – электропроводна. … Все металлы электропроводны.
2. Дедуктивные — от общего положения к частному выводу. «Все металлы электропроводны». «Олово — металл, следовательно оно электропроводно».
4. Мышление как решение задач
Мышление возникает в случае необходимости понять что-либо, решить какую-либо задачу, ответить на вопрос.
Существует понятие проблемной ситуации, а также понятие задачи и учебной задачи. Необходимо различать эти понятия.
Проблемная ситуация — субъективное состояние непонимания. Оно может быть сформулировано в виде задачи с её условиями и вопросом. Учебные задачи ни в коем случае не могут быть проблемными для решающих, при достаточном уровне знания в частности.
Обсуждение вопроса — начало решения задачи, в ходе которого проверяются различные гипотезы, вероятности.
На пути правильного решения задачи могут возникать барьеры в различных формах:
1. Стереотипы мышления, порождающие шаблонность мышления. Эта особенность мышления хорошо проявляется в решении следующих задач. «Постройте четыре равных треугольника из шести спичек», «Пройдя через 4 точки – вершины квадрата, начертите три прямых, вернувшись в исходную точку». Решению задач мешают сложившиеся стереотипы мышления: треугольники должны быть на плоскости, соединяя точки не выходить за пределы квадрата. Преодоление этих стереотипов для первой задачи заключается в построении треугольников со смежными сторонами в пространстве, для второй задачи оно связано с переформулированием её условий и состоит в том, чтобы вписать четыре точки в треугольник
2.Установка. Установка формируется в опыте и не осознается человеком.
Исследуемые решают последовательно ряд схожих арифметических задач: «Имеются три сосуда ёмкостью 21, 127 и 3 литра. Как с их помощью отмерить 100 литров воды?». И после нескольких таких же предлагают следующее: «Имеются три сосуда ёмкостью 23, 40, 3 литра. Как отмерить с их помощью 20 литров воды?». Решение: 40-23+3. Те, кто не решал предыдущих задач, решили так: 23-3.
Специальное предупреждение быть внимательным, не допускать нелепых ответов не помогало. Установка приводит к тому, что простое, очевидное решение не замечается.
Иногда установка формируется мгновенно. Попросите друга или кого еще быстро показать, как немой просит молоток в хозяйственном магазине, а затем – как слепой – ножницы. Посмотрите, что из этого получится.
Изучалось влияние гипноза на мышление человека.
Испытуемому в гипнозе внушается, как начать неоконченную партию, чтобы выиграть её. Это внушение замедляет решение задачи в 2,5 раза, он начинает с внушённого действия, но обдумывает его и отказывается от него: это ничего не даёт. Сознательные мыслительные действия сильнее внушённых.
Ещё эксперименты гипнотического характера свидетельствуют о больших потенциальных возможностях мыслящего человека. Человеку в обычном состоянии и в состоянии гипноза предлагалось найти применение следующим предметам: ключ, одёжная щётка, весы. Эксперимент в гипнозе распадался на два опыта: во втором человеку внушали, что он великий. Оказалось, что результаты лучше в гипнотической серии. А из двух опытов — во втором. Иногда решение приходит во сне.
В современной психологии изучаются вопросы коллективного мышления. Коллективное мышление может быть организовано в двух формах: в форме брейнсторминга и в форме синектики.
Брейнсторминг – такая форма группового мышления, когда группа думающих, разделяется на «генераторов идей» и «критиков». Поток идей стенографируется или записывается на магнитофон. Критики-эксперты оценивают ответы, решают, выбирают.
Синектика — совещание специалистов из различных областей по какому-либо вопросу.
Коллективное мышление может быть более продуктивным, но менее ответственным, т.е. могут приниматься решения более рискованные, чем индивидуальные.
Процесс решения задачи исследуется следующими методами.
1. Фиксирование рассуждений вслух с последующим их анализом.
2. Наблюдение.
..5. Мышление и личность. Индивидуальные различия мышления
Мыслительная деятельность всегда мотивирована.
В одном из исследований сравнивалось решение одних и тех же задач в разных условиях:
1. Выполнение в условиях нейтральной инструкции: «Решите эту задачу».
2. Решение задач в условиях соревнования
3. Решение задач в ситуации исследования умственной озарённости
Успешность решения повышалась от ситуации к ситуации.
Успех в решении задачи может зависеть от отношения к ней. Оценка задачи как интересной положительно влияет на её последующее решение, и наоборот.
Мышление неразрывно связано с характером, волей, чувствами.
Мышление различных людей отличается самостоятельностью, быстротой, критичностью.
Вопросы для самопроверки
1. В чем специфика мышления в отличие от других познавательных процессов?
2. Какие виды мышления существуют?
3. Охарактеризуйте операции и формы мышления.
4. Каковы этапы процесса решения мыслительной задачи?
5. Как связаны мышление и личность?
скачать
nenuda.ru
Тема: мышление.
Мышление является высшим психическим познавательным процессом. Как и всякий психический процесс М. является функцией мозга. Физиологической основой мышления является мозговые процессы более высокого уровня, чем те, которые служат основой для более элементарных псих процессов (ощущение, восприятие). Бесспорным является то, что лобные доли мозга играют значительную роль в мыслительной деятельности. Речевые центры головного мозга также участвуют в обеспечении мыслительного процесса. Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышление, как отдельного психического процесса не существует. Мышление участвует во всех познавательных процессах (восприятие, память, воображение и т.д.). Мышление – психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Особенности мыслительно процесса.1) Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятие, но и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.2) Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих закономерностях природы и общества.3) Мышления всегда есть отражение связей между предметами в словесной форме.4) Мышление всегда связано с практической деятельностью.
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
1)по форме:
наглядно – действенное. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действия с предметами
наглядно-образное. – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Функционирование образного мышления связано с представлением ситуации и изменением в ней. В отличие от наглядно-действенного мышления, при наглядно-образном мышлении, ситуация преобразуется лишь в плане образа.
словесно-логическое.Вид мышления осуществляющийся при помощи логических операций с понятиями.
2) по характеру рассматриваемых задач: =
теоретическое мышление, направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой
практическое мышление, направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.
3)По степени развернутости
аналитическое дискурсивное мышление. Данный вид мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к правильному пониманию основного принципа закономерности.
интуитивное мышление. Вид мышления, осуществляется как непосредственное «схватывание ситуации», «усмотрение решения без сознания путей и условий его получений. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствие четко выраженных этапов. Этот вид менее осознан.
4)по степени новизны и оригинальности.
репродуктивное (воспроизводящее). Это мышление на основе образов и представлений, подчеркнутых из каких-то определенных источников.
продуктивное (творческое) мышление. Мышления на основе творческого воображения.
Логические операции мышления.
1)анализ— мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Анализ позволяет разложить целое на части, понять структуру того, что мы воспринимаем. Противоположная операция анализу –синтез. Это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, и мысленное сочетание отдельных их свойств. анализ и синтез первоначально возникают в практической деятельности.
2)сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами, предметами и т.д.
обобщение– мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
3)абстрагирование– мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета, и отвлечении от других, несущественных. Суть абстрагирования: воспринимая какой-нибудь предмет, и выделяя в нем определенную часть, мы должны рассматривать выделенную часть или свойства независимо от других частей и свойств данного предмета.
4)конкретизация– противостоит абстракции, — противопоставление чего-либо единичного, что соответствует понятию или общим положениям.
Основные формы мышления
Понятие– отображение общих существенных свойств предметов или явлений. Понятие – форма мышление, отражающая существенные свойства связи и отношение предметов или явление, выраженное словом или группой слов.Общие понятия. Те понятия, которые охватывают целый класс однородных предметов, или явлений, носящих одно и тоже название. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соостве6тствующими понятиями.Единичные понятия– те, которые обозначают какой-либо предмет. Единичное понятие представляет собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, кот могут быть охвачены более общим понятием. Большинство понятий, которыми мы оперируем, приобретаются нами в процессе нашего развития. Усвоение понятия идет двумя путями, либо человека специально учат чему-либо, на основе чего формируется понятие, либо человек в процессе деятельности самостоятельно формулирует понятие, опираясь на свой собственный опыт. Овладеть понятием, это значит не только уметь называть его признаки, но и уметь применять понятия на практике, т.е уметь оперировать ими.
Суждение– форма мышления, основанная на понимании субъекта многообразия связей конкретного предмета или явления, с другими предметами или явлениями. Суждение могут быть истинными и ложными.Истинныевыражают связь между предметами и их свойствами, которые существуют в деятельности.Суждениябываютобщие, единичные и частичные.
Умозаключение– серия логически связанных высказываний, из кот выводится новое значение. Способы умозаключения –индукция, вывод общего суждения из частного.Дедукция – вывод частного суждения из общих. Благодаря дедукции человек может использовать знания общих закономерностей для предвидения конкретных фактов. Одним из распространенных видов дедуктивного умозаключения, являетсясиллогизм – дедуктивное умозаключение, в котором из 2х суждений следует новое суждение, заключение.
Творческое мышление
Дж. Гилфорд. 4 особенности творческого мышление:1)оригинальность, необычность высказываний, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
2)семантическая гибкость–способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширить функциональное применение на практике. 3)образная адаптивная гибкость– способность изменить восприятие объекта только чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
4) симантическая спонтанная гибкость– способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, который не содержит ориентиров для этих идей.
Индивидуальные характеристики ума.
критичность ума– умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли. Тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
гибкость мысли. Выражается в ее свободе от сковывающего влияния, закрепленных в прошлом приемов и способов решения задачи, в умении быстро менять действие при изменении обстановки.
глубина мышлениевыражается в умении проникать в сущность сложных вопросов.Быстрота ума– способность человека быстро разобраться в новой ситуации и принять правильное решение.
Самостоятельность мышления.Характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. *пытливость мышления– потребность всегда искать наилучшее решение.
studfiles.net
план по теме мышление и деятельность
Понятие мышления. Формы мышления:
А) Понятийные и категориальные
Б) Ассоциативно-образные
В) Вербально-речевые
Г) Деятельностно-орудийные
2) Особенности мышления:
А) Социально
Б) Связано с языком
В) Носит опосредованный характер
Г) Обладает личностным характером
Д) Включение эмоционально-волевых сторон личности
3. Этапы мышления:
А) Наличие потребности, интереса, стремления узнать новое, постановка задачи
Б) Решение задачи
В) Достижение знания
4. Типы мышления:
А) Образное
Б) Понятийное
В) Знаковое
5) Операции мышления. Понятие и виды:
А) Анализ
Б) Синтез
В) Сравнение
Г) Абстракция
Д) Обобщение
Е) Конкретизация
Ж) Классификация
З) Систематизация
6) Особенности мышления первобытного и современного человека.
1) Понятие деятельность. Отличие деятельности человека от активности животного.
2)Компоненты деятельности:
А) Субъект
Б) Объект
В) Мотив
Г) Цель
Д) Методы и средства
Е) Процесс
Ж) Результат
3. Понятие действия. Виды действия:
А) Целенаправленное
Б) Ценностно-рациональное
В) Аффективное
Г) Традиционное действие.
4) Виды деятельности, в которые вовлечен каждый человек:
А) Игра
Б) Общение
В) Учение
Г) Труд
5) Общение. Понятие и структура:
А) Субъект
Б) Цель
В) Содержание
Г) Средства
Д) Получатель информации
6) Виды общения:
А)непосредственное
Б) опосредованное
В) Прямое
Г) Косвенное
Д) между реальными субъектами
Е) между реальным субъектом и иллюзорным партнером
Ж) Между реальным субъектом и воображаемым партнером
З) между воображаемыми партнерами
7) Функции общения:
А) Социализации
Б) Познавательная
В) Психологическая
Г) Отождествления
Д) организационная
8) Учение. Понятие и виды:
А) организованное
Б) неорганизованное
9) Труд. Понятие. Характерные черты труда:
А) Целесообразность
Б) Нацеленность на достижение ожидаемых результатов
В) Наличие мастерства, умения, знаний.
Г) Практическая полезность
Д) Получение результата
Е) развитие личности
Ж) Преобразование внешней среды
10) Классификация видов деятельности:
А) По продуктам деятельности: материальная и духовная
Б) По субъектам: Индивидуальная и Коллективная
В) По характеру деятельности: Репродуктивная и творческая
Г) По соответствию правовым нормам: законная и незаконная
Д) по соответствию моральным нормам: моральная и аморальная
Е) по соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная и реакционная
Ж) По сферам общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная
З) По особенностям проявления человеческой активности: внешняя и внутренняя.
11. Творчество. Механизмы творческой деятельности:
А) Знание
Б) Воображение
В) Фантазия
Г) Интуиция
12) Характерные черты деятельности:
А) Сознательный характер
Б) продуктивный характер
В) Преобразующий характер
Г) Общественный характер
filesclub.net
План: Понятие мышления в психологии. Виды мышления
ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
План:
1. Понятие мышления в психологии.
2. Виды мышления.
3. Мышление как процесс.
4. Мышление как решение задач.
5. Мышление и личность. Индивидуальные различия мышления.
Основные термины и понятия по теме: мышление, наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, анализ, синтез, обобщение, сравнение, понятие, суждение, умозаключение, дедукция, индукция, мыслительный стереотип, мыслительная установка, брейнсторминг, синектика.
1. Понятие мышления в психологии
В широком смысле мышление человека понимается как его активная познавательная деятельность, а также как внутренний процесс планирования и регуляции внешней деятельности. Вопрос о том, как мы мыслим, с этой точки зрения, означает, как мы видим, представляем и понимаем окружающий мир и себя в нем и как используем эти знания для управления своим поведением. Такое понимание мышления позволяет учитывать его связь с другими психическими процессами.
Всякое познание начинается с ощущений, восприятия, но достаточно ли оно? Нет. В чувственной картине непосредственно наблюдаемой нами действительности почти не расчленены сложнейшие взаимодействия различных предметов, событий, явлений, их причин и следствий взаимопереходов друг в друга.
Например: ощущение тепла, которое дает рука, прикасающаяся к какому-либо телу, неоднозначно характеризует тепловое состояние этого тела. Это ощущение определяется, во-первых, тепловым состоянием данного предмета, во вторых, состоянием самого человека (во втором случае всё зависит от того, к каким телам — более тёплым или более холодным -прикасался до этого человек). Как видите, в ощущении дан общий, суммарный результат взаимодействия человека с познаваемым объектом.
Но чтобы жить и действовать, надо, прежде всего, знать каковы внешние предметы сами по себе, т.е. независимо от того какими они выступают для человека. Необходим переход от ощущений и восприятия к мышлению, в процессе которого осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. В результате удается расчленить, распутать сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями.
Используя данные ощущений, восприятия, представлений человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятии и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Так, элементарные частицы невозможно увидеть даже с помощью самого мощного микроскопа. Они непосредственно не воспринимаются, их нельзя видеть, о них можно только мыслить. О том, что они существуют, мы имеем доказательства, полученные опосредствованным путем, т.е. путём мышления.
В самом общем своем принципе этот путь состоит в том, что мы подвергаем вещи испытанию другими вещами, и по изменениям в них в процессе взаимодействия судим о свойствах этих вещей, непосредственно скрытых от нас. Мышление рождено материальной деятельностью людей и первоначально вплетено в неё. Испытание вещи другой вещью рождается с изготовлением и употреблением орудий труда. Непосредственно на ощупь невозможно определить: что твёрже — дерево или камень. Удар одного о другое безошибочно определит это.
Такое опосредованное познание свойств, недоступных непосредственному чувственному отражению, первоначально является непреднамеренным результатом действий, направленных на практические цели. Лишь вслед за этим такое познание может отвечать специальной задаче, например, оценить пригодность исходного материала путём предварительного испытания, практического «примеривания» его. Такого рода действия, подчинённые познавательной цели, то есть такие, результатом которых являются добываемые посредством их знания, представляют собой уже настоящие мышление в его внешней практической форме. Мыслительная задача решается с привлечением действия. С этого вида начинается развитие мышления и в истории отдельного человека.. Первоначально ребёнок решает задачи, непосредственно действуя с предметом.
Было бы ошибочным считать, что практически действенное мышление является какой-то примитивной формой мышления. Возникнув на заре человечества, и появляясь у каждого человека в первые годы жизни, оно сохраняется и развивается на протяжении всей истории человечества на всех возрастных ступенях. Этот вид мышления оказывается необходимым и незаменимым во всех тех случаях, когда наиболее целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности. Вряд ли кто-нибудь из нас, подойдя к двери своей квартиры, вставив ключ и убедившись в том, что ключом сразу не удаётся открыть замок, вынимает ключ и начинает рассуждать о возможных вариантах проникновения в квартиру. Обычно мы поступаем иначе: пытаемся продвинуть ключ на разную глубину, поворачиваем его в разные стороны, нажимаем или притягиваем дверь, т.е. пытаемся решить задачу, действуя практически, проверяя выдвигаемые гипотезы.
2. Виды мышления
1. Наглядно — действенное мышление
Оно характеризуется тем, что мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности. С этого вида начинается развитие мышления у ребёнка. Ребёнок в возрасте до двух лет познаёт объекты по мере того, как он руками практически разъединяет, расчленяет и вновь объединяет друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри?».
Практически действенное мышление применяется сознательно и взрослым человеком для решения сложных задач, когда логического мышления, этого мощнейшего оружия познания, оказывается недостаточно. Так, не ограничиваясь лишь расчётами, строят модели будущих кораблей и проверяют их в гидродинамических трубах, создают модели самолётов и также испытывают их в аэродинамических трубах, строят модели рек и на них возводят модели будущих плотин.
Многие задачи вообще продуктивнее и экономичнее могут быть решены только в процессе практической деятельности.
2. Наглядно — образное мышление
Занимается предметами и событиями известного нам мира. В процессе практического мышления эти предметы должны присутствовать и быть объектами действия. По сути дела обращение с предметами — мышление руками. У ребёнка, достигшего возраста четырёх лет, связь мышления с практическими действиями ослабевает. Ему уже далеко не всегда необходимо потрогать руками заинтересовавший его предмет. Но во всех случаях необходимо отчётливо воспринимать этот предмет. При этом ребёнок фиксирует своё внимание на внешней видимости вещей, которая сама бросается в глаза. Дети часто терпят неудачу в решении мыслительной задачи из-за того, что используют для этого внешние признаки.
Детям шести лет демонстрируют два одинаковых стакана, с одинаковым количеством воды. Затем воду из одного переливают в другой, более узкий и высокий. На вопрос, в каком стакане воды больше, дети указывают на второй, узкий и длинный. Но ведь воду переливали на глазах у детей, не добавляя ни капли! Мышление ребёнка подчинено его восприятию, следует за ним. Уровень воды в узком стакане выше, следовательно, воды в нём больше, делают они заключение. Ребёнок ещё не владеет такими отвлечёнными понятиями, как объём, форма. Орудием «думания» у него являются наглядные образы.
Как идёт интеллектуальное развитие дальше? Петру и Павлу задали одну и туже задачу: «Сейчас 3 часа 40 минут. Сколько времени будет через полчаса?». Пётр поступает так: он помнит, что полчаса = 30 минутам, поэтому прибавляет 30 минут к 40. Так как в часе только 60 минут, то остаток в 10 минут перейдёт в следующий час. Так он приходит к ответу: 4 часа 10 минут. Для Павла час — это круглый циферблат часов, а полчаса — половина круга. В 3 часа 40 минут минутная стрелка стоит под косым углом слева на расстоянии двух пятиминутных делений от вертикали. Взяв стрелку за основу, Павел разрезает диск пополам и попадает в точку, которая находится в двух делениях справа от вертикали на противоположной стороне. Полученный ответ он переводит в числовую форму: 4 часа 10 минут.
И Пётр, и Павел решали задачу мысленно. Причём Пётр — оперируя числами, мыслил «интеллектуально». Павел же применил в этой задаче визуальный образ. В мышлении Павла связь с чувственным опытом сохранена, в то время, как у Петра мы видим полнейший отрыв мышления от опыта чувств.
Что понимаем мы под чувственным опытом? Предметы, отсутствующие физически, могут быть представлены косвенно образами памяти. В силу этого мы можем в отсутствие этих предметов оперировать их образами. Очень ярким «умо-зрительным» мышлением обладал Ш., описанный А.Р. Лурией в «Маленькой книжке о большой памяти». Термин «умо-зрительный» в данном случае означает ум, который работает с помощью зрения. То, о чём другие думают или смутно представляют, Ш. видит. Перед ним возникают целые образы, ощутимость которых граничит с реальностью, и все его мышления — это дальнейшие операции с этими образами. Он оперирует с ними так, как если бы оперировал с реальными вещами.
3. Словесно — логическое мышление
Это вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями и суждениями.
Различают также и другие виды мышления, например теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление направлено на открытие законов и правил. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
Интуитивное мышление («инсайт») противопоставляется аналитическому, все этапы которого чётко осознаются человеком.
Различают конвергентное и дивергентное мышление. Конвергентное мышление связано с решением задач, имеющих одно правильное решение. Выстраивается цепь умозаключений, приводящая к решению. Если в цепи не достает какого-либо звена, правильного решения уже не получить. Дивергентное или творческое мышление имеет место при решении задач, имеющих множество решений. Такие задачи называют творческими. Например: придумать проект памятника.
3. Мышление как процесс
Мышление осуществляется посредством ряда мыслительных операций:
Анализ — мысленное разделение явления на части, выделение отдельных сторон, признаков в объекте. При обучении детей грамоте мы выделяли в речи предложения, в предложении — слова, в слове — слоги, в слоге — буквы, в буквах — элементы.
Синтез — мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Анализ и синтез взаимосвязаны. Основной формой мышления является анализ через синтез.
Сравнение — соотнесение предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.
К.Д. Ушинский считал, что «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Всё в мире мы изучаем не иначе как через сравнение. И если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не смогли бы ни к чему приравнять и не от чего отличить … то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли, не могли бы сказать о нём ни одного слова». (Собрание сочинений М., 1979, т.7, с.332.).
Сравнение производится по разным признакам, для учащихся необходим план сравнения, то есть последовательное указание сравниваемых признаков. Многие дети не умеют сравнивать, их надо этому учить. Ученик рассказал всё об Онегине, затем — всё о Печёрине и считает, что дал сравнительную характеристику героев.
Обобщение – операция выделения общих, существенных свойств у группы предметов, в результате которой рождаются понятия.
Обобщение невозможно без абстрагирования, отвлечения от несущественных признаков.
Обобщение ведёт к классификации и систематизации. Обобщение протекает вместе с конкретизацией – иллюстрированием общего правила частными примерами.
Основные формы, продукты мышления: понятия, суждения, умозаключения.
Понятие есть мысль, в которой отражаются общие существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Пример: человек; труд; речь и т.д.
В суждении раскрывается связь между предметами и явлениями действительности или между их свойствами, это высказывание о чём-то отрицательного или утвердительного характера («Земля вращается вокруг солнца»). С точки зрения истинности суждения могут быть истинными и ложными.
Суждения бывают общими, частными, единичными. Общие суждения утверждают или отрицают что-либо относительно всех объектов конкретного класса. Частные — относительно некоторых, единичные суждения относятся только к единичным явлениям.
Например:
• Все рыбы дышат жабрами
• Некоторые студенты отличники
• Этот ученик плохо выучил урок
Суждения образуются двумя способами:
1. Непосредственно: «Этот стол коричневый»
2. Опосредованно, путём умозаключения. «Все сланцы горючи, данное вещество — сланец, следовательно, оно горюче».
Умозаключение – операция соотнесения нескольких исходных суждений. когда из их содержания рождается новое суждение. Исходные суждения именуется посылками, а вывод -заключением.
Умозаключения бывают двух основных видов:
1. Индуктивные – от частных случаев к общему правилу. Золото – электропроводно. Медь – электропроводна. … Все металлы электропроводны.
2. Дедуктивные — от общего положения к частному выводу. «Все металлы электропроводны». «Олово — металл, следовательно оно электропроводно».
4. Мышление как решение задач
Мышление возникает в случае необходимости понять что-либо, решить какую-либо задачу, ответить на вопрос.
Существует понятие проблемной ситуации, а также понятие задачи и учебной задачи. Необходимо различать эти понятия.
Проблемная ситуация — субъективное состояние непонимания. Оно может быть сформулировано в виде задачи с её условиями и вопросом. Учебные задачи ни в коем случае не могут быть проблемными для решающих, при достаточном уровне знания в частности.
Обсуждение вопроса — начало решения задачи, в ходе которого проверяются различные гипотезы, вероятности.
На пути правильного решения задачи могут возникать барьеры в различных формах:
1. Стереотипы мышления, порождающие шаблонность мышления. Эта особенность мышления хорошо проявляется в решении следующих задач. «Постройте четыре равных треугольника из шести спичек», «Пройдя через 4 точки – вершины квадрата, начертите три прямых, вернувшись в исходную точку». Решению задач мешают сложившиеся стереотипы мышления: треугольники должны быть на плоскости, соединяя точки не выходить за пределы квадрата. Преодоление этих стереотипов для первой задачи заключается в построении треугольников со смежными сторонами в пространстве, для второй задачи оно связано с переформулированием её условий и состоит в том, чтобы вписать четыре точки в треугольник
2.Установка. Установка формируется в опыте и не осознается человеком.
Исследуемые решают последовательно ряд схожих арифметических задач: «Имеются три сосуда ёмкостью 21, 127 и 3 литра. Как с их помощью отмерить 100 литров воды?». И после нескольких таких же предлагают следующее: «Имеются три сосуда ёмкостью 23, 40, 3 литра. Как отмерить с их помощью 20 литров воды?». Решение: 40-23+3. Те, кто не решал предыдущих задач, решили так: 23-3.
Специальное предупреждение быть внимательным, не допускать нелепых ответов не помогало. Установка приводит к тому, что простое, очевидное решение не замечается.
Иногда установка формируется мгновенно. Попросите друга или кого еще быстро показать, как немой просит молоток в хозяйственном магазине, а затем – как слепой – ножницы. Посмотрите, что из этого получится.
Изучалось влияние гипноза на мышление человека.
Испытуемому в гипнозе внушается, как начать неоконченную партию, чтобы выиграть её. Это внушение замедляет решение задачи в 2,5 раза, он начинает с внушённого действия, но обдумывает его и отказывается от него: это ничего не даёт. Сознательные мыслительные действия сильнее внушённых.
Ещё эксперименты гипнотического характера свидетельствуют о больших потенциальных возможностях мыслящего человека. Человеку в обычном состоянии и в состоянии гипноза предлагалось найти применение следующим предметам: ключ, одёжная щётка, весы. Эксперимент в гипнозе распадался на два опыта: во втором человеку внушали, что он великий. Оказалось, что результаты лучше в гипнотической серии. А из двух опытов — во втором. Иногда решение приходит во сне.
В современной психологии изучаются вопросы коллективного мышления. Коллективное мышление может быть организовано в двух формах: в форме брейнсторминга и в форме синектики.
Брейнсторминг – такая форма группового мышления, когда группа думающих, разделяется на «генераторов идей» и «критиков». Поток идей стенографируется или записывается на магнитофон. Критики-эксперты оценивают ответы, решают, выбирают.
Синектика — совещание специалистов из различных областей по какому-либо вопросу.
Коллективное мышление может быть более продуктивным, но менее ответственным, т.е. могут приниматься решения более рискованные, чем индивидуальные.
Процесс решения задачи исследуется следующими методами.
1. Фиксирование рассуждений вслух с последующим их анализом.
2. Наблюдение.
..5. Мышление и личность. Индивидуальные различия мышления
Мыслительная деятельность всегда мотивирована.
В одном из исследований сравнивалось решение одних и тех же задач в разных условиях:
1. Выполнение в условиях нейтральной инструкции: «Решите эту задачу».
2. Решение задач в условиях соревнования
3. Решение задач в ситуации исследования умственной озарённости
Успешность решения повышалась от ситуации к ситуации.
Успех в решении задачи может зависеть от отношения к ней. Оценка задачи как интересной положительно влияет на её последующее решение, и наоборот.
Мышление неразрывно связано с характером, волей, чувствами.
Мышление различных людей отличается самостоятельностью, быстротой, критичностью.
Вопросы для самопроверки
1. В чем специфика мышления в отличие от других познавательных процессов?
2. Какие виды мышления существуют?
3. Охарактеризуйте операции и формы мышления.
4. Каковы этапы процесса решения мыслительной задачи?
5. Как связаны мышление и личность?
refdb.ru
«Мышление как центральное звено процесса учения» План
Общая характеристика процессов мышления.
Виды мышления. Логические операции процесса мышления.
Индивидуальные различия и стили мышления.
Активизация процессов мышления в учебной деятельности.
Литература
Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: Академия, 1996.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2002.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. — М., 1972.
Петухов В.В. Психология мышления. — М.: МГУ, 1987.
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. — М.: Педагогика, 1985.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
Тихомиров O.K. Психология мышления. — М., 1984.
Вопросы по материалам лекции
Перечислите виды мышления.
С помощью каких операций осуществляется мышление?
В каких качествах проявляются индивидуальные различия мышления?
Как развивается мышление в онтогенезе?
Каким образом можно активизировать мыслительную деятельность в учебном процессе?
10.1. Общая характеристика процессов мышления
Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества (А.В. Брушлинский).
Функция мышления — расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.
Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.
Мыслительный процесс — процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.
10.2. Виды мышления. Логические операции процесса мышления
Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона элементов Д. Менделеевым. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.
Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое — направлено внутрь, связано с реализацией желаний человека. Иногда используется термин эгоцентрическое мышление.
Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта.
Необходимо также различать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
Всякий мыслительный процесс совершается в обобщениях (понятиях), но, как правило, он, кроме понятий, включает в себя также образы. Существование художественного мышления, сравнений и метафор доказывает, что человек может мыслить образами. Включаясь в мыслительный процесс, образ преобразуется: на передний план выступают существенные в данном случае черты, остальные затеняются.
К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
Сравнение — мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.
Анализ — мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.
Синтез — обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, т. к. он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность — у одних к анализу, у других к синтезу.
Абстракция — это выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.
Обобщение (или генерализация) — это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.
Основные формы логического мышления — это понятия, суждения, умозаключения.
Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.
Суждение — это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными.
Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.
Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.
Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.
Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).
studfiles.net
Мышление и деятельность
Мышление – это процесс отражения субъективной действительности в обобщенных чертах в сознании человека при помощи понятий, суждений, умозаключений.
К особенностям мышления относятся:
- Субъективность восприятия и обработки информации в силу личностных , эмоциональных и волевых характеристик человека, совершающего мыслительный процесс.
- Единение с языком, потому как язык есть способ выражения мысли, средство воспроизведения мысли. Язык выполняет функцию знаковой системы, в которую входят описания и названия предметов действительности, которые человек использует в повседневной жизни.
- Опосредованность способа получения знаний, то есть последовательная связь понятий. А затем выведение нового знания через умозаключение. Так, в случае если человек увидит девушку в белом платье с букетом, а возле нее – мужчину в костюме, не зная наверняка, что это свадьба, человек придет к этому умозаключению посредством цепочки фактов.
- Обобщенность мышления, то есть не только непосредственные понятия, такие как «яблоко», «велосипед», но и способность воспринимать образы целостно и собирательно.
- Возможность строить прогнозы благодаря сравнению и обобщению свойств предметов.
Стоит упомянуть также такую особенность мышления, как принадлежность к социокультурным условиям развития общественных установок. Таким образом, мышление человека напрямую зависит от туже известных научных достижений, законов, или предшествующих им закономерностей. К примеру, человек пришел к выводу, что при нагревании некоторые химические реакции протекают быстрее, но он бы не узнал этого, если бы прежде люди не научились бы использовать огонь и тепло в своих целях, не были бы знакомы с химией как наукой.
Особенностью можно также назвать типологию мышления:
Тип мышления | Трактовка | Обусловлено |
Образное | Мыслительный процесс осуществляется образными представлениями | Неимением у древних людей знаний о понятиях и теориях; примитивный способ мышления |
Теоритическое | Использование понятий, суждений; теоритическое разрешение задачи | Появлением более усложненного способа мыслить, логически рассуждать |
Знаковое | Сущность состоит в знаковых системах и научных шифровках, в которые знание заключено. | Интеграцией точных наук в жизнь человека. |
Деятельность
Деятельность – система действий человека по отношению к окружающему миру, состоящая в преобразовании его человеческим потребностям. Составляющие деятельности как системы:- Субъект – человек (группа людей или общество в целом), совершающий деятельность
- Объект – направленность деятельности, ее предмет
- Мотив – побуждающее к деятельности условие или их совокупность
- Цель – образец желаемого результат
- Методы/средства – вспомогательные предметы, способствующие достижению результата
- Процесс – осуществление деятельности как таковое, цепочка действий, предшествующая результату
- Результат – конечный итог
Пример: девушка Эля пошла в фитнес-центр. Субъектом здесь будет, в любом случае, сама Эля, объект – тело девушки. Мотив – в общественном транспорте Эле уступили место, решив, что она беременна; исходя из этого, логично установить, что цель девушки – похудеть и привести свое тело в форму, подходящую под эстетические нормы Эли или общества. Методами и средствами являются тренажеры в фитнес-центре, упражнения, диета и т.п. Процесс представляет собой регулярное посещение зала Элей и соблюдение диеты в течение, к примеру, полугода. Результат – Эля сбросила лишние килограммы и обрела рельефные мышцы.
Деятельность бывает двух видов:
Практическая, цель которой состоит в преобразовании материальных объектов и создании имущественных благ (материально-производственная), ценностей или изменении общества (социально-преобразовательная).
Духовная – преобразование совершается над сознанием людей. Духовная деятельность делится на:
- познавательную (формирование представления о мире)
- ценностно-ориентировочную (создание ценностных ориентиров, воспитание)
- прогностическая (предугадывание, просчет возможных путей развития окружающего мира)
- практическая (использование и поддержание духовных ценностей)
Помимо этого, имеет место быть следующий классификатор деятельности.
- Творчество – вид деятельности, результат которого определяется созданием качественно нового.
- Труд – вид деятельности, сосредотачивающийся на непосредственном преобразовании природы в удовлетворяющие человеческие потребности блага.
- Игра – вид деятельности, при котором цель состоит не в создании каких-либо благ, а в извлечении пользы из самого процесса. Как правило, условия игры выдуманы или подразумевают использование воображения.
- Учение – вид деятельности, процесс которого заключается в обретении знаний и умений. Учение может осуществляться намеренно или бессознательно.
- Общение — вид деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен знаниями и эмоциями между людьми. В случае, если обмена не происходит, а поток информации идет в одну сторону – это коммуникация. Общение, в свою очередь, разделяется на непосредственное и посредственое, прямое и косвенно, а также по субъектам, вовлеченным в деятельность:
Субъект + субъект | Субъект + воображаемый собеседник (внутренний голос) |
Воображаемые партнеры (литература) | Субъект + иллюзорный партнер (животное) |
Человеческая деятельность уникальна. В частности в силу различий с активностью животного:
Человек | Животное |
Изменяет окружающей мир при помощи мозговой деятельности, создает искусственную среду | Приспосабливается, причем точнее будет сказать, что животное делает это телом – процесс эволюции, мутации и т.п. |
Отталкивается от целеполагания | Отталкивается от целесообразности |
Предрасположен в том числе к творческой деятельности | Способно лишь к потребительской деятельнгсти |
Сознательно ставит цели | Руководствуется инстинктами |
humanitar.ru
План-конспект урока по психологии (5 класс) по теме: Развитие мышления | скачать бесплатно
Развитие мышления
психокоррекционное занятие 3 класс СКК 7 вида
Цель урока: преодоление трудностей в развитии мышления и внимания при обучении в школе.
Задачи урока: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания, логического и конвергентного мышления, гибкости мышления.
1. Приветствие
Психолог приветствует всех детей в связи с началом занятия. Рассказывает, как оно будет проходить, предлагает ритуал приветствия.
2. Разминка
Игра «Волшебный клубок».
Дети сидят в кругу.
Психолог:
«У меня в руках клубок. Он не простой волшебный. Этот клубок поможет нам сейчас познакомиться друг с другом. Мы будем передавать его по кругу. Каждый из вас, у кого окажется в руках клубок, расскажет нам о себе: как зовут, из какого класса, что больше всего нравиться».
Для примера психолог первым начинает знакомство с ребятами. Затем он, разматывая клубок, берётся за начало нити и передаёт клубок ребёнку, сидящему рядом. Участники передают клубок друг другу, рассказывая о себе и держа в руках разматываемую нить. Когда клубок вновь приходит к психологу, он говорит:
«Вот мы и познакомились друг с другом. А теперь натяните нить и закройте глаза. Представьте, что вы одно целое, что каждый из вас важен и значим в этом целом».
Игра на развитие концентрации внимания, логического мышления: «Закончи предложение».
Психолог предлагает участникам закончить предложения. Игра проводится с использованием мяча.
Варианты предложений:
•
Лимоны кислые, а сахар …
• Собака лает, а кошка …
• Ночью темно, а днём …
• Трава зелёная, а небо …
• Утром мы завтракаем, а днём …
• Птица летает, а змея …
• Зимой холодно, а летом …
• Ты смотришь глазами, а дышишь …
• Из шерсти вяжут, а из ткани…
• Дрова пилят, а гвозди …
3. Основная часть
Упражнение на развитие распределения внимания и логического мышления «Закодированные примеры».
Психолог предлагает участникам, используя ключ к шифру, решить примеры:
ОП – МИ =
С + МК =
КО + ВА =
МА – МО =
Ключ:
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
А | М | В | Е | К | О | С | И | П | Т |
Упражнение на развитие распределения внимания и логического мышления, зрительной памяти «Закодированные слова».
Психолог предлагает участникам расшифровать 7 закодированных слов. Даёт ключ к шифру. Каждая буква соответствует определённому числу.
Слова:
6740 (лиса)
434675 (суслик)
43125 (сурок)
624Ь (лось)
184Ь (рысь)
9265 (волк)
Ключ:
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
А | Р | О | У | С | К | Л | И | Ы | В |
Участники записывают расшифрованные слова в тетради.
Психогимнастическое упражнение.
Психолог:
Встаньте прямо. Поднимите руки вверх. Потянитесь. Представьте, что ваши руки – это стебельки с распустившимися на них цветами. Лепестки цветов тянутся вверх к солнышку. Глубоко вдохните. Закиньте сомкнутые руки за голову. Затем разъедините их и вытяните вверх. Дышите глубоко и ровно. Представьте, что хотите дотянуться руками до неба. Плавно опустите руки.
Упражнение на развитие устойчивости внимания, логического мышления «Реши анаграммы».
Психолог предлагает участникам решить анаграммы:
КАУТ КАБОСА ЦИРУКА КАЙНЕДИ
Исключить лишнее слово.
Упражнение на развитие устойчивости внимания и логического мышления, зрительной памяти «Преобразование слова».
Психолог предлагает участникам преобразовать слово ТОЧКА (МОСТ) путём замены первого согласного. Детям следует произвести не менее 5 изменений. Записать слова в тетради.
Упражнение на развитие логического мышления
Из каждой пары слов путем перестановки букв можно составить третье, новое слово – существительное, все буквы должны быть использованы:
парк – ива = крапива боб – уста = суббота
ров – поза = паровоз кожа – ворон = жаворонок
Задача
У Незнайки было 5 целых яблок, 6 половинок, да 8 четвертинок. Сколько всего яблок было у Незнайки? Ответ: 10
Игра, направленная на развитие устойчивости и объёма внимания «Птичка».
Перед игрой каждый участник подбирает для себя «фант» (мелкая вещь). Игроки усаживаются вокруг водящего. Водящий даёт остальным игрокам названия деревьев: дуб, клён, липа… Каждый должен запомнить своё название. Водящий, например, говорит: « Прилетела птичка и села на дуб». «Дуб» должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». «Ёлка» называет другое дерево и т.д. Кто прозевает, отдаёт свой фант водящему.
Деревья (дуб, клен, липа, тополь, ель, акация, каштан)
Игра «Найди зверей»
4. Рефлексия занятия
Психолог спрашивает детей, с чем они познакомились на занятии, что понравилось, что не понравилось? Сам рассказывает о своём впечатлении от занятия.
nsportal.ru
Leave A Comment