Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) на тему: Проверочный тест по теме «Свобода и ответственность» 11 класс | скачать бесплатно
Тест по теме «Свобода и ответственность»
1. Верны ли следующие суждения о свободе людей?
А. Степень свободы людей определяется только внешними обстоятельствами: благосклонным отношением окружающих, полученным богатством и т.д.
Б. Степень свободы людей определяется только их внутренними качествами: знаниями, умениями, способностями и т.д.
1.) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
2. Способность и возможность делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями называется:
1) необходимостью 2) достоинством 3) свободой 4) ответственностью
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на месте пропусков:
«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _______________ (А), связанная с сознательным осуществлением взаимных требований. Свобода – это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его неповторимости, непохожести на других людей, то есть _________________(Б). В свободной деятельности человек добивается поставленных __________ (В) и реализует себя. Проблема свободы чаще сводилась к вопросу, обладает ли человек свободой _________ (Г), или все его поступки обусловлены внешней_________ (Д), под которой понимали предопределение, Божий Промысел, _______________(Е), рок».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов: 1) воля 2) необходимость 3) смысл 4) индивидуальность 5) индивид 6) цель 7) судьба 8) ответственность 9) социализация
Ответ:
4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Вопрос о том, что такое свобода, и может ли человек быть свободным, является одним из вечных вопросов философии. (Б) В философской литературе распространено понимание свободы как возможности выбора. (В) Представляется, что возможности выбора не беспредельны. (Г) Свобода каждого человека, вероятно, имеет свои границы. (Д) Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа»
Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его.
Ответ:
5. Дайте определение понятия «ответственность»
6. Почему абсолютной свободы быть не может? Приведите два аргумента
Тест №2 по теме «Свобода и ответственность»
1. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Абсолютная свобода человека в социальных взаимодействиях невозможна
Б. Абсолютная свобода определяется внутренним состоянием человека и проявляется во взаимодействиях между людьми, несмотря на социальные правила и нормы
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
2. Верны ли следующие суждения о свободе человека в обществе?
А. Свобода – это возможность поступать так, как хочется, руководствуясь всегда собственными желаниями
Б. Свобода- это возможность осуществлять выбор целей и способов их достижения, сознавая ответственность за принятые решения
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
3. Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности?
А. По мере развития свободы человека усиливается его ответственность
Б. Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в обществе
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершённые поступки
Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
5. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий
Б. свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
Напишите эссе по одной из предложенных тем:
1. «Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу» Ф. Бэкон
2. «Свобода есть право на неравенство» Н.Бердяев
3. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» Вольтер
nsportal.ru
Тест по обществознанию по теме «Свобода и ответственность» в формате ЕГЭ 11 класс
Тест по теме «Свобода и ответственность»
1. Верны ли следующие суждения о свободе людей?
А. Степень свободы людей определяется только внешними обстоятельствами: благосклонным отношением окружающих, полученным богатством и т.д.
Б. Степень свободы людей определяется только их внутренними качествами: знаниями, умениями, способностями и т.д.
1.) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
2. Способность и возможность делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями называется:
1) необходимостью 2) достоинством 3) свободой 4) ответственностью
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на месте пропусков:
«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _______________ (А), связанная с сознательным осуществлением взаимных требований. Свобода – это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его неповторимости, непохожести на других людей, то есть _________________(Б). В свободной деятельности человек добивается поставленных __________ (В) и реализует себя. Проблема свободы чаще сводилась к вопросу, обладает ли человек свободой _________ (Г), или все его поступки обусловлены внешней_________ (Д), под которой понимали предопределение, Божий Промысел, _______________(Е), рок».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов: 1) воля 2) необходимость 3) смысл 4) индивидуальность 5) индивид 6) цель 7) судьба 8) ответственность 9) социализация
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Вопрос о том, что такое свобода, и может ли человек быть свободным, является одним из вечных вопросов философии. (Б) В философской литературе распространено понимание свободы как возможности выбора. (В) Представляется, что возможности выбора не беспредельны. (Г) Свобода каждого человека, вероятно, имеет свои границы. (Д) Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа»
Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его.
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
5. Дайте определение понятия «ответственность»
6. Почему абсолютной свободы быть не может? Приведите два аргумента
Тест №2 по теме «Свобода и ответственность»
1. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Абсолютная свобода человека в социальных взаимодействиях невозможна
Б. Абсолютная свобода определяется внутренним состоянием человека и проявляется во взаимодействиях между людьми, несмотря на социальные правила и нормы
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
2. Верны ли следующие суждения о свободе человека в обществе?
А. Свобода – это возможность поступать так, как хочется, руководствуясь всегда собственными желаниями
Б. Свобода- это возможность осуществлять выбор целей и способов их достижения, сознавая ответственность за принятые решения
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
3. Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности?
А. По мере развития свободы человека усиливается его ответственность
Б. Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в обществе
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершённые поступки
Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия
1) верно толькоА 2) верно только Б 3) оба верны
5. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий
Б. свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
Напишите эссе по одной из предложенных тем:
1. «Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу» Ф. Бэкон
2. «Свобода есть право на неравенство» Н.Бердяев
3. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» Вольтер
Тест по обществознанию по теме «Свобода и ответственность» в формате ЕГЭ 11 класс
Тест по теме «Свобода и ответственность»
1. Верны ли следующие суждения о свободе людей?
А. Степень свободы людей определяется только внешними обстоятельствами: благосклонным отношением окружающих, полученным богатством и т.д.
Б. Степень свободы людей определяется только их внутренними качествами: знаниями, умениями, способностями и т.д.
1.) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
2. Способность и возможность делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями называется:
1) необходимостью 2) достоинством 3) свободой 4) ответственностью
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на месте пропусков:
«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _______________ (А), связанная с сознательным осуществлением взаимных требований. Свобода – это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его неповторимости, непохожести на других людей, то есть _________________(Б). В свободной деятельности человек добивается поставленных __________ (В) и реализует себя. Проблема свободы чаще сводилась к вопросу, обладает ли человек свободой _________ (Г), или все его поступки обусловлены внешней_________ (Д), под которой понимали предопределение, Божий Промысел, _______________(Е), рок».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов: 1) воля 2) необходимость 3) смысл 4) индивидуальность 5) индивид 6) цель 7) судьба 8) ответственность 9) социализация
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Вопрос о том, что такое свобода, и может ли человек быть свободным, является одним из вечных вопросов философии. (Б) В философской литературе распространено понимание свободы как возможности выбора. (В) Представляется, что возможности выбора не беспредельны. (Г) Свобода каждого человека, вероятно, имеет свои границы. (Д) Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа»
Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его.
А | Б | В | Г | |
Ответ:
5. Дайте определение понятия «ответственность»
6. Почему абсолютной свободы быть не может? Приведите два аргумента
Тест №2 по теме «Свобода и ответственность»
1. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Абсолютная свобода человека в социальных взаимодействиях невозможна
Б. Абсолютная свобода определяется внутренним состоянием человека и проявляется во взаимодействиях между людьми, несмотря на социальные правила и нормы
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
2. Верны ли следующие суждения о свободе человека в обществе?
А. Свобода – это возможность поступать так, как хочется, руководствуясь всегда собственными желаниями
Б. Свобода- это возможность осуществлять выбор целей и способов их достижения, сознавая ответственность за принятые решения
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
3. Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности?
А. По мере развития свободы человека усиливается его ответственность
Б. Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в обществе
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершённые поступки
Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия
1) верно толькоА 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
5. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий
Б. свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
Напишите эссе по одной из предложенных тем:
1. «Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу» Ф. Бэкон
2. «Свобода есть право на неравенство» Н.Бердяев
3. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» Вольтер
obrazbase.ru
Тест по обществознанию Свобода в деятельности человека для 11 класса
Тест по обществознанию Свобода в деятельности человека для 11 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (3 задания).
Задания с выбором ответа
1. Понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований, — это
1) необходимость
2) случайность
3) ответственность
4) свобода
2. Специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими идеалами, интересами и целями, — это
1) потребность
2) свобода
3) необходимость
4) ответственность
3. К социальным условиям реализации свободы относится(-ятся)
1) место человека в обществе
2) социальные нормы
3) социализация
4) все перечисленные
4. То, что обязательно должно произойти в данных условиях, однако в такой форме, которая зависит не только от сущности происходящего, но и от сложившихся условий её проявления, называется
1) свободой
2) случайностью
3) необходимостью
4) ответственностью
5. Верны ли следующие суждения о свободе личности?
А. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути.
Б. Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения об ответственности?
А. Ответственность связана только с внешними формами воздействия на человека.
Б. Ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором деятельности человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об ответственности?
А. По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с коллектива на самого человека.
Б. По мере развития человеческой свободы направленность ответственности смещается с человека на коллектив.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Утверждение: «Включай в свой сегодняшний выбор средств воздействия на природу только такие, которые позволяют сохранить будущую целостность человека» иллюстрирует понятие
1) познания
2) необходимости
3) ответственности
4) свободы
9. Олег исключает всякую возможность выбора. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что Олег является фаталистом?
1) решение принимается человеком, исходя из его субъективных желаний
2) всякое действие человека предопределено заранее
3) воля человека — первооснова всего сущего
4) случайность играет в жизни человека определяющую роль
10. Немецкий философ Ф. Ницше утверждал, что первичной движущей силой выступает свободная индивидуальная воля — «я». Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что Ф. Ницше является представителем волюнтаризма в философии?
1) игнорирование объективных законов бытия
2) представление о мире как механизме, работа которого подчиняется законам, независимым от человека
3) предсказуемость основных этапов жизни человека и общества
4) исключение свободы выбора человека
Задания с кратким ответом
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «свобода».
Выбор, произвол, ответственность, познание, собственное решение.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Свобода, с точки зрения русского философа Н. А. Бердяева, есть творчество человека, созидание ранее небывшего. (Б) Свобода личности противостоит по своему смыслу «уравниловке», стандартизации общественных отношений, обезличивающих человека. (В) Она связана с необходимостью, которая обусловлена объективными законами бытия. (Г) Пренебрежение же необходимостью, объективными законами исторического процесса, на наш взгляд, ведёт к вседозволенности.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите рядом с буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Свобода человека всегда предполагает его _______________ (А) перед обществом за свой _______________ (Б). Свобода есть возможность осуществления целеполагающей _______________ (В), способность действовать со _______________ (Г) дела рад и избранной _______________ (Д). Свобода — это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, характеризующийся одновременно и как величайший дар и _______________ (Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам требуется для заполнения пропусков.
1) необходимость
2) тяжкое бремя
3) цель
4) объективное условие
5) ответственность
6) знание
7) поступок
8) фатализм
9) деятельность
Запишите рядом с каждой буквой номер выбранного вами слова.
Ответы на тест по обществознанию Свобода в деятельности человека для 11 класса
Задания с выбором ответа
1-3
2-2
3-4
4-3
5-3
6-2
7-1
8-3
9-2
10-1
Задания с кратким ответом
1. произвол
2. 2112
3. 579632
testschool.ru
Тест по обществознанию Свобода в деятельности человека 11 класс
Тест по обществознанию Свобода в деятельности человека для учащихся 11 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Проблемы социально-политической и духовной жизни. В части 1 — 10 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 2 задания.
Часть 1
1. Слова «Свобода есть осознанная необходимость» принадлежат
1) Т. Гоббсу
2) Г. Гегелю
3) Ж.Ж. Руссо
4) Дж. Локку
2. Философская концепция, согласно которой в мире и в человеческой жизни всё предопределено роком и судьбой, называется
1) фатализмом
2) экзистенциализмом
3) материализмом
4) идеализмом
3. Одно из течений в философской мысли, которое уделяет большое внимание понятию «свободы» и определяет её как выбор личностью одной из бесчисленных возможностей, называется
1) фатализмом
2) экзистенциализмом
3) материализмом
4) идеализмом
4. Точка зрения, утверждающая, что люди ничего не делают по собственной воле, а в зависимости от предвидения Божьего, принадлежит
1) М. Идену
2) М. Л. Кингу
3) М. Лютеру
4) Ф. Энгельсу
5. От времён Сократа и до нашего времени спорный в философии вопрос о том, обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками, представляет собой вопрос о свободе
1) воли
2) слова
3) совести
4) вероисповедания
6. Ж. П. Сартр и М. Хайдеггер, которые усматривали в человеке носителя абсолютной свободы, противостоящего внешнему миру, сводя по существу свободу воли к своеволию, являются представителями
1) атеистического экзистенциализма
2) объективного идеализма
3) марксизма
4) анархизма
7. Мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность, называется
1) идеализмом
2) объективизмом
3) экстремизмом
4) фатализмом
8. Идеалистическое направление в философии, рассматривающее волю в качестве первоосновы мира, противопоставляющее её объективным законам природы, называется
1) идеализмом
2) волюнтаризмом
3) рационализмом
4) фатализмом
9. Утверждение о том, что одно сознание свободы, без возможности её практического воплощения в деятельности является лишь иллюзией реальной свободы, характерно для представителей
1) объективного идеализма
2) экзистенциализма
3) марксизма
4) субъективного идеализма
10. К конституционным правам в России не относится:
1) свобода слова
2) свобода собраний
3) свобода действия
4) свобода совести
Часть 2
1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) На протяжении веков менялось философское понимание свободы. (Б) Так, на ранних этапах развития человеческой мысли (например, в Древней Греции) под свободой чаще всего рассматривалась возможность устройства жизни человека и государства на основах разума вопреки слепому року. (В) По мнению учёных, действующих в рамках социологического подхода, свобода сводится к возможности изменения человеком своего места в системе социального целого. (Г) Сторонники этико-психологического подхода рассматривают свободу как свободу волеизъявления и возможность подавлять волю другого человека или управлять ею.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «свобода».
Государство, воля, осознанная необходимость, независимость, ответственность.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
3. Вставьте пропущенное понятие.
__________ — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями, осуществлять намеченный выбор в рамках конкретных условий, ответственности и сознательности.
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
В __________ (А) экзистенциализма большое место занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как выбор __________ (Б) одной из бесчисленных __________ (В). Вопрос о свободе превращён экзистенциалистами в чисто этическую проблему и свобода понимается ими в духе крайнего __________ (Г), как __________ (Д) личности от __________ (Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) личность
2) философия
3) индивидуализм
4) общество
5) свобода
6) коллектив
7) возможности
Часть 3
1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальные нормы как ограничитель свободы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.
2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1) «Бороться за свободу законным образом можно только в том случае, если ей уже обладаешь» (Т. Котарбиньский).
2) «Для свободы все высоты достигаемы» (М. Горький).
3) «Свобода — это ответственность. Вот почему её все так боятся» (Дж. Б. Шоу).
Ответы на тест по обществознанию Свобода в деятельности человека
Часть 1
1-2
2-1
3-2
4-3
5-1
6-1
7-4
8-2
9-4
10-3
Часть 2
1. 1222
2. государство
3. свобода
4. 217354
testschool.ru
Тест по теме свобода и отвецтвенност 11 кл. Обшч
Тест по теме «Свобода и ответственность»
1. Верны ли следующие суждения о свободе людей?
А. Степень свободы людей определяется только внешними обстоятельствами: благосклонным отношением окружающих, полученным богатством и т.д.
Б. Степень свободы людей определяется только их внутренними качествами: знаниями, умениями, способностями и т.д.
1.) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
2. Способность и возможность делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями называется:
1) необходимостью 2) достоинством 3) свободой 4) ответственностью
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на месте пропусков:
«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _______________ (А), связанная с сознательным осуществлением взаимных требований. Свобода – это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его неповторимости, непохожести на других людей, то есть _________________(Б). В свободной деятельности человек добивается поставленных __________ (В) и реализует себя. Проблема свободы чаще сводилась к вопросу, обладает ли человек свободой _________ (Г), или все его поступки обусловлены внешней_________ (Д), под которой понимали предопределение, Божий Промысел, _______________(Е), рок».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов: 1) воля 2) необходимость 3) смысл 4) индивидуальность 5) индивид 6) цель 7) судьба 8) ответственность 9) социализация
А Б В Г Д
Ответ:
4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Вопрос о том, что такое свобода, и может ли человек быть свободным, является одним из вечных вопросов философии. (Б) В философской литературе распространено понимание свободы как возможности выбора. (В) Представляется, что возможности выбора не беспредельны. (Г) Свобода каждого человека, вероятно, имеет свои границы. (Д) Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа»
Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его.
А Б В Г Д
Ответ:
5. Дайте определение понятия «ответственность»
6. Почему абсолютной свободы быть не может? Прив
educontest.net
Свобода и ответственность (Тема из КИМ ЕГЭ)
С бодрым весенним утром Вас, дорогие друзья! На линии Андрей Пучков. Наступает пора финишной прямой, когда ребята начинают «просыпаться» и осознавать, что скоро будут реальные экзамены. Надеюсь, их приближение не вызывает у Вас неврозов. Если вызывают, то крайне рекомендую к прочтению пост про то как справиться с психологической напряженностью перед экзаменами и как справиться с неврозами, психозами.
Ну а сегодня, чтобы опять же снять Вашу нервную активность, мы раскроем крайне непонятную тему для большинства ребят: поговорим о свободе и ответственности. Данная тема входит к кодификатор КИМ ЕГЭ и может проверяться на экзаменах. Это ладно, если тест будет из части 1…. А если задания на эту тему будут повышенной сложности?
Почему тема свободы и ответственности вызывает трудности? Потому , во-первых, понятие свободы очень абстрактно, а, во-вторых, недостаточно изучается в школе.
Многие путают понятие свободы в широком смысле и свободу в рамках закона. Кстати о последней теме был недавно пост: про юридическую ответственность.
Итак, для начала разберемся с понятием «свобода» в связи с реальностью. Свобода – это способность действовать не ограничиваясь какими-либо внешними условиями. Разумеется это понятие очень широкое и не имеет никакого отношения к действительности.
Например, захотелось Вам взять приставку PS4 с полки магазина…. А Вам ее не отдают – требуют денег. Нет свободы.
Тогда зачем же всякие умные дядьки и тетки вводят нас в заблуждение? Дело в том, что должна быть в науке некая идеальная модель, в нашем случае свободы, чтобы мы могли сравнивать степень реальной свободы с этой моделью.
Ещё такая модель называется идеальным типом, эту категорию разработал Макс Вебер.
Вообще понятие «свободы и ответственности» разрабатывали все, кому не лень. К примеру для клириков католической церкви в Средневековье свобода – есть свобода от греха (Августин Блаженный, Фома Аквинский)
В Новое время, когда религиозное знание и светское разделились, многим казалось, что свобода может быть только в рамках закона (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. -Ж. Руссо). Да, конечно был период в нашей истории, когда свобода была абсолютной, но тогда и была «война всех против всех».
Таким образом сегодня нет абсолютной свободы – свободы от всего и вся. В современном мире понятие «свобода» неразрывно связано с понятием «ответственность». Эта ответственность выражена в законах. Кстати, недавно был вебинар по основам права. Рекомендую посмотреть.
Но есть и «незаконная» ответственность: ответственность, налагаемая другим видом социальных норма: моралью.
Таким образом, в современном мире нет абсолютной свободы. Есть свобода в неразрывной связи с ответственностью. Собственно так не только в обществе: можешь поступить в вуз, можешь в ссуз, можешь вообще никуда не поступать – но и тогда к ответственности тоже будь готов.
В природе также: человек ведь не свободен от голода. Хочешь есть – иди охоться, лови рыбу. Собственно поэтому многие поколения людей, по меткому выражению Евгения Касперского, «жили и работали на унитаз». Если разобраться, в конечном итоге так и есть ?
В каких основных законодательных актах сказано о свободе и ответственности? Из международных:
Декларация прав человека 1948 года. По ней, каждый человек независимо ни от чего имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Отсюда получается, что твоя свобода ограничена свободой других людей.
Европейская конвенция (1953 год) по правам человека. Россия, кстати к ней присоединилась лишь в 1998 году. Кстати, рекомендую почитать про международную защиту прав человека – тоже тема из КИМ ЕГЭ.
Из отечественных законов – конечно Конституция РФ. Кстати, рекомендую себя проверить и порешать тесты по Конституции.
Ну, что же, друзья! Надеюсь, материал оказался для Вас полезным. И если так, то подпишитесь на новые посты.
И последнее: вебинар по обществознанию на тему «Деньги как финансовый институт» в пятницу в 17.00 по московскому времени. Ссылку как всегда в начале дня будет «висеть» в новости в верху сайта.
С уважением, Андрей Пучков
ege59.ru
Leave A Comment