Поурочный план по теме «Человек и общество» (8 класс)
Тема: Человек и общество.
Цель: способствовать формированию у учащихся четкого представления об обществе как сложной динамической системе и роли человека в обществе.
Учащиеся должны знать, что:
1) общество — есть продукт взаимодействия людей;
2) общество может существовать только там, где люди связаны друг с другом общими интересами;
3) общество включает в себя 4 основные сферы;
4) на сохранение целостности общества и регулирование разнообразных отношений между людьми направлены социальные нормы;
5) общество не стоит на месте, а постоянно развивается.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1) общество;
2) основные сферы общественной жизни;
3) аграрное общество;
4) индустриальное общество;
5) постиндустриальное общество;
6) социальные нормы.
Учащиеся должны уметь:
1) характеризовать основные сферы жизнедеятельности людей;
2) объяснять смысл основных понятий;
3) объяснять отличие друг от друга социальных норм в форме дозволения, предписаний, запретов;
4) доказывать, что жизнь людей меняется при переходе от одной ступени развития к другой.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
ПЛАН
1. Что такое общество?
2. Основные сферы жизни общества.
3. Ступени развития общества.
Лекция учителя.
Во время лекции учитель предлагает учащимся ознакомиться со схемами и дописать их в тетради.
Общество является предельно сложной системой. Общественная жизнь динамична, у каждого народа своя особенная и неповторимая история. Все процессы общественной жизни взаимосвязаны.
К. Маркс и Ф. Энгельс характеризовали общество как сверхсложную саморазвивающуюся систему, общую для всех стран, находящихся на одинаковой стадии экономического развития.
Все компоненты общества определяются материальными, производственными отношениями, совокупность которых составляет базис, т. е. экономическую основу общества.
Герберт Спенсер рассматривал общество как объединение индивидов.
Э. Дюркгейм связал понимание общества с теорией ценностей. Общество есть автономная сфера бытия и развивается по собственным законам. Он отмечал тесную связь личности и общества.
О возникновении общества можно судить по тем следам жизни далеких предков, которые находят археологи. Но полной картины о происхождении человека и общества до сегодняшнего времени в науке нет.
Вызывает обоснованное возражение религиозная концепция о сущности и происхождении общества.
Попытки научного описания происхождения общества делались неоднократно:
1) Одна из них
делалась в рамках марксистской орудийнотрудовой теории, согласно которой труд
и членораздельная речь создали человека.
2) 3. Фрейд усматривал источник происхождения человека в обладании им совестью.
3) Й. Хейзинг видит в игровой деятельности фундаментальный принцип культуры, которая формирует человека.
4) Э. Кассирер считал, что человек не обладал природными данными, которые обеспечивали бы ему выживание. Шанс на выживание был дан человеку в его способности видеть приспособительное поведение других животных и подражать им.
5) Возникновение общества совпадает с возникновением человека; человек возник в результате длительной эволюции от обезьян австралопитекового типа.
Важнейшим фактором превращения животного стада в человеческое сообщество было формирование способности фиксировать в знаково-символической системе и передавать из поколения в поколение накопленный опыт. Система запретов и ограничений получали свое выражение не только в невербальных, но и постепенно формирующихся вербальных средствах коммуникации. Общение позволяло закреплять трудовые навыки. Запреты способствовали установлению норм общения, поведения и отношений между людьми и осознанию необходимости их соблюдения. Не имея шансов выжить вне коллектива, каждый его член соблюдал установленные нормы повседневного поведения.
Таким образом, общество складывалось как система совместной деятельности и взаимоотношений между людьми, обусловленных потребностями производства и воспроизводства их жизни и регулируемых обычаями, нормами и ценностями.
Общество — определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.
Общество — конкретный этап в историческом развитии какого- либо народа или страны.
Общество — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество характеризуется как динамическая саморазвиваю- щаяся система.
Задание. Прочитайте текст параграфа на с. 99-100; объясните, чем характеризуются ступени развития общества и как осуществляется переход от одной ступени развития к другой.
II. Закрепление.
1. Вопросы и задания
1. Выберите правильные утверждения.
а) Свобода человека состоит в его способности жить вне общества.
б) Нет человека — нет общества.
в) Каждое новое поколение включается в уже сложившиеся общественные отношения.
г) Жизнь общества не подвержена изменениям.
д) Знания, трудовые умения, нормы морали являются продуктами общественного развития.
2. Приведите в соответствие:
1) власть, государство, выборы президента, избирательное право;
2) производство материальных благ, финансы, банки, торговля;
3) классы, нации, первичные коллективы, неравенство;
4) театр, религия, наука, нравственные нормы, ценности.
а) духовная сфера;
б) социальная сфера;
в) экономическая сфера;
г) политическая сфера.
3. Назовите понятие, общее для приведенных ниже групп слов:
а) рабы, капиталисты, феодалы;
б) немцы, французы, русские;
в) палка-копалка, прялка, сверлильный станок.
(Ответ: классы, нации, орудия труда.)
4. Ниже приводится несколько определений общества. Внимательно прочтите их. Выявите общие признаки общества, которые повторяются в определениях. Выделите признаки, которые указаны в каком-либо одном определении.
1) «Общество — совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами жизни и деятельности». (Ожегов С. И., ШЬедова Н. Ю. Толковый словарь русского языка — М., 1992.)
2) «Общество в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы (например, капиталистическое общество)». (Большой энциклопедический словарь. — М., 1991.)
3) «Общество — группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности…». (Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.)
4) «Общество -…в широком смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга…».(Современная западная социология: Словарь. — М., 1990.)
5) «Общество — исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельности». (Краткий словарь по психологии. — М., 1989.)
Какой из выделенных вами признаков вы считаете главным? Почему?
2.
Текст 1.
Один из основоположников русской и американской социологии Питирим Сорокин писал об обществе:
«Раз мы говорим об обществе, тем самым мы предполагаем наличность не одной единицы, не одного существа, а по меньшей мере нескольких. Единица общества не составляет. Значит, общество означает, прежде всего, совокупность нескольких единиц (индивидов, существ, особей). Теперь представим себе, что эти единицы (индивиды, особи) абсолютно закупорены и не имеют никаких сношений друг с другом. Будет ли в этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда вывод: общество означает не только совокупность нескольких единиц (особей, индивидов и т. д.), но предполагает, что эти единицы не изолированы друг от друга, а находятся между собой в процессе взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то или иное влияние, соприкасаются друг с другом и имеют между собой ту или иную связь. Иными словами, понятие общества не только предполагает наличность нескольких единиц, но и требует еще, чтобы эти единицы взаимодействовали между собой.
…Общество в смысле социологическом означает, прежде всего, совокупности людей, находящихся в процессе общения…
Действительно, присматриваясь к миру человеческого общения, мы видим людей, живущих совместно друг с другом; между ними ежесекундно возникают тысячи процессов взаимодействия, носящих психический характер: обмен идеями (религиозными, научными, обыденными, художественными образами и т. д.), обмен волевыми импульсами (общества и кооперации, в которые люди объединяются для достижения целей коммерческих, благотворительных, хозяйственных, моральных, научных и т. п.), обмен чувствами (на почве любви, сострадания, ненависти, при созерцании драмы, при религиозном обряде и т. д.)…». (Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.
Вопросы и задания:
1) Какой признак общества в приведенном отрывке находится в центре внимания? Подтвердите свою мысль цитированием текста.
2) Какие взаимодействия людей в обществе называет П. Сорокин? Приведите примеры взаимодействий, не названных в этом тексте.
3) Найдите среди определений, приведенных ранее, такие, которые ближе всего к определению П. Сорокина.
Текст 2.
Приведем характеристику общества, данную американским социологом Э. Шилзом:
«…Общество — это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначеной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно социализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.
На каждой из составленных частей лежит печать принадлежности к обществу, именно к данному обществу, и ни к какому другому». (Американская социология. — М., 1992.)
Вопросы и задания:
1) Чем характеристика общества, данная Э. Шилзом, отличается от приведенной ранее характеристики, данной П. Сорокиным? Противоречат ли эти характеристики друг другу?
2) Какое утверждение, содержащееся в тексте параграфа «Человек и отношения в обществе», совпадает с характеристикой, данной Э. Шилзом?
3) Объясните, как вы понимаете последнюю фразу приведенного фрагмента.
Текст 3.
Характеристика общества, данная группой современных российских социологов:
«Общество — это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми…
…Общество — это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочения, упрочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.
Несводимость общества к сумме индивидов составляет главную проблему его изучения. Неизбежно приходится отвлекаться от жизнедеятельности конкретных людей, чтобы за своеобразием и оригинальностью каждого человека не потерять того повторяющегося устойчивого, что связывает людей, заставляет действовать определенным способом, несмотря на самые яркие черты индивидуальности». (Основы социологии. -М., 1993 .- С. 257-261.)
Вопросы и задания:
1) Сравните приведенную характеристику общества с характеристикой, данной П. Сорокиным. Что общего и что отличного?
2) Сравните последний фрагмент с отрывком из работы Э. Шилза. Что общего и что отличного?
3) Можно ли считать, что последний фрагмент связывает приведенные тексты П. Сорокина и Э. Шилза? Объясните свое мнение.
Текст 4.
Общественные (социальные) отношения
1) Слово «отношения» толкуется как взаимозависимость, возникающая между людьми в процессе общей деятельности, при наличии общих интересов, встреч и т. д.; связи между кем-нибудь, возникающие при общении, контактах.
2) «Что бы мы ни делали, все это возможно только в системе определенных социальных отношений, и оно же есть результат этих отношений. Копаем ли мы землю на даче, стоим ли за станком, рисуем картины, пишем стихи, влюбляемся и женимся, ссоримся и разводимся и т. д. и т. д. — все это результат человеческих отношений, и только благодаря им возможны наши действия и существование человечества, человека как общественного существа и существование самого общества. Что бы человек ни делал, он, прежде всего, делает, строит, воспроизводит социальные отношение, и, наоборот, если человек в чем-либо преуспел — это означает, что, прежде всего, преуспел в человеческих отношениях». (Аверьянов Л. Я. Социология: что она знает и может. — М., 1993. — с. 61.)
3) Общественные отношения «выражают многообразные связи между классами, социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе их экономической, социальной, политической, идеологической деятельности. В соответствии с этим основными видами общественных отношений являются: производственно-экономические, социально-классовые, социально-политические и правовые, национальные, социально-демографические, семейно-бытовые и социокультурные». (Общественная практика и общественные отношения. — М., 1989. — с. 97.)
4) Социальные (общественные) отношения — отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимися образом жизни, уровнем и источниками доходов, структурой личного потребления.
С одной стороны, социальные отношения — это взаимоотношения групп друг с другом, способные принимать характер дружественного сотрудничества или же конфликта (на основе совпадения или столкновения интересов этих групп).
С другой стороны, понятием «социальные отношения» характеризуется взаимное положение групп в обществе, то есть то содержание, которое вкладывается в понятие социальных различий.(См.: Краткий словарь по социологии. — М., 1989.)
Вопросы и задания:
1) Подумайте: являются ли межличностные отношения общественными отношениями? Являются ли общественные отношения межличностными?
2) Кто является участником общественных отношений?
3) Раскройте связь общественных отношений и деятельности.
Домашнее задание: § 17.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная сущность человека». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)Учебник Курсы Книги Тесты Вопросы Личный кабинет
Задание ЕГЭ по обществознанию
Линия заданий — 24
Наслаждайтесь
интересным учебником
и решайте
десятки тестов
на Studarium,
мы всегда рады вам! =)
Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме. Выполните задание.
Вам необходимо подготовить доклад по теме «Биосоциальная сущность человека»
17272. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная сущность человека». Сложный план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.
(Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)
При анализе ответа учитываются:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу
— количество подпунктов каждого пункта
— корректность формулировок пунктов плана
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Проявление биологической природы человека:
а) функционирование внутренних органов и систем
б) первичные (физиологические) потребности
в) генотип человека и механизмы наследственности
3. Социальное в человеке:
а) социальные потребности
б) интересы
в) волевые качества
г) самосознание
д) мировоззрение и др.
4. Единство биологического и социального в человеке:
а) роль наследственности в развитии человека
б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями
в) осуществление и удовлетворение биологических потребностей в социальных формах
5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 17272.
Человек с планом (сериал 2016–2020)
Руководство по эпизодам- CAST & CUST
- Отзывы пользователей
- Trivia
IMDBPRO
- Серии
- –2020
- TV-PG
- 30 МЕСТИ
- –2020
- TV-PG
- 30 МЕСТ 9
IMDb RATING
7. 0/10
11K
YOUR RATING
POPULARITY
Play trailer4
:
25
3 Videos
99+ Photos
Comedy
Папа узнает, что воспитание труднее, чем он думал, после того, как его жена вернулась на работу, а он остался дома, чтобы заботиться о детях. Папа узнает, что воспитание труднее, чем он думал, после того, как его жена вернулась он остался дома, чтобы заботиться о детях. Папа узнает, что воспитание труднее, чем он думал, после того, как его жена вернулась на работу, а он остался дома, чтобы заботиться о детях.
- Создатели
- Джеки Филго
- Джефф Филго
- Stars
- Matt LeBlanc
- Liza Snyder
- Matt Cook
IMDb RATING
7. 0/10
11K
YOUR RATING
POPULARITY
- Creators
- Джеки Филго
- Джефф Филго
- Звезды
- Мэтт ЛеБлан
- Лиза Снайдер
- Мэтт Кук 4
999 - 132User reviews
- 8Critic reviews
- See more at IMDbPro
- Nominated for 1 Primetime Emmy
- 1 win & 1 nomination total
- 0032 Трейлер 0:18
Watch Man с планом: сезон 2
Трейлер 0:21
Смотрейный мужчина с планом
Photo256
Top Cast
Matt Leblanc
- Adam Burns
222 Liza
- Adam Burns
2222 Liza Sniza
- Adam Burns
2222222222
- Andi Burns
Matt Cook
- Lowell
Grace Kaufman
- Kate Burns
Matthew McCann
- Teddy Burns
Hala Finley
- Emme Burns
Kevin Nealon
- Don Burns
Stacy Keach
Kali Rocha
Swoosie Kurtz
- Beverly
Diana Maria Riva
- Mrs. Rodriguez
Jessica Chaffin
- Мари Фалдонадо
Кристин Вудс
- Лиза Маккефри…
Шерри Шеперд
Тим Медоуз
Рон Фанчес
- Funchy
Geoff Stults
- Leif Forrest
Jenna Dewan
- Creators
- Jackie Filgo . All All Caster и All Caster и All Cast и All Cast и All Cast и All Cast и All Cast и All Cast.
Больше похоже на это
Эпизоды
Джоуи
Странная парочка
Последний выживший
Мелисса и Джоуи
Майк и Молли
MOM
The Neighbourhood
Да, дорогой
Кевин может подождать
Верхние пончики
Согласно Джиму
Сюжетная линия
. Gould (2016)
Отзывы пользователей132
ОтзывИзбранный обзор
9/
10
Легкие, свежие развлечения
Веселое, беззаботное шоу с семейными настроениями. Это как смотреть старые сериалы, где можно просто расслабиться без реального сюжета. Это одно из тех шоу со смехом, и оно знает об этом. На мой взгляд, было приятно смотреть, первый сезон немного сомнительный, но в целом смотреть приятно
Полезно • 8
0
- ATJ-19320
- 24 марта 2021 г.
Подробная информация
- Дата выпуска
- октябрь 24 (Соединенные Штаты)
- .
- Официальные сайты
- Официальный Facebook
- Официальный Instagram
- Язык
- Английский
- также известен как
- 맨 어 플랜 플랜 플랜
- . 0009
- Места съемок
- CBS Studio Center — 4024 Radford Avenue, Studio City, Los Angeles, California, USA(Studio)
- Производственные компании
- Double Double Bonus Entertainment
- 3 Arts0 Entertainment 9 CBS0 Television Studios4 0
- См. другие кредиты компании на IMDbPro
Технические характеристики
- Время работы
30 минут
- Цвет
- Звуковой микс
- Stereo
- Соотношение сторон
- 16: 9 HD
Связанные новости
Внесите вклад в эту страницу
Предложите редактирование или добавление отсутствующего контента
Top Gap
. (2016) официально выпущен в Японии на японском языке?
Ответить
Еще для изучения
Недавно просмотренные
У вас нет недавно просмотренных страниц
Человек с планом — Rotten Tomatoes
Человек с планом
Информация о серииАдам действовал, исходя из предположения, что трое его детей — маленькие ангелочки, но когда его жена решает вернуться на работу после 13 лет работы домохозяйкой, и он начинает брать на себя больше родительских обязанностей, он быстро отказался от этого понятия. Кейт, десятилетняя Кейт, является мастером манипулирования и рада воспользоваться наивностью своего отца; Тедди проводит слишком много времени, засунув руки в штаны; и Эмме беспокоится из-за школы. Оправившись от первоначального шока — и по совету одинаково напряженных родителей Мари и Лоуэлл — Адам уверен, что сможет установить закон и поддерживать порядок в доме.
- В ролях: Мэтт Леблан, Лиза Снайдер, Кевин Нилон, Кали Роша, Стейси Кич
- Телевизионная сеть: Си-Би-Эс
- Дата премьеры: 24 октября 2016 г.
- Жанр: Комедия
- Исполнительные продюсеры: Джефф Филго, Джеки Филго, Мэтт Леблан, Михаил Ротенберг, Трой Зин, Грегг Меттлер
плохой судья
Непрактичные шутники
Тик
Призрачный
Просмотреть все фотографии
Времена года
Актеры и съемочная группа
Мэтт Леблан
Адам Бернс
Актер
Лиза Снайдер
Энди Бернс
Актер
Кевин Нилон
Дон Бернс
Актер
Кали Роча
Марси Бернс
Актер
Стейси Кич
Джо Бернс
Актер
Мэтт Кук
Лоуэлл
Актер
Новости и интервью для
Человек с планомСериал получает средний томатометр, когда не менее 50 процентов его сезонов имеют рейтинг.
Episodes69
Browse episodes
TopTop-rated
4 seasons
4321Посмотреть все
5 лет
20202019201820172016Посмотреть все
Видео3
Трейлер 4:25
Смотреть Человек с планом—0First Look1
Leave A Comment