Тема 2.5. Искусство


Дата добавления: 2014-11-24 | Просмотров: 1828


Тема 2.4. Мораль Тема 3.1. Рынок и его функции

Искусством принято называть специфическую форму общественного, сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей дей­ствительности в художественных образах. Посредством создания произведений искусства происходит реализация такого вида познавательной деятельности людей как ху­дожественное познание.

Искусство зародилось еще в античную эпоху, однако в этот период оно еще не считалось каким-то особым видом деятельности. Древние греки называли «искусством» и умение строить дома, и навыки управления государством, и процесс лечения людей и т.п. Обособление же собственно эстетической деятельности, т.е. искусства в его современ­ном понимании, раньше всего произошел в области ремес­ла. Это можно отчетливо проследить на примере гончар­ного ремесла. Изготовление посуды, в частности, знаме­нитых греческих ваз, сопровождалось украшением их различного рода орнаментами.

Орнаментом называют узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно-геометричес­ких или изобразительных элементов. Ранние греческие орнаменты — меандры — представляли собой изломан­ную под прямым углом линию, образовывавшую ряд оди­наковых, связанных друг с другом мотивов.

Постепенно процесс создания эстетического был пере­несен из сферы материальной в сферу духовную, а сама художественная деятельность превратилась в создание человеком особого (второго, наряду с предметным), вы­мышленного мира.

Искусство представляет собой высшую форму эстети­ческого сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направ­ленность в будущее.

Предмет искусства человек, его отношения с окру­жающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Искусство обусловлено миром природы и общественных отношений, которые окружают индивидов,

Формой бытия искусства является художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определен­ность и осуществляющееся в качестве материального пред­мета— знака, который передает людям определенную ху­дожественную концепцию, обладающую эстетической цен­ностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим язы­ком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следу­ющие виды искусств.

1. Архитектура (зодчество) — вид искусства, представ­ляющий собой систему зданий и сооружений, формирую­щих пространственную среду для жизни человека.

Архитектура занимает особое место среди других ви­дов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная,

реставрационная.

2. Живопись — вид искусства, произведения которо­го представляют собой отображение жизни на определенной поверхности при помощи цвета.

Произведение, создаваемое художником-живописцем называется картиной. Картина может быть нарисована на дереве, бумаге, картоне, шелке или холсте.

Совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем или предметов изображения, называется жан­ром. В живописи различают следующие жанры:

а) портрет — жанр, который посвящен изображению человека или группы людей, существующих или существо­вавших в действительности;

б) натюрморт — жанр, который посвящен изображению окружающих человека вещей;

в) пейзаж — жанр, который посвящен изображению ес­тественной или преобразованной человеком природы:

г) бытовой жанр — жанр, который посвящен изобра­жению повседневной жизни людей;

д.) анималистический жанр — жанр, который посвя­щен изображению животных;

е) исторический жанр ~ жанр, который посвящен изоб­ражению исторических событий и деятелей.

От живописи следует отличать графику, которая так же, как и живопись, связана с изображением на плоско­сти, но ее произведения, как правило, выполняются на бумаге, меньше по формату и легче перемещаются в про­странстве.

Различают станковую, книжную, журнальную и газет­ную графику. Жанры графики в основном повторяют жанры живописи. В известной мере специфическим гра­фическим жанром является карикатура (сатирический рисунок, шарж).

3. Скульптура — вид изобразительного искусства, про­изведения которого имеют физически материальный, пред­метный объем и трехмерную форму, размещенную в реаль­ном пространстве. Скульптура подразделяют на круглую (голова, бюст, торс, статуя) и рельефную. Рельефом на­зывают выпуклое изображение на камне. Все рельефы делятся на барельефы, горельефы и контррельефы.

Барельефом называют низкий рельеф, который возвышается над плоскостью менее чем на половину своего реального объема. Горельеф — это высокий рельеф, который возвышается над плоскостью более чем на половину своего ре­ального объема. Контррельеф представляет собой углуб­ленный рельеф.

Различают также скульптуру станковую, декоратив­ную и монументальную. Станковая — это небольшая скульптура, предназначенная в основном для украшения помещений. Декоративная — скульптура средних, а мо­нументальная — больших и огромных размеров.

4. Декоративно-прикладное искусство — вид изобра­зительного искусства, непосредственно связанный с бы­товыми нуждами людей. К декоративно-прикладному ис­кусству относят произведения, выполняемые из самых раз­личных материалов (традиционно из дерева, глины, кам­ня, стекла и металла). Особенностью данного вида искусства является его утилитарность, включенность в повсед­невную жизнь людей. Как и архитектура, декоративно-прикладное искусство является постоянно действующим фактором формирования среды обитания человека.

5. Литература — вид искусства, отражающий действи­тельность в словесно-письменных образах.

Первые литературные произведения — легенды, были­ны, мифы — появились еще тогда, когда человечество не имело письменности, и передавались из уст в уста. Уст­ное народное творчество принято называть фольклором.

6. Музыка — вид искусства, отражающий действитель­ность в звуковых художественных образах. Музыку, пред­назначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, воз­никающее в процессе игры актера перед публикой.

Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гим­настики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоуна­ды, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессиров­ки животных.

9. Балет — вид искусства, содержание которого рас­крывается в танцевально-музыкальных образах.

Кино — вид искусства, произведения которого со­здаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипли­кации событий.

Фотоискусство — искусство создания химикотех­ническими средствами зрительного образа документаль­ного значения, художественно выразительного и с досто­верностью запечатляющего в застывшем изображении су­щественный момент действительности.

12. Эстрада — вид искусства, включающий в себя ма­лые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдель­ные законченные номера.

Искусство полифункционально: оно выполняет в об­ществе множество разнообразных функций.

Общественно-преобразующая функция искусства про­является в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое

воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразова­нию общества.

Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной че­ловеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психичес­кого равновесия.

Художественно-концептуальная функция выражает­ся в свойстве искусства анализировать состояние окружа­ющего мира.

Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально про­гнозирующие произведения искусства.

Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой лич­ности, чувств и мыслей людей.

Внушающая функция проявляется в воздействии искус­ства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция — это специфическая способ­ность искусства формировать эстетические вкусы и потреб­ности человека, пробуждать в личности желание и уме­ние творить по законам красоты.

Гедонистическая функция показывает особый, духов­ный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею само ценного значе­ния личности и осуществляет ее, доставляя человеку бес­корыстную радость эстетического наслаждения.

Познавательно-эвристическая функция отражает по­знавательную роль искусства и выражается в его способ­ности к отражению и освоению тех сторон жизни, кото­рые труднодоступны науке.

Специфика искусства как формы художественного по­знания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства —• жизнь лю­дей — чрезвычайно разнообразна и отражается в искусстве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее, являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предме­тов, событий и явлений. Художественный образ выпол­няет в искусстве те же функции, что и понятие в науке: с помощью него происходит процесс художественного обоб­щения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых, для художественного познания характер­ны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи кото­рых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живопи­си — цвет, в музыке — звук» в скульптуре — объемно-пространственные формы и т.д.

В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия по­знающего субъекта. Художественный вымысел, допуска­емый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изучаю­щих отдельные стороны жизни людей, искусство иссле­дует человека в целом и наряду с другими познаватель­ной деятельности является особой формой познания ок­ружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм общественного сознания, куда наряду с ним входят уже рас­смотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культурном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Виды искусства и их классификация

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям накопленных обществом в процессе своего существования. Таким образом, становится очевидна необходимость изучения основ истории искусств.

Для того чтобы наиболее полно понять искусство определенной эпохи необходимо ориентироваться в искусствоведческой терминологии. Знать и понимать суть каждого из видов искусств. Только в случае владения категориально-понятийной системой человек сможет наиболее полно осознать эстетическую ценность памятников искусства.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

Виды искусства — это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую — входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа — Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция — Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами — Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (греч. «architecton» — «мастер, строитель») — монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции — объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

ГРАФИКА

Графика (в переводе с греческого — «пишу, рисую») — это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

Специфика графики — линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками — пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика — это вид живописи, а в других — это отдельный подвид изобразительного искусства.

ЖИВОПИСЬ

Живопись — плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

— монументальную — фреска (от итал. Fresco) — живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта — цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

— станковую (от слова «станок») — полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis — род, вид) — художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. ):

— Портрет — основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

— Пейзаж — воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

— Натюрморт — изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

— Исторический жанр — рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

— Бытовой жанр — отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

— Иконопись (в переводе с греческого «молитвенный образ») — основная цель направить человека на путь преображения.

-Анимализм — изображение животного, как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства — Мультимедийное искусство.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура — пространственно — изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

— горельеф — высокий рельеф,

— барельеф — низкий рельеф,

— контррельеф — врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная — используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

— памятники,

— монументы,

— мемориалы.

Станковая — рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная — используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Декоративно-прикладное искусство — вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ — декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно — прикладного искусства являются народно-художественные промыслы — форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов — утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

— Резьба по дереву — Богородская, Абрамцево-кудринская;

— Роспись по дереву — Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

— Декорирование изделий из бересты — тиснение по бересте, роспись;

— Художественная обработка камня — обработка камня твердой и мягкой породы;

— Резьба по кости — Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

— Миниатюрная живопись на папье-маше — Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

— Художественная обработка металла — Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

— Народная керамика — Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

— Кружевоплетение — Вологодское кружево, Михайловское кружево,

— Роспись по ткани — Павловские платки и шали

— Вышивка — Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.

ЛИТЕРАТУРА

Литература — вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на:

— Художественную

— Учебную

— Историческую

— Научную

— Справочную

Основными жанрами литературы являются:

— Лирика — один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

— Драма — один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

— Эпос — повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

— Эпопея — крупное произведение эпического жанра.

— Новелла — повествовательный прозаический (гораздо реже — стихотворный) жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму.

— Повесть (рассказ) — литературный жанр, который отличается менее значительным объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой

— Рассказ — Эпическое произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции.

— Роман — большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах.

— Баллада — лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами.

— Поэма — сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах.

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература — живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Музыка — (от греч. musike — букв. — искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки — культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:

— на роды и виды — театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

— на жанры — песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, — такова природа музыкального образа.

ХОРЕОГРАФИЯ

Хореография (гр. Choreia — пляска+ grapho — пишу) — вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.

Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки — в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.

Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.

Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтом каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Театр — вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Основа театра — драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.

Театральные постановки подразделяются по жанрам:

— Драма;

— Трагедия;

— Комедия;

— Мюзикл и т.д.

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.

ФОТОИСКУССТВО.

Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) — искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.

Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера — обскура).

Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобра-зительный образ документального значения.

Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатляющий в застывшем изображении существенный момент действительности.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной об-работки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.

КИНОИСКУССТВО

Кино — искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т. д.

Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.

Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.

Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное.

Определены также жанры кино:

— драма,

— трагедия,

— фантастика,

— комедия,

— историческое и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура играет особую роль в совершенствовании личности, в формировании её индивидуальной картины мира, ибо в ней аккумулирован весь эмоционально-нравственный и оценочный опыт Человечества.

Проблема художественно-эстетического воспитания в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения стала объектом внимания социологов, философов, теоретиков культуры, искусствоведов. Данное учебно-справочное пособие является небольшим дополнением к огромному пласту учебного материала касаемого сферы искусства. Автор выражает надежду, что он послужит хорошим подспорьем для студентов, учащихся и всех кому небезразлично искусство.

Фотореализм: отражение — журнал Art & Antiques

В фотореализме гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Джон Солт, Разрушенная верфь Альбукерке (Sandia Auto Electric), 1972 г., холст, масло, 48 x 72 дюйма;

Избранные изображения: (Нажмите, чтобы увеличить)

Роберт Коттингем, Radios, 1977, холст, масло, 78 x 78 дюймов.
Роберт Бехтл, 73 года Малибу, 19 лет74, холст, масло, 48 х 69 дюймов.

Джон Солт, Albuquerque Wreck Yard (Sandia Auto Electric), 1972, холст, масло, 48 x 72 дюйма;
Чарльз Белл, Gum Ball No. 10: «Sugar Daddy», 1975, холст, масло, 66 x 66 дюймов.

Кажется нелогичным, что картины, которые предлагают прямой репрезентативный подход к своим предметам, должны вызывать такую ​​критическую путаницу. Обзор 1992 Выставка фотореализма в Музее Уитни «Шесть взглядов на фотореализм» критика Вивьен Рейнор в «Нью-Йорк Таймс» указала на тот факт, что в ней участвовала фигура междисциплинарного авантюризма, такая как Ролан Барт, через критика Томаса Олбрайта. , чтобы обеспечить адекватную критическую рамку для анализа движения и его двойственной очевидной и неуловимой природы. Письма Барта о Новой французской литературе (более известной как романский модерн), движении, которое также стремилось воспроизвести поверхность вещей без предубеждений или авторского акцента, призвано критически относиться к, казалось бы, объективным фотореалистичным изображениям. Благодаря своему человеческому происхождению, скрупулезное воспроизведение эмпирической реальности в фотореализме не может не улавливать чувств и идей и — подобно таинственным внутренним лабиринтам величайшего теоретика и автора романского модерна Алена Роб-Грийе — населяться призраками современности. человеческие машины, которые переводят и создают их.

Название новой выставки «От объектива к глазам — к руке: фотореализм с 1969 года по сегодняшний день» в Художественном музее Пэрриш в Уотер-Милл, штат Нью-Йорк (6 августа 2017 г. — 21 января 2018 г.), выражает словами цепочку восприятий. и действия, которые привели к созданию ослепительных работ, выставленных на обозрение. Как и сами работы, название намекает на человека-художника (безымянный набор перспектив и аффектов) в центре всего, чье видение и труд пронизывают их, окутывая образы незримым присутствием, всегда парящим вне поля зрения. Фотореализм есть в этом смысле регуманизация кажущегося объективным, непосредственным восприятия реальности фотографией, человеческое обозначение нового мира машинных образов и реальности через труд художника по его воспроизведению.

Последняя выставка Пэрриша привносит новое измерение в фотореализм, возможно, критически недооцененное и недооцененное подмножество постмодернистской живописи 1960-х годов, которое выросло из взаимодействия поп-арта с популярной культурой как предметом, а процессное искусство сосредоточено на материальности и привилегии «как это сделано.» На выставке представлены 73 работы некоторых из самых известных деятелей движения, в том числе Чака Клоуза, Ричарда Эстеса, Ральфа Гоингса и Одри Флэк, представляющих обычный уклон жанра в сторону крупномасштабных изображений мерцающего металла и стекла. Однако выставка началась не с этих больших глянцевых картин, написанных маслом на холсте, а с более чем 30 работ на бумаге, которые также выставлены на обозрение.

Куратор Терри Султан объясняет, как случайная встреча со стеной, заполненной акварельными работами фотореалистов, вдохновила на создание выставки: «В коллекции Пэрриша много реалистических картин, модернистских натюрмортов и пейзажей. Однако в этом разговоре не хватает одного — фотореализма. В гостях у Луи Мейзеля, торговца, который изобрел термин «фотореализм» и давнего друга музея, я наткнулся на целую стену акварелей фотореалистов, и большинство из них никогда раньше не видел». Эти работы из коллекции Мейзела дали Султану возможность поставить фотореализм на его уникальное место в истории живописи, на перекрестке репрезентации и авангарда, а также показать работы на бумаге, трансформирующие технический, концептуальный и философский подходы. движения в другой набор материалов.

Султан говорит: «Я хотел показать эти работы в контексте фотореалистичных картин, которые люди знают». Выставляя такие работы, как акварель Гоингса 1981 года на бумаге «Натюрморт с клеткой», которая представляет собой то, что кажется более интимной деталью больших закусочных перспектив художника в другом, более тонком и ярком наборе материалов, а также графит и акварель Клоуза 1973 года на бумаге. Nat-Horizontal/Vertical/Diagonal, акварельная итерация нео-пуантилистских портретов художника, текучесть подхода движения становится очевидной. Фотореализм появляется как нечто большее, чем пони с одним трюком, привязанный к определенному масштабу и определенному набору материалов.

Интимность мелкомасштабных акварелей добавляет картине фотореализма еще одно измерение. Наблюдение за произведениями движения в таком масштабе — опыт, совершенно отличный от впечатляющего технического зрелища более крупных работ, — фокусирует внимание на человеческом элементе. Непосредственность этих работ, в отличие от трудоемкой, в значительной степени основанной на технологическом характере крупномасштабных работ маслом на холсте, также помогает развеять идею о том, что за Photorealist стоит искусственный метод «рисования по номерам». картины. «Люди действительно неправильно понимали, что делали эти художники, критика рисунков по номерам была основным фактором часто пренебрежительного отношения к ним, — говорит Султан, — но это было не то, что было; это не так просто.»

Многие большие работы были сделаны из прорисованных проекций фотографий на холсте, но не все. «Некоторые из них работали по старинке, создавая сетку на холсте, как это делал Чак Клоуз», — говорит Султан, продолжая объяснять, как Клоуз каждое утро приходил в свою студию и рисовал квадраты сетки. он изложил, отметив с легким смехом, как этот подход помог доказать старую поговорку: «90 процентов успеха — это явка». Этот, казалось бы, демистифицирующий подход к живописи предполагает отход от представления о том, что измученная душа разбрызгивается по всему холсту в момент «чистого» вдохновения, без планирования и дисциплины. Но это не значит, что индивидуальная техника того или иного художника не является частью характера произведения. Работа Клоуза и работа Эстеса различаются не только по композиции и содержанию (два фактора, которые составляют часть модернистской генеалогии фотореализма), но и по мазку. Несмотря на кажущееся отрицание живописи, фотореализм во многом связан с живописью, только в новой парадигме.

Место краски в фотореализме становится еще более очевидным при взгляде на акварель. Возможности, предоставляемые этими работами на бумаге, привлекали художников, не говоря уже о масштабе. «Почти все они сказали, что одной из причин, по которой их привлекла акварель, была ее яркость», — говорит Султан. Эта забота об особом характере акварели свидетельствует о том, что может быть не очевидно на первый взгляд в прекрасно обработанных маслом фотореалистов: краска и ее материальность имеют первостепенное значение. Передача отражений на металле, стекле и хроме, чему способствует масляная краска благодаря своим собственным отражающим качествам, является основной характеристикой фотореализма.

В картине Гоингса «Мисс Олбани Дайнер» 1993 года, масло, холст, взгляд зрителя перемещается от одного изображения отраженного света к другому. От пластиковой поверхности прилавка закусочной до стеклянного купола, в котором находится торт, и изогнутых панелей потолка, отражающих логотип Pepsi, каждая встреча между светом и поверхностью имеет свой собственный характер, который Гоингс воссоздает, используя собственный блеск масляной краски. «Колесо фортуны», картина Флэка, написанная маслом на холсте 1977–1978 годов, также представляет собой набор отражений, которые заставляют глаза зрителя танцевать. Натюрморт с оккультным оттенком, который напоминает некоторые насмешливые занятия фатализмом, гаданиями и атрибутами сверхъестественного как в стиле модерн, так и в кино французской Новой волны, особенно в фильме Аньес Варда «Клео из». 5-7 — содержит не одно, а два зеркала. Один отражает частичный вид объектов на дисплее; другой, однако, полностью заполнен светом. Эти двойные зеркала метафорически передают сложную и оптически фундаментальную природу отношений между светом, зрением и созданием изображений, которые фотореализм считает своей основой и фокусом.

В картине Эстес 1987 года, написанной маслом на холсте, «Империя отелей» использование света и отражений вместо заполнения всего холста достопримечательностями и бравурного технического применения, как в «Закусочной мисс Олбани», буквально отодвигает отражение в сторону. На крайнем левом краю картины вся сцена отражается в оконном стекле, которое, безусловно, является самым захватывающим и интригующим местом для приземления глаз. Размещение отражающей поверхности сбоку от композиции, а не в центре, как в прямых композициях многих фотореалистических произведений, имеет поэтический аспект. Мир продолжается, люди переходят улицу, машины припаркованы вдоль тротуара, а голубое небо спокойно усеяно белыми, как ватные шарики, облаками, но для художника, вечного аутсайдера в часто добровольном, но необходимом изгнании , сцена существует как чистый свет, отражение мира.

Свет — это инструмент как художников, так и фотографов, и фотореализм отражает эту близость посредством выбора сюжетов. Однако, как ясно из названия шоу, объектив и фототехника также имеют большое значение. Цифровая фотография продвигает фотореализм на еще более захватывающую территорию благодаря своей способности захватывать изображения с непревзойденной до сих пор скоростью, непосредственностью и легкостью. По мере того, как художники-фотореалисты создают работы, нарисованные с помощью цифровых фотографий, сложные и проясняющие отношения между технологией искусства и его человеческим элементом, их разъединение и симбиоз становятся еще более очевидными и захватывающими.

Идея о том, что человек использует цифровые машины для захвата изображений, уникальных для оптических и обрабатывающих возможностей технологии, заставляет нас задаться вопросом, где граница между человеком и машиной находится в данный момент времени и где она будет в будущем. будущее. Цифровая камера, в отличие от аналоговых камер предыдущей эпохи, которые просто снимали отпечатки, является и глазом, и разумом, не только собирающим, но и переводящим. Художник в этом смысле становится своего рода киборгом, видящим привилегированным технологическим глазом, который улавливает визуальную информацию и свет, переводит их в цифровую информацию, а затем снова собирает их в изображение, серию пикселей, которые странным образом перекликаются с Чаком. Закрыть сетки.

Фотореалисты неявно находились в диалоге с этой загадкой человека и машины с самого начала их сильно основанного на процессах, вдохновленного фотографией и зависящего от обстоятельств движения. Цифровая фотография, однако, заводит эту онтологическую художественную загадку еще дальше, приближая нас на один шаг к тому, чтобы спросить, по словам провидца контркультурной научной фантастики Филипа К. Дика: «Мечтают ли андроиды об электрических овцах?» Однако в нашем случае возникает вопрос: «Будут ли художники рисовать то, что могут видеть только машины?»


Крис Шилдс

Отражения в зеркале в искусстве

Зеркала, как и их отражения, могут быть неоднозначными и даже противоречивыми по своему значению. Они показывают правду или иллюзию? Красота или тщеславие? Саморефлексия или поверхностность? Ответ так же изменчив, как и сам объект: зеркала использовались для отражения всех этих значений и даже больше в искусстве.

Ниже приведены пять ключевых тем, которые зеркала отразили в искусстве, а также в их зрителях.

Я

Зеркала существуют с тех пор, как люди любят смотреть на себя. Отражения можно найти в полированном обсидиане, металле и даже в воде, когда это необходимо, но самые ранние известные образцы зеркал из обсидиана датируются примерно 6200 годом до нашей эры в современной Турции. Недавний анализ подтвердил, что обсидиановое зеркало, которым пользовался елизаветинский советник и оккультист Джон Ди, ныне находящееся в коллекции Британского музея, было ацтекского происхождения.

Это обсидиановое зеркало использовалось для оккультных исследований елизаветинским математиком, астрологом и магом доктором Джоном Ди, родившимся #otd в 1527 году pic.twitter.com/iqrgGZ7PrI

— Британский музей (@britishmuseum) 13 июля 2017 г.

Хотя зеркала становились все более популярными и их можно было приобрести практически в любой форме и по любой цене с шестнадцатого века, стеклянные зеркала оставались роскошью до промышленного появления девятнадцатого века.

Независимо от того, какую форму оно принимает, зеркало является важнейшим инструментом художников для рисования, важной отправной точкой в ​​обучении тому, как изображать другие черты и фигуры. Зеркала оказались особенно полезными для художников, которые не могли позволить себе или получить доступ к моделям, например, для женщин-художников, которым было запрещено посещать традиционные художественные академии. Пример можно увидеть в рукописи начала пятнадцатого века трактата Джованни Боккаччо 1361–1362 9.0011 De Mulieribus Claris (О знаменитых женщинах) , на котором изображена древнеримская художница Марсия, использующая зеркало для рисования своего автопортрета.

Иллюстрация к роману Джованни Боккаччо «De Mulieribus Claris»

ок. 1403 г., Мастер коронации Богородицы

г.

С приходом гуманизма и ростом уважения к профессии художника в эпоху раннего Нового времени автопортреты также стали важными подписями для выражения личности и престижа художников. Ранние художники редко показывали зеркало в действии, предпочитая либо стирать, либо подразумевать его присутствие, изображая себя в позе, как любой другой натурщик, или глядя прямо на зрителя. Но те, кто включил его, могли вызвать у зрителя более глубокие вопросы о работе и о том, что значит смотреть на чье-то перевернутое изображение. Глядя на нарисованное отражение, мы вспоминаем мастерство художника, перспективу и способность формировать то, что мы видим.

Тревор Макинсон утвердил свою художественную индивидуальность, создав себя с помощью ремесленных инструментов в In My Studio Mirror .

Автопортрет 1909

Джордж Фредерик Харрис (1856–1926)

Досуговый фонд Мертир Тидвил

Автопортрет Джорджа Фредерика Харриса 1909 года достигает той же цели, ссылаясь на известные работы, такие как «9 Пармиджанино».0011 Автопортрет в выпуклом зеркале и зеркало Яна ван Эйка из Портрет Арнольфини .

Автопортрет в выпуклом зеркале

ок. 1524 г., масло на выпуклой панели работы Пармиджанино (1503–1540)

Видение

Художники также использовали зеркала, чтобы смотреть наружу, символизируя зрение и истину. Ранние современные олицетворения истины часто включали в себя зеркала и весы, как мрачная картина семнадцатого века 9.0011 Истина, представляющая зеркало суеты мира .

Темная поверхность зеркала отражает череп перед ним, показывая быстротечность земной жизни и удовольствий. Та же символика встречается и в аллегорических образах вроде Смерть и Дева , на которых изображен старик, окружающий молодую женщину черепом и зеркалом. Зеркало показывает и ее, и череп, нависший над ее плечом, одновременно усиленный контраст между жизнью и смертью и видение неизбежного будущего.

На портрете художника Ганса Бургкмайра и его жены Анны, написанном Лукасом Фуртенагелем в 1529 году, Анна держит зеркало, отражающее черепа там, где должны быть их мрачные лица.

Художник Ханс Бургкмайр (1473–1531) и его жена Анна

1529 г., липа, масло, Лукас Фуртенагель (1505–1546)

.

Более прозаично, зеркала могут демонстрировать мастерство художников в передаче глубины, перспективы и света, как 9 Герберта Дэвиса Рихтера.0011 Размышления в серебряном колокольчике или Зазеркалье Джеймса Коуи .

Они также добавляют композиционной игривости или сложности портретам – от веселой, домашней акварели младенца…

Виола 1915

Альфред Ашер Соорд (1868–1915)

Музей и художественная галерея Буши

… к абсолютному сюрреализму фотографии Бена Николсона, сделанной Джоном Хамфри Спендером.

Бен Николсон ок. 1935 г.

Джон Хамфри Спендер (1910–2005)

Национальная портретная галерея, Лондон

В качестве визуального устройства зеркало предназначено для раскрытия более глубоких истин об их предмете, которые не очевидны на поверхности.

Иллюзия

И наоборот – или, возможно, выпукло – зеркала могут ассоциироваться с обманом и мошенничеством. Корнелис де Ман использовал его, чтобы добавить глубины голландской жанровой картине Игра в карты с женщиной Отражение в зеркале , намекая как на обман в игре, так и на возможность сексуальных ставок.

Художники также используют зеркала, чтобы разыгрывать безобидные трюки, создавая визуальные иллюзии, которые приводят зрителей в восторг и побуждают их размышлять о самой идее видения и границах реальности.

Лас Менинас

1656–1657, холст, масло Диего Веласкеса (1599–1600)

В картине Диего Веласкеса « Las Meninas » изображены испанские король и королева, отраженные в зеркале на дальней стене, что подразумевает их вход в сцену, где стоит реальный зритель картины. Эта маленькая деталь добавляет как визуальной глубины, так и политической сложности работы.

Центральное зеркало «Портрета Арнольфини» добавляет аналогичный нюанс изображению молодоженов, представляя отражения двух посетителей, входящих в комнату, где они стоят.

Другие работы используют зеркала, чтобы подчеркнуть, что внешний вид не всегда является тем, чем кажется, например, Эдуард Мане Бар в Фоли-Бержер . Кажется, что апатичная барменша одновременно смотрит на зрителя прямо и наклоняется к покупателю в зеркале позади нее, которое отражает гудящее окружение бара.

Некоторые ученые предположили, что перспектива Мане на самом деле является офсетным видом, усиливающим оптический трюк. Как ни посмотри, иллюзия зеркала усиливает разрыв между внутренней и внешней реальностью и изоляцию барменши в ревущей толпе.

Тщеславие

Аллегорические образы женщин, любующихся собой или выполняющих свой туалет в зеркале, широко распространились в европейском искусстве, служили моральным предостережением против эгоизма, которые оставались популярными на протяжении веков, особенно потому, что они часто служили двойной цели, вызывая щекотку. Тема для зрителей-мужчин тоже. Эти образы воплощают сложные гендерные правила, которые требуют от женщин красоты, но наказывают за внешнее усилие.

Фигурная «доска-пустышка», подобная этой, служила в натуральную величину напоминанием о пороке тщеславия в домашнем хозяйстве семнадцатого века, а фигура-компаньон, держащая метлу, пропагандировала добродетель трудолюбия.

В ту же эпоху аллегория человеческой слабости Габриэля Метсу, Женщина у своего зеркала , предостерегала женщин от опасностей сосредоточения внимания на физической, а не на духовной красоте.

Зеркала могут легко отражать похоть и красоту наряду с тщеславием, как в Туалете Венеры Веласкеса и многочисленных идеализированных изображениях богини любви.

На картине Веласкеса изображена лежащая обнаженная Венера, смотрящая на свое размытое отражение в зеркале, которое держит ее сын, бог любви Купидон. Эскизная манера письма в зеркале удерживает внимание на ее теле в этой сцене, предназначенной для личного щекотания.

Точно так же и розовощекая женщина с обнаженной грудью в фильме Паулюса Морелса «9». 0011 Аллегория нечестивой любви беззастенчиво указывает на собственное отражение, символизирующее материальные и сексуальные желания.

Изображения женщин в туалете также широко использовались в японских гравюрах укиё-э восемнадцатого века таких художников, как Китагава Утамаро, призванных подчеркнуть красоту и удовольствие.

Такашима Охиса использует два зеркала для наблюдения за своей прической

ок. 1795 г., гравюра на дереве Китагавы Утамаро (ок. 1753–1806)

Более поздние картины продолжали следовать условностям композиций «тщеславия», используя свои зеркала и жесты для создания работ, которые наказывали женщин за заботу о своей внешности и одновременно объективировали их тела.

Этот смешанный сексизм проявляется в таких работах, как « Обнаженная с зеркалом, поправляющая прическу» Жоржа ван Хаутена .

Однако некоторые работы современных художников изображают женщин, использующих силу зеркала для себя, например, Гвендолин Э. Роджер.Автопортрет 60-х годов.

Отражение

Зеркала могут визуализировать как эмоциональные, так и физические реальности, пробуждая более глубокий смысл в задумчивых и неоднозначных сценах, таких как Девушка у зеркала Дэвида Мюрхеда .

Британия Джейн Уркхарт также наводит на дальнейшие размышления: олицетворенная воительница стоит в зеркале, задрапированная Юнион Джеком, но за стеклянной поверхностью мы можем видеть ее смятую газетную обертку, обнажающую деревянное основание куклы и поникшую стебель пшеницы она несет.

Что картина отражает, а что нет, решать зрителям. Можно также вообразить отражения — портрет физика Питера Хиггса, сделанный Кеном Карри, использует большое зеркало, чтобы окружить его новаторскую работу над бозоном Хиггса позади его головы.

А сюрреалист Рене Магритт представил отражение как переводчика между словом и изображением в своем Волшебном зеркале , которое показывает слова «corps humain» (человеческое тело) вместо визуальной фигуры.