«Море». Жуковский. Анализ — Русская историческая библиотека

Одно из наиболее полных выражений стиля и идей романтизма Жуковский дал в стихотворении-элегии «Море» (см. его полный текст), написанном в 1822 году.

 

Жуковский. Море. Анализ стихотворения. Слушать аудиокнигу

 

Это стихотворение посвящено двоюродной сестре поэта, Марии Протасовой, которую Жуковский горячо любил, но не мог жениться на ней по близкому родству.

Жанр стихотворения – элегия, что в буквальном переводе означает «жалоба». Написано оно без рифм, белым стихом, что сильнее подчёркивает пронизывающие его глубокие философские размышления.

Жуковский обратился к образу моря одним из первых в русской поэзии. Его пример нашёл многих подражателей. Среди них был и Александр Сергеевич Пушкин.

В композиции стихотворения Жуковского можно выделить три части. Вначале герой элегии созерцает море и ведёт с ним задумчивый разговор. Затем автор изображает бурю на море, которая навевает на него ощущения тоски и тревоги. Вслед за тем море возвращается к спокойствию, но лирический герой уже догадывается о многом в жизни водной стихии, которую он уподобляет живому существу, способному, как и человек, испытывать страдания от «враждебной мглы». Борьба моря и туч отмечает в стихотворении высшую точку душевного напряжения, становится его кульминацией.

Главная тема стихотворения – невозможность для моря соединиться с горячо любимым небом, чьим существом оно постоянно живёт, отражая его в своих волнах. Она связана с неразделённой любовью Жуковского к Марии Протасовой.

Среди художественными средств элегии «Море» можно отметить эпитеты, олицетворения, которые придают морю сознание и душу: поэт говорит, что оно «тянется из земныя неволи», наполнено «смятенной любовью» и «тревожной думой», что оно «ласкает золотые облака».

Стихотворение пронизано антитезами, которые усиливают противопоставление ясности и спокойствия моря и темноты наползающих на небо туч.

Поэт изображает море среди покоя природы. Его поражает противоречие с этим покоем непрестанного движения морской стихии.

Это беспокойное движение служит для поэта символом состояния любящей души человека, поэзии (как в стихотворении «Таинственный посетитель) и всей человеческой жизни. Море, как любящий, живет одною жизнью с тем, кого любит (у Жуковского – с небом):

 

Ты чисто в присутствии чистом его,
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.

 

Эта жизнь – тайна для других:

 

Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?

 

Однако же чуткая душа поэта угадала эту жизнь. Она сладостна:

 

…сладостной полное жизни.

 

Но счастье, ею доставляемое, непрочно. Любящему сердцу приходится переживать тяжелые минуты борьбы, когда пытаются разлучить его с тем, кого оно любит:

 

Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя –
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу. ..

 

От того самые минуты счастья возмущаются чувством вечной тревоги в его «напряженной» груди:

 

…смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.

 

То – следы пережитого горя:

 

Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны…

 

или опасение потерять возвращенное счастье:

 

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье.
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

 

Для полноты счастья нужно стать выше этих сил, его нарушающих, а это на земле – невозможно!

 

Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое, светлое небо к себе?..

 

Будучи символом души, море в стихотворении этом есть и символ поэзии, как ее понимал Жуковский. Небо является, источником красоты для моря, которое передает ему и светозарную лазурь, и свет зари, и золотые облака, и звезды.

Таким образом, в этом стихотворении, одном из лучших оригинальных произведений Жуковского, как в фокусе, встречаются важнейшие романтические идеи, которыми жил поэт. В одном из позднейших его произведений («Я музу юную бывало…») мы видим это отождествление жизни своего сердца с вдохновением поэзии. Он говорит там:

 

На все земное наводило –
Животворящий луч оно,
И для меня в то время было
Жизнь и поэзия одно –

 

и противопоставляет этому состоянию поэтического вдохновения другое, когда душа лишена видений – и он перестает быть поэтом:

 

Но дарователь песнопений
Меня давно не посещал,
Бывалых нет в душе видений,
И голос арфы замолчал.

 

 

«Море», анализ стихотворения Жуковского

Стихотворение «Море» Василий Жуковский написал в 1822 году. В это время его по праву стали называть в литературных кругах «певцом романтики и свободы». Жуковский оттачивал своё мастерство, опираясь на произведения известных писателей романтизма: Байрона, Бёрнса, Блейка. В «Море» автор раскрыл все свои душевные порывы и предстал перед читателем как первоклассный мастер пейзажных зарисовок.

Тема стихотворения — свободное море. Оно бывает разным: прекрасным, загадочным, умиротворённым, беспокойным. Идея стихотворения — показать читателю огромность и мощь моря, его неразрывную связь с небом, его превосходство над суетностью и обыкновенностью человека. Море у Жуковского замаскировано под живой объект, до конца не понятный читателю. Эта поэтическая уловка в духе романтизма помогает автору сохранять интригу своих философских рассуждений на протяжении всего стихотворения.

С самого начала стихотворения читатель пребывает в напряжённом ожидании финала: а что же будет с морем дальше, как оно справится с бурями и страстями? Каждый волен воспринимать море по-разному. Для кого-то это только вольная, огромная стихия, для некоторых — это источник вдохновения и красоты, для иных — пространство приключений и подвигов. Многие из почитателей таланта Жуковского (а среди них и известные литературные деятели) предполагают, что «море у поэта — есть человек, а человек — есть море». Если взять за основу анализа стихотворения такую точку зрения, то станет понятной главная мысль стихотворения — каждый человек — это большое море с личными штилями, штормами в душе, с жизненными напастями, вечными надеждами и частым одиночеством среди шумной толпы.

Сюжет стихотворения»Море» не сложен для восприятия. Читатель как бы со стороны наблюдает всё происходящее. Вначале он видит спокойное, синее море и некоего лирического героя, ведущего с ним разговор. Лирический герой стоит на берегу и, зачарованный увиденным вокруг себя, старается познать и понять тайны морского величия и небесного безграничия. Какую же мы сложную задачу он поставил перед собой, ибо никогда «нельзя объять необъятное».

Далее читатель слушает речь лирического героя с ещё большим интересом — ведь тот теперь в свою беседу вовлекает ещё и небо. Море и небо немы, они позволяют себе с высоты своей значительности в мире только снисходительно слушать разгорячённого человека.

В конце стихотворения показаны единство моря и неба, их тайная солидарность и искренняя привязанность друг к другу.

Размер стихотворения — амфимбрахий. Если внимательно присмотреться к слоговому делению слов в строчке, то можно увидеть, что в трёх идущих друг за другом слогах ударение падает на каждый второй (серединный). Рифму можно назвать перекрёстной. Есть в ней есть много не созвучий, свойственных Жуковскому. Автор стремился не к «чистым», а к «неожиданным» рифмам, чтобы подчеркнуть исключительность описываемой ситуации. Например:

море-любовью; твою-грудь; лоно-неволи. Встречаются у автора и своеобразные «свободные» строчки, которые «белый стих» его творения делают очень красивыми.

Стихотворение «Море» изобилует олицетворениями. Да это и понятно. Ведь у автора море, небо, буря — живые, как люди. Море дышит, думает, скрывает тайну, ласкает облака, дрожит. Тучи отнимают небо у моря. Небо тянет море к себе.

Эпитеты помогают точно рассмотреть картину происходящего: «безмолвное море», «тревожною думой», «необъятное лоно», «глубокая тайна», «светозарной лазурью», «облака золотые», «враждебная мгла», «прошлой тревоги», «возвращённых небес», «бездне покойной»

.

Глаголы в стихотворении настраивают читателя на внезапность и неожиданность, на быстроту развития сюжета: бьёшься, воешь, подъемлешь, рвёшь, терзаешь

Жанр стихотворения — элегия. В переводе с греческого — «жалобная песня». Грусти в стихотворении много, жалоб — нет. Есть сожаление, есть жалость, есть тоска, есть печаль. Есть надежда и есть светлое, чистое размышление о жизни… Размышление в духе романтизма…

  • «Людмила», анализ баллады Жуковского
  • «Светлана», анализ баллады Жуковского
  • «Лесной царь», анализ баллады Жуковского
  • «Невыразимое», анализ стихотворения Жуковского
  • Жуковский Василий Андреевич, краткая биография

По произведению: «Море»

По писателю: Жуковский Василий Андреевич


Анализ сюжета.

Жуковский. «Море»

Написанное Жуковским в начале 19 века стихотворение «Море» вызывало восхищение современников поэта. Хотя он был создан в 1822 г., но напечатано произведение только в 1829 г. в сборнике «Северные цветы». Выход поэмы не остался без внимания Пушкина, который в письме к Вяземскому выразил восхищение творчеством Жуковского. Лермонтова и по крайней мере выучил его наизусть. В основу элегии положен романтический образ водной стихии – это прежде всего анализ. Жуковский «Море» писал со свойственной ему проникновенностью и одухотворенностью. Поэт, как никто другой, чувствовал природу и понимал ее настроение.

Море передает местонахождение лирического героя и олицетворяет загадочную стихию, тайну которой пытается разгадать поэт. Автор лишь наблюдает за тихой или бурлящей водой и на основании ее поведения делает для себя выводы. Анализ стихотворения «Море» Жуковского показывает символическую связь между земной и небесной стихиями. Поэт замечает, что настроение морской пучины зависит от небесных высот. Первый несвободен, он обременен земными узами, поэтому остается только наблюдать и восхищаться далеким и идеальным другом.

Небо — воплощение высокого образа, летящего ввысь, символ мира, спокойствия и красоты. Море символизирует человеческую душу, стремящуюся к достижению идеала. Буря – земные испытания, тревоги и печали. При детальном изучении стихотворения все это очень хорошо показывает анализ. Жуковского «Море» условно разделено на три части, каждая из которых имеет свое настроение, содержание, ритмический строй и интонацию.

В первой части поэмы царит спокойствие, умиротворение и безмятежность. Никто не мешает морю любоваться небом, его утренним и вечерним преображением. Связь двух изображений очевидна, что показывает анализ. Жуковский «Море» писал для того, чтобы передать единство возвышенного и земного состояний человека. В этой части стихотворения преобладает размеренный ритм, завораживающий, мелодичный и немного романтичный.

Во второй части начинается шторм, провоцирующий водную стихию, что и показывает анализ. Жуковское море здесь соотносится с человеком, стремящимся добиться справедливости, вернуть утраченный идеал, отобрать у врага святыню. Стихии рвут, бьют, воют, терзают тьму. Тревожное настроение передается ускоряющимся ритмом, повышенной интонацией. Таким образом, автор показывает, насколько взбесилось море, что оно не согласуется с действительностью.

В третьей части поэмы настроение водной стихии после бури показывает элегия «Море». Анализ Жуковского заставляет событие произойти. Оказывается, тучи разошлись, вернув небу прежний безмятежный вид, море тоже успокоилось, но только внешне, внутри него все кипит и кипит. Стихия в смятении, боится снова потерять своего друга. Автор передает настроение лирического героя низкой тональностью, плавным ритмом, хотя тревожные нотки все же чувствуются.

С помощью поэтических средств Жуковский смог сформировать представление о море как о живом существе. Все стихотворение пропитано мелодичностью, что еще раз подчеркивает талант поэта.

элегия Жуковского: идея и анализ произведения

Элегия – стихотворение, проистекающее из глубоких чувств, охвативших поэта. Обычно это искренняя работа и очень личная. Его сентиментальные размышления печальны, если, скорее, не полны глубокой печали. Стихотворение «Море» (изящество В. А. Жуковского) полностью отвечает этим требованиям.

Маша Протасова

Василий Андреевич Жуковский был внебрачным ребенком, которому впоследствии не разрешили выйти замуж за любовника. Ее мать была так против мезальянса, что предпочла бы смерть дочери союзу с этим человеком. Вот такой Маша выглядела в глазах Василия Андреевича – юной, нежной и красивой.

Она была и умна, и чувствительна, и глубоко религиозна. Она была настолько поэтична, что поэзия крутила вокруг нее все. Мог ли Жуковский не любить? Конечно, нет. Разве мог он не страдать, зная, что счастье недостижимо? Конечно, нет. Он дважды сватался к Машеньке, но оба раза получил категорический отказ. Друг посоветовал мне жениться на Маше. Но послушание и религиозность матери не позволили девушке согласиться на такой брак. Они оба глубоко любили друг друга и страдали, но девушка уехала вслед за сестрой в Дерпт. Сейчас это город Тарту. С Василием Андреевичем Машенька поклялась хранить дружбу всю жизнь, которая оказалась недолгой. А Василий Андреевич так глубоко и сильно любил свою прекрасную музу, своего прекрасного ангела-хранителя, что так и не женился.

Свое горькое счастье он пронес через всю жизнь. Девушка в Дерпте вышла замуж за недостойного человека, который только казался порядочным в свете, продолжая любить Василия Андреевича. Муж, будучи очень ревнивым, не позволял Машеньке встречаться с Жуковским. Оба повиновались судьбе. Их разделяло Балтийское море и личные обстоятельства. В 1822 году была написана элегия «Море». История создания поэмы, на самом деле, драматична.

Элегия

Начнем анализ элегии «Море» как изображения конкретных человеческих чувств. Условно 28 строф поэмы можно разделить на семь неравных частей, в которых будет присутствовать сам лирический герой, и та, о которой он постоянно думает. Размышления о любви, переданные метафорически, через образ водной стихии, составляют тему элегий. В первом четверостишии поэт передает собственное состояние, используя образ моря, как метафору запутанной любви и тревожной мысли. Во втором шестистрочном стихе, также через образ водной стихии, лирический герой, просящий море, беседует со своей возлюбленной.

Он спрашивает, что это такое в плену. Нежно и нежно умоляет открыться ему. В третьем шестистрочном стихе, одухотворенном морем, поэт вспоминает дни счастья с возлюбленной, когда утром и вечером все лучезарно освещалось, все обласкано и доставляло радость. В следующем четверостишии он метафорически говорит, как ведет себя человек, когда у него отнимают мечту. Как он мучается и борется изо всех сил.

Продолжаем разбор поэмы «Море». Элегия в своей предпоследней шестистрке говорит об обманчивом покое, наступающем после борьбы с невзгодами. Это тоже метафора. Кажется, что все тревоги уходят, но это мнение обманчиво. Две заключительные строфы говорят о внутреннем смятении, скрытом глубоко, но вызывающем трепет. Любовь с ее сомнениями, и страхом, и надеждой — тема элегии «Море» Жуковского.

Природа как прообраз Марии

Спокойное лазурное море, бушующее, успокаивающее, бурное в своих глубинах, целиком и полностью связано с образом Жуковского о Марии, такой близкой ему и такой далекой. Тема и идея элегии «Море» Жуковского тесно переплетаются. Очарованный водной стихией, он навсегда предан чарам Марии, Маши. Просив море, он просит юную девушку доверить ему его сокровенную тайну. Он спрашивает ее, метафорически обращаясь в небо, тянет ли ее к нему, далекому, светлому.

Поэт успокаивает любимую тем, что помыслы его высоки и чисты, но пусть ласкает его и радостно сверкает. Он считает, что если что-то помешает им встретиться, то Маша будет бурно, как стихия воды, протестовать и метаться. Но вот преграды исчезают, как уходят с моря тучи и туман, а Маша еще долго волнуется. Она не может прийти в себя, и ее спокойный вид обманчив. Она до сих пор боится и, любуясь небом, то есть поэтом, трепещет за него, за их любовь. Таков глубокий анализ элегии «Море», если знать обстоятельства любви поэта.

Часть первая

Стихотворение написано на одном дыхании, так быстро, так проникновенно, что его даже не нужно было делить на строфы. Стихотворение «Море» — элегия в полном смысле этого слова, потому что оно грустное и очень личное. Все, что я хотел, но не мог выразить иначе, поэт писал метафорами в Море. Элегия драматична, если рассматривать ее как вдохновленный поэтом мир природы. То, как Жуковский стал относиться к природе, стало провозвестником романтизма в русской поэзии. Полностью ее оживит великий Ф. Тютчев. Он найдет в ней свободу, и любовь, и язык. Но это «Море» начинается. Элегия повествует о наблюдении поэта за прелестью лазурного спокойного моря, готового вести диалог с далеким светлым небом. Поэт спрашивает его, хочет ли он подойти к морю с таким же большим, как оно есть, небом, но, в отличие от земли, крепко держащим в руках, легким и воздушным, необременительным.

Часть вторая

Яркое небо наполняет море лазурью, заставляет его гореть светом. Золотые облака ласкают море. Элегия рассказывает, как радостно отражаются в море ночные звезды. Если небо — это душа человека, то море — его тайный, неведомый и невидимый мир. Душа возносится на небеса, чтобы испытать блаженство. А вот вторая его часть — вода — с видимой безмятежностью и умиротворением волнуется всегда.

Часть третья

Волнение на море может перейти в шторм. А дальше — все, берегитесь. Не уносят тучи у прозрачного синего моря. Будет яростно драться, посереть и повести, но кончится его покой и покой, кончится мгла.

Часть четвертая

Произведение «Море» — двуликая элегия. После бури и бури поэт анализирует увиденное. Он видит, как рассеиваются тучи и туман, небо снова сияет лазурью, но море давно помнит ненастье, внутри все бурлит и бурлит. Волны поднимаются давно. Даже на первый взгляд успокоившееся, во внутреннем смятении море боится потерять небо с его сладким блеском.

Заключение

Стихотворение написано в 1822 году, но напечатано гораздо позже, через семь лет, когда Марии Протасовой уже не было в живых.