Биология — 9

Двухмембранные органоиды. К ним относятся митохондрии и пластиды. Митохондрия (от греч. “mitos” — нить, «chondrion» — зерно, гранула) — это органоид овальной формы. Митохондрии имеют собственную ДНК, поэтому могут размножаться делением пополам. Определенная часть энергии, которая образуется в митохондрии, участвующей в клеточном дыхании, может запасаться в виде энергии химических соединений. Эта энергия используется другими структурами клетки.

Пластиды (от греч. «plastidis. рlastos» — сформированный, вылепленный) - органоиды, встречающиеся, как правило, в растительных клетках. Так же, как и митохондрии, имеют собственную ДНК, поэтому могут размножаться делением пополам.

Различают три вида пластид: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты. Лейкопласты бесцветны и могут накапливать запасные питательные вещества. В хромопластах содержатся пигменты, придающие различные цвета растениям. Хлоропласты зеленого цвета; зеленую окраску им придает пигмент хлорофилл. Хлорофилл способен поглощать световую энергию. На свету в хлоропластах при участии пигмента хлорофилла идет фотосинтез. При этом определенная часть световой энергии запасается в виде химических соединений.

Деятельность

Определите названия указанных в таблице органоидов.

1
  • система канальцев разных размеров
  • двух типов: шероховатый и гладкий
2
  • состоит из сложенных стопкой полостей
  • на их поверхности образуются пузырьки
3
  • окруженные мембраной округлые или удлиненные частички, содержащие пищеварительные ферменты
4
  • двухмембранные
  • источник энергии клетки
5
  • Существуют три вида (лейкопласты, хромопласты, хлоропласты)

Урок биологии в 5 «А» классе ФГОС «Пластиды в клетках растений»

Автор: О. В.Высоцкая

Биология

 

 Задачи урока:

  1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности, направленной на изучение пластид в клетках растений.             

  2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с микроскопом; научиться  готовить микропрепараты клеток листа элодеи, клеток томата; распознавать основные части клетки на микропрепарате и таблице.

  3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе .

Методы и методические приѐмы

Методы, способствующие первичному усвоению учебного материала: информационно-развивающие, поисковые. Методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретѐнных знаний (упражнения, практическая работа, решение проблемных задач).

 Тип урока:

изучение нового материала, лабораторная работа.

 Оборудование: ПК, медиапроектор, микроскопы , оборудование для лабораторной работы, прозеленённые клубни картофеля, растение колеус ,презентация по теме «Пластиды».

Содержательная часть урока:

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

1.Организационный момент

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке ,проверяют наличие учебных принадлежностей.

Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

2. Актуализация

Заглянём ка на часок

В нашу клетку –теремок

Там такое происходит

Цитоплазма кругом ходит,

Помогает то движенье

В клетке чудным превращеньям.

Аещё в ней  там и тут органоиды живут

Формулировка темы и  цели урока:

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные пробелы.

1) устный ответ с места :

— назовите известные вам увеличительные приборы

-как приготовить микропрепарат клеток кожицы лука?

2) ответ у доски:

назовите и покажите основные органоиды клетки ?

1 ученик оценивает ответы товарищей (показывая смалики).

1 и 2 парты каждого ряда выполняют письменную работу на карточках(заранее раздать по этим вопросам):

1. назовите основные органоиды растительной клетки.

2.Соотнесите название органоида клетки и выполняемую функцию (Слайд).

Предполагают тему урока и формулируют цели урока.

Отвечают на вопросы

Работа в карточках.

Работают у доски.

Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата

( что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?).

Целеполагание

построение логической цепи рассуждений

Логические:подведение под понятие, выведение следствий.

3. Мотивация

Слайды на доске « Органоиды растительной и животной клеток».

Сравните схемы строения растительной и

животной клетки. Какие вы увидели отличия?

Как называются эти мелкие тельца? Ответ найдите в тексте учебника на стр.37.

Мелкие тельца –пластиды,органоиды придающие окраску листьям, цветкам, плодам и они могут быть не только зелёного цвета.

Предполагаемый ответ: в растительных клетках находятся мелкие тельца зелёного цвета.

Общеучебные

: знаково-символические (работа с рисунками ).

прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения).

Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

4. Изучение нового материала.

Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие УУД.

Формулируем тему и цель урока .

Объяснение учителя об особенностях строения пластид с привлечением дополнительного материала и демонстрацией слайдов.

Цвет пластидам обеспечивают пигменты. Хлоропласты содержат зелёный пигмент хлорофилл.(обеспечивает зелёную окраску)

Слайд

Хромопласты содержат

оранжевый пигмент обеспечивающий окраску плодов, лепестков, листьев осенью.

Лейкопласты-бесцветные пластиды находятся в клетках чешуй луковиц, в клубнях картофеля.

Демонстрация: пластиды могут взаимопереходить друг в друга ( демонстрация позеленённого клубня картофеля и осенних листьев.

Физкультминутка.

Лабораторная работа «Пластиды в клетках листа элодеи в плодах томата и яблока».

Рассматривание микропрепарата пластид в клетках томата.

Записывают тему в тетрадь.

Формулируют цель урока,  знакомятся с планом  достижения цели.

Слушают объяснение учителя.

Анализ текста в учебнике стр.37

Самостоятельно составляют схему в тетрадях.

Слушают обьяснение учителя

Выполняют работу по инструкции  в учебнике стр. 37, 39 и инструктивной карточке.

 (приложение № 1).

Самостоятельно рассматривают микропрепарат ,продолжают заполнение  таблицы по слайду.

 

Целеполагание :выражение своих мыслей

Логические:подведение под понятие, выведение следствий;

работа в группе) планирование :(определение цели, функций участников, способов взаимодействия) постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

5. Первичное закрепление

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы

1. В клетках листа элодеи вы увидели пластиды…

2. Бесцветные пластиды….

3. Окраску плодам, лепесткам придают…

4. Лейкопласты на свету превращаются в….

5. Хлоропласты на свету могут превращаться

в….

6.Осенью когда дни становятся короче хлоропласты листьев превращаются в……

7. Красные или жёлтые пластиды….

8  В каких пластидах содержится хлорофилл…..

9. Какие пластиды встречаются в клубнях картофеля…

Поднимают заготовки (квадратики, вырезанные из цветной бумаги: хлоропласты-зелёный цвет,хромопласты-оранжевый, жёлтый цвет, лейкопласты-белый цвет).

 

 

 

 

оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

6. Рефлексия учебной деятель ности.

Слайд:

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Я научился…

Я понял,что…

Меня удивило…

Выбирают начало фразы и формулируют ответ

Логические: построение цепи рассуждений, обобщение, анализ, синтез.

Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

7. Домашнее задание

1. В учебнике стр.37-40., вопросы №1-4.

2. Творческое:сделать модель-аппликацию растительной клетки.

   

                         

1 настроим микроскоп

                                                                                                                                         2 направим луч света в отверстие предметного столика

 

3 на предметное стекло  нанесём  капельку воды.

 

4 положим немного препарата и разровняем препаравальной иглой  до  тонкого слоя

 

5 накроем микрпрепарат покровным стеклом, и положим на предметный столик микроскопа

 

6 вращая винты найдём изображение препарата.

Хлорофилл и хлоропласты | Спросите у биолога

показать/скрыть слова, чтобы узнать

Хлорофилл: пигмент, придающий растениям зеленый цвет и позволяющий им поглощать солнечный свет… подробнее

Хлоропласт: часть клетки растений, преобразует световую энергию в энергию, которую могут использовать растения (сахар). Другие живые организмы, такие как водоросли, также имеют клетки, содержащие хлоропласты.

Тилакоид: дискообразные части растительной клетки, в которых происходят светозависимые реакции… больше

История хлорофилла и хлоропластов

Круглые зеленые хлоропласты заполняют середину растительной клетки. Изображение Кристиана Питерса.

Хлоропласты — крошечные фабрики внутри клеток растений. Они также обнаружены в клетках других организмов, использующих фотосинтез. Хлоропласты получают энергию солнечного света и используют ее для производства растительной пищи. Пищу можно использовать немедленно, чтобы дать клеткам энергию, или ее можно хранить в виде сахара или крахмала. Если его хранить, его можно использовать позже, когда растению нужно будет выполнить работу, например, вырастить новую ветку или сделать цветок.

Хлоропласты Вблизи

Внутри хлоропластов находятся специальные стопки блинообразных структур, называемых тилакоидами (от греческого thylakos = мешок или мешок). Тилакоиды имеют внешнюю мембрану, которая окружает внутреннюю область, называемую просветом. Светозависимые реакции происходят внутри тилакоида.

В наших клетках есть митохондрии (от греческого mitos = нить, а khondrion = маленькая гранула), наши структуры, производящие энергию. У нас нет хлоропластов. У растений есть как митохондрии, так и хлоропласты.

 

На этой модели хлоропласта показаны сложенные стопкой тилакоиды. Пространство внутри тилакоида называется просветом. Изображение предоставлено Гильермо Эстефани (artinaid.com).

И митохондрии, и хлоропласты преобразуют одну форму энергии в другую, которую могут использовать клетки. Как у растений появились хлоропласты? Хлоропласты когда-то были свободноживущими бактериями! Хлоропласты вступили в симбиотические (от греческого syn = вместе и bios = жизнь) отношения с другой клеткой, что в конечном итоге привело к растительным клеткам, которые мы имеем сегодня.

Быть зеленым

Хлорофилл, зеленый пигмент, содержащийся в хлоропластах, играет важную роль в светозависимых реакциях. Хлорофилл поглощает энергию солнечного света. Это также причина, почему растения зеленые. Возможно, вы помните, что цвета — это разные длины волн света. Хлорофилл улавливает красные и синие длины волн света и отражает зеленые длины волн.

Растения, которые теряют листья зимой, осенью начинают расщеплять хлорофилл. Это убирает зеленый цвет листьев. Изображение Джона Фаулера.

Помимо хлорофилла, растения имеют различные типы пигментов. Некоторые из них также помогают поглощать световую энергию. Эти различные пигменты наиболее заметны осенью. За это время растения производят меньше хлорофилла, и другие цвета больше не прячутся под зеленым.

Но почему у растений нет пигментов, позволяющих им улавливать все длины волн света? Если вы когда-либо получали солнечные ожоги, вы не понаслышке знаете, что солнечный свет может быть разрушительным. Растения также могут быть повреждены из-за избыточной световой энергии. К счастью, в растениях есть пигменты, не содержащие хлорофилла, которые обеспечивают «солнцезащитный фильтр».


Дополнительные изображения на Викискладе. Изображение водорослей Леонардо Ре-Хорхе.

Подробнее о: Перекусы на солнечном свете

Хлоропласт | Определение, функция, структура, расположение и схема

структура хлоропласта

См. все СМИ

Связанные темы:
хлорофилл пластинка строма гранум хлоропластин

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое хлоропласт?

Хлоропласт — это органелла в клетках растений и некоторых водорослей, в которой происходит фотосинтез — процесс, посредством которого энергия Солнца преобразуется в химическую энергию для роста. Хлоропласт — это разновидность пластиды (мешковидной органеллы с двойной мембраной), содержащей хлорофилл для поглощения световой энергии.

Где находятся хлоропласты?

Хлоропласты присутствуют в клетках всех зеленых тканей растений и водорослей. Хлоропласты также обнаруживаются в фотосинтезирующих тканях, которые не кажутся зелеными, например, в коричневых лезвиях гигантских водорослей или в красных листьях некоторых растений. У растений хлоропласты сконцентрированы, в частности, в клетках паренхимы мезофилла листа (внутренние слои клеток листа).

Почему хлоропласты зеленые?

Хлоропласты имеют зеленый цвет, поскольку содержат пигмент хлорофилл, необходимый для фотосинтеза. Хлорофилл встречается в нескольких различных формах. Хлорофиллы a  и  b  являются основными пигментами, обнаруженными в высших растениях и зеленых водорослях.

Имеют ли хлоропласты ДНК?

В отличие от большинства других органелл, хлоропласты и митохондрии имеют небольшие кольцевые хромосомы, известные как внеядерная ДНК. ДНК хлоропластов содержит гены, которые связаны с аспектами фотосинтеза и другой деятельностью хлоропластов. Считается, что и хлоропласты, и митохондрии произошли от свободноживущих цианобактерий, что может объяснить, почему они обладают ДНК, отличной от остальной части клетки.

хлоропласт , структура в клетках растений и зеленых водорослей, которая является местом фотосинтеза, процесса, посредством которого световая энергия преобразуется в химическую энергию, что приводит к производству кислорода и богатых энергией органических соединений. Фотосинтезирующие цианобактерии — свободноживущие близкие родственники хлоропластов; Эндосимбиотическая теория утверждает, что хлоропласты и митохондрии (производящие энергию органеллы в эукариотических клетках) произошли от таких организмов.

Характеристики хлоропластов

Узнайте о строении хлоропластов и их роли в фотосинтезе

Посмотреть все видео к этой статье

Хлоропласты представляют собой разновидность пластид — круглые, овальные или дискообразные тела, участвующие в синтезе и хранении пищевых продуктов. Хлоропласты отличаются от других типов пластид своим зеленым цветом, который является результатом присутствия двух пигментов: хлорофилла a и хлорофилла b . Функция этих пигментов состоит в том, чтобы поглощать световую энергию для процесса фотосинтеза. Другие пигменты, такие как каротиноиды, также присутствуют в хлоропластах и ​​служат вспомогательными пигментами, улавливая солнечную энергию и передавая ее хлорофиллу. У растений хлоропласты встречаются во всех зеленых тканях, но особенно сосредоточены в клетках паренхимы мезофилла листа.

Викторина «Британника»

Викторина «Части клетки»

Препарирование хлоропласта и идентификация его стромы, тилакоидов и наполненных хлорофиллом гран

Посмотреть все видео к этой статье

Хлоропласты имеют толщину примерно 1–2 мкм (1 мкм = 0,001 мм) и диаметр 5–7 мкм. Они заключены в хлоропластную оболочку, которая состоит из двойной мембраны с наружным и внутренним слоями, между которыми находится щель, называемая межмембранным пространством. Третья, внутренняя мембрана, сильно складчатая и характеризующаяся наличием замкнутых дисков (или тилакоидов), известна как тилакоидная мембрана. У большинства высших растений тилакоиды расположены плотными стопками, называемыми гранами (единственная грана). Граны соединены пластинками стромы, отростками, которые идут от одной граны через строму к соседней гран . Мембрана тилакоидов окружает центральную водную область, известную как просвет тилакоидов. Пространство между внутренней мембраной и тилакоидной мембраной заполнено стромой, матрицей, содержащей растворенные ферменты, гранулы крахмала и копии хлоропластного генома.

Механизм фотосинтеза

Мембрана тилакоидов содержит хлорофиллы и различные белковые комплексы, включая фотосистему I, фотосистему II и АТФ (аденозинтрифосфат) синтазу, которые специализируются на светозависимом фотосинтезе. Когда солнечный свет попадает на тилакоиды, световая энергия возбуждает пигменты хлорофилла, заставляя их отдавать электроны. Затем электроны входят в цепь переноса электронов, серию реакций, которые в конечном итоге приводят к фосфорилированию аденозиндифосфата (АДФ) до богатого энергией запасного соединения АТФ. Электронный транспорт также приводит к образованию восстанавливающего агента никотинамидадениндинуклеотидфосфата (НАДФН).

АТФ и НАДФН используются в светонезависимых реакциях (темновых реакциях) фотосинтеза, при которых углекислый газ и вода ассимилируются в органические соединения. Светонезависимые реакции фотосинтеза осуществляются в строме хлоропластов, содержащей фермент рибулозо-1,5-бисфосфаткарбоксилазу/оксигеназу (рубиско). Рубиско катализирует первую стадию фиксации углерода в цикле Кальвина (также называемом циклом Кальвина-Бенсона), основном пути транспорта углерода в растениях. Среди так называемых C 4 растений начальная стадия фиксации углерода и цикл Кальвина пространственно разделены — фиксация углерода происходит посредством карбоксилирования фосфоенолпирувата (ФЕП) в хлоропластах, расположенных в мезофилле, а малат, четырехуглеродный продукт этого процесса, транспортируется в хлоропласты. в клетках обкладки пучка, где осуществляется цикл Кальвина. C 4 фотосинтез пытается свести к минимуму потери углекислого газа на фотодыхание. У растений, которые используют метаболизм крассуловой кислоты (CAM), карбоксилирование PEP и цикл Кальвина временно разделены в хлоропластах, первое происходит ночью, а второе — днем. Путь САМ позволяет растениям осуществлять фотосинтез с минимальной потерей воды.

Геном хлоропласта и мембранный транспорт

Геном хлоропласта обычно имеет кольцевую форму (хотя также наблюдались линейные формы) и имеет длину примерно 120–200 тысяч оснований. Однако современный хлоропластный геном значительно уменьшился в размерах: в ходе эволюции все большее число хлоропластных генов было перенесено в геном в ядре клетки. В результате белки, кодируемые ядерной ДНК, стали необходимы для функционирования хлоропластов. Следовательно, внешняя мембрана хлоропластов, свободно проницаемая для малых молекул, также содержит трансмембранные каналы для импорта более крупных молекул, в том числе белков, кодируемых ядром.