Манифест об усовершенствовании государственного порядка 1905 г.

Манифест об усовершенствовании государственного порядка 1905 г.

 

Манифест 17.10.1905 г. является торжественным обращением императора Николая II к народу, фактически объявившем о предстоящем переходе России от абсолютной монархии к конституционной. Был издан для прекращения всеобщей забастовки и др. беспорядков осени 1905 г.

Непосредственным инициатором преобразования был председатель Комитета министров гр. С.Ю. Витте. 9.10.1905 г. он подал императору записку, в которой указывал, что законы 6.8.1905 г. о создании совещательной Государственной думы не удовлетворили даже умеренные круги. Доказывалось, что общество стремится к гражданской свободе, торжество которой неизбежно. Поэтому «лозунг свободы должен стать лозунгом правительственной деятельности. Другого исхода для спасения государства нет». Если правительство не станет во главе освободительного движения, то «казни и потоки крови только ускорят взрыв. За ним последует дикий разгул низменных человеческих страстей»[1]. Альтернативой преобразований Витте объявлял введение диктатуры, отказываясь от роли диктатора.

Некоторые находившееся не у дел сановники (члены Государственного совета И.Л. Горемыкин, генерал гр. А.П. Игнатьев, адмирал Н.М. Чихачев) выступали за подавление беспорядков силой, однако руководители армии и полиции (председатель Совета государственной обороны и главнокомандующий Петербургским военным округом вел. кн. Николай Николаевич, товарищ министра внутренних дел – заведующий полицией и петербургский генерал-губернатор генерал Д.Ф. Трепов) настаивали на реформах.

О переходе к новому порядку Витте предлагал объявить в утвержденном императором докладе председателя Комитета министров. Николай II настоял на оформлении уступки в виде манифеста. Его текст был написан членом Государственного совета кн. А.Д. Оболенским и отредактирован им и временно управляющим делами Комитета министров Н.И. Вуичем под руководством Витте. По предположению историков А.В. Островского и М.М. Сафонова, содержание манифеста было заимствовано из воззвания земского съезда, работавшего в сентябре 1905 г.

Рядом сановников по поручению императора были составлены другие проекты (не упоминавшие правительство и в большинстве менее радикальные). Витте объявил одобрение своего текста обязательным условием принятия должности главы правительства. Других приемлемых кандидатов на этот пост не было, и Николай II был вынужден утвердить проект Витте.

Манифест был поддержан либеральными консерваторами и правыми либералами (будущими октябристами[2] и мирнообновленцами), ставшими «конституционалистами по высочайшему повелению». Однако создававшаяся Конституционно-демократическая партия[3], а также крайне левые сочли его недостаточным и продолжали антиправительственную борьбу. Сторонники абсолютной монархии впоследствии осуждали манифест, считая, что Витте «вырвал» его у императора.

Манифест воодушевил часть революционеров и дезориентировал местные власти, что привело к массовым революционным демонстрациям и митингам во многих городах, а также ответным контрреволюционным и еврейским погромам октября 1905 г. (в Киеве, Томске и др. местах), устроенным монархически настроенным населением при содействии администрации. По мнению историка И.В. Лукоянова, именно вызванное манифестом усиление политической активности сторонников правительства позволило прекратить всеобщую забастовку в итоге подавить революцию 1905-1907 гг.

На основании манифеста была проведена частичная политическая амнистия 21.10.1905 и различные реформы, подытоженные Основными государственными законами 23.4.1906 г. (см.).

 

Божьей милостью мы, Николай Второй, император и самодержец всероссийский, царь Польский, великий князь финляндский и прочая, и прочая, и прочая.

Объявляем всем нашим верным подданным:

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей[1] великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей. Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства[2]. На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов[3].

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку[4],

и 3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы[5] и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей[6].

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

 

Дан в Петергофе в 17 день октября в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот

пятое царствования же нашего одиннадцатое.

 

На подлинном собственною его императорского величества рукою подписано:

«Николай».

Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. 1905. Отделение I. СПб., 1908. С. 754-755

 

 

 

[1] В октябре 1905 г. проходила всеобщая политическая забастовка, в которой участвовало до 2 млн. человек. Было прервано железнодорожное сообщение. В некоторых городах (в т.ч. в обеих столицах) не работали городской транспорт, электричество, водопровод. Во многих местах (в т.ч. в столицах) были созданы революционные Советы рабочих депутатов. Значительная часть интеллигенции и служащих была объединена революционным Союзом союзов. В университетах происходили многолюдные собрания, на которых открыто велась революционная пропаганда, собирались средства на революционные цели и т.п. Имело место усиление революционного терроризма, направленного не только против высших сановников, но рядовых полицейских. В деревнях происходила крестьянская война: крестьяне в массовом порядке грабили и жгли помещичьи усадьбы. Армия и флот были ненадёжны, в их рядах имели место вооружённые восстания. [2] Объединённый Совет министров был создан именным указом о мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений от 19.10.1905 г. Его содержание см. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Статья 120 и примечание к ней.[3] Это поручение было выполнено далеко не полностью. Закон о неприкосновенности личности (под которой подразумевался прежде всего судебный контроль над арестами) так и не был издан до революции. Временные правила о собраниях, об обществах и союзах, а также законы о веротерпимости и печати, а также практика их применения далеко не обеспечивали соответствующие свободы. См. подробнее Основные государственные законы 23.4.1906 г. Статьи 78-81 и примечания к ним. [4] О выполнении этого пункта см. Указ об изменении Положения о выборах в Государственную думу… 1905. Существенно изменить избирательный закон, «не останавливая… выборов», оказалось невозможным. Поэтому Государственная дума была созвана не в середине января 1906 г. (как предусматривалось законами 6.8), а 27.4 т.г.[5] Важнейшее постановление манифеста. По законам 6.8.1905 г. Государственная дума пользовалась лишь законосовещательными правами, т.е. её заключение по законопроектам по общему правилу не было обязательным для императора. Исключение предусматривалось для законопроектов, отклонённых и Думой, и Государственным советом большинством 2/3 голосов. Такие проекты подлежали возвращению министру «для дополнительного соображения и внесения вновь на законодательное рассмотрение, если на это последует высочайшее соизволение» (Законодательные акты переходного времени. 1904-1908. М., 2010. С. 100). Однако получить поддержку 2/3 дореформенного Государственного совета, состоявшего из высших чиновников по назначению монарха, выборной Думе было бы практически невозможным. Указанное постановление манифеста превратило Государственную думу в законодательную палату. Впрочем, её полномочия были ограничены манифестом 20.2.1906 г. и Основными государственными законами 23.4.1906 г. (см. из статью 86 и примечание к ней), которые предусматривали издание законов с согласия не только Думы, но и реформированного Государственного совета и утверждения императора. [6] Это постановление манифеста выполнено не было. Предоставленное Государственной думе законами 6.8.1905 г. право запросов (подробнее см. Основные государственные законы 1906 г. Статья 108 и примечание к ней) не было расширено до 1917 г.

Манифест 17 октября. Доклад Сергея Витте

110 лет назад император Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», разработанный председателем Комитета министров Российской империи Сергеем Витте (1849-1915). Этот документ, вместе с ранее принятым Манифестом 6 августа о созыве Государственной Думы (и сохранявшим, при этом, неограниченное самодержавие) и с последовавшими в 1906 году поправками в Основные государственные законы Российской империи, создал возможности для политического выхода страны из революционных волнений 1905 года.

Манифест не решил и не мог решить всех проблем государства. Недовольный результатами выборов в Первую (апрель-июль 1906 г.) и Вторую (февраль-июнь 1907 г.) Государственные Думы, император 3 июня 1907 года совершил так называемый «третьеиюньский переворот», изменив избирательное законодательство и тем самым ослабив в глазах большинства населения авторитет парламента и его значение как выразителя мнения всего общества, а не одних только привилегированных кругов.

К этому времени Сергея Витте уже не было в правительстве. Николай II его всегда недолюбливал и 23 апреля 1906 года, в день вступления в силу новой редакции Основных законов (по сути — конституции Российской империи), Витте, выполнив важнейшую для страны работу, вышел в отставку по собственному желанию.

Подготовленный им Манифест 17 октября открыл России путь к конституционной монархии и ответственному правительству, подарил империи не только 12 лет жизни, с парламентом, партийной системой и выборами — но и возможность совершенно другого хода истории. Возможность, которой император и его окружение не воспользовались в должной мере, воспринимая конституционные начала лишь как вынужденные и досадные уступки. А между тем, это была возможность поворота России к стабильному и устойчивому государственному устройству, в котором власть опирается на поддержку граждан.

The Smart Power Journal предлагает вниманию читателей текст Манифеста 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка» и связанный с ним доклад Сергея Витте.



Манифест 17 октября 1905 года об усовершенствовании государственного порядка

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи Нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского Государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы Нашей.

Великий обет Царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, Мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего Правительства.

На обязанность правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с Нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.


Сергей Юльевич Витте. Художник А. Левченков, 2008 (по фотографии нач. ХХ в.) 


Всеподданнейший доклад статс-секретаря графа Витте

Вашему Императорскому Величеству благоугодно было передать мне высочайшие Вашего Величества указания относительно направления, по которому должно следовать Правительство в связи с соображениями о современном состоянии России и приказать соответственно сему представить всеподданнейший доклад.

Вследствие сего приемлю долг всеподданнейше представить нижеследующее:

Волнение, охватившее разнообразные слои русского общества, не может быть рассматриваемо как следствие частичных несовершенств государственного и социального устроения или только как результат организованных действий крайних партий. Корни этого волнения несомненно лежат глубже. Они — в нарушенном равновесии между идейными стремлениями русского мыслящего общества и внешними формами его жизни. Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы.

В уровень с одушевляющей благоразумное большинство общества идеей должны быть поставлены и внешние формы русской жизни. Первую задачу правительства должно составлять стремление к осуществлению теперь же, впредь до законодательной санкции через Государственную Думу, основных элементов правового строя: свободы печати, совести, собраний, союзов и личной неприкосновенности. Укрепление этих важнейших сторон политической жизни общества должно проследовать путем нормальной законодательной разработки, наравне с вопросами, касающимися уравнения перед законом всех подданных вашего императорского величества, независимо от вероисповедания и национальности. Само собою разумеется, что предоставление населению прав гражданской свободы должно сопутствоваться законным ограничением ее для твердого ограждения прав третьих лиц, спокойствия и безопасности Государства.

Следующей задачей Правительства является установление таких учреждений и таких законодательных норм, которые соответствовали бы выяснившейся политической идее большинства русского общества и давали положительную гарантию в неотъемлемости дарованных благ гражданской свободы. Задача эта сводится к устроению правового порядка. Соответственно целям водворения в государстве спокойствия и безопасности, экономическая политика правительства должна быть направлена к благу широких народных масс, разумеется, с ограждением имущественных и гражданских прав, признанных во всех культурных странах.

Намеченные здесь в нескольких словах основания правительственной деятельности для полного осуществления своего требуют значительной законодательной работы и последовательного административного устроительства. Между выраженным с наибольшей искренностью принципом и осуществлением его в законодательных нормах, а в особенности проведением этих норм в нравы общества и приемы правительственных агентов, не может не пройти некоторое время.

Принципы правового порядка воплощаются лишь постольку, поскольку население получает к ним привычку — гражданский навык. Сразу приготовить страну с 135-миллионным разнородным населением и обширнейшей администрацией, воспитанными на иных началах, к восприятию и усвоению норм правового порядка не по силам никакому правительству. Вот почему далеко недостаточно власти выступить с лозунгом гражданской свободы. Чтобы водворить в стране порядок, нужны труд, неослабевающая твердость и последовательность.

Для осуществления сего необходимым условием является однородность состава Правительства и единство преследуемой им цели. Но и Министерство, составленное по возможности из лиц одинаковых политических убеждений, должно еще приложить все старания, чтобы одушевляющая его работу идея стала идеей всех агентов власти от высших до низших.

Заботой Правительства должно быть практическое водворение в жизнь главных стимулов гражданской свободы. Положение дела требует от власти приемов, свидетельствующих об искренности и прямоте ее намерений. С этой целью Правительство должно поставить себе непоколебимым принципом полное невмешательство в выборы в Государственную Думу и, между прочим, искреннее стремление к осуществлению мер, предрешенных указом 12 декабря.

В отношении к будущей Государственной Думе заботой Правительства должно быть поддержание ее престижа, доверия к ее работам и обеспечение подобающего сему учреждению значения

. Правительство не должно явиться элементом противодействия решениям Думы, поскольку эти решения не будут, что невероятно, коренным образом расходиться с величием России, достигнутым тысячелетней ее историей. Правительство должно следовать мысли, высказанной Вашим Императорским Величеством в Манифесте об образовании Государственной Думы, что положение о Думе подлежит дальнейшему развитию в зависимости от выяснившихся несовершенств и запросов времени. Правительству надлежит выяснить и установить эти запросы, руководствуясь, конечно, господствующей в большинстве общества идеей, а не отголосками хотя бы и резко выраженных требований отдельных кружков, удовлетворение которых невозможно уже потому, что они постоянно меняются. Но удовлетворение желаний широких слоев общества путем той или иной формулировки гарантий гражданского правопорядка необходимо.

Весьма важно сделать реформу Государственного Совета на началах видного участия в нем выборного элемента, ибо только при этом условии можно ожидать нормальных отношений между этим учреждением и Государственной Думой.

Не перечисляя дальнейших мероприятий, которые, должны находиться в зависимости от обстоятельств, я полагаю, что деятельность власти на всех ступенях должна быть, охвачена следующими руководящими принципами:

1. Прямота и искренность в утверждении на всех поприщах даруемых населению благ гражданской свободы и установление гарантий сей свободы.

2. Стремление к устранению исключительных законоположений.

3. Согласование действий всех органов Правительства.

4. Устранение репрессивных мер против действий, явно не угрожающих обществу и государству, и

5. Противодействие действиям, явно угрожающим обществу и Государству, опираясь на закон и в духовном единении с благоразумным большинством общества.

Само собою разумеется, что осуществление поставленных выше задач возможно лишь при широком и деятельном содействии общества и при соответствующем спокойствии, которое позволило бы направить силы к плодотворной работе. Следует верить в политический такт русского общества. Не может быть, чтобы русское общество желало анархии, угрожающей помимо всех ужасов борьбы расчленением Государства.


Заглавная иллюстрация: картина Ильи Репина «17 октября 1905 года»,  1907, 1911. Русский музей.

ТИФЛИС, 20 ноября 1905 г.

ТИФЛИС, 20 ноября 1905 г.

И. В. Сталин



Источник: Сочинения , Том. 1, ноябрь 1901 г. — апрель 1907 г.
Издательство: Издательство «Иностранные языки», Москва, ул. 1954
Транскрипция / разметка: Салил Сен для МВД, 2008 г.
Public Domain: Интернет-архив марксистов (2008 г. ). Ты может свободно копировать, распространять, демонстрировать и выполнять эту работу; а также делать производные и коммерческие работы. Пожалуйста, укажите «Марксистский Интернет-архив» в качестве источника.


Великая русская революция началась! Мы уже прошли через первый бурный акт этой революции, акт, формальным завершением которого был Манифест от 17 октября. Царь-самодержец «милостью Божией» склонил «венценосную голову» революционному народу и обещал ему «незыблемые основы гражданского свобода.» . . . .

Но это был только первый акт. Это было только начало конца. Мы в преддверии великих событий, достойных Великой русской революции. Эти события надвигаются на нас с неумолимой строгостью истории, с железной необходимость. Царь и народ, царское самодержавие и самодержавие народа — два антагонистических, диаметрально противоположных начала. Поражение одной и победа другой может произойти только в результате решающего столкновение между ними в результате отчаянной борьбы не на жизнь, а на смерть. Этот борьбы еще не было. Оно еще впереди. И могучий Титан Русская революция — общерусский пролетариат — готовится к ней изо всех сил. основной.

Либеральная буржуазия пытается предотвратить это роковое столкновение. это мнение что пришло время положить конец «анархии» и начать мирное, «конструктивное» работа, работа «государственного строительства». Правильно, эта буржуазия довольна то, что пролетариат уже вырвал у царизма своим первым революционным выступлением. Теперь она может уверенно заключать союз — на выгодных условиях — с царской правительство и совместными усилиями напасть на общего врага, напасть на его «могильщика» — революционный пролетариат. Буржуазная свобода, свобода эксплуатации уже обеспечена, и буржуа вполне устраивает. Никогда не будучи революционером, русский буржуазия уже открыто переходит на сторону реакции. Хорошее избавление! Мы не будем сильно горевать по этому поводу. Судьба революции никогда не была в руки либерализма. Ход и исход русской революции будут всецело определяться поведением революционного пролетариата и революционной крестьянство.

Во главе с социал-демократией, революционным городским пролетариатом и революционным крестьянство, идущее за ним, будет, несмотря на все происки либералов, стойко продолжать свою борьбу, пока не добьются полного свержения самодержавие и воздвигнуть на его руинах свободную демократическую республику.

Такова ближайшая политическая задача социалистического пролетариата, такова его цель в настоящей революции; и, опираясь на крестьянство, добьется своего цель любой ценой.

Он также ясно и определенно наметил путь, который должен привести его к демократическому республика.

1) Решающее, отчаянное столкновение, о котором мы говорили выше, 2) революционное армия, организованная в ходе этого «столкновения», 3) демократическая диктатура

пролетариата и крестьянства в виде временной революционной правительство, которое возникнет в результате победоносного «столкновения», 4) Учредительное Собрание, созванное этим правительством на основе всеобщего, прямого, равного и тайное избирательное право, — таковы этапы, через которые должна пройти Великая русская революция. пройти до достижения желаемой цели

Никаких угроз со стороны правительства, никаких громких царских манифестов, никаких временных правительств типа правительства Витте, которое самодержавие созданная для собственного спасения, никакая Государственная дума, созванная царским правительством, хотя бы на основе всеобщего и т. д. избирательного права — могут превратить пролетариат из единственного истинный революционный путь, который должен привести его к демократической республике.

Хватит ли сил у пролетариата дойти до конца этого пути, достаточно сил, чтобы с честью выйти из гигантской кровавой борьбы что ждет его на этом пути?

Да, будет!

Так думает сам пролетариат, и он смело и решительно готовится для битвы.

Кавказский Рабочий Листок , 1 № 1.


Примечания

1. Кавказский Рабочий Листок (Вестник кавказских рабочих) — первая легальная ежедневная большевистская газета. на Кавказе, издававшейся в Тифлисе на русском языке с 20 ноября по 14 декабря, 1905. Режиссеры И. В. Сталин и С. Г. Шаумян. На Четвертой конференции Кавказского союза РСДРП был признан официальным органом Кавказского союза. Всего было опубликовано семнадцать номеров. Последние два числа появился под названием Елизаветпольский вестник (Елизаветпольский вестник) .


Президент Рузвельт определяет свободу дома и за границей · SHEC: ресурсы для учителей

Президент Рузвельт дает определение свободы дома и за границей

Соединенные Штаты будут бороться с глобальными угрозами демократии. Этот решительный призыв к национальным и личным жертвам перед лицом войны, известный как речь «Четыре свободы», определяет несколько аспектов демократии, за которые «стоит бороться».

Давайте скажем демократиям: «Мы, американцы, жизненно заинтересованы в вашей защите свободы. Мы прилагаем наши усилия, наши ресурсы и наши организаторские способности, чтобы дать вам силы восстановить и сохранить свободный мир. Мы пошлем вам, во все возрастающем количестве, корабли, самолеты, танки, пушки. Это наша цель и наша клятва»…

Мы все должны приготовиться к жертвам, которых требует чрезвычайная ситуация — почти такая же серьезная, как сама война. . Все, что мешает быстроте и эффективности подготовки к обороне, должно уступить место национальным нуждам…

Поскольку люди живут не хлебом единым, они не воюют одним оружием. Те, кто охраняет нашу оборону, и те, кто за ними строит нашу оборону, должны обладать стойкостью и мужеством, проистекающими из непоколебимой веры в образ жизни, который они защищают. Мощное действие, к которому мы призываем, не может быть основано на игнорировании всего, за что стоит бороться…

Ибо нет ничего таинственного в основах здоровой и сильной демократии. Основные вещи, ожидаемые нашими людьми от их политических и экономических систем, просты. Их:

Равенство возможностей для молодежи и других.
Работа для тех, кто может работать.
Безопасность для тех, кому она нужна.
Конец особых привилегий для избранных.
Сохранение гражданских свобод для всех….

Это простые, базовые вещи, которые нельзя упускать из виду в суматохе и невероятной сложности нашего современного мира. Внутренняя и непреходящая сила наших экономических и политических систем зависит от степени, в которой они оправдывают эти ожидания…

В грядущие дни, которые мы стремимся обеспечить безопасностью, мы с нетерпением ждем мира, основанного на четырех основных человеческих свободах.

Во-первых, это свобода слова и самовыражения во всем мире.

Второе — это свобода каждого человека поклоняться Богу по-своему — в любой точке мира.

Третье — свобода от нужды, что в переводе на мировые термины означает экономическое взаимопонимание, которое обеспечит каждой нации здоровую жизнь в мирное время для ее жителей во всем мире.

Четвертое — свобода от страха, что, в переводе на мировые термины, означает всемирное сокращение вооружений до такой степени и таким тщательным образом, что ни одна нация не будет в состоянии совершить акт физической агрессии против любой сосед — в любой точке мира.

Это не видение далекого тысячелетия. Это определенная основа для своего рода мира, достижимого в наше время и наше поколение….

Эта нация вверила свою судьбу в руки, головы и сердца миллионов своих свободных мужчин и женщин; и его вера в свободу под водительством Бога. Свобода означает верховенство прав человека повсюду. Наша поддержка направлена ​​на тех, кто борется за получение или сохранение этих прав. Наша сила в единстве цели. У этой высокой концепции не может быть конца, кроме победы.

Источник | Франклин Д. Рузвельт, «Ежегодное обращение к Конгрессу», Президентская библиотека и музей Франклина Д. Рузвельта Наши документы: четыре свободы , http://docs.fdrlibrary.marist.edu/od4freed.html
Создатель | Франклин Д. Рузвельт
Тип изделия | Речь
Процитировать этот документ | Франклин Д. Рузвельт, «Президент Рузвельт определяет свободу дома и за рубежом», SHEC: Ресурсы для учителей , по состоянию на 24 марта 2023 г.