Слово о полку Игореве: краткое содержание

Произведение «Слово о полку Игореве» входит в обязательную школьную программу, с которой должен ознакомиться каждый. Действительно, поэма эта является исключительным творением рук человеческих. Ознакомление с ней способствует развитию понимания истории своей страны, её традиций, нравов и культуры. Подобные материалы играют немаловажную роль в развитии интеллекта и лексикона, потому как несмотря на то, что текст адаптирован для современного читателя, он полон устаревших слов и выражений, которые заметно усложняют его понимание.

История появления

Особенную историческую ценность произведение несёт по той причине, что было создано во время описываемых в нём событий. Неизвестный современник того времени описал поход князей, имевший огромное значение для развития Руси. Произошла борьба русских князей против вражеских полчищ половцев в далёком 1185 году. Главной целью поэмы является анализ поведения полководцев и солдат.

Автор пытается выяснить, какое из действий правителей было причиной абсолютного поражения русского войска. Немало внимания уделяется и описанию доблести и храбрости дружинников, смело идущих в бой за князем и бесстрашно рвущихся в бой с целью отстоять честь своей страны и не позволить иноземным захватчикам разрушить её.

Самым лучшим по праву считается перевод, выполненный известнейшим лингвистом и исследователем старославянской литературы Николаем Заболоцким. Знакомиться с произведением следует медленно и вдумчиво. Первым шагом к правильному пониманию текста является прочтение краткого пересказа «Слова о полку Игореве».

Главные герои

  • Князь Игорь является главным и основным персонажем поэмы. Это неоднозначный герой, анализ которого будет непростым делом. Именно он принял решение пойти с дружиной против половцев, однако в результате неверно принятого решения потерпел поражение.
  • Всеволод — брат Новгород-Северского князя. Всеволод также участвовал в походе.
  • Святослав — двоюродный брат Игоря и Всеволода. Является опытным полководцем, Великим князем Киевским.
  • Ярославна — супруга князя Игоря. Она любит своего мужа и молит силы природы уберечь его ото всех напастей.
  • Овлур — человек, который помог выбраться Игорю из плена половцев. Мать его была русской, а Овлур, затаивший обиду на половцев, решил освободить князя.

Краткое содержание и сюжет

Во вступлении автор сообщает читателям, что слова его будут исключительно правдивы и являются соответственными реально произошедшим историческим событиям. Он отмечает, что не желает «растекаться мыслию по древу», делая таким образом отсылку к творчеству всем известного Бояна. Его повествование не будет наполнено витиеватыми и сложными оборотами и выражениями, в поэме творец желает обрисовать лишь самое главное.

Первая часть

Первая часть начинается ожиданием Новгод-Северским князем своего брата Всеволода. Они должны встретиться, чтобы объединить свои силы и пойти против вражеского войска.

В тексте большое внимание уделяется различным природным предзнаменованиям. В день, на который был запланирован поход, князь Игорь стал свидетелем солнечного затмения, что означало непременную неудачу во всех начинаниях. Однако он принял решение проигнорировать божественное послание и всё-таки отправился с дружиной к Дону. Полководец слышал лишь своё навязчивое желание побороть половцев.

Но и впоследствии силы природы пытаются предупредить князя о предстоящем поражении и уберечь его от дурного исхода событий. Повсюду слышится обеспокоенный и пронзительный птичий шум, жалобные стоны волков, мать-природа бушует, воет ветер, сверкают молнии, повсюду скрежет, шум, пугающие дружину звуки. Уставшие воины решили переночевать в степи, а наутро, как только рассвело, бросились в атаку на неприятеля и с лёгкостью разгромили войско «поганых половцев».

Вновь дружина осталась ночевать в степи, а пока войны почивали, обрадованные своей лёгкой победой и награбленным богатством, половские ханы готовили на них нападение. Однако русские сразу же услышали дикие крики и шум половского войска и, полные сил, воодушевлённые и настроенные на победу, сделали необходимые приготовления для того, чтобы отразить враждебный натиск. И ни один из них не обратил внимание на кроваво-красное небо, предвещавшее беду.

За описанием этих событий следует авторское отступление. Рассказчик с сожалением говорит читателю о том, что Русь стала уж не та. Он с горечью вспоминает времена правления предков Игоря и то, как князь Олег породил многочисленные междоусобицы, способствующие разорению земли русской и ослаблению её.

Возвращаясь к описанию битвы, автор отмечает, что не видел ещё мир таких кровавых и жестоких сражений. Всё поле было залито кровью и усыпано мёртвыми телами. Два дня отважные русские войны бились с половцами, но на третий, несмотря на все их усилия и прежнее воодушевление, были разгромлены. Много воинов было убито, а братья-князья, Игорь и Всеволод, попали в плен к ханам.

Нелёгкое это было время на Руси. Разрушение и опустение царило повсюду. Женщины убивались из-за потери своих мужей, сыновей, братьев. И снова Русь утопала в междоусобицах. А тем временем, видя то, насколько ослабла некогда великая держава, многочисленные враги готовились напасть на неё.

С сожалением автор говорит о том, что не послушались братья природу, а поступили так, как сами хотели. Теперь на землю русскую открыт вход всем бедам и несчастиям. Вспоминает рассказчик великого Святослава, который был отличным полководцем и устрашал половцев, не смевших покушаться на русские земли. После поражения Игоря и Всеволода половцы вновь осмелели и стали совершать многочисленные набеги.

Вторая часть

Во второй части читатель знакомится со Святославом. Великому Киевскому князю снится дурной и смутный сон, объяснение которому он найти не в силах. Собирает тогда мудрый правитель бояр и рассказывает им о привидевшемся, и объясняют ему подданные его, что сон этот связан с поражением Игоря и Всеволода.

Узнав об этом, Святослав обращается к братьям своим с упрёками. Толкует он им о том, что бессовестно они поступили, заботясь не о благополучии отчизны своей, а о собственной славе и самолюбии. Не вовремя пошли братья в поход, не стали просить помощи у других князей, а всё из-за желания получить многочисленные почести и славу. Сокрушается Святослав и о том, что не желают поддержать его остальные князья, потому как единственное интересующее их дело — борьба за власть. Половцы вплотную подходят к русским городам, разрушают и грабят. Князь Владимир сильно изранен.

Все свои силы Святослав направляет на объединение князей. Он вопрошает их: «К чему приведут междоусобицы ваши? Не должны ли мы бороться за землю русскую, отвоевывать честь её и мстить за раны Игоря да мёртвых соратников его?».

Обращается Святослав к следующим правителям:

  • К князю Ярославу, который обладает и властью, и силой, и умом для борьбы с половцами,
  • К Мстиславу с его сильным войском и мыслью бойкой,
  • К Рюрику и Давиду, чьи войска уменьшаются с каждым днём из-за междоусобиц.

Но призывы Киевского князя остаются безответными. Здесь автор высказывает своё недоумение по поводу того, почему все князья ещё не объединились и не встали на защиту своей родины.

Рассказчик повествует об отважном князе Изяславе, который пожелал огородить Русь от всех внешних напастей собственными силами. С дружиной Изяслав отправился на поле боя, однако был убит половским ханом. Остальные же князья не пришли ему на помощь.

Теперь уже автор с пристрастием призывает всех русских людей, и князей, и крестьян, объединиться против общего врага, позабыть о прежних обидах и междоусобицах, не позволить иноземным захватчикам окончательно разрушить некогда великую державу. Рассказчик рассуждает о том, к каким непоправимым последствиям приводят многочисленные междоусобицы. Он противопоставляет прежних славных правителей настоящим неблагоразумным князьям. С сожалением думает он о том, что уж не добьются согласия между собой нынешние полководцы.

Третья часть

Начинается третья часть с описания плача Ярославны, супруги Игоря, которая сокрушается о благополучии своего мужа. Она молится силам природы и просит у них благословения для Игоря. И вдруг будто бы услышала природа мольбы Ярославны: ветер сильный и могучий начал указывать Игорю путь домой.

Действие переходит в лагерь половцев, где в плену находится Игорь. Вдруг слышит князь свист Овлура, обозначающий, что кони уже готовы для его побега. Удалось князю выбраться из плена вражеского, а когда кони его износились и выбились из сил, обернулся Игорь соколом быстрым и помчался в сторону дома, подгоняемый ветром.

Вернулся Игорь в дом свой, и возрадовался народ русский и вся земля русская. Песни слышны и звон колокольный. Пришёл конец всем несчастиям.

Характеристика Ярославны в «Слово о полку Игореве» с цитатами

  • Автор: Древнерусская литература
  • Произведение: Слово о полку Игореве
  • Это сочинение списано 265 853 раз

«Слово о полку Игореве» — это удивительный, мудрый и невероятно талантливый памятник древнерусской литературы. Образы сильных мужчин в нем прописаны очень ярко и рельефно. Но русская женщина, не обладающая физической силой и властью, не теряется на их фоне.

Ярославна — жена князя Игоря, молодая, хрупкая и нежная женщина. Она узнала о гибели войска, пленении мужа и скорбит в одиночестве. Но скорбит ли? Плач Ярославны рассказывает читателю о женщинах Древней Руси очень много. Те, кто не знаком с преданиями, дошедшими к нам из глубокой древности, воспринимают слова жены князя, как красивые стихи. Некоторые видят в них скрытый символизм, повествующий о языческих настроениях. Русь уже окрещена, но в плаче Ярославны явно присутствуют языческие нотки.

О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мчишь хиновские стрелочки

на своих легких крыльицах

на воинов моего милого?..

О Днепр Словутич!

Ты пробил каменные горы

сквозь землю Половецкую…

Прилелей же, господин, моего милого ко мне,

Чтобы не слала я к нему слез

на море рано.

На самом деле все намного глубже и, как ни странно, проще. Русские женщины во все времена считались хранительницами очага. В наше время это понятие утратило свой первоначальный смысл. В Древней Руси хранительница очага, мудрая и сильная женщина, обладала особым даром чувствовать природу, исцелять. Люди в то время были очень близки с землей и умели слышать, видеть и понимать окружающий мир. Не символичен плач Ярославны. Автор рассказывает нам о том, что жена князя была ведуньей, в те времена таких женщин очень уважали и ценили в обществе. Ярославна не поплакать вышла на валу, она помогает своему мужу вернуться домой, используя настоящую, древнюю магию. В минуту испытания она обратилась с просьбой о помощи к стихиям.

И взыграло море. Сквозь туман

Вихрь промчался к северу родному —

Сам Господь из половецких стран

Князю путь указывает к дому.

Неуправляемые силы природы услышали и откликнулись, помогли.

Образ Ярославны можно с полной уверенностью назвать собирательным портретом всех русских женщин. Они красивы, нежны, но обладают невероятной внутренней силой, способной управлять мощными стихиями. Секрет этой силы заключается в великой любви и мудрости. Мужчины воюют, убивая друг друга, а женщины дарят жизнь, берегут семейный очаг и исцеляют силой своей любви их раны. Они не рабыни, известный всем “Домострой” появится намного позже. Во времена Древней Руси женщины были равноправными партнерами мужчин и пользовались уважением.

Природа заставляет вас молиться?


Бог открывает Себя в природе. Это называется «общее откровение», и эта идея хорошо выражена в Псалме 19:

«Небеса возвещают славу Божию;
И простор их возвещает дело рук Его».
(Псалом 19:1-4).

Когда вы занимаетесь своими делами, вещи, которые вы видите, побуждают вас к молитве?

Ваши ежедневные молитвы могут стать ответом на то, что вы видите вокруг себя. Вы можете говорить с Богом словами из Писания, которые связаны с тем, что вы видите, с вашим разумом, а затем с вашим сердцем и эмоциями.

Если вы еще не думали о том, чтобы молиться в течение дня, основываясь на том, что вы видите, вот несколько молитвенных подсказок, с которых можно начать. Попробуйте сегодня помолиться о некоторых из них.

  • Солнце – Вы можете молиться, чтобы другие испытали свет жизни в своей жизни. «Тогда Иисус снова заговорил с ними, говоря: Я свет миру; кто следует за Мною, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Иоанна 8:12).
  • Дождь – Молитесь, когда Слово Божье преподают, чтобы оно произвело действие дождя, как описано в 32-й главе Второзакония. «Пусть мое учение прольется, как дождь, Моя речь струится, как роса, Как капли на свежей траве И как дождь на траве» (Второзаконие 32:2).
  • Снег — Молитесь за нехристиан, с которыми вы взаимодействуете, чтобы они познали Христа и их багряные грехи стали белыми, как снег. «Теперь придите, и рассудим, — говорит Господь. — Если будут грехи ваши, как багряное, — Как снег убелю; Хотя они будут красны, как пурпур, но будут как волна» (Исайя 1:18).
  • Горы — Когда видишь горы, можешь молиться через 121-й псалом, чтобы люди знали, что помощь им исходит от Бога — Творца неба и земли. «Подниму очи мои к горам; Откуда придет моя помощь? Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс. 121:1,2).
  • Деревья – Когда увидишь деревья, молись за себя и за других, чтобы каждый был укоренен и утвержден во Христе и испытал плод, как сказано в Псалме 1: «Но в законе Господа воля Его, и в законе Его он медитирует день и ночь. Он будет подобен дереву, прочно посаженному при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; И во всем, что он ни делает, успеет» (Псалтирь 1:2,3).
  • Вода – Молитесь, чтобы люди познали Христа. «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева его потекут реки воды живой» (Иоанна 7:38).

Вы можете заметить и другие вещи, которые также побудят вас к молитве. Думайте творчески. Например:

Проходя мимо школы пешеходных переходов и перекрестков, вы можете молиться, чтобы ученики следовали за Христом. «И говорил им всем: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и каждый день бери крест свой, и следуй за Мною» (Луки 9:23).

Если вы видите вывеску пекарни или рекламный щит, молитесь, чтобы люди были удовлетворены в Иисусе, хлебе жизни. «Иисус сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Иоанна 6:35)

«О! Всякий жаждущий иди к водам; А вы, у кого нет денег, приходите, покупайте и ешьте. Приходите, купите вино и молоко без денег и без платы. «Для чего вы тратите деньги на то, что не на хлеб, И жалованье ваше на то, что не насыщает? Слушай Меня внимательно и вкушай то, что хорошо» (Исаия 55:1,2).

Когда вы пьете молоко , молитесь, чтобы люди росли духовно. «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петра 2:2,3).

Что еще вы видели, что заставляет вас молиться? Оставьте предложения ниже.

Узнайте больше о молитве.

4 Молитвы о природе в трудные времена

Как мы знаем из истории сотворения, рассказанной в Книге Бытия, Бог с любовью создал землю по частям. Когда болит кусок этой земли (независимо от того, насколько он мал), болит и каждое божье творение.

Естественно, когда происходят несчастные случаи или экологические трагедии, это может сильно повредить нашим сообществам, семьям и нам самим.

Так почему мы должны обращаться к молитве?

Для христиан молитва — один из лучших способов связаться с Богом. В трудные времена Бог может предложить нам утешение, мир и надежду, которые помогут нам двигаться вперед. Чтобы понять Божий замысел для молитвы, рассмотрите этот стих из Матфея 11:28-30: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите на себя иго мое и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и вы найдете покой душам вашим».0078 ‍

Но что еще могут сделать наши молитвы? Когда происходит экологическая трагедия, мы можем обратиться к молитве по следующим причинам.

Попросите Бога помочь нам защитить Землю

Молитва — это мощный инструмент, который соединяет нас с Богом в трудные времена. Часто может показаться, что мы находимся во власти окружающего мира. Но это просто неправда. Молитва может помочь нам найти силы действовать.

Возьмем, к примеру, историю реки Куттампур в Индии. Река Куттамперур представляет собой рукотворный канал общей протяженностью 12 километров.

На протяжении десятилетий река Куттамперор орошала местные посевы и снабжала водой дома и предприятия. Однако к 2005 году река стала настолько перегруженной, осушенной и загрязненной, что стала непригодной для использования. В то время как обычно ширина канала составляла 100 футов, секции канала сократились до ширины всего 15 футов.

Хотя местные жители могли просто смириться с тем, что они потеряли реку, команда из 700 местных жителей приняла меры, чтобы спасти ее. В течение 70 дней они очищали реку от токсичных отходов и водорослей. К счастью, они увенчались успехом, и сегодня Куттамперор находится на пути к возвращению своей былой славы.

Когда мы молимся о природе, мы часто просим о чуде. Но просто просить о чуде — значит игнорировать истинную силу наших земных молитв. Молитва не просто дает нам решение; это дает нам мудрость искать решение, используя дары, которые Бог дал для заботы о Земле.

Мы также можем понять часть роли, которую мы играем в молитве, из другой истории, рассказанной профессором Назиром Ахмедом о силе молитв о дожде.

По сюжету жители небольшой фермерской деревни собрались на городской площади, чтобы помолиться о дожде во время сильной засухи. Прежде чем они начали молиться, на площадь выбежал маленький ребенок и раскрыл большой зонт. Когда горожане спросили ребенка, зачем им зонтик во время засухи, ребенок ответил, что они готовятся к сильному падению, так как уверены, что Бог ответит на их молитвы о дожде.

Как говорит нам Матфея 7:7-8, «Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и вам откроют. Ибо всякий, кто просит, получает; кто ищет, тот находит; и тому, кто постучит, дверь отворят».

Обращение за помощью в периоды экологических бедствий

Иногда мы не можем использовать Божьи дары для разрешения кризиса в одиночку, и мы должны искать помощи. В настоящее время люди Калифорния переживает такое бедствие, так как более 88% штата переживают экстремальные уровни засухи, настолько сильной, что их водоснабжение не может удовлетворить потребности городов, дикой природы и сельского хозяйства. 

Всего от засухи пострадало 37,2 миллиона жителей Калифорнии. Но чтобы понять истинное опустошение катастрофы, давайте сосредоточимся только на одном городе: Мендосино.

На Мендосино за зиму выпало только 38% их типичного количества осадков (13,5 дюймов по сравнению с 39 дюймов). В этом году уровень воды в озере Мендосино в Мендосино в настоящее время составляет 42% от целевого запаса, а уровень воды в озере Пиллсбери в Мендосино составляет 50% от запаса. Из-за низкого уровня воды городским предприятиям приходится доставлять воду на грузовиках, урожай неурожайный, а фермеры изо всех сил пытаются заботиться о своих животных.