страницы истории / Законодательная Дума Томской области

В разделе характеризуется состав, структура и объем полномочий Государственной думы и Государственного совета — двух палат первого отечественного парламента.

Рассказывается о том, каково было их место в системе высших органов государственной власти Российской империи.


О термине «парламент»

Термин «парламент» происходит от латинского слова и в буквальном смысле означает «говорильня», «собеседование», «серьезный разговор». 

Подробнее…

Термин «парламент» происходит от латинского слова и в буквальном смысле означает «говорильня», «собеседование», «серьезный разговор».

Первые прародители парламентов появились еще в XII-XIII вв. — испанские кортесы и английский парламент. Само выражение «парламент» вошло в обиход примерно в то же время.

В Англии, которая считается родиной парламента (где возникло и первое употребление понятия «парламент»), это слово первоначально использовалось для наименования послеобеденной беседы монархов.

Позднее этим словом в Англии стали обозначать любые совещания при монархах, а еще позднее — периодически проводимые собеседования (консультации) короля с магнатами «по великим делам королевства».

А уже в XII-XIII вв. чаще всего под словом «парламент» подразумевают постоянный совет из «государственных мужей и судей, который получал петиции, рассматривал жалобы и вообще регулировал осуществление правосудия».

Наряду с Англией сословные (сословно-представительные) учреждения, ограничивающие власть монарха, несколько позже возникли в Польше, Венгрии, Франции, Испании и других странах.


Становление парламентаризма в России

Первым подобием парламента в России были законосовещательные орган — Боярская Дума XVI-XVII вв., совет сподвижников Петра I, «круг молодых друзей императора» при Александре I.

Подробнее…


Создание провозглашено Манифестом императора Николая II 6 августа 1905 года как совещательного представительного органа.

В ходе революции 1905—1907 годов был издан Манифест 17 октября 1905 года, в соответствии с которым Государственная дума получила законодательные права (резиденция Государственной думы — Таврический дворец в Петербурге).

Однако преобразование 20 февраля 1906 года Государственного совета в верхнюю законодательную палату, издание 8 марта 1906 года «Правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов» (сужавших контроль Государственной Думы над бюджетом) и Основных законов (23 апреля 1906 года) сократили круг вопросов, находившихся в ведении Государственной думы.

Подробнее…


Преобразован 1(13) января 1810 года из Непременного совета (существовал с 1801 года) в соответствии с «Планом государственных преобразований» М.М. Сперанского для централизации законодательной практики и унификации юридических норм (резиденция Государственного совета — Мариинский дворец в Петербурге).

Законодательной инициативой Государственный совет не обладал — внесение законопроектов в Государственный совет определялось волей царя. Обсуждённые в департаментах Государственного совета законопроекты выносились на его общее собрание и после утверждения императором получали силу закона.

В 1906 году с созданием Государственной думы Государственный совет был реформирован в верхнюю законодательную палату и стал участвовать в законодательной деятельности на равных правах с Государственной думой, получил право законодательной инициативы, исключая вопросы изменения Основных законов.

Подробнее…


Слово о власти

Публичная лекция Председателя Государственной Думы Томской области Б.А. Мальцева


Точка зрения современников

Головачев П.М. Сибирские вопросы в Государственной Думе (Сибирские вопросы. 1906. № 1. С. 3 – 12)

Как многонациональный народ РФ осуществляет свою власть, применительно к судебной власти?, Рославль | вопрос №913245 от 15.03.2023

Голубев Валерий Николаевич.

Судьи России по ст.ст. 83-е и 128 Конституции

Что есть ВЛАСТЬ в РФ?

Ст.10 Конституции РФ: Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Ответ более, чем исчерпывающий! Т.е.власть в РФ — это три самостоятельные ветви.

Откуда берётся власть в РФ? Кто эту власть создаёт? Кто является создателем власти в РФ?

статья 3 часть 1 Конституции РФ: Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ.

Т.е. : 1. Данная статья не даёт расширительного толкования.

2. Данная статья устанавливает то,что в РФ есть только один, единственный, источник власти — ни два, ни три, а именно ОДИН единственный.

3. Данная статья устанавливает однозначно то,что источником власти в РФ является многонациональный народ России — ни одна из ветвей власти, ни Президент, а именно НАРОД России!

Как, каким образом народ формирует или выражает свою власть в РФ? Каков механизм выражения своей власти у народа РФ, реализации своей воли создания власти?

Статья 3 часть 3 Конституции РФ: Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Т.е. только свободными выборами народ определяет власть и именно все три ветви власти без исключения — народ и только народ выбирает людей на должность Президента, только народ выбирает людей в законодательную власть, ТОЛЬКО НАРОД МОЖЕТ ВЫБИРАТЬ ЛЮДЕЙ НА ДОЛЖНОСТИ СУДЕЙ и прокуроров

В РФ!

Даёт ли Конституция РФ гарантии выборности всех трёх ветвей власти?

Статья 16 часть 1 Конституции РФ: Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.

Статья 16 часть 2 Конституции РФ: Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя РФ.

Т.е. статьи 10 и 3 Конституции РФ,поскольку они входят в состав главы 1 Конституции РФ — ОСНОВЫ конституционного строя, не могут быть нарушены ничем и никем, даже Президентом РФ.

Так как же так случилось, что народ России лишен своего конституционного права выбирать себе судебную ветвь власти? Почему не народ выбирает себе судей и прокуроров? Кто посмел нарушить права многонационального народа на свободные выборы себе судебной власти? Кто эти враги нашего многонационального народа?

12 декабря 1993 года Конституция была принята всенародным голосованием. Тогда никто из обычных людей не смог увидеть ОБМАНА мирового масштаба. Составители Конституции, заведомо обо всём зная, пошли на величайший обман всего народа России. Эти моральные уроды умышленно внесли в нашу Конституцию противоречие:

Ст.83 пункт «е» : Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей КС РФ,ВС РФ,ВКК, ВАС РФ и прокуроров… ; назначает судей других федеральных судов.

Т.е. ст.83 пункт «е» Конституции РФ прямо противоречит ОСНОВАМ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ, а согласно статья 16 часть 2 Конституции РФ этого НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!

Судебная власть РФ противозаконно находится в руках Президента РФ.

Таким образом, судебная власть РФ находится на нелегальном, незаконном положении в России. Всё это является основанием для дачи отвода любому судье в РФ.

Народ обязан взять себе в руки судебную власть, отняв её у Президента России.

Все вопросы по любому поводу, будь они публичными или частными; политическими или меркантильными, решаются только СУДОМ. Суд есть последняя инстанция в любых вопросах.

Хотите навязать законность в органах исполнительной власти, призвать к порядку зарвавшихся во власти воров, навести законный порядок в следственных органах и органах прокуратуры? Возьмите себе в руки судебную власть! Восстановите попранное своё право на выборность судей!

Пока народ не возьмёт в свои руки судебную власть, Россия будет оставаться бандитским государством, в котором права есть только у власти, а у народа только обязанности.

Голубев Валерий Николаевич,172854, Тверская обл, Торопецкий р-он,д.Ново-Бридино. 16.07.2013.

Глава 6. Правительство Российской Федерации



Артикул 110

1. Исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министерств.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидате на пост Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее чем через две недели после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации. Российской Федерации или через неделю после отклонения кандидата Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает кандидатуру, выдвинутую Президентом Российской Федерации на должность Председателя Правительства Российской Федерации, в течение недели после внесения выдвижения.

4. В случае трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатов на пост Председателя Правительства Российской Федерации распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Статья 112

1. Не позднее недели после назначения вносит Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министерств.

Статья 113

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

Статья 114

1. Правительству Российской Федерации:

  1. разрабатывает и вносит в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; вносит в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета; представляет в Государственную Думу ежегодные отчеты о результатах своей работы, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  2. обеспечивают проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежно-кредитной политики;
  3. обеспечивают реализацию в Российской Федерации единой государственной политики в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты и экологии;
  4. управляет федеральной собственностью;
  5. осуществляют мероприятия по обеспечению обороны страны, безопасности государства и реализации внешней политики Российской Федерации;
  6. реализует меры по обеспечению законности, прав и свобод человека, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  7. осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения и обеспечивает их выполнение.

2. Решения и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения в Российской Федерации.

3. Решения и распоряжения Правительства Российской Федерации, если они не соответствуют Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Статья 116

Правительство Российской Федерации уходит в отставку раньше вновь избранного Президента Российской Федерации.

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, а Президент Российской Федерации принимает или отклоняет отставку.

2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства или отклонить решение Государственной Думы. В случае повторного выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства или распускает Государственную Думу.

4. Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о недоверии Правительству Российской Федерации. В случае выражения Государственной Думой недоверия Президент в семидневный срок принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

5. В случае отставки Правительства Российской Федерации оно продолжает свою деятельность по поручению Президента Российской Федерации до формирования нового Правительства Российской Федерации.


Алфавитный указатель
A  B  C  D  E  F G  H  J  L  M  N  P  R  S  T 


Президент ∙ Структура ∙ Президент России

Статус и полномочия

Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти Конституция России

Конституционно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий в обеспечении единой и устойчивой системы государственной власти и ее эффективного функционирования на основе ее разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить выполнение всеми государственными органами своих конституционных обязанностей в пределах своих полномочий. Активная координирующая роль Президента реализуется как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс сил между федеральными органами государственной власти, так и во взаимоотношениях между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Будучи официально дистанцированным законом от всех ветвей власти, Президент разрабатывает и издает нормативно-правовые акты, исполняет обязанности руководства, разрешает споры и обеспечивает соблюдение Конституции. Порядок осуществления таких полномочий определяется федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В порядке, предусмотренном Конституцией, Президент осуществляет свое право на внесение законопроектов, а также право на подписание законопроекта федерального значения или наложение вето на него. Это обеспечивает эффективность роли президента в законотворчестве. Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президент обеспечивает единство системы исполнительной власти как в ведении Российской Федерации, так и в совместном ведении федерального и регионального правительств. Если Правительство издает резолюции или распоряжения, противоречащие Конституции, они могут быть отменены Президентом.

Конституционные полномочия Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия всех государственных органов включают выдвижение кандидатов на официальные государственные должности, которые в конечном итоге должны быть назначены парламентским голосованием. Президент вносит в Совет Федерации, верхнюю палату парламента кандидатуры судей Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда, а также Генерального прокурора. Предложение об освобождении Генерального прокурора от его обязанностей также должно быть внесено в Совет Федерации. Президент вносит в Государственную Думу, нижнюю палату парламента кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка, а также вносит в Государственную Думу предложения об освобождении Председателя Центрального банка от его обязанностей. .

Являясь гарантом Конституции и всей системы конституционного права, Президент обеспечивает полное соответствие конституций, законов и подзаконных актов субъектов Российской Федерации Конституции и федеральным законам.