Load document | Музей истории российских реформ имени П. А. Столыпина
Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных. Конец X – XII вв.
[1] Владимир (I) Креститель (Святой, Красное Солнышко, крещён как Василий) (ок. 960 – 1015) – русский князь, третий (согласно летописи, по мнению некоторых историков второй) сын киевского князя Святослава Игоревича от рабыни Малуши. Княжил в Новгороде (970-980) и Киеве (с 978 или 980, победив с помощью шведских наёмников старшего брата Ярополка). Подчинил киевской власти вятичей и белых хорватов, окончил подчинение радимичей. Сделал князьями основных городов Руси своих сыновей (вместо племенных старейшин). Провёл 2 религиозные реформы: в начале пытался унифицировать язычество, затем сделал государственной религией Руси христианство (988). В его княжение стала распространяться грамотность, началось каменное строительство. [2] Святослав (942 (согласно летописи) – 972) – киевский князь с 945, сын князя Игоря Старого и Ольги. Разгромил Хазарский каганат, безуспешно пытался утвердиться на Дунае. Погиб в бою с печенегами. [3] Игорь Старый (ок. 878-945) – согласно Повести временных лет киевский князь с 912 г. Убит древлянами.[4] Ольга (ок. 890 (согласно летописи) – 969) – русская княгиня, жена Игоря и мать Святослава, правила от его имени с 945 по начало 960-х гг. Первая достоверно известная правительница Руси. Упорядочила взимание дани. В 957 или 955 приняла христианство.[5] Константин VIII (960-1028) – византийский император с 962 (до 1025 младший соправитель своих родственников, затем правящий). Василий II Болгаробойца (958-1025) – брат Константина, византийский император с 960 (до 976 младший соправитель, затем правящий). В результате длительных войн завоевал I Болгарское царство, обеспечил присоединение к империи Армении. Предоставил значительные торговые привилегии Венеции. Указание младшего соправителя перед старшим (а в некоторых списках и одного Константина) может объясняться редактированием Устава в правление [6] Фотий (ок. 820 – 896) – византийский богослов (один из «отцов церкви»), учитель просветителя славян Константина (Кирилла), константинопольский патриарх в 858-867 и 877-886. Вступил в конфликт с римской церковью, впервые обвинив её в ереси за добавление к символу веры («filioque»). В его окружном послании 867 г. говорилось о добровольном принятии христианства русами.[7] Михаил (ум. в 991) – византийский церковный деятель, по происхождению сириец (по другой версии болгарин или серб). Первый киевский митрополит (с 989). [8] Десятинная церковь Богородицы в Киеве – первая каменная церковь на Руси. Была заложена в 989-991, построена в 996 г. Разрушена при взятии города монголами в 1240. Вновь сооружена в 1828-1842 гг., снесена в 1928.[9] Т.е. 1/10 доходов. Из-за этого церковь стала именоваться Десятинной.[10] Номоканоны – византийские сборники церковных правил, составленные в VI-VII вв. и впоследствии дополнявшиеся.[11] Т.е. прочтя в нём.[12] Анна (963-1011 или 1012) – дочь византийского императора Романа II и императрицы Феофано, сестра Василия II и Константина VIII (см. примечание 5), жена (с 988 или 989) Владимира Святославича. Сватовство к ней послужило поводом принятия Владимиром, а затем и Русью христианства. Активно способствовала этому. Не имела сыновей.[13] Имеются в виду церковные суды.[14] Свободы (слободы) – поселения, освобождённые (отсюда название) от каких-либо повинностей.[15] Т.е. христиане.[16] Сбор (здесь) – церковный собор. Предполагается, что эта статья завершает текст, изданный Владимиром.[17] Роспусты – разводы.[18] Смильное – внебрачная связь.[19] Заставание – нарушение супружеской верности, доказанное свидетельскими показаниями.[20] Умыкание – похищение девушки для брака.[21] Пошибание – изнасилование.[22] Т.е. имущественные споры между мужем и женой.[23] Т.е. запрещённые браки между родственниками или свойственниками.[24] Ведство – колдовство.[25] Урекание – оскорбление, клевета.[26] Узлы (здесь) – изготовление амулетов.[27] Зелье – изготовление ядов и колдовских зелий.[28] Зубоядение – укусы. Рассматривались как оскорбление или способ колдовства (наведение порчи). [29] Задница (здесь) — наследство. По другим источникам (ст. 108 Пространной редакции Русской правды) в определённых случаях эти дела могли вести и светские суды.[30] В некоторых списках пропущены. Возможно, это объясняется существованием в западнорусских землях (Литовском великом княжестве) права землевладельцев (собственников церквей) судить их священников.[31] Проскурница – просвирница (женщина, пекущая священные хлебцы – просвиры).[32] В другом варианте паломник.[33] Задушный человек – невольник, освобождённый по завещанию своего хозяина.[34] Значение термина неизвестно.[35] Опрочи мирян – возможно, без участия светских свидетелей и т.п.
Налоговая реформа княгини Ольги
История Древней Руси изобилует самыми разными событиями одним из которых, несомненно, является налоговая реформа княгини Ольги, повлиявшая на жизнь широкого круга населения страны.
Причины и предпосылки реформы
В 945 году умирает киевский князь Игорь Рюрикович. Князь был убит во время полюдья, когда он пытался собрать налог выше установленного с древлян. Трудно сказать, почему именно с древлян Игорь решил собрать больше дани, возможно, это было связано с тем, что древляне не участвовали в походах князя в Византию. А может быть и так, что Игорь намеревался и с остальных племен собрать больше дани, если бы добрался до них, ведь древляне первыми стояли на пути князя во время полюдья. Как бы там ни было, древляне убили князя Игоря и поводом стал сбор дани.
ИНТЕРЕСНО! В древней Руси князья сами в сопровождении дружины объезжали страну, собирая дань (налог). Объезд обычно совершали с ноября по апрель, после сбора урожая. Такой способ сбора дани получил название полюдье, так как князь ездил по людям и собирал дань.
Оставшаяся вдовой с малолетним сыном княгиня Ольга приняла ряд важных мер, чтобы подобного не повторилось. С одной стороны убийство князя не должно было остаться безнаказанным. И Ольга так жестоко наказала древлян, что ни они, ни другие племена и не думали больше восставать против власти.
С другой же стороны княгиня понимала, что одними жестокими мерами здесь не обойтись и необходимо менять всю структуру сбора налогов. Необходимо было предотвратить злоупотребления при сборе и со стороны власти, так как могло повториться то, что случилось с князем Игорем.
Расправившись с древлянами, Ольга осенью 946 года объехала их земли, по пути облагая их данью. После этого княгиня вернулась в Киев, где обдумывала свои дальнейшие действия.
В итоге княгиня Ольга решила провести масштабную налоговую реформу, которая затронула как сами налоги, так и способ их сбора.
Суть налоговой реформы княгини Ольги
В 947 году княгиня Ольга с дружинниками выехала на север страны в направлении Новгорода и Пскова. В отрывках летописи приведенных историком В. Н. Татищевым в своем труде «История Российская» говорится об этом так:
«Ольга, оставив в Киеве во управлении сына своего, сама со многими вельможами пошла к Новгороду и устроила по Мсте и по Полю погосты, и по Лугу оброки и дани уложила».
Однако ряд известных ученых, таких как Шахматов А.А., Грушевский М. С., Лихачев Д. С. ставили под сомнение путешествие Ольги в Новгород, считая, что в этой информации много нестыковок.
Правда это или нет, но Ольга в это время провела реформы, возможно, во время своей поездки по стране. Проезжая по разным местам княгиня выбирала населенные пункты, с целью сделать их налоговыми центрами. Датой проведения реформы принято считать 946-947 годы.
ИНТЕРЕСНО! Одним из мест сбора дани был небольшой укрепленный городок у реки Луга, что в современной Ленинградской области. Здесь не так давно местными археологами были обнаружены следы древнего поселения.
Погосты
Новые места сбора, установленные реформой, получили название погосты. Это слово произошло от видоизмененного слова погостье, т.е. погостить. Они первое время существовали наравне со становищами, которые были местами остановки князя во время полюдья.
Налоговая реформа Ольги сопровождалась фактически не осознанной административно-территориальной реформой, так как погосты в виде бывших сел и торговых мест стали превращаться в местные административные центры, где прибывали представители центральной княжеской власти. Погосты превращали в настоящие крепости с валами и частоколами.
Теперь князю не надо было полгода проводить в путешествии по стране, подвергая себя опасности. Выгодно было и местным племенам, которым не надо было терпеть присутствие у себя не очень вежливых княжеских дружинников. Тем более, что во время полюдья княжеские дружинники часто гостили у местных жителей на «добровольной» основе, что сильно раздражало последних. Согласно изменениям данники (налогоплательщики) сами привозили дань в виде мехов, либо другого добра в погосты.
В погосты были назначены и княжеские подчиненные тиуны, в обязанности которых входил сбор, учет и отправка собранной дани в Киев. Через пару веков погосты станут окружными центрами.
Несмотря на отмену княгиней Ольгой полюдья, оно продолжало существовать параллельно погостам в годы правления последующих князей вплоть до 1190 года.
Уроки и уставы
Кроме мест сбора дани были также определены время выплаты дани и ее объем. Ведь до этого размеры налогов не были строго фиксированными. Это должно было минимизировать злоупотребления в налоговой сфере. Новые правила, связанные со сроками и объемом дани получили название уставы. Саму же дань, а также размер дани установленный по реформе, стали называть уроками.
Согласно летописным источникам новые объемы дани были более легкими для всех племен кроме древлян.
ИНТЕРЕСНО! Слово уроки происходит от более старого названия вознаграждения за ущерб, а точнее его установления, которое называли уреченным, т.е. установленным.
Что платили люди в виде дани (налога)
Налоги с населения Киевской Руси были установлены еще Олегом и являлись основным источником государственных доходов. В качестве дани принимались:
- Натуральные продукты (основной вид дани), в виде продуктов земледелия и скотоводства;
- Меха и шкуры животных. Особенно ценны были шкуры соболя и куницы;
- Деньги (очень редко), которые в основном были представлены арабскими монетами «шелягами»;
- Гривны – слитки из серебра весом 200 грамм;
- Кроме того, во время полюдья местное население выполняло различные работы в пользу князя и его дружины, например строительство становищ, мощение дорог и т. п. Это было что-то вроде прообраза будущей барщины для зависимых крестьян.
Как реформы княгини Ольги способствовали укреплению государства
Кратко можно выделить следующие основные результаты реформ княгини Ольги, благотворно повлиявшие на укрепление страны:
- Развивалась общая транспортная сеть страны, так как приходилось строить дороги для более быстрой доставки дани в столицу;
- Появление новых административных укрепленных центров, в виде погостов, по всей стране, что укрепляло княжескую власть на местах;
- Благодаря введению «уроков» и «уставов» власть смогла делать более точные расчеты относительно сроков и объемом пополнения государственной казны;
- Появляется местная администрация в виде княжеского наместника тиуна, что также способствует укреплению центральной власти на местах;
- Вместо полюдья появился «подвоз» (люди сами везли дань), что было более безопасным как для князя, так и для местного населения;
- Новый вид налогообложения был более цивилизованным, так как он практиковался почти во всех европейских странах.
То, что в дальнейшем ни один князь не отменил налоговые изменения княгини Ольги, говорит о том, что ее реформа была правильной, своевременной и проверенной временем.
Источники:
- «Домонгольская Русь: князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети ХШ вв» — Свердлов М.Б. Санкт-Петербург, 2003
- Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Институт всеобщей истории РАН; Под общей ред. Е.А. Мельниковой, В.Я. Петрухина. — М.: Ладомир, 2014
- Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник.— М.:«ПРОСПЕКТ», 1997
- Повесть временных лет / Л. Летописец Нестор – «Эксмо», 2011
- Соловьев С.М. Сочинения: в 18 кн. Кн. 1: История России с древнейших времен. Т.1-2 – М.: Голос, 1993
- Татищев В. Н. Собрание сочинений: в 8-ми томах: Т.2, 3 «История Российская». Ч.2: — М.: «Ладимир», 1994.
Чего мы так боимся? Урок от княгини Ольги
Житие святой Ольги, память которой мы празднуем сегодня, должно быть для нас и судом, и вдохновением.
Митрополит Антоний Сурожский | 24 июля 2015
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы живем во времена, когда христиане составляют постоянно уменьшающееся меньшинство; и в этом меньшинстве мы, православные, составляем небольшую общину, как среди христиан, так и среди секуляризованного мира. И как мы робки, как робки мы, чтобы заявить, что мы есть; как мало в нас решимости встать в своем христианском характере перед лицом мира, чуждого нам и чуждого Христу, нашему Богу, нашему Спасителю, нашему Господу и нашему брату по человечеству!
Как боязливы мы выразить свою веру, так боязливы мы и жить по ясным велениям Евангелия и давать знать не только на словах, но и всей жизнью, что мы в мире, но не от мира сего; что мы предтечи Царствия Божия, люди, посланные в мир, чтобы завоевать его для Бога: но не силой, а жизнью своей отдав за мир.
Житие святой Ольги, память которой мы празднуем сегодня, должно быть для нас и судом, и вдохновением. Ольга была христианкой за два поколения до Крещения Руси; она была христианкой в изоляции среди придворных своего мужа, который презирал христианство, как религию слабых, насмехаясь над ним, и вместе со своими товарищами насмехаясь над княгиней Ольгой и ее верой. И она стояла одна, никогда не колеблясь; она не постеснялась заявить, кто она такая, возвещая свою веру в Единого Бога, Господа господствующих, Царя царей, а также Спасителя мира.
Какой это урок для нас! Мы живем в мире, который иногда насмехается над нами, который живет так, как будто евангельские ценности потеряли всякий смысл – но нам не угрожает никакая реальная опасность. Даже сейчас есть страны, где быть христианином опасно; не так давно объявить себя христианином в России могло быть опасно и могло сулить беду и себе, и семье, и друзьям; и все же люди стояли непоколебимо и верили. И, по примеру святой Ольги, устояли именно женщины: именно женщины спасли Церковь и Россию своим героизмом и своей готовностью принять страдания и отдать свою жизнь за Церковь и за Бога.
Мы должны очень серьезно подумать о своей робости, о своих страхах и задать себе вопрос: почему это так? Это потому, что мы так боимся? Не потому ли, что страх так глубоко укоренился в нашей плоти и крови? Или мы еще ничего не поняли? Или мы забыли, кем является для нас Господь Иисус Христос, с Его местом где-то на периферии нашей жизни, но не в ее сердцевине, с тем, что Он не царствует как Господь и Бог в наших сердцах и умах или во всей нашей жизни? Мы должны спросить себя, что Он значит для нас, если мы так боимся улыбок, едких замечаний, пренебрежительного отношения – ведь ничего более опасного с нами не произойдет в тех условиях, в которых мы живем.
Неужели мы так поступаем с людьми, которых действительно любим, когда над ними насмехаются, дискредитируют или ругают? Неужели мы действительно молчим? Действительно ли мы поддаемся толпе, оставляя тех, кого любим, стоять в одиночестве? Неужели мы позволяем, чтобы имена нашей матери, невесты, мужа, жены или самого близкого друга произносились с насмешкой и сопровождались непристойными и унизительными шутками? Нет, мы никогда не сможем этого вынести; по крайней мере, я надеюсь, что никто из нас этого не потерпит! Но в то же время мы так легко и спокойно переносим это, когда речь идет о Христе, о Боге и Его правде, и о том, что значит жить по Богу! Значит ли это, что столько людей и столько вещей бесконечно важнее для нас, чем Бог, Который так возлюбил нас, что призвал нас к жизни, чтобы отдать Себя в наши руки? А когда мы отворачиваемся от Него, каждый из нас в отдельности и все мы вместе – Того, Кто пришел в мир, чтобы разделить нашу судьбу, жить и умереть за нас и вместе с нами?
Вдумаемся в это, ибо стоит перед нами и возвышается над нами во весь рост образ святой Ольги, одинокой в море язычников – а не в таком обществе, как наше, уже имеющем в себе Евангелие закваска, и где у нас так много общего с нынешними язычниками.
Учимся у этой женщины, которая была и хрупкее, и сильнее всех мужчин: как Богородица, она была сильнее всякого страха и колебания. Научимся стоять в одиночестве и возвещать свою веру, но не на словах — слова уже никого не убеждают; люди слышали достаточно вводящих в заблуждение красивых слов, но живя по-Божьему, как собственный народ Христа. Аминь!
Перевод с русского.
Поскольку вы здесь…
…у нас есть небольшая просьба. Сайт «Православие и мир» посещает все больше людей. Однако ресурсов для редакционных работ недостаточно. В отличие от некоторых СМИ, мы не делаем платной подписки. Мы глубоко убеждены, что проповедовать Христа за деньги неправильно.
При этом «Правмир» предоставляет ежедневные статьи автономной службы новостей, еженедельная стенгазета для церквей, лектория, фото, видео, хостинг и сервера. Редакторы и переводчики работают вместе для достижения одной цели: сделать возможными наши четыре веб-сайта — Правмир.ру, Неинвалид.ру, Матроны.ру и Правмир.ком. Поэтому наша просьба о помощи понятна.
Например, 5 евро в месяц это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета это не так уж и много, но для «Правмира» значительная сумма.
Если бы каждый, кто читает «Правмир», мог бы жертвовать по 5 евро в месяц, они в значительной степени способствовали бы нашей способности распространять слово Христа, Православие, цель жизни, семья и общество.
Пожертвовать
Статьи по теме
Святой, с которым не стоит связываться
Истории 20 ноября 2022 г.
Вопреки моим лучшим инстинктам, я начну это с усталой старой бромиды: «В аду нет такой ярости, как женщина, чей муж был разорван пополам березами».
Знаю, знаю — поговорка здесь настолько банальна, что ее мудрость часто кажется утраченной. Но за этим каштаном скрывается реальная история.
Видите ли, в 945 году н.э. принцесса по имени Ольга столкнулась именно с этим сценарием и поставила перед собой задачу доказать эту максиму, убив больше людей, чем я когда-либо слышал. И за свои кровавые усилия она в конечном счете… . .освященный? 1
Да. Наверное, это было другое время.
Ольга Киев и березки, говоришь?
Да, это так, любезный читатель. Но сначала давайте подкрепим это, совсем немного.
Действие происходит в Киевской Руси, в 10 веке (или 900-х, если хотите). Киевская Русь, для простоты, была территорией, охватывающей территорию, которая сейчас является Россией, Украиной и Белоруссией. Это была свободная племенная федерация с некоторой общей языческой культурой, управляемая династией Рюриковичей, названной в честь тестя Ольги. Одни историки считают, что эти люди произошли от нордических племен, другие считают славянскими. И эй, это может быть и то, и другое.
Княгиня Ольга родилась около 900 г. н.э., плюс-минус десятилетие. Если не считать того, что она была принцессой, история не уделяет особого внимания Ольге в первые 45 лет ее жизни.
Вот краткое изложение жизни Ольги до порноместь: Она была язычницей, родом, может быть, из Пскова (кстати, города, который существует до сих пор). Затем она вышла замуж за Игоря I, князя Киевского. У них был сын. Видеть? Быстрое изложение.
Киевская Русь была растущей империей в середине 10-го века, но вы не сможете вырастить империю, не прижимая всех своих соседей, и вы не прижимаете своих соседей, не заставляя их ненавидеть вас так сильно, как они могут даже не сплю по ночам.
Древляне были соседним племенем, имевшим сложные отношения с Киевской Русью. Они вместе работали, в основном в военных походах против Византийской империи, и платили дань Киевской Руси.
Дань, по сути, деньги на защиту. Вы платите более могущественному военачальнику, чтобы он «защитил» вас, в основном, от своих сил, а иногда и от третьих лиц. Это воспринималось как проявление «уважения» — правда, не искреннего уважения, а такого, какое вы могли бы испытывать к жестокому мафиози, вымогающему ваш бизнес. 2
Древляне платили дань предшественникам Игоря, но ушли в 912 году после смерти последнего князя. Вместо того, чтобы платить Большой Киевской Руси, они начали делать покупки на месте и отдавали дань уважения ближайшему военачальнику.
Игорю нужно было вернуть свою дань, не только за меха, но и за уважение. Принц, потерявший дань, — это принц, утративший свою предполагаемую легитимность, а такой принц долго не продержится. Итак, в 945 году князь Игорь проверил свою привилегию и понял, что она недостаточно высока. Он решил посетить древлянскую столицу Искоростень (современная Северная Украина), чтобы подтвердить свои права.
Оказывается, это был неверный ход. Древляне видели, как этот ублюдок Киевской Руси въехал в город, чтобы потребовать дань после 33 лет ее неполучения. В глазах древлян это выглядело какой-то чушью.
Итак, они сделали то, что я хотел бы назвать «человеческим гамаком» Игорю. Древляне пригнули к земле две березы и привязали их к каждой ноге Игоря. Затем они отпустили деревья. Деревья выпрямились, а Игорь нет — бедолагу разорвало. 3
О, черт! Ольга Киевская разозлилась?
Ага, но древлянам она так и не открылась — и не спрашивайте меня, почему они не предполагали, что она будет. Вместо этого они решили, что вместо Игоря захватят Киевскую Русь, поэтому они отправили 20 своих лучших и умнейших (ну, может быть, не самых умных) к Ольге, чтобы убедить ее выйти замуж за древлянского князя Мала, что дало бы древлянам контроль над Киевской Русью. 4
Тем временем Ольга исполняла обязанности регента при своем сыне, который был еще слишком молод, чтобы вступить во владение, и в ее распоряжении была вся мощь Киевской Руси. И ей, должно быть, очень нравился Игорь, потому что, ну, она собрала четырехэтапный магнум опус мести.
Ольга Киевская План мести, фаза 1: Vivisepulture
Ольга, играя мило, приветствовала 20 древлянских послов, которые были отправлены для переговоров о ее следующем браке.
Ольга послала гонцов позвать древлян в свой чертог, но напыщенные послы потребовали, чтобы их — вместе с их лодками — доставили ко двору Ольги. Ответ Киевской Руси: «Конечно, без проблем!» Они отнесли нарядных древлян на своих лодках в зал Ольги.
Чего древляне не знали, так это того, что перед их приходом Ольга приказала своим людям выкопать большую траншею. Ее люди отнесли лодки, наполненные древлянскими дивами, к траншеи и сбросили их туда, лодки и все такое.
Ольга заглянула в окоп и спросила, нравится ли эта «честь» древлянам. Древляне, которые, я полагаю, видели в этот момент надпись на стене, сказали, что это хуже, чем смерть Игоря от березы. Ольга потерла указательный и большой пальцы, играя на самой маленькой в мире славянской лютне, а затем приказала своим людям закопать древлян заживо. 5
Да, кстати: «vivisepulture» — это акт захоронения кого-либо заживо.
Ольга Киевская План мести Фаза 2: Жертвоприношение
Ольга не закончила. Удивительно, но похороненные заживо древлянские послы так и не ответили князю Малу, но Ольга это сделала. Она выйдет за него замуж, но ей нужен будет эскорт: Малу нужно будет послать некоторых из своих самых важных людей, чтобы они поехали с ней в Искоростень. Это послужило бы актом доброй воли, признавшим важность союза с Киевской Русью.
Мал жаждал быть королем, поэтому он согласился и отправил к Ольге группу древлянских вождей. Она расстелила красную ковровую дорожку и провела своих гостей, предложив им немного времени в бане, чтобы привести себя в порядок после поездки. Если вы не можете догадаться, что произошло дальше, вот подсказка: двери бани заперты снаружи.
Понял? Она заперла этих несчастных ублюдков в бане, а потом подожгла ее, сжег заживо всех атаманов. Это была бы не русская история мести без убийств в бане. 6
Ольга Киевская План мести, фаза 3: Фол на вечеринке
После поджога бани Ольга отправила Малу просьбу: брак все еще звучит хорошо, но она хотела бы посетить Искоростень, чтобы устроить поминки и надлежащие похороны за покойного мужа Игоря. Мал до сих пор не знал, что случилось с двумя его последними дипломатическими партиями, поэтому решил, почему бы и нет? Что бы ни смазало колеса Ольги и не привело его на престол Киевской Руси.
Ольга и ее солдаты прибыли на поминки, и мед лился рекой. Но пока древляне теряли сознание, людям Ольги было приказано не пить и сохранять рассудок. Когда пришло время, и древляне были хороши и пьяны, Ольга обрушила молот, убив 5000 древлян. Ну, 5000 может быть немного преувеличением, по правде говоря, но она убила кучу древлянских гуляк. 7 8
Ольга Киевская План мести Фаза 4: Берд Фирд
Этот последний шаг был поистине венцом достижений Ольги.
Ольга собрала армию, чтобы уничтожить древлян раз и навсегда. Уцелевшие древляне — те, кого Ольга не похоронила, не сожгла и не предала мечу на поминках, — просили пощады. «Пожалуйста, Оля, мы тебе дадим столько мехов, что ты в феврале вспотеешь», — сказали они (вероятно).
— Знаешь что, — сказала Ольга, — хорошо. Но я ни хрена не парюсь. Так что вместо мехов я вам древви отпущу полегче. Мы довели вас до нищеты нашими осадами и убийствами, так что все, что я прошу у вас, это по три голубя и по три воробья с каждого дома».
Ольга Киевская: любительница животных.
— Госпожа, — сказали древляне, думая, что легко отделались, — вы поняли.
Древляне наладили, а Ольга нет. Птицы были отданы Ольге, а она дала каждому из своих воинов по голубю или воробью, вместе с приказом: привязать каждой птице на лапки ниточку. На конец этой нити привяжите немного серы, связанной тканью.
Когда стемнело, солдаты Ольги выпустили голубей и воробьев, которые естественным образом улетели в свои гнезда в домах, курятниках и стогах Искоростена. Весь город сразу был подожжен, и древляне бежали. Армия Ольги захватила оставшихся в живых. Некоторых она убила, некоторых оставила в рабстве, а остальных оставила платить дань.
Возможно, это миф из Первичной летописи Киевской Руси (русский эквивалент скандинавских саг, если хотите). Это кажется диковинной тактикой. Тем не менее, армия Соединенных Штатов опробовала аналогичную тактику во время Второй мировой войны, когда они посылали горящих летучих мышей, чтобы сжечь японские города. Испытания прошли так хорошо, что испытательная база сгорела. Итак, армия огненных птиц Ольги? Не возможно. 9
Ольга Киевская Причислена к лику святых, Каким-то образом
Теперь, когда вы знаете, что могла сделать Ольга в своем стремлении отомстить древлянам, вы можете спросить: «Как она стала святой и почему?»
Хороший вопрос. Теоретически христианство не столь жаждет мести, как некоторые языческие религии. Можно даже сказать, что христианство должно было быть проповедью прощения — величайшего врага мести.
Но у христианства, особенно в средневековый период, был другой приоритет: обращение. Хотя Ольга Киевская большую часть своей жизни была язычницей, особенно в ее подходе к мести в стиле эпической поэмы, позже она обратилась в христианство, приняв крещение между 9 г.45 и 957 — и призвала своих людей поступать так же.
В то время как ее сын, Святослав, придерживался язычества, ее внук позже принял христианскую мантию Ольги и объявил Киевскую Русь христианской империей. В 969 году Ольга умерла так, как жила: не святой. Но почти 600 лет спустя церковь признала ее усилия по превращению Киевской Руси в христианскую нацию. В 1547 году ей был присвоен титул «Исапостол», что означает «равная апостолам». 10
Итак, в чем здесь урок? Возможно, дело в следующем: способность средневекового христианства прощать была безгранична, особенно если можно было увеличить количество членов.
Примечания 📌
- Хоар, Джеймс. (2015, 6 января). Ольга Киевская: Один святой, с которым не хочется связываться. Получено с https://www.historyanswers.co.uk/medieval-renaissance/olga-of-kiev-one-saint-you-do-not-want-to-mess-with/
- Хоар, Джеймс. (2015, 6 января). Ольга Киевская: Один святой, с которым не хочется связываться. Получено с https://www.historyanswers.co.uk/medieval-renaissance/olga-of-kiev-one-saint-you-do-not-want-to-mess-with/
- Хоар, Джеймс. (2015, 6 января). Ольга Киевская: Один святой, с которым не хочется связываться. Получено с https://www.historyanswers.co.uk/medieval-renaissance/olga-of-kiev-one-saint-you-do-not-want-to-mess-with/
- Аптон, Эмили. (2014, 27 января). Святой, заживо похоронивший людей и сжегший город в отместку. Получено с http://www.todayifoundout.com/index.php/2014/01/saint-buried-people-alive-burned-city-revenge/
- Аптон, Эмили. (2014, 27 января). Святой, заживо похоронивший людей и сжегший город в отместку.
Leave A Comment