Подготовка гражданина Российской Федерации по основам военной службы
Подготовка гражданина Российской Федерации по основам военной службы
Содержания национально-государственной символики Российской Федерации, истории возникновения и развития основных символов государства — герба, флага и гимна, а также государственные праздники позволяют чтить память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, помнить о государственном единстве, стремиться обеспечить благополучие и процветание страны.
Конституцией Российской Федерации определено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом
Еще в XIX веке военный деятель и историк Н.Н. Сухотин написал: «Знание своей Родины, знание прошлого ее, знание прошлого военного и боевого своей армии есть… основа для образования народного мировоззрения, такого склада понятий и взглядов, которые сознательно и инстинктивно всегда укажут или подскажут верные и правильные пути в разных случаях деятельности, — основа для развития и укрепления прирожденного чувства любви к Родине — основа для воспитания в каждом из нас веры в силы своего народа, своей армии».
И с этим положением нельзя не согласиться, так как правдивое и яркое воспроизведение страниц героического прошлого, демонстрация примеров беззаветного служения Отечеству, следования традициям народа и армии, основанных, на борьбе за независимость, способствуют укреплению духовных сил, воспитанию чувства патриотизма, веры в свои силы, преданности Родине, готовности проявить мужество и героизм, выполнить свой воинский долг.
Принятие военной присяги, вручение знамен и штандартов, торжественное чествование героев и лиц, награжденных правительственными наградами, вручение военнослужащим оружия и боевой техники в торжественной обстановке — все это надолго запоминается каждому военнослужащему и вызывает гордость за воинскую часть, Российские Вооруженные Силы.
Примеры героизма не могут не запасть в души граждан, осесть в памяти и не вызывать желания совершать мужественные поступки, защищать духовные ценности. Изучение истории Отечества было и остается важнейшим направлением патриотического воспитания.
Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
До призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы осуществляется педагогическими работниками указанных образовательных организаций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы предусматривает проведение с такими гражданами учебных сборов.
Подготовка, полученная гражданами в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, общественно-государственных организациях, осуществляющих военно-патриотическое воспитание и организующих соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта, учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а также других войск, воинских формирований и органов, в которых они будут проходить военную службу по призыву.
Подготовка граждан по основам военной службы является одним из главных направлений в обязательной подготовке гражданина к военной службе.
Она направлена на формирование морально — психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы; воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам; изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства; приобретение навыков в области гражданской обороны; изучение основ безопасности военной службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, медицинской, строевой подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения.
Военный комиссариат оказывает методическую помощь образовательным учреждениям при осуществлении данной подготовки.
Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
получение начальных знаний в области обороны;
подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
военно-патриотическое воспитание;
подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
медицинское обследование, медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор.
Военный комиссариат осуществляет предварительный отбор граждан для поступления в Учебные заведения Министерства обороны и других ведомств по программам высшего и среднего профессионального образования, также проводит отбор в ДОСААФ России для подготовки по военно-учетным специальностям (водитель категорий «С», «Д», «Е»). Данные мероприятия проводятся совместно с представителями образовательных учреждений в период проведения первоначальной постановки граждан на воинский учет после определения их годности к военной службе по состоянию здоровья и профессиональной пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям.
Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет. Граждане получают документ воинского учета – удостоверение гражданина подлежащего призыву на военную службу.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28. 03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно ст. 28 Закона на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
До начала очередного призыва и в процессе призыва проводится изучения изучение граждан, выявляются призывники:
— подлежащие призыву на военную службу, при этом годные по морально-деловым качествам и по состоянию здоровья,
— имеющие право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу либо не подлежащие ему по различным основаниям.
При этом от граждан запрашиваются документы, подтверждающие его право на отсрочку или освобождение от призыва, которые приобщаются к материалам личного дела призывника.
Для выполнения воинской обязанности и реализации того или иного права в области воинского учета гражданину не обходимо обратиться в военный комиссариат по месту воинского учета
Основы военной службы | Воинская обязанность
Материалы к урокам ОБЖ для 10 класса
Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 10 класса | План проведения занятий на учебный год (Учебник 2017 года) | Основные понятия о воинской обязанности. Структура и содержание воинской обязанности. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы
Основные понятия о воинской обязанности. Структура и содержание воинской обязанности. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы
Основные понятия о воинской обязанности
Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Структура и содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации приведены на схеме 25.
Воинская обязанность граждан в период мобилизации, военного положения и в военное время определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Она предусматривает:
• призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
• прохождение военной службы в период мобилизации, военного положения и в военное время;
• военное обучение в период военного положения и в военное время.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» определяет, что
Военная служба приоритетна перед другими видами государственной службы и иной деятельностью. Она имеет некоторые особенности.
Основные из них заключаются в следующем:
• во-первых, выполнение обязанностей военной службы сопряжено с риском для здоровья, а нередко и жизни;
• в-третьих, для военнослужащих предусмотрены специальные звания, единая форма одежды и знаки различия, специальная система аттестования;
• в-четвертых, права и обязанности военнослужащих регламентированы специальным законодательством;
• в-пятых, лица, проходящие военную службу, в особом порядке несут дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность.
Граждане Российской Федерации проходят военную службу по призыву и в добровольном порядке (по контракту)
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Вопросы
1. Какие нормативные правовые акты регламентируют воинскую обязанность и военную службу граждан Российской Федерации?
2. В чем заключается воинская обязанность граждан Российской Федерации?
3. В каких войсках, воинских формированиях и органах исполняют граждане Российской Федерации военную службу?
4. Почему военная служба приоритетна по сравнению с другими видами государственной службы?
Российская Федерация имеет призывную армию с 1918 года. 3 В последние годы около 400 000 юношей в возрасте от восемнадцати до двадцати семи лет ежегодно призываются на службу в регулярную армию, войска МВД, пограничные войска и другие виды многочисленных вооруженных сил России. Огромная общественная антипатия к призыву на военную службу тесно связана с многочисленными разоблачениями повсеместных злоупотреблений в вооруженных силах. Одним из первых был роман Юрия Полякова 1987 года «. Сто дней до приказа По мере того, как юноши призывного возраста и их родители все больше опасались военной службы, многие из них начали искать способы, как законные, так и незаконные, избежать ее. 7 В Российской Федерации возникла сеть организаций солдатских матерей, призванная помочь юношам и их родителям найти законные способы уклонения от призыва. Более десяти лет эти группы — одно из самых распространенных и эффективных массовых движений в России — помогли тысячам молодых людей избежать произвольного призыва, когда у них были законные основания не служить. Недовольство населения обращением с призывниками достигло новых высот в середине 1990-х годов, когда военное руководство России отправило плохо подготовленных призывников на войну в Чечне. Тысячи призывников погибли. 8 К 1996 году призыв на военную службу был настолько непопулярен, что в рамках отчаянной попытки поднять свой рейтинг во время избирательной кампании тогдашний президент Борис Ельцин пообещал отменить его после своего переизбрания. Ельцин отказался от своего обещания. Сегодня, когда вторая чеченская война в России идет уже четвертый год, молодые люди призывного возраста продолжают опасаться отправки в Чечню воевать, хотя общественные протесты против войны еще не достигли 19-летнего возраста.96 уровней. В ноябре 2001 года министр обороны Сергей Иванов объявил о планах долгосрочной и масштабной реформы вооруженных сил. План предусматривает значительное сокращение вооруженных сил, состоящих только из высокооплачиваемых специалистов и оснащенных современной военной техникой, к 2010 г. Он предусматривает постепенную отмену воинской повинности, начиная с 2004 г. Процесс призыва В год достижения им семнадцати лет гражданин мужского пола встает на воинский учет (на русском языке: воинский учет ). В это время принимается предварительное решение о том, годен ли он к военной службе или есть основания для освобождения от нее по немедицинским показаниям. 12 Когда ему исполняется восемнадцать, русский мужчина получает повестку явиться в местный военкомат для прохождения призыва. Согласно положению о призыве, ему должны прямо вручить повестку и он должен ее подписать. 13 Если молодому человеку вручены повестка и расписки, но впоследствии он не явился на производство по призыву, он считается уклонистом и преследуется по уголовному кодексу. Призывное производство обычно состоит из медицинского освидетельствования, проводимого врачами для определения годности кандидата к военной службе, После того, как призывная комиссия приняла решение о призыве, она информирует об этом призывника, который имеет право на получение копии приказа о призыве по требованию. 19 После этого военкомат разрешает ему отправиться домой в ожидании служебной повестки для явки в сборный пункт ( сборный пункт ), откуда он должен отправиться на военную базу. 20 Этот период ожидания обычно длится от одного дня до трех месяцев. За это время молодой человек может обжаловать решение военкомата. 21 В пункте сбора муниципальная или областная военкоматы пересматривают решения местной комиссии, а комиссия врачей еще раз проверяет его пригодность. После этих процедур представители воинских частей встречают новобранцев и организуют их отъезд. 22 Проблемы с квотами проекта Многие юноши призывного возраста не хотят служить в вооруженных силах. Они обеспокоены повальной дедовщиной, отправкой в Чечню или просто считают два года службы в армии пустой тратой времени и карьерных возможностей. Некоторые из них отказываются от военной службы по соображениям совести, у них нет вариантов реальной альтернативной гражданской службы. 24 Многие временно или постоянно избегают военной службы, записавшись на образовательные программы или найдя государственную работу, которая позволяет им отсрочить службу, или обратившись к врачу, документально подтверждающий серьезные проблемы со здоровьем, которые лишают их права служить. 25 Другие молодые люди используют незаконные средства, чтобы избежать призыва, например, давая взятки членам призывных комиссий, врачам или другим должностным лицам. Другие просто избегают вербовщиков. Они отказываются открывать дверь, когда чиновники приходят к ним домой, чтобы вручить им повестки, не живут по месту регистрации и игнорируют повестки, опущенные в их почтовые ящики. 26 По данным Генерального штаба Вооруженных Сил, ежегодно 30 000 юношей игнорируют призывные повестки и не являются на призывные производства. 27 В эту цифру входят как молодые люди, которым должностные лица вручили повестку, но которые не явились на призыв, так и молодые люди, которые проигнорировали повестку, которая не была вручена должным образом и, следовательно, недействительна по закону. В июле 2002 г. российские СМИ сообщили, что в Нижнем Новгороде число лиц, признанных военкоматом уклонистами от призыва, превысило число фактически призванных в этот призывной период. 28 Военным чиновникам особенно трудно призывать молодых людей в Москву, что, вероятно, является следствием лучшего доступа к информации, более широких возможностей для карьерного роста и более высокого уровня благосостояния московской молодежи по сравнению с их сверстниками в других регионах России. Квота по призыву, установленная для Москвы, невелика по сравнению с другими регионами, но чиновники по призыву до сих пор с трудом ее выполняют. Осенью 2001 г. только около 3% всех призывников были призваны из Москвы, тогда как юноши призывного возраста в крупнейшем городе России составляют почти 6% от общего числа юношей призывного возраста в России. 29 Официальная статистика осеннего призыва 2001 г. показывает, что от 50 до 60% всех юношей, состоящих на учете в московских военкоматах, имели право на отсрочку по учебе, 30% были признаны негодными к военной службе, 2% получили отсрочку. отсрочка по семейному положению. 30 Неясно, какой процент москвичей призывного возраста осенью 2001 года просто проигнорировал призывные повестки, отслужили ли они исправно или нет, но по официальной статистике около 10 тысяч москвичей не явились в военкоматы по призыву. 31 По данным «Солдатских матерей Санкт-Петербурга», аналогичная ситуация существует и в Санкт-Петербурге. 32 Ухудшение здоровья российской молодежи усугубило призывной кризис. В последние годы из-за плохого состояния здоровья около 50 процентов молодых людей в России ежегодно лишаются права призыва на военную службу. Представитель министерства обороны сообщил на пресс-конференции в апреле 2002 г., что в 2001 г. врачи призывных комиссий признали не менее 54% молодых людей, прошедших проверку, непригодными к военной службе. 33 Другой чиновник сообщил, что из 400 000 призывников ежегодно около 600 000 объявляются непригодными. 34 В связи с тем, что российская молодежь страдает от слабого здоровья, а также ввиду того, что многим наиболее здоровым и образованным юношам России удается уклоняться от службы в армии, вербовщикам часто приходится отбирать призывников из группы молодых людей с низким уровнем образования, а иногда и серьезным здоровьем. проблемы. Об этом 9 заявил неназванный российский депутат.0016 The Moscow Times о том, что в своем выступлении в Государственной Думе министр обороны Сергей Иванов сказал, что молодые люди, призванные осенью 2001 года, представляют собой «жалкую массу, страдающую наркоманией, психологическими проблемами и недоеданием». 35 Статистика Минобороны показывает, что каждый второй призывник до поступления на службу имел проблемы с алкоголем, а каждый четвертый употреблял наркотики. 36 В октябре 2001 года временно исполняющий обязанности военного комиссара Москвы Виктор Безносиков на пресс-конференции также пожаловался на снижение уровня образования новобранцев и рост числа новобранцев с судимостью. 37 В июльском выпуске интернет-издания «Грани.ру» за июль 2002 года среднестатистический призывник описывается как «молодой человек, не окончивший среднюю школу», который до призыва «не учился и не работал и баловался водкой и наркотиками. » В нем сделан вывод о том, что «абсолютное большинство призывников происходит из малообеспеченных и социально неблагополучных семей, не имеющих средств записать юношу на платное обучение или купить ему фальшивую справку об отсрочке». 38 В ответ на призывной кризис чиновники недавно сократили призывные квоты; если традиционно в каждый из двух призывных периодов призывалось около 200 000 человек, то весной 2002 г. квота была установлена чуть более 160 000 человек. 39 Министерство обороны также разрабатывает закон, который сократит список оснований для отсрочки и позволит вербовщикам призывать дополнительно десятки тысяч молодых людей, которые в настоящее время работают в государственных органах. 40 Пока неясно, вступит ли этот закон в силу и когда. Наконец, в ряде крупных городов, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, вербовщики вернулись к задержанию предполагаемых уклонистов от призыва на военную службу. 41 3 Солдаты срочной и контрактной службы составляют рядовой и сержантский состав Вооруженных Сил Российской Федерации; в мирное время солдат-срочников намного больше, чем солдат-контрактников. Высшие звания состоят из профессиональных солдат. 4 Статья 2 Закона о воинской обязанности и военной службе от 28 марта 1998 г. содержит полный перечень всех родов войск, в которых могут проходить призывники: Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, которую граждане проходят в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожных войск Российской Федерации, войск федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войск гражданской обороны (далее — иные войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований федеральных органов исполнительной власти (далее — воинских формирований), служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной безопасности (на русском языке: государственной охраны ), федеральный орган по обеспечению мобилизационной готовности органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы) и в специальных формированиях, создаваемых на военное время. 5 Юрий Поляков, Сто Дней до Приказа , (Москва: Молодая Гвардия), 2001. 6 Владимир Мухин, «Минобороны: по России гуляет два батальона дезертиров», (Министерство обороны: Два батальона дезертиров бродят по России), Страна.ру, 11 июля 2002 г. См.: http://www.strana .ru/stories/08.01.23/1053/152459.html (по состоянию на 3 сентября 2002 г.). 7 По всей России в подавляющем большинстве случаев матери мужчин призывного возраста активно пытаются предотвратить их призыв на военную службу. 8 Официальные данные о количестве солдат (включая призывников, контрактников и офицеров), погибших в ходе первой чеченской войны, варьируются от почти 4000 до 5500 (официальные данные приведены в газете Коммерсантъ соответственно от 4 августа 2000 г. и сентября 2000 г.). 21, 2000). Неофициальные данные выше: журналист и эксперт по Чечне Вячеслав Исмаилов подсчитал, что погибло около 8000 военнослужащих (9).0016 «Новая газета» [Новая газета], 10 апреля 2000 г. ) и «Коммерсантъ » со ссылкой на Союз комитетов солдатских матерей сообщил, что эта цифра составляет около 14 000 человек. По меньшей мере половина, а возможно, и гораздо больше погибших военнослужащих были солдатами-срочниками. 9 Меган Туи и Кевин О’Флинн, «Путин пытается выполнить обещание Ельцина», The Moscow Times , 23 ноября 2001 г. 10 Джон Бойл, «Элитные российские десантники опробуют армейскую реформу», информационное агентство Reuters, 5 марта 2002 г. 11 Закон о воинской обязанности и военной службе от 28 марта 1998 года (далее — Закон о воинской обязанности). Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» (далее — Положение о призыве на военную службу) от 1 июня 1999 г. № 587. 12 Статья 9 закона о воинской повинности. 13 Статья 7 положения о призыве на военную службу и статья 31(2) закона о воинской службе. 14 Статья 28(2) и 31(4) закона о военной службе. В данном отчете такие случаи не рассматриваются. 15 Статья 31(2) Закона о воинской службе и статья 10 Положения о призыве на военную службу. К должностным лицам, уполномоченным вручать повестку, относятся должностные лица военкомата, надзиратели на производстве или в учебных заведениях, а также должностные лица органов местного самоуправления и иных организаций, ответственные за работу, связанную с прохождением воинской повинности (см.: ст. 7 Положения о призыве на военную службу). и статью 31(2) закона о воинской службе). 16 Российское законодательство содержит длинный перечень медицинских оснований, по которым лицо временно или постоянно освобождается от несения военной службы. Закон о воинской службе устанавливает пять категорий годности кандидатов на военную службу: А — полностью годен к военной службе; Б — годен к военной службе с небольшими ограничениями; С — частично годен к военной службе; Д — временно не годен к военной службе; и Е — непригодный к военной службе. Кандидаты на военную службу, отнесенные к категориям А и В, считаются годными к военной службе, хотя категория В исключает службу в некоторых типах подразделений. Люди, отнесенные к категории C, не обязаны служить в мирное время, но могут быть призваны в военное время. Годность кандидатов на военную службу по категории D пересматривается в течение года (пункт 1а статьи 24 Закона о воинской обязанности). Те, кто отнесен к категории Е, не могут быть призваны даже во время войны. Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе (утверждено Решением № 39Постановление Правительства РФ от 20 апреля 1995 г.) содержит перечень заболеваний и соответствующие категории. Приложение можно найти по адресу: http://www.hro.org/docs/rlex/milexp/index.htm (по состоянию на 23 августа 2002 г.). 17 Статьи 23 и 24 закона о воинской повинности предусматривают сложный набор немедицинских оснований для освобождения и отсрочки. Например, кандидат может претендовать на освобождение, если он проходил военную службу в другом штате или если его отец или брат умерли при прохождении военной службы или в результате ранений, полученных во время военной службы. Кандидат имеет право на отсрочку по отдельным видам обучения, если он имеет ребенка до трех лет, является отцом-одиночкой, если он является единственным лицом, обязанным по закону осуществлять уход за ближайшим родственником, нуждающимся в постоянном уходе, если он работает в качестве врача в сельскохозяйственной среде или при других обстоятельствах. См.: http://www.hro.org/docs/rlex/newzvovs/razdel4.htm#24 (по состоянию на 23 августа 2002 г.). 18 Статья 14 Положения о призыве на военную службу. 19 Статья 28(6) закона о воинской службе. 20 Статья 16 Положения о призыве на военную службу. Призывная комиссия может также вручить повестку о явке в пункт сбора, пока призывник еще находится в военкомате. 21 Закон о воинской повинности не устанавливает установленного законом срока обжалования решения призывной комиссии. Тем не менее, 1993 Закона о судебном обжаловании решений и действий, нарушающих права и свободы граждан, установлено, что обжалование в судебном порядке решений государственных и иных органов должно быть возбуждено в течение трех месяцев с момента, когда истцу стало известно о нарушении его права (ст. 5 ) 22 Статья 28 Положения о призыве на военную службу. 23 Валентина Мельникова из Союза комитетов солдатских матерей России сообщила Хьюман Райтс Вотч, что военные устанавливают завышенные нормы призыва. Она пояснила, что квоты основаны на данных местных военкоматов, которые неточно отражают состояние здоровья многих юношей, поскольку медицинские осмотры, проводимые при их постановке на учет, зачастую поверхностны. 24 После многолетних задержек в парламенте в июле 2002 г. в России был принят закон, регулирующий отказ от военной службы по убеждениям. Закон вступит в силу только с 1 января 2004 года. Он устанавливает срок альтернативной службы 3,5 года, а для желающих пройти альтернативную службу в воинских частях — 3 года. 25 Определенные виды должностей в органах внутренних дел, налоговой полиции, таможенных службах и других государственных органах дают право на отсрочку от призыва в армию. См. статью 24(1g-h) закона о воинской повинности. Медицинские комиссии при призывных комиссиях часто проводят лишь поверхностный медицинский осмотр. Поэтому группы солдатских матерей рекомендуют мужчинам пройти обследование у специалистов и представить свои заключения врачам военкомата, чтобы заставить их обратить серьезное внимание на проблемы со здоровьем. 26 Закон о воинской повинности требует, чтобы призывные или другие должностные лица вручали повестку непосредственно молодым людям, которые должны расписаться в повестке в знак признания. Повестка, просто оставленная в почтовом ящике, не имеет юридической силы. См. статью 7 Положения о призыве на военную службу. 27 Ахмед Тагиров и Алла Тучкова, «Москва – столица уклонистов», Независимая газета (Независимая газета), 7 декабря 2001 г. 28 Сергей Анисимов, «Колонка информационных сообщений», Независимая газета , 12 июля 2002 г. 29 Шесть тысяч из почти 200 тысяч призывников (около 3 процентов) были призваны из Москвы. «На военную службу призваны 6 тысяч москвичей», Утро [Утро], 24 января 2002 г. См.: http://www.utro.ru/articles/2002012413310658093.shtml ( По состоянию на 3 сентября 2002 г.). Официальная статистика показывает, что в 2001 г. в России насчитывалось около 10 млн мужчин призывного возраста (Демографический ежегодник России за 2001 г., изданный Госкомстатом России, Москва, 2001 г.). По информации, полученной из Мосгорстата, их было 59.На начало 2002 года в Москве состояло на учете 2 682 мужчины призывного возраста. 30 Леонид Смирнов, «Призывников ловили на станциях метро», Известия , [Вести], 27 января 2002 г. 31 Ахмед Тагиров и Алла Тучкова, «Москва — столица уклонистов». В феврале 2002 г. сотрудники вербовочной службы заявили, что тогда считалось, что около 3000 молодых людей игнорируют повестки. Эта цифра, по-видимому, включает как правильно врученные повестки, так и оставленные в почтовых ящиках. «От службы в армии отклонились 3 тысячи москвичей», 9. 0016 Утро , 1 февраля 2002 г. См.: http://www.utro.ru/news/2002020115394059600.shtml (Проверено 3 сентября 2002 г.). 32 Интервью по телефону с Еленой Виленской, сопредседателем организации «Санкт-Петербургские солдатские матери», 22 октября 2002 г. 33 Эту цифру на пресс-конференции привел начальник Главного мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Владислав Путилин. Цитируется по «Генералы не оставили призывникам шансов» [Генералы не дали шансов срочникам], Утро , 2 апреля 2002 г. См.: www.utro.ru/articles/2002040216595170289.shtml (дата обращения: 3 сентября 2002 г.). 34 «Более половины россиян непригодны к службе в армии: генерал», Agence France-Presse , 29 ноября 2001 г. 35 Наталья Ефимова, «Законодатель: Министерство обороны планирует сократить отсрочки призыва», The Moscow Times , 12 сентября 2002 г. 36 «Умственно ограниченный контингент», Грани.ру, 3 июля 2002 г. См. : http://www.hro.org/editions/press/0702/04/04070208.htm 30, 2002). 37 «Осенний призыв собирает дан», Утро , 1 октября 2001 г. См.: www.utro.ru/articles/2001100113103938448.shtml (дата обращения: 3 сентября 2002 г.) 38 «Умственно ограниченный контингент», Грани.ру , 3 июля 2002 г. 39 Сроки призыва — с 1 октября по 31 декабря и с 1 апреля по 30 июня. Президент Российской Федерации своим указом регулирует, сколько юношей должно быть призвано в каждый призывной период. Весной 2002 г. должны были быть призваны 161 732 человека, осенью 2001 г. — 194 824, весной 2001 г. — 187 995. См.: www.utro.ru/articles/2002040109114169846.shtml, www.utro.ru/articles/2001092513583037416.shtml и 40 Наталья Ефимова, «Законодатель: Минобороны планирует сократить отсрочки призыва», The Moscow Times , 12 сентября 2002 г. См. также: «Минобороны РФ «болеет» за призыв», [Министерство обороны на стороне призывников ] Утро , 16 января 2002 г. См.: http://www.utro.ru/news/2002011617114856747.shtml (Проверено 3 сентября 2002 г.). 41 СМИ также сообщали о призыве на военную службу через содержание под стражей в Самаре. «Как ловят призывников в Самарской области», Утро , 4 апреля 2001 г. См.: http://www.utro.ru/news/200104041457597821.shtml (по состоянию на 3 сентября 2002 г.). |
Россия: Информация о призыве на военную службу и освобождении от военной службы, в том числе об альтернативной военной службе для лиц, отказывающихся от военной службы по убеждениям
Призыв на военную службу
Федеральный закон № 53-ФЗ от 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет (Россия, 1998 г., ст. 22). Согласно законодательству [перевод] «решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только по достижении ими возраста 18 лет» (там же). С 2008 г. продолжительность военной службы по призыву установлена на уровне одного года (Интерфакс, 15 июля 2011 г.; Рейтер, 8 июня 2010 г.). Интерфакс, международное англоязычное информационное агентство, предоставляющее информацию о России, Китае и «развивающихся рынках Евразии» ( н.д. ), сообщает, что 29 апреля 2010 г. заместитель начальника Генштаба призвал российских сенаторов увеличить призывной возраст с 27 до 30 лет, оставив минимальный призывной возраст на уровне 18 лет (Интерфакс, 4 мая 2010 г.). Согласно опросу, проведенному российским социологом SuperJob.ru на следующий день после предложения Генштаба, семьдесят семь процентов россиян выступили против продления (там же). Дополнительную информацию о предложении о продлении призывного возраста в источниках, с которыми консультировалось Управление по исследованиям, найти не удалось.
В случае неявки гражданина по призыву в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, [перевод] «он привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации» (Россия 1998, ст. 7). По мнению Минобороны, призывник «привлекается к уголовной ответственности, если своим отсутствием пытается уклониться от отложения обязанности прохождения срочной службы» (Россия б.д. у). Более того, согласно ч. 1 ст. 328 УК РФ, «мошенническое увольнение с воинской обязанности, полученное путем симуляции болезни, членовредительства, подлога или иных мошеннических действий, квалифицируется как уклонение от призыва» (там же). Однако агентство Reuters сообщает, что мужчины платят врачам «за выдумку мнимых болезней», чтобы избежать призыва на военную службу (24 9).0272 января 2011). В то время как средний размер взятки составляет около 5000 долларов, «москвичи часто платят в четыре раза больше» (Reuters 24 Jan. 2011). Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС) сообщает, что «группа врачей и других сотрудников российской военной комиссии в западном городе Пенза была арестована» за получение взяток от 23 новобранцев (РСЕ/РС, 8 мая 2010 г. ).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» законными, документально подтвержденными основаниями неявки являются следующие (Россия 1998, ст. 7):
[Перевод]
Агентство Reuters сообщает, что государство не соблюдает квоты на призыв из-за «широко распространенного жестокого обращения с молодыми призывниками, известного как «дедовщина», и незавидных условий в армии» (8 июня 2010 г.). Несколько источников сообщают о физическом и психологическом насилии и самоубийствах солдат в армии (AFP 13 окт. 2011; Reuters 24 января 2011; там же, 8 июня 2010; Солдатские матери Санкт-Петербурга, 12 марта. 2011; см. также RFE/RL 4 Oct. 2011). По данным базирующейся в Москве правозащитной группы, около «3000 призывников ежегодно умирают по всей стране в мирное время» (Reuters 24 Jan. 2011). В другой статье Reuters говорится, что «в 2005–2008 годах среди солдат было около 2500 самоубийств» и что «многие солдаты [были] вынуждены покончить с собой из-за жестокого обращения» (там же, 8 июня 2010 г.).
По данным заместителя начальника Генштаба, более 200 тыс. призывников «отказались от приема приказов и переселились на другие места жительства без снятия с призывного учета» (цит. по Интерфаксу 31 9).0286 марта 2011). Осенью 2010 г. более 13 000 человек не явились в военкоматы после получения повесток (там же). Московская газета «Коммерсантъ » сообщает, что 22 правозащитные организации направили президенту Дмитрию Медведеву письмо с просьбой отменить призыв на военную службу и [перевод] «выразив обеспокоенность по поводу жестокого обращения и самоубийств в армии» (14 окт. 2011).
Освобождение от службы
В статье 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» указано, что призыву на военную службу не подлежат следующие граждане:
[Перевод]
- [те, кто] признан негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья;
- [те], которые проходят или прошли военную службу в Российской Федерации;
- [те], которые проходят или прошли альтернативную гражданскую службу;
- [те], которые прошли военную службу в другой стране.
Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане, которые:
- имеют ученую степень, зачисленную в Государственную квалификационную систему
- являются сыновьями/братьями
Следующие категории граждан не подлежат военной службе:
- находящиеся в положении отбывания наказания в виде принудительных работ, исправительных работ, ограничения свободы, задержания или лишения свободы;
- лица, имеющие судимость, не погашенную в порядке помилования или не погашенную в связи с истечением срока давности;
- лица, в отношении которых ведется дознание или досудебное расследование, либо уголовное дело которых направлено в суд для судебного разбирательства. (Россия 1998, ст. 23)
Министерство обороны Российской Федерации подтверждает вышеуказанную информацию, отмечая при этом, что «освобождение от призыва распространяется также на лиц, имеющих ученую степень» (Россия н. д. д). Более того, на сайте Минобороны перечислены «некоторые категории граждан, [которые] могут воспользоваться правом отсрочки» (там же).
Альтернативная военная служба
Федеральный закон № 113-ФЗ от 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» позволяет гражданам [перевод] «осуществить свое конституционное право на замену срочной военной службы альтернативной гражданской службой» (Россия, 2002 г.). Согласно этому законодательству, [перевод]
[а] Гражданин имеет право на замену срочной военной службы гражданской службой в случаях, если:0006 №
, не состоящие в запасе, имеющие право на замену срочной военной службы альтернативной гражданской службой и подавшие в военный комиссариат заявление о желании заменить военную службу альтернативной гражданской службой. (там же, ст. 3)
Как сообщается на сайте Минобороны, на альтернативную гражданскую службу «могут быть направлены только граждане, годные к военной службе» (Россия н. д. а). Граждане, не подлежащие призыву на альтернативную гражданскую службу, — это лица, имеющие [перевод] «основания для освобождения от призыва на военную службу» или основания «отсрочки призыва на военную службу», либо не «подлежащие призыву на военную службу». (Россия 2002, ст. 3).
Продолжительность альтернативной службы, как сообщается, «в одну и три четверти (1,75) раза превышает продолжительность обязательной военной службы» (CPTI , март , 2009 г.). Однако, если альтернативная служба проходит в военной организации, такой как Вооруженные Силы Российской Федерации (Россия, 2001 г., ст. 5), срок в 1,5 раза превышает срок срочной службы (там же; CPTI 9).0286 марта 2009 г.). По состоянию на 2008 г. «обязательная военная служба длится 12 месяцев, альтернативная гражданская служба — 21 месяц или 18 месяцев, если она проходит в военном учреждении» (там же).
Как правило, альтернативная гражданская служба проходит в государственных организациях и организациях за пределами территории постоянного проживания гражданина (Россия б/д а). Однако в зависимости от потребности региональных организаций в кадровых ресурсах и количества лиц, выбравших альтернативную службу, Федеральный суд по труду и занятости может разрешить гражданину проходить государственную службу в районе его постоянного проживания (там же). Согласно Федеральному закону об альтернативной гражданской службе, граждане, принадлежащие к малочисленному аборигенскому сообществу, [перевод] «направляются на альтернативную службу в организации, осуществляющие деятельность в сферах традиционного хозяйства, ремесел и занятий» (Россия, 2002 г.).
Лица, имеющие право на альтернативную гражданскую службу, должны обратиться в военкомат до 1 апреля, если они должны быть призваны в октябре-декабре этого года, и до 1 октября, если они будут призваны в апреле-июне следующего года. год (Россия н.д. б). В случае необращения гражданина до установленного срока ему может быть отказано в возможности замены военной службы альтернативной (там же).
При подаче заявления гражданин «должен представить обоснование того, что военная служба противоречит его убеждениям или вероисповеданию» (там же). Его заявление должно быть написано в «вольной форме» с указанием причин и обстоятельств, побудивших его выбрать альтернативную службу (там же). По данным Минобороны, общий порядок направления на альтернативную службу следующий:
По сообщению московского новостного сайта RT, гражданская альтернативная служба не пользуется популярностью в России, поскольку «трудно обеспечить право на отказ от военной службы» и «это решение часто вызывает насмешки со стороны сверстников» (4 май 2010 г.). Российская газета сообщает, что весной 2011 года на альтернативную гражданскую службу было направлено 200 новобранцев, в результате чего общее количество граждан, состоящих на альтернативной государственной службе, достигло 2600 человек (14 июля 2011 года). Однако неправительственные организации (НПО) оценивают их число примерно в 800 (UCSMR 20 окт. 2011) менее 1000 человек, проходящих альтернативную службу по всей России (Солдатские матери Санкт-Петербурга 20 окт. 2011).
По мнению НПО, закон и практика, касающиеся отказа от военной службы по убеждениям, являются «дискриминационными» (там же; UCSMR 20 Oct. 2011). В примере, приведенном во время телефонного интервью с Научным управлением, представитель Союза комитетов солдатских матерей России (СКСМР) указал, что кандидатам не предоставляется адекватная информация об альтернативной службе (там же). Представитель пояснил, что военная подготовка является обязательной на последнем году обучения в средней школе и что для лиц, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, нет исключений (там же). Во многих случаях потенциальные заявители еще несовершеннолетние на момент подачи заявления (там же). Кроме того, заявление об альтернативной службе должно быть защищено перед комиссией, прежде чем оно может быть одобрено (там же).
Этот ответ был подготовлен после изучения общедоступной информации, доступной в настоящее время для Управления исследований в сжатые сроки. Этот ответ не является и не претендует на то, чтобы быть окончательным в отношении существа любого конкретного заявления о предоставлении защиты беженца. Пожалуйста, найдите ниже список источников, с которыми проводились консультации при исследовании этого информационного запроса.
Каталожные номера
Агентство Франс-Пресс (AFP). 13 октября 2011 г. «Девять убитых, 86 самоубийц в российской армии в этом году: официально». (Фактива)
Международный налог на совесть и мир (CPTI). Март 2009 г. Представление 95-й сессии Комитета по правам человека: март 2009 г. Отказ от военной службы по соображениям совести: Российская Федерация . [Доступ 18 октября 2011]
Интерфакс. 15 июля 2011 г. «Россия не планирует продлевать призывную службу». (Фактива)
_____. 31 марта 2011 г. «Более 200 000 молодых людей уклоняются от службы в армии в России — Генеральный штаб». (Фактива)
_____. 4 мая 2010 г. «Россияне выступают против увеличения призывного возраста — опрос». (Фактива)
_____. Н.Д. «Об Интерфаксе». [Доступ 14 ноября 2011]
Коммерсант [Москва]. 14 октября 2011. Андрей Козенков. Просьба Дмитрия Медведева отменить призыв на военную службу. Документ переведен с русского. [Доступ 18 октября 2011]
Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС). 4 октября 2011 г. «Село отказывается отправлять сыновей на службу в российскую армию». [Доступ 18 окт. 2011]
_____. 8 мая 2010 г. «Российские врачи арестованы за получение взяток от призывников». [Доступ 19 октября 2011]
Рейтер. 24 января 2011 г. Томас Гроув. «Российская армия становится жестче в охоте на призывников». (Фактива)
_____. 8 июня 2010. Алексей Анищук. «Законопроект позволит россиянам платить за уклонение от призыва». (Фактива)
Российская газета . 14 июля 2011. Марина Грицюк. Весной 300 человек отправлены на альтернативную службу. Документ переведен с русского. [Доступ 5 окт. 2011]
РТ. 4 мая 2010 г. «Государственная служба все еще не альтернатива армии». [По состоянию на 27 сентября 2011 г.]
Россия. 2002 г. Федеральный закон № 113-ФЗ от 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе». Переведено Бюро переводов Министерства общественных работ и государственных служб Канады. [По состоянию на 30 сентября 2011 г.]
_____. 1998 г. Федеральный закон № 53-ФЗ от 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе». Переведено Бюро переводов Министерства общественных работ и государственных служб Канады. [По состоянию на 30 сентября 2011 г.]
_____. Н.д.а. Министерство обороны. «Альтернативная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации». [Доступ 12 октября 2011]
_____. Н.д.б. Министерство обороны. «Условия использования.» [Доступ 13 октября 2011]
_____. н.д.к. Министерство обороны. «Для уклонистов». [Доступ 13 октября 2011]
_____. Н.д.д. Министерство обороны. «Освобождение от призыва и отсрочки». [Доступ 10 9 ноября0267 2011]
Солдатские матери Санкт-Петербурга. 20 октября 2011 г. Телефонное интервью с представителем.
_____. 12 марта 2011. Анна Плотникова. «Весенний набросок». [Доступ 18 октября 2011]
Союз комитетов солдатских матерей России (СКСМР). 20 октября 2011 г. Телефонное интервью с представителем.
Дополнительные источники информации
Устные источники: Попытки связаться с представителями следующих организаций не увенчались успехом: ФМС, Комитет «Гражданское содействие», МВД, МИД, Минобороны РФ, Московская Хельсинкская группа, Московский мемориал человека Правозащитный центр и юридические фирмы.
Интернет-сайты, в том числе: Amnesty International; Комитет «Гражданское содействие»; Европейская информационная сеть о странах происхождения; Хьюман Райтс Вотч; Институт по освещению войны и мира; Международная кризисная группа; Московская Хельсинкская группа; Московский правозащитный центр «Мемориал»; Россия — Посольство Российской Федерации в Канаде, МИД, МВД, Посольство России в Бельгии; «Солдатские матери Санкт-Петербурга»; Союз Комитета солдатских матерей России; Организация Объединенных Наций (ООН) — Refworld, Управление Верховного комиссара по правам человека, женщины, Программа развития; Государственный департамент США.
Leave A Comment