Школьная олимпиада 2019 года по литературе для 5-6 классов
В олимпиаде для 5-6 классов есть задания на соответствие.
5 класс
1.Ответьте на вопросы:
А) Чем отличается авторская (литературная) сказка от народной?
(1 балл).
Б) Эта сказка стала и мультфильмом, и балетом, и художественным фильмом. Автор: Ю. Олеша (1 балл).
2.Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору: скороговорка, стихотворение, загадка, пословица, повесть, поэма, рассказ, сказка, поговорка? (по 1 баллу).
3.Собери пословицы, соединив их части из первой и второй колонки.
— На чужой сторонушке … — дальше будешь.
— Книга – наш друг… — рад чужой воронушке.
— Кто друга в беде покидает… — без неё, как без рук.
— Долог день до вечера… — тот сам в беду попадает.
— Тише едешь — — коли делать нечего.
(по 1 баллу).
4.Дайте определение загадки.
Отгадайте загадки:
А) Шел долговяз, в сыру землю увяз.
Б) Скатерть бела весь свет одела.
В) До неба достанет, а от земли не видать.
Максимальное количество баллов – 4.
Придумайте (в стихотворной форме) 1 загадку о предметах домашнего обихода (одном на выбор их четырех): о компьютере, об утюге, о холодильнике, о телевизоре. (3 балла).
5.«Соедините» названия произведений и их жанр.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» Сказ
П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Поэма
И.А. Крылов «Волк на псарне» Сказка
«Повесть временных лет» Летопись
Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос» Баллада
Р. Стивенсон «Вересковый мёд» Басня
В.А. Жуковский «Спящая красавица» Рассказ
Максимальное количество баллов — 7
6.«Перевод с русского на русский».
Текст одного из известных русских стихотворений был переведён компьютером последовательно на несколько языков, а затем обратно на русский. Перед вами отредактированный вариант этого «перевода». Прочитайте его, выполните задания.
Обожаю ливень в первых майских числах!
Гром играет в небе, молодо гремит,
Капля дождевая жемчугом повисла,
Солнышко сияет, пряжу золотит!
Узнайте оригинал. Укажите имя автора и название стихотворения. Напишите две первые строфы (8 строк) «переведённого» стихотворения в оригинале.
(Максимальное количество баллов — 10)
7.Вы, конечно, помните волшебную ступу Бабы Яги – её незаменимое средство передвижения. Представьте ситуацию, что вы или ваш друг, гуляя по парку, обнаружили отдыхающую на лавочке бабу Ягу, рядом – ступу. И вот вы решили испытать «лётные» качества знаменитой ступы бабы Яги…
Расскажите о различных ваших приключениях в небольшом сочинении – сказке. (Максимальное количество баллов — 15)
ОТВЕТЫ
6 класс
1.Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже
1 Летопись А «Лошадиная фамилия»
2 Басня Б «Кубок»
3 Баллада В «Повесть временных лет»
4 Сказка Г «Каша из топора»
5 Рассказ Д «Мартышка и очки»
6 Стихотворение Е «Белая береза»
Максимальное количество баллов — 6
2. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
А) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии».
Б) Летописание на Руси началось в XI веке.
В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой.
Г) Эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения.
Д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.
Максимальное количество баллов – 5.
3.Найдите ошибки в определении литературоведческого термина «Басня».
Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности.
Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.
Максимальное количество балов — 4.
4.Приведите из басен И.А. Крылова выражения, ставшие пословицами. Укажите, из каких они басен.
Максимальное количество баллов – по 0,5 балла, если указана пословица, по 1 баллу, если указано название басни.
5.Определите писателя по биографическим фактам.
А) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»
Б) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.
В) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»
Максимальное количество баллов – 3
6.Объясните значение крылатых выражений из мифологии.
А) Троянский конь.
Б) Ахиллесова пята.
В) Дамоклов меч.
Г) Муки Тантала.
Д) Сизифов труд.
(по 1 баллу)
7.После сложнейшего отбора вы попали в список колонистов, отправляющихся обживать Марс. Командир марсианской экспедиции назначил вас главным библиотекарем и поручил составить перечень из 5-10 книг, которые могут быть полезны колонистам в их нелегком деле. Назовите эти книги, к каждой из них дайте краткую аннотацию (2-3 предложения), объясняющую ваш выбор.
Максимальное количество баллов — 30
ОТВЕТЫ
Контрольная работа по литературе 19 века в 5 классе | Тест по литературе (5 класс) на тему:
Контрольная литература по литературе 19 века
5 класс.
Вариант 1
А1. Как называется средство поэтической звукописи, при котором повторяются одинаковые согласные звуки?
- Аллегория; 2) Ассонанс; 3) Аллитерация; 4) Гипербола.
А2. Баллада — это…?
- торжественно — лирическое стихотворение, прославляющее героические подвиги;
- стихотворение, в основе которого лежит историческое событие или предание с острым, напряженным сюжетом;
- стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл;
- начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
А3. Кто из авторов написал повесть «Заколдованное место»?
- А.С.Пушкин; 2) А. Погорельский; 3) Н.В. Гоголь; 4) В. Гаршин
А4. Какая из сказок является авторской?
- «Солдатская шинель»; 3)«Царевна-лягушка»;
- «Красная шапочка»; 4)«Журавль и цапля».
А5. При каком типе рифмы рифмуется первый стих — с четвертым, а второй — с третьим.
- Перекрестная; 2) Кольцевая; 3) Смешанная; 4) Смежная.
А6. Способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка – это…?
- Рифма; 2) Ассонанс; 3) Ритм; 4) Размер
А7. Какое из перечисленных понятий не относится к родам литературы?
- Драма; 2) Эпос; 3) Роман; 4) Лирика.
А8. Определи произведение по отрывку:
И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом…
- Сказка о мертвой царевне; 2) Бородино; 3) Кубок; 4) Ворона и Лисица.
А9. Какая страна была Родиной Аttalea princeps?
- Россия; 2) Тропики, 3) Америка; 4) Бразилия.
А10. Определи тип рифмы:
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел как сон пустой,
Царь женился на другой
- Перекрестная; 2) Кольцевая; 3) Смешанная; 4) Смежная.
В1. Соотнеси термин с его определением.
- Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или предмет;
- Художественное определение, выраженное прилагательным в переносном, образном значении;
- Изображение одного явления с помощью сопоставления с его с другим на основе общих признаков;
- Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;
- Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому;
- Наделение неживого предмета или явления признаками живого;
А) Сравнение; Б) Олицетворение; В) Метафора; Г) Аллегория; Д) Эпитет.
В2. Назови 5 малых жанров фольклора.
В3. Какое реальное событие истории описывается в басне «Ворона и Курица»?
В4. Назови структурные элементы народной сказки?
В5. Выпиши из отрывка сравнение:
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди,
И унесла зима заботы!..
В6. Выпиши из текста метафору:
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
С1. Почему произведение А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» названо повестью-сказкой?
Вариант 2
А1. Как называется средство поэтической звукописи, при котором повторяются одинаковые гласные звуки?
- Аллегория; 2) Ассонанс; 3) Аллитерация; 4) Гипербола.
А2. Ода — это…?
- торжественно — лирическое стихотворение, прославляющее героические подвиги;
- стихотворение, в основе которого лежит историческое событие или предание с острым, напряженным сюжетом;
- стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл;
- начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
А3. Кто из авторов написал повесть «Attalea princeps»?
- А.С.Пушкин; 2)А. Погорельский; 3)Н.В. Гоголь; 4) В. Гаршин
А4. Какая из сказок является авторской?
- «Солдатская шинель»; 3) «Буратино»;
- «Морозко»; 4) «Журавль и цапля».
А5. При каком типе рифмы рифмуется первый стих – со вторым, а третий — с четвертым.
- Перекрестная; 2) Кольцевая; 3) Смешанная; 4) Смежная.
А6. Повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк — это…?
- Аллитерация; 2) Ритм; 3) Рифма; 4) Размер.
А7. Какое из перечисленных понятий не относится к жанрам литературы?
- Драма; 2) Эпос; 3) Роман; 4) Пьеса.
А8. Определи произведение по отрывку:
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
- Сказка о мертвой царевне; 2) Бородино; 3) Кубок; 4) Ворона и Лисица.
А9. Что оказалось в кладе, найденном дедом Фомой?
- Золото; 2) Земля; 3) Мусор; 4) Черта.
А10. Определи тип рифмы:
Весело сияет
Месяц над селом;
Белый снег сверкает
Синим огоньком.
- Перекрестная; 2) Кольцевая; 3) Смешанная; 4) Смежная.
В1 Соотнеси термин с его определением.
- Переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому;
- Наделение неживого предмета или явления признаками живого;
- Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или предмет;
- Изображение одного явления с помощью сопоставления с его с другим на основе общих признаков;
- Художественное определение, выраженное прилагательным в переносном, образном значении;
- Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;
А) Сравнение; Б) Олицетворение; В) Метафора; Г) Аллегория; Д) Эпитет.
В2. Назови три типа народных сказок.
В3. Какое реальное событие истории описывается в стихотворении «Бородино»?
В4. Как называется устное народное творчество?
В5. Выпиши из отрывка олицетворение:
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
В6. Выпиши из текста эпитет:
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
С1. Почему «Заколдованное место» Н.В.Гоголя названо повестью?
10 лучших стихотворений об истории и прошлом – Интересная литература
ЛитератураПоэты часто пишут об исторических событиях, от войн и сражений до ключевых политических моментов. А как же поэты, которые обращаются мыслями к прошлому и пишут не о сегодняшнем дне, а об истории сотни лет назад?
Ниже мы отбираем и представляем десять величайших стихотворений о прошлом и истории, которые разыгрывались до того, как сами поэты были живы. Некоторые из них представляют собой более общие размышления о «прошлом» и о том, что мы подразумеваем под «историей», но некоторые связаны с конкретными событиями, зданиями или историческими личностями.
Мы особо отметим современную поэму Оливера Тирла «Грубый путеводитель по Хорватии» о (менее известном) Черном сфинксе, возраст которого превышает 3000 лет и который был найден в Сплите, Хорватия.
1. Энн Брэдстрит, «В честь этой Высокой и Могучей Принцессы, Королевы Елизаветы».
Хотя великая королева, ты сейчас в тишине лежишь,
Тем не менее, твой громкий Вестник Слава возносит к небу
Твое чудесное достоинство провозглашает во всех странах,
И так поклялся, пока есть мир или время …
Так начинается это стихотворение поэтессы семнадцатого века Анны Брэдстрит, первой жительницы Нового Света, опубликовавшей сборник стихов (хотя Брэдстрит родилась в Англии, после замужества она эмигрировала в Америку). Брэдстрит отдает дань уважения королеве Елизавете I, монарху, во время правления которого Англия столетием ранее основала колонии в Америке.
Опубликовано в The Examiner от 11 января 1818 года, «Озимандиас», пожалуй, самое знаменитое и самое известное стихотворение Перси Биши Шелли, заканчивающееся навязчивыми и звучными строками:
«Меня зовут Озимандиас, король царей:
дела, о Могущественный, и отчаяние!»
Больше ничего не остается. Вокруг распада
Из того колоссального крушения, бескрайнего и голого
Одинокие и ровные пески далеко тянутся.»
Сонет об остатках статуи, одиноко стоящей в пустыне – пустыне, которая когда-то была обширной цивилизацией Озимандия, «Царь королей» — стихотворение представляет собой навязчивое размышление о падении цивилизаций и тщетности всех человеческих усилий. Шелли написал стихотворение в рамках конкурса со своим другом Горацием Смитом.
3. Джон Китс, «Ода греческой урне».
Что это за люди или боги? Что за девицы?
Что за безумная погоня? Какая борьба за побег?
Какие трубы и тимпаны? Какой дикий экстаз?
Услышанные мелодии сладки, но неслыханные
Слаще…
Вот еще одно стихотворение Романтика, вновь навеянное историческим артефактом. Навеянная сценами, изображенными на древнегреческой урне, это одна из лучших од Китса. Однако первоначальные читатели так не думали: в 1820 году она была встречена прохладно. Однако с тех пор за ним закрепилась репутация одного из самых совершенных стихотворений Китса, включая знаменитые последние две строки: «Красота — это истина, истина — красота, — это все, что / вы знаете на земле, и все, что вам нужно знать.
4. Эмили Дикинсон, «Вчера — это история».
Вчера это История,
Это так далеко –
Вчера это Поэзия –
Это Философия –
Вчера это тайна –
Где сегодня
Пока мы проницательно размышляем «история»? Является ли «история» синонимом «прошлого»? В этом стихотворении великой американской поэтессы Эмили Дикинсон (1830–1886), которое мы полностью воспроизводим выше, даже вчерашний день является историей, потому что он так же невозвратим, как и глубокое прошлое тысячелетней давности: оно «так далеко». Но вчерашний день — это также и поэзия (прошлое вызывает у нас ностальгическую привлекательность, даже наше недавнее прошлое), философия (побуждающая нас размышлять о течении времени) и тайна (теперь оно непознаваемо).
5. Томас Харди, «Зачарованный дворец».
Наши шаги немного подождут,
Затем протяни под грудой,
Когда внутренний двор простирается
Как ‘tween собственное пространство Истории,
Где ныне виденный фонтан сбрасывает свои тонкие кристаллы
И накладывает на место стойкое онемение, как прикосновение холодной руки…
«Зачарованный дворец» — не самое известное стихотворение Томаса Харди, но, по нашему мнению, одно из лучших. В этом произведении в качестве сюжета взято историческое здание: сосредотачиваясь на дворце Хэмптон-Корт на реке Темзе и вызывая воспоминания о Тюдоровской Англии во времена кардинала Вулси и короля Генриха VIII, «Зачарованный дворец» — это угрюмая и вызывающая воспоминания поэма, которая заслуживает больше критического внимания, чем ему уделялось.
6. А. Э. Хаусман, «На Венлок Эдж».
Вот так бы дунуло сквозь дыру и вешалку
Когда Урикон город стоял:
Это старый ветер в старой злобе,
Но тогда другой лес молотил.
Тогда, это было до меня, римлянин
На вздымающийся холм смотрел бы:
Кровь, которая согревает английского йомена,
Мысли, которые причиняли ему боль, они были там…
Впервые опубликовано в популярном сборнике Хаусмана 1896 года Шропширский парень , «On Wenlock Edge» (позже положенный на музыку Ральфом Воаном Уильямсом) представляет жизнь римского солдата, который шел по той же земле в западной Англии, что и он сейчас, но во времена римской оккупации. Стихотворение отражает римскую историю Англии через ее контраст с современным существованием Хаусмана и жизнью воображаемого жителя Урикониума.
7. Филип Ларкин, «Гробница Арундела».
В этом стихотворении, одном из наиболее утвердительных Ларкина о природе романтической любви, мы находим поэта, размышляющего о мемориале (строго , а не гробница) в Чичестерском соборе Ричарду Фицалану и Элеоноре Ланкастерской, жившим в четырнадцатом веке. Используя это историческое изображение в качестве отправной точки, поэма Ларкина подчеркивает тот факт, что граф и графиня изображены в романтическом жесте держащимися за руки; он заключает, что сохранилось только «отношение» того куртуазного и рыцарского века, показывая, что это отношение — это представление о том, что любовь — это то, что выживает в нашей жизни и в том, что мы делаем.
Более подробно это стихотворение мы разобрали в отдельном посте.
8. Дерек Уолкотт, «Руины великого дома».
В поэме, в которой говорится о «проказе империи», мы получаем сложный ответ на британскую колониальную миссию в Вест-Индии от одного из величайших англоязычных поэтов Карибского бассейна: Дерека Уолкотта. Приняв уже знакомый образ готического дома в упадке, Уолкотт предлагает новый взгляд на этот старый образ, размышляя о наследии тех «злых времен».
9. Кэрол Энн Даффи, «История».
Вот стихотворение о женском взгляде на «историю» как на широкий предмет. Если «история» долгое время, как указывал Томас Карлейль, была историей «Великих людей», то современная поэма Даффи напоминает нам, что женщины играли важную, но недооцененную роль на протяжении всей истории, иногда как свидетели, иногда как активные участники. .
10. Оливер Тирл, «Грубый путеводитель по Хорватии».
Она одна терпит. Одно ее присутствие
объединяет Египет, Рим, Адриатику
и эпохи, императоров, династии, которые она пережила.
Теперь она ушла на покой,
глаза ее устали от сияния Ра, Солнца, солнца…
Завершим этот сборник стихов об истории и прошлом современной поэмой о менее известном сфинксе из древности. Знаменитый Великий Сфинкс в Гизе прославляется во всем мире, но как насчет египетских черных сфинксов, которых были вывезены из Египта римским императором Диоклетианом?
Один из них все еще виден в красивом дворце в прибрежном Сплите, Хорватия. В этой поэме сфинкс рассматривается как некая машина времени, откатывающая тысячелетия назад, к Римской империи и, далее, к египетской цивилизации, поклонявшейся Ра.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Теги: Лучшие стихи, Классика, Английская литература, Литература, Поэзия
Использование поэзии для реакции на исторические события и причины
Следующий гостевой пост, часть нашей серии «Уголок учителя», написан Ребеккой Ньюленд, библиотекарем государственных школ округа Фэрфакс и бывшим преподавателем в резиденции Библиотеки Конгресса.
Нация скорбит. [Стих]. час. Магнус, Нью-Йорк, около 1865 г. //www.loc.gov/item/scsm000434/Точно так же, как средства массовой информации сообщают о событиях дня, а авторы документальной литературы исследуют и размышляют о событиях своего времени, поэты предлагают эмоции и размышления о событиях и причинах, которые они сильно волнуют.
Выберите одно или несколько стихотворений, предложенных ниже, или другие стихотворения, посвященные историческим событиям. Подумайте о том, чтобы записать стихи, чтобы учащиеся могли прослушать их несколько раз. Чтобы способствовать сотрудничеству, обратитесь к театральному учителю или в театральный кружок, чтобы найти учеников, которые могут записать стихи. Предоставьте учащимся текст выбранных вами стихотворений. В рамках задания:
- Предложите учащимся взаимодействовать с каждым стихотворением, слушая и читая более одного раза.
- Предоставьте типовое стихотворение, в котором вы отметили использование поэтического языка и других поэтических элементов в связи с событием. Попросите учащихся сделать то же самое с рассматриваемыми стихотворениями.
- Предлагайте возможности для обсуждения в небольших группах или с помощью быстрой записи.
- Спросите:
- Как говорящий относится к событию или причине? Что заставляет вас так говорить?
- Какие элементы стихотворения (например, язык и структура) использовал писатель, чтобы передать свои мысли?
Чтобы расширить урок, попросите учащихся подумать о событии или причине в их жизни, или о том, о чем они узнали в школе или самостоятельно, и которые, по их мнению, заслуживают стихотворения. Учащиеся могут начать процесс написания стихов с мозгового штурма слов или фраз, которые отражают чувства, возникающие при рассмотрении события или причины. После того как учащиеся напишут стихотворение о выбранном ими событии, пригласите добровольцев прочитать свои стихи классу.
СТИХИ НА ИЗБРАННЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
Убийство президента Линкольна , являются реакцией на смерть Авраама Линкольна от руки Джона Уилкса Бута.
Движение за искоренение детского труда в Соединенных Штатах
Многие считали, что использование детей в качестве рабочей силы в Соединенных Штатах было неправильным, поскольку дети должны ходить в школу, а рабочие места должны быть зарезервированы для взрослых, у которых не было другой работы. Эти два стихотворения взяты из собрания Национального комитета по детскому труду Библиотеки Конгресса:
- Поэма 1
- Поэма 2
Борьба за избирательное право женщин в Соединенных Штатах
Говорят, что борьба за право женщин голосовать в Соединенных Штатах началась на съезде Сенека-Фолс в июле 1848 года. Женщины получили право голоса по всей стране. с ратификацией 19-й -й -й поправки к Конституции в 1920 году. Стихи, приведенные ниже, отражают как позицию сторонников, так и противников избирательного права:
- «Голосование за женщин»
- «Походная песня»
- «Пусть она придет»
Война
- Гражданская война в США – «Давайте установим мир, грант США»
- Первая мировая война – «Рождественская молитва военного времени»
- Вторая мировая война – «Молодые и мертвые солдаты не разговаривают»
Теракты 11 сентября 2001 г.
Leave A Comment