Тест ЕГЭ. 11 класс. Входной контроль

Категория: Правоведение и Обществоведение.

Тест ЕГЭ. 11 класс. Входной контроль

A1. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического

строя к другому называется

1) прогрессом 2) революцией 3) контрреформой 4) эволюцией

A2. Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

1) техника 2) общество 3) экономика 4) культура

A3. Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам естественно-математического цикла. После школы он собирается продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом(-ами) учебной деятельности?

1) поступление в институт 2) предметы естественно-математического цикла

3) технический вуз 4) инженерные специальности

A4. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A5. В стране Z производятся различные товары и услуги. Какая дополнительная информация подтверждает наличие в стране Z командной экономики?

1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков

2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство

3) города являются центрами экономической жизни

4) собственником земли и предприятий является государство

A6. К критериям социальной стратификации относится(-ятся)

1) размер дохода 2) форма проведения досуга 3) черты характера 4) политические убеждения

A7. Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.

Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A8. При формировании какой общности значительную роль играет единство

территории и языка?

1) культурной 2) этнической 3) демографической 4) социально-классовой

B1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) стратификация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

B2. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельность

B3. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) денежные средства

2) участок пашни

3) залежи нефти

4) станки и оборудование

5) лесной массив

6) здания, сооружения

B4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на

место пропусков.

«Человек живёт в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной

________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г).

И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя

каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

1) знание 2) общество 3) группа 4) позиция 5) отношение 6) норма 7) закономерность

8) поведение 9) экономика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

C1. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социализация личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

C2. Приведите два проявления противоречивости общественного прогресса. Проиллюстрируйте каждый из них примером.

С3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

А. А. Разумовская, МБОУ СОШ № 25, Балаково, Саратовская область

Метки: Правоведение и Обществоведение

Проверочная работа по обществознанию «Возраст. Становление личности» ПРОФИЛЬ

1. Верны ли следующие суждения о личности?
А.
 Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
1) верно только А   2) верно только Б    3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

2. Иван интересуется математикой. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Ивана как
1) гражданина          2) личность              3) индивида              4) специалиста

3. Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста

1) 16 лет        2) 18 лет        3) 21 года                  4) 14 лет

4. Выберите вер­ные суж­де­ния о мо­ло­де­жи как со­ци­аль­ной груп­пе и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания

, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Для мо­ло­де­жи ха­рак­тер­на соб­ствен­ная субкультура.

2) Молодежь как со­ци­аль­ная груп­па вы­де­ля­ет­ся на ос­но­ве воз­раст­но­го критерия.

3) Большинству мо­ло­дых при­сущ более вы­со­кий со­ци­аль­ный статус, чем людям зре­ло­го возраста.

4) В от­ли­чие от под­рост­ков ве­ду­щей де­я­тель­но­стью мо­ло­дых яв­ля­ет­ся познание.

5) Молодежи свой­ствен­но стрем­ле­ние к со­ци­аль­но­му самоопределению.

5. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о личности?
А.
 Врождённые ка­че­ства человека ока­зы­ва­ют влияние на фор­ми­ро­ва­ние личности.

Б. Человек может стать лич­но­стью вне общества.
1) верно только А   2) верно только Б    3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о личности?
А.
 Лич­но­стью можно счи­тать толь­ко вы­да­ю­ще­го­ся пред­ста­ви­те­ля че­ло­ве­че­ско­го рода.
Б. По­ня­тие «личность» тра­ди­ци­он­но ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния со­ци­аль­но зна­чи­мых ка­честв человека.
1) верно только А   2) верно только Б    3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

7. Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Ивана — 180 см.

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Иван занимается лёгкойатлетикой, серьёзно относится к тренировкам.

5) Иван — добрый и отзывчивый человек.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.

8.Психологический возраст — это:
1) возраст, указанный в паспорте                       2) возраст на который мы выглядим;

3) возраст, на который мы себя ощущаем         4) ерунда – такого не бывает.

9. Становление личности при взаимодействии ребенок – общественный предмет происходит при:

1) учебно-профессиональной деятельности     2) предметно-манипулятивной деятельности
3) учебной деятельности                                      4) все варианты верны.

10. Индивид не становится таким, как все в группе, не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии – это
1) адаптация             2) индивидуализация         3) интеграция           4) социализация.

11. Фаза жизненного цикла, характеризующаяся осознанием человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни, приходится на возраст
1) до 15 лет               2) от 15 до 25 лет                3) от 25 до 45 лет                4) от 45 до 65 лет.

12. Высшей формой направленности личности называют:
1) стремления          2) убеждения           3) желания                4) влечения

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Верны ли следующие суждения о личности?
А.
 Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
1) верно только А   2) верно только Б    3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

2. Иван интересуется математикой. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Ивана как
1) гражданина          2) личность              3) индивида              4) специалиста

3. Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста

1) 16 лет        2) 18 лет        3) 21 года                  4) 14 лет

4. Выберите вер­ные суж­де­ния о мо­ло­де­жи как со­ци­аль­ной груп­пе и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Для мо­ло­де­жи ха­рак­тер­на соб­ствен­ная субкультура.

2) Молодежь как со­ци­аль­ная груп­па вы­де­ля­ет­ся на ос­но­ве воз­раст­но­го критерия.

3) Большинству мо­ло­дых при­сущ более вы­со­кий со­ци­аль­ный статус, чем людям зре­ло­го возраста.

4) В от­ли­чие от под­рост­ков ве­ду­щей де­я­тель­но­стью мо­ло­дых яв­ля­ет­ся познание.

5) Молодежи свой­ствен­но стрем­ле­ние к со­ци­аль­но­му самоопределению.

5. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о личности?
А.
 Врождённые ка­че­ства человека ока­зы­ва­ют влияние на фор­ми­ро­ва­ние личности.
Б. Человек может стать лич­но­стью вне общества.
1) верно только А   2) верно только Б    3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о личности?
А.
 Лич­но­стью можно счи­тать толь­ко вы­да­ю­ще­го­ся пред­ста­ви­те­ля че­ло­ве­че­ско­го рода.
Б. По­ня­тие «личность» тра­ди­ци­он­но ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния со­ци­аль­но зна­чи­мых ка­честв человека.
1) верно только А   2) верно только Б    3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

7. Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Ивана — 180 см.

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Иван занимается лёгкойатлетикой, серьёзно относится к тренировкам.

5) Иван — добрый и отзывчивый человек.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.

8.Психологический возраст — это:
1) возраст, указанный в паспорте                       2) возраст на который мы выглядим;

3) возраст, на который мы себя ощущаем         4) ерунда – такого не бывает.

9. Становление личности при взаимодействии ребенок – общественный предмет происходит при:
1) учебно-профессиональной деятельности     2) предметно-манипулятивной деятельности
3) учебной деятельности                                      4) все варианты верны.

10. Индивид не становится таким, как все в группе, не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии – это
1) адаптация             2) индивидуализация         3) интеграция           4) социализация.

11. Фаза жизненного цикла, характеризующаяся осознанием человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни, приходится на возраст
1) до 15 лет               2) от 15 до 25 лет                3) от 25 до 45 лет                4) от 45 до 65 лет.

12. Высшей формой направленности личности называют:
1) стремления          2) убеждения           3) желания                4) влечения

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.

1) верно только А   2) верно только Б    3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

Пояснение.

Личность — это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, следовательно основные качества личности с момента рождения проявляться просто не могут. Младенец только учится контактировать с внешним миром, большинством навыков не обладает. Хотя процесс развития личности (социализация) начинается с рождения и продолжается всю жизнь.

Ближайшее окружение (агенты первичной социализации, т. е. родители, родственники, близкие друзья, сверстники) действительно оказывает на становление личности большое влияние.

Правильный ответ указан под номером: 2

 

2. Иван интересуется математикой. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Ивана как

1) гражданина          2) личность              3) индивида              4) специалиста

Пояснение.

Статус лидера, полноправного члена общества характерно только для личности, так как это полностью сформировавшийся и социально адаптированный индивид.

Гражданин, специалист не относятся к социальной психологии как науке, тут речь идет о самоутверждении человека в обществе, о становлении его личности.

Индивид —  это определенные физиологические задатки, не социальные.

Неформальный лидер — тот, кто в силу разнообразных причин имеет большое влияние в группе (организации) вне зависимости от своей должности.Окружающие хотят находиться с ним рядом, не потому что существуют определенные договоренности, или служебная иерархия или еще какие-то обстоятельства, а потому что этот человек обладает привлекательностью, обаянием и внушает доверие(другими словами,он обладает сильными личностными качествами.

Правильный ответ указан под номером 2.

 

3. Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста

1) 16 лет        2) 18 лет        3) 21 года                  4) 14 лет

Пояснение.

ст. 63 Трудового кодекса РФ:

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа. ответ указан под номером 1.

 

4. Выберите вер­ные суж­де­ния о мо­ло­де­жи как со­ци­аль­ной груп­пе и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Для мо­ло­де­жи ха­рак­тер­на соб­ствен­ная субкультура.

2) Молодежь как со­ци­аль­ная груп­па вы­де­ля­ет­ся на ос­но­ве воз­раст­но­го критерия.

3) Большинству мо­ло­дых при­сущ более вы­со­кий со­ци­аль­ный статус, чем людям зре­ло­го возраста.

4) В от­ли­чие от под­рост­ков ве­ду­щей де­я­тель­но­стью мо­ло­дых яв­ля­ет­ся познание.

5) Молодежи свой­ствен­но стрем­ле­ние к со­ци­аль­но­му самоопределению.

Пояснение.

1) Для мо­ло­де­жи ха­рак­тер­на соб­ствен­ная суб­куль­ту­ра — да, верно.

2) Мо­ло­дежь как со­ци­аль­ная груп­па вы­де­ля­ет­ся на ос­но­ве воз­раст­но­го кри­те­рия — да, верно

3) Боль­шин­ству мо­ло­дых при­сущ более вы­со­кий со­ци­аль­ный ста­тус, чем людям зре­ло­го воз­рас­та — нет, неверно.

4) В от­ли­чие от под­рост­ков ве­ду­щей де­я­тель­но­стью мо­ло­дых яв­ля­ет­ся по­зна­ние — нет, неверно, у под­рост­ков тоже ве­ду­щей де­я­тель­ностью является познание.

5) Мо­ло­де­жи свой­ствен­но стрем­ле­ние к со­ци­аль­но­му са­мо­опре­де­ле­нию — да, верно.

Ответ: 125.

 

5. Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о личности?

А. Врождённые ка­че­ства человека ока­зы­ва­ют влияние на фор­ми­ро­ва­ние личности.

Б. Человек может стать лич­но­стью вне общества.

1) верно только А   2) верно только Б    3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

Пояснение.

Суждение А верно, т. к. врож­ден­ные качества ока­зы­ва­ют влияние на фор­ми­ро­ва­ние личности.

Суждение Б неверно, т. к. фор­ми­ро­ва­ние личности про­ис­хо­дит только во вза­и­мо­дей­ствии с обществом.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1

 

6. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о личности?

А. Лич­но­стью можно счи­тать толь­ко вы­да­ю­ще­го­ся пред­ста­ви­те­ля че­ло­ве­че­ско­го рода.

Б. По­ня­тие «личность» тра­ди­ци­он­но ис­поль­зу­ет­ся для обо­зна­че­ния со­ци­аль­но зна­чи­мых ка­честв человека.

1) верно только А   2) верно только Б    3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

Пояснение.

Личность − это че­ло­ве­че­ский индивид, яв­ля­ю­щий­ся субъ­ек­том со­зна­тель­ной деятельности, об­ла­да­ю­щий со­во­куп­но­стью социально-значимых качеств, черт, ко­то­рые он ре­а­ли­зу­ет в об­ще­ствен­ной жизни. Таким образом, суждение Б верно.

Суждение А неверно. Любой че­ло­век счи­та­ет­ся личностью.

Правильный ответ ука­зан под номером: 2

 

7. Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Ивана — 180 см.

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Иван занимается лёгкойатлетикой, серьёзно относится к тренировкам.

5) Иван — добрый и отзывчивый человек.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.

Пояснение.

Черты личности (свойства личности, личностные черты) — черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности. То, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком. К личностным чертам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу, и определяющие более поверхностые, ситуативные проявления. Добросовестность, как личностная черта, в конкретной ситуации проявит себя как готовность довести дело до конца. Позитивные черты личности часто называют — качества личности.

1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза — нет, неверно.

2) Рост Ивана — 180 см — нет, неверно.

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой — да, верно.

4) Иван занимается лёгкойатлетикой, серьёзно относится к тренировкам — да, верно.

5) Иван — добрый и отзывчивый человек — да, верно.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией — да, верно.

Ответ: 3456.

 

8.Психологический возраст — это:

а) возраст, указанный в паспорте;

б) возраст на который мы выглядим;

в) возраст, на который мы себя ощущаем;

г) ерунда – такого не бывает.

Ответ в

9. Становление личности при взаимодействии ребенок – общественный предмет происходит при:

а) учебно-профессиональной деятельности;

б) предметно-манипулятивной деятельности;

в) учебной деятельности;

г) все варианты верны.

Ответ г

10. Индивид не становится таким, как все в группе, не удовлетворены его потребности в индивидуальном своеобразии – это

а) адаптация;

б) индивидуализация;

в) интеграция;

г) социализация.

Ответ б

11. Фаза жизненного цикла, характеризующаяся осознанием человеком своих потребностей и способностей, а также выбор профессии и партнера по жизни, приходится на возраст

а) до 15 лет;

б) от 15 до 25 лет;

в) от 25 до 45 лет;

г) от 45 до 65 лет.

Ответ б

12. 6. Высшей формой направленности личности называют:

а) стремления   б) убеждения  в) желания   г) влечения

ответ б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.1 Черты личности – Введение в психологию

Глава 16. Личность

Эдвард Динер; Ричард Э. Лукас; и Джорден А. Каммингс

Черты личности отражают характерные модели мыслей, чувств и поведения людей. Черты личности подразумевают постоянство и стабильность: от человека с высокими показателями по определенной черте, такой как экстраверсия, ожидается, что он будет общительным в различных ситуациях и в течение долгого времени. Таким образом, психология черт основывается на идее, что люди отличаются друг от друга с точки зрения того, на каком уровне они находятся, в наборе базовых параметров черт, которые сохраняются с течением времени и в разных ситуациях. Наиболее широко используемая система признаков называется пятифакторной моделью. Эта система включает в себя пять общих черт, которые можно запомнить с помощью аббревиатуры ОКЕАН: открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм. Каждую из основных черт из «большой пятерки» можно разделить на аспекты, чтобы дать более детальный анализ чьей-либо личности. Кроме того, некоторые теоретики черт утверждают, что есть и другие черты, которые не могут быть полностью отражены в пятифакторной модели. Критики концепции черт утверждают, что люди не действуют последовательно от одной ситуации к другой и что на них очень сильно влияют ситуационные силы. Таким образом, одна из основных дискуссий в этой области касается относительной силы черт людей по сравнению с ситуациями, в которых они оказываются, как предикторов их поведения.

Цели обучения

  1. Перечислите и опишите черты личности «Большой пятерки» («ОКЕАН»), составляющие Пятифакторную модель личности.
  2. Опишите, как фасетный подход расширяет широкие черты личности.
  3. Объясните критику концепции личностных черт.
  4. Опишите, как черты личности могут проявляться в повседневном поведении.
  5. Опишите каждую из личностных черт Большой пятерки, а также нижний и верхний предел измерения.
  6. Приведите примеры каждой из личностных черт Большой пятерки, включая как низкие, так и высокие примеры.
  7. Опишите дебаты о человеке и ситуации и то, как ситуационные факторы могут усложнить попытки определить и измерить личностные черты.
Рисунок 16.1 «Вы интроверт»? В популярной культуре принято говорить об интровертах или экстравертах, как будто это точные описания, означающие одно и то же для всех. Но исследования показывают, что эти и другие черты весьма разнообразны у разных людей.

Когда мы наблюдаем за окружающими нас людьми, первое, что бросается в глаза, это то, насколько они отличаются друг от друга. Некоторые люди очень разговорчивы, а другие очень тихи. Некоторые активны, тогда как другие домоседы. Одни сильно переживают, другие почти никогда не тревожатся. Каждый раз, когда мы используем одно из этих слов, таких как «разговорчивый», «тихий», «активный» или «беспокойный», для описания окружающих нас людей, мы говорим о личности человека характерных способностях, которые люди отличаются друг от друга. Психологи личности пытаются описать и понять эти различия.

Несмотря на то, что есть много способов думать о личности людей, Гордон Олпорт и другие «персонологи» утверждали, что лучше всего мы можем понять различия между людьми, поняв их личностные черты. Черты личности  отражают основные параметры, по которым люди различаются (Matthews, Deary, & Whiteman, 2003). По мнению специалистов по психологии черт, существует ограниченное количество этих измерений (таких как экстраверсия, добросовестность или доброжелательность), и каждый человек находится где-то в каждом измерении, а это означает, что он может быть низким, средним или высоким по какой-либо конкретной черте.

Важной особенностью черт личности является то, что они отражают непрерывные распределения , а не отдельные типы личности. Это означает, что когда психологи личности говорят об интровертах и ​​экстравертах, они на самом деле не имеют в виду два различных типа людей, полностью и качественно отличающихся друг от друга. Вместо этого они говорят о людях, которые набирают относительно низкие или относительно высокие баллы по непрерывному распределению. На самом деле, когда личностные психологи измеряют такие черты, как Экстраверсия , они обычно обнаруживают, что большинство людей набирают где-то посередине, а меньшие числа показывают более экстремальные уровни. На рис. 16.2 показано распределение баллов экстраверсии по результатам опроса тысяч людей. Как видите, большинство людей сообщают об умеренной, но не чрезвычайной экстравертности, и лишь немногие сообщают об очень высоких или очень низких показателях.

Рисунок 16.2. Распределение показателей экстраверсии в выборке. Более высокие столбцы означают, что больше людей имеют показатели этого уровня. На этом рисунке показано, что большинство людей находятся ближе к середине шкалы экстраверсии, и меньше людей с высокой экстравертностью или высокой интровертностью.

Есть три критерия, характеризующие черты личности: (1) постоянство, (2) стабильность и (3) индивидуальные различия.

  1. Чтобы иметь личностную черту, люди должны быть в определенной степени последовательны в разных ситуациях в своем поведении, связанном с этой чертой. Например, если они разговорчивы дома, они, как правило, болтливы и на работе.
  2. Люди с чертой также несколько стабильны с течением времени в поведении, связанном с этой чертой. Если они разговорчивы, например, в 30 лет, они будут склонны к разговорчивости и в 40 лет.
  3. Люди отличаются друг от друга поведением, связанным с чертой. Использование речи не является чертой личности, равно как и хождение на двух ногах — практически все люди занимаются этим, и индивидуальных различий почти нет. Но люди различаются по тому, как часто они говорят и насколько они активны, и, таким образом, такие черты личности, как болтливость и уровень активности, существуют.

Задача подхода, основанного на чертах, состояла в том, чтобы обнаружить основные черты, по которым все люди различаются. Ученые на протяжении многих десятилетий вырабатывали сотни новых признаков, так что вскоре их было сложно уследить и осмыслить. Например, один психолог может сосредоточиться на индивидуальных различиях в «дружелюбии», тогда как другой может сосредоточиться на тесно связанном понятии «общительность». Ученые начали искать способы систематически сократить количество черт и обнаружить основные черты, которые описывают большинство различий между людьми.

Способ, которым Гордон Олпорт и его коллега Генри Одберт подошли к этому, заключался в поиске в словаре всех дескрипторов личности (Allport & Odbert, 1936). Их подход основывался на лексической гипотезе , которая утверждает, что все важные характеристики личности должны отражаться в языке, который мы используем для описания других людей. Следовательно, если мы хотим понять фундаментальные различия людей друг от друга, мы можем обратиться к словам, которые люди используют для описания друг друга. Итак, если мы хотим знать, какие слова люди используют для описания друг друга, где мы должны искать? Олпорт и Одберт заглянули в самое очевидное место — в словарь. В частности, они взяли все дескрипторы личности, которые смогли найти в словаре (они начали с почти 18 000 слов, но быстро сократили этот список до более приемлемого числа), а затем использовали статистические методы, чтобы определить, какие слова «сочетаются». Другими словами, если бы каждый, кто говорил, что он «дружелюбен», также говорил, что он «общителен», то это могло бы означать, что психологам личности потребовалась бы только одна черта, чтобы уловить индивидуальные различия в этих характеристиках. Статистические методы использовались, чтобы определить, может ли небольшое количество параметров лежать в основе всех тысяч слов, которые мы используем для описания людей.

Пятифакторная модель личности

Исследования, в которых использовался лексический подход, показали, что многие дескрипторы личности, найденные в словаре, действительно перекрываются. Другими словами, многие слова, которые мы используем для описания людей, являются синонимами. Таким образом, если мы хотим узнать, что представляет собой человек, нам не обязательно спрашивать, насколько он общителен, насколько он дружелюбен и общителен. Вместо этого, поскольку общительные люди, как правило, дружелюбны и общительны, мы можем обобщить это личностное измерение одним термином. Кого-то, кто общителен, дружелюбен и общителен, обычно называют «экстравертом». Как только мы узнаем, что она экстраверт, мы можем предположить, что она общительна, дружелюбна и общительна.

Статистические методы (в частности, методика, называемая факторным анализом ) помогли определить, лежит ли небольшое количество измерений в основе разнообразия слов, выявленного такими людьми, как Олпорт и Одберт. Наиболее широко принятой системой, возникшей в результате этого подхода, была «Большая пятерка» или «Пятифакторная модель » (Goldberg, 1990; McCrae & John, 1992; McCrae & Costa, 1987). «Большая пятерка» включает пять основных характеристик, показанных на рисунке 16.3 ниже. Чтобы запомнить эти пять слов, используйте аббревиатуру OCEAN (O для 9).0029 Открытость ; C для Добросовестность ; E для Экстраверсия ; A для Приятности ; N означает Нейротизм ). На рис. 16.4 представлены описания людей с высокими и низкими баллами по каждой из этих характеристик.

Рисунок 16.3. Описание личностных черт «большой пятерки». Это означает, что отношение человека к одной черте очень мало говорит об его отношении к другим чертам Большой пятерки. Например, у человека может быть чрезвычайно высокая экстраверсия и высокий или низкий уровень невротизма. Точно так же у человека может быть низкая Приятность и высокая или низкая Сознательность. Таким образом, в пятифакторной модели вам нужно пять баллов, чтобы описать большую часть личности человека.

В приложении к этому модулю мы представляем короткую шкалу для оценки пятифакторной модели личности (Donnellan, Oswald, Baird, & Lucas, 2006). Вы можете пройти этот тест, чтобы узнать, где вы находитесь с точки зрения результатов Большой пятерки. Джон Джонсон также создал полезный веб-сайт, на котором есть шкалы индивидуальности, которыми может пользоваться широкая публика: http://www.personal.psu.edu/j5j/IPIP/ipipneo120.htm. Увидев свои баллы, вы можете сами решить, считаете ли вы такие тесты действительными.

Черты важны и интересны, потому что они описывают устойчивые модели поведения, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (Caspi, Roberts, & Shiner, 2005). Важно отметить, что эти стабильные паттерны могут иметь далеко идущие последствия для многих сфер нашей жизни (Roberts, Kuncel, Shiner, Caspi, & Goldberg, 2007). Например, подумайте о факторах, определяющих успех в колледже. Если бы вас попросили угадать, какие факторы влияют на хорошие оценки в колледже, вы могли бы предположить что-то вроде интеллекта. Это предположение было бы правильным, но мы знаем гораздо больше о том, кто, скорее всего, преуспеет. В частности, исследователи личности также обнаружили, что такие черты личности, как добросовестность, играют важную роль в колледже и за его пределами, вероятно, потому, что очень добросовестные люди усердно учатся, выполняют свою работу вовремя и меньше отвлекаются на второстепенные действия, которые отнимают время от школьных занятий. . Кроме того, добросовестные люди часто более здоровы, чем люди с низким уровнем совести, потому что они с большей вероятностью придерживаются здорового питания, занимаются спортом и соблюдают основные меры безопасности, такие как ношение ремней безопасности или велосипедных шлемов. В долгосрочной перспективе эта последовательная модель поведения может привести к существенным различиям в здоровье и долголетии. Таким образом, черты личности — это не просто полезный способ описать людей, которых вы знаете; на самом деле они помогают психологам предсказать, насколько хорошим работником будет тот или иной человек, как долго он или она проживет, а также виды работ и занятий, которые ему будут нравиться. Таким образом, растет интерес к психологии личности среди психологов, которые работают в прикладных условиях, таких как психология здоровья или организационная психология.

Рис. 16.5 Аспекты черт

Итак, как вы себя чувствуете, когда вам говорят, что всю вашу личность можно описать всего пятью личностными чертами? Как вы думаете, отражают ли эти пять показателей сложность ваших собственных и чужих характерных паттернов мыслей, чувств и поведения? Большинство людей, вероятно, сказали бы «нет», указав на какое-то исключение в своем поведении, которое идет вразрез с общей моделью, которую могут увидеть другие. Например, вы можете знать теплых и дружелюбных людей, которым легко разговаривать с незнакомцами на вечеринке, но которые боятся выступать перед другими или выступать перед большой группой людей. Тот факт, что существуют разные способы быть экстравертным или добросовестным, показывает, что есть смысл рассматривать единицы личности более низкого уровня, которые более специфичны, чем черты Большой пятерки. Эти более специфические единицы личности более низкого уровня часто называют граней .

Чтобы дать вам представление о том, на что похожи эти узкие единицы, на рис. 16.5 показаны аспекты каждой из черт Большой пятерки. Важно отметить, что, хотя исследователи личности в целом согласны с ценностью черт Большой пятерки как способа обобщить личность, общепринятого списка аспектов, которые следует изучать, не существует. Представленный здесь список, основанный на работе исследователей Пола Косты и Джеффа Маккрея, таким образом, отражает только один возможный список из многих. Однако это должно дать вам представление о некоторых аспектах, составляющих каждую из пятифакторных моделей.

Аспекты могут быть полезны, потому что они дают более конкретное описание того, на что похож человек. Например, если мы возьмем нашего друга, который любит вечеринки, но ненавидит публичные выступления, мы можем сказать, что этот человек имеет высокие баллы по аспектам экстраверсии «общительность» и «теплота», но более низкие баллы по таким аспектам, как «напористость» или «волнение». -Ищу.» Этот точный профиль баллов по аспектам не только обеспечивает лучшее описание, но и может позволить нам лучше предсказать, как этот друг будет справляться с различными видами деятельности (например, работами, требующими публичных выступлений, по сравнению с работами, предполагающими общение один на один). взаимодействие с клиентами; Паунонен и Эштон, 2001). Поскольку различные аспекты такой широкой, глобальной черты, как экстраверсия, имеют тенденцию сочетаться (те, кто общителен, часто, но не всегда напористы), широкая черта часто дает полезную информацию о том, на что похож человек. Но когда мы действительно хотим узнать человека, баллы по аспектам существенно дополняют наши знания.

Несмотря на популярность пятифакторной модели, это, безусловно, не единственная существующая модель. Некоторые предполагают, что существует более пяти основных черт или, возможно, даже меньше. Например, в одной из первых комплексных моделей, предложенных Гансом Айзенком, наиболее важными являются экстраверсия и нейротизм. Айзенк полагал, что, объединяя отношение людей к этим двум основным чертам, мы можем объяснить многие из личностных различий, которые мы наблюдаем у людей (Айзенк, 19).81). Так, например, невротический интроверт будет застенчивым и нервным, в то время как стабильный интроверт может избегать социальных ситуаций и предпочитать уединенную деятельность, но он может делать это спокойно, уравновешенно и с небольшим беспокойством или эмоциями. Интересно, что Айзенк попытался связать эти два основных аспекта с глубинными различиями в биологии людей. Например, он предположил, что интроверты испытывают слишком сильную сенсорную стимуляцию и возбуждение, из-за чего им хочется искать тихую обстановку и менее стимулирующую среду. Совсем недавно Джеффри Грей предположил, что эти две широкие черты связаны с фундаментальными системами вознаграждения и избегания в мозге: экстраверты могут быть мотивированы искать вознаграждение и, таким образом, проявлять напористое, стремящееся к вознаграждению поведение, в то время как люди с высоким невротизмом могут быть мотивированы избегать наказания и, таким образом, могут испытывать тревогу в результате повышенного осознания угроз в окружающем мире (Грей, 19 лет). 81. С тех пор эта модель была обновлена; см. Gray & McNaughton, 2000). Эти ранние теории привели к растущему интересу к выявлению физиологических основ индивидуальных различий, которые мы наблюдаем.

Еще одна версия Большой пятерки — модель HEXACO признаков (Ashton & Lee, 2007). Эта модель похожа на «Большую пятерку», но в ней постулируются слегка отличающиеся версии некоторых черт, и ее сторонники утверждают, что в пятифакторной модели был исключен один важный класс индивидуальных различий. HEXACO добавляет Честность-Смирение как шестое измерение личности. Люди с высоким уровнем этой черты искренни, справедливы и скромны, тогда как люди с низким уровнем этой черты склонны к манипулированию, нарциссизму и эгоцентризму. Таким образом, теоретики черт согласны с тем, что черты личности важны для понимания поведения, но до сих пор ведутся споры о точном количестве и составе наиболее важных черт.

Есть и другие важные черты, которые не учитываются во всеобъемлющих моделях, таких как Большая пятерка. Хотя эти пять факторов отражают многое из того, что важно для личности, исследователи предложили и другие черты, которые отражают интересные аспекты нашего поведения. На рис. 16.6 ниже мы представляем лишь некоторые из сотен других характеристик, которые изучались персонологами.

Рис. 16.6 Другие черты помимо тех, что входят в «большую пятерку»

Не все из вышеперечисленных черт в настоящее время популярны среди ученых, однако каждая из них пользовалась популярностью в прошлом. Хотя Пятифакторная модель была объектом более тщательного исследования, чем некоторые из вышеперечисленных черт, эти дополнительные характеристики личности дают хорошее представление о широком спектре поведения и установок, которые могут охватывать черты.

Рис. 16.7. То, как люди себя ведут, лишь отчасти является продуктом их естественной личности. Ситуации также влияют на поведение человека. Например, являетесь ли вы «другим человеком» в качестве ученика в классе по сравнению с тем, когда вы являетесь членом сплоченной социальной группы?

Идеи, описанные в этом модуле, возможно, покажутся вам знакомыми, если не очевидными. Когда нас просят подумать о наших друзьях, врагах, членах семьи и коллегах, первое, что приходит на ум, — это их личностные характеристики. Мы можем подумать о том, каким добрым и отзывчивым был наш первый учитель, каким безответственным и небрежным был наш брат или каким требовательным и оскорбительным был наш первый начальник. Каждый из этих дескрипторов отражает личностную черту, и большинство из нас обычно думает, что описания, которые мы используем для отдельных людей, точно отражают их «характерный образец мыслей, чувств и поведения», или, другими словами, их личность.

Но что, если эта идея была ошибочной? Что, если бы наша вера в личностные качества была иллюзией и люди не постоянны от одной ситуации к другой? Эта возможность потрясла основы психологии личности в конце 1960-х годов, когда Уолтер Мишель опубликовал книгу под названием « Личность и оценка » (1968). В этой книге Мишель предположил, что если внимательно посмотреть на поведение людей в самых разных ситуациях, последовательность на самом деле не так уж впечатляет. Другими словами, дети, списывающие контрольные в школе, могут твердо следовать всем правилам игры и никогда не солгать своим родителям. Другими словами, предположил он, возможно, не существует какой-либо общей черты честности, которая связывала бы эти, казалось бы, родственные виды поведения. Кроме того, Мишель предположил, что наблюдатели могут верить в существование широких личностных качеств, таких как честность, хотя на самом деле это убеждение является иллюзией. Дебаты, последовавшие за публикацией книги Мишеля, были названы «девятым раундом».0029 дебаты о человеке и ситуации , потому что сила личности противопоставляется силе ситуационных факторов как детерминант поведения, которое демонстрируют люди.

Из-за выводов, на которые обратил внимание Мишель, многие психологи сосредоточились на альтернативной перспективе черт. Мишель считал, что вместо того, чтобы изучать широкие, не связанные с контекстом описания, такие как термины черт, которые мы описали до сих пор, психологи должны сосредоточиться на характерных реакциях людей на конкретные ситуации. Например, несмотря на то, что может не быть общего и общего признака честности, некоторые дети могут быть особенно склонны к списыванию на тесте, когда риск быть пойманным низок, а вознаграждение за списывание высокое. Другие могут быть мотивированы чувством риска, связанным с мошенничеством, и могут делать это, даже когда вознаграждение не очень велико. Таким образом, само поведение является результатом уникальной оценки ребенком рисков и вознаграждений, присутствующих в данный момент, наряду с его оценкой своих способностей и ценностей. Из-за этого один и тот же ребенок может вести себя по-разному в разных ситуациях. Таким образом, Мишель считал, что специфическое поведение определяется взаимодействием между очень специфическими, психологически значимыми особенностями ситуации, в которой оказались люди, уникальным способом восприятия этой ситуации человеком и его или ее способностями справляться с ней. Мишель и другие утверждали, что именно эти социально-когнитивные процессы лежат в основе реакций людей на конкретные ситуации, которые обеспечивают некоторую согласованность, когда ситуационные характеристики одинаковы. Если это так, то изучение этих широких черт может быть более плодотворным, чем каталогизация и измерение узких, не зависящих от контекста черт, таких как экстраверсия или невротизм.

В годы после публикации книги Мишеля (1968) бушевали споры о том, действительно ли существует личность, и если да, то как ее следует изучать. И, как это часто бывает, оказывается, что можно было бы достичь более умеренной золотой середины, чем то, что предлагали ситуационисты. Безусловно верно, как указал Мишель, что поведение человека в одной конкретной ситуации не является хорошим показателем того, как этот человек будет вести себя в совершенно другой конкретной ситуации. Кто-то, кто очень разговорчив на одной конкретной вечеринке, иногда может быть сдержан, чтобы говорить во время урока, и может даже вести себя как тихоня на другой вечеринке. Но это не означает, что личности не существует, и не означает, что поведение людей полностью определяется ситуативными факторами. Действительно, исследования, проведенные после дебатов о человеке и ситуации, показывают, что в среднем влияние «ситуации» примерно такое же, как и влияние личностных качеств. Однако также верно и то, что если психологи оценивают широкий спектр поведения во многих различных ситуациях, выявляются общие тенденции. Черты личности дают представление о том, как люди будут действовать в среднем, но часто они не так хорошо предсказывают, как человек будет действовать в конкретной ситуации в определенный момент времени. Таким образом, чтобы наилучшим образом уловить широкие черты, необходимо оценить совокупность вариантов поведения, усредненных по времени и по различным типам ситуаций. Большинство современных исследователей личности согласны с тем, что есть место как для широких личностных черт, так и для более узких единиц, подобных тем, которые изучал Уолтер Мишель.

 

(Donnellan, Oswald, Baird, & Lucas, 2006)

Инструкции: Ниже приведены фразы, описывающие поведение людей. Пожалуйста, используйте оценочную шкалу ниже, чтобы описать, насколько точно каждое утверждение описывает вас. Опишите себя таким, какой вы есть сейчас, а не таким, каким вы хотели бы быть в будущем. Опишите себя так, как вы честно видите себя по отношению к другим знакомым вам людям того же пола, что и вы, и примерно того же возраста. Пожалуйста, внимательно прочитайте каждое утверждение и поставьте рядом с ним цифру от 1 до 5, чтобы описать, насколько точно это утверждение описывает вас.

1 = Крайне неточный

2 = Умеренно неточный

3 = Ни неточный, ни точный

4 = Средне точный

5 = Очень точный

  1. _______ Am the life of the party 90 (Am the life of the party)
  2. _______ Сочувствовать чувствам других (A)
  3. _______ Выполняйте работу по дому немедленно (C)
  4. _______ Имеют частые перепады настроения (N)
  5. _______ Иметь живое воображение (O)
  6. _______Не говори много (Э)
  7. _______ Меня не интересуют проблемы других людей (A)
  8. _______ Часто забывают положить вещи на место (C)
  9. _______ Большую часть времени я расслаблен (N)
  10. ______ Меня не интересуют абстрактные идеи (O)
  11. ______ Общайтесь с разными людьми на вечеринках (E)
  12. ______ Чувствовать эмоции других (A)
  13. ______ Аналогично заказу (С)
  14. ______ Легко расстраиваться (N)
  15. ______ Имеют трудности с пониманием абстрактных идей (O)
  16. ______ Держите в фоновом режиме (E)
  17. ______ Меня не интересуют другие (A)
  18. ______ Навести беспорядок (C)
  19. ______ Редко бывает синим (N)
  20. ______ Плохое воображение (O)

Подсчет очков: Первое, что вы должны сделать, это поменять местами слова, написанные в противоположном направлении. Для этого вычтите число, которое вы поставили для этого пункта, из 6. Таким образом, если вы поставите, например, 4, оно станет 2. Вычеркните балл, который вы поставили, когда брали весы, и поставьте новое число. в представлении вашего балла вычитается из числа 6.

Пункты, которые нужно поменять местами следующим образом: 6, 7, 8, 9, 10, 15, 16, 17, 18, 19, 20

Далее вам нужно сложить баллы по каждой из пяти шкал ОКЕАН ( включая обратные номера, где это уместно). Каждая оценка ОКЕАНА будет суммой четырех пунктов. Поместите сумму рядом с каждой шкалой ниже.

__________ Открытость: Добавить пункты 5, 10, 15, 20

__________ Добросовестность: Добавить пункты 3, 8, 13, 18

__________ Экстраверсия: Добавить пункты 1, 6, 11, 16

__________ Доброжелательность: Добавить пункты 2 , 7, 12, 17

__________ Нейротизм: добавьте пункты 4, 9,14, 19

Сравните свои баллы с приведенными ниже нормами, чтобы увидеть, где вы находитесь по каждой шкале. Если у вас мало черты, это означает, что вы противоположны ярлыку черты. Например, низкий уровень Экстраверсии означает Интроверсию, низкий уровень Открытости означает Конвенциональность, а низкий уровень Приятности означает Напористость.

19–20 Чрезвычайно высокий, 17–18 Очень высокий, 14–16 Высокий,

11–13 Ни высокий, ни низкий; посередине, 8–10 Низкая, 6–7 Очень низкая, 4–5 Крайне низкая

 


Авторство изображений

Рисунок 16.1: Нгуен Хунг Ву, https://goo.gl/qKJUAC, CC BY 2.0, https://goo.gl/BRvSA7

Рисунок 16.7: UO Education, https://goo.gl/ylgV9T, CC BY-NC 2.0, https://goo.gl/VnKlK8

Каталожные номера

Allport, GW, & Odbert, HS (1936). Названия черт: психолексическое исследование. Психологические монографии, 47 , 211.

Эштон, М.К., и Ли, К. (2007). Эмпирические, теоретические и практические преимущества модели структуры личности HEXACO. Личностный и социально-психологический обзор, 11 , 150–166.

Каспи, А., Робертс, Б.В., и Шайнер, Р.Л. (2005). Развитие личности: стабильность и изменение. Ежегодные обзоры психологии, 56 , 453–484.

Доннеллан, М.Б., Освальд, Ф.Л., Бэрд, Б.М., и Лукас, Р.Э. (2006). Шкалы мини-IPIP: крошечные, но эффективные измерения Большой пятерки личностных факторов. Психологическая оценка, 18 , 192–203.

Айзенк, Х. Дж. (1981). Модель личности . Нью-Йорк: Springer Verlag.

Голдберг, Л. Р. (1990). Альтернативное описание личности: личностные черты Большой пятерки. Журнал личности и социальной психологии, 59 , 1216–1229.

Грей, Дж. А. (1981). Критика теории личности Айзенка. В HJ Eysenck (Ed.), A Model for Personality  (стр. 246–276). Нью-Йорк: Springer Verlag.

Грей, Дж. А. и Макнотон, Н. (2000). Нейропсихология тревоги: исследование функций септо-гиппокампальной системы (второе издание) .Oxford: Oxford University Press.

Мэтьюз, Г., Дири, И. Дж., и Уайтман, М. К. (2003). Черты характера . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

Маккрей, Р. Р. и Коста, П. Т. (1987). Проверка пятифакторной модели личности с помощью инструментов и наблюдателей. Журнал личности и социальной психологии, 52 , 81–90.

МакКрей, Р. Р. и Джон, О. П. (1992). Введение в пятифакторную модель и ее приложения. Журнал личности, 60 , 175–215.

Мишель, В. (1968). Личность и оценка . Нью-Йорк: Джон Уайли.

Паунонен, С.В., и Эштон, М.С. (2001). Большая пятерка факторов и граней и предсказание поведения. Журнал личности и социальной психологии, 81 , 524–539.

Робертс Б.В., Кунцел Н.Р., Шайнер Р., Каспи А. и Голберг Л.Р. (2007). Сила личности: сравнительная достоверность личностных качеств, социально-экономического статуса и когнитивных способностей для прогнозирования важных жизненных результатов. Перспективы психологической науки, 2 , 313-345.

Что такое личность? Определение, развитие и теории

Ваша личность включает в себя модели ваших мыслей, действий и эмоций. Это также зависит от вашего темперамента и опыта.

У каждого человека есть своя уникальная личность, которая может развиваться и меняться с возрастом.

В психологии изучение личности исследует процессы, лежащие в основе развития ваших уникальных характеристик и личностных черт, а также то, как они проявляются и изменяются с течением времени. Другими словами, как ваши индивидуальные характеристики объединяются, чтобы составить ваш уникальный тип личности.

Термин «личность» относится к набору черт и моделей мышления, поведения и чувств, которые делают вас вами .

После определенного возраста личность в основном постоянна. В разных ситуациях вы будете действовать или думать одинаково из-за своей личности. Однако некоторые черты личности и модели поведения могут меняться со временем.

Ваша личность включает в себя:

  • черты, такие как верность, перфекционизм и экстраверсия
  • характер, который включает в себя ваши основные убеждения и этический кодекс
  • темперамент, с которым вы родились и который включает вашу предрасположенность действовать и чувствовать определенным образом

Что такое личностная черта?

Черты личности — это характерные модели того, как вы думаете, чувствуете и действуете.

У людей могут развиваться определенные черты по скользящей шкале, при этом одни черты становятся более интенсивными и доминирующими, чем другие.

Общие примеры черт личности включают:

  • великодушие
  • экстравертность
  • верность
  • смелость
  • честность
  • высокомерие

Ваша личность не неизменна и неизменна. Исследования показывают, что вы не просто рождаетесь с определенными шаблонами и чертами, они развиваются со временем.

На вашу личность могут влиять:

  • гены
  • биология
  • жизненный опыт
  • неблагоприятные события, с которыми вы столкнулись
  • сообщество и культура
  • ранние связи
  • стили воспитания

Существует ряд теорий развития личности, и большинство из них подчеркивает, что опыт раннего детства является ключевым в этом процессе.

Расстройства личности — это расстройства психического здоровья, которые связаны с некоторыми личностными чертами, которые, как правило, вызывают сильные страдания и создают проблемы в различных аспектах вашей жизни.

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5) Американской психиатрической ассоциации группирует расстройства личности по трем отдельным категориям: кластер A, кластер B и кластер C.

Расстройства личности группы А включают странные и эксцентричные черты и включают:

  • параноидное расстройство личности
  • шизотипическое расстройство личности
  • шизоидное расстройство личности

    • нарциссическое расстройство личности (НПЛ)
    • антисоциальное расстройство личности
    • пограничное расстройство личности (ПРЛ)
    • истерическое расстройство личности (HPD)

    Расстройства личности группы C включают черты страха и тревоги и включают:

    • обсессивно-компульсивное расстройство личности (не путать с обсессивно-компульсивным расстройством (ОКР))
    • зависимая личность расстройство
    • избегающее расстройство личности

    Почему развиваются расстройства личности? На это может повлиять ряд факторов, в том числе гены, физиологические процессы, травматические события, влияние культуры и детский опыт.

    Несмотря на то, что жизнь с расстройством личности может быть трудной, этим состоянием можно управлять при поддержке специалиста по психическому здоровью.

    Существует ряд теорий личности, которые исследуют развитие и выражение человеческой личности.

    Ни одна теория отдельной личности не является «правильной». Это разные способы взглянуть на то, что такое личность, и исследовать ее.

    Общие теории включают:

    1. Психодинамические теории

    Психодинамические теории личности основаны на некоторых работах Зигмунда Фрейда, в частности на идее о том, что ваше Я включает в себя три аспекта: Ид, Эго и Супер-Эго.

    Фрейд также предположил, что опыт раннего детства оказывает глубокое влияние на то, как развивается ваша личность, и на возможность жить с психическими расстройствами.

    Позднее исследования Карла Юнга и Эрика Эриксона основывались на некоторых аспектах теорий Фрейда и подвергали их сомнению. Работы Юнга и Эриксона внесли большой вклад в психодинамические теории личности.

    2. Теории черт

    Теории черт основываются на идее о том, что у всех нас есть общие личностные черты, но они попадают в разные точки спектра.

    Хорошо известной теорией черт является пятифакторная теория, также известная как «Большая пятерка», предложенная Дональдом В. Фиске.

    Фиске предположил, что человеческая личность включает в себя пять черт:

    • приятность
    • добросовестность
    • экстраверсия
    • невротизм
    • открытость для переживания

    Каждый человек испытывает эти черты на каком-то уровне. Например, у вас может быть высокий уровень экстраверсии, но низкий уровень невротизма, в то время как у вашего брата или сестры может быть противоположное.

    3. Биологические теории

    Биологические теории личности сосредоточены на физиологических факторах, влияющих на вашу личность. Эти теории предполагают, что физические характеристики, такие как структура мозга, могут определять развитие личности.

    4. Теории поведения

    Теории поведения изучают, как ваша личность формируется под влиянием вознаграждений и наказаний из вашего окружения.

    Вознаграждение за определенные поступки и наказания за другие могут заставить вас вести себя и думать определенным образом.

    6. Гуманистические теории

    Гуманистические теории личности предполагают, что ваше собственное восприятие себя – другими словами, то, кем вы себя считаете – может определять вашу личность.

    Гуманистическая теория была предложена Абрахамом Маслоу (который создал иерархию потребностей Маслоу). Маслоу предположил, что ваша личность является результатом удовлетворения или не удовлетворения ваших самых основных потребностей.

    Другая гуманистическая теория была предложена Карлом Роджерсом, который предположил, что вами движет потребность в самореализации. Ваша личность определяется вашим стремлением к личностному росту и совершенствованию.

    Опросы и тесты личности направлены на выявление и классификацию ваших личностных черт или характеристик.

    Общие тесты личности включают индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI), Миннесотский многофазный опросник личности (MMPI) и теорию эннеаграммы.

    Хотя многие люди считают тестирование личности полезным, некоторые из этих тестов, такие как MBTI и Enneagram, не подтверждены исследованиями.

    Проверить личность сложно. Большинство личностных тестов основаны на самоотчетах.

    Результаты теста зависят от таких факторов, как самосознание, самовосприятие и честность.

    В некоторых случаях ваше настроение, которое не является частью вашей личности, может повлиять на ваши ответы.

    Тем не менее, некоторые личностные тесты, в том числе онлайн-опросы, все же могут предоставить вам возможность для саморефлексии. Это само по себе может быть ценным и наводящим на размышления.

    Ваша личность включает в себя то, как вы думаете, чувствуете и ведете себя. Это также включает в себя ваши уникальные черты, темперамент и характер. Он может меняться с возрастом, но обычно перестает развиваться во взрослом возрасте.