Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации
https://ria.ru/20200115/1563448860.html
Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации
Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации — РИА Новости, 03.03.2020
Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации
Действующая Конституция России принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 года. В нем приняли участие 58 миллионов 187 тысяч 755… РИА Новости, 03.03.2020
2020-01-15T15:11
2020-01-15T15:11
2020-03-03T18:55
политика
справки
севастополь
госдума рф
совет федерации рф
россия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/154773/23/1547732371_0:6:3052:1723_1920x0_80_0_0_c84545645e03af1a71d44cff1946992e.jpg
Действующая Конституция России принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 года. В нем приняли участие 58 миллионов 187 тысяч 755 россиян, или 54,8% зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 32 миллиона 937 тысяч 630 избирателей (58,4%). Порядок внесения изменений и пересмотр положений Конституции РФ предусмотрен главой 9 Конституции РФ и федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 года.В соответствии со статьей 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре положений в ней могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.Закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» устанавливает порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции РФ (главы о федеративном устройстве государства, президенте, парламенте, правительстве, судебной власти и прокуратуре, местном самоуправлении). Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ (главы об основах конституционного строя, правах и свободах человека и гражданина, конституционных поправках) устанавливается в соответствии со статьей 135 Конституции РФ Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным конституционным законом о референдуме РФ.Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции РФ (о субъектах Российской Федерации) устанавливается статьей 137 Конституции РФ и законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Федеральный конституционный закон о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции РФ.Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции, который получает наименование, отражающее суть данной поправки. Предложение о поправке вносится в Госдуму субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции РФ, в виде проекта закона.Рассмотрение Госдумой проекта закона о поправке к Конституции РФ осуществляется в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.Одобренный проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации, где он подлежит обязательному рассмотрению. Закон о поправке к Конституции РФ считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения закона Совет Федерации вправе внести в Госдуму предложение о создании согласительной комиссии. В течение пяти дней со дня принятия закон направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ, которые должны рассмотреть его в срок не позднее одного года со дня его принятия.Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции РФ направляет данное постановление в Совет Федерации. Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ закона о поправке к Конституции, устанавливает результаты этого рассмотрения.Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции РФ вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ направляется председателем Совета Федерации президенту РФ для подписания и официального опубликования.Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование. Закон РФ о поправке к Конституции РФ вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.Со дня принятия Конституции РФ в 1993 году она несколько раз корректировалась. С 1996 года по 2008 год в нее был внесен ряд изменений, связанных с укрупнением субъектов Федерации, а также изменением их названий. 30 декабря 2009 года в Основной закон были внесены более существенные поправки. Они были предусмотрены Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации». С 2009 года, согласно Основному закону, срок полномочий президента РФ и депутатов нижней палаты российского парламента увеличен: глава государства избирается на шесть лет (ранее на четыре года), а депутаты Госдумы на пять лет (ранее на четыре года). Кроме того, была введена обязанность правительства отчитываться перед Госдумой о своей работе. Тексты отчетов подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и «Парламентской газете».В 2014 году в Конституцию вносились изменения в связи с объединением Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ, в связи с принятием в РФ Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также в связи с введением института федеральных сенаторов. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
севастополь
россия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/154773/23/1547732371_321:0:3052:2048_1920x0_80_0_0_5fdce1a15239dde8824231f83cc7e0a7.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
политика, справки, севастополь, госдума рф, совет федерации рф, россия
Политика, Справки, Севастополь, Госдума РФ, Совет Федерации РФ, Россия
Действующая Конституция России принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 года. В нем приняли участие 58 миллионов 187 тысяч 755 россиян, или 54,8% зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 32 миллиона 937 тысяч 630 избирателей (58,4%).
Порядок внесения изменений и пересмотр положений Конституции РФ предусмотрен главой 9 Конституции РФ и федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 года.
В соответствии со статьей 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре положений в ней могут вносить президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» устанавливает порядок и условия внесения, принятия, одобрения и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции РФ (главы о федеративном устройстве государства, президенте, парламенте, правительстве, судебной власти и прокуратуре, местном самоуправлении).
Порядок внесения и принятия предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции РФ (главы об основах конституционного строя, правах и свободах человека и гражданина, конституционных поправках) устанавливается в соответствии со статьей 135 Конституции РФ Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным конституционным законом о референдуме РФ.
Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции РФ (о субъектах Российской Федерации) устанавливается статьей 137 Конституции РФ и законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ». Федеральный конституционный закон о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ должен содержать указание о включении соответствующих изменений или дополнений в статью 65 Конституции РФ.
Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в форме закона РФ о поправке к Конституции, который получает наименование, отражающее суть данной поправки.
Предложение о поправке вносится в Госдуму субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции РФ, в виде проекта закона.
Рассмотрение Госдумой проекта закона о поправке к Конституции РФ осуществляется в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Одобренный проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации, где он подлежит обязательному рассмотрению. Закон о поправке к Конституции РФ считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации. В случае отклонения закона Совет Федерации вправе внести в Госдуму предложение о создании согласительной комиссии.
В течение пяти дней со дня принятия закон направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ, которые должны рассмотреть его в срок не позднее одного года со дня его принятия.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение 14 дней со дня принятия постановления о законе РФ о поправке к Конституции РФ направляет данное постановление в Совет Федерации.
Совет Федерации на своем очередном заседании, следующем за днем истечения срока рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ закона о поправке к Конституции, устанавливает результаты этого рассмотрения.
Президент РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ в течение семи дней со дня принятия постановления Совета Федерации об установлении результатов рассмотрения закона РФ о поправке к Конституции РФ вправе обжаловать указанное постановление в Верховный Суд РФ, который рассматривает такие споры в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Одобренный законодательными (представительными) органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон в течение семи дней со дня установления результатов его рассмотрения законодательными (представительными) органами субъектов РФ направляется председателем Совета Федерации президенту РФ для подписания и официального опубликования.
Президент РФ в срок не позднее 14 дней со дня получения закона подписывает его и осуществляет официальное опубликование.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ вступает в силу со дня его официального опубликования, если самим законом не установлена иная дата вступления в силу.
Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.
Со дня принятия Конституции РФ в 1993 году она несколько раз корректировалась. С 1996 года по 2008 год в нее был внесен ряд изменений, связанных с укрупнением субъектов Федерации, а также изменением их названий.
30 декабря 2009 года в Основной закон были внесены более существенные поправки. Они были предусмотрены Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».
С 2009 года, согласно Основному закону, срок полномочий президента РФ и депутатов нижней палаты российского парламента увеличен: глава государства избирается на шесть лет (ранее на четыре года), а депутаты Госдумы на пять лет (ранее на четыре года).
Кроме того, была введена обязанность правительства отчитываться перед Госдумой о своей работе. Тексты отчетов подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и «Парламентской газете».
В 2014 году в Конституцию вносились изменения в связи с объединением Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ, в связи с принятием в РФ Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также в связи с введением института федеральных сенаторов.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Глава 16. Рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации
Статья 136
1. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вноситься Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, законодательными органами субъектов Российской Федерации, а также группой численностью не менее одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы.
2. В соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Статья 137
1. Предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, внесенные в Государственную Думу, должны содержать новую редакцию указанных глав Конституции Российской Федерации или их отдельных статей, частей, пунктов, а также обоснование данных предложений.
2. Предложения направляются Советом Государственной Думы в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству для подготовки заключения, после чего включаются Советом Государственной Думы в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой.
Статья 138
1. Предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации и заключение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассматриваются на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума принимает постановление об одобрении или отклонении указанных предложений.
2. Предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее трех пятых от общего числа депутатов Государственной Думы. В этом случае постановление Государственной Думы с законопроектом направляются в течение пяти дней в Совет Федерации для последующего рассмотрения.
Статья 139
1. Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном настоящим разделом.
2. Поступивший подготовленный субъектом, указанным в статье 134 Конституции Российской Федерации, проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации передается Советом Государственной Думы для подготовки заключения в Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.
3. Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству проводит предварительное рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации с участием инициатора законопроекта, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, а также представителей других комитетов палаты и иных лиц, предусмотренных настоящим Регламентом.
4. Заключение Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, заключение Общественной палаты (если таковое имеется) и подготовленный к рассмотрению проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации направляются Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству в Совет Государственной Думы для включения законопроекта в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой.
Статья 140
1. Рассмотрение проекта закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации осуществляется Государственной Думой в трех чтениях.
2. В ходе рассмотрения законопроекта Государственная Дума заслушивает доклад инициатора каждой конституционной поправки, содоклад представителя Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе или уполномоченных Президентом Российской Федерации лиц, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представителей фракций, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении. При рассмотрении законопроекта, являвшегося объектом экспертизы Общественной палаты, вправе выступить также член Общественной палаты, уполномоченный советом Общественной палаты. Члену Общественной палаты для выступления предоставляется до пяти минут.
Статья 141
Поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации обсуждаются и голосование проводится по каждой поправке в отдельности в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом. Поправка считается одобренной, если за ее одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 142
После постатейного обсуждения и голосования поправок к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации Государственная Дума принимает проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации в целом. Закон считается принятым, если он одобрен не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 143
1. Если Совет Федерации отклоняет проект закона Российской Федерации о поправках к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации, то для преодоления возникших разногласий может применяться процедура, предусмотренная главой 14 настоящего Регламента для повторного рассмотрения федеральных законов.
2. Указанный проект закона считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты.
Процедура принятия поправок — Блог IACL-IADC
В этом посте я представляю процедурные вопросы, связанные с принятием поправок к Конституции России в 2020 году, вызвавшие самые острые дискуссии в российском обществе и среди юристов.
Все предложения о внесении поправок в Конституцию должны пройти стандартную процедуру, предусмотренную специальным федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституцию» (4 марта 1998). Эта процедура аналогична стандартной законодательной процедуре тем, что поправки должны пройти через Государственную Думу (нижняя палата федерального парламента), затем через Совет Федерации (верхняя палата), но требует еще одного дополнительного этапа – одобрения законодательные собрания регионов («субъектов Российской Федерации») – до обнародования Президентом. На всех этих этапах требуется квалифицированное большинство: 2/3 в Государственной Думе, 3/4 в Совете Федерации и простое большинство в 2/3 региональных законодательных собраний.
Рабочая группа из 75 человек
На следующий день после Послания Президента федеральному парламенту Президент объявил о создании «Рабочей группы» (РГ) в составе 75 политиков (федеральных депутатов и председателей региональных парламентов). ), спортсменов, врачей и представителей деловых и профессиональных союзов, а также благотворительных организаций. Юристы составляли явное меньшинство среди членов РГ. Идея РГ состояла в том, чтобы представлять как экспертов, так и разные социальные группы, стремясь сбалансировать представительство разных возрастов (от 20 до 89 лет).лет), профессий и, в некоторой степени, политических партий, хотя радикальные оппозиционные политики не были включены в Группу. Юридическая роль РГ с самого начала была неопределенной, так как еще до первого рабочего заседания РГ Президент внес проект Закона о поправках в федеральный парламент. Первоначальный проект Закона о поправках 2020 года претерпел изменения по мере его корректировки и дополнения в ходе парламентских чтений в Государственной Думе.
Главы Конституции, подлежащие изменению
Основным объектом критики стало использование порядка внесения изменений в Конституцию вместо порядка ее пересмотра . Конституция России 1993 года установила два порядка конституционных изменений. Первая, , редакция , касается наиболее фундаментальных положений Конституции, а именно главы 1 (основные принципы — «Основы конституционного строя»), главы 2 (Билль о правах) и главы 9.(способы и процедуры изменения Конституции). Для пересмотра требуется созыв Конституционного собрания (согласно специальному закону, который еще не принят) и всенародное голосование за пересмотренный вариант Конституции. Вторая, Поправка , касается изменений других конституционных положений по сравнению с теми, которые подпадают под действие процедуры Revision . Преамбула Конституции не упоминалась как изменяемая в каком-либо порядке. Все изменения, предложенные и принятые в 2020 году, были внесены как внесены поправки в Конституцию, хотя критики настаивали на том, что суть новых положений касается не тех положений, которые могут быть изменены, а тех, которые защищены от такого исправления.
Во-первых, окончательные предложения по изменению Конституции охватывают важные ценности и цели, заявленные в преамбуле. Среди предложенных поправок (внесенных в статьи главы 3 — федеративное устройство) была декларация о правопреемстве Российской Федерации в составе СССР, «объединяющая Россию с 1000-летней историей, сохраняющая память о предках, оставивших нам идеалы и веру». в Боге» и декларация приоритета Конституции над международными обязательствами государства. Также были предложены положения об устойчивом экономическом росте и повышении благосостояния граждан, взаимном доверии государства и общества, защите достоинства граждан и уважении к трудящимся, балансе прав и обязанностей граждан, социальном партнерстве, экономической, политической и социальная солидарность. Оппоненты заявили, что эти положения являются настолько фундаментальными и настолько общими, поскольку представляют собой идеи, а не правовые нормы или принципы, что они должны быть в преамбуле.
Во-вторых, подходящим местом для нового регулирования гарантий социального обеспечения было ultima ratio оппозиции. Новыми положениями установлены «уважение к труду», «государственная гарантия минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума», «пенсионная система на принципах всеобщности, справедливости и солидарности поколений», «индексация пенсий и социальных выплат». и «гарантированное социальное страхование». Эти положения, в глазах критиков, устанавливали социальные права и, следовательно, являлись дополнением к положениям ст. 39в главе 2 – право на социальное обеспечение. При этом данные нормы касаются государственной политики, а не социальных прав, и установленных полномочий органов государственной власти, а не прав личности.
Дополнительные элементы процедуры: Конституционный суд и всероссийское голосование
Последним (но не менее важным) замечанием в адрес процедуры внесения поправок 2020 года было то, что некоторые элементы процедуры не упоминаются в самой Конституции и были неподходящими. Эта критика была сосредоточена на рассмотрении законопроекта о поправках в Конституционном суде и всероссийском всенародном голосовании по законопроекту. Оба этих дополнительных элемента были введены в самом законопроекте о поправках.
Конституционному Суду предоставлено право рассматривать конституционные поправки, не установленные ни Конституцией, ни законом, ни прецедентной практикой Суда. В отличие от некоторых зарубежных коллег, Конституционный суд России в решении 2014 года прямо указал на отсутствие у него компетенции рассматривать конституционность закона о поправках к Конституции. Более того, суд установил, это отсутствие компетенции также касается рассмотрения процессуальных вопросов закона о поправках, де-факто объявляющий такого рода законы неподпадающими под какой-либо контроль конституционности.
Закон о поправках от 2020 года предоставил Конституционному суду полномочия по такому контролю в качестве условия sine qua non вступления его в силу. Это не было ad hoc наделением полномочиями, так как Закон о внесении изменений также содержал соответствующее дополнение к статье о Суде в Конституции. С другой стороны, эта поправка вступит в силу только после прохождения всех процедур внесения поправок, включая рассмотрение в Суде. Однако подробные правила о вступлении в силу Закона о внесении изменений по частям не могли выйти из порочного круга установления компетенции суда по пересмотру закона с использованием именно этой компетенции.
Конституционный Суд в своем заключении ( заключение ), сделанном после прохождения законопроекта через федеральный парламент и региональные законодательные органы и обнародования Президентом, но до всероссийского всенародного голосования, подтвердил соответствие поправок всем основные принципы Конституции. В марте 2020 года в этом блоге появились комментарии к заявлению суда. противоречащие основным принципам Конституции, и что поправки поддерживаются населением. Их оппоненты настаивали на том, что процедура, описанная в Конституции, не может быть изменена никоим образом – ни путем исключения элементов, ни путем включения новых элементов. Оппоненты утверждают, что Закон о поправках должен вступить в силу, когда будут выполнены все минимальные конституционные процедуры, а любое дополнительное рассмотрение или голосование противоречит установленному порядку. Эти доводы касались как рассмотрения Конституционным Судом поправок, так и всероссийского голосования по одобрению поправок. Это всероссийское всенародное голосование фигурировало и в самом Законе о внесении изменений — правила, установленные в главе 9Конституции не упоминает такое голосование ни как обязательную, ни как факультативную процедуру.
Основным юридическим вопросом по организации всероссийского голосования была неопределенность с классификацией голосования. Российское законодательство, по общему правилу, использует термин «референдум» для обязательных голосов избирателей. Однако в Конституции (ст. 135) используется термин «всенародное голосование» в отношении голосования по ее пересмотру, и корни этого восходят к принятию Конституции в 1993. Голосование в 2020 году не было ни референдумом, ни «всенародным голосованием» (якобы, чтобы не вызывать ассоциаций с пересмотром Конституции), а было названо «всероссийским голосованием», чтобы подчеркнуть его исключительный характер. . В то же время эта исключительность означала дефицит регламентации: к этому голосованию не применялись никакие нормы референдумного и избирательного законодательства. Из-за этого в Законе о внесении изменений были установлены краткие положения, а все подробные нормы появились в инструкциях, изданных Центральной избирательной комиссией.
Критики сочли, что порядок проведения всероссийского голосования угрожает гарантии свободной и честной кампании. Никаких запретов на агитацию за или против поправок не устанавливалось, но в то же время отсутствовали механизмы (подобные тем, которые существуют в законодательстве о выборах и референдумах) финансового обеспечения этой агитации. В результате правительственное «информирование» о сути поправок было более заметным на улицах и во многих СМИ, но эта информация была сосредоточена в основном на социальных гарантиях и других изменениях, например. ответственное отношение к животным и т.д., а не об изменениях в политическом строе. В то же время все, кто интересовался поправками, могли легко найти всю необходимую информацию.
Некоторые другие элементы процедуры также были нетипичны для регулирования народных голосований, хотя различия частично объяснялись и оправдывались эпидемиологическими ограничениями из-за COVID-19. Один из них заключался в том, что было три дня голосования, чтобы не допустить переполнения избирательных участков, что было беспрецедентным в России (по крайней мере, на федеральном уровне). Сами станции были организованы во многих регионах на улицах — тоже для снижения угрозы заражения.
Все эти параметры организации голосования стали предметом критики, хотя большая часть ее касалась существа поправок.
Сергей Белов — доцент кафедры конституционного права, заведующий кафедрой конституционного права, декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Россия.
Рекомендуемое цитирование: Сергей Белов, «Поправки к Конституции России 2020 г.: процедура принятия поправок», блог IACL-AIDC (30 марта 2021 г.) https://blog-iacl-aidc. org/new-blog-1/2021 /3/30-конституционные-поправки-в-россии-x49bs-8ec4l.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции и Заключительные и Переходные положения
Статья 134
Предложения об изменении и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вноситься Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также группами в составе не менее одной пятой числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Статья 135
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. В случае поддержки предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями от общего числа его членов либо вносится на рассмотрение референдум. В случае проведения референдума Конституция Российской Федерации считается принятой, если ее поддержало более половины избирателей, пришедших на избирательные участки, и при условии, что в референдуме приняло участие более половины избирателей.
Статья 136
Поправки к положениям глав 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются по правилам, установленным для принятия федеральных конституционных законов, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем за два трети субъектов Российской Федерации.
Статья 137
1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющие устройство Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о приеме в состав Российской Федерации и образовании новых субъектов Российской Федерации в пределах это, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области или автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации включается в статью 65 Конституции Российской Федерации. Российская Федерация.
1. Конституция Российской Федерации вступает в силу с момента ее официального опубликования по результатам всенародного референдума.
Днем принятия Конституции Российской Федерации считать день всенародного референдума 12 декабря 1993 года.
Одновременно утрачивает силу Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России, принятая 12 апреля 1978 года со всеми поправками и изменениями.
В случае несоблюдения Конституцией Российской Федерации положений Федерального договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти Российской Федерации суверенных республик в составе Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также иные договоры, заключенные между Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются положения Конституции Российской Федерации.
2. Законы и иные правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в той части, которая не противоречит Конституции Российской Федерации.
3. Президент Российской Федерации, избираемый в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России, с момента вступления в силу настоящей Конституции, с момента осуществления полномочий, закрепленных в ней, до срока полномочий, на который он был избран истекает.
4. Совет Министров (Правительство) Российской Федерации с момента вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства Российской Федерации, закрепленные Конституцией Российской Федерации, и с этого момента именуется Правительством Российской Федерации.
5. Суды Российской Федерации осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией.
После вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией.
6. До принятия и вступления в силу федерального закона, устанавливающего правила рассмотрения дел судом присяжных, сохраняются действующие правила судебного рассмотрения соответствующих дел.
До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняются прежние правила ареста, задержания и содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления.
7. Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года.
8. Совет Федерации собирается на свое первое заседание на тридцатый день после избрания. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент Российской Федерации.
9. Депутат Государственной Думы первого созыва может быть одновременно членом Правительства Российской Федерации. Положения настоящей Конституции об иммунитете депутатов в части, касающейся действий (бездействия), связанных с исполнением должностных обязанностей, не распространяются на депутатов Государственной Думы, членов Правительства Российской Федерации.
Leave A Comment