Олимпиадные задания по обществознанию для 10-11 классов

1. Выберите все правильные ответы (возможно несколько вариантов правильных ответов). Перечертите данную ниже таблицу в лист ответа и впишите в соответствующие ячейки выбранные вами ответы.

1.1. Выберите из списка признаки президентской республики.

1. наличие поста премьер-министра
2. право парламента вынести вотум недоверия правительству
3. президент совмещает обязанности главы государства и главы исполнительной власти
4. правительство несет ответственность перед президентом
5. президента выбирают на заседании парламента

1.2. Выберите из списка культурные универсалии

1. материнство
2. новогодняя елка
3. сожжение чучела Масленницы
4. гостеприимство
5. праздники

1.3. Определите тенденцию развития современной семьи

1. возрастание числа расширенных семей
2. разделение институтов семьи и брака
3. возрастающая роль семьи в процессе социализации
4. переход от партнерской семьи к семье традиционного типа
5. увеличение числа детей в семьях

1.4. Вид безработицы, связанный с желанием самого человека изменить положение на рынке труда, называют

1. сезонная
2. структурная
3. фрикционная
4. циклическая
5. инфляционная

1.5. Сторонников получения знания с опорой на опытное познание называют

1. эмпирики
2. рационалисты
3. сенсуалисты
4. экзистенциалисты
5. утописты

1.6. Выберите в списке примеры естественных монополий

1. почта
2. московский метрополитен им. Ленина
3. ГорЭнерго
4. социальная сеть «Одноклассники»
5. такси

1.7. Возможность всех дееспособных граждан РФ, достигших возраста 18 лет, голосовать на выборах иллюстрирует такой принцип демократической избирательной системы как

1. равенство
2. тайну голосования
3. открытость процесса
4. альтернативность
5. правильного ответа нет

1.8. Выберите цитаты, в которых не нарушен закон достаточного основания

1. «Все шляпники примеряют свои шляпы на болванки, а он всё время примерял на себя, и в итоге в конец оболванился»
2. «сегодня взлетная полоса покрыта льдом, поэтому самолеты не могут взлететь»
3. «это вещество является электропроводным, потому что оно – металл»
4. «преступление совершил К., т.к. он сам признался в этом»
5. «вы не должны мне ставить двойку, ведь я прочитал параграф»

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ, выпишите его в лист ответа.

1.1. финансовый кризис, революция, выпуск из школы, гражданская война
1.2. умысел, неосторожность, легкомыслие, небрежность
1.3. инициативность, самостоятельность, возможность государственного регулирования, законность

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение, выпишите его в лист ответа.

2.1. абсолютная, субъективная, относительная, конкретная
2.2. иудаизм, буддизм, христианство, ислам
2.3. традиционное, иерархическое, харизматическое, рациональное

4. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»). Перечертите таблицу в лист ответа и запишите соответствующие ответы «Да» или «Нет» в нужном порядке:

4.1. Согласно Конституции РФ в ведении Правительства находится разработка и исполнение государственного бюджета.
4.2. Представление более детально, чем восприятие передает образ объекта.
4.3. Правовое государство и гражданское общество должны быть созданы путем издания соответствующего нормативно-правового акта.
4.4. Когда нашей бабушке было 60 лет, она стала ходить по 5 километров каждый день. Теперь ей 80, и мы понятия не имеем, где она. В этой фразе нарушен логический закон тождества.
4.5. Кривая индивидуального предложения труда не совпадает с кривой совокупного предложения на рынке труда.
4.6. Социальной клаузулой может выступать введение платы за образование.

5. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Применяются данные слова и сочетания один раз.
Запишите в лист ответа порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.
Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!
«Фармацевтическая компания получила патент на производство нового уникального лекарства. Получение исключительного права на производство нового лекарства создает _____(1) для появления других фирм. Результатом будет возникновение _____(2) на рынке этого лекарства. Возможность получения патента фармацевтическими фирмами стимулирует их к продолжению научных исследований. Фармацевтическая компания, обладая _____(3), назначает _____(4), превышающую _____(5)».

А) олигополия
Б) монополия
В) предельные издержки
Г) переменные издержки
Д) барьеры
Е) рыночная власть
Ж) прибыль
З) цена

6. Логическая задача.
В начале учебного года в (четырехэтажное) общежитие университета заселились Андрей, Борис, Василий и Георгий. Каждый из них учится на одном из четырех курсов (все на разных) и живет на одном из четырех этажей (все на разных).
Определите, кто на каком курсе учится и на каком этаже живет, если известно, что:

1. Андрей живет выше первокурсника, но ниже третьекурсника.
2. Борис живет на этаж ниже того, кто на курс младше Георгия.
3. Четверокурсник живет на первом этаже.
Обоснуйте свой ответ.
Зарисуйте на листе ответа схему проживания студентов и заполните пропуски. Обоснуйте свой ответ.

7. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации. Развернутое объяснение запишите в лист ответа.

7.1. Иван решил приобрести квартиру для своего годовалого сына Александра, указав его в качестве покупателя в договоре купли-продажи квартиры. Риэлтор заявил Ивану, что Александр не может быть указан в качестве покупателя, так как в силу малолетства он не имеет права приобретать имущество, и поэтому в государственной регистрации перехода права собственности будет отказано. Риэлтор полагал, что Иван должен приобрести квартиру в свою собственность, а затем подарить сыну.
Укажите, кто и какие ошибки допустил. Ответ обоснуйте.
7.2. 15-летний Василий нанес на здание, в котором располагалась некоммерческая организация «Крылья демократии», надпись масляной краской, гласившую: «Тут сидят иностранные агенты». После задержания сотрудниками полиции Василий пояснил, что данная некоммерческая организация
действительно является иностранным агентом, поскольку учреждена иностранными организациями, а целью его действий было напоминание людям об этом факте.
Квалифицируйте деяние Василия.

9. Абитуриент готовился к экзамену. В учебнике обществознания приводились текстовые фрагменты, иллюстрирующие некоторые социальные явления. К сожалению, страница, где объяснялось, что именно они иллюстрируют, и схема к ним, оказалась испорчена. Помогите абитуриенту и восстановите подписи в схеме, где указывается общее для всех явлений понятие, а также, на какие группы можно разделить данные понятия. Проставьте в составленной схеме порядковые номера текстовых фрагментов, относящихся к каждой определенной вами группе.
Перечертите схему в лист ответа.

1. Улыбка одобрения.
2. Звание Почетного работника общего образования РФ.
3. «Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?…»
4. «Сижу за решеткой в темнице серой
Вскормленный в неволе орел молодой…»
5. Система идеальных пропорций человеческого тела, разработанная древнегреческим скульптором Полинтелом.
6. «Не сотвори себе кумира…»
7. Оскорбительный тон.
8. Принцип демократического централизма.
9. «Согласно ст.15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем…»
10. Кроха сын пришел к отцу и спросила Кроха: «Что такое хорошо? И что такое плохо?»

10. Решите задачу. Выпишите решение в лист ответа. Ответ будет засчитан только в том случае, если Вы полностью покажете решение с пояснениями.

Рассчитайте отпускную цену и сумму акциза, если оптовая цена, включающая в себя издержки производства и прибыль на единицу продукции, составляет 2,5 ден. ед., а ставка акциза в процентах к отпускной цене составляет 75%.

11. Определите пропущенное понятие.

Ниже приведены высказывания известных мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте оно обозначено как […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова).
Мысль без […] — недомыслие, […] без мысли — фанатизм. (В.О. Ключевский)
Чтобы постичь истинные основы […], людям нет необходимости ни в богословии, ни в откровениях, ни в богах; для этого достаточно простого здравого смысла. (П. Гольбах)
Сострадание — основа всей […]. (А. Шопенгауэр)
[…] — это важничание человека перед природой. (Ф. Ницше)

12. Решите кроссворд.

По горизонтали:
1. Западноевропейская ветвь христианства.
2. Массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII веков, направленное на изменение католического христианства в соответствии с Библией.
3. Оппоненты Иосифа Волоцкого, отрицавшие необходимость для церкви владеть земными богатствами.
4. Сторонники Иосифа Волоцкого, считавшего, что независимость церкви от московских государей должна обеспечиваться ее правом на владение землями.
5. Одна из древнейших современных религий мира, возникшая среди семитских народов во втором тысячелетии до н.э.
6. Обет безбрачия католических священнослужителей.
7. Самая многочисленная религии в мире.
8. Исторически сложившаяся восточноевропейская и малоазиатская ветвь христианства.
9. Одна из традиционных религий народов полуострова Индостан, основным принципом которой является запрет причинения вреда всему живому.
10. Одна их мировых религий, возникшая на территории Саудовской Аравии.
11. Религиозное верование, при котором классу объектов или явлений природы первобытная социальная группа оказывала специальное поклонение, с которым считала себя родственно связанным и по имени которого себя называла.
12. Теократическое государство в современной Европе
13. Традиционная религия народов полуострова Индостан.

По вертикали:
Дайте определение получившемуся термину по вертикали под №1.

Ответы:

1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

3,4

1,4,5

2

3

1

2,3

5

2,3

2.

1.1. социальные лифты групповой мобильности
1.2. формы вины
1.3. принципы предпринимательской деятельности

3.

2.1. формы истины, отсутствует субъективная
2.2. мировые религии, национально-государственная – иудаизм
2.3. типы политического господства или лидерства по классификации М. Вебера, в его классификации нет иерархической формы

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.5.

да

нет

нет

да

да

да

5. 1Д 2Б 3Е 4З 5В

6. 

7.  Риэлтор ошибся, что Александр не может быть указан в качестве покупателя. Он не имеет права самостоятельно приобретать имущество, но имеет право его приобретать через законного представителя, которым в силу отцовства является Иван (ст.-ст. 17, 18, 28 ГК РФ). Оснований для отказа в регистрации перехода права собственности нет.

Василий подлежит уголовной ответственности по ч. 1 ст. 214 «Вандализм» .

9. 

10. розничная цена – 10 у.е., акциз – 7,5 у.е.

11. мораль

12. Конфуцианство – китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию, и религия.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Тест по обществознанию (11 класс): Познание

Тема: «Познание».

Часть1 . Задания уровня  А.

A1. И чувственное, и рациональное познание

    1)формирует знания и представления о предмете          

    2)использует логические умозаключения          

    3)начинается с ощущения          

    4)дает наглядный образ предмета        

A2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то,

    что они

    1)носят объективный характер          

    2)предполагают доказательства          

    3)могут передаваться из поколения в поколение          

    4)необходимы человеку для рациональной деятельности        

A3. Верны ли следующие суждения о развитии науки?

    А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения    

       предшественников.

    Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие  

       теории.

    1)верно только А          

    2)верно только Б          

    3)верны оба суждения          

    4)оба суждения неверны        

A4. Понятие – это форма мысли, которая

    1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на

      органы чувств          

    2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов

      и явлений  

    3)формирует наглядный образ предмета          

    4)фиксирует различные комбинации ощущений человека        

A5. Среди перечисленных наук функции и формы государственной  

    власти изучает

    1)экономика          

    2)социология          

    3)культурология          

    4)политология        

A6. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

    А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.

    Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому  

       что существуют явления, недоступные для практического  

       воздействия на них.

    1)Верно только А.          

    2)Верно только Б.          

    3)Верны оба суждения.          

    4)Оба суждения неверны.        

A7. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

    1)расширяет знания об окружающем мире          

    2)формирует наглядный образ предмета          

    3)осуществляется в форме ощущений и восприятий            

    4)использует логические умозаключения        

A8. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», –  

    является результатом

    1)теоретического анализа          

    2)социального эксперимента          

    3)непосредственного наблюдения          

    4)обобщения повседневного опыта        

A9. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

    А.Социальное знание связано с интересами субъектов    

      социального познания.          

    Б.Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и  

      подходов.  

    1)верно только А          

    2)верно только Б          

    3)верны оба суждения          

    4)оба суждения неверны        

A10. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно  

     актуальной проблему социальной ответственности ученых?

    1)современная наука стремится к познанию истины          

    2)последствия научных исследований становятся все более  

      неоднозначными  

    3)активизировалась борьба на рынке высоких технологий          

    4)все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой  

      прибыли от своих исследований        

A11. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

    А.Для науки характерно постижение закономерностей развития  

      природы, общества и мышления.          

    Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание

      процессов и явлений действительности.        

    1)верно только А          

    2)верно только Б          

    3)верны оба суждения          

    4)оба суждения неверны

А12. Из перечисленных наук познанием общества как целостной  

     динамичной системы занимается

    1)психология        

    2)социология         

    3)политология        

    4)культурология

А13. Верны ли следующие суждения об истине?
   А.Истинны только те знания, которые получены  

      экспериментальным путем.          

    Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным

      представлениям людей.        

    1)верно только А          

    2)верно только Б          

    3)верны оба суждения          

    4)оба суждения неверны

А14. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

  1. представлениями
  2. ощущениями
  3. гипотезами
  4. понятиями

А15. Рациональное — это познание:

         1) с помощью наблюдения

         2) прямого контакта

         3) с помощью интуиции

         4) с помощью мышления

А16. Возможность получения истинного знания отрицается:

  1. философами
  2. социологами
  3. агностиками
  4. духовенством

А17. Отражение общих и существенных признаков называется:

  1. сознанием
  2. суждением
  3. понятием
  4. ощущением

А18. Методом эмпирического познания не является:

1) эксперимент

2) наблюдение
3)аналогия

4) описание

А19. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верно А и Б
  4. оба суждения неверны

А20. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина.

Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б        

4)        оба суждения неверны

А21. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером:

  1. обыденного знания
  2. мифологического знания
  3. эмпирического знания
    4)научного знания

А22. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания — получение достоверного знания

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б        

4)        оба суждения неверны

А23. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:

Речевая деятельность человека прежде всего связана с

А. Чувственным познанием

Б. Абстрактным мышлением

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верно А и Б
  4. оба суждения неверны

А24. И абсолютная, и относительная истины:

         1) носят объективный характер

         2) всегда находят подтверждение на практике

         3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

         4) могут быть опровергнуты со временем

А25. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:

    1) этика

    2) правоведение

    3) социология

    4) политология

А26. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

          А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

          Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путём.

          1) верно только А

          2) верно только Б

          3) верны оба суждения

          4) оба суждения неверны

А27. Обобщение является составной частью

    1) производственной деятельности

    2) чувственного познания

    3) рационального мышления

    4) игровой деятельности

А 28. Сознание идеально, а это значит:

          1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

          2) сознание есть поток душевных переживаний

          3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

          4) в сознании нет ни грамма вещества, оно лишено телесности и чувственной

              осязаемости

А29. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

    1) социология

    2) политология

    3) философия

    4) история

А30. Какая из перечисленных наук изучает общество?

          1) зоология

     2) астрономия

     3) социология

     4) химия

А31. Какая из перечисленных наук изучает общество?

   1) лингвистика

         2) анатомия

    3) генетика

    4) юриспруденция

А32. Верны ли следующие суждения?

         А. Социальному познанию присущи черты любой  познавательной деятельности.

         Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и  

             сложностью изучаемого объекта.

          1) верно только А

          2) верно только Б

          3) оба суждения верны

          4) оба суждения неверны

А33. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная  

         деятельность учёного:

   1) основывается на использовании эксперимента

   2) основывается на творческом подходе к работе

   3) интеллектуально развивает

   4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А34. И религиозное, и научное знание:

   1) имеет объективный характер

   2) необходимо человеку для рациональной деятельности

   3) может передаваться из поколения в поколение

   4) предполагает доказательства

А35. Только в состав научного знания входят:

   1) экспериментально обоснованные выводы

   2) установленные факты

   3) логические умозаключения

   4) результаты наблюдений

А36. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:

   1) философия

   2) история

   3) социология

   4) политология

А37. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

         А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.

         Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность    

              выводов.

   1) верно только А

   2) верно только Б

   3) оба суждения верны

   4) оба суждения неверны

А38. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этнических групп

         занимается

   1) этнография

   2) социология

   3) антропология

   4) социальная психология

А39. Отличие социологии от других наук об обществе является

  1. изучение людей как представителей человеческого рода
  2. рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека
  3. изучение общества как целостного явления
  4. изучение общества во всей конкретности и многообразии

А40. Верны ли суждения о познании?

А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. оба суждения верны
  4. оба суждения неверны

А41. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

  1. в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых
  2. при ссылке на тот или иной авторитет в науке
  3. в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества
  4. в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, законами логики

А42. Верны ли следующие суждения о практике?

А. Практика — основа познания и критерий истины.

Б. Общественно-историческая практика — единственный критерий истины.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. оба суждения верны
  4. оба суждения неверны

А43. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от

          эмпирического?

         А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет  

              за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и  

              явления.

          Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот,    

               теория — эмпирию.

 1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б        

4)        оба суждения неверны

А44. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных  

          свойств». Данное утверждение является примером

  1. художественного образа
  2. паранаучного знания
  3. суждения на уровне здравого смысла
  4. научного знания

А45. Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом

  1. паранаучного знания
  2. обобщения жизненного опыта
  3. художественного вымысла
  4. экспериментальной проверки

А46. Познание средствами искусства обязательно предполагает

     использование

  1. отвлечённых понятий
  2. художественных образов
  3. научных приборов
  4. абстрактных моделей

А47. Верны ли следующие суждения об истине?

     А. Истина – это объективное отражение в сознании человека  

     предметов и явлений.

     Б. Истина – это результат познания, существующий только в  

     виде понятий, суждений и теорий.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А48. Верны ли следующие суждения об истине?

     А. Путь к абсолютной истине идёт через истины  

     относительные.

     Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А49. Результатом познания являются:

  1. вещи
  2. знания
  3. учения
  4. заблуждения

А50. Верны ли следующие суждения?

     А. «Сознание невозможно без человеческого головного мозга,  

     оно – его свойство».

     Б. «Всё то, что содержится в психике человека, и есть его    

     сознание».

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны и А и Б
  4. оба суждения неверны

А51. Верны ли следующие суждения?

     А. «Особенности сознания находятся только во внешнем мире,  

     в деятельности человека».

     Б. «Сознание является исключительно функцией мозга и не    

     зависит от воздействия окружающей среды».

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны и А и Б
  4. оба суждения неверны

А52. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали  

     на органы чувств человека, называются:

  1. гипотезами
  2. понятиями
  3. представлениями
  4. мнениями

А53. Критериями истины являются:

  1. опыт, практика
  2. мнение руководства
  3. соответствие господствующему в обществе учению
  4. соответствие законам логики

А54. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

  1. ощущение, восприятие, представление
  2. понятие, представление, умозаключение
  3. понятие, суждение, умозаключение
  4. представление, суждение, ощущение

А55. Верны ли следующие суждения о научном познании?

     Теоретические научные знания

     А. Фиксируются в виде законов.

     Б. Помогают объяснять и предсказывать явления.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны и А и Б
  4. оба суждения неверны

А56. И чувственное, и рациональное познание

  1. направлены на поиск истины
  2. опираются на представления о предмете
  3. начинаются с субъективных ощущений
  4. отражают существенные свойства предмета

А57. Примером какого вода знания является утверждение: «Задатки  

     – природная основа способностей»?

  1. паранаучного
  2. мифологического
  3. научного
  4. обыденного

А58. Укажите, что не является теоретическим методом познания:

  1. гипотеза
  2. эксперимент
  3. теория
  4. аналогия

А59. Утопичное познание отличается от знаний, приобретённых в  

     повседневной жизни людей тем, что оно:

  1. развивается стихийно, в процессе овладения «живым» опытом людей
  2. приобретается без специальной познавательной деятельности
  3. намеренно искажает представления о действительности
  4. определяется общественной практикой

А60. Научное познание отличается от художественного тем, что    

     оно:

  1. реализует себя в культе
  2. предполагает доказательства
  3. мыслит в художественных образах
  4. мыслит в понятиях

А61. Укажите, что из перечисленного не является формой

     чувственного познания:

  1. суждение
  2. представление
  3. ощущение
  4. восприятие

А62. Научное познание отличается от вненаучного тем, что оно:

  1. развивается в процессе овладения «живым» опытом людей
  2. сознательно акцентирует домыслы и предпосылки
  3. намеренно искажает представления о действительности
  4. обладает системным походом, специфическим языком, только ему присущими методами и формами познания и, в конечном счёте, определяется общественной практикой.

                                          Задания уровня   В

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

      «Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков,      

      сознательная группировка их в определенной последовательности, оценка

      результатов действий, способы действий»

Ответ: ________________________________________

В2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделённый рядом важных социальных    

        свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в  

        жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства – это …»

Ответ: __________________________________

В3. Вставьте пропущенное слово: «… — это самые заученные движения, выполнение которых не требует специальных усилий».

Ответ: ________________________________________

В4. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности»

Ответ: ________________________________________

В5. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности», называется … к данной деятельности.

Ответ: _________________________________________

В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

НАУКА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Анатомия

А. Наука о строении организмов

2. Философия

Б. Наука о воспитании и обучении

3. Педагогика

В. Наука об обществе и общественных отношениях

4. Биохимия

Г. Наука о биологической природе человека

5. Физиология

Д. Наука о процессах психической деятельности  

     человека

6. Антропология

Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

7. Социология

Ж. Наука о входящих в состав организмов химических веществах

8. Психология

З. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: _____________________________

В7.    Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мнений и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и неполное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действительному положению вещей

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: _______________________________

В8. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что — рационального? (Правильный ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три — рациональное)

  1. Ощущения
  2. Восприятия
  3. Суждения
  4. Понятия
  5. Представления
  6. Умозаключения

Ответ: _____________________________________________________

В9.    Вставьте пропущенное слово:

«Познание — это … отражение или воспроизведение действительности

в сознании человека».

Ответ: ____________________________________________________

В10.  Закончите фразу:

«Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, называется …».

Ответ: ________________________________________________________

В11.        Закончите фразу:

«Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется …».

Ответ:        

В12.        Закончите фразу, вставив словосочетание:
«Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и …».

Ответ:        ,        

В13.        Вставьте пропущенное слово:

«Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это — …знание».

Ответ:        

 

В14. Назовите понятие, соответствующее определению

     … — это непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и  

     умственных образов, во многом предвосхищающих практическую  

     деятельность человека.

Ответ: __________________________________

В 15. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из предложенных:              

         «Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять её ввысь, не опираясь на воздух. ________ — это воздух учёного. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваше теория – пустые потуги»  (И.П. Павлов)

  1. Замыслы
  2. Предположения
  3. Факты
  4. Убеждения

Ответ: _________________________________________

В16. Распределите перечисленные ниже понятия следующим образом.      

     Три первых должны представлять абстрактные (в той или иной  

     степени)(А), три последующих – конкретные (Б). Впишите  

     цифры, соблюдая предложенную последовательность:

         1) Большой театр в Москве;

         2) костюм;

         3) ель;

         4) актёр А. Михайлов

         5) чувство;

         6) «Джоконда» Леонардо да Винчи.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: ________________________________

В17. Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста «Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называют … истиной»

Ответ: ________________________________

В18. Завершите фразу: «Знания являются результатом … деятельности человека, общества в целом».

Ответ: __________________________________

В19. Вставьте пропущенное слово во фрагмент текста. «Теоретическое осмысление действительности – непосредственная цель … познания».

Ответ: __________________________________

В20. Назовите понятия, соответствующие определениям.

  1. __________ — это идея, замысел, точка зрения, система  

     взглядов, объединённых общей логикой, руководящий принцип,  

     трактовка.

  1. __________ — это система основных идей, совокупность  

     объединённых общим принципом научных положений в какой-либо  

     отрасли знания.

Ответ: _________________________________________________________

В21. Назовите понятие, соответствующее определению.

     «Непосредственное усмотрение», то есть знание, возникающее  

     без осознания путей и условий его получения, некое  

     озарение, постигающее человека, который, как правило,  

     квалифицированно, упорно и систематически осваивает у или  

     иную область действительности, — это ________________ .

Ответ: _____________________________

В22. Вставьте слово вместо пропуска.

     С помощью языка мысль не только формулируется, но и _____.

Ответ: ______________________

В23. Вставьте слово вместо пропусков.

     Ситуация, когда человек говорит: «Всё понимаю, а сказать не  

     могу», свидетельствует не о том, что может быть мышление  

     без речи, а лишь о том, что у данного человека отсутствуют  

     развитые навыки перевода __________ речи во _________.

Ответ: _________________________________

В24. Установите соответствие между психическими процессами,  

     участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ОПИСАНИЕ

1) ощущение

А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

2) восприятие

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

3) представление

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

4) воображение

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

5) интуиция

Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

6) мышление

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ:

В25. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и  

     их краткими описаниями.

ПРИЕМЫ  И ФОРМЫ

МЫШЛЕНИЯ

ОПИСАНИЕ

1)анализ

А) установление сходства или различия предметов

2)синтез

Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части

3)сравнение

В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо

4)понятие

Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение

5)суждение

Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках

6)умозаключение

Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: _____________________________

В26. Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции  

     (А), а какие – к индукции (В)?

1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы.    

   Следовательно, свинец и медь проводят электричество.

2) Растению капусте для нормального развития необходим полив.

   Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор  

   также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным    

   и другим растениям для нормального роста и развития необходим  

   полив, то есть регулярное естественное или искусственное  

   внесение в почву определённого количества влаги.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: _______________________

В27. В каких случаях мы говорим об отсутствии у человека  

     сознания:

  1. когда от поступает нелогично
  2. во время сна
  3. под влиянием наркоза
  4. в период сильного волнения
  5. во время просмотра телевизионных передач
  6. в период тяжёлого психического заболевания
  7. при участии в компьютерных играх?

Ответ: ___________________

В28. Найдите в приведённом ниже списке отличительные  

     характеристики социального познания и обведите цифры, под  

     которыми они указаны:

  1. рациональное
  2. религиозное
  3. мифологическое
  4. научное
  5. чувственное

Ответ: ____________________

В29. Выберите характеристики чувственного этапа познания и  

     обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. отражение предметов и их свойств в виде целостного образа
  2. фиксация существенных свойств предмета
  3. сохранение в памяти обобщённого образа предмета
  4. утверждение или отрицание чего-либо о предмете
  5. отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

Ответ: _____________________

В30. Установите соответствие между формами и видами познания: к  

     каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию  

     из второго столбца.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

1) понятие

А) чувственное познание

2) умозаключение

3) восприятие

Б) рациональное познание

4) ощущение

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: ___________________________

Часть 3. Задания уровня С.

С1.    Назовите формы чувственного познания.

С2.    Назовите уровни научного познания.

СЗ.    В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.        

С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.

С5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Гете)

О каком познании ведет речь Гете?

Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?

Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?

С6. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему.

       «Наиболее значительным событием в науке XX века является чувство конца  

       науки… В начале XX века еще возникали новые концепции, которые

       переворачивали представление о мире (квантовая механика, теория        

   относительности, генетика). А во второй половине XX века

   ничего не произошло. Спутники, компьютеры, — это не наука, а техника.

      Наука же открывает законы природы».

1) Что понимает один из российских ученых под «чувством конца науки» в XX веке?

2) В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке?

3) Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры — не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.

С7. прочитайте текст и выполните задания к нему

КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, часто оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся социального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам…

Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов — техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следующий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказывается вне сферы науки.

Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать систематическую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки является убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за истину…

В социальной психологии, изучающей причины социального поведения и социального мышления, чаще других используется экспериментальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие переменные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает естественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.

  1. Какие виды познания упоминаются в этом тексте?
  2. Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажите две черты.
  3. В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания?
    Приведите пример, конкретизирующий один из них.
  4. О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.

С8.    Выберите одно из предложенных высказываний для рассуждения в форме сочинения-эссе. Напишите такое эссе.

1. «Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями». (А. Камю)

2. «…Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими». (Б.Спиноза)

3. «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек». (М.В. Ломоносов)

С9. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

    Истина сама по себе… – соответствие между нашей мыслью и  действительностью… Ложь – в отличие от заблуждения и  ошибки – обозначает сознательное и потому нравственно   предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от    этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма    лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле  объективного несовпадения данного положения с истиной, хотя     бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот,    который делается с намерением обмануть других, тогда как   ложным выводом может быть и такой, который делается по      ошибке, вводя в обман самого ошибающегося…

    Наука объясняет существующее. Данная действительность еще не    есть истина. Ум не удовлетворяется действительностью, находя  ее неясною, и ищет того, что не дано, чтобы объяснить то,   что дано. Наука постоянно восстанавливает подлинный вид    вещей, когда объясняет их… Чтобы ум признал факт ясным,  прозрачным, нужно коренное его изменение; нужно, чтобы он  перестал быть только фактом, а сделался истиной. Таким  

    образом, деятельность нашего ума определяется: 1)фактическим бытием как данным и 2) истиною, которая есть   предмет и цель ума… Если бы ум

Тест по обществознанию (10 класс) на тему: Обобщающий тест

Обобщающий тест по теме «Познание»

1 вариант

1.Объективная реальность, данная в сознании человека, — это…

А)познание;        Б)знание;        В)истина;        Г)воображение.

2.Процесс самопознания не характеризуется…

А)определением своих способностей;

Б)формированием отношения к своей внешности;

В)самооценкой;

Г)познанием общественных норм и ценностей.

3.Элементарные сведения о природе, о людях, условиях жизни их жизни, общении позволяет получить…

А)мифологическое познание;          Б)философское познание;   В)обыденно-практическое познание.

4.Субъект познания – это…

А)совокупность методов и приемов, которые способствуют познанию;

Б)познающий человек;

В)то, на что направлено познание.

5.Выберите правильный ответ.

А. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия и представления.

Б. Понятие, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.

А)правильный ответ А;        Б)правильный ответ Б;         В)правильного ответа нет;  Г)правильны оба ответа.

6.Обобщенный чувственно-наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти, — это…

А)ощущение;             Б)восприятие;            В)мировоззрение;        Г)представление.

7.Суждение – это…

А)форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;

Б)форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

В)форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;

Г)целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

8.К критериям истины относятся…

А)длительность существования суждения;

Б)количество людей, придерживающихся данного суждения;

В)возможность подтверждения суждения практикой;

Г)непротиворечивость суждения всем предшествующим.

9.Закончите фразу «В философии достоверное, правильное знание называется…»

10.Какое из двух приведенных суждений можно отнести к научному выводу?

А)задатки человека носят социальный характер, они приобретаются в ходе социализации личности;

Б)природной основой развития способностей человека являются врожденные задатки.

11.Уровень научного познания, характеризующийся преобладанием рациональных форм познания – понятий, умозаключений, теорий, законов, отражающий явления и процессы в аспекте их внутренних связей и закономерностей, — это…

А)теоретический;        б)чувственный;        в)эмпирический.

12.Выберите правильный ответ.

А. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

А)правильный ответ А;        Б)правильный ответ Б;        В)правильного ответа нет;

Г)правильны оба ответа.

13.Форма познания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. – это…

А)гипотеза;        Б)теория;        В)проблема;        Г)диспозиция.

14.Метод познания, суть которого заключается в изначальном познании отдельных свойств изучаемых явлений, на основе которого затем делаются обобщения различного уровня, называется…

А)метод индукции;        Б)анализ;        В)синтез;        Г)метод дедукции.

15. Научное познание предполагает…

А)использование опыта повседневной жизни;

Б)экспериментальную апробацию гипотезы;

В)понимание художественного текста;

Г)интерпретацию исторических фактов.

Обобщающий тест по теме «Познание»

2 вариант

1.Процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется…

А)познание;         Б)знание;        В)истина;        Г)воображение.

2.Какой признак не свойственен самопознанию?

А)отражение объективной реальности;        Б)выявление сущности своего «я»;

В)выявление своих способностей;        Г)отражение  индивидуальных ценностей.

3.Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить…

А)мифологическое познание;                Б)философское познание;

В)обыденно-практическое познание.

4.Объект познания – это…

А)совокупность методов и средств, которые способствуют познанию;

Б)познающий человек;         В)то, на что направлено познание.

5.Выберите правильный ответ.

А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.

А)правильный ответ А,;        Б) правильный ответ Б;        В)правильного ответ нет;  Г)правильны оба ответа.

6.Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании, в совокупности всех своих сторон и связей, называется…

А)ощущения;                Б)восприятие;                В)мировоззрение;        Г)представление.

7.Умозаключение – это…

А)форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;

Б)форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях.

В)форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;

Г)целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

8.Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком называется…

А)познанием;                Б)истиной;        В)опытом;        Г)представлением.

9.Закончите фразу «Главным критерием истины является…».

10.К особенностям научного познания относится…

А)стремление к объективности и доказательности;

Б)непрерывность познавательного процесса;

В)направленность познания на сферу практической деятельности людей;

Г)опора на здравый смысл.

11.Уровень научного познания, на котором преобладает чувственное познание, созерцание и эксперимент, логико-математические методы, называется…

А)теоретический;        Б)чувственный;        В)эмпирический.

12.Выберите правильный ответ.

А. Интуиция является одной из форм чувственного познания;

Б. Интуиция является одной из форм рационального познания.

А)правильный ответ А;        Б)правильный ответ Б;        В)правильного ответа нет;

Г)правильны оба ответа.

13.Форма познания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но предстоит познать, называется…

А)проблема;        Б)теория;        В)гипотеза;        Г)диспозиция.

14.Метод познания, представляющий собой совокупность логических выводов от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным, называется…

А)метод индукции;        Б)метод дедукции;        В)анализ;        Г)синтез.

15.Ненаучное познание предполагает…

А)понимание художественного текста;        Б)интерпретацию исторических фактов;        

В)использование опыта повседневной жизни;        Г)экспериментальную апробацию гипотезы.

Обобщающий тест по теме «Познание»

3 вариант

1.Определение «осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных свойств и связей» относится к понятию…

А)познание;        Б)мировоззрение;        В)мышление;                Г)представление.

2.Интуиция –это…

А)мистическое переживание истины;                Б)то, что не может быть переведено на язык разума;

В)непосредственное созерцание сущности, бездоказательное постижение истины;

Г)познание через божественное озарение.

3.Определите вид познания, имеющий следующие особенности:

  • Стремление к объективности;
  • Особое значение эксперимента;
  • Следование теории;
  • Преобладание логико-математических методов исследования.

4.Назовите немецкого философа, которому принадлежат вопросы:

  • Что я могу знать?
  • На что я могу надеяться
  • Что я должен делать?
  • Что такое человек?

5.Закон в природе и обществе – это…

А)преобладающие или постоянные факты, отличающие определенные состояния;

Б)устойчивая последовательность событий;             В)существенная связь между событиями;

Г)некий порядок в мире и нашем разуме.

6.Направление в философии, отрицающее познаваемость мира, называется…

А)скептицизм;                Б)агностицизм;        В)рационализм;        Г)сенсуализм.

7.Направление в философии, выражающее сомнение в существовании внешнего мира, называется…

А)сенсуализм;                Б)агностицизм;        В)рационализм;        Г)скептицизм.

8. Выберите правильный ответ.

А. Абсолютная истина – это несомненное, неопровержимое, раз и навсегда установленное знание.

Б. Любое знание, если оно является истинным, представляет собой абсолютную истину.

А)правильный ответ А;        Б)правильный ответ Б;        В)правильного ответа нет;

Г)правильны оба ответа.

9.Какие уровни познания имеет научное познание?

А)эмпирический и теоретический;        Б)чувственный и рациональный;

В)абсолютный и относительный.

10.Научное знание базируется на…

А)ответственности;        Б)объективности;        В)убежденности;        Г)потребности.

11.Гуманитарное познание предполагает…

А)понимание основ медицины;        Б)использование опыта повседневной жизни;

В)интерпретацию исторических фактов;        Г)экспериментальную апробацию гипотезы.

12.Метод познания, при котором изучаемые явления рассматриваются в динамике, в единстве и борьбе противоположностей, во всем многообразии их форм, называется…

А)диалектический метод;        Б)сравнительный метод;        В)метафизический метод;

Г)дедуктивный метод.

13.Совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем называется…

А)наблюдение;        Б)системный подход;                В)сравнительный метод;

Г)метод эмпирического описания.

14.Твердая уверенность человека в правоте и истинности разделяемых им взглядов – это…

А)мировоззрение;        Б)убеждение;                В)сознание.

15.С точки зрения истинности и ложности возможно оценить…

А)эстетическое восприятие мира;        Б)паранаучные  исследования;        В)социальный факт;

Г)итоги мысленного эксперимента.

Ответы на обобщающий тест по теме «Познание»

ФИ учащегося_________________________________

Вариант____________

№ вопроса

Вариант ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответы на обобщающий тест по теме «Познание»

ФИ учащегося_________________________________

Вариант____________

№ вопроса

Вариант ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

КЛЮЧ к обобщающему тесту по теме «Познание»

№ вопроса

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1

Б

А

В

2

Г

А

В

3

В

А

рациональное

4

Б

В

И.Кант

5

Г

В

А

6

Г

Б

Б

7

7

В

Г

8

В

Б

А

9

истина

практика

А

10

Б

А

Б

11

А

В

В

12

Г

В

А

13

А

А

Б

14

А

Б

Б

15

Б

В

Г

Критерии оценивания:

Оценка «5» ставится, если дано 13-15 правильных ответов;

Оценка «4» ставится, если дано 11-12 правильных ответов;

Оценка «3» ставится, если дано 9-10 правильных ответов;

Оценка «2» ставится, если дано 8 и менее правильных ответов.

ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) ПОЗНАНИЕ — это… Что такое ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) ПОЗНАНИЕ?


ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) ПОЗНАНИЕ
– начальный этап научного познания, где  преобладает живое созерцание (чувственное познание), а рациональный момент и его формы имеют подчиненное значение. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная «фактофиксирующая» деятельность – егохарактерные признаки, а наиболее распространенные методологические приемы – сравнение, измерение, анализ и индукция. Эмпиризм – направление в гносеологии, которое сводит научное познание только к эмпирическому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание.  

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. 2010.

  • ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
  • ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Смотреть что такое «ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) ПОЗНАНИЕ» в других словарях:

  • ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) ПОЗНАНИЕ — начальный этап научного познания, где преобладает живое созерцание (чувственное познание), а рациональный момент и его формы имеют подчиненное значение. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их… …   Тематический философский словарь

  • ЭМПИРИЧЕСКОЕ (ОПЫТНОЕ) НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ — – фактофиксирующее знание об  изучаемом научном объекте. Это начальный этап научного познания, где преобладает живое созерцание  (чувственное познание), а рациональный момент и его формы имеют подчиненное значение. Сбор фактов, их первичное… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ —         филос. методологич. категории, характеризующие две основополагающие формы науч. познания, а также структурные компоненты и уровни науч. знания. В основе различения Э. и т. лежит выделение в науч. познании эм пирич. и теоретич.… …   Философская энциклопедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Позитивизм — Позитивизм …   Википедия

  • Позитивист — Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus  положительный)  направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского… …   Википедия

  • Философия позитивная — Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus  положительный)  направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского… …   Википедия

  • Априори — Кантианство …   Википедия

  • Критика чистого разума — Титульный лист первого издания «Критика чистого разума» (нем.  …   Википедия

  • Критика чистого разум — Титульный лист первого издания «Критика чистого разума» (нем. Kritik der reinen Vernunft)  основополагающий философский труд Иммануила Канта, изданный в 1781 году. Второе издание 1787 года было существенно переработано и дополнено автором. В… …   Википедия

проверочная работа по теме «Знание и познание» 10 класс ( с ответами)

Проверочная работа по теме «Знание и познание»   с ответами     10 класс

 

 

1. И чувственное, и рациональное познание

1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения  3)начинается с ощущения

4)дает наглядный образ предмета

2. Понятие – это форма мысли, которая

1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на

органы чувств  2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов

и явлений     3)формирует наглядный образ предмета

4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

3. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

1) расширяет знания об окружающем мире 2) формирует наглядный образ предмета

3) осуществляется в форме ощущений и восприятий 4) использует логические умозаключения

4. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1)      представлениями  2)  ощущениями  3)  гипотезами 4)  понятиями

5. Рациональное — это познание:   1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта                                                3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

6. Отражение общих и существенных признаков называется:

1)    сознанием 2)   суждением 3)   понятием 4)   ощущением

7. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером:      1) обыденного знания  2) мифологического знания  3)  эмпирического знания   4) научного знания 

8. Обобщение является составной частью                                                                                                                  1) производственной деятельности  2) чувственного познания                                                                             3) рационального мышления  4) игровой деятельности

9. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная

деятельность учёного:                                                                                                                                                           1) основывается на использовании эксперимента  2) основывается на творческом подходе к работе                                                                                                                                  3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

10. Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом                     1)        паранаучного знания    2)        обобщения жизненного опыта                        3)        художественного вымысла   4)        экспериментальной проверки

11. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали

на органы чувств человека, называются:                                                                                                                                  1)   гипотезами  2) понятиями 3)  представлениями 4) мнениями

12. Критериями истины являются:  1)  опыт, практика  2)  мнение руководства

3)   соответствие господствующему в обществе учению 4)   соответствие законам логики

13. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

1)  ощущение, восприятие, представление  2)        понятие, представление, умозаключение

3)   понятие, суждение, умозаключение  4)        представление, суждение, ощущение

14. Укажите, что из перечисленного не является формой

чувственного познания:  1)  суждение  2) представление   3)  ощущение  4)  восприятие

В1.    Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

 

5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

 

 

 

 

В2. Установите соответствие между психическими процессами,

участвующими в процессе познания, и их краткими описаниями.

 

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ОПИСАНИЕ

1) ощущение

А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

2) восприятие

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

3) представление

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

4) воображение

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

5) интуиция

 

 

 

Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

6) мышление

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

 

 

В3. Установите соответствие между приёмами и формами мышления и

их краткими описаниями.

ПРИЕМЫ  И ФОРМЫ

МЫШЛЕНИЯ

ОПИСАНИЕ

1)анализ

А) установление сходства или различия предметов

2)синтез

Б) мысленное разложение предмета на составляющие его части

3)сравнение

В) форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чём-либо

4)понятие

Г) процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение

5)суждение

Д) мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках

6)умозаключение

Е) мысленное объединение в целое расчленяемых анализом элементов

 

 

В4. Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции

(А), а какие – к индукции (В)?

 

1) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы.

Следовательно, свинец и медь проводят электричество.

2) Растению капусте для нормального развития необходим полив.

Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор

также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным

и другим растениям для нормального роста и развития необходим

полив, то есть регулярное естественное или искусственное

внесение в почву определённого количества влаги.

 

 

Ответы:

1

1

2

2

3

4

4

1

5

4

6

3

7

4

8

3

9

4

10

2

11

3

12

1

13

3

14

1

В1

АВББА

В2

ВЕДБАГ

В3

БЕАДВГ

В4

А-1; 2-В

 

 

 

Эмпирическое знание — Wikiquote

Эмпирическое знание, эмпирическое свидетельство , также известное как чувственный опыт , это знание или источник знания, полученное посредством органов чувств, в частности, путем наблюдений и экспериментов.

Несомненно, что все наши знания начинаются с опыта …
— Иммануил Кант, 1781
  • Я использую слово «воспринимать». Я использую его здесь таким образом, что сказать об объекте, что он воспринимается, не означает сказать, что он вообще существует в каком-либо смысле.И это совершенно правильное и привычное употребление этого слова. Если и думают, что здесь есть трудность, то это, возможно, потому, что есть также правильное и знакомое употребление слова «воспринимать», когда сказать об объекте, который он воспринимается, подразумевает, что он существует.
  • Как только рост эмпирических знаний и более точных способов мышления сделало более резкое разделение между науками неизбежным, и когда все более сложный государственный аппарат потребовал более строгого разделения рангов и занятий, то внутреннее единство человеческой природы тоже был разорван.
  • Не может быть никаких сомнений в том, что все наши знания начинаются с опыта ». Ибо как возможно, чтобы способность познания была пробуждена для упражнений иначе, чем с помощью объектов, которые воздействуют на наши чувства и частично сами по себе производят представления, частично пробуждают наши способности понимания к активности, чтобы сравнивать, связывать или разделить их и таким образом преобразовать исходный материал наших чувственных впечатлений в знание об объектах, которое называется опытом? Поэтому в отношении времени наши знания не предшествуют опыту, а начинаются с него.
    Но хотя все наши знания начинаются с опыта, из этого ни в коем случае не следует, что все возникает из опыта.
    Ибо, напротив, вполне возможно, что наше эмпирическое знание представляет собой соединение того, что мы получаем через впечатления, и того, что способность познания дает от себя (чувственные впечатления, дающие только повод ) … , следовательно, — вопрос , который требует внимательного изучения и на который нельзя ответить с первого взгляда, —
    существует ли вообще знание, независимое от опыта и даже от всех чувственных впечатлений? Знание такого рода называется a priori , в отличие от эмпирического знания, которое имеет свои источники a posteriori , то есть в опыте.
    • Иммануил Кант, Критика чистого разума (1781, J.M.D. Meiklejohn Tr. 1872) Введение I. О различии между чистым и эмпирическим знанием.
  • «Философия Парменида — это странная смесь мистики и логики. Это мистицизм, поскольку его цель — не постепенное и кумулятивное исправление эмпирического знания, а избавление от него посредством мгновенного и абсолютного постижения «неподвижной» истины.
    Это не путь techne, но путь откровения: он лежит «за пределами человеческого пути» (Б.1,27).
    Но само это откровение адресовано человеческому разуму и должно оцениваться разумом. Его суть — чистая логика: серьезное предприятие в области дедуктивного мышления, первое в своем роде в европейской мысли. Такое мышление можно было использовать против мира чувств … Эта проекция логики Бытия на чуждый мир Становления была самым важным вкладом Парменида в историю мысли, хотя она редко признается как таковая. Без этого его учение о Бытии могло бы оставаться спекулятивным любопытством.Этим он заложил основы величайшего достижения научного воображения Греции — атомной гипотезы.
  • Способность различать эмпирическое знание и оценочные суждения, а также выполнение научного долга видеть фактическую истину, а также практический долг отстаивать наши собственные идеалы составляют программу, которой мы хотим всегда придерживаться. повышение твердости.
    • Макс Вебер, Объективность в социальных науках и социальной политике (1904)

См. Также [править]

Внешние ссылки [править]

Wikipedia ,

Научное познание и методология.

Основной формой познавательной деятельности человека и основным ее носителем является наука. Наука — это форма духовной деятельности людей и сфера познавательной деятельности человека, направленная на получение объективных знаний и их применение на практике. Как отдельный духовный феномен и социальный институт наука возникает в 17 веке, в эпоху становления капиталистического способа производства.С этого времени наука начинает развиваться практически самостоятельно.

Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на развитие объективных, систематически организованных и разумных знаний о мире. Оно отличается от обычного познания, то есть спонтанного познания, связанного с жизнедеятельностью людей и восприятием действительности на уровне явления. Эпистемология — это учение о научном познании.

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат (система научного знания), но и путь, ведущий к нему, то есть метод

. Каждая наука и научная дисциплина имеет не только свой объект-материю, но также и свою собственную особую систему методов, обусловленную их теориями и спецификой предмета их исследования. Метод (от греч. Metodos) — это совокупность определенных правил, методов, норм познания и действия.Метод ориентирует субъекта в решении конкретной задачи, в достижении определенного результата в определенной сфере деятельности. Метод дисциплинирует поиск истины, правильный метод позволяет сэкономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Методология — это учение о способах построения и развития систем знаний, то есть теория метода, а также это конкретная последовательность приемов получения знаний. Социокультурной основой зарождения методологии является появление ориентации на полезную науку, обеспечивающую устойчивый рост знаний.Основные варианты ранней методологии — индуктивный метод Бэкона и дедуктивный метод Декарта.

Уровни научной методологии (в порядке убывания):

1) Общефилософские методы , существующие как абстрактные принципы мышления. К ним относятся диалектические и метафизические методы.

2) Общие методы мышления — абстракция, индукция-дедукция, анализ-синтез, аналогия;

3) Общенаучные методы — наблюдение, эксперимент, мысленный эксперимент, математическое моделирование, аксиоматические и гипотетико-дедуктивные методы.Они выступают в качестве промежуточной методологии между философией и фундаментальными принципами частных наук. На общенаучные термины, такие как информация, модель, система, структура, функция, элемент, оптимальность, вероятность, нелинейность, нестабильность, самоорганизация и т. Д. Общенаучные принципы и подходы включают: системные, структурно-функциональные, кибернетические, вероятностные;

4) Частные научные методы — методы и процедуры исследования, используемые в отдельных науках.Это методы механики, физики, химии, биологии, социальных (гуманитарных) наук. В последние десятилетия широкое распространение получили методы междисциплинарных исследований;

5) Специальная техника .

2. Классификация методов научного познания . Научное познание включает два базовых уровня — эмпирический и теоретический .

На эмпирическом уровне преобладает сенсорное познание.Исследуемый объект отражается преимущественно в его внешних связях и проявлениях. Любое эмпирическое исследование начинается со сбора, систематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» (от латинского factorum — сделано, совершено) выражает некий фрагмент реальности или познания, знание которого должно иметь определенность. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание («запись») наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация — характерные черты эмпирического познания, направленного непосредственно на изучаемый объект.Осваивается с помощью таких методов и средств, как наблюдение и эксперимент (эти основные методы), сравнение , измерение . Таким образом, эмпирическое познание предполагает формирование научного факта на основе данных научного наблюдения. Научный факт возникает в результате очень сложной обработки наблюдений, их рассуждений, понимания, интерпретации.

Эмпирические методы включают:

1. Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной реальности,

2. Описание — фиксация на естественном или искусственном языке информации об объектах,

3. Измерение — сравнение объектов по некоторым схожим свойствам или сторонам.

4. Сравнение — это одновременное корреляционное исследование и оценка свойств или атрибутов, общих для двух или более объектов.

5. Эксперимент — наблюдение в специально созданных и контролируемых условиях, позволяющее восстановить ход событий при повторении условий. Эксперимент не всегда подходит для изучения объектов микромира и мегомира. Поэтому в современной науке отводится особая роль моделированию . Модель заменяет реальный объект, воспроизводя его особенности. Построение и исследование модели дает возможность выявлять и анализировать закономерности изучаемого процесса без вмешательства в окружающий мир.

Теоретическое познание отражает явления и процессы на основе их внутренних связей и паттернов, постигнутых рациональной обработкой эмпирических знаний. Эта обработка осуществляется посредством абстракции более высокого порядка с помощью таких умственных устройств, как абстракция , обобщение , анализ и синтез , индукция , вычитание , аналогия .

Теоретические методы включают:

1. Формализация — построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.

2. Аксиоматизация — построение теорий на основе аксиом — утверждений, доказательство истинности которых не требуется.

3. Гипотетико-дедуктивный метод — создание системы дедуктивно связанных гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

4. Восхождение от абстрактного к конкретному — движение научной мысли от исходной абстракции к результату — целостному воспроизведению в теории изучаемого объекта.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна, они переходят друг в друга.

Общие критерии оценки методов.

Научные методы оцениваются по следующим критериям:

научный характер метода,

эффективность метода,

эконом,

простота и надежность,

допустимость

безопасность.

3. Формы научного знания. Научное знание на теоретическом уровне имеет форму научной проблемы, гипотезы, теории, а также принципов, законов, парадигмы.

К основным, ключевым моментам построения и развития знания относится связка «научная проблема — гипотеза — теория».

Научная задача — это научная задача, которая уже сформирована, но не решена или неизвестна.

Гипотеза — это форма знания или теоретическая модель объекта, которую необходимо проверить на практике.

Теория — это практически подтвержденная гипотеза, относительно гармоничное знание процесса. Теория — наиболее развитая форма научного знания. Ключевым элементом теории является закон, поэтому теорию можно рассматривать как систему законов, выражающую сущность изучаемого объекта.


:

,