Источники права — что это, определение и ответ

Для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную юридическую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте, который и становится обязательным для исполнения.

Источник (форма) права – это внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства («контейнер», где содержатся нормы права).

  • Правовой обычай (обычное/обыкновенное право) – нормы, которые сложились в обществе независимо, приобрели в сознании людей обязательное значение, а в последствие получили официальное одобрение государства в качестве источника права. Например: законы Ману, Русская Правда и Салическая правда.

  • Судебный прецедент – источник права, представляющий собой решение по конкретному судебному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.

Был распространен в эпоху Средневековья, постепенно теряет свое значение в Новое время, играет в наши дни главную роль лишь в странах постбританского колониального владычества (Соединенное Королевство, Канада, Австралия, Новая Зеландия и США).

  • Священные книги – сакральные тексты, излагающие религиозные нормы, которым государством придан общеобязательный статус. Например: Библия, Коран и др.

  • Нормативный правовой акт – самый распространенный источник права, официальный письменный документ, который содержит нормы права. Например: конституция государства, иные законы, система подзаконных актов (постановления правительства, приказы и инструкции министерств, ведомств, решения местных органов власти), содержащие нормы поведения, общие правила.

  • Нормативный договор – это соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, регламентирующее взаимные права и обязанности, носящее нормативный характер.

Поскольку Россия относится к романо-германской правовой семье, то в России главенствующим источником права является нормативный правовой акт. В самом общем виде иерархическую систему нормативных правовых актов России можно представить следующим образом:

Международные акты*

  1. Конституция РФ

  2. Федеральный конституционный закон

  3. Федеральный закон

  4. Подзаконный акт федеральных органов власти (указы правительства, указы президента и др.)

  5. Законы субъектов РФ

  6. Акты местного самоуправления

  7. Локальные нормативные акты (внутренние акты предприятий, учреждений)

Интересный факт: место международных актов в системе нормативных правовых актов является дискуссионным вопросом. Существует две точки зрения: первая сводится к тому, что Конституция занимает высшее положение, а вторая говорит о том, что международные акты обладают высшей юридической силой по отношению к национальному законодательству.

  • Издается компетентными органами государства.

  • Обладает юридической силой, обеспечивается государством.

  • Имеет вид письменного документа.

  • Носит легитимный характер.

  • Содержит нормы права.

  • Характеризуется неконкретностью адресата, т. е. отсутствием индивидуально-определенного адресата.

Закон – это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или по результатам референдума (принятие основного закона – конституции), выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:

  • Конституция (Основной закон) – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственное устройство, учреждающий органы государственной власти (Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. ).

  • Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (федеральные конституционные законы о Конституционном суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т. п.). Также с помощью ФКЗ вносятся поправки в Конституцию.

  • Федеральные законы (ФЗ) – акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ «О гражданстве РФ», ФЗ «О полиции т.д.) и т. п.). Частным случаем ФЗ являются кодексы – это такие же ФЗ, просто очень объёмные и сведённые для удобства в одну “книжку”. (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ).

  • Конституции (уставы) субъектов Федерации – аналогичные федеральной Конституции основополагающие политико-правовые акты, в которых содержатся основные положения и которые распространяют своё действие на территорию субъекта Федерации. По традиции, конституциями именуются основные законы республик, а края, области, автономные округа и автономная область, а также города федерального значения именуют свой основной закон уставом (Устав Томской области, Конституция Чеченской республики, Устав Санкт-Петербурга).

  • Законы субъектов Федерации издаются представительными органами субъектов Федерации и распространяются только на соответствующую территорию закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и т. п.).

Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, и базируются на них. Подзаконные акты имеют важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Виды подзаконных актов:

  • Указы и Распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают первое место в иерархии подзаконных актов.

  • Постановления и Распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на территории РФ. Могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

  • Приказы, инструкции, положения министерств, федеральных служб, агентств и иных ведомств федеральных органов исполнительной власти принимаются на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ; регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры (например, приказы МВД, Минобрнауки, Приказы Генпрокуратуры).

  • Постановления и распоряжения исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Принимаются, например, губернатором или администрацией области/края.

  • Акты органов местного самоуправления принимаются в пределах компетенции муниципальных органов власти и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.

  • Локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь. (например, правила внутреннего трудового распорядка, положение о премировании, приказ об увольнении гражданина Х и т.д.).

Говоря об источниках права нельзя не упомянуть о том, что составляет источник права. Нормы права в своей совокупности образуют источник права.

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое и обеспеченное государством, выступающее регулятором общественных отношений.

Виды норм права:

  • Управомочивающая – предоставляет субъекту возможность определенного поведения (право).

  • Обязывающая – накладывает на субъекта активную обязанность, т.е. обязанность что-либо совершить.

  • Запрещающая – накладывает на субъекта пассивную обязанность, т.е. обязанность воздержаться от определенного поведения.

Структура нормы права состоит из трех частей и её можно представить так: «Если» – «То» – «Иначе»; где «Если» является гипотезой, «То» является диспозицией, а «Иначе» – санкцией.

Гипотеза – указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма.

Диспозиция – содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения.

Санкция – указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.

Например, в правовой норме «граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать и быть избранными. Лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности», гипотеза – это “граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет”, диспозиция – “имеют право избирать и быть избранными”, санкция — “лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности”.

Право. Иерархия норм права — подготовка к ЕГЭ по Обществознанию

Автор статьи — репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская

Материалы этого раздела часто используют для составления заданий ЕГЭ по обществознанию. Их не всегда можно найти в одном источнике, поэтому здесь они собраны вместе

Системы права. Источники права.

В мире существуют различные системы права.
Как правило, выделяют две основных: романо-германская (континентальная) и англосаксонская.

Первая сформировалась на основе римского права. В ней чётко разработанное законодательство, писаные конституции, кодексы, законы, многочисленные подзаконные акты, отраслевое деление права. К ней относится российская система права.
Англо-американская (англосаксонская) правовая система включает в основном англоязычные страны. Здесь основным источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы, сформулированные судьями в их решениях. Отрасли права выражены не столь четко, как в романо-германской правовой системе.

Источники (формы) права – официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права.

Основные источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право.
Дополнительные источники права: договоры, принципы, аксиомы, презумпция, фикция.

У вас может возникнуть вопрос, как фикция может быть источником права? Очень просто. Фикция – фактически несуществующее положение, которое признается правом существующим и имеющим юридическое значение. Например, судимость снимается с человека, отбывшего срок наказания, через определенное время после освобождения и он считается несудимым с юридической точки зрения, несмотря на то что фактически судимость была.

Основным источником российского права является нормативно-правовой акт. Нормативно-правовые акты отличаются друг от друга по степени значимости. Самым главным источником права, которому подчиняются все нормативно-правовые акты РФ, является Конституция РФ. Рассмотрим источники российского права по их юридической силе.

Иерархия источников российского права:

Первый (высший) уровень – Конституция РФ;
Второй уровень – международные договоры РФ;
Третий уровень – федеральные конституционные законы РФ;
Четвертый уровень – федеральные законы РФ;
Пятый уровень – указы Президента РФ;
Шестой уровень – постановления Правительства РФ;
Седьмой уровень – приказы министров и руководителей государственных служб.

Что представляют собой федеральные конституционные законы? Такие законы принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции РФ. Например, ст. 65 п. 2 Конституции гласит: «Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом». Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» устанавливает основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

Федеральные законы отличаются от федеральных конституционных законов тем, что принимаются как по вопросам, указанным в Конституции, так и по неуказанным в ней вопросам. Так как жизнь постоянно меняется, появляется что-то новое, что не могло быть предусмотрено Конституцией (как вы помните, она была принята 12 декабря 1993 г.), например Интернет и связанные с ним изменения во всех сферах жизни общества. Такие изменения регулируются принимаемыми федеральными законами. Федеральный закон от 28.06.2014 №179-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (закон об экстремизме в интернете), которым вводятся тюремные сроки за финансирование экстремистской деятельности, а также за призывы к экстремизму в интернете.

Следует различать законы и подзаконные акты. Законы (первые четыре уровня) принимаются народом и парламентом и обладают высшей юридической силой. Подзаконные акты (с пятого по седьмой) принимаются во исполнение законов и не должны противоречить законам.

Мы рассмотрели основные системы права и источники права. В следующих статьях мы расскажем о российской судебной системе и рассмотрим наши права и обязанности, предусмотренные российской системой права.

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими статьями. Информация на странице «Тема u0026#171;Правоu0026#187; на ЕГЭ по обществознанию» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам. Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий. Также вы можете воспользоваться другими материалами из данного раздела.

Публикация обновлена: 07.

04.2023

Российская Федерация: Правовая традиция | Международная комиссия юристов

От 16.06.2014 в

Российская правовая система в целом относится к системе гражданского права. Это правовая система, основанная на кодексах, и организация судебного надзора очень похожа на ту, что используется в западноевропейских странах гражданского права. Однако русская традиция развивалась обособленно от других европейских правовых культур в ранний период становления системы гражданского права, [1] и ряд особенностей, отличающих российскую правовую традицию от других систем, основанных на гражданском праве, включая исторически сложившееся признание государством не основанных на Гражданском кодексе правопорядков

[2] и уникальную институциональную основу системы отправления правосудия, включая важную роль прокуратуры в системе, которая отвечает за осуществление судебного надзора и преследование преступлений. [3]

Российская судебная система очень сложна, однако по-прежнему существуют препятствия для создания независимой судебной власти, несмотря на успехи в реформировании правовой и судебной системы, особенно в начале XIX века. 90-е. Действуя в соответствии с Конституцией 1993 года, наследие Советского Союза, где судебная власть была частью правоохранительной системы, а судья имел не больше институциональной или личной независимости от исполнительной власти, чем полицейский или клерк, тем не менее, остается влиятельным. Далеко не очевидно, что исполнительная и законодательная ветви искренне или последовательно восприняли изменения, а отсутствие политической воли или консенсуса является важным фактором медленного и неравномерного хода реформ.

[4]

 

Сноски    (↵ возвращается к тексту)

  1. 1. До XIX века российская судебная система подчинялась административной иерархии во главе с царем. Ричард Вортман, Развитие российского правосознания (1976).↵
  2. 2. В царский период волостных
    судов применяли местное обычное право, а не Гражданский кодекс. Эта традиция была продолжена и в советский период в виде «товарищских судов» и народных судов. Уильям Партлетт, «Переклассификация российского права: механизмы, результаты и решения для чрезмерно политизированной области», 2 Columbia Journal of East European Law 1 (2008), с. 48.↵
  3. 3. Уильям Партлетт, «Переклассификация российского права: механизмы, результаты и решения для чрезмерно политизированной области», 2 Columbia Journal of East European Law 1 (2008), с. 47-51.↵
  4. 4. Международная комиссия юристов, Состояние судебной власти в России (ноябрь 2010 г.), с. 6-7.↵

Оставайтесь на связи

Свяжитесь с нами в социальных сетях или подпишитесь на нашу ленту новостей, чтобы получать регулярные обновления.

Южный Судан: конституционное и законодательное признание принципа независимости судебных органов

Венесуэла

Владимир Путин и верховенство закона в России

«Я малодушно одобряю влияние последних восьми лет правления Путина на верховенство закона в России», — сказал Джеффри Д.

Кан, доцент права, Южный методист. Университет на семинаре Института Кеннана 17 апреля 2008 г. По словам Кана, в России действует множество хороших законов, и Путин заслуживает похвалы за проведение важных реформ и соблюдение международно-правовых обязательств. «Но в России не хватает закона с большой буквы. Нет, по большей части, правовой культуры».

Кан сосредоточился на трех «окнах» права при администрации Путина: Второй чеченской войне, членстве России в Совете Европы и усилиях Путина по правовой кодификации, особенно на новом уголовно-процессуальном кодексе. В этих трех окнах представлены разные взгляды на состояние российского права. Первая мрачна, вторая полна надежд, а третья двойственна. Рассматривая эти темы, Кан подчеркнул, что «хотя наши стандарты в отношении российского законодательства должны быть высокими, а наши меры в отношении того, соответствуют ли им российское правительство и общество, довольно жесткими, наши ожидания в краткосрочной перспективе должны быть довольно низкими».

Когда Владимир Путин стал премьер-министром, он сразу же столкнулся с возобновившейся активностью повстанцев в Чечне, а также серией взрывов в Москве и других городах России. Путин при огромной народной поддержке немедленно начал военную кампанию в Чечне. По словам Кана, характеризуя войну как кампанию против терроризма, Путин использовал ее для оправдания централизации исполнительной власти. Война Путина существенно затормозила рост правового государства. По мере того как российская военная кампания в Чечне продолжалась, заметил Кан, «определенная бессердечность по отношению к закону распространилась на север от Кавказа, поскольку все было покрыто липкой патиной борьбы с терроризмом».

Однако по мере того, как Путин расширял свою власть, членство России в Совете Европы оказало положительное влияние на верховенство закона в России. Обращаясь к этому второму «окну» в отношении России, Кан заявил: «Я думаю, что история покажет, что Совет Европы сделал больше для продвижения верховенства права в России, чем любой другой отдельный институт, политическое обстоятельство или отдельный участник».

Позволив России присоединиться к своему клубу, Совет Европы взял на себя риск того, что несоблюдение Россией норм Совета подорвет доверие к институту. Еще одним источником напряженности стало количество дел, поступающих из России в Европейский суд по правам человека: сегодня на Россию приходится более 20 процентов дел, рассматриваемых Судом.

Тем не менее, признание Россией юрисдикции Суда было настолько важным для верховенства права, что риски оправданы, заявил Кан. Поскольку Суд тщательно изучает внутреннее законодательство России на предмет его соответствия Европейской конвенции о правах человека, которую Россия ратифицировала, Кан считает, что «каждое решение — это рецепт дальнейших реформ». Кан отметил, что хотя Россия проигрывает дело за делом в Суде, Суд «внушает уважение нынешнему российскому руководству». Представители России в Суде соблюдают его правила, и российское государство поплатилось за каждое судебное решение против него без исключения.

Третьим «окном» Кана по правовой реформе стало принятие нового уголовно-процессуального кодекса. «Я думаю, что самая конструктивная реформа путинских лет — это реформа системы уголовного правосудия», — заявил Кан. Реформа была в значительной степени вызвана стремлением России присоединиться к Совету Европы и привела к важным изменениям в российском уголовном судопроизводстве. По словам Кана, на бумаге некоторые аспекты являются улучшением процедуры в Соединенных Штатах. Например, в отличие от США, российской полиции не разрешается арестовывать лиц за правонарушения, за которые лишение свободы не является потенциальным наказанием. Полномочия по задержанию лиц перешли от прокуроров к судьям, а также право выдавать ордера на обыск домов или конфискацию имущества. В кодекс прописаны более широкие меры защиты подсудимых и свидетелей, а также право на суд присяжных.

Кан подчеркнул, что его описание замечательных реформ в Кодексе отражает то, что написано, а не то, что происходит на практике. «Есть еще поколения полицейских, прокуроров, судей и адвокатов защиты, обученных при старом режиме», — предупредил Кан.