Чем отличаются права человека от прав гражданина? | Вопрос-ответ

Примерное время чтения: 2 минуты

34979

Категория:  Политика

В чём разница между личными и политическими правами в России? Где можно узнать все свои права и обязанности?

Разницу между правами человека и правами гражданина описывает Конституция РФ, рассказала STAV.AIF.RU зампрокурора Ленинского района Ставрополя Ирина Прасолова.

Конституция России – это главный закон государства с высшей юридической силой. В ней закреплены правовые основы государства и общества, положение личности и органов власти.

Согласно статье 3 Конституции РФ, единственный источник власти в стране – это многонациональный народ России. Он выступает носителем суверенитета и пользуется политическими правами.

«Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности», – гласит пункт 2 статьи 6 Конституции РФ.

Личные права имеет каждый человек, а политические – только гражданин.

Чтобы пользоваться политическими правами гражданина России, нужно иметь российское гражданство. Кроме того, нужно соблюдать законы и выполнять обязанности, наложенные на гражданина страны Конституцией РФ. Эти обязанности одинаковы для всех граждан.

В отличие от прав гражданина, права человека признаются за любым лицом, оказавшимся на территории России, независимо от того, есть ли у него российское гражданство. Права человека отражены в Конституции РФ формулировками «каждый имеет право», «каждому гарантируется» и так далее. Личные права неотчуждаемы по своей природе. Они принадлежат каждому человеку от рождения.

Судебная система России одинаково защищает как личные, так и политические права, согласно 2 статье Конституции РФ. 

Лишить человека его личных прав невозможно и недопустимо, но государство вправе ограничивать их, если гражданин совершил преступление против прав и свобод других лиц. Такой подход должен обеспечивать равенство перед законом и не допускать злоупотреблений.

  • Изменения в АПК РФ не разгрузят арбитражные суды →
  • Упущенную выгоду можно и нужно взыскивать →
  • Судебной волоките объявлен бой? →

Конституция РФправа человекагражданские права

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • С большой дороги: как нас обманывают автостраховщики
  • Верховный суд уточнил нюансы защиты достоинства и чести
  • Как и куда обращаться с жалобами жителям Ставрополья. Инфографика
  • Жительница Ханты-Мансийска обратилась за помощью к чеченскому омбудсмену
  • Удар по беззаконникам

Новости smi2.ru

25. Отличие прав человека от прав гражданина

Права человека распространяются на всех людей без исключения, например право на жизнь, а права гражданина только на граждан той или иной страны, например право на голосование. Лица без гражданства не будут иметь прав гражданина.

Эти две категории прав обычно упоминаются в одной «связке», однако и содержание не тождественно.

Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из Позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, плюс всеми правами граждан, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод.

Права гражданина — своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможное участия в государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере исполняющим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др).

Личные права и свободы человека (их иногда именуют в юридической литературе как гражданские) составляют основу статуса ибо без них теряет смысл конституционное закрепление всех иных прав и свобод.

1. Право на жизнь. Это право закреплено всеми международными актами о правах человека, а также конституциями почти всех стран мира. Оно является неотъемлемым правом человека, охраняемым законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Именно на этом основании, например, в ряде стран с господством католической церкви, запрещены аборты.

В Конституции Российской Федерации это право закреплено в ст. 20. Запрет убийства в четких правовых формах закреплен уголовным законодательством. Но реализация этого права обеспечивается и нормами других отраслей. Это и положения, направленные на укрепление здравоохранения, сохранение здоровой окружающей среды, проведение мирной внешней политики, борьбу с терроризмом и др. Так, статье 34 Федерального закона о пожарной безопасности (1994 г.) устанавливает, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статья 20 Конституции Российской Федерации, закрепляя право на жизнь, устанавливает нормы, характеризующие отношение к смертной казни. Часть 2 ст. 20 Конституции Российской Федерации все же сохранила этот вид наказания, но одновременно установила жесткие ограничения ее применения. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

2. Достоинство личности. В статье 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не должен быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. За нарушение этих положений, закрепленных в Конституции Российской Федерации, виновные лица могут привлекаться к ответственности, вплоть до уголовной.

Конституционное закрепление этого права обусловлено подписанием нашим государством в 1987 году «Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».

3. Право на свободу и личную неприкосновенность. Согласно п. 2. ст. 22 Конституции РФ «арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов». Заведомо незаконный арест влечет уголовную ответственность виновных. Принципиально новым является конституционное закрепление судебного порядка ареста и заключения под стражу, так как ранее такой вопрос решался прокурором. Законодательство предусматривает возможность задержания, но на срок не более 48 часов до судебного решения. Исключением из установленного конституцией срока, является норма Указа Президента Российской Федерации о неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности от 14 июня 1994 года, которая допускает задержание подозреваемых и обвиняемых в совершении особо тяжких преступлениях на срок до 30 суток.

4. Неприкосновенность жилища. Данное право закреплено в статье 25 Конституции РФ. Оно означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Исключения из данного положения строго регламентированы законом. Такие, например, следственные действия, как обыск или выемка, могут производиться по мотивированному постановлению органов дознания или следствия, санкционированному прокурором, и в присутствии понятых.

Согласно ст. 139 Уголовного кодекса Российской Федерации нарушение неприкосновенности жилища является преступлением. Лица, пострадавшие от него, могут обращаться в суд с требованием возмещения ущерба.

Определенные исключения из этой конституционной нормы могут быть только на основании закона или судебного решения.

Право осмотра жилища граждан разрешено также представителям некоторых государственных органов и служб: санитарной и пожарной инспекции, работникам коммунальных служб и др.

5. Неприкосновенность частной жизни. Согласно п. 1 ст. 23 Конституции РФ каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Данное право защищается не только от незаконных действий государственных органов и должностных лиц. Его нарушение недопустимо и со стороны общественных объединений, средств массовой информации, других граждан. Защита этого права осуществляется с помощью уголовно — правовых и гражданско — правовых средств, как в административном, так и в судебном порядке.

Важной гарантией реализации этого права является закрепление в п. 1 ст. 24 Конституции Российской Федерации положения о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Гарантией реализации этого права является также указание Конституции Российской Федерации о том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

6. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений — право каждого человека, закрепленное в п. 2 ст. 23 Конституции РФ. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. По ранее действовавшему законодательству изъятие из этого правила допускалось по специальному постановлению следователя, санкционированному прокурором (арест на переписку, например). Как показывает исторический опыт определенные ограничения этих свобод осуществлялись в условиях военного положения в целях предотвращения разглашения государственной тайны.

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает уголовную ответственность за нарушение этого права в статье 135.

7. Право определения национальности. Сложные и противоречивые процессы национально-государственного строительства обусловили введение этого права в ранг конституционной свободы впервые в истории России. Согласно ст. 26 Конституции РФ «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности».

3 ряде зарубежных стран, таких как Израиль, Канада, ФРГ, национальная принадлежность имеет непосредственные правовые последствия в виде беспрепятственной эмиграции а эти страны. В Российской Федерации национальная принадлежность не влечет правовых последствий.

8. Право на пользование родным языком. Регламентируя вопросы национально-государственного устройства Российской Федерации, Конституция РФ в ст. 68 устанавливает русский язык з качестве государственного на всей территории РФ. Вместе с тем Российская Федерация, подчеркивается в п. 3 ст. 68 Конституции РФ, гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Свидетельством этому является закрепленное в п. 2 ст. 26 Конституции РФ положение о том, что «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».

9. Свобода передвижения и места жительства. В соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права Конституция РФ 1993 г. устанавливает, что «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» (п. 1 ст. 27 Конституции РФ).

Более подробно эти вопросы урегулированы Законом о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации от 25 июня 1993 года. Этот Закон устанавливает возможность ограничения свободы передвижения в отдельных районах — в пограничной полосе, закрытых военных объектах и т. д.

Долгое время реализации этого права препятствовал институт прописки. В июле 1995 года постановлением Правительства Российской Федерации он был отменен. Этим же Постановлением были утверждены Правила уведомительной регистрации.

10. Свобода совести. Данное право является важнейшим личным правом человека. Статья 28 Конституции РФ устанавливает, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Гражданство против национальности — в чем разница в 2023 году?

Часто люди путают разницу между гражданством и национальностью, когда описывают свое происхождение и унаследованное культурное происхождение. Когда дело доходит до вопросов иммиграции, важно понимать разницу между этими двумя терминами. В этом посте мы рассмотрим не только гражданство и национальность, но и разницу между национальностью и этнической принадлежностью и различные пути получения гражданства в Соединенных Штатах.

Разница между гражданством и гражданством

Слово «национальность» относится к месту вашего рождения. Правительство страны предоставляет гражданство при соблюдении определенных юридических требований.

Гражданство можно рассматривать как политический статус, поскольку он указывает, какая страна признает вас гражданином. Национальность больше связана с отношениями между вами и местом вашего рождения и часто может рассматриваться как этническая или расовая принадлежность. Гражданство может колебаться, поскольку вы можете быть гражданином нескольких мест одновременно, а также можете отказаться от своего гражданства в стране. С другой стороны, вы не можете изменить национальность, потому что это врожденное.

В Соединенных Штатах люди, родившиеся в стране, являются гражданами. 14-я поправка, ратифицированная 9 июля 1868 года, гласит: « Все лица, родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатах и ​​подпадающие под их юрисдикцию, являются гражданами Соединенных Штатов и штата, в котором они проживают».

Гражданин США против гражданина США

Когда речь идет о Соединенных Штатах, граждане США являются гражданами США. Тем не менее, не все граждане США являются гражданами США, поскольку закон США определяет гражданина как «лицо, обязанное постоянной верностью государству» и имеющее «отдаленные владения Соединенным Штатам».

Лучшим примером являются граждане США из Американского Самоа и острова Суэйнс (часть Американского Самоа), а также лица, родившиеся за пределами Соединенных Штатов от двух родителей, являющихся гражданами США. Точно так же лицо, родившееся за пределами США от одного родителя-гражданина США и одного родителя-иностранца. Гражданин США имеет «безотзывное право проживать на территории Соединенных Штатов без ограничений». Гражданин США может стать гражданином путем натурализации. Важно отметить, что граждане США не могут голосовать на выборах в Соединенных Штатах или занимать должности.

Считаетесь ли вы негражданином США? Вы являетесь таковым, если вы родились в одной из следующих стран:

  • Пуэрто-Рико между 1898 и 1917 годами.
  • Гуам между 1898 и 1950 годами
  • США Виргинские острова в период с 1917 по 1927 год
  • Филиппины между 1898 и 1946 годами

Предположим, вы родились после даты, указанной выше. В этом случае вы автоматически считаетесь полноправным гражданином США, за исключением Филиппин, поскольку они являются независимой страной и никогда не имели гражданства США.

Является ли обладатель грин-карты гражданином США?

Владелец грин-карты — это не то же самое, что гражданин США. Владелец грин-карты — это иностранный гражданин, который может работать и жить в Соединенных Штатах. Другой термин для держателя грин-карты — законный постоянный житель (LPR). Конгресс устанавливает годовые лимиты для каждой категории виз для категорий иммиграционных виз, за ​​исключением ближайших членов семьи и женихов граждан.

Договоры о свободной ассоциации

Договоры о свободной ассоциации между США и странами бывшей подопечной территории в Тихом океане позволяют их жителям приезжать в Соединенные Штаты без визы, работать без ограничений и оставаться там столько времени, сколько они хотят.

Страны, которые когда-то были частью подопечной территории Тихого океана:

  • Республика Маршалловы Острова
  • Федеративные Штаты Микронезии
  • Республика Палау

При въезде в США эти лица получат форму I-94 «Запись о прибытии-отбытии» от сотрудника таможенной и пограничной службы. В форме I-94 будет либо штамп CFA/FSM (граждане Федеративных Штатов Микронезии), CFA/MIS (граждане Республики Маршалловы Острова), либо CFA/PAL (граждане Республики Палау).

Права граждан США

Согласно закону, гражданам США предоставляются права в стране. Они следующие:

  • Разрешено работать и жить в любой точке США
  • Имеет право подать заявление на получение паспорта США
  • Право подать заявление на получение гражданства путем натурализации в рамках той же процедуры, что и для постоянных жителей

В дополнение к этим правам гражданам США гарантируется свобода выражения мнений, свобода поклоняться религии по своему выбору, свобода «жизни, свободы и стремления к счастью», а также их право на консульскую защиту Соединенных Штатов. пока они за границей.

Могут ли граждане США стать гражданами США?

Они могут пройти процесс натурализации после трех месяцев непрерывного проживания в стране.

При подаче заявления вам необходимо будет предоставить подтверждение требования о физическом присутствии. Перейдите к разделу ниже, чтобы узнать о требованиях натурализации и о том, как перейти от гражданина США к гражданину США.

Став гражданином, вы получаете возможность голосовать на федеральных выборах, помимо других прав.

В некоторых штатах негражданам разрешается голосовать на местных выборах. Например, по состоянию на декабрь 2021 года четырнадцать местных юрисдикций разрешили негражданам голосовать в Нью-Йорке, одиннадцать в Мэриленде и некоторые в Вермонте. Кроме того, Северные Марианские острова и американские территории Американского Самоа разрешают голосовать негражданам.

Что такое национальность и этническая принадлежность?

Этническая принадлежность и национальность не одно и то же. Этническая принадлежность человека относится к чьим-то культурным маркерам, общей социальной группе, которая имеет общее происхождение, религиозное самовыражение, культуру и/или язык. Такое понимание этнической принадлежности возникло в 1900-х годах. Этническая принадлежность также отличается от расы, поскольку раса основана на физических и биологических признаках, таких как цвет кожи, структура волос, цвет лица и т. д.

Типы гражданства

Существует две категории гражданства: по рождению и по натурализации.

В соответствии с Четырнадцатой поправкой «все лица, родившиеся в Соединенных Штатах и ​​находящиеся под их юрисдикцией, являются гражданами по рождению». Есть и другие способы получить гражданство по рождению, в том числе рождение:

  • Членом индейского, эскимосского, алеутского или другого аборигенного племени
  • За пределами Соединенных Штатов с родителями-гражданинами, по крайней мере один из которых проживал в Соединенных Штатах или в одном из их отдаленных владений
  • Одному из родителей, являющемуся гражданином США, и этот родитель-гражданин проживал в США не менее одного года до вашего рождения
  • С одним родителем, который является гражданином США, и одним из родителей, который является гражданином США, и родитель-гражданин физически находился в США или в одном из их отдаленных владений не менее одного года
  • Для одного родителя, являющегося гражданином США, и одного из иностранцев, родитель-гражданин физически находился в Соединенных Штатах не менее пяти лет, в том числе не менее двух лет после достижения 14-летнего возраста. Обратите внимание, что время, проведенное за границей, может считаться физическим пребыванием в Соединенные Штаты, если родитель был военнослужащим США с хорошей репутацией, работал на правительство или организацию США за границей или был зависимым неженатым сыном или дочерью кого-либо с двумя описанными выше сценариями.

Другие ситуации могут претендовать на получение гражданства по праву рождения. Например, если мать использовала вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ) и суррогатное материнство за границей. В тех случаях, если ребенок имеет биологическую связь с родителем-гражданином США, ребенок может считаться гражданином США при рождении.

 

Процесс натурализации — от гражданина США к гражданину США

Вторая форма гражданства — это процесс натурализации. Процесс натурализации требует нескольких квалификаций, прежде чем получить гражданство.

Вы можете претендовать на натурализацию, если вы:

  • Сохраняли постоянное место жительства в США и выполнили все другие требования для получения права
  • Являетесь супругом гражданина США, который имеет постоянный вид на жительство в США и соответствует всем другим требованиям для получения права
  • Служили или продолжают служить в вооруженных силах США и соответствуют всем другим требованиям для приемлемости

Кроме того, ваш ребенок может иметь право на натурализацию, если вы, родитель, являетесь гражданином США, ребенок родился в другой стране, в настоящее время находится в другой стране и отвечает всем другим требованиям для получения права на натурализацию.

Служба гражданства и иммиграции США (USCIS) также требует, чтобы лица, подающие заявление на натурализацию, были:

  • Минимум 18 лет
  • Жители, которые физически и постоянно находились в Соединенных Штатах в течение не менее пяти лет на момент подачи заявки
  • .
  • Хорошие моральные качества и заслуги

Если вы соответствуете этим требованиям, заполните форму N-400, пройдите собеседование и сдайте тест по основам гражданственности и английскому языку перед получением гражданства. Стоимость подачи формы N-400 составляет 640 долларов США с дополнительным сбором за биометрические данные в размере 85 долларов США. Вы можете выписать чек в Министерство внутренней безопасности США.

Интервью для получения гражданства

Во время интервью вам будут задавать различные вопросы о вашем праве на получение гражданства. Некоторые из этих вопросов могут касаться вас:

  • Где вы жили/работали во время пребывания в США
  • Статус LPR (законного постоянного жителя)
  • Предыстория, брак и история
  • Моральный характер
  • Отношения с США и их основателями
  • Решение принести присягу на верность стране

Во время собеседования сотрудник USCIS проверит ваше знание английского языка. Офицер хочет убедиться, что вы сможете ассимилироваться в американском обществе.

Узнайте все о 100 вопросах и ответах теста на гражданство в 2023 году

Что делать, если я потерял свидетельство о натурализации?

Если вы потеряли или повредили свое свидетельство о натурализации, вы можете подать заявление на получение нового, заполнив форму N-565 в USCIS.

Если вы заинтересованы в продолжении процесса натурализации, вам следует обратиться за помощью к опытному юристу по вопросам гражданства. Они смогут наилучшим образом помочь вам перейти от статуса постоянного жителя к полному гражданству США. Сделайте первый шаг, записавшись на консультацию с юристом VisaNation Law Group.

Гражданство и участие – Пособие по обучению молодежи правам человека

Что такое гражданство?

Традиции и подходы к гражданству различаются на протяжении всей истории и по всему миру в зависимости от страны, истории, общества, культуры и идеологии, что приводит к различным пониманиям концепции гражданства.

Происхождение гражданства можно проследить до Древней Греции, когда «граждане» были теми, кто имел законное право участвовать в делах государства. Однако далеко не все были гражданами: рабы, крестьяне, женщины или постоянно проживающие иностранцы были простыми подданными. Для тех, кто имел привилегированный статус граждан, идея «гражданской добродетели» или «хорошего» гражданина была важной частью концепции, поскольку участие считалось не только правом, но и, прежде всего, обязанность. Гражданин, не выполнявший свои обязанности, считался социально разрушительным.

Это понятие гражданства отражено и в сегодняшнем наиболее распространенном понимании гражданства, которое относится к правовым отношениям между человеком и государством. Большинство людей в мире являются законными гражданами того или иного национального государства, и это дает им определенные привилегии или права. Быть гражданином также налагает определенные обязанности с точки зрения того, что государство ожидает от лиц, находящихся под его юрисдикцией. Таким образом, граждане выполняют определенные обязательства перед своим государством, а взамен могут рассчитывать на защиту своих жизненно важных интересов.

Однако концепция гражданства имеет гораздо больше значений, чем юридическое гражданство. В настоящее время «гражданство» представляет собой гораздо больше, чем юридическая конструкция, и связано, помимо прочего, с личным чувством принадлежности, например, чувством принадлежности к сообществу, которое вы можете формировать и на которое вы можете напрямую влиять.

Такое сообщество можно определить с помощью множества элементов, например, общего морального кодекса, идентичного набора прав и обязанностей, лояльности к общей цивилизации или чувства идентичности. В географическом смысле «сообщество» обычно определяется на двух основных уровнях, различая местное сообщество, в котором живет человек, и государство, к которому человек принадлежит.

В отношениях между личностью и обществом можно выделить четыре измерения, которые соотносятся с четырьмя подсистемами, которые можно распознать в обществе и которые необходимы для его существования: политико-правовое измерение, социальное измерение, культурное измерение и экономический аспект. 1

Политическое измерение гражданства относится к политическим правам и обязанностям по отношению к политической системе. Развитие этого измерения должно происходить через знание политической системы и поощрение демократических взглядов и навыков участия.

социальное измерение гражданственности связано с поведением между людьми в обществе и требует определенной степени лояльности и солидарности. Социальные навыки и знание социальных отношений в обществе необходимы для развития этого измерения.

культурное измерение гражданственности относится к осознанию общего культурного наследия. Это культурное измерение следует развивать посредством знания культурного наследия, истории и базовых навыков (языковая компетенция, чтение и письмо).

экономическое измерение гражданства касается отношений между человеком и рынком труда и потребительским рынком. Оно подразумевает право на труд и на прожиточный минимум. Экономические навыки (для работы и других видов экономической деятельности) и профессиональная подготовка играют ключевую роль в выполнении этого экономического аспекта.

Эти четыре аспекта гражданственности достигаются через процессы социализации, которые происходят в школе, в семьях, общественных организациях, политических партиях, а также через ассоциации, средства массовой информации, соседство и группы сверстников.
Как и в случае с четырьмя ножками стула, каждый человек должен иметь возможность использовать четыре измерения сбалансированным и равным образом, иначе полное гражданство будет несбалансированным.

Вопрос: Какие чувства принадлежности вы признаете в себе?

Когда мы являемся частью сообщества, мы можем влиять на него, участвовать в его развитии и способствовать его благополучию. Поэтому гражданственность понимается и как практика – практика активной роли в нашем обществе. Такое участие может быть в нашем районе, в формальной или неформальной социальной группе, в нашей стране или во всем мире. понятие активное гражданство подразумевает работу над улучшением своего сообщества посредством участия в улучшении жизни всех членов сообщества. Демократическое гражданство — тесно связанная концепция, которая подчеркивает веру в то, что гражданство должно основываться на демократических принципах и ценностях, таких как плюрализм, уважение человеческого достоинства и верховенство закона.

Вопрос: Считаете ли Вы себя активным гражданином?

Гражданство, участие и права человека

Статья 15 Всеобщей декларации прав человека признает право на гражданство, право изменить свое гражданство и право не быть лишенным гражданства. Право на гражданство подтверждено во многих других международных документах, в том числе в Европейской конвенции о гражданстве Совета Европы (1997 г.). В контексте международных норм «национальность» и «гражданство» обычно используются как синонимы. Это относится и к Конвенции, как подчеркивается в ее пояснительном докладе 9. 0189 4 : гражданство «…относится к конкретным правовым отношениям между лицом и государством, которые признаются этим государством. …в отношении действия Конвенции термины «национальность» и «гражданство» являются синонимами».

Право на гражданство чрезвычайно важно, поскольку оно влияет на повседневную жизнь людей в каждой стране. Быть признанным гражданином страны имеет много юридических преимуществ, которые могут включать — в зависимости от страны — право голоса, право занимать государственные должности, на социальное обеспечение, на медицинское обслуживание, государственное образование, на постоянное проживание, на владение землей , или заняться трудоустройством, среди прочего.
Хотя каждая страна может определять, кто является ее гражданами и гражданами, а также какими правами и обязанностями они обладают, международные документы по правам человека налагают некоторые ограничения на государственный суверенитет в отношении регулирования гражданства. В частности, универсальный принцип недискриминации прав человека и принцип, согласно которому следует избегать безгражданства, ограничивают свободу действий государства в отношении гражданства.

Участие в политической и культурной жизни является основным правом человека, признанным в ряде международных договоров по правам человека, начиная со Всеобщей декларации прав человека, которая предусматривает право на участие в государственных и свободных выборах, право на участие в культурной жизни общества, право на мирные собрания и ассоциации, а также право на вступление в профсоюзы. Участие также является основным принципом прав человека, а также условием эффективной демократической гражданственности для всех людей.

Участие является одним из руководящих принципов Конвенции о правах ребенка. В этом договоре говорится, что дети (все люди моложе восемнадцати лет) имеют право на то, чтобы их голос был услышан, когда взрослые принимают затрагивающие их решения, и их взглядам следует уделять должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Они имеют право свободно выражать свое мнение, а также получать и обмениваться информацией. Конвенция признает потенциал детей влиять на принятие важных для них решений, делиться мнениями и, таким образом, участвовать в качестве граждан и участников перемен.

Без полного спектра прав человека доступ к участию становится трудным, если не невозможным. Слабое здоровье, низкий уровень образования, ограничения свободы слова, бедность и т. д. — все это влияет на нашу способность принимать участие в процессах и структурах, затрагивающих нас и наши права. Точно так же без участия многие права человека труднодоступны. Это участие, благодаря которому мы можем построить общество, основанное на правах человека, развить социальную сплоченность, сделать так, чтобы наш голос был услышан, чтобы влиять на лиц, принимающих решения, добиваться перемен и, в конечном итоге, быть субъектом, а не объектом нашей собственной жизни.

Вопрос: Какие формы участия или участия, кроме голосования на выборах, возможны для рядового гражданина?

Осуществление гражданства

Много дискуссий о гражданстве сосредоточено на проблеме повышения вовлеченности и участия граждан в процессах демократического общества. Все больше осознается, что периодического голосования граждан недостаточно ни с точки зрения обеспечения полной подотчетности тех, кто управляет в промежуточный период, ни с точки зрения поощрения чувства расширения прав и возможностей среди простых граждан. Кроме того, низкая явка избирателей свидетельствует об уровне политической апатии среди населения, что серьезно подрывает эффективное функционирование демократии.

Второй блок вопросов касается лиц, которые по той или иной причине не пользуются всеми преимуществами гражданства. Одним из аспектов этого является результат продолжающихся моделей дискриминации в обществе: группы меньшинств могут очень часто иметь официальное гражданство страны, в которой они живут, но все же могут быть лишены возможности полноценного участия в жизни этого общества.

Второй аспект проблемы является следствием усиливающейся глобализации, включая новые модели работы и миграцию, что приводит к тому, что значительное число людей во всем мире проживает за границей, но не может подать заявление на официальное гражданство. К таким людям могут относиться рабочие-иммигранты, беженцы, временно проживающие или даже те, кто решил обосноваться в другой стране на постоянное жительство.

Вопрос: Должны ли рабочие-иммигранты иметь право на некоторые преимущества гражданства, если не на формальное гражданство?

Третьим аспектом является проблема безгражданства. Хотя право на гражданство является правом человека, гарантированным международным правом в области прав человека, миллионы людей во всем мире не являются гражданами какой-либо страны. По оценкам УВКБ ООН, агентства ООН по делам беженцев, на конец 2010 года насчитывалось 12 миллионов лиц без гражданства. Безгражданство часто является результатом распада таких стран, как Советский Союз или Югославия, но лица без гражданства могут также включать перемещенные лица, изгнанные мигранты и лица, чье рождение не было зарегистрировано властями.

Формы участия

Участие граждан в управлении государством считается краеугольным камнем демократии и может осуществляться с помощью различных механизмов и форм и на различных уровнях. Было разработано несколько моделей участия, самой ранней и, вероятно, самой известной из них была лестница участия Шерри Арнштейн (1969).

Арнстейн определил восемь уровней участия, каждый из которых соответствует одной ступени лестницы, от минимального участия или полного отсутствия участия граждан на одном конце до формы, полностью управляемой гражданами, на другом. Чем выше вы находитесь на лестнице, тем больше у вас власти в определении результата. Две нижние ступени — манипуляция и терапия — не предполагают участия, и их следует избегать. Следующие три шага — информирование, консультация и умиротворение — носят символический характер; они позволяют гражданам иметь право голоса и быть услышанными, но их взгляды могут не учитываться должным образом власть имущими. Последние три шага – партнерство, делегированная власть и гражданский контроль – представляют собой реальную гражданскую власть и наиболее полную форму участия граждан.

Права против реальности

Общины рома регулярно подвергаются дискриминации во многих частях Европы. В некоторых случаях цыганам отказывают в гражданстве стран, в которых они живут. Когда в 1990-х годах распались Чехословакия и Югославия, некоторые рома остались без гражданства, потому что государства-правопреемники считали их принадлежащими другим странам и ввели законы, лишавшие их гражданства. Кроме того, родители-рома, не имеющие гражданства или мигрировавшие в другую страну, часто не регистрируют своих детей, даже несмотря на то, что такие дети имеют право на получение гражданства в соответствии с международным правом. Как следствие, такие дети не могут получить доступ к некоторым из своих основных прав, таких как здравоохранение или образование. Другие общины, ведущие кочевой образ жизни, например Путешественники в Великобритании, могут столкнуться с аналогичными проблемами.
Даже когда цыгане формально признаются гражданами, они могут быть лишены права полноценного участия в жизни своих сообществ и на практике обращаться с ними как с гражданами второго сорта из-за широко распространенной дискриминации и предубеждений.

Модель Арнштейна была усовершенствована Роджером Хартом и адаптирована к проблеме участия детей и молодежи. Харт заявил, что участие является основным правом гражданства 7 , потому что это способ узнать, что значит быть гражданином и как им быть. Участие молодежи также можно рассматривать как форму партнерства молодежи и взрослых. Существуют различные степени, в которых молодежь может быть вовлечена или взять на себя ответственность, в зависимости от местной ситуации, ресурсов, потребностей и уровня опыта. Лестница участия Харта иллюстрирует различные степени участия детей и молодежи в проектах, организациях или сообществах. Вот восемь уровней вовлечения молодежи:

Ступень 8: Совместное принятие решений
Проекты или идеи инициируются молодыми людьми, которые приглашают взрослых принять участие в процессе принятия решений
в качестве партнеров.

Ступень 7: Молодежь возглавляет и инициирует
Проекты или идеи инициируются и направляются молодыми людьми; взрослых можно пригласить для оказания необходимой поддержки, но проект можно осуществить и без их вмешательства.

Ступень 6: Инициатива взрослых, общие решения с молодежью
Проекты инициируются взрослыми, но молодые люди приглашаются к участию в принятии решений и ответственности в качестве равных партнеров.

Ступень 5: Консультации и информирование молодых людей
Проекты инициируются и осуществляются взрослыми, но молодые люди дают советы и предложения и информируются о том, как эти предложения влияют на окончательные решения или результаты.

Ступень 4: Молодые люди назначены, но проинформированы
Проекты инициируются и осуществляются взрослыми; молодым людям предлагается взять на себя определенные роли или задачи в рамках проекта, но они осознают, какое влияние они имеют в действительности.

Ступень 3: Токенизм
Молодым людям отведены некоторые роли в проектах, но они не имеют реального влияния на какие-либо решения. Создается ложная видимость (преднамеренно или непреднамеренно) участия молодых людей, когда на самом деле у них нет выбора, что и как делать.

Ступень 2: Украшение
В проекте требуются молодые люди, которые будут представлять молодежь как неимущую группу. У них нет значимой роли (кроме того, что они присутствуют) и, как и в случае с украшениями, они размещаются на видном месте в рамках проекта или организации, чтобы их было легко заметить посторонним.


Есть много способов, которыми молодые люди играют активную роль в качестве граждан своего общества. В 2011 году был проведен опрос молодых людей в возрасте от 15 до 30 лет, проживающих в странах-членах ЕС, с целью выяснить, насколько молодые граждане ЕС участвуют в жизни общества. Основное внимание уделялось их участию в организациях (например, спортивных клубах, добровольных организациях), политических выборах, волонтерской деятельности и проектах, способствующих сотрудничеству с молодежью в других странах. Ступень 1: Манипуляция
К участию в проекте приглашаются молодые люди, но они не имеют реального влияния на решения и результаты. На самом деле их присутствие используется для достижения некоторых других целей, таких как победа на местных выборах, создание лучшего имиджа учреждения или получение дополнительных средств от учреждений, поддерживающих участие молодежи.

Выводы включали следующее:

  • Во всех странах меньшинство молодых людей заявило, что они участвовали в мероприятиях, направленных на укрепление сотрудничества с молодежью из других стран; этот показатель колебался от 4% в Италии до 16% в Австрии.
  • Около четверти молодых людей были вовлечены в организованную волонтерскую деятельность в 2010 году. Самые высокие показатели были отмечены в Словении, Дании, Ирландии и Нидерландах (36%-40%).
  • Среди молодых людей, которые были достаточно взрослыми, чтобы голосовать, примерно 8 из 10 сказали, что они голосовали на политических выборах на местном, региональном, национальном уровне или уровне ЕС в предыдущие три года. Это варьировалось от 67% в Люксембурге до 93% в Бельгии (где голосование является обязательным).
  • Примерно треть молодых людей в ЕС в 2010 году занималась спортом в спортивных клубах. Около шестой участвовал в молодежных организациях, а каждый седьмой участвовал в мероприятиях культурных организаций. 8

Вопрос: Как сделать так, чтобы ваш голос был услышан в вашей молодежной группе, организации или школе?

Участие молодежи в Совете Европы

Целью молодежной политики Совета Европы является предоставление молодым людям — девочкам и мальчикам, молодым женщинам и юношам — равных возможностей и опыта, позволяющих им развивать знания, навыки и компетентности, чтобы играть полноценную роль во всех аспектах жизни общества. 9

Совет Европы играет важную роль в поддержке и поощрении участия и активной гражданской позиции. Участие занимает центральное место в молодежной политике Совета по различным причинам:

  • Молодежная политика должна способствовать участию молодых людей в различных сферах жизни общества, особенно в тех, которые имеют к ним непосредственное отношение. Это включает в себя поддержку молодежных организаций, создание молодежных платформ или консультативных органов, признание роли студенческих советов и студенческих союзов в управлении школами и так далее.
  • Молодежная политика должна разрабатываться, реализовываться и оцениваться с участием молодых людей, а именно таким образом, чтобы учитывать приоритеты, точки зрения и интересы молодых людей и вовлекать их в процесс. Это может быть сделано через молодежные советы и форумы (национальные, региональные или местные) и/или с помощью других способов консультирования молодых людей, включая формы электронного участия.
  • Молодежная политика и программы должны поощрять подходы к обучению и действиям, ориентированные на участников, такие как образование в области прав человека, посредством которого участники проявляют и учатся участию и гражданственности.

Эти аспекты участия молодежи отражают подходы Пересмотренной Европейской хартии об участии молодежи в местной и региональной жизни, в которой подчеркивается, что:
участвовать означает оказывать влияние и нести ответственность за решения и действия, влияющие на жизнь молодежи люди или просто важны для них. Таким образом, на практике это может означать голосование на местных выборах, а также создание молодежной организации или интернет-форума для обмена информацией об увлечениях и интересах или других творческих способах проведения свободного времени. Определение участия, данное в Хартии, также свидетельствует об изменении подхода к молодежи и ее вовлечению. С молодыми людьми не обращаются как с жертвами или как с уязвимой группой, нуждающейся в защите и помощи (так называемый «проблемный подход»). С ними не обращаются как с объектами вмешательства взрослых, которые предполагают, что они знают, что лучше для молодых людей. Молодые люди теперь рассматриваются как активные участники организаций или общественной жизни; они рассматриваются как партнеры с большим потенциалом, талантами и сильными сторонами. У них должна быть возможность выражать свои потребности и находить способы их удовлетворения. 10

Европейская хартия участия молодежи в местной и региональной жизни 11 (выпущена в 1992 г. и пересмотрена в 2003 г.) является международным программным документом, одобренным Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы. . Хартия состоит из трех частей, касающихся различных аспектов участия молодежи на местном уровне. Первый предоставляет местным и региональным властям рекомендации по проведению политики, затрагивающей молодежь в ряде областей. Во второй части представлены инструменты для дальнейшего участия молодежи. Наконец, в третьем разделе даются советы о том, как создать институциональные условия для участия молодежи.

Хартия выделяет 14 сфер, в которых должны участвовать молодые люди. Это следующие:
1. спорт, отдых и общественная жизнь
2. работа и занятость
3. жилье и транспорт
4. образование и обучение
5. мобильность и межкультурный обмен
6. здоровье
7. равенство женщин и мужчины
8. молодежь в сельской местности
9. доступ к культуре
10. устойчивое развитие и окружающая среда
11. насилие и преступность
12. борьба с дискриминацией
13. любовь и сексуальность
14. доступ к правам и закону.

Уникальным способом реализации участия молодежи в молодежной политике Совет Европы внедрил систему совместного управления в своем молодежном секторе, где представители европейских неправительственных молодежных организаций и правительственные чиновники работают вместе, чтобы определить приоритеты и сделать рекомендации относительно молодежи. Эта система совместного управления состоит из трех органов: Европейский руководящий комитет по делам молодежи , Консультативный совет по делам молодежи и Объединенный совет по делам молодежи .
Консультативный совет состоит из 30 представителей молодежных НПО и сетей, которые высказывают свое мнение и вносят свой вклад в деятельность молодежного сектора. Его задачей является формулирование мнений и предложений по любому вопросу, касающемуся молодежи, в рамках Совета Европы.
Европейский руководящий комитет по делам молодежи (CDEJ) состоит из представителей министерств и организаций, отвечающих за вопросы молодежи, из государств-участников Европейской культурной конвенции. Он поощряет более тесное сотрудничество между правительствами по вопросам молодежи и предоставляет форум для сравнения национальных молодежных политик, обмена передовым опытом и разработки стандартных текстов. CDEJ также организует конференции европейских министров, отвечающих за вопросы молодежи, и разрабатывает законы и постановления о молодежной политике в государствах-членах.
Объединенный совет по делам молодежи объединяет CDEJ и Консультативный совет в орган совместного принятия решений, который устанавливает приоритеты, цели и бюджеты молодежного сектора.

Endnotes

1 Эти четыре аспекта гражданственности были разработаны Руудом Вельдхуисом в работе «Образование демократической гражданственности: аспекты гражданственности, основные компетенции, переменные и международная деятельность», Страсбург, Совет Европы, 1997 г., документ DECS/CIT ( 97) 23, цитируется здесь из T-Kit 7 – Under Construction, T-Kit on European Citizenship, Совет Европы и Европейская комиссия, Страсбург, 2003 г.
2 T-Kit 7 – В разработке, T-Kit по европейскому гражданству, Совет Европы и Европейская комиссия, Страсбург, 2003 г.
3 Петер Лауритцен, основной доклад об участии, представленный на учебном курсе по разработке и реализации проектов участия на местном и региональном уровне, Европейский молодежный центр, июнь 2006 г.
4 Пояснительный доклад к Европейской конвенции о гражданстве, статья 2, пар. 23:
http://conventions.coe.int/Treaty/en/reports/html/166.htm#FN2
5 Меган Роулинг цитирует Томаса Хаммарберга, Комиссара Совета Европы по правам человека, в статье: «Глава по правам человека призывает Европу сделать рома гражданами без гражданства», AlertNet, 23 августа 2011 г.: www.trust.org/alertnet/news/interview-eu-governments-
6 Шерри Р. Арнштейн, «Лестница участия граждан», JAIP, Vol. 35, № 4, июль 1969 г., стр. 216.
7 Роджер Харт, Детское участие: от символизма к гражданству, Исследовательский центр ЮНИСЕФ Innocenti, Флоренция, 1992
8 «Молодежь в движении», Аналитический отчет, Европейская комиссия, май 2011 г.