Строение и функции белков — задания
Вернуться к теме «Строение и функции белков»
Задания по теме «Строение и функции белков» для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по биологии
СКОРО! — Видео с объяснениями — СКОРО!
1. Установите соответствие между характеристикой химического вещества и веществом в организме человека
ФУНКЦИИ ВЕЩЕСТВ |
|
ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА |
А) специфичные катализаторы химических реакций Б) представлены только белками В) бывают белковой и липидной природы Г) необходимы для нормального обмена веществ Д) выделяются непосредственно в кровь Е) в основном поступают вместе с пищей |
|
1) ферменты 2) гормоны 3) витамины |
Ответ: 112323
2. Выберите примеры функций белков, осуществляемых ими на клеточном уровне жизни
1) обеспечивают транспорт ионов через мембрану
2) входят в состав волос, перьев
3) формируют кожные покровы
4) антитела связывают антигены
5) запасают кислород в мышцах
6) обеспечивают работу веретена деления
Ответ: 156
3. Выберите особенности строения молекул белков
1) состоят из жирных кислот
2) состоят из аминокислот
3) мономеры молекулы удерживаются пептидными связями
4) состоят из одинаковых по строению мономеров
5) представляют собой многоатомные спирты
6) четвертичная структура молекул состоит из нескольких глобул
Ответ: 236
4. Выберите три функции, характерные только для белков
1) энергетическая
2) каталитическая
3) двигательная
4) транспортная
5) структурная
6) запасающая
Ответ: 234
5. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания значения белков в организме человека и животных. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны
1) служат основным строительным материалом
2) расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот
3) образуются из аминокислот
4) в печени превращаются в гликоген
5) в качестве ферментов ускоряют химические реакции
Ответ: 24
6. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы инсулина. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1) состоит из аминокислот
2) гормон надпочечников
3) катализатор многих химических реакций
4) гормон поджелудочной железы
5) вещество белковой природы
Ответ: 23
7. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания яичного белка альбумина. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1) состоит из аминокислот
2) пищеварительный фермент
3) денатурирует обратимо при варке яйца
4) мономеры связаны пептидными связями
5) молекула образует первичную, вторичную и третичную структуры
Ответ: 23
8. Белки в организме человека и животных
1) служат основным строительным материалом
2) расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот
3) образуются из аминокислот
4) в печени превращаются в гликоген
5) откладываются в запас
6) в качестве ферментов ускоряют химические реакции
Ответ: 136
9. Установите соответствие между характеристикой и функцией белка, которую он выполняет
ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЛКА |
|
ФУНКЦИЯ БЕЛКА |
А) входит в состав центриолей Б) образует рибосомы В) представляет собой гормон Г) формирует мембраны клеток Д) изменяет активность генов |
|
1) регуляторная 2) структурная
|
Ответ: 22121
10. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера пред-ложений, в которых сделаны ошибки, объясните их
1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.
1) 2 — Это биополимеры, мономерами которых являются аминокислоты;
2) 5 — В молекулах ДНК зашифрована наследственная информация;
3) 6 — Молекулы белка и рРНК входят в состав рибосом.
11. Какова природа большинства ферментов и почему они теряют свою активность при повышении уровня радиации?
1) большинство ферментов — белки;
2) под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента.
12. Почему человек без опасных последствий употребляет в пищу белки в виде мяса, рыбы, яиц, а вводить белки сразу в кровь для питания больных ни в коем случае нельзя?
1) белки в пищеварительном тракте, в желудке, в кислой среде расщепляются до аминокислот ферментами пептидазами;
2) в кровь попадают уже аминокислоты и разносятся к клеткам тканей;
3) введение в кровь чужеродных белков вызовет иммунную реакцию, отторжение, возможна даже гибель больного.
13. Может ли человек питаться только жирами, исключив из рациона белковую пищу?
1) Не может.
2) Отсутствие белков приведет к тому, что в клетках не будут выполняться следующие функции: ферментативная, двигательная, защитная, транспортная.
3) Синтез белков из жиров невозможен, т.к. белки имеют более сложное строение (их молекулы включают азот и серу).
14. Почему повышение температуры выше 40° опасно для жизни?
При повышении температуры выше 40 градусов, происходит денатурация (разрушение) белков, в том числе ферментов.
Химический состав клетки
Задание 4 Химический состав клетки
1. Выберите примеры функций белков, осуществляемых ими на клеточном уровне жизни.
1) обеспечивают транспорт ионов через мембрану 2) входят в состав волос, перьев
3) формируют кожные покровы 4) антитела связывают антигены
5) запасают кислород в мышцах 6) обеспечивают работу веретена деления
2. Выберите признаки РНК.
1) содержится в рибосомах и ядрышке 2) способна к репликации
3) состоит из одной цепи 4) содержится в хромосомах
5) набор нуклеотидов АТГЦ 6) набор нуклеотидов АГЦУ
3. Какие функции выполняют липиды в организме животных?
1) ферментативную 2) запасающую 3) энергетическую
4) структурную 5) сократительную 6) рецепторную
4. Какие функции выполняют углеводы в организме животных?
1) каталитическую 2) структурную 3) запасающую 4) гормональную
5) сократительную 6) энергетическую
5. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот
1) участвуют в образовании плазматической мембраны
2) входят в состав хромосом
3) участвуют в гуморальной регуляции
4) осуществляют транспортную функцию
5) выполняют защитную функцию
6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме
6. Какие из перечисленных белков невозможно обнаружить внутри мышечной клетки?
1) актин 2) гемоглобин 3) фибриноген 4) АТФаза
5) РНК-полимераза 6) трипсин
7. Выберите особенности строения молекул белков.
1) состоят из жирных кислот
2) состоят из аминокислот
3) мономеры молекулы удерживаются пептидными связями
4) состоят из одинаковых по строению мономеров
5) представляют собой многоатомные спирты
6) четвертичная структура молекул состоит из нескольких глобул
8. Выберите три функции, характерные только для белков.
1) энергетическая 2) каталитическая 3) двигательная
4) транспортная 5) структурная 6) запасающая
9. Какие функции выполняют в клетке молекулы углеводов и липидов?
1) информационную 2) каталитическую 3) строительную
4) энергетическую 5) запасающую 6) двигательную
10. Все приведённые ниже химические элементы, кроме двух, являются органогенами. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) водород 2) азот 3) магний 4) хлор 5) кислород
11. Все приведённые ниже химические элементы, кроме двух, являются макроэлементами. Определите два элемента, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) цинк 2) селен 3) магний 4) азот 5) фосфор
12. Выберите ТРИ функции ДНК в клетке
1) посредник в передаче наследственной информации
2) хранение наследственной информации
3) кодирование аминокислот
4) матрица для синтеза иРНК
5) регуляторная
6) структурирование хромосом
13. Молекула ДНК
1) полимер, мономером которого является нуклеотид
2) полимер, мономером которого является аминокислота
3) двуцепочный полимер
4) одноцепочный полимер
5) содержит наследственную информацию
6) выполняет энергетическую функцию в клетке
14. Какие признаки характерны для молекулы ДНК?
1) состоит из одной полипептидной нити
2) состоит из двух полинуклеотидных нитей, закрученных в спираль
3) имеет нуклеотид, содержащий урацил
4) имеет нуклеотид, содержащий тимин
5) сохраняет наследственную информацию
6) переносит информацию о строении белка из ядра к рибосоме
15. Моносахариды в клетке выполняют функции:
1) энергетическую 2) составных компонентов полимеров
3) информационную 4) составных компонентов нуклеиновых кислот
5) защитную 6) транспортную
16. Чем молекула иРНК отличается от ДНК?
1) переносит наследственную информацию из ядра к рибосоме
2) в состав нуклеотидов входят остатки азотистых оснований, углевода и фосфорной кислоты
3) состоит из одной полинуклеотидной нити
4) состоит из связанных между собой двух полинуклеотидных нитей
5) в ее состав входит углевод рибоза и азотистое основание урацил
6) в ее состав входит углевод дезоксирибоза и азотистое основание тимин
17. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, являются функциями липидов. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) запасающую 2) гормональную 3) ферментативную
4) переносчика наследственной информации 5) энергетическую
18. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания белков и их значения в организме человека и животных. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) служат основным строительным материалом
2) расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот
3) образуются из аминокислот
4) в печени превращаются в гликоген
5) в качестве ферментов ускоряют химические реакции
19. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль
2) переносит информацию к месту синтеза белка
3) в комплексе с белками строит тело рибосомы
4) способна самоудваиваться
5) в комплексе с белками образует хромосомы
20. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для определения функций липидов в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) запасающая 2) регуляторная 3) транспортная
4) ферментативная 5) строительная
21. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций нуклеиновых кислот в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) осуществляют гомеостаз
2) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме
3) участвуют в биосинтезе белка
4) входят в состав клеточной мембраны
5) транспортируют аминокислоты
22. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из двух цепей, образующих спираль 2) содержит нуклеотиды АТГЦ
3) в состав входит сахар рибоза 4) самоудваивается
5) участвует в процессе трансляции
23. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы инсулина. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1) состоит из аминокислот 2) гормон надпочечников
3) катализатор многих химических реакций
4) гормон поджелудочной железы 5) вещество белковой природы
24. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания яичного белка альбумина. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из аминокислот
2) пищеварительный фермент
3) денатурирует обратимо при варке яйца
4) мономеры связаны пептидными связями
5) молекула образует первичную, вторичную и третичную структуры
25. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы РНК. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль
2) переносит информацию к месту синтеза белка
3) в комплексе с белками строит тело рибосомы
4) способна самоудваиваться
5) переносит аминокислоты к месту синтеза белка
26. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания крахмала. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) представляет собой полимер альфа-глюкозы
2) содержится в амилопластах в форме зерен
3) образуется в митохондриях клеток растений
4) представляет собой смесь амилозы и амилопектина
5) накапливается в клетках печени и мышц
27. В се перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке молекулы. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) у эукариот синтезируется в ядре
2) содержит урацил и рибозу
3) содержит остатки фосфорной кислоты
4) содержит информацию о структуре белков
5) бывает информационной
28. Все перечисленные ниже функции, кроме двух, присущи липидам в организме. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) структурная 2) ферментативная 3) регуляторная 4) запасающая 5) иммунная
ОТВЕТЫ Задание 4 Химический состав клетки
1. Выберите примеры функций белков, осуществляемых ими на клеточном уровне жизни
1) обеспечивают транспорт ионов через мембрану
2) входят в состав волос, перьев
3) формируют кожные покровы
4) антитела связывают антигены
5) запасают кислород в мышцах
6) обеспечивают работу веретена деления
Ответ: 156
2. Выберите признаки РНК.
1) содержится в рибосомах и ядрышке 2) способна к репликации
3) состоит из одной цепи 4) содержится в хромосомах
5) набор нуклеотидов АТГЦ 6) набор нуклеотидов АГЦУ
Ответ: 136
3. Какие функции выполняют липиды в организме животных?
1) ферментативную 2) запасающую 3) энергетическую
4) структурную 5) сократительную 6) рецепторную
Ответ: 234
4. Какие функции выполняют углеводы в организме животных?
1) каталитическую 2) структурную 3) запасающую 4) гормональную
5) сократительную 6) энергетическую
Ответ: 236
5. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот,
1) участвуют в образовании плазматической мембраны 2) входят в состав хромосом
3) участвуют в гуморальной регуляции 4) осуществляют транспортную функцию
5) выполняют защитную функцию 6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме
Ответ: 135
6. Какие из перечисленных белков невозможно обнаружить внутри мышечной клетки?
1) актин 2) гемоглобин 3) фибриноген
4) АТФаза 5) РНК-полимераза 6) трипсин
Ответ: 236
7. Выберите особенности строения молекул белков.
1) состоят из жирных кислот
2) состоят из аминокислот
3) мономеры молекулы удерживаются пептидными связями
4) состоят из одинаковых по строению мономеров
5) представляют собой многоатомные спирты
6) четвертичная структура молекул состоит из нескольких глобул
Ответ: 236
8. Выберите три функции, характерные только для белков.
1) энергетическая 2) каталитическая 3) двигательная 4) транспортная
5) структурная 6) запасающая
Ответ: 234
9. Какие функции выполняют в клетке молекулы углеводов и липидов?
1) информационную
2) каталитическую
3) строительную
4) энергетическую
5) запасающую
6) двигательную
Ответ: 345
10. Все приведённые ниже химические элементы, кроме двух, являются органогенами. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) водород 2) азот 3) магний 4) хлор 5) кислород
Ответ: 34|43
11. Все приведённые ниже химические элементы, кроме двух, являются макроэлементами. Определите два элемента, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) цинк 2) селен 3) магний 4) азот 5) фосфор
Ответ: 12
12. Выберите ТРИ функции ДНК в клетке
1) посредник в передаче наследственной информации
2) хранение наследственной информации
3) кодирование аминокислот 4) матрица для синтеза иРНК
5) регуляторная 6) структурирование хромосом
Ответ: 234
13. Молекула ДНК
1) полимер, мономером которого является нуклеотид
2) полимер, мономером которого является аминокислота 3) двуцепочный полимер
4) одноцепочный полимер 5) содержит наследственную информацию
6) выполняет энергетическую функцию в клетке
Ответ: 135
14. Какие признаки характерны для молекулы ДНК?
1) состоит из одной полипептидной нити
2) состоит из двух полинуклеотидных нитей, закрученных в спираль
3) имеет нуклеотид, содержащий урацил
4) имеет нуклеотид, содержащий тимин
5) сохраняет наследственную информацию
6) переносит информацию о строении белка из ядра к рибосоме
Ответ: 245
15. Моносахариды в клетке выполняют функции:
1) энергетическую 2) составных компонентов полимеров
3) информационную 4) составных компонентов нуклеиновых кислот
5) защитную 6) транспортную
Ответ: 124
16. Чем молекула иРНК отличается от ДНК?
1) переносит наследственную информацию из ядра к рибосоме
2) в состав нуклеотидов входят остатки азотистых оснований, углевода и фосфорной кислоты
3) состоит из одной полинуклеотидной нити
4) состоит из связанных между собой двух полинуклеотидных нитей
5) в ее состав входит углевод рибоза и азотистое основание урацил
6) в ее состав входит углевод дезоксирибоза и азотистое основание тимин
Ответ: 135
17. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, являются функциями липидов. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) запасающую 2) гормональную 3) ферментативную
4) переносчика наследственной информации 5) энергетическую
Ответ: 34
18. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания белков и их значения в организме человека и животных. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) служат основным строительным материалом
2) расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот
3) образуются из аминокислот
4) в печени превращаются в гликоген
5) в качестве ферментов ускоряют химические реакции
Ответ: 24
19. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль
2) переносит информацию к месту синтеза белка
3) в комплексе с белками строит тело рибосомы
4) способна самоудваиваться
5) в комплексе с белками образует хромосомы
Ответ: 23|32
20. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для определения функций липидов в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) запасающая 2) регуляторная 3) транспортная 4) ферментативная 5) строительная
Ответ: 34
21. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций нуклеиновых кислот в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) осуществляют гомеостаз
2) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме
3) участвуют в биосинтезе белка 4) входят в состав клеточной мембраны
5) транспортируют аминокислоты
Ответ: 14
22. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из двух цепей, образующих спираль 2) содержит нуклеотиды АТГЦ
3) в состав входит сахар рибоза 4) самоудваивается 5) участвует в процессе трансляции
Ответ: 35
23. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы инсулина. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1) состоит из аминокислот 2) гормон надпочечников
3) катализатор многих химических реакций 4) гормон поджелудочной железы
5) вещество белковой природы
Ответ: 23
24. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания яичного белка альбумина. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из аминокислот 2) пищеварительный фермент
3) денатурирует обратимо при варке яйца 4) мономеры связаны пептидными связями
5) молекула образует первичную, вторичную и третичную структуры
Ответ: 23
25. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы РНК. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль
2) переносит информацию к месту синтеза белка
3) в комплексе с белками строит тело рибосомы
4) способна самоудваиваться
5) переносит аминокислоты к месту синтеза белка Ответ: 14
26. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания крахмала. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) представляет собой полимер альфа-глюкозы 2) содержится в амилопластах в форме зерен
3) образуется в митохондриях клеток растений
4) представляет собой смесь амилозы и амилопектина
5) накапливается в клетках печени и мышц Ответ: 35
27. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке молекулы. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1 ) у эукариот синтезируется в ядре
2) содержит урацил и рибозу
3) содержит остатки фосфорной кислоты
4) содержит информацию о структуре белков
5) бывает информационной
Ответ: 25
28. Все перечисленные ниже функции, кроме двух, присущи липидам в организме. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) структурная 2) ферментативная 3) регуляторная 4) запасающая 5) иммунная
белков и экспрессия генов | Изучайте науку в Scitable
С точки зрения клеточной биологии изучение экспрессии генов тесно связано с нашим пониманием белков. Начиная с ранних работ Кристиана Анфинсена в 1950-х годах мы знаем, что последовательность аминокислот в белке определяет его окончательную трехмерную структуру. Исходя из этого, ученые неоднократно наблюдали, что структура белка диктует, где он будет действовать и что он будет делать. Нигде это не было более очевидным, чем с функцией ферментов. Форма и структура белков являются важнейшим аспектом биологии экспрессии генов и связывают наше понимание экспрессии генов с биологией клетки. Хотя в первую очередь речь идет о белковых молекулах, которые действуют на последовательности ДНК и РНК, таких как факторы транскрипции и гистоны, изучение экспрессии генов также сосредоточено на том, где в клетке модулируется экспрессия. Фактически модуляция экспрессии генов может происходить в ядре, цитоплазме или даже на клеточной мембране из-за воздействия белков на РНК в этих клеточных субрегионах.
Как ученые изучают форму и функции белков? Метод, называемый масс-спектрометрией, позволяет ученым определить последовательность аминокислот в белке. После того, как последовательность известна, сравнение ее аминокислотной последовательности с базами данных позволяет ученым обнаружить, существуют ли родственные белки, функция которых уже известна. Часто одинаковые аминокислотные последовательности будут иметь сходные функции в клетке. Аминокислотная последовательность также позволяет ученым предсказать заряд молекулы, ее размер и возможную трехмерную структуру. Заряд и размер позже могут быть подтверждены экспериментально (с помощью SDS-PAGE и двумерных гелей). Чтобы разобраться в тонкостях трехмерной структуры, ученые попытаются кристаллизовать белок, чтобы подтвердить его молекулярную структуру с помощью рентгеновской кристаллографии и/или спектроскопии ядерного магнитного резонанса (pNMR).
Как ученые изучают влияние белков на гены или другие белки? Хороший способ изучить функцию белка — посмотреть, что происходит в клетке, когда белка нет. Для этого ученые используют модельные системы, такие как клеточная культура или целые организмы, в которых они могут проверять функцию определенных белков или генов, модифицируя или мутируя их. Уровень экспрессии гена можно рассчитать путем измерения транскрибируемой мРНК (нозерн-блоттинг), экспрессированного белка (вестерн-блоттинг) или путем непосредственного окрашивания белка или мРНК, когда они еще находятся в клетке. Новые методы изменили то, как мы изучаем экспрессию генов — ДНК-микрочипы, серийный анализ экспрессии генов (SAGE) и высокопроизводительное секвенирование позволяют проводить более масштабные скрининги нескольких молекул одновременно и открывают возможности для новых и более широких вопросов. Чтобы проанализировать большие наборы данных и увидеть, как взаимодействуют сети молекул, новая дисциплина, называемая системной биологией, обеспечивает основу для этого более широкого и более интегрированного понимания регуляторных сетей.
Интересно, что белки не являются единственными регуляторами генов. Регуляторные молекулы имеют форму РНК и воздействуют на другие нуклеиновые кислоты, изменяя или разрушая их. Одним из примеров является семейство рибопереключателей, молекул рибонуклеиновой кислоты, которые образуют трехмерные структуры, которые останавливают транскрипцию или препятствуют ей при наличии надлежащего внешнего сигнала. Другим примером действия РНК на другие РНК является механизм РНК-интерференции (РНКи), при котором молекулы двухцепочечной РНК перед трансляцией разрушают мРНК, тем самым эффективно препятствуя экспрессии белка. Вскрытие этого механизма и его последующая экспериментальная имитация были благом для тех, кто интересовался манипулированием функциями генов.
В конечном счете, результаты таких исследований имеют фундаментальное значение, начиная с базового понимания нормального функционирования клеток, такого как дифференцировка, рост и деление клеток, и заканчивая предоставлением информации о радикально новых подходах к лечению заболеваний. На самом деле некоторые заболевания человека могут возникать просто из-за дефекта трехмерной структуры белка. Изучая экспрессию генов и белков, легко увидеть, как мельчайшие изменения на молекулярном уровне оказывают сильное влияние.
Изображение: Библиотека биохимических алгоритмов.
6.3: Функции белков — Медицина LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 21138
Цели обучения
- Описать различные функции белков в организме.
Белки строят мышцы и все ткани тела. Белки играют решающую роль в обеспечении структуры практически всех тканей организма. У некоторых белков есть другая «работа». Другими словами, они не являются частью структуры тела, но выполняют определенные задачи, такие как действие в качестве переносчика антител, ферментов и т. д. Вы уже узнали о некоторых из этих важных белков. Когда вы узнали о диабете, вы изучали гормоны инсулин и глюкагон. Это примеры двух белковых молекул, которые действуют как гормоны с очень специфическими и важными «работами» в отношении метаболизма углеводов.
Ферменты
Некоторые белки функционируют как ферменты. Ферменты – это белки, которые проводят определенные химические реакции. Задача фермента состоит в том, чтобы обеспечить место для химической реакции и снизить количество энергии и время, необходимое для протекания этой химической реакции (рис. \(\PageIndex{1}\)). Вот почему ферменты иногда называют катализаторами. В среднем каждую секунду в клетках происходит более ста химических реакций, и для большинства из них требуются ферменты. Одна только печень содержит более тысячи ферментных систем. Ферменты специфичны и будут использовать только определенные субстраты (или вещества на рисунке \(\PageIndex{1}\)), которые соответствуют их активному сайту, подобно тому, как замок можно открыть только с помощью определенного ключа. Почти каждая химическая реакция требует определенного фермента. К счастью, фермент может выполнять свою роль катализатора снова и снова, хотя в конечном итоге он разрушается и восстанавливается. Все функции организма, включая расщепление питательных веществ в желудке и тонком кишечнике, преобразование питательных веществ в молекулы, которые клетка может использовать, и построение всех макромолекул, включая сам белок, включают ферменты.
Рисунок \(\PageIndex{1}\): Ферменты — это белки. Работа фермента состоит в том, чтобы предоставить веществам место для химической реакции и образования продукта, а также уменьшить количество энергии и время, необходимое для этого. (CC BY-NC-SA 4.0; LibreTexts An Introduction to Nutrition (Zimmerman))Гормоны
Белки отвечают за синтез гормонов. Гормоны — это химические мессенджеры, которые вырабатываются в одной части тела, а затем переносятся кровью в другую часть тела. Когда гормон попадает в целевую ткань/часть тела, он передает сообщение, чтобы инициировать специфическую реакцию или клеточный процесс. Например, после еды уровень глюкозы в крови повышается. В ответ на повышение уровня глюкозы в крови поджелудочная железа выделяет гормон инсулин. Инсулин сообщает клеткам организма, что глюкоза доступна, и что они могут брать ее из крови и хранить или использовать для производства энергии или построения макромолекул. Основная функция гормонов — включать и выключать ферменты, поэтому некоторые белки могут даже регулировать действие других белков. Хотя не все гормоны состоят из белков, многие из них. Другие примеры гормонов, полученных из белков, включают глюкагон, мелатонин и гормон щитовидной железы.
Баланс жидкости и электролитов
Надлежащее потребление белка позволяет основным биологическим процессам организма поддерживать статус-кво в меняющейся окружающей среде. Баланс жидкости относится к поддержанию распределения воды в организме. Если слишком много воды из крови внезапно перемещается в ткани, это приводит к отеку и, возможно, к гибели клеток. Вода всегда течет из области с высокой концентрацией в область с низкой концентрацией (вы можете найти дополнительную информацию об этих концепциях и изображениях, которые рассматривают концепции в главе 7). В результате вода движется к областям с более высокой концентрацией других растворенных веществ, таких как белки и глюкоза. Белки притягивают жидкость, поэтому для равномерного распределения воды между кровью и клетками белки постоянно циркулируют в высокой концентрации в крови. Когда потребление белка недостаточно, это может вызвать отек (припухлость). Наиболее распространенным белком в крови является альбумин. Присутствие альбумина в крови делает концентрацию белка в крови близкой к таковой в клетках. Следовательно, обмен жидкостью между кровью и клетками не является экстремальным, а сводится к минимуму для сохранения статус-кво. Транспортные белки (обсуждаемые ниже) в клеточной мембране помогают поддерживать надлежащий баланс электролитов (таких как натрий и калий) внутри и снаружи клетки.
Кислотно-щелочной баланс (pH)
Белок также необходим для поддержания надлежащего баланса pH (показатель того, насколько кислым или щелочным является вещество) в крови. Шкала рН колеблется от 0 (сильнокислотный) до 14 (сильноосновной/щелочной). pH крови поддерживается между 7,35 и 7,45, что является слегка щелочным. Если кровь становится слишком кислой (состояние, известное как ацидоз), это означает, что уровень водорода (H
- Когда белки подвергаются воздействию кислот или оснований, белки меняют форму и перестают функционировать должным образом.
- В главе 4 вы узнали, что кислая кровь (из-за кетоацидоза) может привести к коме и/или смерти в крайних случаях.
В организме есть несколько систем, поддерживающих рН крови в пределах нормы для предотвращения проблем. Некоторые белки действуют как буферы и выделяют водород (H + ) в кровь, если он становится слишком щелочным. Белки также могут забирать водород из крови, если она становится слишком кислой. Высвобождая и забирая водород, когда это необходимо, белки поддерживают кислотно-щелочной баланс и удерживают рН крови в пределах нормы.
Транспорт
Белки также играют роль в транспортировке питательных веществ. Клеточная мембрана обычно непроницаема для крупных молекул. Чтобы доставлять в клетку необходимые питательные вещества и молекулы, в клеточной мембране существует множество транспортных белков. Некоторые из этих белков действуют как каналы, позволяющие определенным молекулам входить и выходить из клеток. Другие действуют как такси с односторонним движением и требуют энергии для работы (рис. \(\PageIndex{2}\)).
Рисунок \(\PageIndex{2}\): Молекулы перемещаются в клетки и из них с помощью транспортных белков, которые являются либо каналами, либо переносчиками. Облегченная диффузия в клеточной мембране, демонстрирующая ионные каналы (слева) и белки-переносчики (три справа). (CC0; автор: LadyofHats через Wikimedia Commons).
Антитела
Наша иммунная система предназначена для атаки и уничтожения чужеродных веществ. Когда чужеродное вещество атакует организм, иммунная система вырабатывает антитела (Рисунок \(\PageIndex{3}\)) для защиты от него. Антитела — это специальные белки, которые распознают уникальную молекулу вредоносных бактерий и вирусов, известную как антиген. Антитела связываются с антигеном и разрушают его. Антитела также запускают другие факторы иммунной системы для поиска и уничтожения нежелательных злоумышленников.
Рисунок \(\PageIndex{3}\): Антитела представляют собой белки, которые окружают и атакуют чужеродные вещества, прикрепляясь к антигенам на поверхности чужеродного вещества. Каждое антитело связывается с определенным антигеном; взаимодействие, подобное замку и ключу. (общественное достояние; автор Фвасконселлос через Wikimedia Commons)Заживление ран, регенерация тканей и функция нервов
Белки участвуют во всех аспектах заживления ран, процесса, который проходит в три этапа: воспаление, пролиферация и ремоделирование. Например, если вы получите небольшой порез, ваша кожа станет красной и воспаленной. Процесс заживления начинается с белков, таких как брадикинин, которые расширяют кровеносные сосуды в месте повреждения. Дополнительный белок, называемый фибрином, помогает защитить тромбоциты, которые образуют сгусток, чтобы остановить кровотечение. Затем, в фазе пролиферации, клетки перемещаются внутрь и восстанавливают поврежденную ткань, устанавливая новообразованные коллагеновые (белковые) волокна. Коллагеновые волокна помогают сблизить края раны. В фазе ремоделирования откладывается больше коллагена, образуя рубец. Рубцовая ткань лишь примерно на 80 процентов функционирует так же, как нормальная неповрежденная ткань. Если в рационе недостаточно белка, процесс заживления ран заметно замедляется.
В то время как заживление раны происходит только после получения травмы, в организме происходит другой процесс, называемый регенерацией тканей. При регенерации ткани создается точная структурная и функциональная копия старой ткани. В конечном итоге старая ткань заменяется совершенно новой, полностью функциональной тканью. Клетки постоянно разрушаются, ремонтируются и заменяются. Когда белки в клетках разрушаются, аминокислоты перерабатываются в новые белки. Некоторые клетки (такие как кожа, волосы, ногти и клетки кишечника) имеют очень высокую скорость регенерации, в то время как другие (такие как клетки сердечной мышцы и нервные клетки) не регенерируют на сколько-нибудь заметных уровнях. Регенерация тканей — это создание новых клеток (клеточное деление), для которого требуется множество различных белков, включая ферменты, транспортные белки, гормоны и коллаген. Клетки, выстилающие кишечник, регенерируют каждые три-пять дней. Диеты с недостаточным содержанием белка ухудшают регенерацию тканей, вызывая множество проблем со здоровьем, включая нарушение переваривания и всасывания питательных веществ.
Аминокислоты можно использовать для производства нейротрансмиттеров (например, адреналина), которые передают сообщения от одной нервной клетки к другой.
Источник энергии
Некоторые аминокислоты в белках можно разобрать и использовать для получения энергии. У здоровых людей белок мало способствует удовлетворению энергетических потребностей. Если рацион человека не содержит достаточного количества углеводов и жиров, его организм будет использовать аминокислоты для производства энергии. Когда белки необходимы для получения энергии, они берутся из крови и тканей организма (например, мышц). Чтобы использовать белки для получения энергии, требуется дезаминирование. Дезаминирование — это процесс, при котором аминогруппа удаляется из аминокислоты, а азот транспортируется в почки для выведения. Остальные компоненты метаболизируются для получения энергии. Чтобы защитить ткани нашего тела от разрушения для получения энергии, важно потреблять достаточное количество жиров и углеводов. Также важно отметить, что наш организм не может хранить избыток белка. Избыточное потребление белка приводит к выделению азота; остальные компоненты используются для получения энергии или превращаются в жир для последующего использования.
Ключевые выводы
- Белки выполняют множество функций, в том числе: действуют как ферменты и гормоны, поддерживают надлежащий баланс жидкости и кислотно-щелочного баланса, обеспечивают транспорт питательных веществ, вырабатывают антитела, способствуют заживлению ран и регенерации тканей, а также обеспечивают энергию, когда углеводы и жиры прием недостаточный.
Leave A Comment