Логопед в школе
Мережникова Мария Михайловна
(сайт http://merezhnikova.blogspot.ru/)
График работы логопеда
Рабочая программа логопедического обучения по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, фонемного распознавания, НОНР у обучающихся 2 – 4 классов общеобразовательного учреждения (doc, 247 kb)
Широко распространенно мнение о том, что логопеды только исправляют неправильное произношение звуков. Это не совсем так. Главной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом.
Основное направление работы учителя-логопеда в школе – это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Система работы включает в себя:
- развитие артикуляционной моторики;
- коррекцию произношения;
- развитие фонематического восприятия;
- накопление и совершенствование словаря;
обучение навыкам словообразования и словоизменения;
развитие грамматической стороны речи;
развитие связной речи.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
-
Развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления.
-
Формирование элементарных учебных навыков:
(уметь внимательно слушать учителя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки).
Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, и возникающих, в связи с этим, отклонениями в поведении.
Причины, вызывающие речевые отклонения многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание.
Работа учителя-логопеда начинается с обследования устной и письменной речи со 2 по 15 сентября.
В 1-х классах дети за логопедом повторяют слоги, слова, чистоговорки, предложения, называют предметные картинки, составляют рассказ по сюжетной картинке.
Так проверяются навыки звукопроизношения, звукобуквенного анализа, уровень развития фонематического слуха, навыки словоизменения и словообразования, словарный запас, грамматический строй речи, уровень развития связной речи. При этом ведется протокол обследования, на каждого ребенка составляется речевая карта, в которой фиксируются дефекты устной речи.
Во 2 – 3 классах идет обследование навыков письма, выполняются работы: тест, диктант, письмо по памяти.
Цель этих работ – выявить уровень сформированности навыков письма.
По результатам обследования формируются группы по структуре дефекта, составляется годовой, перспективный и тематический планы.
Результаты обследования доводятся до родителей и учителей .
По составленному и утвержденному расписанию начинаются занятия с детьми по коррекции устной и письменной речи.
Когда обращаться к логопеду?
Когда у вашего ребёнка встречаются следующие ошибки:
1) Пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
2) Перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «натуспила» (наступила);
3) Недописывание букв и слогов «дела» (делала), «лопат» (лопата);
4) Наращивание слов лишними буквами и слогами «тарава» (трава), «клюкиква» (клюква);
5) Искажение слова «наотух» (на охоту), «спеки» (с пенька);
6) Слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала);
7) Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофер. Работа шофёра очень трудная шофёру надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром.»;
8) Замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);
9) Нарушение смягчения согласных «василки» (васильки), «смали» (смяли).
10) У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они смешивают похожие по начертанию буквы: З – Э, У – Ч, и – у, б – д, о – а, х – ж, п – т, п – р, к – н, и – ц, ш – щ.
11) Часто встречаются аграмматизмы – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья»;
12) Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «в зяла» (взяла);
13) Дети, страдающие нарушениями письма, часто игнорируют точку в конце предложения, заглавную букву.